В школе появились русский родной язык и русская родная литература
Роман Анатольевич, чем все-таки уроки русского родного языка отличаются от “обычного” русского?
Роман Дощинский: В первом случае мы изучаем язык как систему, большое внимание уделяем развитию речи, освоению орфографии и пунктуации. Что касается курса родного языка, то он разбит на три блока. Первый – лингвокультурология. Это попытка соотнести язык и культуру – погрузиться в забытые слова (архаизмы и историзмы), “поиграть” с дополнительными оттенками, которые несут некоторые слова и выражения, отражающие мировоззрение русского человека. В обычном курсе русского языка на это просто не хватает времени. Данный модуль позволит пробудить мысли, эмоции ребенка по поводу того, каким богатством он владеет – русским языком.
Второй блок – это нормы речи. Правильная постановка ударения, верное словоупотребление, грамматическая культура речи – все это западающие звенья традиционного курса русского языка. А третий – риторика. Этим мы тоже на уроках русского языка почти не занимаемся. Как правило, у школьников проверяются навыки письменной речи – диктанты, изложения, сочинения. С учетом того, что в девятом классе ввели итоговое собеседование, возвращение риторики в школу – новость хорошая. И вообще, учитель-словесник только рад тому, что в расписании появились дополнительные часы, которые он точно не потратит впустую.
Почему именно новые предметы, а не, скажем, факультативы? Ведь так много говорят о том, что дети перегружены?
Роман Дощинский: Нужно знать “историю вопроса”. Четыре года назад были скорректированы школьные стандарты – ФГОС. В них появилось разделение на три крупных блока. Отдельно – русский с литературой, отдельно – родной язык и родная литература и отдельно – иностранные языки. Все – обязательные для изучения. И если в пятом классе на государственный русский язык отводится, например, пять часов, то теперь никто не может их забрать в пользу других предметов филологического цикла.
В новом учебном году многим родителям впервые предложили написать заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок
Но что получилось в некоторых национальных республиках? Весь класс шел на урок национального родного языка, а что было делать ребенку, для которого родной – русский язык? Он шел на занятия вместе со всеми. Подобные случаи в 2017-м вызвали большой общественный резонанс. После этого на федеральном уровне пришлось вносить изменения в Закон “Об образовании в РФ”.
Какие именно?
Роман Дощинский: Было прописано, что родным языком считаются все языки народов РФ, в том числе русский. И почему в таком случае дети в национальной республике изучают свой родной язык и родную литературу как отдельные предметы, а ребята, допустим, в Ивановской области этого лишены с точки зрения дополнительных часов? У всех детей, независимо от региона, должны быть равные образовательные возможности. Вот так фактически и появились новые предметы – русский родной язык и русская родная литература. По своему содержанию они не могут и не должны дублировать уже существующие школьные предметы.
С нового учебного года родители пишут заявление о том, какой родной язык будет изучать их ребенок. Правда, есть ограничение. В том же Законе “Об образовании в РФ” сказано, что всем детям “гарантируется получение образования на государственном языке РФ, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования”. Что значит эта фраза на практике? Если родители захотят, чтобы ребенок изучал язык, который больше никто в школе изучать не будет или если нет преподавателей, то в качестве родного ему будет предлагаться русский язык.
А если, скажем, в обычную столичную школу пришел маленький якут или кабардин. Но родители не хотят, чтобы их ребенок изучал русский как родной. Семья может отказаться?
Роман Дощинский: В принципе, может. Здесь недопустимы перекосы. Но проблема еще и в том, что предметы “родной язык” и “родная литература” стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат.
Выход из ситуации?
Роман Дощинский: Я вижу два варианта. Первый – сетевая модель обучения, когда для обучающегося подыскивается внешний (из другой образовательной организации) преподаватель его родного языка, а школа по договоренности засчитывает результаты, которые ребенок получает при прохождении курса. Только при таком раскладе школа может столкнуться с трудностью юридического оформления собственной образовательной программы, в которой должна быть заложена возможность изучения любого языка народов РФ.
Двести пятьдесят национальных языков, на которых говорят народы России
Второй вариант – дистанционное обучение с помощью современных электронных ресурсов. Если бы на платформе Российской электронной школы ребенок мог пройти курс родного языка и получить на ней итоговую отметку, то школа могла бы ее зачесть в аттестат. Но это пока лишь планы, которые, возможно, будут реализованы. Решать этот вопрос нужно как можно быстрее.
