Русский национальный костюм как нарисовать: Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Национальный русский костюм. Традиционный русский наряд. Тема для 8 класса

Traditional clothes express the people’s identity through the national costumes. They often look nice and colourful. As a rule, they show the wearer’s role in society, his rank or social status as well as his marital status and age. National costumes also have to protect the wearer from cold or bad weather.

Probably the best-known traditional pieces of clothing in Russia are sarafans and rubakhas. The sarafan was the main part of the female wardrobe. It’s a long sleeveless dress which was often worn on top of a rubakha. The rubakha was a linen oversize shirt or blouse. Russian people hand-painted linen fabric, sewed shirts and sarafans and decorated them with embroidery.

Traditional man’s outfit consisted of a rubakha, long narrow trousers, leather  boots, a kushak (a waistband), a woolen hat and a kaftan (a light woolen coat). In summer people in Russian villages wore lapti (shoes woven from bast fiber). Traditional winter footwear was valenki (felt boots).

Russian women in the past wore sarafans, aprons, blouses, leather shoes or valenki, kokoshniks and jewellery. The kokoshnik is an amazing  national women’s headwear, usually decorated with river pearls, decorative stones, golden and silver needlework.

Traditionally, Russian clothing had two main colors: white and red. Festive clothing was richly decorated with ornaments and embroidery. There were differences between the clothing of young women, married women and older women. Clothing of older women had fewer ornaments and was made in darker tones.

Перевод

Традиционная одежда выражает идентичность народа при помощи национальных костюмов. Они часто выглядят очень красиво и красочно. Как правило, они демонстрируют роль их владельца в обществе, его положение или социальный статус, а также семейное положение и возраст. Национальные костюмы также должны защищать их хозяина от холодной непогоды.

Возможно, наиболее известными традиционными предметами одежды в России являются сарафаны и рубахи. Сарафан был основной частью женского гардероба. Это длинное платье без рукавов, часто надеваемое поверх рубахи. Рубахой считалась льняная рубашка или блуза большого размера. Русский народ вручную красил льняную ткань, шил рубашки и сарафаны и украшал их вышивкой.

Традиционный мужской наряд состоял из рубахи, длинных узких брюк, кожаных сапог, кушака (пояса), шерстяной шляпы и кафтана (легкого шерстяного пальто). Летом люди в русских деревнях носили лапти (обувь, плетеную из лыка). Традиционной зимней обувью были валенки (войлочные сапоги).

Русские женщины в прошлом носили сарафаны, фартуки, блузы, кожаные туфли или валенки, кокошники и украшения. Кокошник – это удивительный национальный женский головной убор, обычно декорированный речным жемчугом, камнями, золотой и серебряной вышивкой.

Традиционно, в русской одежде преобладали два основных цвета: белый и красный. Праздничная одежда была богато украшена узорами и вышивкой. Существовали различия между нарядами молодой девушки, замужней женщины и женщины престарелого возраста. На одежде пожилых женщин было меньше узоров, и шили ее из ткани более темных оттенков.

Национальный русский костюм (National Russian costume) – 4.3 out of
5
based on
22 votes

Рейтинг:  4 / 5

Пожалуйста, оцените
Оценка 1Оценка 2Оценка 3Оценка 4Оценка 5
 

Русский народный костюм – история национальных костюмов, фото

Общая характеристика

Информация о национальных костюмах народов России была собрана из произведений искусства и сохранившихся образцов одежды, которые были найдены в музеях, коллекциях, захоронениях, домах. Для них характерны такие особенности:

  • Однородность. Крестьяне и бояре в древние времена одевались одинаково по стилю — различались только стоимость материалов и богатство украшения. Фасон и расцветка костюмов не менялись на протяжении столетий, а моды не существовало как таковой.
  • Многослойность. Наряды, особенно женские, состояли из множества элементов одежды, надевавшихся поверх друг друга. Даже простой повседневный наряд включал 7 компонентов, в то время как праздничные костюмы могли состоять из 20 и более. Носить менее 3 «одёжек» считалось неприличным. Платья знати были более многослойными и подчёркивали достаток рода.
  • Свободный покрой. Вся одежда жителей древней Руси отличалась простотой шитья и не сковывала движений. Для удобства она дополнялась прямоугольными или косыми вставками. Такая особенность позволяла людям одеваться в одном стиле и свободно себя чувствовать как при работе, так и на танцах или торжественных мероприятиях.
  • Вышивка. Все элементы костюма обязательно украшались узорами ручной работы. По символичной информации, заложенной в рисунках, можно было узнать возраст человека, его социальный статус, род занятий и другие детали. По поверьям вышивка также служила защитой от нечистых сил и сглаза.
  • Пояс как обязательный элемент одежды. Он использовался не только для украшения и поддержки одежды, но и считался оберегом. Существовал традиционный ритуал опоясывания новорождённого мальчика или девочки. Появиться в одежде без ремня было серьёзным грехом — его не снимали даже в бане.
  • Богатые и яркие украшения. Даже бедняцкие и крестьянские костюмы отличались пёстрой раскраской, большим количеством украшений, яркими и сложными узорами, рисунками, орнаментами.
  • Головные уборы. Как и пояс, они считались обязательной частью старорусского костюма. Праздничные и свадебные разновидности были очень большими и весили более 5 килограмм. Вид головного убора зависел от возраста и семейного статуса.

