Сказка Иван – крестьянский сын и чудо-юдо русская народная текст с картинками
Народные, Русские народные сказки, Сказки, Сказки для детей 6 лет, Сказки для детей 7 лет, Сказки для детей постарше, Сказки для мальчиков, Сказки с картинками
25 июля 2017
2039
Комментарии к записи Сказка Иван — крестьянский сын и чудо-юдо отключены
русская народная сказка
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» краткое содержание:
Сказка «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» о трех братьях. Как то напало чудо-юдо на деревню и пошли братья спасать деревню. По дороге встретился им старик — снабдил братьев мечами, потом старуха, у которой они отдохнули. Когда пришли на место, решили дежурить ночью. В первую ночь пошел старший брат и проспал всю ночь, а Иван дрался и чудищем. Во вторую ночь пошел средний брат дежурить и тоже уснул — Иван опять дрался с чудо-Юдом. А на третью ночь Иван пошел дежурить и опять — таки дрался и чудищем, и наконец, победил его.
Но подслушал Иван разговор трех чудо-юдовых жен да матери, о том, как они решили отомстить братьям. Иван ничего братьям не сказал и стали они возвращаться в деревню. А жены чудо-юда и воду травили, и яблоки отравленные подкладывали, и ковер-самолет подсовывали — пытались братьев убить. Но Иван же знал о их плане и каждый раз спасал братьев. Так они живы — здоровы и вернулись домой. И стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
В сказке раскрывается тема мирного труда и защиты родной земли. Главный герой, Иван — крестьянский сын, является выразителем основной мысли сказки. Он олицетворяет собой лучшие качества простого народа — силу, смелость, находчивость, мужество. Именно он спасает родную землю и своих братьев от опасности от врагов.
Сказка Иван — крестьянский сын и чудо-юдо читать:
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка.
Жили они — не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеб засевали.
Разнеслась вдруг в том царстве-государстве весть: собирается чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, города-села огнем спалить.
Затужили старик со старухой, загоревали. А сыновья утешают их:
— Не горюйте, батюшка и матушка, пойдем мы на чудо-юдо, будем с ним биться насмерть. А чтобы вам одним не тосковать, пусть с вами Иванушка остается: он еще очень молод, чтоб на бой идти.
— Нет, — говорит Иван, — не к лицу мне дома оставаться да вас дожидаться, пойду и я с чудом-юдом биться!
Не стали старик со старухой Иванушку удерживать да отговаривать, и снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья мечи булатные, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.
Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Смотрят — кругом ни одной живой души нет, все повыжжено, поломано, стоит одна маленькая избушка, еле держится. Вошли братья в избушку. Лежит на печке старуха да охает.
— Здравствуй, бабушка, — говорят братья.
— Здравствуйте, добрые молодцы! Куда путь держите?
— Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калинов мост. Хотим с чудом-юдом сразиться, на свою землю не допустить.
— Ох, молодцы, за дело взялись! Ведь он, злодей, всех разорил, разграбил, лютой смерти предал. Ближние царства — хоть шаром покати. И сюда заезжать стал. В этой стороне только я одна и осталась: видно, я чуду-юду и на еду не гожусь.
Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу.
Подъезжают к самой реке Смородине, к калинову мосту. По всему берегу лежат кости человеческие.
Нашли братья пустую избушку и решили остановиться в ней.
— Ну, братцы, — говорит Иван, — заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди на дозор ходить, чтоб чудо-юдо через калинов мост не пропустить.
В первую ночь отправился на дозор старший брат. Прошел он по берегу, посмотрел на реку Смородину — все тихо, никого не видать, ничего не слыхать. Он лег под ракитов куст и заснул крепко, захрапел громко.
А Иван лежит в избушке, никак заснуть не может. Не спится ему, не дремлется. Как пошло время за полночь, взял он свой меч булатный и отправился к реке Смородине. Смотрит — под кустом старший брат спит, во всю мочь храпит. Не стал Иван его будить, спрятался под калинов мост, стоит, переезд сторожит.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы закричали — выезжает чудо-юдо о шести головах. Выехал он на середину калинова моста — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился.
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился. Я его на одну руку посажу, другой прихлопну — только мокренько будет!
Вышел тут Иван — крестьянский сын, из-под моста и говорит:
— Не хвались, чудо-юдо поганое! Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего хулить его. Давай-ка лучше силы пробовать; кто одолеет, тот и похвалится.