Допустим, все дети в школе готовы изучать русский язык как родной. Где взять часы? Переходить на шестидневку?
Роман Дощинский: По-моему, все уже давно договорились о том, что шестой день – это развивающий. Нет, шестидневка не может быть выходом из положения. Тогда что? Многие директора школ сегодня пытаются решить эту сложную проблему. Стоит заметить: ни один “обязательный” документ не оговаривает, с какого класса вводить курс родного русского языка и сколько часов на него отвести. В этом смысле многое дано на откуп самой школы. При этом для выставления отметки в аттестат курс должен быть пройден в объеме чуть более 60 часов.
Но на какие шаги иногда идут в регионах? “Режут” и без того урезанные эстетические программы – ИЗО, музыку, мировую художественную культуру. Некоторые школы стали даже забирать часы у русского государственного языка – и искусственно передавать их в русский родной язык. Этого категорически нельзя делать, о чем в регионы были разосланы специальные письма минпросвещения и Рособрнадзора. Подчас на местах катастрофически не хватает разъяснительной информации.
Единственное безболезненное решение, которое вижу я для регионов с подавляющим большинством русскоязычного населения, – это возможность создания интегрированных курсов. Когда, например, в рамках одного урока изучаются государственный русский и русский родной языки. Мы сейчас переживаем переходный период. И пока, к сожалению, вопросов действительно больше, чем ответов.
Предметы “родной язык” и “родная литература” стали обязательной частью программы. Отметки за них должны быть выставлены в аттестат
А учебники по новым предметам есть?
Роман Дощинский: Есть две линейки учебных пособий, разработанные ведущими издательствами. Но это именно пособия, которые пока не включены в федеральный перечень учебников. Деньги на их закупку школам проблематично выделить. Поэтому сейчас одна из важнейших задач – форсировать процедуру экспертизы этих пособий и включения их в федеральный перечень именно как учебников. Иначе школы побоятся потратить деньги на их закупку. И это одна сторона проблемы.
А вот вторая сторона. В России больше 250 национальных языков. Но далеко не по всем из них разработаны примерные образовательные программы. А по предмету “русская родная литература” и вовсе беда – нет ни примерных программ, ни учебных пособий. Школы пока должны “выплывать” своими силами.
Официально
Примерные образовательные программы для школ утверждены уже по 18 национальным языкам, в том числе русскому родному. Их можно найти на официальном сайте реестра общеобразовательных программ.
Однако, как рассказали “Российской газете” в министерстве просвещения, до конца года в помощь школам появится еще более десятка программ. И на этом работа по их составлению не остановится. Всего же, по оценкам ведомства, сегодня существует запрос на изучение 81 языка народов нашей страны. Среди них есть коренные и малочисленные. Первые 64 учебника по 8 языкам для начальной школы будут созданы уже до конца этого года. Ряд учебников уже находится на стадии утверждения для включения в федеральный перечень. Также в ближайшее время будет утверждена Концепция преподавания родных языков.
“Министерство обеспечивает сопровождение изучения и преподавания государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России. И в этой связи особая роль отведена Фонду сохранения и изучения родных языков народов РФ, – рассказали в ведомстве. – Кроме того, вопросы разработки и внедрения передовых технологий по преподаванию родных языков народов России, в том числе методик для работы с двуязычными детьми, на всех уровнях образования ведет Институт развития родных языков народов Российской Федерации, созданный на базе Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий”.
В фокусе – научные исследования, создание и обновление словарей, проведение культурно-просветительских конкурсов, олимпиад и культурных проектов. Ну и, конечно, разработка учебников и методических пособий для учителей.
Что касается предметов “русский родной язык” и “русская родная литература”, то они носят культурологический характер, подчеркнули в министерстве просвещения.
“Важнейшая задача курса “Русский родной язык” – приобщение школьников к фактам русской языковой истории, истории русского народа, формирование представлений о сходстве и различиях русского и других языков в контексте их богатства и своеобразия, национальных традиций и культур народов России, – рассказали в ведомстве. – Кроме того, содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении. Оно опирается на основной курс – “Русский язык и литературное чтение” – сопровождает и поддерживает, но не дублирует его. Имеет преимущественно практико-ориентированный характер”.
