Роспись доски городец – . – . , – .

трафареты и шаблоны узоров, основные сюжеты для разделочных досок, техника письма

Тяга к прекрасному свойственна человеку с древних времён. Ещё на заре человечества люди пытались украшать свой быт произведениями прикладного искусства, что приводило к образованию целых организованных промыслов. Один из них — городецкая роспись. Трафареты и шаблоны для создания простых, но очень красочных композиций, сделали её очень популярной далеко за пределами родины.

Содержание материала

История появления промысла

Ещё в далёком 19 веке о мастерстве городецких художников было известно не только в России. Изделия этих мастеров украшали многие ярмарки и базары и были востребованы из-за своей невероятной красоты.

Зародился этот популярный до сего дня промысел на берегах Волги, в небольшом городке Городец, что в Нижегородской области. В те времена вокруг города стояли непроходимые леса, поэтому искусство обработки дерева было широко распространено в тех местах. Естественное желание сделать свою жизнь краше побуждало местных умельцев и умелиц украшать деревянную утварь яркими рисунками.

Незатейливые сюжеты повседневной жизни и яркие праздничные картины, украшенные красочными цветами, стали неотъемлемой частью местных деревянных изделий. В то время деревянным было почти всё: посуда, прялки, разделочные доски, игрушки, дома, мебель и многое другое. Красиво оформленный товар всегда продаётся быстрее и лучше, поэтому мастерство городецких кустарей очень быстро стало популярным и востребованным.

Сегодня во многих нижегородских школах преподаётся городецкая роспись. Шаблоны на уроках технологии во 2 классе позволяют юным мастерам осваивать азы этого замечательного искусства. Благодаря этому народный художественный промысел живёт и по-прежнему очень популярен.

Основные художественные приёмы

Бытовые и праздничные сюжеты чаще всего встречаются в работах местных мастеров. Однако это далеко не весь потенциал их творчества. Современные художники вносят оригинальные мысли и находки в традиционные композиции.

Также рекомендуем прочитать:

Какими бы ни были сюжетные задумки, их объединяет единый стиль письма и используемых элементов. Вот главные из них, те, без которых не обходится почти ни одна композиция:

  • Цветы. Это чаще всего розы, розаны, купавки и ромашки. Также почти на всех рисунках есть бутоны. Наиболее популярна круглая форма цветка.
  • Листья и кустики. Здесь вариантов очень много. Подобные элементы часто служат для заполнения пустых мест и рисуются почти всегда вместе с цветами.
  • Люди. Рисуются всегда анфас, в нарядной одежде. Лица обычно круглые и белого цвета.
  • Животные. Это могут быть собаки, кошки, зайцы и другие. Из птиц чаще всего рисуют лебедей и петухов. Всех животных изображают в профиль в отличие от людей, которые всегда красуются только в фас.
  • Кони. Этот элемент присутствует почти на всех композициях, поэтому вынесен в отдельную категорию. Кони в подавляющем числе случаев вороные и по традиции рисуются только в профиль.

Существует отлаженная веками поэтапная техника выполнения городецких рисунков. Она состоит из трёх основных шагов росписи:

  1. Замалёвка. После нанесения контуров рисунков их закрашивают основными цветами. Обычно это красный, вишнёвый, бордовый, белый, чёрный или синий.
  2. Тенёвка. После высыхания первого слоя наносят второй более тёмный. Выделяют контуры и отдельные детали.
  3. Оживка. Выполняется чаще всего белой краской или светлыми тонами основных цветов. Это могут быть блики, очень мелкие детали, декоративные элементы, чёрточки, точки и т. д.

Технология изготовления росписи остаётся неизменной. Чаще всего разрисовывают хорошо отшлифованную доску для городецкой росписи. Шаблон наносят прямо на неё, и текстура дерева служит фоновым декором. Некоторые мастера применяют цветную грунтовку.

Рисуют обычно гуашью, разведённой с клеем ПВА. После окончания росписи и высыхания рисунка изделие покрывают прозрачным лаком. Для этой цели чаще всего используют пульверизатор.