Вот сошлись они, поравнялись да так жестоко ударились, что кругом земля простонала.
Чуду-юду не посчастливилось: Иван — крестьянский сын, с одного размаху сшиб ему три головы.
— Стой, Иван — крестьянский сын! — кричит чудо-юдо. — Дай мне роздыху!
— Что за роздых! У тебя, чудо-юдо, три головы, а у меня одна! Вот как будет у тебя одна голова, тогда и отдыхать станем.
Снова они сошлись, снова ударились.
Иван — крестьянский сын отрубил чуду-юду и последние три головы. После того рассек туловище на мелкие части и побросал в реку Смородину, а шесть голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся.
Поутру приходит старший брат. Спрашивает его Иван:
— Ну, что, не видел ли чего?
— Нет, братцы, мимо меня и муха не пролетала.
Иван ему ни словечка на это не сказал.
На другую ночь отправился в дозор средний брат. Походил он, походил, посмотрел по сторонам и успокоился. Забрался в кусты и заснул.
Иван и на него не понадеялся. Как пошло время за полночь, он тотчас снарядился, взял свой острый меч и пошел к реке Смородине. Спрятался под калинов мост и стал караулить.
Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались — выезжает чудо-юдо девятиголовое. Только на калинов мост въехал — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, позади черный пес ощетинился… Чудо-юдо коня — по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!
Выскочил Иван — крестьянский сын из-под калинова моста:
— Погоди, чудо-юдо, не хвались, прежде за дело примись! Еще неведомо, чья возьмет.
Как махнет Иван своим булатным мечом раз, два, так и снес у чуда-юда шесть голов.
А чудо-юдо ударил — по колена Ивана в сыру землю вогнал. Иван — крестьянский сын захватил горсть земли и бросил своему супротивнику прямо в глазищи. Пока чудо-юдо глазищи протирал да прочищал, Иван срубил ему и остальные головы.
Потом взял туловище, рассек на мелкие части и побросал в реку Смородину, а девять голов под калинов мост сложил. Сам в избушку вернулся, лег и заснул.
Утром приходит средний брат.
— Ну, что, — спрашивает Иван, — не видал ли ты за ночь чего?
— Нет, возле меня ни одна муха не пролетала, ни один комар рядом не пищал.
— Ну, коли так, пойдемте со мной, братцы дорогие, я вам и комара и муху покажу!
Привел Иван братьев под калинов мост, показал им чудо-юдовы головы.
— Вот, — говорит, — какие здесь по ночам мухи да комары летают! Вам не воевать, а дома на печке лежать.
Застыдились братья.
— Сон, — говорят, — повалил…
На третью ночь собрался идти в дозор сам Иван.
— Я, — говорит, — на страшный бой иду, а вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист — выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите.
Пришел Иван — крестьянский сын к реке Смородине, стоит под калиновым мостом, дожидается.
Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали… Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калинов мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса — по ушам!
— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван — крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился — так на бой не сгодился: я только дуну — его и праху не останется!
Вышел тут из-под калинова моста Иван — крестьянский сын:
— Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
— Это ты, Иван — крестьянский сын! Зачем пришел?
— На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей крепости испробовать.
— Куда тебе мою крепость пробовать! Ты муха передо мной.
Отвечает Иван — крестьянский сын чуду-юду:
— Я пришел ни тебе сказки рассказывать, ни твои слушать. Пришел я насмерть воевать, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!
Размахнулся Иван своим острым мечом и срубил чуду-юду три головы. Чудо-юдо подхватил эти головы, черкнул по ним своим огненным пальцем — и тотчас все головы приросли, будто и с плеч не падали.
Плохо пришлось Ивану — крестьянскому сыну: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем жжет-палит, искрами осыпает, по колено в сыру землю вгоняет. А сам посмеивается:
— Не хочешь ли отдохнуть, поправиться, Иван — крестьянский сын?
— Что за отдых! По-нашему — бей, руби, себя не береги! — говорит Иван.
Свистнул он, гаркнул, бросил свою правую рукавицу в избушку, где братья остались. Рукавица все стекла в окнах повыбила, а братья спят, ничего не слышат.
Собрался Иван с силами, размахнулся еще раз, сильнее прежнего, и срубил чуду-юду шесть голов.
Чудо-юдо подхватил свои головы, черкнул огненным пальцем — и опять все головы на местах. Кинулся он тут на Ивана, забил его по пояс в сыру землю.
