Запись нот разных октав в скрипичном ключе
Скрипичный ключ используется для записи нот среднего и высокого музыкальных регистров. В скрипичном ключе записываются ноты первой, второй, третьей, четвертой и пятой октав, а также несколько нот из малой октавы. Как выглядит скрипичный ключ, думается, все в курсе. Свое название он получил за то, что в нем удобно записывать ноты из рабочей тесситуры скрипки (от СОЛЬ малой октавы и до самых верхних нот).
Скрипичный ключ имеет второе название – КЛЮЧ СОЛЬ. Так его называют за то, что своим местоположением на нотном стане он привязан ко второй линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Поэтому закономерно, что нота СОЛЬ – это главная нота скрипичного ключа, своеобразная точка отсчета на нотном стане. Действительно, ближайшие соседи ноты СОЛЬ – это ФА (снизу) и ЛЯ (сверху), они занимают соответствующее положение по отношению к ноте СОЛЬ и на нотном стане.
Ноты первой октавы в скрипичном ключе
Названия октав и их расположение на клавиатуре фортепиано подробно разбирается в материале Расположение нот на клавиатуре фортепиано. Ноты первой октавы занимают основное пространство (первые три линейки) нотного стана в скрипичном ключе.
- Нота ДО первой октавы пишется на первой добавочной линии.
- Нота РЕ первой октавы пишется под первой основной линией нотного стана.
- Нота МИ первой октавы как бусинка на ниточке насажена на первую линию нотоносца.
- Ноту ФА первой октавы следует писать между первой и второй линиями нотного стана.
- Нота СОЛЬ первой октавы занимает свое коронное место на второй линейке.
- Нота ЛЯ первой октавы располагается в промежутке между второй и третьей линейками.
- Нота СИ первой октавы записывается на третьей линейке.
Ноты второй октавы в скрипичном ключе
Ноты второй октавы занимают вторую, верхнюю половину нотного стана, если записывать их в скрипичном ключе.
- Нота ДО второй октавы занимает промежуток между третьей и четвертой линиями.
- Нота РЕ второй октавы насажена на четвертую линейку нотоносца.
- Нота МИ второй октавы расположена в последнем промежутке – между четвертой и пятой линиями.
- Нота ФА второй октавы, ее место – пятая линейка, она на ней крепко сидит.
- Нота СОЛЬ второй октавы прилипла к пятой линейке, пишется выше ее.
- Нота ЛЯ второй октавы, ее адрес – первая добавочная линейка сверху.
- Нота СИ второй октавы пишется над первой добавочной линейкой сверху.
Ноты третьей октавы в скрипичном ключе
Ноты третьей октавы можно записать двумя способами – либо на добавочных линейках сверху, либо точно так же, как ноты второй октавы, только со специальным знаком – ОКТАВНЫМ ПУНКТИРОМ (пунктирная линия с цифрой восемь).
Октавный пунктир имеет следующее действие: все ноты, которые он собой покрывает, играются на октаву выше. Октавный пунктир является очень удобным средством облегчения нотой записи – во-первых, благодаря ему уменьшается количество добавочных линий, затрудняющих прочтение нот, а, во-вторых, с помощью октавного пунктира нотная запись становится более экономной, компактной, более опрятной.
Если же все-таки ноты третьей октавы написаны без применения октавного пунктира, а с применением добавочных линеек, тогда:
- Нота ДО третьей октавы пишется на второй добавочной линейке сверху.
- Нота РЕ третьей октавы располагается выше второй добавочной линейки.
- Нота МИ третьей октавы занимает третью добавочную линейку сверху.
- Нота ФА третьей октавы помещается над третьей добавочной линией.
- Нота СОЛЬ третьей октавы нанизывается на четвертую добавочную линейку сверху.
- Нота ЛЯ третьей октавы пишется над четвертой добавочной линейкой.
- Ноту СИ третьей октавы следует искать на пятой добавочной линейке сверху.
Ноты четвертой октавы в скрипичном ключе
Если писать ноты четвертой октавы на добавочных линейках, то этих самых вспомогательных линеек будет огромное количество. Это очень неудобно, поэтому так не делают. Когда нужно написать ноты четвертой октавы пользуются октавными пунктирами – простым, если его ставят над нотами третьей октавы, или двойным, если над нотами второй октавы.