Украшение разделочной доски

Наиболее популярна в последнее время городецкая роспись на разделочной доске. Этот необходимый предмет в обиходе любой хозяйки может стать настоящим произведением искусства в руках хорошего мастера. Поэтапно выполняя указания из схемы работ, начинающие мастера могут создать своё первое творение:

  1. Нарисовать эскиз узора для оформления доски или распечатать готовую композицию.
  2. Вырезать шаблоны основных форм по принципу аппликации.
  3. Подготовить доску для росписи. Для этого её шлифуют наждачной бумагой.
  4. Если по замыслу предусмотрен цветной фон, то грунтуют этим цветом отшлифованную доску.
  5. Обводят карандашом шаблоны, вырезанных деталей.
  6. Производят замалёвку основных форм.
  7. После просыхания переходят к тенёвке. На этом этапе раскраска доски приобретает более конкретные формы.
  8. Заключительный этап росписи — оживка. Светлыми красками придают изделию нарядный праздничный вид.
  9. Распыляют лак пульверизатором, равномерно покрывая поверхность изображения и всей доски.

После высыхания лака шаблон городецкой росписи на разделочной доске обретёт сказочный вид. Так, применяя полученные знания и пользуясь полученными навыками, из начинающих многие превращаются в матёрых мастеров расписного дела.

natrukodel.ru

трафареты поэтапно на досках и по дереву

Сегодня мы изучаем технику городецкой росписи. Этот вид росписи для начинающих является одним из видов народно-прикладного творчества России, которое возникло в небольшом городе на Волге под названием Городец. Рисунки, выполненные в этой технике, отличаются яркими, насыщенными цветами, наличием вороных коней в картинах и птиц с невероятно пышными хвостами. Также в работах обязательно присутствуют цветы, в основном это бутон, роза, розан и ромашка.

Изучаем городецкую роспись для начинающих мастеров

Рисунки в технике городецкой росписи очень символичны – конь символизирует богатство, птицы – счастье, а цветы – здоровье и процветание. Основными мотивами рисунков являются всадники на конях, барышни в пышных, красочных платьях, различные торжественные мероприятия – ярмарки, свадьбы, народные гуляния или просто городские улицы, т. е. все элементы росписи передавали жизнь и быт обычных людей. Причем животные всегда изображались только в профиль, а люди в анфас. Кроме того, городецкие картинки всегда насыщены цветами – в виде букетов, гирлянд или они просто хаотично разбросаны по всей работе.

Традиционно рисование в технике городецкой росписи выполнялось по дереву – узорами украшали прялки, шкатулки, сундуки, дуги, детская мебель, разделочные доски и прочие предметы быта. Но на начальном этапе можно пробовать свои силы и на бумаге, чтобы руки привыкли к изогнутым формам, к переходам от тончайших линий к широким мазкам и прочим необычным элементам рисунков.

Давайте немного прикоснемся к народному творчеству и попробуем нарисовать основные виды цветов, которые присутствуют в городецких рисунках. Для этого нам понадобится лист бумаги, карандаш, кисточка и гуашь вишневого цвета.

В начале работы на листе бумаги рисуем четыре круга – три одинаковых, а четвертый чуть поменьше и с помощью кисточки и краски делаем пятнышки круглой формы на каждом круге – это будут носики цветов. На первых двух кружках носики будут располагаться по центру, а на остальных – сбоку.

Далее начинаем дорисовывать наши цветы как показано на фото, выполняя лепестки краской того же цвета. По окружности первого круга рисуем дугу, начиная с еле заметного касания кисти бумаги, постепенно увеличиваем нажим и заканчиваем работы снова еле заметным касанием – получился бутон. В центральной части второго круга прорисовываем аналогичную дугу, а по краю окружности, дугами меньшего размера, выполненными по тому же принципу, рисуем лепестки – у нас получилась роза. По окружности третьего круга прорисовываем такие же лепестки, получая, таким образом, розан. Из четвертого круга будем делать ромашку, используя уже другую технику – примакивание, чтобы нарисовать капельки вокруг носика цветка.

Вот такими не хитрыми способами прорисовываются цветы в городецкой росписи. Теперь и вы сможете расписать, какой-нибудь предмет домашнего обихода и преподнести в качестве подарка близкому человеку. Если вам предстоит при этом рисовать большое количество цветов, то можно использовать шаблоны и трафареты кружочков с помощью циркуля и использовать их в работе.

