ИСКУССТВО ПЕРВОЙ БУКВЫ | Наука и жизнь
Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». Так называют заглавную букву увеличенного размера, с которой начинается текст книги, главы или отдельный абзац. В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение — привлечь внимание читателя к началу текста. Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой — даже издалека глаз легко различает его в сплетении ветвей. И как гнездо украшает и оживляет дерево, так и инициальная буква украшает и оживляет собой начальную страницу. Это второе и, пожалуй, не менее важное свойство инициала: выполненный со вкусом и тактом, он радует глаз.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
‹
›
Открыть в полном размере
ПЕРОМ И КИСТЬЮ
История украшения начальных букв насчитывает более полутора тысяч лет. Самые древние
инициалы обнаружены в античной рукописи сочинений Вергилия конца IV — начала V
века, от которой сохранились считанные листы. Большие красочные литеры в начале
каждой страницы художник составил из геометрических фигур наподобие мозаики.
Едва ли до нас дошёл первый опыт подобного рода. В названные века, видимо, уже бытовала традиция выделять начало текста, создавая торжественное вступление в книгу. Однако листать календарь назад, отодвигая дату рождения инициала в глубь веков, особой причины нет. Он появился в книге именно тогда, когда и следовало ему появиться — на излёте античности, в преддверии грядущего Средневековья. Одна великая эпоха сменялась другой: уходило в прошлое слово звучащее, искусство ораторов и певцов-аэдов — наступали, по словам С. С. Аверинцева, «времена писцов как хранителей культуры и Писания как ориентира жизни… времена трепетного преклонения перед святыней пергамена и букв».
В те годы книга уже приняла форму кодекса — стопки сшитых друг с другом тетрадей. Их изготавливали из тщательно выделанной кожи — пергамена, который пришёл на смену ломкому папирусу. Он и служил много дольше папируса, и краски впитывал хорошо, а допущенную в слове или рисунке ошибку легко было исправить, соскоблив её ножичком.
Дойдя до последней страницы, скриптор (лат. scriptor — писец) возвращался в начало рукописи, окунал тростниковое перо в рожок с цветными чернилами и «с любовью и тщанием» вносил в начало текстовых столбцов пропущенные им заглавные буквы. Их начертание он копировал с книги, служившей ему образцом, или полагался на собственный талант каллиграфа. Позднее эту работу — прорисовку и расцвечивание инициалов и вписывание заголовков (рубрик) — в книжных мастерских стали выполнять особые художники: иллюминатор (от лат. illumino — украшаю) и рубрикатор (от лат. ruber — красный).
Чаще других для украшения чёрного текста употреблялись именно красные чернила, так называемый миний (латинское название сурика). Это несложное сочетание цветов нередко используется и ныне. «В малом количестве красное, противоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости, — писал швейцарский типограф Эмиль Рудер. — Оно, как точно заметил Аугусто Джакометти, “воскресенье в череде серых будней, праздник”».
С красным цветом, кстати, связано и раннее название инициала —миниатюра, переводимое как «рисованный минием». Пройдут столетия, прежде чем это слово станет обозначать любое живописное изображение малого размера и тонкой работы.
Помимо красной в обиходе античных и средневековых писцов имелись синяя, жёлтая и зелёная краски, богатые оттенками. Для письма по цветному фону применялись белила. В роскошных манускриптах на исполнение инициалов шло творёное (растёртое в порошок) золото, реже — серебро. С благой целью сделать книгу дешевле сочинялись многочисленные рецепты для замены драгоценных металлов: толкли мелко-намелко хрусталь, ртуть смешивали с уксусом, рыбьим клеем и тальком… Однако со временем такой суррогат обесцвечивался или, что ещё печальней, проедал пергаменную страницу насквозь.
В целом же краски дошедших до нас инициалов и по сей день полны нежности и света, словно нанесены они не столетия назад. Завидная их сохранность объясняется тем, что большую часть времени книги пребывали в закрытом и даже застёгнутом виде, страницы были недоступны солнечным лучам и пыли, а чтобы пергамен не грызли мыши, писцы добавляли в чернила полынную настойку.
Заглавные буквы в начале текста, на первых порах просто выделяемые цветом, от книги к книге росли в размерах, выступали за край строки, украшались плетением и фигурками животных. Неискушённому взгляду может показаться, что персонажи этих рисунков случайны и внесены художником в текст для забавы — настолько они порой далеки от его содержания. Но на деле средневековый мастер уделял смыслу нисколько не меньше внимания, чем, скажем, цветовому равновесию или композиционной завершённости своей работы.
Для убранства ранних европейских книг характерно обилие христианских символов, ныне достаточно подзабытых. Многие ли из современных читателей соотнесут изображённую на странице рыбу, виноградную лозу или пеликана с Иисусом Христом, лань, поспешающую к источнику, — с жаждущей Бога душой, а корабль в бушующем море — с Церковью?
Для читателя средневекового, напротив, это привычные, повседневные знаки. Обращённые больше к разуму, чем к чувствам, они были своеобразной знакописью, живым наследием первых веков христианства, выработавшего свой изобразительный язык в мозаиках и фресках катакомб. Язык, в котором за внешне простыми рисунками скрывалась более глубокая реальность, и, чтобы проникнуть в неё, необходимо быть посвящённым.
Абстрактная эстетика религиозных символов нисколько не противоречила, а во многом была тождественна абстрактной эстетике письменных знаков. Поэтому они легко уживались на одной странице, дополняя и обогащая друг друга, — тем более когда сливались в единое тело общего инициала. Средневековые мастера книги любили составлять буквы из послушных их перу фигурок. Так, «А» они получали из двух рыб, соприкоснувшихся головами и плавниками, или изображали в виде птицы, клюющей змею; буква «I» принимала у них очертания рыбы, устремлённой вверх, а «Т» — птицы с распростёртыми крыльями.
Во всём этом помимо сакрального значения, присущего каждому знаку в отдельности, можно усмотреть и дополнительный символический пласт, общий для инициалов такого рода. Средневековые схоласты видели в Божьем творении раскрытую книгу. Разглядывая, в свою очередь, книгу — творение рук человеческих, — легко заподозрить её создателей в подражании «письменам Бога». Буква-рыба и буква-птица, буква-заяц и буква-гончая — эти «атомы» текста являются одновременно запечатлёнными на пергамене «атомами» мироздания.
СОВЕРШЕНСТВО ГОТИКИ
К XIII столетию европейская рукописная книга сложилась в законченный, цельный и совершенный организм. Поколениями мастеров всё в ней было выверено, посчитано и соблюдено: поля, колонки, строки, буквы и не в последнюю очередь — художественное убранство, просто немыслимое без инициалов.
Текст писали вытянутым, угловатым, суровым с виду, но очень ёмким письмом. Оно плотной массой ложилось на пергаменные страницы, до отказа заполняя очерченные при разметке прямоугольники колонок. Чтобы не нарушать монолитности письма, писцы растягивали, сжимали или сокращали буквы в строке, выравнивая её правый край. В короткой строке пробел заполняли орнаментом, а в короткой колонке, чтобы избежать пустоты, повторяли последний кусок текста, пометив на поле, что читать его не нужно.
