Почему рисование для детей настолько важно и как научить их разным техникам рисования, если сам не художник – статья на TEA.ru
В любом доме, где есть дети, рано или поздно появятся их рисунки. В лучшем случае – на бумаге, в худшем – на светлых обоях в спальне. Предлагаем вам подойти к вопросу с точки зрения педагогики и физиологии и не осуждать юных художников, а помочь им освоить важные навыки без лишнего стресса для всей семьи.
Мы разобрались, почему детям обязательно нужно рисовать и какую помощь в этом непростом деле могут оказать взрослые.
Какое значение имеет рисование для детей разного возраста
Даже самое простое «каляканье» является мощным инструментом для развития ребенка. Оно активизирует различные отделы головного мозга и запускает важнейшие функции: тактильность, память, воображение, мелкую моторику, эмоциональный интеллект, аккуратность, усидчивость, способность доводить дело до конца. Не важно, каким способом рисует ваш ребенок, важно, что он в принципе делает это. Каждый из методов выполняет педагогическую, психологическую и физиологическую роль в развитии.
Дети от 0 до 1 года. В самом раннем возрасте, когда малыш пробует оставлять первые следы на бумаге с помощью пальчиковых красок, мелков, фломастеров или карандашей, рисование в первую очередь запускает тактильность и координацию. Это вы знаете, какие краски на ощупь, что мелки твердые, а карандаш пишет только с заточенной стороны. Для малыша каждый из этих пунктов становится открытием. Так же, как и то, что его рука в принципе может удержать карандаш, донести до бумаги и добиться появления цветного следа. В возрасте до года рисование является одним из первых осознанных действий с предметом.
Дети в 2–3 года. В этом возрасте манипуляции с красками или карандашами позволяют закрепить знания о цветах и оттенках. В рисовании дети отрабатывают понятия «большой – маленький», «много – мало», изучают простые фигуры, формируют пространственное мышление, располагая на листе бумаги различные элементы: небо – сверху, трава – внизу, домик – в центре. Кроме того, рисование запускает важные процессы в головном мозге, которые напрямую отвечают за развитие речи.
Дошкольники. Рисование играет важнейшую роль в подготовке к школе. Рисуя и разукрашивая, ребенок учится владеть своей рукой, контролировать произвольность ее движения – это один из ключевых навыков для будущего обучения письму. Координация и моторика также тренируются в процессе рисования, а с ними – интеллект. Творчество помогает самовыражаться, передавать свои эмоции и чувства. Сделать это словами малышу пока еще трудно, а изобразить цветом на бумаге вполне по силам.
Школьники. Творчество и цветотерапия снимают напряжение после трудного дня в школе, развивают фантазию, память и логическое мышление, тренируют терпеливость и помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Как и когда учить ребёнка рисовать
Ключевой момент в обучении ребенка рисованию – заинтересовать его. Благо, сделать это нетрудно. Яркие краски, карандаши, мелки и фломастеры моментально притягивают внимание. Первым делом все это, конечно, отправится в рот. Ребенок в возрасте до года обязательно попробует на зубок все, что попадет к нему в руки. Поэтому будьте внимательны при выборе красок и карандашей: они должны быть на водной основе, легко смывающимися и безопасными для малышей.
Приучайте к рисованию поэтапно. Начинать можно примерно в полгода, когда ребенок умеет сидеть. Для начала дайте ему побаловаться с пальчиковыми красками. Если переживаете за пол и стены, проводите уроки рисования в ванной комнате. Пусть малыш с удовольствием разукрашивает кафель и внутреннюю поверхность ванны. Ваша задача на этом этапе – привить любовь к краскам и дать позитивный опыт рисования. Дальше пробуйте водные раскраски. Задача ребенка – научиться обмакивать кисточку в воду и возить по листу, чтобы черно-белые картинки стали цветными.
После года можно пробовать цветные карандаши и фломастеры, затем добавлять в ассортимент краски. Летом берите на улицу цветные мелки, они тоже здорово стимулируют желание рисовать. Вы также можете купить специальный мольберт для дома или магнитную доску с мелками на холодильник. Тогда юному художнику не придется ждать, когда ему выдадут лист бумаги для творчества, он сможет рисовать в любое время. От года до трех лет – период каракуль. Не ждите от малыша шедевров. Гораздо важнее научиться правильно держать карандаш и кисточку, понимать принцип рисования основных фигур, прямых и волнистых линий.
Начиная с трех лет дети постепенно интересуются раскрасками. Так здорово оживлять с помощью цвета любимых героев! Поначалу будет неаккуратно. Но не стоит ругать за это малыша. Лучше купите большую раскраску и садитесь рядом, покажите, как закрашивать фигуры, не выезжая за контур, как делать это равномерно, без пробелов. Помните: вы не просто раскрашиваете картинки – вы уже сейчас готовите ребенка к школе.
К пяти годам дети уже могут сами создавать первые творения. Подключается фантазия, рисунки получают смысловую нагрузку. Детям нравятся различные наборы для рисования, росписи предметов и необычного творчества. И здесь задача родителя – не отмахиваться от очередного рисунка, не обесценивать творчество своего чада, а давать максимальную поддержку.
Как правильно оценивать рисунок ребёнка
Чтобы стимулировать творчество и не отбить у ребенка желание рисовать, родителям важно правильно реагировать на детские рисунки. Не злоупотребляйте дежурными словами «Молодец» и «Умница». Они неинформативны и быстро теряют свою силу. Приучите себя находить одну минуту, чтобы обсудить с ребенком его рисунок. Задавайте конкретные вопросы: «Что ты нарисовал? Как его зовут? Какое у него настроение? Почему он такого цвета? Где ты такое видел раньше?» Они помогут лучше понять настроение и чувства самого ребенка, покажут вашу заинтересованность.
Если же важна художественная составляющая, то обсудить рисунок можно с помощью конкретных впечатлений и пожеланий. То есть не просто «Красиво получилось», а максимально подробно: что больше всего нравится в рисунке или что раньше не получалось, а теперь получилось. Ваши предложения и мысли о том, как можно было бы улучшить рисунок, высказывайте очень деликатно, советуясь с ребенком и оставляя за ним право решать – будет ли он вносить изменения. Не говорите: «У твоего домика кривая крыша». Спросите: «Хочешь, покажу, как еще можно нарисовать крышу, чтобы она была еще лучше и больше похожа на настоящую?» Если услышите в ответ отказ, нестрашно. Ребенок уяснил, что вы можете помочь, и в нужный момент сам попросит изобразить правильную крышу.
Что такое хромотерапия для детей
Рисование с малышом может приносить не только удовольствие, но и терапевтический эффект. Оно активно используется для улучшения психологического и физического состояния детей. Существует отдельный вид терапии цветом – хромотерапия (цветотерапия). Он основан на ответной реакции организма на воздействие различных цветов. Каждый из них имеет определенную волну и вибрации, по-разному влияет на нервную систему и другие органы человека.