Видит Иван — дело плохо. Снял левую рукавицу, запустил в избушку. Рукавица крышу пробила, а братья все спят, ничего не слышат.
В третий раз размахнулся Иван — крестьянский сын еще сильнее и срубил чуду-юду девять голов. Чудо-юдо подхватил их, черкнул огненным пальцем — головы опять приросли. Бросился он тут на Ивана и вогнал его в землю по самые плечи.
Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась.
Тут только братья проснулись, слышат — Иванов конь громко ржет да с цепей рвется.
Бросились они на конюшню, спустили коня, а следом за ним и сами Ивану на помощь побежали.
Иванов конь прибежал, начал бить чудо-юдо копытами. Засвистел чудо-юдо, зашипел, стал искрами коня осыпать…
А Иван — крестьянский сын тем временем вылез из земли, приловчился и отсек чуду-юду огненный палец. После того давай рубить ему головы, сшиб все до единой, туловище на мелкие части рассек и побросал все в реку Смородину.
Прибегают тут братья.
— Эх вы, сони! — говорит Иван. — Из-за вашего сна я чуть-чуть головой не поплатился.
Привели его братья к избушке, умыли, накормили, напоили и спать уложили.
Поутру ранёшенько Иван встал, начал одеваться-обуваться.
— Куда это ты в такую рань поднялся? — говорят братья. — Отдохнул бы после такого побоища.
— Нет, — отвечает Иван, — не до отдыха мне: пойду к реке Смородине свой платок искать — обронил таки.
— Охота тебе! — говорят братья. — Заедем в город — новый купишь.
— Нет, мне тот нужен!
Отправился Иван к реке Смородине, перешел на тот берег через калинов мост и прокрался к чудо-юдовым каменным палатам.
Подошел к открытому окошку и стал слушать, не замышляют ли здесь еще чего. Смотрит — сидят в палатах три чудо-юдовы жены да мать, старая змеиха. Сидят они да сами сговариваются.
Старшая говорит:
— Отомщу я Ивану — крестьянскому сыну за моего мужа! Забегу вперед, когда он с братьями домой возвращаться будет, напущу жары, а сама оборочусь колодцем. Захотят они воды испить и с первого же глотка лопнут!
— Это ты хорошо придумала! — говорит старая змеиха.
Вторая сказала:
— А я забегу вперед и оборочусь яблоней. Захотят они по яблочку съесть — тут их и разорвет на мелкие частички!
— И ты хорошо вздумала! — говорит старая змеиха.
— А я, — говорит третья, — напущу на них сон да дрему, а сама забегу вперед и оборочусь мягким ковром с шелковыми подушками. Захотят братья полежать, отдохнуть — тут-то их и спалит огнем!
Отвечает ей змеиха:
— И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.
Выслушал Иван — крестьянский сын все это и вернулся к братьям.
— Ну что, нашел ты свой платочек? — спрашивают братья.
— Нашел.
— И стоило время на это тратить!
— Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой.
Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья — стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает.
Говорят они Ивану:
— Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.
— Неизвестно, какая в том колодце вода, — отвечает Иван. — Может, гнилая да грязная.
Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.
— Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! — говорит Иван.
Поехали они дальше.
Долго ли, коротко ли — увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван — крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала…
— Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!
Сели братья на коней и поехали дальше.
Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят — лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.
— Полежим на этом ковре, отдохнем немного! — говорят братья.
— Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! — отвечает Иван.
Рассердились на него братья:
— Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!
Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем — ничего не осталось на месте.
— Вот и с вами то же было бы! — говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:
— Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот — все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли — хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.
Обрадовалась змеиха — думала, что Ивана — крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.
Видит Иван, что беда неминучая, — припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали…
Смотрят — стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.
— Кузнецы, кузнецы, — говорит Иван, — пустите нас в свою кузницу!
Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.
Подлетела змеиха к кузнице и кричит:
— Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана — крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:
— Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!
Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала — одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь…
Устала змеиха, села отдохнуть.
Тут Иван — крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.
А Иван — крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
И сейчас живут.