Теперь давайте поэтапно разберем, как выполняются цветы в технике городецкой росписи.

Этапы выполнения цветов.

Подмалевок – это тот самый цветной кружочек, который служит основой всех цветов в городецкой росписи. Для цветов в этой технике рисования традиционно используется краска красного, вишневого, розового, голубого и синего цветов. При этом цветы синего и голубого цвета могут совсем отсутствовать на картине или занимать не более 1/4 ее части.

Наведение лепестков – после того, как гуашь с подмалевками подсохла, начинаем прорисовывать лепестки в зависимости от цветов, которые хотите нарисовать и более темной краской делаем их наведение.

Оживки – это украшение цветов с помощью точек и штрихов. Делаются оживки с помощью белой гуаши и тонких художественных кистей №2 или №3. Точки ставятся по центру носиков всех цветов, а также делается окантовка носиков у ромашек и розанов. Носики бутонов и роз украшаются белой дугой. Завершают этот этап штрихи, которые наносятся на розы.

Таким образом, если придерживаться традиционных правил нанесения рисунков в этой технике, то городецкая росписьуже не будет казаться  для начинающих чем-то сверхсложным и недостижимым. Ее могут освоить даже дети, стоит лишь приложить определенные усилия и как говорится, «набить» руку. Кроме того, сейчас достаточно много различных художественных учебных заведений, где обучение этому виду творчества адаптировано как для детей, так и для взрослых.

Предметы домашнего обихода, расписанные в городецкой технике, популярны и по сей день, ведь рисунки на досках для разделки, шкатулках или кухонных лопатках способны украсить интерьер любого, даже самого современного жилища.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем ознакомиться с видео уроками по технике городецкой росписи, которые позволят вам окунуться в мир народного творчества, помогут лучше освоить эту технику и создавать неповторимые узоры на вполне обычных предметах домашнего обихода, которые долго будут радовать вас и ваших близких.

sdelala-sama.ru

Городецкая роспись для начинающих по дереву: шаблоны с фото

Городецкая роспись зародилась в российском городе на Волге Городец еще в середине XIX века. Промысел декоративно-прикладного искусства развивался с расширением плотничества, резьбы по дереву. Так как близлежащие деревни были расположены вблизи густых лесов, материала было много. Городецкая роспись для начинающих дается без особых сложностей.

Появление росписи началось производством городецких прялочных донец. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из цельного куска дерева, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую деревянную полоску, сужающуюся кверху с «копылком» в виде пирамиды, в отверстие которого вставлялся стержень гребня. Когда работа на прялке заканчивалась, гребень доставался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь настенным декоративным панно.

В современном мире городецкую роспись обязательно включают в программы художественных школ для изучения. А также до сих пор поддерживают традицию производства на родине творческого направления.

Особые отличия

Для росписи характерна простота в исполнении, поэтому такую технику рисования можно вполне включать в занятия для детей в художественных школах

Композиции творчества составляют несколько видов — цветочная роспись, состоящая лишь из цветов, листьев, палочек, точек и дуг, цветочная роспись с животными и сюжетная роспись.

Основными объектами разрисовки являются птицы, кони, петухи и возможны другие животные в идеализированных формах, в основном в парах, повернутых друг другу симметрично. Большие поверхности чаще всего могут быть разрисованы сюжетом крестьянской и купеческой жизни, людьми в пышных нарядах, гуляющих пар. В дополнение используют гирлянды из листьев, бутонов, ромашек, розанов.

Этапы рисования

Роспись традиционно используют по дереву, поверхность можно загрунтовать желтым, красным или черным цветом краски. Но чаще всего оставляют натуральный фон дерева с прожилками, добавляя лишь рамки.

Рисование элементов производится гуашевыми красками с клеем ПВА, поэтапно в три шага — замалевка, теневка, оживка.

Для замалевок основных деталей используют красный, розовый, синий, голубой цвета, иногда коричневый, бордовый. Используют широкую кисть и мазки круговыми движениями. На этом этапе рисуют основные тела объектов. Для цветов это круги.

На теневку всегда берут краску на тон темнее или же черную. Наносят более тонкими кистями легкими мазками. А белой или желтой краской делают так называемую оживку, линии и точки, блики, чтобы сделать рисунку завершенный вид. На каждом этапе краске нужно обязательно дать просохнуть. В конце работы наносится лак распылителем.