Двойной октавный пунктир представляет собой точно такую же пунктирную линию, только с числом 15. Все ноты, которые располагаются, под такой линией, должны исполняться на целый две октавы выше.
Ноты малой октавы в скрипичном ключе
Из малой октавы в скрипичном ключе записываются, главным образом, всего три ноты – СОЛЬ, ЛЯ и СИ. Они пишутся на вспомогательных линейках, добавляемых снизу:
- Нота СИ малой октавы может быть записана под первой добавочной снизу.
- Нота ЛЯ малой октавы в скрипичном ключе пишется на второй добавочной линейке снизу.
- Нота СОЛЬ малой октавы располагается под второй добавочной внизу нотного стана.
В целом, чаще всего на нотоносце со скрипичным ключом записываются наиболее ходовые, часто встречающиеся ноты малой, первой, второй и частично третьей октав. Ноты, для записи которых необходимо большое количество добавочных линеек, встречаются сравнительно реже.
Для лучшего запоминания нот во всех октавах, нужно больше тренироваться в их чтении и переписывании. Например, можно переписывать какие-нибудь мелодии в разные октавы (допустим, дана мелодия в первой октавы, переписать ее в малую, во вторую, в третью и т.д.). Попробуем. Скажем, возьмем простую известную народную песню «Ходит зайка» и перепишем ее мелодию в разные октавы.
Если вы учите ноты с ребенком, то познакомьтесь вот с таким руководством – Как выучить ноты с ребенком? И детям, и взрослым для лучшего усвоения нот скрипичного ключа будет полезно выполнить подборку упражнений из рабочей тетради Г. Калининой. Выполняя задания в простой и увлекательной форме, вы даже и не заметите, как выучите все ноты. Скачать данный комплекс упражнений можно здесь – СКАЧАТЬ УПРАЖНЕНИЯ!
Дорогие друзья! Мы надеемся, что данный материал хотя бы немного оказался вам полезен. Если у вас остались вопросы, если есть пожелания по улучшению работы сайта или по улучшению конкретно данной статьи, пожалуйста, отпишитесь в комментариях. Ваше мнение очень важно для нас!
И напоследок, предлагаем вам послушать немного хорошей музыки! Сегодня это будет:
П. И. Чайковский — «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Нотная грамота для барабанщиков — Барабанщики «FunkyDrummer»
Руководство для чайников по нотной грамоте для барабанщиков.
Слыхали этот анекдот?
— Как озадачить музыканта?
— Забрать у него ноты.
— А как озадачить барабанщика?
— Поставить ноты перед ним…
Он очень хорошо отражает стереотип, о том, что барабанщику изучать ноты совершенно не нужно. В этой статье мы его будем развенчивать и учить тебя нотам, сразу все устаканить в голове, наверняка, не получится, но не сдавайся, когда разберешься в нотной грамоте для барабанщиков, это будет огромный шаг в мир профессиональной музыки.
Зачем барабанщику изучать ноты?
Во-первых — ты должен мыслить в каких-то терминах в плане музыки, чтобы понимать что ты делаешь и уметь импровизировать. Во-вторых когда ты будешь снимать какие-то брейки у понравившегося барабанщика — ты не сможешь сделать это не зная нот. Ну а как же табулатуры!? скажешь ты. А я скажу тебе, что нотная грамота для барабанщиков — проста как двери, и читать ее гораздо проще чем табулатуру! И в-третьих — зная нотную грамоту — ты сможешь ротировать свой брейковый словарь, свой грувовый словарь — изобретать новые вещи станет гораздо проще!
Длительности и нотный стан
Музыку обычно записывают и визуализируют на специальном нотном стане, который выглядит как пять горизонтальных параллельных линий. Ноты так записываются для всех музыкантов, не только ноты для барабанщика. В самом начале нотного стана всегда ставится КЛЮЧ; барабанный ключ выглядит как вертикальный прямоугольник, который используется для перкуссионных инструментов без тональностей. Барабанная установка относится к «безтональным» перкуссионным инструментам, и ноты для ударной установки располагаются на разных линиях нотного стана, означая барабан, бас-бочку или тарелку. Нотный стан обычно делят на две части с помощью тонкой вертикальной линии. Размер каждой такой части (такта) задается цифрами, которые проставляются вначале.
