Рисунок кикиморы для 5 класса по музыке и музыкальные инструменты
Музыка плотно вошла в нашу жизнь, этот пласт культуры сопровождает человечество с самых древних времен. Но если услышать музыку не составляет труда, то как быть, если ее надо нарисовать? Можно попробовать изобразить красиво ноты, или нарисовать марш солдатиков, или к примеру изобразить музыкального героя, например кикимору. Не стоит забывать, что можно нарисовать музыкальные инструменты (пианино, барабаны, гитары), или попробовать изобразить музу. В любом случае, даже в детских рисунках о музыке встречаются свежие идеи, предлагаем ознакомиться с ними.
Барабан.
Иконки музыкальных инструментов для детского сада.
Простой рисунок гитары.
Виолончель карандашом.
Рисунок к маршу по музыке 2 класс.
Муза.
Рисунок Шахерезады для 5 класса по музыке.
Кикимора болотная.
Детский рисунок страшной кикиморы.
Ритмический рисунок музыки.
Картинка Кикиморы.
Простой рисунок флейты.
Марш деревянных солдатиков.
Барабан, волынка, лютня, джембе, виолончель, аккордеон.
Арфа для срисовки.
Иллюстрация к музыкальному произведению.
Скрипка цветными карандашами.
Ксилофон.
Скрипка.
Марш.
Маракасы.
Бубен.
Для дошкольника.
Пианино.
Детский музыкальный рисунок.
Рисунок кикиморы для 5 класса по музыке.
Рисунок героев марша. Работа ученика 2 класса.
Картинка для детского сада.
Классическая музыка.
Игра на арфе.
Фортепиано простым карандашом.
Шахерезада.
Иллюстрирование музыки.
Муза глазами детей.
Арфа цветными карандашами.
Балалайка.
Эмблемы музыкальных инструментов.
pickimage.ru
Презентация к уроку по предмету “Музыка” 5 класс. Тема урока “«Фольклор в музыке русских композиторов. К.Лядов «Кикимора» “
Фольклор в музыке русских композиторов
Программная музыка
Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.
Лядов Анатолий Константинович
Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.
Лядов Анатолий Константинович
Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Лядов Анатолий Константинович
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
А.Лядов Симфоническая картина «Кикимора»
«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок». Подзаголовок: «Народное сказание». Время создания: 1909 год
Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».
Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.
Симфонической картине «Кикимора» предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»
Сюжет
Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.
Инструменты Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
Кикимора (шишимора ) — В восточнославянской мифологии – это один из видов домового. Злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и и тело тонкое, как соломинка . Иногда ее считают женой домового. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт и путает пряжу),а также бросает посуду, мешает спать.
Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками… Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.
Кикимора болотная — Злой, болотный дух, жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.
Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.
Рождаются у кикиморы с лешим детки – лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.
multiurok.ru
Разработка урока по музыке в 5 классе на тему “Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора”. С приложениями.
Конспект урока в 5 классе по теме: «Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора».
Задачи:
Образовательные:
познакомить:
– с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;
– в процессе анализа картины Лядова повторить музыкальные инструменты: кларнет, фагот, челеста и английский рожок;
Развивающая:
формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме сказочных героев.
Воспитательная:
воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки
Ход урока
Приветствие.
Орг. Момент.
Посмотрите на изображения. Что вы видите? (Баба – яга, Леший, Кощей Бессмертный, Русалка, Водяной) (Герои сказок).
Я не случайно показала изображения сказочных героев. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
О том как музыка раскрывает образы сказочных героев.
Но послушать все музыкальные произведения о сказочных героях мы не сможем. А познакомимся только с одним. О каком сказочном герое пойдет сегодня речь, послушайте.
Это злой дух, нечистая сила в женском обличии. Чаще всего в народных приданиях встречается болотная – злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Конечно, это Кикимора.
Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
Скажите кикимора, леший и многие другие существа являются героями каких литературных произведений? (сказок)
Отечественные композиторы в своем творчестве постоянно обращались к русскому литературному фольклору – сказкам, легендам, приданиям.
Тема нашего урока вами уже была названа, я только уточню. Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора.
Запишите пожалуйста тему урока на доске.
Русский композитор Анатолий Константинович Лядов, ученик известного русского композитора – сказочника Н.А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба – Яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора».
В тетради симфоническая миниатюра А.К. Лядова «Кикимора»
В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
Литературной основой Кикиморы Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом – собирателем И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушайте!
На сколь частей можно разделить этот отрывок? На две. 1 часть – маленькая кикимора, в колыбельке. 2 часть – выросла кикимора.