Хромотерапия помогает детям:
– снизить беспокойство и раздражительность,
– нормализовать сон и победить ночные кошмары,
– повысить любознательность и общительность,
– тренировать творческое мышление,
– развивать эмоциональный интеллект,
– улучшать речевые навыки,
– восстанавливать психическое и физическое здоровье.
В некоторых детских садах существуют целые программы, построенные на принципах цветотерапии. Дети и педагоги приходят на занятия в одежде определенного цвета, используют в играх предметы, которые с ним ассоциируются, практикуют различные виды пальчиковых игр и упражнений на внимание. То есть дети заняты основной деятельностью – игрой, но при этом получают активное воздействие определенным цветом. Упражнения и практики можно применять дома, используя обычные краски и карандаши. Главное – знать, какое воздействие на организм оказывает каждый из базовых семи цветов.
Как работают базовые цвета хромотерапии
Цвет | Воздействие на организм |
Красный | Бодрит, активизирует нервную систему, стимулирует мыслительный процесс, провоцирует активность, устраняет сонливость, повышает аппетит. Его часто выбирают непоседы и гиперактивные малыши. |
Оранжевый | Благоприятен для пищеварения, улучшает настроение, помогает снять спазмы мышц, бодрит, нормализует кровоток. В цветотерапии оранжевый – это цвет радости и хорошего настроения. Оранжевый нравится жизнерадостным и веселым детям. |
Желтый | Помогает сконцентрироваться, победить страхи, улучшить настроение, благоприятно влияет на память, стимулирует процесс переваривания пищи. Его предпочитают открытые и творческие дети. |
Зеленый | Снимает стресс и нервное возбуждение, успокаивает, дает отдых глазам, нормализует работу сердца и сосудов, улучшает сон. Его часто выбирают дети, которым не хватает внутреннего спокойствия или материнской любви. |
Голубой | Успокаивает, снижает кровяное давление, снимает тревожность и нервное возбуждение. В цветотерапии может использоваться для борьбы с инфекционными заболеваниями. Его выбирают дети, которые любят мечтать. |
Синий | Обладает легким обезболивающим эффектом, символизирует спокойствие и уверенность. Синий цвет любят уравновешенные дети, которым не свойственна суетливость. |
Фиолетовый | Нормализует дыхание, восстанавливает психологический баланс, стабилизирует артериальное давление. Его выбирают малыши с тонкой душевной организацией, творческие, мечтатели и фантазеры. |
Нужный цвет можно использовать как при обычном рисовании с малышом, так и в специальных упражнениях. Предложите ребенку нарисовать Изумрудный город или Оранжевую страну. Придумайте, кто живет на Фиолетовой планете. Либо дайте задание нарисовать любой наряд и обратите внимание, какие цвета чаще всего использует малыш: они смогут рассказать вам о его настроении. Ребятам постарше можно вручить белый лист с уже нарисованным на нем силуэтом человека и попросить раскрасить его в цвет настроения: с любыми элементами, в любой технике, без каких-либо ограничений. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить словами свои чувства, а цветотерапия помогает психологам и родителям лучше понять малыша.
Если ребёнок не любит рисовать: семь нетрадиционных техник
Некоторые дети, кажется, совсем не способны рисовать. Процесс им не нравится, результаты печальные, настроение после занятия совсем не творческое. Родители в такой ситуации обычно принимают полярные решения: либо больше не мучить чадо рисованием, либо записать в художественную школу, где его точно чему-нибудь научат. Но есть и третий путь – выбрать нетрадиционные техники рисования, использовать нестандартные методы и инструменты для творчества. Вот несколько простых идей, которые вы вместе с детьми можете воплотить уже сегодня.
1. Рисование ватными палочками.
Обмакните ватную палочку в краску и оставьте на листе бумаги крупную точку. С помощью таких точек можно нарисовать цветы, гроздья рябины или винограда, сделать необычный принт для оберточной бумаги или просто раскрасить какую-то фигуру. Чтобы процесс шел быстрее, возьмите несколько палочек и соедините их с помощью резинки.
2. Рисование силуэтов воском.
Возьмите белую свечу и с ее помощью нарисуйте на листе бумаги силуэты деревьев, людей, очертания города. Затем предложите ребенку раскрасить лист акварельными красками или гуашью – так, как ему захочется, любыми цветами. Вы получите необычную картину: белые силуэты на цветном фоне. Эта несложная техника рисования позволит создать красивые необычные работы. Вы можете делать такие заготовки друг для друга, не говоря, что именно нарисовано, и узнавать сюжет уже в процессе творчества.
3. Техника северного сияния.
Для нее понадобится долгая подготовка, но результат стоит свеч. В прямом смысле. Возьмите лист цветного картона или разрисуйте разными красками обычный белый листок бумаги и дайте ему полностью высохнуть. Натрите этот цветной лист обыкновенной парафиновой свечой, не пропуская ни одного участка. Затем сверху щедро покройте черной или темно-синей гуашью, смешанной с небольшим количеством жидкого мыла. После того, как лист окончательно просохнет, приступайте к творчеству: нацарапайте рисунок деревянной палочкой для маникюра или стеком для пластилина. Цветные контуры на темном фоне действительно напомнят северное сияние.
4. Рисунок ногами.
Кто сказал, что рисовать обязательно руками? Почему бы не использовать ноги? Можно обмакивать в краску большие пальцы и создавать шедевр с их помощью. А можно попробовать удержать в пальцах ног кисточку или карандаш. Рисунки, конечно, получатся странными, но удовольствия принесут массу, особенно если вы будете творить вместе с ребенком. Главное, предварительно застелить пол клеенкой или ненужной бумагой, а белый лист закрепить с помощью скотча.
5. Рисование губкой.
Используйте косметический спонж или обычную губку для мытья посуды, чтобы создавать интересные фактурные рисунки. Обмакните губку в краску и оставьте отпечатки на листе. Это могут быть кроны деревьев, трава, море. Тонкие недостающие детали дорисуйте кисточкой.
6. Рисунок-дополнение.
Развить фантазию поможет такая нестандартная техника рисования: обведите карандашом на листе бумаги свою ладонь, ладошку малыша или любой некрупный предмет и попросите закончить рисунок. Пусть ребенок превратит контур в осьминога, курицу, бабочку или другое животное. Эта же техника работает с буквами – они могут стать основой рисунка. Буква Н превратится в лестницу, А – в снежинку, Б – в пузатого человечка, Ш – в расческу.
7. Рисование кляксами.
Эта техника помогает побороть страх белого листа и опасение испортить рисунок неаккуратным движением. Обмакните в краску большую кисть и поставьте на листе кляксу. Наклоняйте лист бумаги в разные стороны, чтобы краска как следует растеклась. А затем предложите ребенку по аналогии с прошлым методом превратить эту кляксу во что-то, на что она больше всего похожа. Сделайте задание интереснее, сложив лист пополам, чтобы получить симметричный отпечаток вашей кляксы.