Размеры тактов
Хорошая нотная грамотность для барабанщика подразумевает умение играть (и считать, без умения считать — умения играть не будет) музыку разных размеров. Размер такта обычно записывают как дробь. Верхняя цифра говорит, сколько в такте нот. Нижняя – указывает размер ноты. Например, при размере 5/4, отрывок состоит из пяти нот, четвертой длительности (одной четвертой целой ноты). Обычно длительность пишется вначале нотного стана, и дальше везде, где она меняется. Т.к. самый стандартный размер — 4/4, его часто обозначают буквой «С» — от английского «common» — «обычный».
Реклама
Длины нот
Обученный нотной грамоте для барабанщиков человек знает все о длительностях нот. И поверьте, это просто как двери! Есть целые ноты. Есть половинные. Есть четвертные. Есть 1/3 ноты — ее называют триоль. Четвертная нота обычно делится на две восьмых, но если хотите разделить ее на три части, придется использовать триоль восьмой ноты. Она играется в половину быстрее, чем обычная восьмая нота, и была бы эквивалентен двенадцатой ноте, существуй такое обозначение. Записывается триоль восьмой ноты как три восьмые ноты, соединенные сверху, и с проставленной над соединением цифрой три. Любая из этих трех нот может быть заменена на восьмую, две шестнадцатых, четыре тридцать вторых и т.д. Можно посчитать триоли таким образом: “1 три оль 2 три оль 3 три оль 4 три оль .” Так же можно разбивать одну ноту на квинтоли (пять частей), секстоли (шесть частей), септоли, и так далее. Все просто как дроби, сечете в дробях — в нотах тоже разберетесь!
Продолжим заниматься нотной грамотностью для барабанщика
С точками
Ноты с точками и т.д.
Если вы видите ноту, или что-то еще с точкой – значит нота или это что-то еще (например, пауза), должно длиться на 50% длиннее
Паузы
Ноты и паузы могут быть разной длинны, и тоже обозначаются как дроби. Для каждой ноты есть соответствующая пауза. Различают ноты и паузы 1/1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и 1/32. Эти дроби обозначают длину ноты или паузы. Например, 2/8=1/4, значит восьмые ноты в два раза быстрее четвертых. Ритмы пишутся на основе чередования нот и пауз, поэтому очень важно быстро запомнить все эти обозначения. Ноты запомнить легко – они отличаются наличием или отсутствием своеобразных флажков вверху а так же различием этих флажков.
Повторы
Самый легкий способ понять ритм – это найти в нем ноту самого маленького размера, и вести счет, основываясь на ней. Для большинства рок-музыки таковыми являются шестнадцатые ноты. В размере 4/4 шестнадцатые считаются так: “1 та и та 2 та и та 3 та и та 4 та и та ”. В таком случае 1/16 длится один счет, 1/8-два счета, 1/4-четыре счета, ну а целая нота — шестнадцать счетов. Знаки повторов используются что бы сэкономить бумагу. Несколько разных знаков повтора продемонстрированы на рисунке выше.
Вот и все, теперь ты официально прокачан в нотной грамоте для барабанщиков! Успехов!
Реклама
Что дальше?
После того как ты немного познакомился с нотами, познакомься с одним из самых важных рудиментов для барабанщика (рудимент — это приём игры) — парадидлом.
Ноты – Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление
Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии. Play (help·info)
Ноты – это тип печатных нот. Музыка, которую музыканты держат перед собой, когда играют, — это печатная музыка. Лист или листы бумаги, которые содержат письменное обозначение того, что должен играть музыкант, называются печатными нотами. Ноты обычно относятся к «одному нотному листу»; то есть одна песня или произведение, напечатанное отдельно. Печатная музыка включает ноты, но также включает музыку, опубликованную в сборниках. Люди часто путают ноты с печатными нотами.