Такая строгая упорядоченность чёрных форм оживлялась большими и красочными заглавными буквами. Они разделяли текст подобно караульным заставам — строчки рубрик струились над ними алыми стягами. Вряд ли когда-нибудь ещё появятся инициалы такой величины, такой ювелирной отделки, такая сложная, продуманная до мелочей многоступенчатая их иерархия.
Текст латинской Библии — Вульгаты — начинался, как правило, вытянутой по высоте страницы заглавной буквой «I»: «In principio creavit Deus. ..» — «В начале сотворил Бог…» (Быт. 1,1). Размеры инициала были таковы, что художник-иллюминатор умудрялся не только вписать в его медальоны все семь дней творения, но зачастую изображал и последующие эпизоды Книги Бытия: грехопадение человека, изгнание Адама и Евы из рая, убийство Каином брата Авеля. Для средневекового мастера, видимо, иначе и быть не могло: начало времён, великие события — начало рукописи, величественное исполнение… В некоторых скрипториях к нижней части буквы «I» дополнительно пририсовывали Распятие, напоминая о грядущем искуплении первородного греха и первого братоубийства.
Инициалы остальных книг Священного Писания выполнялись в пять-шесть раз меньше исходной «I», но каждый из них также включал в себя иллюстрацию из Ветхого и Нового Заветов: Моисей получал скрижали (Книга Исхода), Юдифь отрубала голову Олоферну (Книга Юдифи), Иона выходил из чрева кита (Книга пророка Ионы), Иоанн лицезрел Господа во славе (Откровение Иоанна Богослова)…
Тексты Вульгаты предварялись прологами — отрывками из писем и сочинений блаженного Иеронима, который в IV веке перевёл Писание на латинский язык. Прологи начинались инициалами ещё меньшего размера, а вместо иллюстраций их украшал орнамент.
Мельче всех писец-каллиграф либо рубрикатор выводил минием и лазурью начальные буквы глав. Эти инициалы получили название филигранных: алая основа буквы окружалась множественными голубыми прочерками, лёгкими петлями, ажурными завитками — почти иллюзорными следами изящных движений тонко заточенного пера. В равной степени бывало и наоборот: основа буквы делалась синей, а филиграни — красными.
Как это ни парадоксально, но при помощи одних лишь начальных букв достигались весьма разветвлённая логическая артикуляция мысли и строгое соподчинение частей книги друг другу, на которые не раз обращали внимание исследователи готических рукописей.
ВЗЫСКАНИЕ КРАСОТЫ
В скрипториях Восточной Римской империи (конец IV — середина XV века) сложились иные традиции украшения книг, отличные от западных.
Начальный лист византийского кодекса, как правило, открывался не инициалом, а богато декорированной заставкой. Она имела форму прямоугольника или П-образной скобы с проросшими по углам листьями и располагалась в верхней части страницы. Внутри заставки красными или золотыми чернилами писец выводил название книги, а ниже начинался текст. Как и в западных рукописях, заглавная буква выделялась из текста величиной и цветом. В роскошных кодексах её украшали орнаментом либо фигурками животных и людей. Но никогда византийский инициал не достигал тех гротескных размеров, что были в обычае у европейских мастеров, и никогда соцветие красок и орнаментальный декор буквы не делались богаче и насыщеннее красок и орнамента заставки. В Византии не инициал, а заставка обозначала в рукописи место, с которого начиналась книга или новый её раздел.
В сравнении с латинскими манускриптами, убранство которых часто строилось на контрасте художественных приёмов, страницы греческих кодексов выглядят не столь эффектно. Им скорее присуща внутренняя гармония, располагающая к глубокому, вдумчивому созерцанию. Для письма византийские писцы предпочитали не плотные чёрные чернила, как на Западе, а более мягкие по тону — коричневатые, допускавшие живую игру оттенков: тёмные в местах нажима пера, они обладали светлой прозрачностью там, где их брали более жидко. Европейские мастера размещали текст на странице в два-три столбца, в которых строчки получались короткими и динамичными, а в византийских рукописях чаще встречалась одна колонка, со строками длинными и потому неторопливыми.
Инициал располагался на левом поле либо в межколонном пространстве, почти не нарушая правильной формы столбца. Он привлекал к себе внимание не внешней броскостью, а утончённой пластикой и изящной соразмерностью с текстом и другими элементами декора. Заглавная буква прежде всего оставалась буквой. Исполненная красоты и меры, она никогда не превращалась в самодостаточный узор или сюжетную иллюстрацию — это было уделом заставки. Украшенный инициал в первую очередь безошибочно читался и лишь потом радовал глаз искусным художеством. Письменный знак, соединённый в инициале с живописью, не смешивался с ней, как не смешиваются слитые в общий сосуд вода и масло.
В 1453 году Второй Рим пал, захваченный и разграбленный турками-османами. Перестала существовать некогда великая империя, твердыня восточного христианства. Но тысячелетняя традиция её книжного искусства, пустившего глубокие корни, продолжала ещё долго жить на остальной территории православной ойкумены: на Кавказе, Балканах и в Древней Руси.
УРОКИ ГРЕЧЕСКИХ МАСТЕРОВ
Из похода в 988 году на Корсунь киевский князь Владимир Святославович возвратился с молодой женой, византийской царевной Анной. Вместе с ней в Киев прибыли царьградские священники, привёзшие церковную утварь и богослужебные книги. Последовавшее вскоре крещение русского народа по греческому обряду определило не только то, какая литература получит хождение на просторах Руси, но и то, по каким образцам рукописи будут украшаться.
Уже древнейшие из сохранившихся русских книг — Остромирово Евангелие (1056—1057) и Изборник Святослава (1073) — во всём следуют византийской манере книжного убора. Они написаны величественно-медленным почерком, именуемым уставом, и снабжены пышными фронтисписами и миниатюрами, заставками и инициалами — всем тем, чем славились столичные кодексы Восточной Римской империи.
Из всех способов украшения заглавных букв русских художников-изографов больше всего привлекали растительные мотивы, доведённые греческими мастерами до предельной условности. Мачты таких букв рисовались витыми или составленными из нескольких коленцев. На их окончаниях и в местах сочленений набухали почки и завязывались молодые побеги. Широкие листья, плавно заворачиваясь, намечали естественные изгибы письменных знаков, а цветочными бутонами эффектно завершались буквенные петли.
Следуя традициям греческой книги, русские изографы никогда не привлекали к инициалу слишком много внимания. В первую очередь он служил тексту и полностью подчинялся ему: обозначая в нужном месте начало новой темы, инициал помогал читателю постичь вероучительную суть слова. Обычный размер буквицы не превышал пяти строк (редчайшим исключением была буква высотою в восемь строк!). Это позволяло располагать по нескольку инициалов на одной странице.
Смелые сочетания ярких красок ткали неповторимый, праздничный наряд книги. Сурик и киноварь, бакан и охра, ярь и празелень, лазорь и голубец — чем только не расцвечивались буквицы в русских рукописях! Для богатых заказчиков применялось «металлическое» письмо: особый писец — злато писец — обводил контур красочной буквы чернилами из творёного золота, придавая ей вид драгоценного украшения.
