«Конёк-Горбунок» за 9 минут. Краткое содержание сказки Ершова
В одном селе живёт крестьянин. У него три сына: старший — Данило — умный, средний — Гаврило — «и так, и сяк», младший — Иван — дурак. Братья зарабатывают на жизнь тем, что выращивают пшеницу, отвозят её в столицу и там продают. Вдруг случается беда: кто-то по ночам начинает вытаптывать посевы. Братья решают дежурить по очереди в поле, с тем чтобы узнать, кто же это такой. Старший и средний братья, испугавшись холода и ненастья, уходят с дежурства, так ничего и не выяснив. Когда же приходит черёд младшего брата, он идёт в поле и видит, как в полночь появляется белая кобылица с длинной золотой гривой. Ивану удаётся вспрыгнуть кобылице на спину, и она пускается вскачь. Наконец, устав, кобылица просит Ивана отпустить её, обещая родить ему трёх коней: двух — красавцев, которых Иван, если захочет, может продать, а третьего — конька «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами» — Ивану нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником. Иван соглашается и отводит кобылицу в пастушеский балаган, где спустя три дня кобылица и рожает ему трёх обещанных коней.
Реклама:
Через некоторое время Данило, случайно зайдя в балаган, видит там двух прекрасных золотогривых коней. Вдвоём с Гаврилой они решают тайком от Ивана отвести их в столицу и там продать. Вечером того же дня Иван, придя, как обычно, в балаган, обнаруживает пропажу. Конёк-Горбунок объясняет Ивану, что произошло, и предлагает догнать братьев. Иван садится на Конька-Горбунка верхом, и они мгновенно их настигают. Братья, оправдываясь, объясняют свой поступок бедностью; Иван соглашается на то, чтобы продать коней, и все вместе они отправляются в столицу.
Остановившись в поле на ночлег, братья вдруг замечают вдали огонёк. Данило посылает Ивана принести огоньку, «чтобы курево раз-весть». Иван садится на Конька-Горбунка, подъезжает к огню и видит что-то странное: «чудный свет кругом струится, но не греет, не дымится». Конёк-Горбунок объясняет ему, что это — перо Жар-птицы, и не советует Ивану подбирать его, так как оно принесёт ему много неприятностей. Иван не слушается совета, подбирает перо, кладёт его в шапку и, возвратившись к братьям, о пере умалчивает.
Реклама:
Приехав утром в столицу, братья выставляют коней на продажу в конный ряд. Коней видит городничий и немедленно отправляется с докладом к царю. Городничий так расхваливает замечательных коней, что царь тут же едет на рынок и покупает их у братьев. Царские конюхи уводят коней, но дорогой кони сбивают их с ног и возвращаются к Ивану. Видя это, царь предлагает Ивану службу во дворце — назначает его начальником царских конюшен; Иван соглашается и отправляется во дворец. Братья же, получив деньги и разделив их поровну, едут домой, оба женятся и спокойно живут, вспоминая Ивана.
А Иван служит в царской конюшне. Однако через некоторое время царский спальник — боярин, который был до Ивана начальником конюшен и теперь решил во что бы то ни стало выгнать его из дворца, — замечает, что Иван коней не чистит и не холит, но тем не менее они всегда накормлены, напоены и вычищены. Решив выяснить, в чем тут дело, спальник пробирается ночью в конюшню и прячется в стойле. В полночь в конюшню входит Иван, достаёт из шапки завёрнутое в тряпицу перо Жар-птицы и при его свете начинает чистить и мыть коней. Закончив работу, накормив их и напоив, Иван тут же в конюшне и засыпает. Спальник же отправляется к царю и докладывает ему, что Иван мало того, что скрывает от него драгоценное перо Жар-птицы, но и якобы хвастается, что может достать и самоё Жар-птицу. Царь тут же посылает за Иваном и требует, чтобы он достал ему Жар-птицу. Иван утверждает, что ничего подобного он не говорил, однако, видя гнев царя, идёт к Коньку-Горбунку и рассказывает ему о своём горе. Конёк вызывается Ивану помочь.