Ноты могут быть изданы в виде отдельного экземпляра для одного произведения или песни, или это может быть сборник произведений в большой книге. Если есть произведение для скрипки и фортепиано, то пианист будет играть из партии фортепиано, в которой фортепианная музыка будет написана, как обычно, на двух нотоносцах. Над этими двумя нотоносцами, напечатанными немного меньше, будет еще один нотоносец с партией скрипки. Скрипач будет играть из отдельной партии, в которой будет только скрипичная музыка. Это означает, что пианист всегда может видеть, что должна играть скрипка, но скрипач не сможет видеть, что играет пианист. Скрипачу, возможно, придется иногда смотреть на фортепианную партию, чтобы увидеть, как партии скрипки и фортепиано сочетаются друг с другом. Скрипачу было бы трудно играть по нотам обеими партиями, потому что ему нужно было бы слишком часто перелистывать страницы. (Если у скрипача не было нескольких минут отдыха непосредственно перед переворачиванием страницы, он пропустил бы какую-то часть своей партии, переворачивая страницу.)
Дирижерская партитура
Партитура — это напечатанная нота произведения, написанного для нескольких инструментов. Ноты (партии) для каждого инструмента пишутся одна над другой на отдельных нотоносцах. Дирижер может видеть по партитуре, на чем должен играть каждый инструмент и как они сочетаются друг с другом. У каждого игрока есть только его или ее собственная часть (ноты, которые играет этот исполнитель) перед ним / ней. Время от времени, если инструмент долгое время не играет (то есть имеет блок пауз), издатель может печатать, обычно более мелким шрифтом, часть нот других инструментов (обычно инструмент воспроизведение мелодии) будет играть, чтобы помочь исполнителю понять, что слушать, прежде чем он / она начнет играть. Эти меньшие ноты называются намекает на , потому что это намекает исполнителю на то, что он скоро начнет играть.)
Типы[изменить | изменить источник]
- Оркестровая партитура или полная партитура точно показывает, что играют все инструменты оркестра. Если в произведении используется большой оркестр с множеством различных инструментов, страница должна быть очень высокой. Дирижер использует партитуру, чтобы видеть, какие инструменты и когда играют. Дирижер сигнализировал членам оркестра (или секциям оркестра), когда они начинают играть. Конечно, дирижеры делают гораздо больше (темп, динамика, интерпретация и т. д.), но большинство дирижеров используют партитуру при репетициях оркестра или во время выступления оркестра.
- Миниатюрная партитура , «учебная партитура» или карманная партитура похожа на оркестровую партитуру, но намного меньше. Он будет недостаточно большим для дирижера, потому что шрифт будет слишком мелким, но его будет достаточно для изучения, и он будет намного дешевле, чем большая оркестровая партитура.
- Партитура для вокала или для фортепиано — это музыка для произведения для хора и певцов (например, оперы), в котором все инструментальные партии напечатаны на двух нотоносцах, чтобы их можно было играть на фортепиано. Некоторые ноты, конечно, придется опустить, чтобы можно было играть всего двумя руками.
- Короткая партитура означает партитуру, в которой оркестровая пьеса написана только на трех или четырех нотоносцах. Это нечто среднее между фортепианной партитурой и полной партитурой. Композитор может написать короткую партитуру во время ее сочинения, а позже написать оркестровую партитуру. Короткие партитуры обычно не публикуются, это всего лишь рабочие экземпляры, пока сочиняется произведение.
Стандартный формат заказа баллов[изменить | изменить источник]
В оркестровой партитуре инструментальные строки обычно печатаются в следующем порядке:
- духовые инструменты сверху (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот и любые другие специальные деревянные духовые),
- медные духовые (валторна, труба, тромбон и низкие медные духовые, такие как туба),
- Перкуссия (клавы, бубен, большой барабан, ксилофон и др.),
- струнные (скрипка, альт, виолончель и контрабас),
Если есть хор или солисты, их партия пишется внизу, над струнами. За исключением вокальных партий, тактовые линии обычно соединяют нотоносцы каждого семейства. Отсутствие присоединения к ним вокальных партий обеспечивает большую гибкость при размещении текстов. Соединение тактовых черт облегчает поиск инструментов, чем если бы они были нарисованы по всей странице. Опытный дирижер знает порядок партитуры достаточно хорошо, чтобы изучить партитуру и очень быстро увидеть, какой инструмент играет данную партию, даже если названия инструментов отсутствуют. Ниже приведен пример порядка партитуры для стандартной оркестровой партитуры, который будет указан рядом с нотоносцами.