Перечень ЦОР по русскому языку и литературе
Перечень ЦОР по русскому языку и литературе
Справочные, научные материалы:
http://www. ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
http://etymolog.ruslang.ru /– Этимология и история русского языка
www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал
http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»
http://mlis.ru – Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
http://philology. ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы
www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Index_Lit.php / – Электронная библиотека Гумер. Литературоведение
http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://bibliotekar.ru/pisateli/index.htm/ – «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре. Великие писатели
www.licey.net/lit/poet20 / – В.П. Крючков «Русская поэзия 20 века»: Учебное пособие
www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod. htm / – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник
Издательский дом «Первое сентября»:
http://rus.1september.ru / – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
http://lit.1september.ru / – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»
http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка
http://festival.1september.ru/subjects/9 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы
Федеральный портал «Российское образование»:
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279 / – Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
www. edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlin… – Каталог образовательных ресурсов по литературе
http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы
Единое окно доступа к образовательным интернет-ресурсам:
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10/ – Ресурсы по литературе
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР):
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort / – Литература
Методические материалы:
www.uchportal.ru / – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
www. Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)
www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
http://www.portal-slovo.ru/philology / – Филология на портале “Слово” (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
www.uroki.net/docrus.htm / – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970 / – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
www. metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
http://school.iot.ru/ – Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
http://slovesnikural.narod.ru / – Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ – Инфотека методических материалов по литературе
http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465 / – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ – Сообщество учителей-словесников
Сайты педагогов русского языка и литературы:
http://uchitel. cuba-vision.com/index.asp/ – Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Р.М. Леонтьевой (разработки уроков, презентации, интерактивные тесты).
Главная – Лингвалифт
Чем мы отличаемся?
LinguaLift учит языку реального мира, реальным разговорам. Мы даем вам план, инструменты и сопровождаем вас на каждом этапе пути. Это не просто приложение, это полноценная программа изучения языка.
Метод LinguaLift
Поддержка наставника
Мы готовы ответить на ваши вопросы и исправить домашние задания.
Индивидуальный план исследования
Мы создаем дорожную карту для свободного владения языком на основе ваших желаний и потребностей.
Помните, чему вы научились
Индивидуальные обзоры на основе вашего прогресса.
Учитесь где угодно и когда угодно
10–15-минутные короткие уроки доступны на любом устройстве.
Полная программа изучения иностранных языков
Загрузите приложение сегодня и посмотрите на мир в совершенно новом свете.
Вот как мы сравниваем
к другим языковым программам
Прокрутить вправо →
Lingualift
Babbel
Rosetta Stone
Duolingo
Преданные репетиторы помогут вам в вашем языковом путешествии
Дорожная карта к свободному владению языком (Индивидуальный учебный план)
Секретная книга по изучению языка
Изучайте несколько языков всего за одну подписку
30-дневная гарантия возврата денег
Четко объясненные советы по грамматике
Первый урок бесплатно
10-15-минутные короткие уроки
Курсы, разработанные языковыми экспертами
Изучите разговоры из реальной жизни
“С этой командой и поддержкой, которую они предлагают, почти невозможно не выучить язык.”
Юна Китченер, Канада
“Лучшая программа. Книга научит вас учиться. Преподаватели составят ваш план. Приложение понятное и лаконичное. Это смертельная комбинация!”
Антуан Фресно, США
“Потрясающая система! Если вы будете следовать плану, у вас все получится. Гарантированно!”
Коннор Нью-Йорк, США
«Самое лучшее в LinguaLift — это доступ к реальным людям, которые заинтересованы в вашем обучении».
Лука Турин, Италия
Предыдущий
Далее
Самая щедрая гарантия в отрасли
Наши студенты считают LinguaLift самым простым и быстрым способом выучить новый язык. Так что, если вы не впечатляете себя тем, как быстро и без усилий вы достигаете свободного владения языком, просто сообщите нам об этом в течение 30 дней, и мы вернем все до копейки без вопросов.
Попробуйте бесплатный урок с LinguaLift сегодня
ПОДПИСКА НА 12 МЕСЯЦЕВ
$ 12,99/ месяц
$ 155,88 взимается каждые 12 месяцев
6 месяцев подписки
$ 14,99/ месяц
$ 89,94 Заряженные каждые 6 месяцев
3 Месяца
9000 9000
$. 3 месяца
ПОДПИСКА НА ОДИН МЕСЯЦ
19,99 долл.