Реклама:
На следующий день, по совету Горбунка получив у царя «два корыта белоярова пшена да заморского вина», Иван садится на конька верхом и отправляется за Жар-птицей. Они едут целую неделю и наконец приезжают в густой лес. Посреди леса — поляна, а на поляне — гора из чистого серебра. Конёк объясняет Ивану, что сюда ночью к ручью прилетают Жар-птицы, и велит ему в одно корыто насыпать пшена и залить его вином, а самому влезть под другое корыто, и, когда птицы прилетят и начнут клевать зерно с вином, схватить одну из них. Иван послушно все исполняет, и ему удаётся поймать Жар-птицу. Он привозит её царю, который на радостях награждает его новой должностью: теперь Иван — царский стремянной.
Однако спальник не оставляет мысли извести Ивана. Через некоторое время один из слуг рассказывает остальным сказку о прекрасной Царь-девице, которая живёт на берегу океана, ездит в золотой шлюпке, поёт песни и грает на гуслях, а кроме того, она — родная дочь Месяцу и сестра Солнцу. Спальник тут же отправляется к царю и докладывает ему, что якобы слышал, как Иван хвастался, будто может достать и Царь-девицу. Царь посылает Ивана привезти ему Царь-девицу. Иван идёт к коньку, и тот опять вызывается ему помочь. Для этого нужно попросить у царя два полотенца, шитый золотом шатёр, обеденный прибор и разных сластей. Наутро, получив все необходимое, Иван садится на Конька-Горбунка и отправляется за Царь-девицей.
Реклама:
Они едут целую неделю и наконец приезжают к океану. Конёк велит Ивану раскинуть шатёр, расставить на полотенце обеденный прибор, разложить сласти, а самому спрятаться за шатром и, дождавшись, когда царевна войдёт в шатёр, поест, попьёт и начнёт играть на гуслях, вбежать в шатёр и её схватить. Иван успешно выполняет все, что велел ему конёк. Когда они все возвращаются в столицу, царь, увидев Царь-девицу, предлагает ей завтра же обвенчаться. Однако царевна требует, чтобы ей достали со дна океана её перстень. Царь тут же посылает за Иваном и отправляет его на океан за перстнем, а Царь-девица просит его по пути заехать поклониться её матери — Месяцу и брату — Солнцу. И на другой день Иван с Коньком-Горбунком снова отправляются в путь.
Подъезжая к океану, они видят, что поперёк него лежит огромный кит, у которого «на спине село стоит, на хвосте сыр-бор шумит». Узнав о том, что путники направляются к Солнцу во дворец, кит просит их узнать, за какие прегрешенья он так страдает. Иван обещает ему это, и путники едут дальше. Вскоре подъезжают к терему Царь-девицы, в котором по ночам спит Солнце, а днём — отдыхает Месяц. Иван входит во дворец и передаёт Месяцу привет от Царь-девицы. Месяц очень рад получить известие о пропавшей дочери, но, узнав, что царь собирается на ней жениться, сердится и просит Ивана передать ей его слова: не старик, а молодой красавец станет её мужем. На вопрос Ивана о судьбе кита Месяц отвечает, что десять лет назад этот кит проглотил три десятка кораблей, и если он их выпустит, то будет прощён и отпущен в море.
Иван с Горбунком едут обратно, подъезжают к киту и передают ему слова Месяца. Жители спешно покидают село, а кит отпускает на волю корабли. Вот он наконец свободен и спрашивает Ивана, чем он ему может услужить. Иван просит его достать со дна океана перстень Царь-девицы. Кит посылает осетров обыскать все моря и найти перстень. Наконец после долгих поисков сундучок с перстнем найден, и Иван доставляет его в столицу.