Для элементов городецкой росписи характерны определенные шаблоны рисования. Рассмотрите инструкции, как рисовать листики и цветы, предложенные на фото ниже:

Городецких павлинов, петухов, вороных коней рисовать можно с нанесением предварительного эскиза карандашом. На ранних этапах получения навыков рисования можно использовать готовые шаблоны рисунков.

Люди в городецкой росписи с белыми лицами и черными волосами, обычно изображаются в пышных одеждах. На картинках преобладают праздничные и дружелюбные сюжеты. Парни на резвых конях, в танцующих позах с девушками.

Городецкая роспись самая простая в освоении, используя определенные готовые трафареты можно без труда повторить рисунок. Декоративные узоры используют в наши дни на досках и других деревянных поверхностях, в качестве декора дома и в подарок хозяйкам. Выполняют роспись на матрешках, солонках, посуде, ложках.

Видео по теме статьи

Похожие статьи:

knittochka.ru

Урок Тема : Городецкая роспись. Роспись разделочной доски

Открытый
урок

Тема:
Городецкая
роспись. Роспись разделочной доски.

Цели
урока
:

1.
Знакомство с народными ремеслами России.
Ознакомление с произведениями и историей
развития Городецкой росписи. Познакомить
с узорами в изделиях мастеров г. Городца
и основными этапами росписи. Развитие
познавательной активности детей,
творческой фантазии, художественного
вкуса. Стимулировать стремление своими
руками создавать красоту.

2.
Формировать практические умения и
навыки рисования с образца. Учить детей
составлять узор по мотивам Городецкой
росписи. Совершенствовать навыки
рисования кистью декоративных элементов
Городецкой росписи.

3.
Воспитывать интерес к искусству
Городецких мастеров, уважение к
творческому наследию. Развивать такие
качества как усидчивость, внимание,
аккуратность при работе с красками.
Дать возможность детям почувствовать
себя народными мастерами.

Оборудование:

1. Для
учащихся:

” модель
для раскрашивания “Кухонная доска”

” гуашь

” кисти

” баночка
для воды

” лист
бумаги

” салфетка

” простой
карандаш

” стирательная
резинка

2. Для
учителя:

” образцы
городецкой росписи, открытки, репродукции

” плакат
“Городецкая роспись”

” презентации
“Городецкая роспись”

План
урока

(45 мин):

1.
Организационный момент. Проверка
готовности к уроку 3-5 мин.

2.
Теоретическая часть. Вводная беседа с
демонстрацией городецкой росписи,
презентаций. Объяснение последовательности
росписи. 10-15 мин.

3.
Практическая часть. Самостоятельная
роспись модели для раскрашивания. 15-20
мин.

4.
Заключительная часть. Подведение итогов.
5 мин.

Ход
урока:

Запись
на доске: Городецкая роспись

Беседа

1.Из
истории возникновения и развития
промысла.

На
берегу Волги стоит славный и древний
город Городец. По преданию, основал его
еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как
сторожевую крепость. Называли Городец
в те времена Малым Китежем. Во время
нашествия хана Батыя враги сожгли,
разграбили Городец. Но он, словно птица
Феникс, отстроился заново.

Городец
стоял на бойком месте, по соседству со
знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли
по Волге баржи и суда с грузами, а по
дорогам – конные обозы. На километры
растягивались ряды, в которых торговля
велась на разных языках, тысячи лавок
и лавчонок переполнены товарами,
привезенными не только со всей России,
но и из других стран.

Привозили
все, что умели делать. По берегу Волги
расползался щепной ряд, где продавали
сделанные из дерева сани, кадки, корыта,
коромысла, лапти. Жители Городца и
окрестных селений (Курцево, Косково,
Ахлебаиха) славились как умелые плотники,
резчики по дереву. Леса давали дешевый
и разнообразный материал, из которого
делали все: от детских игрушек и колыбелей
до кораблей. Особой известностью
пользовались городецкие прялки. Их с
удовольствием покупали во многом
благодаря забавным расписным картинкам
на донце прялки. После окончания работы,
такое донце хозяйка вешала на стену
вместо картины.

Городецкая
роспись – как ее нам не знать.