Впрочем, сильного художественного впечатления нередко добивались и одной киноварью. Лучшим русским памятником, исполненным в подобной манере, служит Юрьевское Евангелие — рукопись исключительной художественной высоты. Оно написано между 1119 и 1128 годами по заказу игумена новгородского Юрьева монастыря Кирьяка при закладке в обители каменной церкви. Об изографе книги известно, что звали его Фёдором («Азъ грешный Феодоръ напсахъ еуангелие се рукою грешною…») и был он «угринцем» — венгерским славянином. В том, что мастер был один, не возникает сомнения: на всём уборе рукописи «лежит печать одной руки, одной воли, одного замысла и единого стиля исполнения» (Т. В. Ильина. Декоративное оформление древнерусских книг: Новгород и Псков. XII—XV вв.).
Простота, с которой оформлено Юрьевское Евангелие, завораживает с первых страниц: это чёрное уставное письмо в сочетании с буквицами, выполненными ясной киноварной линией. Всего в рукописи их 65, и хотя в буквах большого разнообразия нет (в основном это «В» и «Р»), зато какая фантазия в графической их интерпретации! Из персонажей евангельских инициалов можно собрать целый зверинец: здесь есть верблюды и кони, медведи и львы, пантеры и волки, кошки и собаки, змеи и рыбы. Из птиц обитают павлины, фазаны, орлы, журавли, вороны, голуби. Имеются даже единорог и алконост. Воображение художника превращает букву «Р» в руку с ветвью, «В» — в виноградную лозу, «Е» — в благословляющую десницу.
Изображения буквиц ровно лежат на плоскости пергамена, не углубляясь в него и не выступая наружу. В этом смысле они тождественны письму, расходясь с ним помимо цвета только в пластике. Плавная, упругая красная линия одной толщины и одного напряжения вьёт свой узор, не отличая рисунок животного от орнаментального плетения. И орнамент и фигуры для неё равноценны, поэтому одно беспрепятственно продолжается другим, и, несмотря на дробность отдельных деталей, каждый инициал отливается в цельную и совершенную форму.
(Продолжение следует.)
Искусство первой буквы
7 – 2007
Алексей Домбровский
([email protected])
Сие очам российским сперва было дико…
Василий Тредиаковский
Насколько пестрым и разностильным было первое десятилетие русского книгопечатания, настолько однообразно в декоративном отношении выглядели последующие сто лет.
Почти весь XVII век прошел под знаком старопечатного орнамента. Широкие листья с острыми зубчатыми краями плавно выгибались в заставках и мелко закручивались в инициалах на всем пространстве Московского государства. Найденный Иваном Федоровым способ украшения книг был возведен почти в канон. Еще в год выхода из печати знаменитого Апостола (1564) одна из его гравюр была повторена в анонимном широкошрифтном Четвероевангелии. С тех пор пошло «таковое дело твердо и непреткновенно» — из книги в книгу апостольские заставки копировали, его буквицам подражали, хотя исполнение часто бывало заурядным, и за годы орнамент Ивана Федорова растерял немало своей импозантности в изданиях учеников и последователей (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Одно из немногих новшеств коснулось второй краски: в XVII веке московские печатники стали оттискивать крупные инициалы киноварью
Гравированные буквицы из изданий Московского печатного двора 1615-1668 годов
Рис. 2. Узорные буквы, заполненные витыми травами, были настолько популярны,
что, подражая печатным оттискам,
их во множестве исполняли от руки
Инициал из лицевой рукописи «Сказание
о Мамаевом побоище». Середина XVII века
Гораздо свободнее подходили к украшению книг на западных окраинах Московии (рис. 3).
Рис. 3. Звериный (тератологический) орнамент украшал русские рукописи
в XIII-XIV столетиях, однако на страницах печатной книги XVII века
подобные инициалы выглядят весьма необычно
Часослов. Вильно, 1617 год
В совершенно неожиданном стиле были выполнены буквицы украинских издателей Гедеона и Федора Балабанов. Ни славянские рукописи, ни славянская печать до тех пор не были знакомы с таким декором. Сюжеты и персонажи гравированных инициалов поместились на заднем плане, за кирилловскими буквами необычного, антиквенного рисунка. Подобные композиции и манера резьбы были распространены в западноевропейских светских изданиях второй половины XVI века, однако трудно представить, чтобы с такими буквицами выходили в свет православные литургические книги (рис. 4). Особенно богато был украшен Служебник, изданный в Стрятине в 1604 году: с 68 гравированных досок на его страницах оттиснуто 193 больших инициала.
Рис. 4. Если бы не славянские буквы на переднем плане, легко можно было бы заключить,
что эти инициалы взяты из европейских изданий XVI века
Служебник. Типография Федора Балабана. Стрятино, 1604 год
В сравнении с застывшими формами московских старопечатных трав это настоящая феерия бурлящей жизни, стремительный каскад эпизодов и сцен. Античные мотивы и мифические персонажи свободно перемежаются картинами библейской истории: амуры, гарпии, сирена, кентавр соседствуют здесь с Каином, убивающим Авеля, Самсоном, раздирающим пасть льву, Спасителем, въезжающим в Иерусалим на «осляти». Изображения реальных птиц и зверей (попугаев, совы, зайца, коня) мало чем отличаются от религиозных символов: медного змия, сгорающего в огне феникса, осененных нимбами льва, тельца и орла. В подборе иных персонажей обращает на себя внимание общая закономерность: букву «Е», например, украшает олень (пославянски — елень), «И» и «Б» — орел с нимбом (символ евангелиста Иоанна Богослова), «Н» — богиня победы Нике,
«Т» — тритоны, «Ц» — козел (поукраински — цап). Встречаются элементы явно архитектурной природы: маскароны, вазы с цветами…
Откуда же взялись на страницах православного Служебника декоративные мотивы латинской книги? Владелец стрятинской типографии Федор Юрьевич Балабан, несомненно, был человеком широких воззрений. Получив образование в Италии, он собрал в своем имении весьма богатую библиотеку. Гордостью его «вивлиофицы» была восьмитомная роскошная «Библия полиглота» (15691573) Кристофа Плантена — «пятми языки… в антверпии типом изданная», как сообщал современник1. Из этого издания художник позаимствовал для инициалов Служебника по крайней мере двенадцать сюжетов. Образцы других стрятинских буквиц во множестве рассыпаны по страницам венецианских, французских, швейцарских и польских изданий тех лет.
Родной дядя Федора Юрьевича и его наставник в издательском деле, Гедеон Балабан, служил во Львове епископом. Он выступал против Брестской унии 1596 года, согласно которой Православная церковь на территории Речи Посполитой объединялась с Католической. Униаты отрекались от православных догматов веры и переходили в подчинение Папе Римскому. При этом они сохраняли за собою право придерживаться старых обрядов и справлять службу на славянском языке. Гедеон Балабан благословил латинское убранство Служебника, видимо, в назидание сторонникам унии. В таком виде православная книга наглядно демонстрировала, что разногласия между Восточной и Западной церквями заключаются не во внешней форме.
Нельзя сказать, что к подобным вольностям православные читатели отнеслись с пониманием. Сохранился экземпляр Служебника, в котором фон буквиц был тщательно зачернен — так же, как в свое время замарывались «непотребные» сюжеты инициалов Франциска Скорины. Впрочем, это не помешало КиевоПечерской лавре, впоследствии приобретшей инвентарь стрятинской типографии, с успехом печатать «скоромные» гравюры на страницах своих изданий. Балабановские буквицы украсили Часослов (1617), Анфологион (1619), Беседы на четырнадцать посланий (1623) и другие книги, вышедшие из монастырской печатни.