Как нарисовать чудо-юдо поэтапно
Чудо-юдо – персонаж русских сказок, известный многим. Но кто на самом деле представляет, как оно выглядит? В русских народных сказках чудо-юдо – отдельный вид драконов с большим количеством голов. Самый знаменитый из них – Змей Горыныч. Вред от этих чудовищ, если верить мифам, в том, что они сжигают деревни и поля. Огнедышащая гидра – вот кто это. Как нарисовать чудо-юдо поэтапно карандашом, можно прочитать ниже.
Основа
Для начала стоит определить положение существа в пространстве, позу и, возможно, движение. В данный момент это летящий змей с тремя головами, агрессивный и злой. Как только задумка будет ясна, можно приступать к делу. Понадобятся только простой карандаш, ластик и бумага.
Из чего состоит схема
Как основу возьмем шарики и линии. Достаточно распределить их так, чтобы ключевые моменты изображения попадали под схему. Вместо голов, коленей и сгибов крыльев нужно подставить эллипсы и круги. Суставы и конечности будут линиями. Схема того, как нарисовать чудо-юдо, готова.
Прорисовка основы до узнаваемого персонажа
Дальше – сложнее. Нужно из схемы сделать упрощенное, но уже узнаваемое изображение. Здесь потребуется внимание к деталям, но это не самый кропотливый процесс.
- Начать следует с голов. Делим их визуально на две части, та половина, что ближе к шее, будет больше, оставшееся – челюсти и нос. Не стоит забывать про глаза. Поскольку при задумке нарисовать чудо-юдо карандашом был выбран агрессивный персонаж, то весь внешний вид должен говорить об этом. Глаза нужно сузить, зрачок должен выглядеть как точка или вертикальная полоса – все как можно уже. Так, визуально существо станет злее. Осталось добавить острые зубы и раздваивающийся язык – голова практически готова.
- Двигаемся дальше. Шея – не должна быть слишком толстой или тонкой, но при этом желательно, чтобы она была мощной, можно прорисовать мышцы, показывая силу существа. Стоит попробовать прорисовать крупную чешую или роговые пластины на шее у монстра, так он станет колоритнее и приближеннее к драконам. Хвост, как и шея, должен показывать мощь.
- Тело дракона имеет более приближенную к треугольнику форму – широкая грудная клетка и узкий таз, все это на схеме можно отразить эллипсами. Прорисовывая крупные детали, нужно акцентировать внимание на роговых пластинах – они будут занимать большую часть этих частей тела.
- Нижние лапы делаем «подкаченными», такими, чтобы там были видны мышцы, чешуя на них мелкая, но об этом пока не вспоминаем. Общее строение нижних конечностей можно взять любое, но как ящерице, лучше не рисовать копыта. Когти должны быть острые, их минимум 3, а лучше четвертый нарисовать на пятке, если она видна.
- Крылья для любых драконов характерны – как у летучей мыши, а это значит, нужно прорисовать перепонки и кости. Нужно учитывать, что перепонки только в натянутом состоянии рисовать просто. В сложенном или полуопущенном они больше напоминают тяжелую ткань, а это значит – нужно прорисовывать складки.
Когда общее изображение готово, можно приступать к мелким деталям и проработке заднего фона. Вот тут и понадобится все терпение, которое только имеется у художника. Без мелочей изображение будет казать незаконченным.
Мелкие детали
Как ни крути, но готовым шедевр будет только тогда, когда на нем присутствуют какие-либо мелочи, делающие его уникальным. То есть нарисовать чудо-юдо легко, а вот сделать изображение законченным – сложно. На этом рисунке у дракона будет грива и рога, а также некоторые мелочи, вроде дополнительного ряда мелкой чешуи, оттеняющие роговые пластины, или рога на носу и «стрелки» на хвосте. Без таких нюансов никак.
О том, как нарисовать чудо-юдо, особенно учитывая специфику персонажа, можно писать долго. Можно примерять на основы разные позы и менять внешний вид, изменять характер персонажа и, в конце концов, играть с цветом. Все это интересно и увлекательно для любого художника.