Реклама:
Царь подносит Царь-девице перстень, однако она опять отказывается выходить за него замуж, говоря, что он слишком стар для неё, и предлагает ему средство, при помощи которого ему удастся помолодеть: нужно поставить три больших котла: один — с холодной водой, другой — с горячей, а третий — с кипящим молоком — и искупаться по очереди во всех трёх котлах. Царь опять зовёт Ивана и требует, чтобы он первым все это проделал. Конёк-Горбунок и тут обещает Ивану свою помощь: он махнёт хвостом, макнёт мордой в котлы, два раза на Ивана прыснет, громко свистнет — а уж после этого Иван может прыгать даже в кипяток. Иван все так и делает — и становится писаным красавцем. Увидев это, царь тоже прыгает в кипящее молоко, но с другим результатом: «бух в котёл — и там сварился». Народ тут же признает Царь-девицу своей царицей, а она берет за руку преобразившегося Ивана и ведёт его под венец. Народ приветствует царя с царицей, а во дворце гремит свадебный пир.
Пересказала Н. В. Соболева.
Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с.
Конёк-горбунок — сюжет и композиция Сказка П.Ершова
Уже самый зачин «Конька-Горбунка» свидетельствует о глубоком интересе Ершова к подлинному народному быту. Вместо бытовавших в литературе идиллических «поселян» Ершов показывает людей, живущих трудовыми интересами. Сказочный сюжет развертывается на будничном, прозаическом фоне реального крестьянского быта. Ершов показывает будничную прозаическую изнанку неоднократно идеализировавшейся «сельской жизни».
Сюжетное ядро развивается на фоне многоголосой ярмарочной толпы, в среде кичливой царской челяди. Это густонаселенный русский мир (городничих, купцов, служилых людей) в различных его «срезах» — семейном, придворном (царском), социальном и т.д.
Сказка как литературное произведение имеет классическую трёхчастную форму, логическую последовательность в развитии событий, отдельные части органически сплетаются в единое целое. Все действия, совершаемые героями, оправданы классическими законами волшебной сказки.
Композиционно сказка П.П.Ершова состоит из трех частей, каждую из к-рых предваряет эпиграф:
1.Начинает сказка сказываться.
2.Скоро сказка сказывается. А не скоро дело делается.
3.Доселе Макар огороды копал. А нынче Макар в воеводы попал.
В этих эпиграфах угадываются уже и темп, и плотность повествования, и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.
Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:
1.Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)
2.Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)
3.Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)
Сюжет каждой из трёх частей представляет законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время в них уплотнено до предела, а пространство безгранично; в каждой части есть центральное событие, наиболее полно выявляющее характеры героев и предопределяет дальнейшие события.
В первой части это пленение кобылицы. Она дарит Ивану жеребят, с ними вместе Иван попадает на службу в царскую конюшню. Первая часть завершается кратким рассказом о дальнейших событиях вплоть до заключительного эпизода, как главный герой сделался царём, тем самым готовя читателя к дальнейшим событиям, заинтриговывая его.
Во второй части центральными являются два события: Иван с помощью Конька-горбунка ловит Жар-птицу и доставляет во дворец Царь-девицу.
Как и во многих народных сказках, Иван выполняет третье, самое трудное, почти непосильное задание — добывает перстень Царь-девицы и встречается с китом; заодно побывал на небе, где беседовал с Месяцем Месяцовичем, матерью Царь-девицы, освободил кита от мучения, за что тот помог Ивану достать перстень. Третья часть, таким образом, наиболее насыщена событиями. В ней использованы известные в народной сказке мотивы: герой. помогает встречному, который в свою очередь, через цепочку действующих лиц, выручает самого героя, содействуя выполнению наиболее трудного задания.
Третья часть наиболее насыщена событиями. В ней так же использованы известные в народной сказке мотивы: герой помогает встречному, который, в свою очередь, через цепочку действующих лиц выручает самого героя, помогая выполнению самого трудного задания.
Все три части сказки крепко связаны между собой образом Ивана и его верного друга Конька-горбунка.
Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: победой главного героя и пиром на весь мир, на котором присутствовал и рассказчик.