Здесь
и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь
такие букеты, что нельзя описать.

Здесь
такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со
временем мастера стали расписывали
лубочные короба, игрушки, посуду,
берестяные бураки, солонки, мебель и
даже части дома – ставни, двери, ворота.

Желтый
вечер, черный конь,

И
купавки, как огонь,

Птицы
смотрят из ларца –

Чудо-роспись
Городца!

Л.
Куликова.

Благодаря
знаменитому мастеру Лазарю Мельникову
в 19 веке в росписи появились бутоны
цветов, розаны, купавки. Розаны это
стилизованное изображение цветка
шиповника. Теперь они являются основными
элементами цветочного узора в Городецкой
росписи.

Роспись
которая зародилась в Городце, трудно
спутать с какой-либо другой – так велико
ее своеобразие. Ни одно городецкое
изделие не обходится без пышных гирлянд,
букетов цветов, напоминающих розы,
купавки, ромашки. И хотя городецкие
мастера не знали законов перспективы.
И их рисунки были плоскими, роспись
всегда получалась какой-то удивительно
легкой и прозрачной.

Другой
важной отличительной чертой городецкой
росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера
любили изображать прогулки кавалеров
с дамами, лихих всадников, гарцующих на
конях, сцены чаепития в богатых
интерьерах, украшенных колоннами,
настенными часами, высокими окнами с
пышными занавесками, парадными лестницами.
Нередко использовались и более знакомые
мастерам темы: пряхи за работой, охотники
в лесу, плотники на строительстве дома
и множество других сцен из народного
быта.

Раньше
городецкая роспись делалась яичными
красками, в наши дни мастера перешли на
масляную краску, сильно расширили
цветовую гамму, но технология росписи
осталась такой же как и много лет тому
назад и те же образы и мотивы присутствуют
в их мотивах.

2.Рассматривание
образцов изделий

(выставка работ, раскладушка с композициями
городецкой росписи).

3.Особенности
городецкой росписи:

(раскладушка
с композициями городецкой росписи).

  1. Основные
    традиционные элементы росписи: розан,
    купавка, ромашка.

(Таблица
№1)

  1. Особенности
    построения композиции: закон симметрии.

  2. Краски
    яркие: синий,
    красный, зеленый.

  3. Оживка:
    белый, черный цвета.

  4. Элементы
    росписи: городецкий
    фазан, конь вороной.

  5. .Жанровые
    сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба.

4.
Презентация .

(Композиции
городецкой росписи.)

5.Последовательность
выполнения цветов городецкой росписи.

(
Т
аблица
№2.)

Сначала
крупной кистью делается «подмалевка»
– цветное пятно круглой формы. Затем
мелкой кистью выполняется «теневка» –
обозначается середина цветка и лепестки.
На заключительном этапе осуществляется
«оживка» у цветка прорисовываются
многочисленные детали в виде штрихов,
дуг, лепестков и точек.

В
течение многих десятилетий мастера
отрабатывали приемы рисования цветов
(розана, купавки) и выработали определенные
правила.


Сначала готовят цветной фон (часто
желтый, т.к. раньше окрашивали дерево
луковой шелухой), на него наносят главные
фигуры в виде крупных цветовых пятен.
Розан выполняется обычно розовым цветом,
а купавка – голубым. Этот этап называют
подмалевка”.


Следующий этап называют “теневка“,
т.к. здесь используются более темные
краски бардовые или синие. Обозначают
центр цветка и лепестки. У розана центр
рисуют в середине цветка, у купавки он
смещается влево или вправо. Центр
обозначают небольшим кружком. Лепестки
цветов имеют форму полукруглых дужек.
Цвет дужек совпадает с цветом центра
цветка


Завершающий этап росписи называют
“оживка”,
т.к. именно после нее весь рисунок словно
оживает. “Оживку” делают белой и
черной краской.

(Презентация
“Городецкая роспись”)

6.Практическая
работа (показ на доске)

Последовательность
выполнения городецкой гирлянды.

А
сейчас мы с вами научимся изображать
основные элементы городецкой росписи
так, как это делают народные мастера.
Мы познакомились с элементами росписи.
Чтобы приблизиться к ее секретам,
стать мастером, нужно учиться, вы пока
ученики – подмастерья. Начнем!