Оркестровый формат[изменить | изменить источник]
- Piccolo
- Флейта
- Альтовая флейта*
- Гобой
- Английский рожок*
- Кларнет в Eb или A*
- Кларнет в Bb
- Бас-кларнет в Bb
- Альт-саксофон in Eb*
- Фагот
- Контрафаготы
- Звуковой сигнал в F
- Трубы в Bb
- Тромбоны
- Бас-тромбон
- Эуфониум*
- Туба
- Литавры
- Другая перкуссия (треугольник, колокольчики агого, там-там глокеншпиль, ксилофон, вибрафон, трубчатые колокольчики, теноровый барабан, большой барабан)
- Прочие инструменты
- Арфа
- Фортепиано и клавишные
- Хор (САТБ)
- Скрипка 1
- Скрипка 2
- Виола
- Виолончель
- Бас
*Обозначает нестандартный инструмент, это инструменты, которые используются, потому что композитор хочет, чтобы звук был только в ансамбле
Формат концертного оркестра[изменить | изменить источник]
В партитуре группы инструменты будут перечислены по-разному. Ниже приведен пример порядка партитуры для стандартной партитуры группы, поскольку он будет указан рядом с нотоносцами.
- Флейта
- Гобой
- Фагот
- Кларнет в Bb
- Альт-кларнет*
- Бас-кларнет в Bb
- Саксофон альт ми-бемоль
- Саксофон тенор в Bb
- Баритон-саксофон in Eb
- Труба в Bb
- Звуковой сигнал в F
- Тромбон
- Бас-тромбон*
- Баритон/Эуфониум
- Туба
- Тональная перкуссия
- Unpitched Percussion
*Обозначает нестандартный инструмент, это инструменты, которые используются, потому что композитор хочет, чтобы звук был только в ансамбле
- Музыкальная нота
- Музыковедение
- Международный проект библиотеки музыкальных партитур, общедоступная библиотека нот с оригинальными партитурами, отсканированными в PDF.
Ноты – Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Переключить оглавление
Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии. Play (help·info)
Ноты – это тип печатных нот. Музыка, которую музыканты держат перед собой, когда играют, — это печатная музыка. Лист или листы бумаги, которые содержат письменное обозначение того, что должен играть музыкант, называются печатными нотами. Ноты обычно относятся к «одному нотному листу»; то есть одна песня или произведение, напечатанное отдельно. Печатная музыка включает ноты, но также включает музыку, опубликованную в сборниках. Люди часто путают ноты с печатными нотами.
Ноты могут быть изданы в виде отдельного экземпляра для одного произведения или песни, или это может быть сборник произведений в большой книге. Если есть произведение для скрипки и фортепиано, то пианист будет играть из партии фортепиано, в которой фортепианная музыка будет написана, как обычно, на двух нотоносцах. Над этими двумя нотоносцами, напечатанными немного меньше, будет еще один нотоносец с партией скрипки. Скрипач будет играть из отдельной партии, в которой будет только скрипичная музыка. Это означает, что пианист всегда может видеть, что должна играть скрипка, но скрипач не сможет видеть, что играет пианист. Скрипачу, возможно, придется иногда смотреть на фортепианную партию, чтобы увидеть, как партии скрипки и фортепиано сочетаются друг с другом. Скрипачу было бы трудно играть по нотам обеими партиями, потому что ему нужно было бы слишком часто перелистывать страницы. (Если у скрипача не было нескольких минут отдыха непосредственно перед переворачиванием страницы, он пропустил бы какую-то часть своей партии, переворачивая страницу.)
Дирижерская партитура
Партитура — это напечатанная нота произведения, написанного для нескольких инструментов. Ноты (партии) для каждого инструмента пишутся одна над другой на отдельных нотоносцах. Дирижер может видеть по партитуре, на чем должен играть каждый инструмент и как они сочетаются друг с другом. У каждого игрока есть только его или ее собственная часть (ноты, которые играет этот исполнитель) перед ним / ней. Время от времени, если инструмент долгое время не играет (то есть имеет блок пауз), издатель может печатать, обычно более мелким шрифтом, часть нот других инструментов (обычно инструмент воспроизведение мелодии) будет играть, чтобы помочь исполнителю понять, что слушать, прежде чем он / она начнет играть. Эти меньшие ноты называются намекает на , потому что это намекает исполнителю на то, что он скоро начнет играть.)