США в месяц
19 долл. США0,99 взимается каждый месяц
ГАРАНТИЯ ВОЗВРАТА ДЕНЕГ В ТЕЧЕНИЕ 30 ДНЕЙ!!!
БЕЗ ВОПРОСОВ
Бесплатное руководство по языку
Получите введение в изучаемый язык с советами и рекомендациями, которые помогут вам начать свое путешествие.
Получайте еженедельные советы по языку, которые работают!
Получайте советы по обучению, ресурсы, еженедельные задания, полезные статьи и вдохновляющие истории успеха. Многие студенты используют наш еженедельный информационный бюллетень как неотъемлемую часть своей учебной жизни
Последние опубликованные статьи в блоге
Какие уроки путинская война на Украине преподает Китаю?
В то время как Россия накапливает потери на Украине, в то время как ее экономика рушится дома, демократический мир кажется — по крайней мере, на данный момент — более единым, чем когда-либо. Российские фирмы изо всех сил пытаются приспособиться к статусу страны как международного изгоя, в то время как крупные бренды быстро уходят. Но неясно, где именно находится Китай. Пекин горячо заявляет о своем нейтралитете, несмотря на то, что Соединенные Штаты утверждают, что Китай положительно отреагировал на запросы России о военной помощи, а китайские СМИ продвигают теории заговора об американском биологическом оружии в Украине. Какие уроки извлекает Китай из опыта России, особенно в связи с будущим вторжением на Тайвань? Будет ли Китай стремиться к дальнейшему отделению от Запада или будет искать более действенные рычаги, чтобы избежать участи Москвы? — КитайФайловые редакторы
Встреча президента России Владимира Путина и председателя Китая Си Цзиньпина
Встреча президента России Владимира Путина и председателя Китая Си Цзиньпина в знак солидарности в Пекине 4 февраля.
By Yun Sun , старший научный сотрудник, содиректор Восточноазиатской программы и директор Китайской программы Центра Стимсона
Несмотря на голоса в Китае и за его пределами, призывающие Пекин пересмотреть свою текущую политику в отношении России и пересмотреть отношения с Москвой, серьезное изменение позиции маловероятно по двум причинам. Во-первых, отказ от России не решает и не смягчает важнейшую внешнюю проблему национальной безопасности Китая, которой остаются Соединенные Штаты. На самом деле сильные голоса в Китае выступают против отказа от России, потому что Соединенные Штаты не предлагают за это никакого вознаграждения; они опасаются, что Китай будет следующим в списке после России. Как минимум, само существование России является одновременно и противовесом, и стратегическим отвлечением, привлекающим внимание США к Европе. Отказ от России и смягчение ее угрозы Западу вполне может привести к тому, что Китай столкнется с полным вниманием и силой враждебных Соединенных Штатов позже — в одиночку.
Еще одна причина упорства Китая в текущем политическом курсе носит внутренний характер. Даже если Китай скорректирует свою политику в отношении России, как считают многие, этого не произойдет во время войны на Украине. Причина проста: это просто слишком близко к совместному заявлению от 4 февраля, опубликованному президентом Китая Си Цзиньпином и президентом России Владимиром Путиным, в котором они подтвердили свое сотрудничество. Столь быстрое изменение направления политики неизбежно вызовет вопросы о мудрости решения Си занять этот пост. Ожидается, что на 20-м съезде Коммунистической партии Китая, запланированном на вторую половину 2022 года, Си нарушит устоявшуюся традицию преемственности в партии и подпишет свой третий срок. Учитывая недовольство внутри партии и страны, переориентация политики Китая на Россию была бы равносильна молчаливому признанию политической ошибки; это просто несостоятельно в китайской политике сегодня.
В отличие от первоначальной попытки Китая отреагировать на последствия российского вторжения, китайское политическое сообщество в настоящее время склонно думать, что война представляет собой возможность для Китая. Китай не является стороной в конфликте, это не китайская территория, а связи Китая с Россией рассматриваются как рычаг, позволяющий найти срединный путь между Россией и Западом. Считается, что война усилила влияние Китая на Соединенные Штаты, поставила Вашингтон перед дилеммой между его политикой в отношении России и политикой в отношении Китая и усугубила опасения по поводу безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе по поводу отказа США.
