Лиса и журавль ∼ русская народная сказка
Перейти к содержимому
Лиса и журавль — в сказке рассказывается о недолгой дружбе между хитрой лисичкой и смекалистым журавлем. Журавль приглашённый в гости к лисе не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса подала к столу размазанной по тарелке. Он же пригласил ее к себе в гости и угостил вкусной окрошкой, налитой в кувшин с высоким узким горлышком. Теперь и лисичка не смогла добраться до лакомства.
Слушать сказку:
- I
Читать сказку «Лиса и Журавль» - II
Анализ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Читать сказку «Лиса и Журавль»
Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.
Журавль стук-стук носом, стучал-стучал по тарелке, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала.
Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла голодная. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Анализ русской народной сказки «Лиса и журавль»
Народная русская сказка «Лис и Журавль» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавль дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.
Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.
После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.
Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.
Сказка учит тому, что необходимо быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.
В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.
Ещё публикации по теме
Вам может быть интересно
Adblock
detector
Конспект урока чтения Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс
Тема. Сказка «Лиса и журавль» в пересказе А.Н. Толстого, 4 класс
Цель: познакомить учащихся с произведением А. Н. Толстого.
Задачи:
1. образовательные: способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; совершенствовать навык плавного, сознательного чтения с соблюдением пауз и правил орфоэпии, развивать устную речь, расширять и уточнять словарь, учить отвечать на вопросы;
2. коррекционно-развивающие: развивать и обогащать словарь учащихся, развивать слуховое восприятие, память, внимание, мышление;
3. воспитательные: воспитывать наблюдательность, прививать любовь к литературе, природе, окружающему миру.
Тип урока: новая тема
Оборудование: таблички, иллюстрации, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация «Лиса и журавль».
Оформление, оборудование и инвентарь: презентация «Лиса и журавль».
Ход урока.
Орг. момент.
2. Речевая зарядка. (Слайд 2)
– Будем слушать и говорить.
– Хорошо говори звук «С».
рас – рос – рус
ска – ско – ску
рас – рос – рес
Интересная сказка?
Интересная сказка. (Работа над интонацией)
Какая интересная сказка!
3. Проверка домашнего задания. (Слайд 3)
– Посмотрите и скажите: кто это? – Алексей Николаевич Толстой.
(после ответа учащихся по щелчку мыши – ответ на экране, идёт хоровое проговаривание.)
– На прошлом уроке мы изучали биографию Алексея Николаевича Толстого. Давайте вспомним.
– Кто такой Алексей Николаевич Толстой?
– Алексей Николаевич Толстой – известный русский писатель.
(Слайд 4) (ответ на экране – идёт хоровое проговаривание, далее вопросы и ответы по щелчку мыши)
– Когда родился писатель? – Писатель родился в 1883 году.
– Что написал и пересказал Алексей Николаевич Толстой?
– Толстой написал и пересказал сказки «Приключения Буратино», «Лев, Щука и человек», «Лиса и журавль». (ответ на экране, хоровое проговаривание) (Слайд 5)
4. Вводная беседа.
– Послушайте и скажите, что будем делать сегодня?
(Учащимся предлагается послушать фразу, выбрать нужную табличку, составляется план урока. )
– Будем отгадывать ребус. |
– Будем читать. |
– Будем отвечать на вопросы. |
– Будем работать с картинками |
– Чтобы узнать, какое произведение будем читать, нужно отгадать ребус. (Слайд 6) (ответы по щелчку мыши)
А И Л С – ЛИСА, ЖУРАВЛЬ.
3 2 4 1
У Ь Р Ж А Л В
4 1 3 5 7 6 2
– Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Лиса и Журавль». (Слайд 7)
– Откройте книги. Найдите это произведение в учебнике на странице 83.
5. Знакомство с текстом. Определение жанра.
– Что будем делать? – Будем читать.
(Сопряженное чтение текста учащихся с учителем.)
– Что мы делали? – Мы читали.
Определение жанра произведения.
– «Лиса и Журавль». Подумайте и скажите, что это – рассказ, стихотворение, сказка.