Полезные советы для родителей маленьких художников
Напоследок еще несколько советов, которые позволят вам и вашим детям быстрее освоить навык рисования и получить от процесса удовольствие.
1. Пробуйте разные материалы для творчества, чтобы малыш мог определиться, чем ему удобнее и интереснее рисовать. Карандаши, фломастеры, акварель, гуашь, восковые мелки, пастель – все они по-разному ведут себя на бумаге.
2. Для первых рисунков выбирайте мягкие цветные карандаши или мелки, чтобы ребенок мог оставлять след на бумаге без сильного нажима.
3. Правильный захват тремя пальцами помогут освоить небольшие мелки, а также карандаши с тремя гранями. Круглые лучше покупать детям постарше, которые уверенно держат инструменты для рисования в руках.
4. Для детей, которые все тянут в рот, выбирайте фломастеры на водной основе с пищевыми красителями. И, конечно, не оставляйте юных художников один на один с предметами для творчества.
5. На этапе изучения фигур и форм обводите их пальчиком малыша, чтобы запустить мышечную память. Этому также помогают трафареты, которые ребенок может обводить карандашом или фломастером.
6. Помните про технику «рука в руке». Берите руку малыша в свою и рисуйте вместе. Главное, делать это мягко, не настаивая, когда ребенок в настроении и его ручка расслаблена.
7. Один из важных этапов в обучении – навык рисовать прямые линии. В этом вам помогут специальные книги с заданиями типа «проложи путь мышки до сыра», «соедини точки, чтобы увидеть картинку». Их можно купить в готовом виде, нарисовать самостоятельно или найти в интернете и распечатать.
8. Рисовать под музыку и в хорошем настроении всегда намного приятнее. Сопровождайте ваши занятия интересным рассказом о том, что вы рисуете, или песенкой в тему. Обсудите с малышом, куда бежит нарисованный ежик, дорисуйте ему грибок и ягодку, проложите путь до норки. В игровой форме дети с удовольствием будут постигать новые умения.
9. Увлекайте ребенка соответствующим контентом. К примеру, пролистайте сказки в картинках В. Сутеева «Капризная кошка», «Мышонок и карандаш», «Петух и краски». Они в игровой форме покажут процесс рисования, который потом можно вместе повторить.
10. Не настаивайте, если ребенок не хочет рисовать. Регулярно предлагайте ему творческие задания, но никогда не заставляйте силой и не шантажируйте фразами из серии «Пока не дорисуешь, не выйдешь из-за стола». Это не приведет к результату и напрочь отобьет желание рисовать.
И помните: в рисовании процесс важен не меньше, а иногда и больше, чем результат. Поддержите фантазию и энтузиазм, не жалейте бумаги и красок и не забывайте участвовать в творчестве вместе с ребенком. И тогда рисовать понравится вам обоим!
Как понимать рисунки детей – Православный журнал «Фома»
Приблизительное время чтения: 15 мин.
–
100%
+
Код для вставки
Код скопирован
Родители с умилением смотрят, как малыш малюет на листе кисточкой, чиркает фломастером, выводит карандашом ручки-ножки-огуречик. Детские рисунки фотографируют, с гордостью вывешивают в блогах, а оригиналы складывают в папочку на долгую память. Между тем рисунок ребенка — это не только его первый шедевр. Это еще и возможная информация, маркер, указатель, по которому психиатры, психологи, педагоги могут сделать выводы о здоровье юного художника, о его психическом и эмоциональном состоянии, о благополучии его семьи. Как понимать рисунки детей? Несколько рекомендаций для родителей — в нашем материале.
Что почитать по теме и что иметь в виду?
Все написанное ниже — не домыслы и фантазии. Это обобщенное мнение современных детских психологов, основанное на многолетних исследованиях. Если вы хотите глубже вникнуть в тему, узнать подробности, которые не вместила эта статья, рекомендуем книги:
- Алла Баркан «О чем говорят рисунки детей. Руководство для родителей и педагогов»;
- Джозеф Дилео «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация»;
- Марина Озерова «О детском рисовании».
И еще — об этом мы будем упоминать здесь не раз: предлагаемые в статье интерпретации рисунка не окончательные диагнозы, а лишь предположения об эмоциональном состоянии ребенка. Рисуночные тесты не могут заменить собой другие формы диагностики, а используются только как дополнение, поскольку вероятность погрешностей довольно велика. Изображение все же вторично, а первичны слова ребенка, как он сам объясняет то, что изобразил. И не нужно делать выводы, основываясь на одном-единственном рисунке: перед обращением к психологу, неврологу, психиатру понаблюдайте за ребенком в динамике, наберите статистику!
С какого возраста рисунки можно оценивать?
Принято считать, что до пяти лет детские рисунки малоинформативны. Малыш пока учится удерживать в пальцах карандаш и кисточку, экспериментирует с нажимом, учится координировать движения, знакомится с цветами. Если мы в этот период просто обеспечим ребенка всем необходимым — чем рисовать, на чем рисовать, временем, доброжелательной атмосферой, — этого будет достаточно. Разве что можно почаще подбадривать и хвалить юного творца и изредка подсказывать: «Смотри, а можно еще и так…» Напомним: речь идет о ребенке до пяти лет. Конечно, в каждом конкретном случае это может быть и чуть меньше пяти, и чуть больше.
Но вот примерно с пяти лет рисунки детей можно уже рассматривать предметно и целенаправленно. И больше не надо подсказывать, что рисовать.
Какой рисунок расскажет о ребенке больше?
Повторим и запомним: по одному рисунку никаких «диагнозов» не ставят. Вчера дочь рисовала усталая и сонная, сегодня взялась за карандаши после просмотра веселых мультиков, завтра у нее во время рисования побаливал живот — в каждый момент времени один и тот же цветочек получится разным, в зависимости от состояния. А вот собрав пять-шесть образцов, мы уже сможем определить какую-то тенденцию.
Допустим, наше чадо в данный момент пребывает в благодушном настроении, время подходящее, и мы предлагаем ему изобразить… что? Обычно психологи просят детей нарисовать человека, дом, дерево и свою семью.
Больше всего информации для психологического тестирования содержат рисунки с изображением людей — себя, своей семьи, различных жанровых сценок с другими людьми… Хорошо, если ребенок сам, по своей инициативе рисует человечков и животных. Если нет, если он предпочитает абстрактные орнаменты или неодушевленные предметы, это может свидетельствовать о сложностях в социализации, общении, выстраивании отношений. В крайних случаях полное отсутствие живых существ на рисунках — признак неврологических нарушений, возможно, даже аутизма.