Доставщик ждет у магазина
Доставщик ждет перед рекламным щитом, рекламирующим международные логистические перевозки в Россию, возле магазина в Пекине, 22 марта. Пекин является крупнейшим торговым партнером Москвы. JADE GAO/AFP via Getty Images
Война на Украине дает Китаю уроки и возможности
Автор: Филипп Иванов , генеральный директор Asia Society Australia
Украина представляет первый крупный стресс-тест для китайско-российского партнерства «без ограничений». Москва и Пекин оценят реальную ценность своих отношений с точки зрения их экономических, дипломатических и стратегических интересов с глобальным Западом. Для России, которая сейчас находится на пути к длительной конфронтации с Западом в стиле холодной войны, ее зависимость от Китая в плане экономической, технологической, политической и дипломатической поддержки будет расти пропорционально ее изоляции от Запада. Для Китая на карту будет поставлено гораздо больше. Мы можем быть уверены, что одни только идеологические чувства презрения к Соединенным Штатам не будут определять политические решения Китая. Китай будет безоговорочно использовать свой трезвомыслящий и своекорыстный политический подход к вовлечению России в ее самый серьезный кризис со времен распада Советского Союза, чтобы извлечь максимальную выгоду для своих долгосрочных внешнеполитических целей.
Россия, ослабленная войной и санкциями, но не хаотичная и нестабильная, отвечает долгосрочным интересам Китая. Изоляция России еще больше подтолкнет ее к роли младшего партнера в отношениях, увеличивая при этом ее экономическую и стратегическую зависимость от Китая. Вероятно, Китай уже учел непредсказуемость и склонность России к агрессии. Хотя украинский кризис раздвигает границы предположений Китая о нестабильности России, он не меняет фундаментально долгосрочные расчеты Пекина. Дружелюбная, экономически зависимая, богатая ресурсами Россия предоставляет Китаю ценный и обширный стратегический задний двор, необходимый для его долгосрочной конкуренции и возможной конфронтации с Соединенными Штатами.
Эта статья была первоначально опубликована в ChinaFile.
Эта статья была опубликована совместно с ChinaFile, интернет-журналом, издаваемым Центром американо-китайских отношений при Азиатском обществе.
Китай также не повредит своим важным экономическим связям с Западом для России. На данный момент он мало что делает для помощи России, кроме дипломатической и риторической поддержки. Но у него есть средства сделать больше, если ситуация изменится. Китай может через свои банки и доморощенные финансовые системы перекинуть России экономический спасательный круг, увеличить импорт российских товаров и оружия (по значительно более выгодным ценам, чем до войны) и — в случае экономического коллапса России — обеспечить экономическое спасение. упаковка. По оценкам Пекина, он может избежать западных санкций благодаря исключительно мощному китайскому экономическому рычагу и тайным каналам связи с Москвой. Он также может счесть санкции приемлемой платой за лояльность и зависимость России. Однако если война и реакция Запада обострятся, Китай пересмотрит свои обязательства перед Москвой. Возможными триггерами для Пекина могут быть применение Москвой химического или биологического оружия и массовые жертвы среди гражданского населения.
Китай извлекает ценные уроки из российско-украинской войны. Прежде всего, Китай, скорее всего, придет к выводу, что форсированное «воссоединение» с Тайванем в ближайшем будущем и при нынешнем балансе сил в Восточной Азии недостижимо. Военное вторжение на Тайвань было бы гораздо более сложным в военном отношении и даже менее предсказуемым, чем в Украине. Риски втягивания США и их союзников в конфликт из-за Тайваня также выше. Во-вторых, Китай ускорит политику снижения зависимости от финансовых систем, технологий и ресурсов Запада. Эта задача идет полным ходом, но ее будет трудно решить в краткосрочной и среднесрочной перспективе, учитывая доступ Китая к западным рынкам, капиталу и технологиям. . Наконец, Китай будет учиться на ошибках России на поле боя, в дипломатии и в информационном пространстве. Мы можем с полным основанием ожидать, что Китай будет так же усердно изучать войну на Украине, как и распад Советского Союза — исследование, которое повлияло на траекторию Китая в XIX веке.90-х годов и привели к ее превращению в глобальную державу.