Раскраски Сказочные Герои (44 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Раскраска Нацу и Люси
Скачать
Раскраска АЛЛАДИН Пещера чудес
Скачать
Раскраска Люси и хвост феи Натсу
Скачать
Раскраска аниме Хвост Феи Эльзы
Скачать
Раскраска аниме Сказка
Скачать
Геншин раскраска
Download
Charles Perra Cinderella Coloring
Download
Tsarevich coloring
Download
Tsarevna coloring with a dog
Download
Coloring a princess castle
Download
Soldier and witch coloring
Скачать
Раскраски великаны
Скачать
Испытывать Елисея из мультфильма Три богатыря
Скачать
Сивка-бар. Раскраски
Скачать
Раскраски. Pinocchio
Download
Coloring a golden key or adventure Pinocchio Malvina
Download
Coloring from fairy tales
Download
The coloring of a woman is fantastic
Download
Alyosha Popovich
Download
Шарль Перро Красная Шапочка Картина
Скачать
Иван -крестьянский сын и чудо -Yudo
Скачать
раскраски русские сказочные герои
Скачать
Alice in Zadslavskaley Colors
Скачать
Baba Yaga Coloring
BABA YAGA. сказка сестричка Аленушка и братец Иванушка
Скачать
Раскраска кот в сапогах Шарль Перро
Скачать
Раскраска Аленушка и братец Иванушка
Скачать
Раскраска Братья Гримм
Скачать
Баба Яга в ступе раскраска для детей
Скачать
Раскраска аниме хвост Феи Миджанна 3 Скачать
4
44
44
4
Сказки-рассказы. Репка
Скачать
Раскраска по сказке Щелкунчик и Мышиный король
Скачать
Раскраска для взрослых Феи
Скачать
Раскраска Белоснежка и семь гномов
Скачать
Раскраски змеи Gorynych и Ivan Tsarevich
Скачать
Emerald City раскраски
Скачать
Красота и раскраска монстров
alice Disne Distring. Город Раскраска Город
Скачать
Алиса Дисней Раскраска
Скачать
Сказка на ночь раскраски
Скачать
Тотошка Волшебник Изумрудный город Раскраска
Скачать
Скачать
имя. Русские сказки про Ивана-дурачка
Наверное, нет ни одного говорящего по-русски, который не смог бы вспомнить хотя бы одну сказку, герой которой – Иван-дурачок. И каждый сможет описать этого героя: Иван — младший сын в семье, невезучий, ленивый и добродушный. Лучше ничего не просить, иначе, и то только после долгих уговоров, Иванушка все сделает еще хуже! Но почему же тогда он в конце сказки получит все самое лучшее и полцарства в придачу? Попробуем разобраться в этом.
Сказки про Ивана-дурака: Список
Сами сказки, а точнее их пересказ, помогут нам лучше понять характер героя. Возьмем только три из них, так сказать, самые типичные.
- “Соль”. Сказка о купеческом сыне Иване, который, отправившись однажды на корабле с досками и досками, попал во время бури в неведомую землю и, найдя там соль, отправился торговать ею. Удачно продав все, он сумел увезти и царскую дочь. Но старшие братья не зевали, бросили Ивана в океан, а сами разделили его добычу. Да только хороший богатырь и тут повезло: взял его домой, прямо за праздничным столом, великан. А отец, узнав о недостойном поведении старших братьев, прогнал их с глаз долой, а младшего женил на царевне.
- «Сказка про Ивана-дурака». В этой сказке Иван-дурак охотится на трех лошадей, которые топчут траву в царском саду. Помогает ему в этом мышь, которую добрый молодец щедро накормил. Три коня — серебряный, золотой и алмазный — становятся собственностью Иванушки. Но! Как был всем дуракам за печкой, так и остался: никто не сознался в своей добыче! Позже, когда нужно было по приказу царя вскочить на балкон княгини, он стал делать это по очереди, на каждой лошади. И снова вернулся к печке: что поделаешь – дурак?! Только когда его нашли и привели в царские палаты, стали жить вместе Иван-дурак и царевна. Правда, не в самих палатах, а в гусином сарае. И только три войны, которые Иван выиграл на своих волшебных конях, доказали всему царству, что он не дурак, а просто очень скромный и смелый человек. Настоящий герой! За это Иван стал царем.
- “Дурак и Березка”. В этой сказке настоящий дурак, потому что пытался продать быка, доставшегося в наследство от найденной в лесу старой сухой березы. И я дал ей тот же долг! И ходил за деньгами два дня, ждал пока все вернется. И только на третий – не выдержал, схватился за сундук топором, а там – спрятанный бандитами клад! Ну а дуракам – счастье!
Есть еще сказки про Ивана-дурака, названия их можно продолжать до бесконечности: «Конек, Скатерть и Рог», «Иван Быкович», «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-крестьянский сын и Чудо». -Юдо” и так далее.
Каким представлялся людям образ Ивана?