Двигателем сюжета в основном является характер главного героя, всегда находящегося в центре событий. Его смелость, отвага, самостоятельность, находчивость, честность, умение ценить дружбу, чувство собственного достоинства помогают преодолеть» все препятствия и победить.
Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».
Маленькая горбатая лошадь (1962)
- Cast & Crew
- Отзывы о пользователях
Imdbpro
Оригинальное название: Skazka o Konke-Gorbunke
- 19621962
- 1h 22m
- 19621962
- 9000. 22.
40
Ваше рейтинг
FamilyMusical
Рейтинг IMDB
8,1/10
40
Ваше рейтинг
- Alkeksandr Radunsky
- .0007
- Writers
- Pyotr Ershov(fairy tale)
- Pavel G. Malyarevsky(ballet Konyok-Gorbunok)
- Aleksandr Radunsky
- Stars
- Maya Plisetskaya
- Vladimir Vasilev
- Alla Shcherbinina
- Александр Радунский
- Писатели
- Петр Ершов(сказка)
- Павел Григорьевич Маляревский(балет Конёк-Горбунок)
- Александр Радунский
- Звезды
- Maya Plisetskaya
- Vladimir Vasilev
- Alla Shcherbinina
- See Production и Company Info
- SEE AT IMDBPRO
977.
. Королева-девица
Владимир Васильев
Алла Щербинина
- Конек-Горбунок
Александр Радунский
- The King
Aleksandr Pavlinov
- Old Man
I. Peregudov
- Danila
A. Simachyov
- Gavrila
Leonid Shvachkin
- King’s Groom
- (as L. Швачкин)
Таборко Наталья
- Дух воды
Ворохобко Вася
Фарманянц Георгий
Ледях Геннадий
- 6
- 60036
- Aleksandr Radunsky
- Писатели
- Pyotr Ershov (Fairy Tale)
- Pavel G. Malyarevsky (Ballet Konyok-Gorbunok)
- Alkeksandr Radunsky
. IMDBPRO
Storyline
Пользовательские обзоры 2
Обзор
Показанный обзор
10/
10
Маленький сокровище
Маленькая горбатая лошадь была полностью новой, и это балет. . Его история рассказана просто и очень увлекательно с повествовательной и эмоциональной точек зрения, а музыка Щедрина просто прекрасна. Этот спектакль от 1962 – это сокровище, анимация довольно примитивна и лишена изящества, но это не настолько, чтобы что-то испортить. Особенно, когда танцы, хореография и встречи с лучшими артистами балета того времени (может быть, даже всех времен) так же невероятны, как и они. В костюмах и декорациях есть простое очарование, особенно в подводной сцене, которая очень хорошо подходит для этой истории. Спектакль хорошо снят, а технические характеристики DVD более чем приемлемы, было и лучше, но и хуже. Музыка Щедрина исполняется оркестром с восхитительным тембром, хорошим текстурным балансом и музыкальностью, хорошим чувством драматизма в музыке и легкостью стиля, когда это необходимо. Дирижирование не только приспосабливает танцоров, но и поддерживает темп и движение драмы. Хореография течет так гладко, с таким изяществом и элегантностью, совсем не легкая, но это не кажется таким, когда вы видите, как хорошо она танцуется. Танцы соответствуют этому, с отличным кордебалетом и второстепенными ролями, особенно для короля и конюха. Майя Плисецкая просто замечательная, ее стиль очень плавный, ее движения уравновешены и прекрасно сбалансированы, но в то же время демонстрируют силу, она выразительна и нюансирована, а ее музыкальность великолепна. Владимир Васильев молод и пылок, показывает очень чистую технику и вовлеченную актерскую игру. Поддержки, быстрые прыжки и повороты Натальи Тоборко здесь вызывают удивление, а ее выступление завораживает и делает подводную сцену такой же запоминающейся, как она есть. Алла Щербинина порадовала и заглавной ролью, и проникновенной игрой, и элегантным танцем. В общем, маленькое сокровище как балет и постановка, на которое стоит посмотреть, в частности, чтобы увидеть Плисецкую на пике своего развития. 10/10 Бетани Кокс
helpful•1
0
- TheLittleSongbird
- Jul 30, 2013
IMDb Best of 2022
IMDb Best of 2022
Discover the stars who skyrocketed on IMDb’s STARmeter chart this year, and explore more of the Лучшее за 2022 год; включая лучшие трейлеры, плакаты и фотографии.