Опять же, оговоримся, если сын рисует сплошь танки, самолеты, машинки без человечков, это не значит, что сразу нужно впадать в панику: «Аутист! Невроз!..» Может быть, он просто сейчас в этой теме, и самолетик для него не менее живой, чем летчик. Но за тенденцией мы следим…
Можно дать ребенку простое задание: «Нарисуй человека, похожего на тебя!», «Нарисуй нашу семью!», «Нарисуй садик!», «Нарисуй то, что мы сегодня делали, куда ходили, что ты видел!..» Только, если мы хотим объективности в оценках, не надо конкретизировать: «Нарисуй маму, папу, брата Толика, тетю Зину и бабушку Клаву! А дядю Петю не рисуй — он злой!» И не подсказываем: «А что ж ты уши не нарисовал? И вот здесь на руках не три пальца нужно, а пять! А дереву еще веточек добавь!» Пусть отобразит то, что считает нужным. Не изображенное на рисунке — это тоже важная для нас информация.
Если мы хотим протестировать рисунок, тогда в качестве инструмента лучше дать юному живописцу не краски, а карандаши. Так можно будет оценить силу нажима, она тоже маркер, дополнительная характеристика.
Если ребенок нарисует ситуацию — себя в гостях, визит к доктору, прогулку, школу или садик, — надо попросить его прокомментировать свое произведение. Можно поинтересоваться, где он изобразил себя, что происходит на рисунке, что делает он сам и другие люди на картине, какое у него-нарисованного настроение — веселое или грустное и почему… Таким образом для самого ребенка рисунок станет подспорьем не только в описании ситуации, но и в формулировке своего состояния, называния эмоций. Это полезное упражнение.
О чем расскажет рисунок семьи?
Сын или дочка нарисовали свою семью. На что имеет смысл обратить внимание нам, родителям, в первую очередь?
- Все члены семьи изображены или кого-то «забыли»?
- Кого ребенок нарисовал первым?
- Кто оказался выше и крупнее всех?
- Кто — в центре, а кто — сбоку?
Понятно, что все эти признаки указывают на иерархию в семье с точки зрения ребенка. Если папа — высокий «по жизни» — это одно. Если же его рост сопоставим с маминым, а на рисунке папа занял пол-листа, у него гигантская голова и неестественно богатырская комплекция — это другое! Значит, для ребенка папа в семье не просто главный, а более значимый, чем все остальные.
Если мама изображена в центре рисунка, яркая, красивая, хорошо прорисованная, а остальные члены семьи дорисованы не до конца, фигуры их мельче и деталей в них меньше, значит мама для ребенка — «пуп земли», самая-самая важная и любимая, а остальные домочадцы остаются пока «в тени».
«В центре вселенной» на рисунке может оказаться и сам художник. Значит, по его мироощущению, все должно крутиться вокруг него, он — главный и самый значимый. Это нормально для ребенка. А вот младшую сестренку художник вдруг почему-то не нарисовал. Или наоборот, изобразил гигантом, нависающим над другими фигурами. Что за этим кроется? Может быть, просто забыл — бывает. А возможно, так проявляется ревность к сестре — она появилась в семье, и все внимание мамы с папой переключилось на нее. Или это, наоборот, гипертрофированное чувство ответственности старшего за младшую — ребенку кажется, что за младшего братика или сестричку отвечает теперь он, старший, и ему очень страшно не справиться с тяжелой ношей. Все очень индивидуально. Нам важно отметить эту деталь в рисунке, а уже потом оценить в зависимости от конкретной ситуации в конкретной семье. Понятно, что никаких замечаний, а тем более упреков, самому рисовавшему мы не делаем. Просто спрашиваем. Интерпретация автора важнее изображения.
Рассматриваем рисунок дальше
Как члены семьи расположены друг относительно друга? Они взаимодействуют, стоят рядом, держатся за руки? Если так — хорошо: семья в сборе, ребенок эмоционально связан с каждым. Домочадцы отвернулись друг от друга, разобщены, каждый сам по себе? Ребенок изобразил, как близкие ругаются, или «разбежались» по разным углам листа? Тогда есть повод задуматься над «погодой в доме», которая, как мы помним, важней всего. Например, если члены семьи заштрихованы или разбросаны по разным краям листа это может говорить о тревожности ребенка. Стоит расспросить художника, что он нарисовал и почему именно так.
Бывают случаи, когда на просьбу изобразить семью ребенок ограничивается изображением кого-то одного — только мамы, только бабушки… Значит, этот человек в сознании ребенка в данный момент заслонил собой всех других членов семьи. Может быть, ребенок скучает по нему. Или это единственный человек, которого ребенок считает своей семьей, кому доверяет.
Крайний случай — людей на рисунке нет вообще. Есть, например, один домик. О чем это может говорить? Похоже, что родные маленького живописца не понимают. Они — где-то там, «в домике», а он — снаружи на домик смотрит. Обстановка в семье кажется ребенку напряженной, враждебной, ему в домик заходить не очень хочется. Или наоборот, очень хочется — малыш мечтает о границах семьи, о ее безопасности, — а почему-то не получается…
Нарисованный дом, кстати, тоже может быть разным и содержать в себе много информации. Скажем, количество окон в доме часто соответствует количеству членов семьи. А если окон нет вообще, и дверей тоже нет, вероятно, в данный момент у автора есть желание уединиться, потребность в закрытии своих границ. Он сейчас не очень хочет общаться, не хочет на что-то смотреть…
О чем расскажет автопортрет?
Очень интересно проследить, как ребенок воспринимает самого себя и изображает то, каким бы хотел быть. Попросим его нарисовать свой портрет.
Внимание! Ко всем дальнейшим характеристикам мы добавляем слова «возможно», «в некоторых случаях», «как вариант», и так далее. То есть везде — «не всё так однозначно…». И опять — обязательно просим ребенка объяснить нарисованное.
Итак, какова поза изображенной фигуры? Например, наклоненная фигура в некоторых случаях является признаком психологической неуравновешенности и нестабильности.
Если ребенок изобразил себя как на египетской фреске — тело развернуто «на зрителя», а голова повернута в профиль — возможно, он испытывает напряженность в отношениях с другими детьми. «Возможно», но не обязательно: может быть, он просто научился изображать профиль и гордо демонстрирует свои достижения в этом.
Тело, повернутое на три четверти, демонстрирует творческую направленность ребенка.
Если фигура нарисована в движении или в момент выполнения какой-то работы, вероятно, рисовал ее ребенок активный, энергичный.
Художник изобразил себя сидячим или лежачим, руки безвольно опущены — возможный признак пассивности, вялости.
Если впереди себя малыш изобразил какой-то предмет — стол, табурет, большую игрушку, — это может говорить о сложностях в общении, проблемах социализации, негативизме, желании оградиться от других.
Обратите внимание: нарисовал ребенок себя «просто так» или в какой-то роли? Например, «Я — принцесса!» «Я — спортсмен!» «Я — артист!»… Если художник выбрал себе персонажа, он явно нуждается во внимании, восхищении, похвале, он — чувствительный и любит произвести впечатление.
У психологов есть даже интерпретации конкретных ролей.
Клоун, шут — заниженная самооценка. Возможно, этот ребенок сознательно нарушает нормы и правила, чтобы его заметили.
Царь — царица, принц — принцесса — высокий уровень притязаний.
Солдат, военный, генерал — демонстрация силы, способности защищать, показать, что он взрослый и сильный.