7.Самостоятельная
работа учащихся

(роспись разделочных досок)
(музыкальный
ряд)

Роспись
индивидуальных композиций.

8.Викторина

  • С
    каким народным промыслом мы сегодня
    познакомились?

  • Где
    и когда возникла городецкая роспись?

  • Основные
    элементы городецкой росписи?

  • Цветовая
    палитра городецкой росписи?

  • Композиционное
    построение рисунка?

  • На
    каких изделиях встречается эта роспись?

(ларцах,
шкатулках, мебели, предметах быта,
посуде).

9.
Выставка лучших работ.

10.
Презентация.

11.
Итог урока.

Круги
по воде.

«Городец»

П-

Т-

О-

Р-

К-

Р-

Б-

Д-

С-

К-

Ф-

К-

Д-

В-

Г-

Ч-

К-

Р-

С-

Г-

З-

Ч-

Б-

Н-

У-

Синквейн

1.Городец

2.Яркий,
веселый

3.Радует,
веселит, раскрывает.

4.
Развивает творческие способности
учащихся.

5.
Городец – художественная роспись по
дереву, позволяющая розвивать

художественные
способности учащихся.

Список
литературы:

1.
Р.Бардин «Изделия народных художественных
промыслов и

сувениров»

2. В.Вишневская Искусство народных
художественных промыслов.

Комплект цветных открыток.

3. С.К. Жигалова Русская народная
живопись. Издательство

«Просвещение», Москва 1974 г.

4. Е. Попова Городецкие узоры
Издательство «Малыш», Москва

1985г

5. А. Рогов Конь копытом бьет.
Издательство «Малыш», Москва

1988г.

6. Е.Субочева Народные
промыслы. Издательство

«Околица», Москва 1997г.

gigabaza.ru

Конспект урока “Городецкая роспись. Роспись разделочной доски”.

Открытый урок

Тема: Городецкая роспись. Роспись разделочной доски.

Цели урока:

1. Знакомство с народными ремеслами России. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Познакомить с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными этапами росписи. Развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи. Совершенствовать навыки рисования кистью декоративных элементов Городецкой росписи.

3. Воспитывать интерес к искусству Городецких мастеров, уважение к творческому наследию. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.

Оборудование:

1. Для учащихся:

” модель для раскрашивания “Кухонная доска”

” гуашь

” кисти

” баночка для воды

” лист бумаги

” салфетка

” простой карандаш

” стирательная резинка

2. Для учителя:

” образцы городецкой росписи, открытки, репродукции

” плакат “Городецкая роспись”

” презентации “Городецкая роспись”

План урока (45 мин):

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Городецкая роспись

Беседа

1.Из истории возникновения и развития промысла.

На берегу Волги стоит славный и древний город Городец. По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.

Городец стоял на бойком месте, по соседству со знаменитой Макарьевской ярмаркой. Шли по Волге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. На километры растягивались ряды, в которых торговля велась на разных языках, тысячи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей России, но и из других стран.

Привозили все, что умели делать. По берегу Волги расползался щепной ряд, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Со временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, берестяные бураки, солонки, мебель и даже части дома – ставни, двери, ворота.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Л. Куликова.

Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи.

Роспись которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-либо другой – так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы. И их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.

Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность.

Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, в наши дни мастера перешли на масляную краску, сильно расширили цветовую гамму, но технология росписи осталась такой же как и много лет тому назад и те же образы и мотивы присутствуют в их мотивах.

2.Рассматривание образцов изделий (выставка работ, раскладушка с композициями городецкой росписи).

3.Особенности городецкой росписи:

(раскладушка с композициями городецкой росписи).

  1. Основные традиционные элементы росписи: розан, купавка, ромашка.

(Таблица №1)

  1. Особенности построения композиции: закон симметрии.

  2. Краски яркие: синий, красный, зеленый.

  3. Оживка: белый, черный цвета.

  4. Элементы росписи: городецкий фазан, конь вороной.

  5. .Жанровые сцены: выезд, гуляние, чаепитие, свадьба.

4. Презентация .

(Композиции городецкой росписи.)

5.Последовательность выполнения цветов городецкой росписи.

( Таблица №2.)