Подробнее
Подробнее
- Дата выпуска
- 6 октября 1962 г. (США)
- Советский Союз
- Russian
- Also known as
- The Little Hunchbacked Horse
- Production company
- Tsentralnaya Studiya Dokumentalnikh Filmov (TsSDF)
- See more company credits at IMDbPro
Technical specs
1 час 22 минуты
Новости по теме
Внести вклад в эту страницу
Предложить отредактировать или добавить недостающее содержание
Top Gap
Какой план сюжета на английском языке для Конька-Горбунка (1962)?
Ответить
Еще для изучения
Недавно просмотренные
У вас нет недавно просмотренных страниц его сыновей беспокоит вор, который крадет их волшебные яблоки, а затем бесследно исчезает. Первым двум сыновьям не удается его поймать, а третьему удается, но в процессе он попадает в странный и волшебный мир оборотней и волшебных существ, где каждое действие может привести к богатству и процветанию или его собственной внезапной смерти.
Николай Котар · В каком-то королевстве Эп. #1 – Иван-царевич и Серый волк
В разделе анализа писатель-фантаст и православный диакон Николай Котар объясняет, почему, по мнению русского философа Ивана Ильина, сказки необходимы не только для личного роста, но и для духовного развития.
Ниже приведен текст сказки для вашего удовольствия. У него было три сына. Младшего назвали Иваном. Было у царя и несравненное сокровище – дивный сад, в котором росла яблоня с золотыми яблоками.
Однажды ночью кто-то начал пробираться в королевский сад, чтобы украсть золотые яблоки. Король горько оплакивал эту потерю. Он послал воинов стоять на страже, но никто не смог найти вора. И тем не менее, яблоки продолжали исчезать.
Король перестал есть и пить. Его сыновья, обеспокоенные, утешали его.
«Не волнуйся, дорогой отец. Мы сами будем стоять на страже».
Старший сказал: «Сегодня моя очередь. Я поймаю этого вора и отдам его вашему быстрому правосудию.
И вот он пошел. Взад и вперед он шел в течение часа. Два часа. Наконец он сел на мягкую траву. Прежде чем он это понял, он уснул.
Утром царь спросил его: «Ну, мой старший! Принесешь ли ты мне радостные вести? Вы поймали вора?
— Нет, дорогой отец, — ответил он. «Всю ночь я ходил туда-сюда, не смыкая глаз. Я никого не видел».
На следующую ночь средний сын сделал то же самое. Взад и вперед он шел в течение часа. Два часа. Наконец он сел на мягкую траву. Прежде чем он это понял, он уснул. Утром он сказал, что никого не видел.
Настала очередь Ивана. Иван ходил взад и вперед, не смея даже сесть, не говоря уже о том, чтобы лечь, из боязни уснуть. Не успели его веки опуститься, как он умылся свежей росой с травы. Пол ночи прошло. Потом ему как будто приснился сон — сад загорелся!
Этот свет становился все ярче и ярче. Весь сад сиял, как в разгар солнечного дня. Потом он увидел это. Жар-птица села на яблоню и стала клевать золотые яблоки. Тихо, украдкой подкрался Иван-царевич к птице. Вскочив, он потянулся к ней. Жар-птица взлетела быстрее, чем он думал, и прочь, далеко за садовую ограду. Все, что осталось у него в руке, — это единственное блестящее перо из ее хвоста.
Утром Иван пришел к отцу.
«Ну, милый Ванюша, ты видел вора?»