Помимо светского декора, исполненного на западный манер, инициалы Служебника 1604 года обогатили славянскую книгу новым начертанием букв. Любопытно, что все литеры имели вполне законченный вид, весьма близкий латинской антикве, и это за сто с лишним лет до утвержденного Петром I гражданского шрифта! Правда, похожий рисунок кирилловского алфавита применил еще раньше, в 1490х годах, черногорский Макарий. Однако для изготовления форм он пользовался услугами венецианских граверов, тогда как балабановские инициалы резал на дереве мастер славянский. В сравнении с западными гравюрами его работа, возможно, и проигрывает в изяществе, зато он тоньше чувствует кирилловское письмо и более последователен в его латинизации.
В изданиях странствующего типографа Спиридона Соболя заглавные буквы также отличаются от московских образцов, хотя и выглядят не столь радикально, как инициалы Балабанов. Известно, что в 16201630х годах Соболь путешествовал со своей друкарней между Киевом и Могилевом. Не имея собственных средств для покупки бумаги и отливки шрифтов, не обладая талантом гравера, он перебивался от случая к случаю, всякий раз находя меценатов и мастеров в той местности, где останавливался с печатным станом.
Обосновавшись на время в Кутеинском монастыре, Спиридон Соболь подготовил к печати и в 1630 году приступил к изданию сборника, которому дал название «Брашно духовное». Псалмы царя Давида он дополнил Песнями Моисеевыми, «Плачами покаянными» афонского старца Фикары и праздничными службами — акафистами и канонами. Местный инок, искушенный в граверном художестве, нарезал для книги замечательные инициалы.
Легкой белой линией по плотному черному полю на фоне букв были изображены звери и птицы. Плавный очерк невесомых фигурок сочетался с короткими завитками, заполнявшими пустоты, — то ли побегами растительности, то ли воздушными струями. Несмотря на обилие черной краски, ажурный узор радовал глаз и рождал ощущение праздника — как будто под сенью кирилловских букв прогуливались обитатели райских кущ. На малом пространстве гравюры художник всякий раз достигал удивительно тонкого согласия литеры и декора — персонажи инициалов очень чутко реагировали на начертание буквы, а их бесплотный рисунок лишь подчеркивал ее вес (рис. 5).
Рис. 5. Кутеинский монах, гравировавший буквицы для Спиридона Соболя, очевидно, был талантливым иконописцем. Сияние света он смог передать даже черной краской
Инициалы из книги «Брашно духовное». Кутеинский монастырь, начало 1630-х годов
Своей пластикой кутеинские буквицы близки инициалам Франциска Скорины, но только не из пражских, а из виленских его изданий. Однако, как известно, переехав в Вильно, Скорина отказался от изображения людей, животных и птиц в заглавных буквах. Промежутки внутри и вокруг литер его гравер заполнял небольшими белыми штрихами, которые закручивались по форме стеблей и листьев. Спустя столетие безвестный инок Кутеинской обители сумел изобразить то, что отклонил в свое время белорусский первопечатник: он населил виленские инициалы Скорины персонажами его пражских буквиц.
К сожалению, «Брашно духовное» сохранилось в единственном и к тому же неполном экземпляре. Возможно, его издание не было завершено изза начавшейся в 1632 году войны между Московией и Польшей. Буквицы, населенные птицами и зверями, вскоре безвозвратно исчезли из типографских материалов Спиридона Соболя. Можно только гадать, что стало с досками: погибли они во время пожара или были утеряны печатником при переезде. Ни в какой другой книге оттиски с них не встречаются.
К концу XVII столетия искусство гравированных алфавитов в Западной Европе достигло чрезвычайных высот и масштабов. Возникшие вначале для того, чтобы обеспечивать типографов новыми образцами книжного орнамента, они довольно скоро переросли в самостоятельный вид творчества. Никого уже не удивляло, что наборы декорированных букв печатались просто так, ради забавы, демонстрируя лишь тонкую игру ума и виртуозное владение резцом.
В России ничего подобного не существовало. Обычно образцы узорных буквиц помещались в азбукипрописи, или азбуковники, по которым учили грамоте детей. Даже в XVIII веке их продолжали переписывать и расцвечивать от руки, и на печатный декор они вряд ли оказывали влияние. Скорее напротив, напечатанный в книге орнамент нередко сам служил источником вдохновения для писцакаллиграфа, когда он украшал свою азбуку.
Впрочем, одно московское издание — знаменитый лицевой Букварь 1694 года — было способно соперничать с лучшими европейскими алфавитами. Как учебник он настолько опередил свое время, что нечто подобное вновь появилось в России лишь в XIX веке, спустя сто с лишним лет. Его гравюры не только отражали представления русского человека XVII столетия о мире, но и являлись подлинной энциклопедией славянской книжной графики и каллиграфии.
Каждой букве в букваре был посвящен отдельный лист, который зрительно делился на три равных яруса (рис. 6).
Рис. 6. Самая выразительная, фигурная буквица занимает на листе букваря
верхний левый угол. Это обычное положение инициала в любой книге
Страница из «Букваря» Кариона Истомина. Москва, 1694 год
Верхняя треть отводилась под различные начертания. Крупнее всех был гравирован алфавитный знак в виде человеческих фигур: на странице с «како» горнист, опираясь на горн, поднял в готовности руку; по форме «ук» замерли в карауле лучник и копьеносец; лигатуру «от» изображали два молотобойца возле наковальни, букву «червь» — сокольничий с соколом на руке, «ять» — воин с пращой… Продолжали строку узорный инициал и каллиграфические почерки: несколько образцов ломбардов, уставные начертания буквы и множество ее скорописных версий. Наряду со славянскими письменами здесь же приводились сходные по звучанию греческие и латинские.
Средняя часть листа представляла собой весьма насыщенную композицию из живых существ, предметов и явлений, чьи имена и названия начинались с этой буквы. Например, под «како» были изображены кипарис, клобук, кит, колокол, ключ, кокошь (курица), кувшин, конь, корова, корабль, колесница, копье, кречет и кладезь (колодезь) — дабы ученик «да что видит, сие и назовет», как говорилось в предисловии. Подобных рисунков в книге более четырехсот.
Заканчивалась страница нравоучительными виршами, в которых перечислялись изображенные предметы для лучшего запоминания азбуки:
Како кто хощет видом си познати,
В первых вещей сих будеш то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши,
Юный, отверзай в разум твоя ушы.
В колесницу сядь, копием борися,
Конем поезжай, ключем отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
И кокошь в требу, и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други.
Автором букваря был иеромонах Карион Истомин — наставник царских детей, поэт, переводчик, справщик (редактор) Московского печатного двора, один из просвещеннейших людей своего времени. Он собственноручно переписал книгу, а возможно, и исполнил часть ее иллюстраций. Первую рукопись, изящно украшенную золотом и красками, Истомин поднес в 1692 году Наталье Кирилловне Нарышкиной, матери Петра I, для ее внука, малолетнего царевича Алексея. Годом позже другой рукописный экземпляр был вручен двоюродным сестрам Алексея. Одновременно автор заказал издание букваря граверу Оружейной палаты Леонтию Бунину, который владел редким в те времена станом для печати с медных досок. Подобного пресса не имелось даже в старейшем центре русского книгопроизводства — Московском печатном дворе.