Любой «плохой» персонаж — Карабас-Барабас, Бармалей, жулик, Кощей, пьяница, Баба Яга — асоциальность, негативное самопредъявление, антисоциальность. Сюда же, как ни удивительно, относятся роли «я — полицейский», «я — омоновец». Впрочем, иногда полицейский — это просто полицейский. Особенно если ребенок рисует по горячим следам: видел полицейского, слушал рассказы о нем… Мы помним, что рисунок вторичен, а первичны комменарии ребенка.
- «Я — старичок», «я — бабушка» — депрессия, плохое настроение.
- «Я — богач», «я — нищий» — недовольство своим материальным положением.
- «Я — робот», «я — инопланетянин» — одиночество, замкнутость, закрытость, интровертность.
Вновь обратимся к автопортрету и рассмотрим подробно главную его часть — голову.
С головы дети, как правило, начинают рисовать человека и прорисовывают ее наиболее подробно. Это норма: голова — вместилище собственого «я», своих мыслей, убеждений. Шляпа, очки, усы и борода, прически и украшения на голове — это хорошо, но слишком сильная зацикленность ребенка на прорисовывании разных деталей головы, по мнению психологов, демонстрирует ослабление умственных способностей или самоконтроля. Но вот небрежно нарисованная голова без всяких деталей может свидетельствовать о плохой социальной адаптации ребенка.
Соотношение головы и туловища — демонстрация соотношения духовного и физического начала в авторе рисунка.
Слишком большая голова — берем на заметку, может быть, ребенок страдает головным болями? У него была травма, и он подсознательно пытается указать нам на место дискомфорта? Часто при большой голове рисуется треугольная шея. Это признак проблем в шейном отделе и плохого снабжения головы кровью. Иногда непропорциональную голову рисуют дети, отстающие в психическом или умственном развитии.
Маленькая голова на большом мускулистом теле — показатель агрессивности.
Если девочка «залипает» на вырисовывании локонов, кудрей, пышных и вычурных причесок, это свидетельствует о начале ее сексуального созревания.
Черты лица, прорисованные слабо и нечетко, могут говорить о робости, сложностях в общении, проблемах с социализацией.
Лица вообще не видно, оно не прорисовано, человек изображен со спины, в профиль — вероятный показатель негативизма.
Наоборот, черты лица подчеркнуты, слишком сильно прорисованы, нарочиты — ребенок пытается выглядеть успешным, общительным, примерным, возможно, компенсируя тем самым реальное не самое радужное свое состояние.
Выражение лица имеет значение. Какое оно?
Грустное. Возможно, ваш ребенок чувствует одиночество, он устал, ослаблен. Не исключена депрессия.
Растерянное. Это свидетельство неуверенности, ощущения бессилия, тревоги, невротического состояния.
Отстраненное. Малыш, желая защититься от не слишком дружелюбного мира, погружается в свой мир, мир фантазий. Возможно, он интроверт.
Мрачное. Может быть, у ребенка депрессия, болезненно-пониженное настроение. Он не может приспособиться к реальности, которая слишком часто и резко меняется. Понаблюдайте за ним — он излишне раздражителен, часто злится, слишком педантичен, зацикливается на чем-то… Или просто очень не хочет рисовать.
Злое, неприятное, отталкивающее. Это признак негативизма, агрессивности, импульсивности. Иногда даже психопатии. Если рисовал подросток — подростковый кризис. Или, опять же, отрицательное отношение к самому процессу рисования.
Тревожным знаком считают лицо, которое вообще ничего не выражает, обезличенное.
Лоб на нарисованном лице символизирует самоконтроль, область социальных контактов. Если лба нет, ребенок сознательно игнорирует интеллектуальную сферу.
Глаза дети, как правило, рисуют со зрачками и смотрят они прямо на зрителя. Если зрачков нет, можно предполагать проблемы в общении, внутренние страхи, фобии и даже признаки аутизма у рисовавшего.
Широко открытые глаза рисуют дети любознательные, а маленькие глазки — скрытные, поглощенные собственными переживаниями. Закрытые глаза — художник хочет отгородиться от внешнего мира, ограничить контакты с окружающими.
Взгляд прямой, но пронизывающий, не дружелюбный — агрессия, склонность к демонстративному вызывающему поведению.
Брови. Ребенок, который обращает внимание на свою внешность, нарисует брови аккуратные и ровные. Строптивый, грубый, резкий изобразит густые брови. Высокомерный высоко поднимет брови своему нарисованному герою.
Если носа на лице нет, это может свидетельствовать о некоторой интеллектуальной незрелости. Если нос, наоборот, слишком большой, а художнику уже больше семи лет, возможно, ребенок недоволен своей внешностью.
На автопортрете оскаленные зубы или, наоборот, маленькие поджатые губы — автор рисунка настроен к миру агрессивно и враждебно. Юный художник очень тщательно вырисовывает зубы или открывает своему нарисованному герою рот — это признак речевой активности.
Если девочка замалевывает себе красным карандашом на рисунке губы — это хорошо: губы — символ сексуальной сферы, ребенок верно идентифицирует себя по половому признаку. Хотя все может быть проще: у нее очень яркий красный карандаш, цвет которого ей нравится.
Подбородок — символ упорства, воли, властности. Выделение подбородка на рисунке, корректирование этой части лица, перерисовывание ее — либо попытка справиться со своей нерешительностью, либо открытое стремление к превосходству над окружающими, либо развитая волевая сфера.
Шея — связь физического начала, тела, с интеллектуальным центром, головой. Сильный акцент на шее — свидетельство неуверенности в себе. Длинная шея — чрезмерный самоконтроль, скованность, зажатость. Короткая шея — прямолинейность. Вообще нет шеи — признак незрелости. Вообще необычная шея на рисунке может свидетельствовать об особенностях кровоснабжения головы, о травмах шеи или головы и так далее.
Кратко — о теле нарисованного человечка.
Обратим внимание на, кажется, несущественные мелочи: как человечек «собран». Руки и ноги присоединены к туловищу? Хорошо. Нет? Человечек «рассыпается»? Тревожно. Сигнал о возможной личностной дезорганизации или психических нарушениях у автора рисунка.
Ребенок изобразил себя с длинными и большими руками — он уверен, что физически развит, силен и ловок. А вот если чувствует свою слабость, руки на рисунке будут маленькими. Если руки спрятаны за спину или в карманы — автор рисунка не уверен в себе. Об агрессии свидетельствуют руки, поднятые вверх, о желании действовать — широко раскинутые руки.
Ноги — символ опоры в реальной жизни. Длинные ноги на рисунке — ребенок мечтает о независимости. Ноги широко расставлены — художник в себе уверен.
О мужественности говорит квадратное или угловатое туловище, нарисованное мальчиком. Туловище маленькое, непропорциональное — ребенок чувствует себя униженным.
Что означают цвета на рисунке?