«Мой дорогой отец, поймать его я не мог. Но я видел, кто это был. Отец, это была жар-птица.
Король взял перо, и радость вернулась в его сердце. Он ел, пил и снова веселился.
Но перо, каким бы блестящим оно ни было, начало разъедать его мысли. И вот, в одно прекрасное утро он позвал своих сыновей к себе.
«Дорогие мои дети, кто из вас оседлает вашего прекрасного коня, прокатится по белому свету и найдет мне жар-птицу?»
Все трое сыновей поклонились отцу и бросились к конюшням. Старший поехал в одну сторону, второй — в другую, а Иван-царевич выбрал третью.
Долго ли, коротко ли, Иван-царевич ехал и ехал. В жаркий летний день он устал от долгой поездки. Сойдя с коня, он прихрамывал его, потом лег в тени дуба и заснул.
Долго ли, мало ли, Иван спал и спал. Когда он очнулся, коня не было видно. Вскочив, он пошел его искать. Наконец он нашел его — ничего не осталось, кроме костей. Иван-царевич загрустил. Но что делать князю? Он продолжал идти пешком. Весь день он шел, а на следующий день после этого. Устал он почти до смерти. Наконец он сел на бревно и заплакал.
Из ниоткуда перед ним появился серый волк и начал говорить.
— Ну что, Иван-царевич, чего ты сидишь с поникшей головой?
«Как не плакать, серый волк?» ответил князь. «Я потерял свою прекрасную лошадь».
— А, это был я, Иван, — сказал волк. «Я был голоден, а такова природа волка. Но мне жаль тебя. Скажи мне, куда ты шел и что искал?»
«Мой отец послал меня прокатиться по белому свету и найти жар-птицу».
«Ха-ха! На вашей лошади вам потребовалось бы более трех лет, чтобы найти его. Только я один знаю, где она живет. Что ж, честное слово. Я съел твою лошадь, и поэтому я буду для тебя ездовым животным и хорошо послужу тебе. Сядь на меня и держись крепче».
Иван-царевич сидел верхом на сером волке. Волк прыгнул, и под ним прошли целые леса, озера и реки, словно отброшенные волчьим хвостом. Вскоре они стояли у подножия высокой крепости.
Серый волк сказал: «Слушай меня, Иван-царевич, и слушай хорошенько. Поднимитесь на стену, не бойтесь! Это хороший час; охранники все спят. В башне вы увидите окно. В том окне висит золотая клетка. В этой клетке сидит жар-птица. Возьми птицу, положи ее в свое пальто, но смотри, чтобы не трогать клетку!»
Иван-царевич взобрался на стену, увидел башню. Там в окне висела золотая клетка, в клетке сидела жар-птица. Он взял птицу, положил в пальто, но взгляд его задержался на клетке. Сердце его бешено забилось: «Ах, как оно золотое, как дорогое! Как я могу не принять это?» И он забыл предупреждение волка.
Не успел он коснуться клетки, как затрубили трубы, бешено загрохотали барабаны, очнулась стража, схватила Ивана-царевича и повела его к царю Афрону.
Король Афрон был в гневе.
«Чей ты сын? Отсюда?” он спросил.
«Я сын царя Берендея. Иван-царевич».
«О, какой позор! Королевский сын стал вором.
«А что с твоей собственной птицей, которая украла наши золотые яблоки?»
«А почему ты не пришел ко мне, спроси меня с чистой совестью? Я бы отдал жар-птицу твоему отцу из уважения. Ну, что сделано, то сделано. Если ты окажешь мне хорошую услугу, я прощу тебя. В царстве султана Кусмана есть конь с золотой гривой. Принеси мне, тогда я подарю тебе жар-птицу».
Иван-царевич загрустил. С опущенной головой он вернулся к серому волку.
— Я же говорил, — сказал волк. «Не трогай клетку! Почему ты не послушал меня?»
— Прости меня, серый волк, — только и смог выдавить Иван.