Судно прибывает в порт для разгрузки груза
Новый терминал Sinopec в Тяньцзине получает первую партию сжиженного природного газа из Австралии 6 февраля 2018 г. VCG/VCG via Getty Images
«Действия говорят громче слов»
Яшэн Хуан , профессор международного менеджмента Фонда Эпохи в Массачусетском технологическом институте
В своих предупреждениях о том, что Соединенные Штаты наложат «последствия», если Китай окажет помощь России, официальные лица США заявили, что внимательно следят за действиями Китая. «Действия говорят громче слов», — неоднократно заявлял госсекретарь США Энтони Блинкен. США абсолютно правы. Важно не то, что Китай говорит, а то, что он делает. Размер российской экономики меньше, чем у провинции Гуандун. Если Китай решит активно помогать военным усилиям России, этого может быть недостаточно, чтобы переломить ситуацию, но это будет способствовать затягиванию боевых действий, увеличению гуманитарных потерь и дальнейшей эскалации напряженности. То, что делает Китай, имеет значение.
Однако Соединенные Штаты не верят своим словам. Вашингтон часто судит и критикует Китай, основываясь на том, что говорят или не говорят официальные лица, а не на том, что делает Пекин. Пока нет никаких доказательств того, что Китай оказывал военную помощь России. Наоборот. В самом начале войны Пекин ограничил китайское финансирование некоторых сделок с Россией. Sinopec, одна из крупнейших энергетических компаний Китая, приостановила переговоры об инвестициях в Россию. На следующий день после виртуальной встречи с президентом США Джо Байденом Си подписал указ об ужесточении правил закупок военной техники. Совпадение? Возможно, но мы не можем исключать, что может быть связь.
Официальные лица США не признали ни одно из этих решений. Вместо этого они предпочитают подчеркивать нежелание Китая осуждать Россию и его распространение российской лжи о биохимическом оружии в Украине. Это прискорбно, но являются ли они более важными, чем то, что Китай решил не делать — до сих пор отказываясь помогать России в варварской войне?
Давайте правильно расставим приоритеты. Явным, настоящим и смертельным врагом Запада является Путин, высокомерный человек, который также имеет в своем распоряжении 6000 ядерных боеголовок. Это человек, которого Соединенные Штаты баловали при предыдущей администрации, в то время как американо-китайские отношения ухудшились. Официальные лица США поступили бы мудро, если бы сделали все возможное, чтобы максимально увеличить клин между Китаем и Россией. Пришло время пересмотреть никсоновский принцип «враг моего врага — мой друг». Есть две вещи, которые Соединенные Штаты могут сделать немедленно. Во-первых, поощрять и поддерживать президента Украины Владимира Зеленского в том, чтобы он связался с Си, а во-вторых, приветствовать предложение Украины о создании будущей системы безопасности для Украины, в которую также входят китайцы.
Сразу отбросим крайне бесполезную риторику о том, что война представляет собой экзистенциальную борьбу между демократией и самодержавием. Неразумно возрождать идеологическую связь между Китаем и Россией в любое время, особенно сейчас.
Наконец, Соединенные Штаты безжалостно угрожают экономическими санкциями, но они должны сочетать эти заявления с апелляциями к принципам и взглядам, принятым и принятым Китаем. Один из таких принципов, за который лично выступает Си, заключается в создании «сообщества с общим будущим для человечества». Момент сделать это сейчас.
Люди на Тайване протестуют против войны на Украине
Люди на митинге против вторжения России в Украину в Тайбэе, Тайвань, 13 марта. политика в Университете штата Джорджия
Китай рассматривает единую международную реакцию на войну России в Украине как предостерегающий рассказ о своих собственных амбициях бросить вызов либеральному порядку, возглавляемому Западом. В частности, с начала войны одной из тем, возникших в размышлениях китайских популярных и избирательных СМИ о конфликте, является тема укрепления экономической, технологической и военной самодостаточности Китая. Укрепляя свои внутренние возможности, Китай надеется защитить себя от разрушительных последствий, с которыми столкнулась Россия из-за жестких санкций, введенных Западом. Сразу же после вторжения Китай проявлял некоторую осторожность в своих экономических отношениях с Россией, чтобы не получить выговор за обход западных санкций. Таким образом, вместо того, чтобы спасти Россию от режима санкций, Китай, похоже, остается в стороне и соблюдает новые ограничения.