Печатная версия букваря увидела свет в 1694 году в виде альбома из 43 листов тиражом 106 экземпляров. При этом участие Бунина в его создании было столь значительно, что в конце книги сочинитель и гравер были представлены как равноправные соавторы: «Сий Букварь счини Иеромонах Карион, а зн аменил и резал Леонтей Бунин». Многие иллюстрации Истомина мастер не только исполнил посвоему, но и не раз перестраивал и дополнял их, добиваясь более цельных и ясных композиций. Кроме того, в гравюре оказалось невозможным воспроизвести позолоту, которой были покрыты фигурные буквы в рукописях. Однако Бунин вложил в свои инициалы столько фантазии и изобретательности, что, оттиснутые простой черной краской на белой бумаге, они отнюдь не выглядят беднее позолоченных (рис. 7).
Рис. 7. Несмотря на то что Карион Истомин адресовал свой букварь не только «отрокам»,
но и «отроковицам», большинство героев его фигурных инициалов — люди военные
Буквы «Б», «В», «Г», «Ж», «Ъ», «Ять» и «Ю». Москва, 1694 год
Необходимо сказать, что фигурные инициалы букваря — пример уникальный в русской книжности не только XVII, но и предыдущего, XVI столетия. На протяжении почти двух веков в Москве не встречались буквицы, составленные из человеческих фигур. С легкой руки новгородских изографов они когдато имели широкое хождение в книгах средневековой Руси, однако впоследствии были вытеснены орнаментом — балканской плетенкой, византийским узорочьем и «фряжскими» травами. Едва ли не в последний раз подобные инициалы попадаются на страницах Буслаевской Псалтири конца XV века, и то из трех ее фигурных буквиц две — самые яркие! — исследователи приписывают руке не русского, а, скорее всего, болгарского мастера. После двухвекового перерыва лицевой Букварь возрождал к жизни забытое искусство.
Впрочем, фигурные инициалы Леонтия Бунина имеют мало общего с отечественной традицией. Напротив, весь антураж, костюмы и бритые («босые») лица большинства персонажей прямо указывают на иноземную природу образцов, которыми пользовался гравер. Отдельные композиции встречаются в алфавите венецианского мастера Джакомо Франко (1596): к примеру, поединок двух борцов («О») или взявшаяся за руки влюбленная пара («Н»). Некоторые элементы букв (змейискуситель, сигнальный рог, развевающееся знамя, пышное перо на шляпе) обнаруживают сходство с более поздней работой Джузеппе Мителли из Болоньи («Алфавит мечты», 1683). Совпадает также и то, что каждый инициал у Мителли сопровождается стихотворным пояснением. Двух персонажей Леонтий Бунин позаимствовал не из гравированного алфавита, а из книги — иллюстрированной Библии Пискатора, весьма популярной на Руси в XVII веке: это стреляющий из лука Иосиф («Ю») и Юдифь с головой Олоферна в руке («Ижица»). Непринужденность человеческих поз и свободное построение групп, за которыми не сразу угадывается знак алфавита, были также весьма характерны для европейских инициалов эпохи барокко.
И все же Леонтий Бунин остался истинно русским мастером. Его резец не стремится повторить ни тщательную проработку деталей голландских гравюр, ни виртуозную легкость итальянских. Нельзя даже сказать, что Бунин достиг в граверном деле подлинного мастерства — по крайней мере, как понимали его европейцы. Но, творчески переработав образцы, он внес в свою работу ту мягкость, свежесть и простоту форм, что были издавна присущи иконам, фрескам и книжным миниатюрам московской школы. Несмотря на пестрый исходный материал, мастер создал из него свой собственный, стройный и цельный алфавит, какого нигде и никогда еще не было.
Следом за фигурными инициалами Бунин награвировал узорные буквицы, изобразив их чуть ли не вдвое меньше. Прямые штрихи литер он заполнил гирляндами витых трав, а изогнутые покрыл мелкой чешуей, намекая, видимо, на их сходство с гибкими и упругими рыбьими телами (рис. 8). В отличие от фигурных инициалов, узорные буквицы были полностью заимствованы из русских изданий XVII столетия. Идея украсить ими букварь, вероятно, принадлежала самому граверу, поскольку в рукописных копиях книги они отсутствуют.
Рис. 8. Наряду с традиционными цветами, ягодами и угловатой плетенкой петли в некоторых буквах завершались птичьими головами — новым мотивом в орнаменте русского барокко Узорные инициалы из «Букваря» Кариона Истомина. Москва, 1694 год
Заняв промежуточное положение в образцах письма, узорные буквы создали постепенный переход от фигурных композиций к собственно каллиграфическим примерам: ломбардам, уставу и скорописи.
В своих «подносных» экземплярах Карион Истомин выписал ломбарды красными чернилами, как и принято было делать в текстах. Однако углубленная гравюра на меди не позволяла повторить киноварь, поэтому Леонтий Бунин восполнил этот недостаток более изысканной графикой букв. Формы его инициалов заметно богаче истоминских. Демонстрируя не только каллиграфические приемы, гравер умело вводит в их рисунок арабески, использует плетенку и розетки, случается, заканчивает буквицу роскошным навершием или дополняет ее штрихи тонким филигранным узором (рис. 9). Нарезанные здесь же примеры уставных и скорописных начертаний исполнены не менее изобретательно и искусно.
Рис. 9. Работая долгое время словописцем в Оружейной палате, Леонтий Бунин
в совершенстве владел пером и был знаком с лучшими образцами рукописей, хранящихся
в Московском Кремле. Его каллиграфический талант более всего раскрылся при резьбе ломбардов
«Букварь» Кариона Истомина. Москва, 1694 год
«“Букварь” Истомина — Бунина скорее “альбом”, тетрадь образцов, а не обычная книга для чтения… — писал исследователь по поводу неистощимого разнообразия его гравюр. — По этому альбому многому может научиться и мастер книги, прежде всего — искусству рисования отдельной буквы»2.
Сегодня, спустя три с лишним столетия, представляется символичным, что Карион Истомин свел вместе на страницах своего букваря славянские, греческие и латинские литеры. Его стремление показать алфавитное письмо «количественно», охватить им пространство (от православного Востока до католического Запада) давно приобрело временн у е качество. В соседстве со славянской азбукой греческие буквы напоминают о ее прошлом: ведь когдато именно византийское уставное письмо легло в основу кириллицы. А литеры латинского алфавита как бы предвосхищают недалекое будущее: через шестнадцать лет, 29 января 1710 года, Петр I окончательно утвердит к употреблению новый шрифт, по рисунку близкий голландской антикве. В отличие от традиционного типографского полуустава, оставленного для печати богослужебных книг, петровское нововведение коснется изданий светских, отчего шрифт и получит название «гражданский». «Сими литеры печатать исторические и манифактурныя книги, — собственноручно будет начертано российским самодержцем на экземпляре эталонной гражданской азбуки, — а которыя подчернены, тех в вышеписанных книгах не употреблять»3.