Почему Иван-дурак – герой сказок? Почему русский народ так любит его? Не потому ли у славян вообще есть сочувствие к убогим и убогим, такая христианская жалость? Об этом можно говорить долго.
Ведь люди, многие века жившие в нищете и безысходности, наверное, чувствовали себя таким же нелюбимым младшим сыном – Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя на пике этому не только сказка, но и сама жизнь научила – не тот уж дурак, который, сидя на печке, золу шапкой мерит, березку плюет или быка в потолок, и тот, кто, зазнавшись, не слышит окружающего мира, не связан с ним. Гордость – это грех, и он будет наказан!
Вера в чудо рождает чудеса
Иван в своих действиях руководствуется не логикой, а только интуицией. Как получить интуицию от человека, который всегда знает, что, где и сколько? Как его развивать в тесных рамках приличия и канонов? Но закон дураку не писан, а если и написан, то не прочитан и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый “дикий”, а надо , как потом выясняется, ведущее к удаче. Ведь ничто не мешает ему прислушаться к интуиции, а главное, услышать ее!
Помните сказку, где Иван три года работал на попе, и когда ему предложили на работу выбрать мешок с монетами или мешок с песком, наш герой, исходя только из понятной ему логики, выбрал песок? Дурак, да и только!
Но по пути домой он встретил в лесу костер, в котором горела прекрасная дева, тут-то и пригодился песок! Иван осыпал их огнем, спас девушку, а она, будучи волшебницей, стала его преданной женой и помощницей.
Кстати, как вы думаете, почему ведьма выбрала воображаемого Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не волшебница, может оценить такой талант!
Характеристики характера сказочного героя
Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а наивным. Для него каждый новый день — это возможность прожить заново, то есть не винить себя бесконечно за вольные и невольные прежние ошибки (да он их и не помнит!), а начать с нового листа. Не к этому ли стремятся последователи всевозможных философских и религиозных течений?
Другими словами, Иван-дурак каждый раз доказывает, что от человеческих знаний и умений в жизни зависит очень мало, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Помните высказывание величайшего Лао-цзы: «Умные — не ученые, а ученые — не умные».
А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высших знаний. Он, даже отправляясь в путешествие, как правило, «идет туда, куда его ноги» или «куда глаза смотрят». Он поэтому сразу отбрасывает здравый смысл (с которым до конца сказки не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчинено этому самому здравому смыслу!
Отражение в образе Ивана-дурака языческих традиций
Некоторые исследователи тесно связывали образ Ивана с сохранившимися в фольклоре языческими традициями. Например, А. А. Дуров в своей диссертации подчеркивал, что в русских народных сказках Иван-дурак украшает себя не только из-за своей близости, но и потому, что язычники, оказывается, так называли всех, кто проходит обряды инициации.
И суть здесь заключалась именно в особенностях поведения неофита: он должен был забыть свою прежнюю жизнь, отказаться от рациональности в поступках. Именно эта «глупость» и стала отличительным качеством человека, желавшего превратиться из «педикара» в настоящего мужчину.
Помните: в сказке в начале ее Иван – посмешище, которое, сидя за печкой, извините за цитирование, “сопли на кулаке”. И в итоге получается успешный, успешный молодой человек. Значит, инициация пройдена!
А если посмотреть на это с другой стороны?
Может быть, образ Ивана-дурака раскрывает лишь мечты людей о сверхъестественных силах, способных помочь любому? А некоторые исследователи считают, что Иванушка – поэтический сон, отражающий мечту о беззаботной, веселой жизни, которая еще приведет к счастью и богатству.
В очерке “Иван-дурак. Корни русской народной веры” А. Синявский даже скорбит по людям, выбравшим такого главного героя. Ведь дураки в сказках бывают грязные, оборванные, немытые, не имеющие ни гроша на душе, да еще и ленивые до безумия. А вот играть на дудке или сочинять песни – это они. Эта тотальная лень пугает автора эссе, ведь она якобы доказывает, что русский человек, ожидая блага жизни свыше, забывает о своей личной ответственности.
Евг. Трубецкой в своем рассуждении о сказочном Дураке утверждает, что привычка перекладывать ответственность на «широкие плечи Николы Грешника» есть бич славянского характера, усыпляющий его энергию и лишающий воли к победе.