– Сказка.
– Я думаю, что это сказка.
– Почему ты так думаешь? – Ответы детей. (Я думаю, это сказка, потому что здесь животные разговаривают).
– Кто автор сказки? – Алексей Николаевич Толстой.
– Это русская народная сказка в пересказе А.Н.Толстого.
– О ком говорится в сказке? – Ответы детей. (В сказке говорится о лисе, о журавле).
6. Словарная работа.
– В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение. (Слайд 8) (толкование слов)
званый пир – праздничный обед по приглашению
потчевать – угощать
стряпать – варить, готовит пищу
не обессудь – не обижайся
несолоно хлебала – осталась голодной
врозь – не вместе, не дружат
7. Анализ произведения. I часть. (слайд 9) (вопросы и словарь)
– Кем были лиса и журавль в начале сказки? (Учащиеся находят предложение в тексте и отвечают. )
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение: – Лиса и журавль подружились.)
а) – Что решила лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
– Вздумала. Как сказать по-другому? – Захотела.
– Замените слово «вздумала» и прочитайте предложение.
– Захотела лиса угостить журавля…
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
б) – Что приготовила Лиса? (Учащиеся находят ответ в тексте и читают.)
– Размазала. Скажите по-другому. – Положила.
– Замените слово «размазала» и прочитайте предложение.
– Лиса наварила манной каши и положила на тарелку.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
в) – Угостился журавль? (Учащиеся отвечают словами из текста. )
– Ничего не попадает. Скажите иначе. – Ничего не съел.
– Замените слова и прочитайте предложение.
– Журавль ничего не съел.
(Табличка с предложением помещается на доску, идет хоровое проговаривание.)
– А почему? – Ответы детей.
(Учащимся предлагается показать, как журавль ел кашу.)
г) – Кто съел кашу? (Учащиеся читают ответ в тексте.)
– Как можно сказать короче? – Лисица всё сама съела.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.) (Слайд 10)
8. Характеристика лисы. (Слайд 11)
– Какая лиса? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Лису.)
добрая грубая – Хитрая, жадная.
находчивая умная
хитрая жадная
глупая злая
(ответы и вопросы)
– Как поступила лиса? – Лиса поступила некрасиво.
– Вам понравилась лиса? Почему? – Мне не понравилась лиса, потому что она хитрая и жадная. Она обидела журавля.
9. Динамическая пауза. (Слайд 12)
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
10. Работа над содержанием сказки (II часть). (Слайд 13)
(Учитель обращает внимание детей на изображение двух кувшинов: с узким и широким горлышком.)
– Что это? – Кувшины. (На экране появляется фраза: Кувшин с узким горлышком. )
– Кувшин с узким горлышком. Покажите.
(По щелчку надпись перемещается к соответствующему изображению, идет хоровое проговаривание.)
а) – Что приготовил Журавль? (Слайд 14) (вопросы и словарь – по щелчку мыши)
(Учащиеся находят в тексте ответ.)
– Наклал. Скажите иначе. – Положил в кувшин.
– Замените слова и прочитайте предложение.
– Журавль приготовил окрошку, положил в кувшин с узким горлышком.
(Табличка с предложением помещается на доску и дети хором читают предложение.)
б) – Как вела себя лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста.)
– Вертеться. Как сказать по-другому? – Ходить.
– Замените слово и прочитайте предложение.
– Лиса начала ходить вокруг кувшина, а достать не может.
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
– Угостилась лиса? (Учащиеся отвечают словами из текста. Учитель предлагает вспомнить, что означает «несолоно хлебала».) – Лиса пошла домой голодная.
(Табличка с предложением помещается на доску и учащиеся хором читают предложение.)
– Остались ли лиса с журавлём друзьями? – Нет.
– С тех пор лиса и журавль не дружат.
11. Характеристика Журавля. (Слайд 15)
– Какой Журавль? (Учащиеся читают опорные слова и выбирают те, которые характеризуют Журавля. Ответы и вопросы по щелчку мыши.)
умный находчивый – Умный, находчивый.