«Ну, что сделано, то сделано. Сядь мне на спину. Я сказал, что хорошо послужу тебе. И я буду служить тебе.
И снова земли унеслись прочь под ними, когда волк побежал. Длинный или короткий путь они достигли другой, еще более высокой крепости.
«Влезай на стену, Иван-царевич», — сказал волк. «Охранники спят. Иди в конюшню, возьми лошадь, но будь осторожен! Не трогай золотую уздечку!»
Иван-царевич взобрался на стену, нашел конюшню, поймал коня златогривого, но тут же взглянул на уздечку золотую. Оно сверкало прекрасными драгоценностями. Как он мог сопротивляться? Такой прекрасный конь заслужил только такую драгоценную уздечку. И он совсем забыл о предупреждении волка.
Не успел он коснуться уздечки, как затрубили трубы, бешено загрохотали барабаны, проснулась стража, схватила Ивана-царевича и повела его к Султану Кусману.
Султан Кусман рассердился.
«Чей ты сын? Отсюда?” он спросил.
«Я сын царя Берендея. Иван-царевич».
«О, какой позор! Королевский сын стал вором! Ну, что сделано, то сделано. Если ты окажешь мне хорошую услугу, я прощу тебя. У короля соседнего королевства Далмата есть дочь Елена Прекрасная. Приведи ее ко мне, и я дам тебе лошадь и уздечку.
Иван-царевич загрустил. С опущенной головой он вернулся к серому волку.
— Я же говорил, — сказал волк. «Не трогай уздечку! Почему ты не послушал меня?»
— Прости меня, серый волк, — только и смог выдавить Иван.
«Ну, что сделано, то сделано. Сядь мне на спину. Я сказал, что хорошо послужу тебе. И я буду служить тебе.
И снова земли промчались мимо них, когда бежал волк. Ехали они долго или коротко, но все равно оказывались на еще более высокой башне. На вершине был обнесенный стеной сад. Внутри него гуляла Елена Прекрасная со своими нянями и горничными.
Серый волк сказал: «В этот раз я тебя совсем не пошлю, Иван-царевич. Я пойду сам. Что касается вас, начните свой путь домой пешком. Я догоню тебя».
Иван-царевич помедлил, но сделал, как ему было сказано.
Серый волк перепрыгнул через стену в сад. Он сидел за кустом и ждал. Вскоре вышла Елена Прекрасная со своими нянями и горничными. Она ходила какое-то время. Затем она отошла от своих компаньонок чуть дальше, чем должна была. Серый волк схватил Елену Прекрасную, закинул ее себе на спину и улетел.
Иван-царевич шел пешком. Вдруг серый волк догнал его, а на его спину села Елена Прекрасная. Иван-царевич обрадовался, а серый волк сказал ему: «Садись скорее ко мне на спину, а то догонят!»
Бежал серый волк с Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной на спине — под ними по-прежнему мчалась земля. Длинным был их путь или коротким, но они прибыли в крепость султана Кусмана. Серый волк спросил Ивана-царевича: «Что ты молчишь и грустишь?»
«Как же мне не быть, серый волк? Как я расстанусь с такой красотой? Как я могу обменять Елену Прекрасную на лошадь?»
Серый волк ответил: «Я не разлучу тебя с такой красотой. Мы ее спрячем где-нибудь, а я превращусь в Елену Прекрасную. Веди меня к королю».
Вот и спрятали Елену Прекрасную в лесной избушке. Серый волк перепрыгнул через собственную голову и превратился в точную копию Елены Прекрасной. Так Иван привел волка к султану Кусману. Султан был в восторге и стал осыпать Ивана комплиментами.
«Спасибо, Иван-царевич, что привел мне эту невесту. Получи в награду моего коня с золотой гривой и обещанную уздечку.
Иван-царевич сел на коня и поскакал прямо к Елене Прекрасной. Он посадил ее на лошадь, и они поехали дальше.