Цветов на рисунке может быть много, но какие-то карандаши юный живописец выбирал особенно часто — мы это сразу заметим. Определим, какого оттенка больше всего, и узнаем, как интерпретируют цвета на детских рисунках психологи.
Много голубого, розового, лилового и других пастельных оттенков. Автор — гармоничная свободная личность. Очень любит обнимашки, поглаживания, поцелуи, любые приятные тактильные ощущения.
Много красного. Автор открыт, активен, непоседлив, возбудим, бывает непослушным от переизбытка энергии. Такие дети вырастают успешными, пробивными, многого добиваются в жизни.
Много синего. Автор уравновешен, спокоен, нетороплив.
Много зеленого (говорим о случаях, когда на рисунке изображены люди, а не лес или луг, где зеленый цвет необходим). Автор упрям и настойчив. При этом оттенки имеют значение: светло-зеленый преобладает — ребенку необходима защита. Темно-зеленый — ребенку не хватает любви и внимания, он замкнут, его нужно поддержать, похвалить…
Много желтого. Автор — фантазер, у него отличное воображение, любит мечтать и играть в одиночестве. Для игры достаточно палочек, камешков, песка и воды.
Много оранжевого. Оранжевый — цвет жизнерадостных людей. Автор фонтанирует энергией, перевозбужден, ищем достойный, интересный и безопасный канал для выхода этой неуемной энергии.
Много фиолетового. Автор — чувствительная, творческая, ранимая натура с богатым внутренним миром. Таким детямнеобходима не просто поддержка, а восхищение их творчеством, поощрение всего, что они делают.
А вот дальше — цвета, которые должны заставить нас насторожиться и обеспокоиться.
Много коричневого. Возможно, автор болезненно переживает семейные неурядицы. Возможно, у него проблемы со здоровьем или слишком много отрицательных эмоций в последнее время.
Много серого. Если автор упорно выбирает простой карандаш, ему не хватает положительных эмоций. Он замкнут, отторгает мир вокруг себя, ощущает себя бедным и несчастным.
Много черного. Автор чувствует угрозу, пережил стресс или даже психологическую травму.
Много темно-красного, бордового. Автор в тревожном состоянии, возможно, у него депрессия.
Если названные цвета преобладают в рисунках, причем на протяжении долгого времени, это достаточный повод, чтобы обратиться к психологу для уточнения состояния ребенка.
Сильный нажим и слабый нажим — что за признак?
Выше мы говорили, почему для тестирования по рисунку стоит предпочесть краскам карандаши. Нажим — это тоже характеристика.
Очень слабый нажим, нечеткие линии, постоянное обращение к ластику: нарисовал — стер — перерисовал, могут свидетельствовать о неврологических нарушениях, робости, пассивности, неуверенности, тревожности. А могут указывать на патологию зрения или опорно-двигательного аппарата, недостаточное развитие мелкой моторики. Заметили такое за ребенком — можно подумать об обращении к педиатру и неврологу.
С другой стороны, если художник в процессе создания произведения так сильно давит на карандаш, что ломает грифель и продырявливает лист, это признак переполняющих его эмоций, гиперактивности.
* * *
О том, как понимать рисунки детей, написаны тома. Имеют значение и положение, и размер рисунка, и его структура, и общее впечатление… Арт-терапевты, социальные работники, психологи, нейропсихологи, психиатры, педагоги, воспитатели — специалисты многих направлений, знающие специфические нюансы, о которых родители не догадываются, могут помочь мамам и папам верно интерпретировать детские рисунки. Главное — не спешим делать выводы, ставить диагнозы и паниковать. Детей любим, о детях заботимся, к детям проявляем внимание… Ну, и в блоги не забываем очередных нарисованных чадом человечков запостить!
Фотографии детского рта – Bilder und stockfotos
1.087Bilder
- Bilder
- FOTOS
- GRAFIKEN
- VEKTOREN
- Видео
Durchstöbern SIE 1,087 9006
Durchstöbern SIE 1,087
Durchstöbern SIE 1,087
Durchstöbern SIE 1,087
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Молодежь со смартфоном со смайликом – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Молодежь со смартфоном со смайликом
lustige partyhüte, vektor foto stand requisiten – фото рта ребенка стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы -symbole
Grapefruit, Porträt
Porträt einer Grapefruit mit Augen und Mund. modelliert von Cactusoup Crew.
stilvolle afroAmericanische kerl nimmt selfie mit niedlichen kaukasische mädchen auf open-air party am dach, junger mann mit smartphone, frau hält bierflasche. – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Stilvolle afroAmericanische Kerl nimmt Selfie mit niedlichen…
Halloween-Hintergrund mit glücklichem kind und raum, lustiges kind hält kürbis – child’s mouth photos сток-фото и изображения
Halloween-Hintergrund mit glücklichem Kind und Raum, lustiges3 auf0na. .. einer jungen familie, die ein selfie auf der диване zu hause macht – фото рта ребенка стоковые фото и фотографии
Aufnahme einer jungen familie, die ein selfie auf der Couch zu…
gelbe gummiente mit rotem schnabel – фото рта ребенка сток- фотографии и изображения
gelbe Gummiente mit Rotem Schnabel
drei damen machen selfie. – рот ребенка фотографии стоковые фото и фотографии
Красивые фотографии селфи.
zwei mädchen, die ein selfie auf einer smartphone-kamera machen, die auf dem hintergrund der blumenwand steht – фото из рта ребенка стоковые фото и фотографии haare und augen einer alten puppe – isoliert vor weißemhintergrund – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Kopf ohne Haare und Augen einer alten Puppe – isoliert vor weißem
glückliches baby, das im urlaub frühstückt. – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
Детские фотографии, созданные в соответствии с вашими потребностями.
dreijähriger junge, der auf einem stuhl sitzt – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии
dreijähriger junge, der auf einem Stuhl sitzt junges Paar mit Hund im Freien im Herbstpark macht. ..
urlaub, urlaub, reisen und Tourismus-Konzept – группа друзей или туристов в спа-центре и селфи – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии
Urlaub, Urlaub, Reisen und Tourismus-Konzept – группа фон…
kleines kind
Kleines Kind невод Zunge
Kleines Kind, das seine Zunge herausstreckt.
glücklicher vater beim fotografieren eines lustigen kleinen schwarzen mädchens – фото рта ребенка стоковые фото и фотографии
Glücklicher Vater beim Fotografieren eines lustigen kleinen…
erfolgreicher männlicher kieferorthopäde zahnarzt, der operierende пациента, кариес, кариес, кариес heilt, виниры herstellt, zähne füllt, умирают в умирают kamera schauen. Стоматологические концепции – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Erfolgreicher männlicher Kieferorthopäde Zahnarzt, der…
портреты афроамериканской семьи, умирают в доме zusammen selfie macht – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
Портрет афроамериканской семьи, умереть в доме, где живет. .. концепция минимализма. Креативная композиция – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
Детская камера и Hagebuttenfrüchte auf türkisfarbenem…
Eine Kinderspielzeugkamera und Hagebuttenfrüchte auf türkisfarbenem Hintergrund sind ein Konzept des Minimalismus. Креативная композиция, Nahaufnahme.