простак добрый
хитрый доверчивый
жадный злой
– Как поступил журавль? – Журавль проучил лису.
12. Физминутка для глаз
– Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
– Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… .
– Давайте прочитаем, что написано на экране. (Слайд 16)
– Как аукнется, так и откликнется.
13. Определение главной мысли. (Слайд 17)
– Как аукнется, так и откликнется.
– Где читали это предложение? (В сказке «Лиса и журавль»)
– Как понимаете это предложение? – Высказывания детей.
– Как ты относишься к людям, так и люди будут к тебе относиться.
– Это предложение стало пословицей. Это главная мысль сказки, урок, который мы должны запомнить, чтобы так не поступать.
14. Составление мультфильма по картинкам. (Приложение 2)
– А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
– Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки.
– Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)
– Выберите одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке. (Работа в парах.)
(Учащиеся выбирают из предложений, размещенных на классной доске.)
– Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 18)
(по щелчку мыши – на экране появляется сюжетная картинка, учащиеся читают соответствующее предложение, затем следующая картинка и так далее, 6 картинок.)
15.Итог урока.
– Что мы делали на уроке? (Мы отгадывали ребус, читали, отвечали на вопросы, работали с картинками).
– Вам понравилась сказка?
– Мне понравилась сказка, интересная она? (Слайд 19) – Да, интересная сказка.
– Давайте скажем вместе: – Какая интересная сказка!
– Дома прочитайте сказку еще раз и отметьте слова лисы и журавля. Так мы подготовимся к чтению по ролям.
– Подумайте и скажите, каким для вас был урок? (Слайд 20)
(Учащиеся выбирают и оценивают урок из предложенных вариантов: интересный,
увлекательный, трудный, скучный, неинтересный.)
– Сегодня все работали хорошо. Молодцы! Оценивание обучающихся.
Басни Эзопа Лиса и Журавль Греческая сказка Миф Детская комната
Красивая загружаемая печать с высоким разрешением. Скачайте, распечатайте, вставьте в рамку и повесьте сегодня вечером у себя дома!
Красивая винтажная иллюстрация из книги “Собственный Эзоп младенца”. Я тщательно восстановил иллюстрацию, чтобы она выглядела так же красиво, как и в первом издании более 100 лет назад.
Это изображение было отформатировано для размещения на бумаге любого размера, от 5×7 до 8×10, 8,5×11 и т. д. Просто импортируйте изображение в текстовый процессор и отцентрируйте изображение. Вы также можете изменить размер изображения.
О басне Эзопа: Лиса и аист, также известная как Лиса и журавль, является одной из басен Эзопа и впервые записана в сборнике Федра.
Лиса приглашает аиста поесть с ним и дает суп в миске, которую лиса может легко лакать; однако аист не может пить его клювом. Затем аист приглашает лису на трапезу, которую подают в сосуде с узким горлышком. Аисту легко добраться, а лисе невозможно. Мораль заключается в том, что обманщик должен ожидать обмана в ответ и что золотое правило поведения состоит в том, чтобы человек делал с другими то, что желал бы для себя.
======================================
Для достижения наилучших результатов используйте плотный матовый рекомендуется использовать бумагу или картон. Вы также можете отправить это для печати в вашу местную типографию.
=====================================
Об этой иллюстрации:
Название: The Лиса и журавль
Название книги: Baby’s Own Aesop
Иллюстрация: Уолтер Крейн. Гравировка и цветная печать Эдмунда Эванса
Авторы: Эзоп Крейн, Уолтер, и Эванс, Эдмунд
=====================================
Посмотреть больше иллюстраций из книги Эзопа «Собственный малыш»
Жалоба Павлина:
https://www.etsy.com/listing/873080345/aesop-fables-peacocks-complaint-greek?
Тщеславная галка:
https://www.etsy.com/listing/873076029/aesop-fables-vain-jackdaw-greek-fairy?
Лев и статуя:
https://www.etsy.com/listing/859161130/aesop-fables-lion-statue-greek-fairy?
Лиса и маска:
https://www.