Но Султан Кусман тут же женился на прекрасной служанке, пировал весь день до ночи и, как положено, лег в постель со своей новой женой. Но не успел он лечь на кровать, как волчья пасть уставилась на него с кровати! Султан в ужасе упал с постели, а волк убежал.
Кадр из замечательного русского мультипликационного варианта этой сказки
Серый волк догнал Ивана-царевича и спросил его: «Что ты молчишь и грустишь, Иван-царевич?»
«Как мне не печалиться? Я не хочу расставаться с этим сокровищем. Как я могу обменять такую лошадь на жар-птицу?»
«Не грусти, я тебе помогу».
И вот они прибыли в крепость царя Афрона.
Серый волк сказал: «Прячь коня и Елену Прекрасную. Я превращусь в лошадь с золотым человеком. Веди меня к королю Афрону.
Лошадь и Елену Прекрасную спрятали в лесу. Серый волк перепрыгнул через свою спину, превратился в коня с золотой гривой. Иван-царевич привел его к царю Афрону. Царь обрадовался и тотчас отдал Ивану жар-птицу в золотой клетке. Вернулся Иван-царевич в лес пешком, посадил Елену прекрасную на коня златогривого, взял в руки жар-птицу и клетку и пошел пешком по дороге домой.
Царь Афрон потребовал, чтобы ему привели лошадь. Не успел он на нее сесть, как конь снова превратился в серого волка. Царь упал от ужаса, а серый волк убежал и вернулся к Ивану-царевичу.
«А теперь прощай, Иван. Я не могу идти дальше».
Иван-царевич трижды поклонился волку до земли, поблагодарив его с большим уважением. Но волк сказал зловеще.
«Не прощайся, я еще могу быть тебе полезен».
Но Иван-царевич не поверил ему. «Чем он еще может быть мне полезен, — думал он? Все мои желания исполнились».
И вот он сел на коня златогривого, а он и Елена Прекрасная поехали дальше с жар-птицей в руке. Вскоре они устали от путешествия. Они съели немного хлеба, выпили немного воды и легли спать в тени дуба.
Не успел Иван-царевич уснуть, как братья его проехали. Все это время они путешествовали по свету в поисках жар-птицы, но вернулись ни с чем. Подъехали и удивились, увидев Ивана. И не только он был там, но он нашел так много сокровищ! И поэтому они заключили сделку.
«Давайте убьем нашего брата, и сокровище будет нашим».
Бросили жребий, и один из них выиграл коня, другой – Елену Прекрасную.
И убили Ивана-царевича. Они взяли коня, жар-птицу и Елену Прекрасную. Ее предупредили, чтобы она ничего не говорила, иначе она пожалеет об этом.
Иван-царевич лежал мертвый у подножия дуба. Уже спустились вороны, чтобы полакомиться его останками.
Внезапно откуда ни возьмись появился серый волк и схватил птенцом ворона.
«Иди, ворон, иди, ищи живую воду и мертвую воду. Принеси его мне, и я отпущу твоего птенца».
Ворон — что он мог сделать? — улетел, а волк держал птенца в пасти. Путешествовал ли он долго или коротко, ворон приносил воду живую и воду мертвую. Серый волк окропил Ивана мертвой водой — все раны затянулись. Он окропил его живой водой, и князь ожил. Он встал и потянулся, зевая: «О, как чудесно я выспался!»
«Чудесный сон?» — повторил волк. «Если бы не я, это было бы навсегда! Твои родные братья убили тебя и унесли все твои сокровища. Садись мне на спину быстро!»
Они мчались вслед за братьями, догоняя их как раз в тот момент, когда братья подъезжали к очагу и дому. Волк напал на них, разорвал на куски, разбросав по полям.
Иван-царевич снова поклонился серому волку и расстался с ним навсегда.
Иван-царевич вернулся домой на златогривом коне, привез отцу жар-птицу, а Елену Прекрасную взял себе в невесту
Царь Берендей обрадовался, расспросил сына о его приключениях.