Когда дело доходит до Тайваня, трудно определить, может ли война России повлиять на позицию Китая. С одной стороны, резкая изоляция России от международной системы может помешать Китаю в ближайшее время заняться объединением с Тайванем. С другой стороны, в популярных дискуссиях на китайских платформах социальных сетей ряд комментариев сравнивают Украину и Тайвань, призывая китайское правительство вернуть непослушный, прозападный Тайвань в орбиту Китая. Впоследствии высокопоставленные китайские чиновники пояснили, что Тайвань — это не Украина, поскольку они считают Тайвань уже частью Китая. Некоторые крайне националистические комментарии также подверглись цензуре. Однако настойчивые настроения в отношении Тайваня существуют, и, возможно, они были усилены вторжением России в Украину. Еще один вопрос, который следует учитывать, заключается в том, сможет ли международное сообщество эффективно изолировать Китай, как оно это сделало с Россией. Китайский рынок намного больше, и разорвать связи с ним будет труднее, если не невозможно. Китайское правительство должно осознавать это, и поэтому оно может не видеть себя в той же лиге, что и Россия, когда речь идет о постоянном давлении со стороны Запада.
Что касается его потенциала отделения от Запада, я думаю, что Китай будет продолжать следовать линии критики Запада за разжигание этого конфликта, в целом соблюдая санкции и предлагая ограниченные материалы и поддержку России. Идеологически Китай продолжает выступать за то, чтобы подвергнуть сомнению и уменьшить западную (и особенно американскую) гегемонию. Однако, чтобы конкурировать с Соединенными Штатами в долгосрочной перспективе, Китай, скорее всего, будет избегать прямой конфронтации и изоляции. Он будет играть по правилам, стремясь их изменить. На словах Китай, кажется, на стороне России, но на практике Китай всегда стремится продвигать свои собственные интересы. На данный момент эти интересы включают избирательное взаимодействие с Западом.
Чжан Цзюнь, постоянный представитель Китая при ООН
Чжан Цзюнь, постоянный представитель Китая при ООН, выступает после принятия Генеральной Ассамблеей ООН резолюции по Украине в ее штаб-квартире в Нью-Йорке 2 марта. Китай воздержался при голосовании проголосуйте, осуждая Россию за ее вторжение в Украину. Ван Ин/Синьхуа через Getty Images
Взгляд Пекина со стороны
Автор: Элизабет Вишник , профессор политологии Государственного университета Монклера
Учитывая, что Си неоднократно заявлял, что Китай хочет сотрудничать с другими странами в глобальном управлении и строить «сообщество единой судьбы», Пекин играет второстепенную дипломатическую роль в ответ на российское вторжение в Украину. Китайские официальные лица выдвинули идею о том, что их страна выступит в качестве посредника, но до сих пор Израиль и Турция были наиболее активными посредниками, в то время как Китай в основном держался в стороне.
Китайско-российское стратегическое партнерство может быть безграничным, но посол Китая в США Цинь Ган заявил, что «результатом» китайско-российских отношений является Устав Организации Объединенных Наций. Это поставило Китай в несостоятельное положение: он утверждает, что поддерживает территориальную целостность государств, провозглашенную в Уставе ООН, а китайские официальные лица даже заявляют, что признают суверенитет и территориальную целостность Украины. Китай никогда официально не признавал аннексию Крыма Россией в 2014 году. Тем не менее, китайские официальные лица также публично не выступали против вторжения России в Украину в 2022 году, а термин «вторжение» отсутствует в авторитетных комментариях. Напротив, Китай воздержался при голосовании в двух резолюциях ООН, осуждающих его, и официальные лица говорили о «законных интересах безопасности» России в Украине.
Отвергая любые сравнения между борьбой Украины за сохранение своего суверенитета и будущим Тайваня, который Пекин называет ренегатской провинцией, китайские официальные лица используют пример Украины, чтобы предостеречь Тайвань от ожидания прямой военной помощи США. Чжу Фэнлянь, официальный представитель Управления по делам Тайваня Госсовета Китая, подчеркнул, что в Афганистане и на Украине Соединенные Штаты оказались ненадежным союзником, озабоченным в первую очередь своими собственными геополитическими интересами. Ван Вэньбинь, заместитель директора информационного бюро министерства иностранных дел, утверждает, что официальные лица США связывают Тайвань с Украиной из-за скрытых мотивов Вашингтона создать кризис в Тайваньском проливе, и предостерег Соединенные Штаты от “игры с огнем”. В китайских комментариях говорится о санкциях аналогично: они будут бумерангом и нанесут ущерб странам, которые их введут.