Если бы вы были композиторами, то какую бы музыку сочинили, для описания образа Кикиморы? Мрачная, быстрая, суровая, мистическая.
А какие бы инструменты вы бы взяли для этой цели?
Сколько бы разных по музыке частей вы бы написали в совеем музыкальном произведении?.
Давайте выясним, как же Лядов в своем музыкальном сказе описал Кикимору.
Звучит вступление.
Опишите музыку прослушанного отрывка. ( в результате опроса, дети должны будут прийти к выводу, что во вступлении несколько разделов).
1 раздел – Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”.
Звучит музыка
2 раздел – Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.
Звучит музыка
А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?
3 раздел – челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».
Звучит музыка
После вступления начинается быстрая часть – яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку – разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
Cлушание быстрой части, которая характеризует главную особу – Кикимору.
И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.
Давайте исполним ей песню «Родные места».
Распевка. Работа над мягким звукоизвлечением.
Итог.
Скажите с каким произведением мы сегодня познакомились. Удалось ли композитору рассказать свой сказ о кикиморе. Какими средствами музыки он при этом использовал? (краски симфонического оркестра, темп, динамику)
Вспомните тему нашей четверти. Музыка и литература.
Как же раскрывается связь литературы и музыки на нашем уроке сегодня? (один и тот же сюжет встречается, как в сказке так и в произведении композитора). В основе произведения Лядова лежит содержание литературного произведения Сахарова
А теперь проверим какими вы были сегодня внимательными
Перед вами небольшой тест и таблица, куда вы будете вписывать ответы. Подпишите листочки. Приступайте.
1. Учеником какого русского композитора – сказочника, был А.К. Лядов?
А) М.И. Глинка б) Н.А. Римский – Корсаков в) П.И. Чайковский
2. Кикимора – это…..
А) злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
Б) cтаруха, наделённая магической силой, ведунья.
3. В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова?
А) симфонический оркестр б) фортепиано в) хор
4. Как называется, изображенный инструмент?
А) челеста б) кларнет в) фагот
5. Какова музыка 2 части (разбушевалась кикимора, заскакала, завыла) симфонической картинки Лядова?
А) спокойная, напоминает колыбельную,
Б) яркая, быстрая, стремительная,
В) завораживающая, мрачная.
Все сделали?
А теперь давайте проверим. Поменяйтесь листочками.
На доске таблица с ответами. Проверьте. У кого за тест 5, у кого 4. Молодцы. Кто получил 3 не расстраивайтесь. Все сегодня молодцы. До свиданья.
infourok.ru
Презентация к уроку по музыке (5 класс) на тему: Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора» | скачать бесплатно
Слайд 2
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914)
Слайд 3
Симфоническая картина «Кикимора»
Слайд 4
Симфоническая картина – одночастное программное произведение для симфонического оркестра.
Слайд 5
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах . От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька , чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька , со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную , сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной (Сахаров И. П. Сказания русского народа).
Слайд 6
Лейтмотив – в переводе с немецкого означает “ ведущий мотив ”. Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи.
Слайд 7
«У кудесника во каменных горах» Сумрачная начальная фраза струнных басов и «ползучее» хроматическое движение зловеще звучащих тембров низких кларнетов, бас – кларнета и фаготов воссоздают сказочную обстановку действия
Слайд 8
На мягко колышущемся фоне засурдиненных струнных английский рожок поет тему колыбельной Колыбельная Английский рожок
Слайд 9
Дважды раздаются резкие «взвизгивания» и «вздрагивания» (малая флейта и гобой, трубы с сурдинами ( Кикиморка в колыбельке встрепенулась). Малая флейта Гобой Кикиморка «встрепенулась»
Слайд 10
Завершает вступление соло челесты, холодное, звенящее звучание которой связывается с представлением о « хрустальчатой колыбельке». « Хрустальчатая колыбелька»
Слайд 11
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к музыке Лядова А.К.
nsportal.ru
Презентация «Кикимора»
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Кикимора
Слайд 2
Цель работы: изучить образ Кикиморы в русских народных сказках
Задачи работы:
1.Узнать кто такая Кикимора.
2.Как появился этот образ.
3.Описать облик Кикиморы её жилище, выяснить какой у неё характер.
4.Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.
Слайд 3
Кикимора – дева утонувшая в болоте
Это невысокая женщина. Тело у нее тонкое, без каких-либо намеков на фигуру, скорее напоминает ветку. Голова большая, глаза выпуклые, нос картошкой, губы тонкие. Длинные волосы прядями свисают до пояса, путаясь с мхом, тиной и водорослями, которые служат кикиморе одеждой, скрывая бледно-зеленое тело.
