Сказочный мир А. С. Пушкина в иллюстрациях И. Я. Билибина
6 июня почитатели творчества Александра Сергеевича Пушкина отмечали его день рождения. Сегодня мы хотели бы показать вам иллюстрации к сказкам писателя, выполненные замечательным русским художником Иваном Яковлевичем Билибиным. Конечно, кому-то это имя знакомо с детства. Тем более приятно будет взглянуть на рисунки, полюбившиеся когда-то.
Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) выполнил иллюстрации к русским народным сказкам “Царевна-лягушка”, “Пёрышко Финиста-Ясна Сокола”, “Василиса Прекрасная”, “Марья Моревна”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Белая уточка”, к сказкам А. С. Пушкина – “Сказка о царе Салтане”(1904-1905), “Сказка о золотом петушке”(1906-1907), “Сказка о рыбаке и рыбке”(1939) и многим другим.
Художник разработал систему графических приёмов, которые дали возможность объединять иллюстрации и оформление в одном стиле, подчинив их плоскости книжной страницы. Характерные черты билибинского стиля: красота узорного рисунка, изысканная декоративность цветовых сочетаний, тонкое зрительное воплощение мира, сочетание яркой сказочности с чувством народного юмора и др.
Билибин стремился к ансамблевому решению. Плоскость книжной страницы он подчёркивал контурной линией, отсутствием освещения, колористическим единством, условным делением пространства на планы и объединением различных точек зрения в композиции.
Одной из значительных работ Билибина были иллюстрации к “Сказке о царе Салтане” А. С. Пушкина. Её Иван Яковлевич иллюстрировал первой. Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. На дворе ночь, месяц светит, царь спешит к крыльцу, проваливаясь в снег. В этой сцене нет ничего сказочного. И всё-таки дух сказки присутствует. Изба самая настоящая, крестьянская, с маленькими окошками, нарядным крыльцом. А вдали церковь шатровая. В XVII в. по всей Руси строили такие церкви. И шуба у царя настоящая. Такие шубы в давние времена шили из бархата и парчи, привезённых из Греции, Турции, Ирана, Италии.
Эта сказка с её многокрасочными картинами древнерусского быта дала богатую пищу билибинской фантазии. С поразительным мастерством и большим знанием изображал художник старинные костюмы и утварь. Он отразил основные эпизоды пушкинской сказки.
Однако между листами серии заметны различные источники стилизации. Иллюстрация с изображением Салтана, заглядывающего в светлицу, отличается эмоциональностью и напоминает зимние пейзажи И. Я. Билибина с натуры. Сцены приёма гостей, пира очень декоративны и насыщены мотивами русского орнамента.
Иллюстрация с плывущей по морю бочкой напоминает знаменитую “Большую волну” японского художника Кацусики Хокусая.
Кацусики Хокусай. Гравюра на дереве “Большая волна в Канагаве”. 1823-1829.
Процесс выполнения И. Я. Билибиным графического рисунка напоминал труд гравёра. Набросав на бумаге эскиз, он уточнял композицию во всех деталях на кальке, а затем переводил на ватман. После этого колонковой кистью с обрезанным концом, уподобляя её резцу, проводил по карандашному рисунку четкий проволочный контур тушью. В зрелый период творчества Билибин отказался от употребления пера, к которому иногда прибегал в ранних иллюстрациях. За безукоризненную твёрдость линии товарищи шутливо прозвали его “Иван-твёрдая рука”.
В иллюстрациях И. Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складываеся строгая система штрихов и точек.
Дальнейшее развитие билибинского стиля состоит в том, что в более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся звучнее и насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным проволочным контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией. Краски кажутся сияющими, но сохраняют локальность и плоскостность, а изображение порой напоминает перегородчатую эмаль.
Дворец Додона. Эскиз декораций к первому акту оперы Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок». 1909 г.
Примечательно, что сегодня можно купить книги с иллюстрациями Ивана Билибина. К тому же это замечательный подарок и для детей, и для взрослых!
‘;
blockSettingArray[2][“minSymbols”] = 2000;
blockSettingArray[2][“minHeaders”] = 0;
blockSettingArray[3] = [];
blockSettingArray[3][“setting_type”] = 6;
blockSettingArray[3][“elementPlace”] = 40;
blockSettingArray[3][“text”] = ‘
‘;
blockSettingArray[3][“minSymbols”] = 0;
blockSettingArray[3][“minHeaders”] = 0;
blockSettingArray[4] = [];
blockSettingArray[4][“setting_type”] = 6;
blockSettingArray[4][“elementPlace”] = 60;
blockSettingArray[4][“text”] = ‘
‘;
blockSettingArray[4][“minSymbols”] = 2000;
blockSettingArray[4][“minHeaders”] = 0;
blockSettingArray[5] = [];
blockSettingArray[5][“setting_type”] = 6;
blockSettingArray[5][“elementPlace”] = 80;
blockSettingArray[5][“text”] = ‘
‘;
blockSettingArray[5][“minSymbols”] = 0;
blockSettingArray[5][“minHeaders”] = 0;
var jsInputerLaunch = 15;
izuminki.com
Иллюстрации разных художников к «Сказке о царе Салтане»
В 1899 году начали выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Рисунки запоминаются как нечто светлое , радостное и волшебное. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» с его рисунками.
*****
Иллюстрации Александра Михайловича Куркина
*****
Прочтение пушкинской сказки Валерием Архиповым, заслуженным художником РФ, деканом художественного факультета ВГИК. Это эскизы к костюмам фильма.
subscribe.ru
Сказка о царе Салтане – Сказки Пушкина: читать с картинками, иллюстрациями
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Страница 1 из 10
Сказка о царе Салтане (сказка А.С. Пушкина)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
skazki.dy9.ru
“Сказка о царе Салтане” в иллюстрациях художников Палеха: deligent
“Сказка о царе Салтане” в иллюстрациях художников Палеха
СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ: иллюстраторы русских сказок
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”
А.С.Пушкин
Иллюстрации Александра Куркина (школа Палеха)
- Я там был; мед, пиво пил
- И усы лишь обмочил.
Иллюстраторы сказок Художники, покорившие детские сердца
http://www.odinklik.ru/site.aspx?site=illustratory_skazok
Серия сообщений “Русские СКАЗКИ”:
Русские народные (и не только) сказки
Часть 1 – Русские сказки
Часть 2 – ИЛЛЮСТРАТОРЫ РУССКИХ СКАЗОК: Жар-птица Ивана Билибина
Часть 3 – “Сказка о царе Салтане” в иллюстрациях художников Палеха
Часть 4 – ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ: в гостях у сказки
Часть 5 – “Золотой Петушок” в иллюстрациях Билибина
…
Часть 23 – “Аленький цветочек”
Часть 24 – СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА: фильм, мьюзикл, мультфильм
Часть 25 – С приближающимся Праздником!
deligent.livejournal.com