Однако уроки, которые некоторые китайские ученые извлекают в отношении России, в равной степени применимы к Пекину и его будущим намерениям в отношении Тайваня. Фэн Юйцзюнь, известный исследователь России из Университета Фудань, отметил в Southern People Weekly , что Путин сделал свой шаг в Украине, почувствовав стратегическую возможность. Фэн добавил, что, хотя Россия преуменьшает влияние санкций, они наносят «огромный удар» по российской экономике. Как и Путин, Си часто заявлял, что Китай столкнулся с моментом стратегической возможности, но еще неизвестно, заставит ли неожиданно сплоченный и существенный ответ Запада на российское вторжение в Украину китайское руководство переосмыслить свои расчеты рисков в отношении Тайваня.
Рабочие производят светодиодные чипы
Рабочие производят светодиодные чипы на заводе в Вейфане, Китай, 27 июня 2011 года. Чтобы отучить себя от иностранных производителей чипов, страна в 2014 году объявила о плане превратиться в центр по производству полупроводников к 2030 году. Reuters
Экономические стены не выдержат
Автор Мартин Чорземпа , научный сотрудник Института международной экономики Петерсона
Китайские политики будут переваривать последствия российского вторжения в Украину в течение многих лет. В то время как Пекин захочет защитить себя от уязвимости перед аналогичными санкциями, единодушие среди стран с развитой экономикой в отношении санкций и экспортного контроля в отношении России должно послужить четким предупреждением для Китая. Китай в значительной степени зависит от иностранных технологий и доступа к мировой экономике, ориентированной на доллар, и так будет в обозримом будущем. Деамериканизация цепочек поставок будет непростой задачей, но это будет гораздо проще, чем исключить европейские, южнокорейские, японские и другие компоненты. Точно так же диверсификация от доллара США не сделает валютные резервы Пекина защищенными от санкций, поскольку другие ведущие валюты, присоединившиеся к финансовым санкциям против России, также могут быть нацелены на Китай. Таким образом, Пекин, вероятно, будет действовать осторожно, продолжая нанизывать на иглу осуждения санкций, тихо избегая действий, которые могут настроить против него вес проукраинской коалиции.
Пекин, должно быть, заметил, что стратегия «Крепость Россия» по защите российской экономики от санкций, включая накопление больших резервов и стремление к самодостаточности, не только не сработала, но и, возможно, имела неприятные последствия. Попытки диверсифицировать резервы в валютах, отличных от долларов США, не увенчались успехом. Каждая крупная страна-эмитент резервной валюты (за исключением Китая) заморозила резервы Центрального банка России, хранящиеся в их странах, которые составляют почти половину общих резервов России. Российская экономика далеко не так сложна, как китайская, но крах российской промышленности и технологий, который мы, вероятно, увидим в ближайшие месяцы, поскольку экспортный контроль и санкции прекратят иностранный импорт, предполагает, что современная экономика и автаркия невозможны. В то время как попытки Пекина стать самодостаточными, усилившиеся на фоне торговой войны с администрацией Трампа, дают некоторые результаты и, безусловно, будут усиливаться, Китай останется далеко не независимым в отношении ключевых ресурсов, таких как полупроводники.
Крепость Россия не смогла достичь полной самодостаточности. В то же время ее успех в уменьшении взаимозависимости породил скрытую уязвимость, уменьшив цену для проукраинской коалиции, чтобы подвергнуть Россию более драконовским санкциям. Чем меньше бизнес и финансы связаны с Россией, тем меньше неопределенности и потерянного бизнеса сталкиваются страны, на которые наложены санкции. Таким образом, Пекин может узнать, что усилия по отделению от стран с развитой экономикой могут сделать его более вероятным в конечном итоге объектом санкций, снизив их конечную цену для тех, кто может ввести санкции.
Единство и широта коалиции, в которую входят США, Европейский Союз, Япония, Южная Корея, Австралия, Великобритания и другие, стали сюрпризом для России и, вероятно, для Китая, что может вынудить Пекин переосмыслить свою предыдущую оценку того, насколько разобщены и слабы многие союзники и партнеры США. Тем не менее, Китай умерит любые предупреждения; между вторжением России в Украину и любым потенциальным вторжением на Тайвань есть существенные различия. Во-первых, в отличие от Украины, только дюжина или около того стран в настоящее время признают Тайвань суверенным государством. Пекин также знает, что поддерживать коалицию для введения санкций в отношении крупного китайского финансового учреждения будет гораздо труднее, чем вводить санкции против российских банков, менее связанных на международном уровне.