Гражданский шрифт возник не на пустом месте. Перемены в славянском письме наметились задолго до петровской реформы. Из Европы и с западных окраин Московии давно проникал альтернативный рисунок кириллицы, исполненной на манер латинской антиквы. Достаточно вспомнить венецианские инициалы Макария из Черногории и копии плантеновских буквиц в изданиях Балабанов (а впоследствии КиевоПечерской лавры). Медленно, но успешно антиква продвигалась с запада на восток. В 1649 году в Москве вышло в свет «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича — свод законов Русского государства. Новыми для московской печати были заглавные буквы латинского рисунка, что выглядело весьма знаменательно в издании такого ранга. Уже при жизни Петра антиквенными буквицами украшал свои книги Лазарь Баранович, владелец новгородсеверской (16741679) и черниговской (с 1680 года) типографий (рис. 10).
Рис. 10. Лазарь Баранович не только изобразил славянские буквы в виде антиквы,
но и включил в свои инициалы образы Спасителя («Х») и Николая Чудотворца («И»)
Новгород-Северский, 1674-1679 годы
Не случайно проникновение латинских форм в кирилловскую азбуку началось именно с инициалов — тех форм письма, что обладают много большей свободой, чем обычный текстовый шрифт. Уже не раз в истории, опережая время, заглавные буквы служили пробным камнем для новых начертаний. Подобный жребий выпал и на долю славянских буквиц XVXVII веков, которые испытали на себе влияние латиницы. В известной степени они подготовили графику прописной части гражданского алфавита.
Петровские новшества изменили облик не только букв, но и печатных изданий. Оформление книг стало простым и деловитым, ведь издавались они «не праздной ради красоты, а для вразумления и наставления чтущему»4. Светлая текстовая полоса, наборные титульные листы и инициалы, отсутствие красных выделений и декоративных заставок, гравированные на меди и на дереве иллюстрации — все это сближало первенцев гражданской печати с современными им научнотехническими изданиями Франции и Голландии. И хотя «сие очам российским сперва было дико», как писал один из горячих поклонников петровской реформы Василий Тредиаковский, сегодня уже трудно представить иное развитие отечественной истории и культуры.
Первая книга, напечатанная в Москве привезенным из Амстердама шрифтом, называлась «Геометриа славенски землемерие» (1708). Это был перевод известного немецкого учебника «Приемы циркуля и линейки». Открывал «геометрическую книшку» гравированный на меди фронтиспис, а для пояснения задач прилагалось 122 листа чертежей, доставленных из Германии. Текст начинался обыкновенной наборной литерой, взятой того же размера, что и шрифт заголовка. Инициал умело, совершенно поевропейски был заверстан в набор: заглавная «Г» («Геометриа есть слово греческое…») на всю высоту была утоплена в текст и своей формой уголка весьма эффектно намечала начало чтения. Кроме того, первое слово целиком состояло из прописных букв и было набрано вразрядку, чтобы сгладить переход от крупного инициала к более мелким литерам текста. Все элементы набора были тщательно выровнены и согласованы между собой.
Традиция европейских печатников наряду с инициалом выделять первое слово (а то и полную строку) восходила к рукописным кодексам раннего Средневековья, заглавные буквы которых имели такие исполинские размеры, что нередко занимали б ульшую часть страницы. На Руси ничего похожего не встречалось, да и ко всяким выравниваниям русские друкари продолжительное время подходили весьма вольно. Откуда же в Москве 1708 года взялись умельцы, досконально посвященные во все тонкости европейской печати? Не доверяя отечественным мастерам, Петр приказал выписать специалистов из Голландии — наборщика, батырщика и тередорщика5. Первые русские гражданские издания были набраны и отпечатаны голландцами (рис. 11).
Рис. 11. Впоследствии «Геометриа» выдержала не одно издание.
Образцовый набор этой книги Петр I не раз ставил в пример отечественным типографам
Начальная страница первого издания «Геометрии славенски землемерие». Москва, 1708 год
Вслед за «Геометрией» тем же «новотипографским тиснением» были изготовлены книги «кумплементальная», «сигналы» и «слюзная» — все три также в 1708 году. Первая из них (полностью она называлась «Приклады како пишутся комплементы разные») состояла из образцов эпистолярного жанра — от торжественных посланий до интимных записок. Вторая («Генералные сигналы, надзираемые во флоте») помогала наладить общение между кораблями как в условиях мирного похода, так и в пылу морской баталии. Третья («Книга о способах, творящих водохождение рек свободное») учила строить каналы и шлюзы, наводить мосты, грамотно действовать при наводнениях.
Тексты всех трех изданий начинались уже не наборным, отлитым из гарта инициалом, а орнаментированными буквицами, гравированными на дереве. Впрочем, это не многое меняло в облике первой страницы. Черные литеры гражданского шрифта были наложены на светлый прозрачный узор. Растительные формы русского барокко удивительно просто и незатейливо украшали букву: казалось, стоит убрать орнамент с фона и гравюра превратится в обычный наборный инициал (рис. 12). Подобное сочетание изящества и практичности, свойственное петровскому времени, было абсолютно новым в московской книге.
Рис. 12. Формы русского барокко, в отличие от европейского, были более легкими
и жизнерадостными. В петровских буквицах совсем нет напряженности и трагизма
французских, немецких и итальянских гравюр
Инициалы из гражданских изданий. Москва и Санкт-Петербург, 1709-1725 годы
Старые и новые графические формы еще долго сосуществовали вместе: азбука кирилловского письма продолжала обслуживать духовную печать, гражданскими шрифтами набирались светские издания. Столь же обособленно друг от друга развивались и книжные орнаменты. Церковь не приветствовала перемены в облике Священного писания и литургических книг. Инициальная графика гражданских изданий, напротив, живо пульсировала, подстраиваясь под изменчивую европейскую моду.
1Цит. по: Коляда Г.И. Балабановские друкарни //
Книга и графика. М., 1972. С. 155.
2Сидоров А.А. История оформления русской книги. М., 1964. С. 110.
3Цит. по: Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт: Вопросы истории и практика применения. М., 1985. С. 34.
4Цит. по: Сидоров А.А. История оформления русской книги. М., 1964. С. 124.
5Батырщик (от ит. battitore — набойщик) и тередорщик (от ит. tiratore — печатник) — работники типографии. Первый набивал краской набор, а второй накладывал на него лист и делал оттиск.
КомпьюАрт 7’2007
900+ Винтажные картинки с заглавными буквами | Без лицензионных отчислений
1–75 из 10 895 изображений
Винтажные заглавные буквы: стоковые фотографии
Винтажные заглавные буквы стоковые иллюстрации
Ориентиры:
Прозрачный
Горизонтальный
Панорамный Горизонтальный
Панорамный вертикальный
Квадрат
Вертикальный
Переключить субтитры
Макет
GridTitles
Результаты
5075100150250500
Цветочные узоры и инициалы
Различные средневековые заглавные буквы
Винтажный шрифт 002
Цветочный М
Гранжевый неравномерный рукописный алфавит, винтажная каллиграфия, штамп, заглавные буквы, набор 2
Ретро-радужный алфавит
Каллиграфический алфавит.