Слайд 4
Облик Кикиморы: Описывают в большинстве кикимору как жуткое создание, закутавшееся в ряднину из мха и водорослей. Увидеть её трудно, услышать может каждый. На зов кикиморы идут заблудившиеся, и попадают люди в трясину, откуда им не выбраться. Страх сковывает движения, начинается головокружение, появляется в ушах звон. Человек срывается на бег или стоит, не в силах сдвинуться с места, а трясина делает своё дело.
Слайд 5
Жилище Кикиморы
Согласно, гласящим преданиям, болота населены всякой нечестью: водяными, хмырями, болотницами, кикиморами.
Бытует мнение, что за кого вышла замуж кикимора, там ей и жить.
Слайд 6
Характер кикиморы
По поведению кикиморы можно судить о будущем. Она появляется на печке или пороге дома перед смертью кого-либо из членов семьи или перед переменами в доме. Если кикимора прядет на лавке, стоящей в переднем углу, это также к смерти кого-либо из домочадцев. Предвещая беду, она выходит из подполья, плачет или громко стучит коклюшками, прядя кружева. Ей можно задавать вопросы — кикимора отвечает на них стуком.
Слайд 7
Занятия кикиморы
ночью в крестьянской избе ей раздолье. Первым делом она проверяет, не оставила ли хозяйка на ночь прялку с недопряденной пряжей. Если оставила, да еще и перекрестить забыла, кикиморе того и надо. Возиться с хозяйской пряжей — ее любимое занятие. Прядет кикимора на печи, там, где ступеньки ведут на лежанку. Прядет и постоянно подпрыгивает и попискивает от удовольствия. Слышно, как веретено постукивает. Вот какая усердная помощница!
Слайд 8
Отношение кикиморы к людям
Время от времени загадочные существа выходили на землю и занимались разными шалостями, раздражая людей.
Слайд 9
Вывод:
Сегодня мы узнали:
1.Кто такая Кикимора.
2.Как появился образ Кикиморы
3.Жилище и характер Кикиморы
4.В каких отношениях Кикимора находится с людьми
Слайд 10
Спасибо за внимание!
Презентацию делали:
Ученицы 6В класса
Беленькая Ангелина,
Новикова Анастасия
Учитель Плохотнюк И.В.
lusana.ru
Сайт учителя музыки Фоминой Ольги Владимировны
Творческие работы учащихся по теме “Осень в музыке и живописи”
Работы учащихся 5-х классов на тему музыки Лядова “Кикимора”
«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера
тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света
качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает
Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее
малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит,
гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до
полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу
пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд
честной».
Работы детей на тему музыки М.И.Глинки “Руслан и Людмила”
Творческие работы учащихся по теме “СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.ИЛЬЯ МУРОМЕЦ”(4 КЛАСС)
Ананьева Ксения 4-а класс Насретдинов Дима 4-а класс Олейников Влад 4-а классТерновой Никита 4-а класс
muzykalka.ucoz.ru
Презентация к уроку музыки в 5кл. «Фольклор в музыке русских композиторов» «Стучит, гремит Кикимора»
Анатолий Константинович Лядов
(1855-1914)
Симфоническая картина «Кикимора»
Симфоническая картина – одночастное программное произведение для симфонического
оркестра.
Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах . От утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым-малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной (Сахаров И. П. Сказания русского народа).
Лейтмотив –
в переводе с немецкого означает
“ ведущий мотив ”.
Это яркая мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя, явления или идеи.
«У кудесника во каменных
горах»
Сумрачная начальная фраза струнных басов и «ползучее» хроматическое движение зловеще звучащих тембров низких кларнетов, бас – кларнета и фаготов воссоздают сказочную обстановку действия
Колыбельная
На мягко колышущемся фоне засурдиненных струнных английский рожок поет тему колыбельной
Английский рожок
Кикиморка
«встрепенулась»
Малая флейта
Гобой
Дважды раздаются резкие «взвизгивания» и «вздрагивания» (малая флейта и гобой, трубы с сурдинами (Кикиморка в колыбельке встрепенулась).
«Хрустальчатая колыбелька»
Завершает вступление соло челесты, холодное, звенящее звучание которой связывается с представлением о «хрустальчатой колыбельке».
Домашнее задание:
Нарисовать рисунок к музыке Лядова А.К.
compedu.ru