Сначала крупной кистью делается «подмалевка» – цветное пятно круглой формы. Затем мелкой кистью выполняется «теневка» – обозначается середина цветка и лепестки. На заключительном этапе осуществляется «оживка» у цветка прорисовываются многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек.

В течение многих десятилетий мастера отрабатывали приемы рисования цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

– Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка – голубым. Этот этап называют “подмалевка”.

– Следующий этап называют “теневка“, т.к. здесь используются более темные краски бардовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки. У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр обозначают небольшим кружком. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка

– Завершающий этап росписи называют “оживка”, т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. “Оживку” делают белой и черной краской.

(Презентация “Городецкая роспись”)

6.Практическая работа (показ на доске)

Последовательность выполнения городецкой гирлянды.

А сейчас мы с вами научимся изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. Мы познакомились с элементами росписи. Чтобы приблизиться к ее секретам, стать мастером, нужно учиться, вы пока ученики – подмастерья. Начнем!

7.Самостоятельная работа учащихся (роспись разделочных досок)
(музыкальный ряд)

Роспись индивидуальных композиций.

8.Викторина

  • С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

  • Где и когда возникла городецкая роспись?

  • Основные элементы городецкой росписи?

  • Цветовая палитра городецкой росписи?

  • Композиционное построение рисунка?

  • На каких изделиях встречается эта роспись?

(ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

9. Выставка лучших работ.

10. Презентация.

11. Итог урока.

Список литературы:

1. Р.Бардин «Изделия народных художественных промыслов и

сувениров»

2. В.Вишневская Искусство народных художественных промыслов.

Комплект цветных открыток.

3. С.К. Жигалова Русская народная живопись. Издательство

«Просвещение», Москва 1974 г.

4. Е. Попова Городецкие узоры Издательство «Малыш», Москва

1985г

5. А. Рогов Конь копытом бьет. Издательство «Малыш», Москва

1988г.

6. Е.Субочева Народные промыслы. Издательство

«Околица», Москва 1997г.

infourok.ru

План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме: “Городецкая роспись деревянной доски”. | скачать бесплатно

Декоративно-прикладное искусство

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей  от 5 до 6 лет группы общеразвивающей направленности по теме: “Городецкая роспись деревянной доски”.

Цель

– Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.

– Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.

– Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.

Материалы:

Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.

Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)..

Ход занятия:

Орг. момент:

Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.

Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.

Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта). Какими же узорами нам их расписать?

Знакомство с новым материалом:

Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

 Здесь такие букеты, что нельзя описать.

 Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. 

Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву – это Городец.

Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. Местные мастера всё из дерева умели делать – и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью. Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца “ушли в историю” роспись получила новое рождение на других изделиях.

Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы:

-Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья).

Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.

Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.

– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.

– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

 Два – нагнуться, потянуться,

 Три – в ладони три хлопка,

 Головою три кивка,

 На четыре руки шире,

 Пять, шесть – тихо сесть,

 Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Самостоятельная работа детей:

В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Итог:

Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.

nsportal.ru

Городецкая роспись

Культура есть память. Поэтому она связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества.

Ю. М. Лотман

Городецкая роспись берет свое начало с XIX века. В это время она стала русским народным художественным промыслом, который возник в Нижегородской губернии около города Городец.

Начало городецкой росписи можно увидеть в резных прялках. Они в Городце были особенные благодаря донцам (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Донце украшалось местными мастерами с использованием особой техники инкрустации. В углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Позже умельцы начали пользоваться подкраской (яркими синими, зелеными, красными и желтыми цветами), которые позволяли сделать донце еще красочнее. Увеличившаяся потребность в производстве прядильных донец побудила мастеров пересмотреть технику декорирования, сделав ее более простой. Во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века преобладающим декором донец становятся живописные элементы.

Существует три вида композиции в Городецкой росписи: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица»и сюжетная роспись.

Цветочная роспись чаще всего используется, так как она наиболее проста в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом. В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента:

«Букет» — изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах. Небольшие букетики из одного — трех цветков можно увидеть на мелких изделиях, таких, как коробочки, стаканчики, солонки.

«Гирлянда» — это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписыватьсяhttp://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/gorodets4.jpghttp://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/gorodets4.jpgв круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб» — один из вариантов«гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

  • «Цветочная полоса» — сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/gorodets6.jpgлибо ту же композицию, в которой чередуются: цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.
  • «Венок» — напоминает«цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки.

  • Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Несмотря на существование жестких схем построения цветочных узоров, художники придумывают бесчисленное количество вариантов этой росписи.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица»http://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/gorodets8.jpgтакже очень распространена в городецкой росписи. Ее можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках. Включением новых мотивов увеличивается и число вариантов различных композиций. Так же как и в цветочной росписи, в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. В том случае, когда в композиции мотивы «конь» или «птица» изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может сохраняться, а может быть и нарушена.

Выполняя этот вид на комплекте разделочных досок, городецкие художники создают симметрию внутри самого комплекта. Так, если он состоит из трех досок, то две крайние будут симметричны, хотя эта симметрия достаточно условна. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива: «петух» и «курочка». Удивительно красиво и цельно выглядит такой орнамент на декоративных блюдах, где четко определяется центр. К тому же городецкие мастера пишут такие узоры не только на фоне дерева, но и на цветных фонах. Особенно эффектно они смотрятся на черных и красных «подкладках», хотя наряду с ними художники используют и другие цвета, например желтый, охристый, золотистый, оранжевый и др. Необходимо учитывать, что вводимый в данный вид орнамента зооморфный мотив привносит определенную семантическую окраску. Так, изображение мотива «петух» или «конь» трактуется как вестник солнца, пожелание счастья, удачи, успеха. Парное изображение «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье счастья и множества детей.

Сюжетная росписьодна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций городецкой росписи. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.

Декоративные панно имеют, как правило, вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Оно может состоять из трех отдельных досок. В них сохраняются те традиционные приемы организации пространства, которые были выработаны художниками Городца еще в конце XIX в. Это и колонны, стоящие по сторонам, и богатые, красиво драпирующиеся, шторы по бокам и настенные часы, висящие в центре изображаемого интерьера, огромные окна и круглые столы. Да и одежда главных героев — барышень и кавалеров — совсем не изменилась. Только краски теперь используются более яркие. Горизонтальные панно, как и вертикальные, художники нередко делят на части. Герой или группа главных героев сюжетной композиции, как правило, располагается в центре горизонтальной росписи или в верхней части вертикальной. Они выделяются цветом, размером, тоном, ритмом.

В качестве разделяющего мотива могут использоваться изображения колонн и штор. Таким образом, художники изображают на декоративных панно несколько комнат, а центральная тема связана по смыслу с сюжетами, показанными на боковинах. Встречаются росписи, где панно разделено на две части. Тогда появляются два смысловых центра, неразрывно связанных друг с другом, свой центр имеется в каждой части, и он строится по общим законам.

Своеобразно прочтение героев сюжетной композиции. Мужская фигура на коне трактуется как жених, одинокая девушка, стоящая около березки-подружки, прочитывается как невеста. Сцены застолья, чаепития, свадьбы, вечерки выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол никогда не пустует, он заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами — это символ богатства и достатка. Такое же семантическое прочтение несут богато драпированные шторы и настенные часы. Лица людей в городецкой росписи всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Художники не ограничиваются изображением внутренних интерьеров. На декоративных полотнах появляются деревенские дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, здесь же колодцы с крышами, украшенными головами коней. Панно, изображающие уличные сцены, иногда делятся на части. В центре при этом будет дан главный сюжет, иногда он может показывать внутреннее убранство богатого дома. Но чаще сцены гуляния, выездов и свиданий современные городецкие мастера не делят на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьевhttp://students.uni-vologda.ac.ru/pages/pm10/sna/images/gorodets13.jpg

Под ногами у главных героев нередко пишутся животные — собаки, кошки, петушки, цыплята. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, нередко их выделяют цветом. Несмотря на сложность сюжетов, художники обязательно включают в роспись цветы, даже если показан зимний пейзаж.

Традиции подписывать работы или сопровождать их народными пословицами и поговорками восходят к первым расписным городецким изделиям последней четверти XIX в. Народная мудрость, выраженная в словах, помогает раскрытию сюжета изображения, оживляет рисованную картинку и подчеркивает то огромное смысловое значение, которое вкладывал автор в свое изделие.

www.baby.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.