fotoprotokoll in der zahnmedizin.der arzt fotografiert die zähne des kindes des des mädchens – фотографии рта ребенка stock-fotos und bilder
fotoprotokoll in der Zahnmedizin.Der Arzt fotografiert die Zähne die…
Photoprotokoll in der Zahnmedizin des Mädchenkindes, untersucht den Mund eines kleinen Mädchens. regelmäßige Besuche in der Arztpraxis. Behandlung und Vorbeugung von Karies.
eine kinderhandykamera und ein smiley auf türkisfarbenemhintergrund, das konzept des minimalismus. eine kreative komposition – фото рта ребенка стоковые фото и фотографии
Eine Kinderhandykamera und ein Smiley auf türkisfarbenem. ..
baby wird schmutzig, während es selbst isst – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии стоковые фотографии и изображения
Fröhliche Gruppe von Millennial-Freunde machen Selfie
in der schlamm – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
In der Schlamm
junge machen gesichter – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
Junge Machen Gesichter
Tiere & österreich: Neugierige Junge Kuh – Фотографии детского рта.
Фото со страниц многоэтнических лет, умереть…
neugeborenen baby hand – фото со ртом ребенка стоковые фото и изображения
Neugeborenen Baby Hand
Брокколи, портрет – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Брокколи, портрет
Брокколи-портрет. Хангемхт Mit ton von cactusoup
Angst Patent und rahnarzt-Фотографии в рот ребенка Сток-Фотос и Билдер
Алопа пациент и zahnarzt
Porträt von ihr sie nett niedlich charmant harmant lustig fröhliche fröhliche mädchen in gestrenerene ne-shirnen nehlene nehlene nehlengen nedrenerene gestengen , die hand isoliert auf rosa pastell-hintergrund – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Porträt von ihr sie nett niedlich charmant charmant lustig fröhlic
schöne mädchen fotograf mit kamera unter bild von kleinen hunden im studio – child’s mouth photos stock-fotos und bilder
schöne Mädchen Fotograf mit Kamera unter Bild von kleinen9 Hunden9003. .. mund – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии
baby weint Mund
голова клоуна spiel auf einem Fair – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и изображения
голова клоуна Spiel auf einem Fair
set blau babys dummy isoliert auf weiss – рот ребенка фото сток -фотографии и изображения
Set Blau Babys dummy isoliert auf weiss
Традиционное мексиканское сомбреро, набор векторов – фотографии рта ребенка стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы фотосъемка портрета на фронтальной камере смартфона удобный снимок рта на розовом фоне изолирт – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии
Портреты на фотографиях, снятых на камеру Mädchen erholend entspannen Shooting…
Kirschen Porträt – Фотографии детского рта Сток -Фотос и Билдер
Kirschen Porträt
Phasenaufnahme gesichtsausdrücke – Фотографии детского рта. Frauen Scherz nehmen Selfies auf der Straße
niedliches funkiges mädchen im roten polo macht selfie auf die vordere kamera h – фото со ртом ребенка стоковые фото и фотографии
Niedliches Funkiges Mädchen im roten Polo macht Selfie auf die. ..
Süßes funky Mädchen in rotem Polo macht Selfie auf der Frontkamera ihres Smartphones, zwinkert und öffnet ihren Mund weit
ein niedlicher kleiner 7-jästräs jungeriger shirt, das eine entschuldigende oder traurige ausdrücke mit weit geöffneten augen, augenbrauen erhoben und zunge herausragt oder über weiß isoliert – фото рта ребенка стоковые фото и фотографии
Ein niedlicher kleiner 7-jähriger Junge trägt ein
prinzessin party foto стенд набор реквизитов – фотографии рта ребенка сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и символы
Prinzessin Party Photo Stand реквизит набор
Princess Party Vektor Design Elemente und Fotokabine реквизит набор
mehrere i̇mage – фото рот ребенка сток- Фотографии и фотографии
Mehrere İmage
neugeborenes baby mädchen sitzen mit unterstützung Kissen – фотографии рта ребенка стоковые фотографии и фотографии
Neugeborenes Baby Mädchen sitzen mit Unterstützung Kissen
foto von amüsanten glücklichen paar mann und frau umarmt und selfie-foto, während zeigt zeigt friedenszeichen mit zungen aus, isoliert über gelbenhintergrund – child’s mouth photos stock-fotos und bilder
Foto von amüsanten glücklichen Paar Mann und Frau umarmt 900 und 3. .. детка с ретро-камерой – фото рта ребенка стоковые фото и изображения
Девушка с ретро-камерой
Маленькая девочка с ретро-камерой, фотография с красной липкой
nehmen instagram selfie! nahaufnahme foto портрет комикс-фанки jubel scherz herrlich fröhlich mit niedlichen zähne schön unbeschwerte mädchen macht fotografie auf hellen lebendigenhintergrund isoliert – фото рта ребенка стоковые фото и фотографии
Нехмен Инстаграм Селфи! Nahaufnahme Foto Portrait of Comic-funky
стильный тренд, гламурный стиль, зубастый спа, комик, играющий в стиле юмора, zunge-out konzept. портрет фон süßen niedlichen schönen liebenswert sorglos verspielt mädchen nehmen selfie auf rosahintergrund isoliert hautnah – child’s mouth photos stock-fotos und bilder
Stilvolle Trend glamourösen зубастый Spaß Комикер spielen Stil…
hand, die halt vintage 90 va foto von 1 – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Hand, die hält Vintage Photo 1960 er Vater und Kind
Портреты с голубыми глазами, так что селфи на смартфоне – фото из рта ребенка стоковые фотографии и изображения
Портреты с блестками, так что селфи с. ..