Цветочный B
Цветочный K
Цветочный N
Гранжевый неравномерный рукописный алфавит, винтажная каллиграфия, штамп, заглавные буквы, набор 1
Цветочный T
Набор кириллических букв для каллиграфии
Цветочный B
Цветочный E
Цветочный R
М Буква Черный Цветочный Алфавит. Красивые заглавные буквы.
Цветочный S
Цветочный Y
Цветочный R
Каллиграфический алфавит.
Синяя буква С
Синяя буква B
Штамп с алфавитным шрифтом Army Design
Цветочный L
Каллиграфический алфавит.
Шрифт Slab Serif в классическом стиле
Лампочка Афавит
Цветочный N
Набор векторных цветочных и геометрических логотипов монограммы с заглавной буквой на темно-сером фоне. Элемент дизайна монограммы.
Винтажные прописные буквы красного цвета с цветочным рисунком
Полный алфавит с круглыми засечками
Цветочный P
Цветочный S
Цветочный F
Заглавная буква C
Винтажный шрифт Circus и Western Abc
Буквенный алфавит
Каллиграфия Рукописный алфавит
Цветочный A
Заглавная буква C с винтажными цветами
Средневековый алфавит
Цветочный М
Цветочный алфавит с воздушными заглавными буквами
Нарисованные от руки буквы Abc на винтажном фоне блокнота
Цветочный H
Синяя буква K
Цветочный D
Синяя буква H
Цветочный P
Голубой набор логотипов с монограммами
Синяя буква D
Синяя буква P
Синяя буква А
Каллиграфический алфавит.
Набор векторных букв в цветных квадратах
Цветочный шрифт, нарисованные вручную векторные заглавные буквы алфавита, украшенные ботаническим узором. Черно-белая декоративная машинопись, винтажный дизайн.
Цветочный G
Украшенный шрифт с заглавными буквами, состоящий из весенних цветов и
Цветочный U
Ретро заглавная буква S
Алфавит начала 16 века
Винтажный гранж-западный алфавит, векторный набор
Цветочный G
Украшенный шрифт с заглавными буквами, состоящий из весенних цветов и
Богато украшенный заглавный шрифт, состоящий из весенних цветов и
Украшенный шрифт с заглавными буквами, состоящий из весенних цветов
Заглавная буква W с горгульей
Украшенный шрифт с заглавными буквами, состоящий из весенних цветов и
Заглавная буква H с горгульей
Цветочный L
Пиксельный шрифт
Цветочный Q
Ретро шрифт в стиле гранж с алфавитом, винтажная типография
Письмо о листве
Следующая страница
Miscellaneous Retro Vintage Capital Letters – Illustrationen und Vektorgrafiken
Grafiken
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- Videos
Durchstöbern Sie 392
miscellaneous retro vintage capital letters lizenzfreie Stock- und Vektorgrafiken. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.
Сортировать по номеру:
Am beliebtesten
Alphabet Collage abc vektor Alphabetischen schrift schreiben ausschnitt von n – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Алфавитный коллаж ABCrift векторный алфавитный…
Алфавитный коллаж ABC Вектор алфавитный шрифт Бухгалтерия Ausschnitt der Zeitung und bunte habetische handgemachte Schnitt Text Zeitungspapier Иллюстрация алфавитный набор выделен на Hintergrund.
zeitung buchstaben und zahlen – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Zeitung Buchstaben und Zahlen
Satz von Zeitungsbuchstaben und -zahlen
винтажные заглавные буквы auf einem raster – разные ретро винтажные заглавные буквы -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Винтажные буквы алфавита на растровых изображениях
Яркие изображения с засечками Vintage-Alphabet на квадратных квадратах.
flache glühbirnen ein- und ausgeschaltet mit lichtschaltern auf türkisfarbenemhintergrund. хеллес идеоконцепт. креативный денкен. – Разные ретро-винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Flache Glühbirnen ein- und ausgeschaltet mit Lichtschaltern auf tü
Flache Glühbirnen ein- und ausgeschaltet mit Lichtschaltern auf türkisfarbenem Hintergrund. Яркая Идея Концепт. Креативы Денкен.
geschnittene buchstaben verschiedene lustige schriftart für flyer oder anonyme notizen. lösegeldbrief im papierstil. schneiden sie buchstaben aus. beschneidungsалфавит. vektorschrift – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символы
Geschnittene Buchstaben verschiedene lustige Schriftart für…
Geschnittene Buchstaben verschiedene lustige Stil Schriftart für Flyer oder anonyme Notizen. Lösegeldbrief im Papierstil. Buchstaben ausschneiden. Отсечение-Алфавит. Векторная открытка
для текста. векторная геометрическая иллюстрация с золотыми линиями. – разные ретро старинные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Postkarte für Text. Векторная геометрическая иллюстрация с…
Почтовая карта для текста. Vektorgeometrische Darstellung mit Goldenen Linien. Stock-Illustration
abstract fh Brief moderne anfangsbuchstaben logo design – разные ретро винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Abstract FH Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo Design
Abstract FH Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
klassischer buchstabe b hb bh monogramm stil luxus Elegante label identität market бизнес дизайн вектор – разные ретро винтажные заглавные буквы фондовая графика, клипарт, мультфильмы и символы
Klassischer Buchstabe B HB BH Monogramm Stil Luxus Elegante…
abstract j Brief moderne anfangsbuchstaben logo-design – разные ретро винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Abstract J Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
алфавит, буквы и символы schriftart – разные ретро старинные заглавные буквы сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -symbole
Алфавит, буквы и символы Шрифт
Шрифт, алфавит, буквы и символы. Вектор-Doodle-Set. 9
Hintergrund des Zahlenmusters
Verschiedene bunte Zufallszahlenmuster – Textur, Hintergrund, Designelement im editierbaren Vektorformat – разные ретро-винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Abstrakter FJ-Brief moderner Anfangsbuchstaben Logo-Design
Abstrakter FJ-Brief modernes initiales Buchstabenzeichen-Logo-Design
anonyme farbige kriminelle Briefe, die aus zeitungen und zeitschriften geschnitten wurden. – разные ретро старинные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Anonyme farbige kriminelle Briefe, die aus Zeitungen und…
azrjd typografie combination icon design – разные ретро старинные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -cartoons und -symbole
AZRJD Typografie Комбинация Icon Design
античный оригинальный шрифт шрифт алфавит: римская штриховка, verschiedene – разные ретро старинные заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
античный оригинальный шрифтШрифт шрифт алфавит: римская штриховка,…
абстрактная буква c line buntes lineares logo . Moderne Buchstabenlinien mit neuen pop-art-farben. – разные ретро старинные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Абстрактная буква C Line Buntes lineares Logo. модерн…
Vorlage für das Schriftalphabet. Набор логотипов dünne Linie sauberer Stil.