Отношение в сказке о живых существах к Ивану-дураку
Но надо отметить, что не лень и не далеко влекла к Ивану столько веков верных почитателей, а его доброта, доверчивость и прямолинейность. Этот герой не скупится на доброе слово и дело: отпустит, спасая от беды, живое существо, пожалеет незнакомца или старуху, и все они впоследствии отплатят ему той же монетой.
Такому богатырю, как Иван-дурак, поможет и серый волк, и щука, и пёс, и кот. Перед ним раздвигаются все преграды — ведь он не боится, что этого может не случиться!
Помните путь, указанный в фильме “Чародеи” к успеху: “Вижу цель – не вижу препятствий?” Именно так бывает с Иванушкой в каждой сказке. Он не видит препятствий к тому, чтобы отрубить Змею Горынычу двенадцать голов или превратиться в прекрасного князя, погрузившись в сосуд с малолетней водой. Он уповает на Бога и получает по своей вере!
Есть еще варианты происхождения оскорбительного прозвища Ивана
А может и Иван слыл дураком не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню – родился третий в семье, а это значит, что все оставшееся наследство от отца отнимут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван дурак, что его уже оставили?
Есть еще один вариант того, почему Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одну, полученную при крещении, держали в секрете (помните пословицу: «назови имя, да и утку назови»?), а вторую нарочито скверно, даже пугающе, чтобы нечисть не захотела забрать ребенка или сделай ему что-нибудь плохое: ведь пацан уже никуда не годится! А жили в русских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хвор, Гнилозуб, Чернорот и т. д.
Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первый), Другак (Второй, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по числу наследников. Так, некоторые исследователи считают, что Дурак — это трансформированное, видоизмененное имя Другака. Ну, пожалуй, и были Дураки только в порядке рождения…
Образ Ивана-дурака в детской психологии
Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что фея сказка про Ивана-дурачка также является действенным методом детской психотерапии. Ведь ребенок естественно испытывает застенчивость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Он знает, и он знает так мало! И сказка его успокаивает: “Не бойся, и наверху не такой!” В сказке сказано: “Главное – сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!”
И ребенок, движимый успехом такого богатыря, как Иван-дурак, без страха идет во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, с которого нельзя было бы подняться, есть нет такой беды, которую нельзя было бы побороть.
Кстати, каждый ребенок и сказочный Иван всегда открыты чудом. Может, поэтому с ними постоянно происходят чудеса? А сказка о Дураке на самом деле сказка еще и о том, как забыть излишнюю «хитрость», если пытаешься победить.
Так кто же этот любимый сказочный герой?
Исследователи считают, что сказки об Иване-дураке несут в себе определенную стратегию, которая не исходит из стандартных постулатов, призывающих людей действовать всегда рационально, а наоборот, опирается на поиск оригинальных, нелогичных и неожиданных решений. Но они успешны!
В Иване-дураке Сокрыт Совершенный Человек – Верный своему слову, честный и лишенный корысти. Ведь к богатству (полученному в качестве прибавки к жене) он относится негативно, несмотря на то, что в конце сказки он всегда им владеет.
Такое положение вещей вполне объяснимо тем, что стремление к богатству – с точки зрения русского человека всегда является признаком корысти, жадности, а потому не может быть качеством положительного человека. А так как Иванушка является воплощением чего-то совершенного, то он просто обязан быть многоденежным, не зная цены деньгам и не пытаясь заработать.
Почему Бог любит дураков?
Хотя утверждение в подзаголовке на первый взгляд кажется нелогичным, логика в нем все же присутствует. Посудите сами: ведь Дурак уже ни на кого не рассчитывает! Никто другой не может ему помочь! И сам он тоже не поможет. Остается только надежда на Божий промысел.
Кроме того, Иван-дурак, в каких бы сказках он ни фигурировал, всегда полон необыкновенной уверенности только в этом. Он не слушает людских советов и ничему не учится на собственном опыте, зато он абсолютно открыт Промыслом — и такого героя он никогда не подводит!
И не только Дуракам, но и вполне разумным героям Бог выводит сказки из трудной для них ситуации, как только они оказываются на распутье – не знают, куда идти. То есть за каждым из них стоит незримый образ Ивана-дурака, его пассивное, открытое для восприятия состояние, помогающее сделать единственно правильный выбор и победить в борьбе за жизнь.
Образ Дурака в литературе и кино
Иван-дурак, способный «взломать» все кадры с собой и порядочностью, так тесно окружившей обычного человека, пустил глубокие корни в русской литературе и кинематографе.