lustige junge asiatische kerl weinen hart – фотографии рта ребенка стоковые фото и фотографии
Lustige junge asiatische kerl weinen hart
set von hühnerparty foto-stand-requisiten – фотографии рта ребенка стоковые изображения, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Set von Hühnerparty Foto-Stand-Requisiten
Teenager-Mädchen zeigen lustige Instant-foto – фото со рта ребенка стоковые фото и фотографии
Teenager-Mädchen zeigen lustige Instant-Foto
coole glückliche mädchen augenzwinkernund machen selfie – селфи со ртом ребенка сток-фото und bilder
Coole glückliche Mädchen augenzwinkernund machen selfie
Junges, Positives, Stilvolles Hipster-Mädchen, das zwinkert und Zunge zeigt, während es Selfie vor der Kamera macht. Fröhliche schöne junge Frau, die ein Porträtfoto auf dem Smartphone macht. Selfie-Foto на Stadtstraße machen
nahaufnahme porträt von zwei schön aussehende schöne schöne schöne schöne feminine verspielte kindliche comic fröhlich fröhliche langhaarige menschen machen selfie zeigen v-zeichen in hellweißen innenraum – child’s mouth photos stock-fotos und bilder
Nahaufnahme Porträt von zwei schön aussehende schöne schöne schöne
Nahaufnahme -Porträt von zwei schön aussehenden, attraktiven, reizenden, femalen, verspielten, kindlichen, fröhlichen, fröhlichen, langhaarigen Menschen, die ein Selfie machen, das ein V-Zeichen im hellweißen Innenraum zeigt
мультяшный селфи девушки с утиным лицом. детское селфи – фотографии рта ребенка стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символы
Duckface Selfie Girl Cartoon. Молодое селфи
Молодое селфи. Mädchen macht ein Selfie на своем Handy. Duckface Selfie Mädchen Cartoon. Lustige Zeichentrickfigur. Векториллюстрация. Isoliert auf weißem Hintergrund
Melone Porträt – фотографии рта ребенка стоковые фото и изображения
Melone Porträt
Melonenporträt. Handgemacht mit Ton von CactuСуп
ein junges paparazzi-mädchen mit einer spiegelreflexkamera schaut aus dem cover und schaut sich an, was mit geöffnetem mund passiert. бульварпресс. auf dersuche nach dem grundstück für fotobestände. – фото со ртом ребенка стоковые фото и изображения
Папарацци-мать с einer Spiegelreflexkamera…
из 19
Child Mouth Open Stock-Fotos
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten
Durchstöbern Sie 1.
059 открытый рот ребенка Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
крупный план портрета малыша с открытым ртом, смотрящего в камеру – открытый рот ребенка стоковые фотографии и широко открытые изображения – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотографии kleiner junge mit offenem mund – открытый рот ребенка стоковые фотографии и изображения, умирающие на видео- spiel mit mund öffnen – ребенок с открытым ртом стоковые фото и бильдермалыш мальчик кормит себя йогуртом ложкой смотрит в камеру, рот открыт – ребенок с открытым ртом стоковые фото и бильдермальчик (8-9 лет) с открытым ртом, портрет, студийный снимок – ребенок рот открытый сток-фотографии унд bilderkleines mädchen в lustigen kaleidoskop gläser schaut in den himmel mit offenem mund und neugier. – открытый рот ребенка стоковые фотографии и изображение портрет маленькой девочки с широко открытыми глазами – открытый рот ребенка стоковые фотографии и изображение молодого человека с открытым ртом открытый, шарик между зубами, крупный план. – ребенок с открытым ртом стоковые фото и фотомолодой мальчик с широко открытым ртом на ярмарке развлечений – ребенок с открытым ртом стоковые фото и фотографии кричащая девушка в праздничной шляпе с открытым ртом – ребенок с открытым ртом стоковые фото и фотокрупный план шокированной девушки с открытым ртом на фоне забора – открытый рот ребенка стоковые фото и фотографии удивленный мальчик с открытым ртом – открытый рот ребенка стоковые фото и фотографии мальчик (8-9) смеясь, рот открыт, крупный план – рот ребенка с открытым ртом стоковые фотографии и изображения афроамериканских изображений афроамериканской девушки с уличным поведением в природе. – ребенок с открытым ртом стоковые фото и бильдеркляйнес mädchen in mutters schoß mit mund offen für pcr-tupfer-test – ребенок с открытым ртом стоковые фото и девушка (8-9) прыгает в бесконечный бассейн с открытым ртом – ребенок с открытым ртом стоковые фото и фотокрупный план девушки с открытым ртом, имеющей конфеты – рот ребенка с открытым ртом стоковые фотографии и изображения, изображенные в калейдоскопе люстигена, стеклянные глаза в логове Химмель мит offenem mund und neugier. – открытый рот ребенка стоковые фото и фотомолодой рыжеволосый мальчик с жевательной резинкой в открытом рту, Рио-де-Жанейро, Бразилия – открытый рот ребенка стоковые фото и фотографии мальчик глотает пиццу с открытым ртом – открытый рот ребенка стоковые фото и фото mund weit von überrascht, junge asiatische mädchen. – открытый рот ребенка стоковые фотографии и изображение маленького мальчика с открытым ртом, показывающим молочные зубы и постоянно растущие зубы. – открытый рот ребенка стоковые фото и изображения Трехлетний ребенок с широко открытым ртом и большим смехом – открытый рот ребенка стоковые фото и изображения1960-е годы ПОРТРЕТ МАЛЬЧИКА В ПОЛОСАТОЙ РУБАШКЕ С ОТКРЫТЫМ РОТОМ, РУКА НА ГОЛОВЕ УДИВЛЕН, игривая девушка с открытым ртом пробует снег во время снегопада – открытый рот ребенка сток-фотографии и бильдербой сидит за столом, опираясь на локти, рот открыт, закрывает глаза руками – рот ребенка открыт сток -fotos und bilderschoolboy (8-9) с открытым ртом сидит за партой – открытый рот ребенка stock-fotos und bilderyoung мальчик кудрявый каштановые короткие волосы карие глаза без рубашки держит в руке кусок торта делает сумасшедшее лицо рот открытым показывая зубы всасывая волосы мокрый и отодвинутый назад – открытый рот ребенка стоковые фотографии и бильдеригривая девочка с открытым ртом, стоящая на подъездной дорожке во время дождя Фотографии и фотографии мальчика (5-7 лет), выполняющего прыжок с трамплина на заснеженном склоне с открытым ртом – ребенок с открытым ртом стоковые фотографии и фотографии портрет маленького белокурого мальчика с широко открытыми глазами и открытым ртом – ребенок открытый рот стоковые фотографии и фотографии с открытым ртом, лежащие в аэропорту – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотографии – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотографиидве сестры с открытым ртом на разворачивающей светящейся рождественской подарочной коробке – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотографии bilderein kleiner junge posiert vor einem weißen bildschirm. er schreit mit weit geöffnetem mund in die kamera – открытый рот ребенка стоковые фото и фотографииигривый отец держит редьку над сыном с открытым ртом во время работы в саду на заднем дворе – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотографии детей с открытым ртом geöffnetem mund schreiend – рот ребенка open stock-fotos und bilderjunge frau mit mund offen schaut auf sohn – открытый рот ребенка и фото мальчика (8-9)) ловит снег, рот открыт – рот ребенка открыт сток-фото и девушка (2-4) в зимней одежде с открытым ртом во время снегопада, крупный план – рот ребенка открыт сток-фото и мальчик (6-8) катается на лыжах, рот открыт , вид сбоку – открытый рот ребенка стоковые фото и фотография девушка с руками на щеках и открытым ртом – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотография портрет удивленного мальчика с широко открытым ртом, смотрящего в цель – открытый рот ребенка стоковые фотографии и фотография девушки (6-7) стоит у праздничного торта, рот открыт – рот ребенка открыт стоковые фото и фотографии портрет мальчика с открытым ртом – открытый рот ребенка стоковые фото и фотографии веселая девочка с открытым ртом держит оборудование для проверки зрения в клинике – открытый рот ребенка сток -фотографии и изображения.