Типы[изменить | изменить источник]
- Оркестровая партитура или полная партитура точно показывает, что играют все инструменты оркестра. Если в произведении используется большой оркестр с множеством различных инструментов, страница должна быть очень высокой. Дирижер использует партитуру, чтобы видеть, какие инструменты и когда играют. Дирижер сигнализировал членам оркестра (или секциям оркестра), когда они начинают играть. Конечно, дирижеры делают гораздо больше (темп, динамика, интерпретация и т. д.), но большинство дирижеров используют партитуру при репетициях оркестра или во время выступления оркестра.
- Миниатюрная партитура , «учебная партитура» или карманная партитура похожа на оркестровую партитуру, но намного меньше. Он будет недостаточно большим для дирижера, потому что шрифт будет слишком мелким, но его будет достаточно для изучения, и он будет намного дешевле, чем большая оркестровая партитура.
- Партитура для вокала или для фортепиано — это музыка для произведения для хора и певцов (например, оперы), в котором все инструментальные партии напечатаны на двух нотоносцах, чтобы их можно было играть на фортепиано. Некоторые ноты, конечно, придется опустить, чтобы можно было играть всего двумя руками.
- Короткая партитура означает партитуру, в которой оркестровая пьеса написана только на трех или четырех нотоносцах. Это нечто среднее между фортепианной партитурой и полной партитурой. Композитор может написать короткую партитуру во время ее сочинения, а позже написать оркестровую партитуру. Короткие партитуры обычно не публикуются, это всего лишь рабочие экземпляры, пока сочиняется произведение.
Стандартный формат заказа баллов[изменить | изменить источник]
В оркестровой партитуре инструментальные строки обычно печатаются в следующем порядке:
- духовые инструменты сверху (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот и любые другие специальные деревянные духовые),
- медные духовые (валторна, труба, тромбон и низкие медные духовые, такие как туба),
- Перкуссия (клавы, бубен, большой барабан, ксилофон и др.),
- струнные (скрипка, альт, виолончель и контрабас),
Если есть хор или солисты, их партия пишется внизу, над струнами. За исключением вокальных партий, тактовые линии обычно соединяют нотоносцы каждого семейства. Отсутствие присоединения к ним вокальных партий обеспечивает большую гибкость при размещении текстов. Соединение тактовых черт облегчает поиск инструментов, чем если бы они были нарисованы по всей странице. Опытный дирижер знает порядок партитуры достаточно хорошо, чтобы изучить партитуру и очень быстро увидеть, какой инструмент играет данную партию, даже если названия инструментов отсутствуют. Ниже приведен пример порядка партитуры для стандартной оркестровой партитуры, который будет указан рядом с нотоносцами.
Оркестровый формат[изменить | изменить источник]
- Piccolo
- Флейта
- Альтовая флейта*
- Гобой
- Английский рожок*
- Кларнет в Eb или A*
- Кларнет в Bb
- Бас-кларнет в Bb
- Альт-саксофон in Eb*
- Фагот
- Контрафаготы
- Звуковой сигнал в F
- Трубы в Bb
- Тромбоны
- Бас-тромбон
- Эуфониум*
- Туба
- Литавры
- Другая перкуссия (треугольник, колокольчики агого, там-там глокеншпиль, ксилофон, вибрафон, трубчатые колокольчики, теноровый барабан, большой барабан)
- Прочие инструменты
- Арфа
- Фортепиано и клавишные
- Хор (САТБ)
- Скрипка 1
- Скрипка 2
- Виола
- Виолончель
- Бас
*Обозначает нестандартный инструмент, это инструменты, которые используются, потому что композитор хочет, чтобы звук был только в ансамбле
Формат концертного оркестра[изменить | изменить источник]
В партитуре группы инструменты будут перечислены по-разному.