Eine vektorkollektion von Designerlampen in verschiedenen formen und farben – разные ретро-винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole этикетка элегантный идентифицирует дизайн вектор – разные ретро старинные заглавные буквы сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Set Brief UT TU Monogramm Typografie Line Style Technologie. ..
handgezeichnetes kyrillisches Alphabet – разные ретро винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Bunte Buchstaben der Schrift im Zeitungsstil
Vektorillustration eines bunten Alphabets mit Klein- und Großbuchstaben und Zahlen im Zeitungsstil isoliert auf violettem Hintergrund
buchstabe y monogramm Alphabet Großbuchstaben stil Fett Elegante markenidentität transport design vektor – разные ретро старинные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Buchstabe Y Monogramm Alphabet Großbuchstaben Stil Fett Elegante… technologie stil dreieck markenidentität design vektor – разные ретро-винтажные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe V EV Monogramm Alphabet Moderne Technologie Stil…
mittelalterliche darstellungen von portativen orgeln (13.-16. jahrhundert) – разные ретро-винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Mittelalterliche Darstellungen von Portativen Orgeln (13. -16….
изображение aus mittelalterlichen illuminierten Handschriften und Glasmalereien portativer Orgeln, frühe mobile Version der modernen Pfeifenorgel (ca. 13. bis 16. Jahrhundert). Vintage-Radierung um die Mitte des 19. Jahrhunderts. дизайн вектор – разные ретро старинные заглавные буквы сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe F Monogramm Abstrakter Stil Modern Fett Elegant Pfeil…
buchstabe m monogramm stil einfach современный элегантный einfache geometrische markenidentität business design vektor – разные ретро-винтажные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe M Monogramm Stil Einfach Modern Elegant Einfache…
алфавит – разные ретро-винтажные заглавные буквы стоковые графики, клипарты, мультфильмы и символы
Алфавит
Lateinische Schriftart, Variation, Alphabet
set buchstabe r r1 monogramm geometrischer stil nummer 1 Elegante moderne markenidentität design vektor – разные ретро винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole абстрактный алфавит стиль современный символ технология марка идентификация дизайн вектор – разное ретро старинные заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Краткое JF Monogramm Абстрактный алфавит стиль современный символ. ..
set Brief J JB Monogramm Anker Stil Schiff Ankerplatz identität design vektor – разные ретро винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Set Brief J JB Monogramm Anker Stil Schiff Ankerplatz Идентификация… comic-zeichentrickfiguren (“домовые”, 1887) – разные ретро-винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Antike Illustration von lustigen Comic-Zeichentrickfiguren (“The…
setzen sie buchstaben ein monogramm symbol kompass pfeil Elegant moderne form identität marke design vektor – разные ретро винтажные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Setzen Sie Buchstaben Ein Monogramm Symbol Kompass Pfeil Elegant…
buchstabe jf
Buchstabe JF Monogramm Alphabet Stil Sportlich Elegant Maskuline.0003 set-buchstabe b monogramm gestapelt ziegelstein form markenidentität geschäftsmaterial renovierung design vektor – разные ретро винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Set-Buchstabe B Monogramm gestapelt Ziegelstein Form. .. алфавит современный стиль крона элегантный роскошь символ символ марка идентификация дизайн вектор – разное ретро винтаж заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe M CM Variation Monogramm Alphabet Moderner Stil Krone…
buchstabe k kk rk монограмма алфавит современный стиль элегантный люкс символ символ марка идентификация дизайн вектор – разные ретро старинные заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe K KK RK монограмма алфавит современный стиль элегантный роскошный…
buchstabe a ar ra монограмма алфавит современный стиль элегантный люкс символ символ марка идентификация дизайн вектор – разное ретро винтаж заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe A AR RA монограмма алфавит современный стиль элегантный Luxus…
buchstabe k tk монограмма алфавит современный стиль элегантный люкс символ символ markenidentität дизайн вектор – разные ретро старинные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe K TK монограмма алфавит современный стиль элегантный Luxus. ..
buchstabe s ee fs монограмма алфавит современный стиль элегантный люкс символ символ марка идентификация дизайн вектор – разное ретро винтаж заглавные буквы фондовая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Buchstabe S EE FS монограмма алфавит современный стиль элегантный роскошный…
Бухта с монограммой Алфавит Стиль Геометрическая форма Идентификация Бизнес дизайн вектор – Разное Ретро Винтаж Заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Бухта с монограммой Алфавит Стиль Геометрическая форма Идентификация… auf weißem хинтергрунд. – разные ретро-винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Buntes Alphabet mit Buchstaben aus Zeitungen isoliert auf weißem…
zusammenfassung i Brief moderne anfangsbuchstaben logo-design – разные ретро винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Абстрактные J Краткий современный Anfangsbuchstaben Logo-Design
абстрактный J Краткий современный Anfangsbuchstaben логотип-дизайн – разные ретро старинные заглавные буквы стоковые графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Abstract J Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
zusammenfassung i Brief moderne anfangsbuchstaben logo-design – разные ретро винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Zusammenfassung I Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
zusammenfassung i Brief moderne anfangsbuchstaben logo-design – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Zusammenfassung I Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
abstract j Brief moderne anfangsbuchstaben logo-design – разные ретро винтажные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole
Abstract J Brief moderne Anfangsbuchstaben Logo-Design
арт-деко стиль fette buchstaben muster – разные ретро винтажные заглавные буквы сток -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Art Deco Stil Fette Buchstaben Muster
Reihen von lila und blue Art-Deco-Stil fette Schriften, Buchstaben des englischen Alphabets – Muster, Textur auf dunklem breitskaligem blauem Hintergrund, Designelement für Web – или Бухгалтерская обложка в векторном формате
Art Deco stil fette buchstaben muster – разные ретро винтажные заглавные буквы Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole – Textur auf britem Hintergrund, Designelement für Web- oder Buchcover im editierbaren Vektorformat
art deco stil fette buchstaben muster – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Art Deco Stil Fette Buchstaben Muster
Verschiedene bunte zufällig platzierte, große und orientierte Art Deco Stil fette Buchstaben Muster — Textur auf britem Hintergrund, Designelement für Web-oder Buchcover imeditierbaren Vektorformat, buchenstabendm dmterm
kreative monogramt, buchendmen logo dmterm zwei buchstaben d und m minimal-stil design vorlage vektor – разные ретро-винтажные заглавные буквы сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ
Kreative Monogramm DM или MD Logo Buchstaben Initialen, Weben,. ..
Herzen öffnen sich wie ein buch oder eine broschüre mit ausgebreiteten seiten vektorlogos oder icons gesetzt, liebesbrief oder literaturroman über romantisches geschichtenkonzept, tagebuch. – разные ретро винтажные заглавные буквы stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Herzen öffnen sich wie ein Buch oder eine Broschüre mit…
Herzen öffnen sich wie ein Buch oder eine Broschüre mit verteilten Seiten Vektorlogos oder Icons, Liebesbrief oder Literaturroman über romantisches Geschichtenkonzept, Tagebuch.
buchstaben musterhintergrund – разные ретро винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы auf dunklemhintergrund für ihr design – разные ретро-винтажные заглавные буквы стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы
Коллекция с символами Symbolbuchstaben eines lila Farbtons auf…
Собрание с символикой, символизирующей лилу Farbtons, auf dunklem Hintergrund für Ihr Design
buchstaben musterhintergrund – разные ретро-винтажные заглавные буквы, графические изображения, клипарты, карикатуры и символы
Buchstaben Muster Hintergrund
Textur, Hintergrund, Designelement im editierbaren Vektorformat
set bunte lampen im cartoon-stil.