Многие особенности древнерусской одежды сформировались под влиянием украинской, белорусской, татарской, польской культуры. В 1699 году Пётр I запретил ношение традиционного наряда всем, кроме крестьян и служителей церкви. После этого его популярность пошла на спад. Но как говорит история, русский костюм использовался до начала XX века, когда его надевали на праздники и торжественные мероприятия.

Значение и особенности деталей

Как уже говорилось, народные костюмы России создавались с огромным количеством деталей. Именно они имели особое значение и играли далеко не последнюю роль. Поэтому в данном вопросе следует разобраться более подробно.

Элементы мужского одеяния

Главной деталью одеяния мужчин выступала обычная сорочка. У простых крестьян она выступала в качестве основной части костюма. Знать носила ее лишь в виде нижнего белья. Для пошива этого предмета использовалась шелковая или льняная ткань. Внутри задней и передней части рубахи была также предусмотрена подкладка. Она называлась подоплекой. Рукава были широкими и сужались в области кисти.

Ворот мог обладать различным фасоном. Как правило, это были квадратные или закругленные варианты. Правда, также встречались модели, где данный элемент вовсе отсутствовал. При наличии ворота, его обязательно дополняли пуговицами или же простыми завязками.

Кроме того, русский национальный костюм дополнялся и другими деталями. Среди них охабень, опашень и зипун. Каждый из перечисленных вариантов является подвидом кафтана. Он надевался поверх сорочки. На него же принято было накидывать кожух, свитку или сермягу. В праздники мужчины нажевали корзно. Это особый плащ, который обладает торжественным видом. Его могли заменить однорядкой. Ее изготавливали из шерстяного полотна.

Также были популярные такие русские народные предметы гардероба, как шубы. Крестьянами использовались простые варианты из меха зайца или плотной овчины. В высшем сословии шубы были куда более изысканными. При их пошиве использовать могли соболя или чернобурку.

Чтобы внутри шубы сохранялось тепло, ее шили таким образом, чтобы мех находился внутри. Наружная часть покрывалась плотной тканью. Для знати использовались бархат или парча. Одеяние приобретало роскошный вид за счет наличия довольно широкого, мехового ворота.

Народный костюм России подразумевает использование шубы в пол. Также максимальной длиной отличались рукава. Руки продевались далеко не только лишь в них. В передней части также были предусмотрены прорези для верхних конечностей. Чтобы создать торжественный образ, шубы могли надевать не только в зимний, но и летний период.

Также национальный русский костюм включал такую деталь, как головной убор, выполненный в соответствующем стиле. Эти элементы наряда были представлены в нескольких разновидностях. Среди них:

  • треуха;
  • тафья;
  • мурмолка;
  • клобук.

Тафья – это миниатюрная шапочка круглой формы, плотно прилегающая к голове. Зачастую поверх такого головного убора мужчины надевали обычную шапку. Среди простого народа были популярны изделия из войлока. Богачи, как правило, отдавали предпочтение бархатным вариантам. Такие головные уборы выглядят гораздо более роскошно.

Под мурмолкой подразумевается высокий головной убор, который расширяется к верху. По подобной технологии также изготавливались горлатные шапки. Только в этом случае изделие дополнительно украшалось с помощью меха. Он шел непосредственно от горла. Применялся при пошиве головного убора мех зайца, соболя или лисы. Он выступал далеко не только в качестве украшения. В таком головном уборе было максимально тепло.

Элементы женского одеяния

Русская национальная одежда, предназначенная для женщин, также предполагает наличие рубахи. Эта деталь, как и в случае с мужским одеянием, выступает основой. Правда, у женщин сорочка украшалась дополнительно оригинальной оторочкой или же вышивкой. Среди знатных дам было принято поверх обычной просторной рубашки надевать дополнительно горничную. Для ее пошива использовалась яркая шелковая ткань. Особо нарядный внешний вид имела горничная сорочка, выполненная в ярком алом тоне.

Также популярностью обладала русская одежда, которая называется летник. Ее надевали сверху на рубашку. Для изготовления этого наряда использовалось шелковое полотно. Длиной он был в пол и в области горла дополнялся с помощью застежек. Среди знатных дам особо популярны были летники, которые украшались с помощью жемчуга и золотой вышивки. В области ворота применялся такой декорирующий элемент, как ожерелье.

В качестве зимней альтернативы русскому летнику выступала шуба. Она также была длинной и украшалась с помощью меха. Наличие декоративных рукавов указывало на роскошь. Правда, практичными такие изделия назвать нельзя.

Руки продевались в расположенные под рукавами прорези или же непосредственно в рукава, которые для удобства принято было подкатывать. Чтобы ладони находились в тепле, использовалась муфте. Она декорировалась с помощью меховой опушкой, а также изнутри прошивалась мехом.

Особо важное значение имел головной убор. На Руси замужним дамам было принято покрывать волосы. Головной убор нужно было надевать даже дома. В быту использовали повойник или же волосник, поверх которого женщины повязывали цветастый, довольно нарядный платок.

Особо торжественно и нарядно смотрелись венчики. Это достаточно широкие повязки, которые дополнялись с помощью цветных длинных ленточек. Носить подобные головные уборы принято было летом. В зимний период вместо них использовались шапки из меха. Правда, классический русский наряд по сей день у многих ассоциируется именно с кокошником. Он представляет собой особый головной убор, выполненный в виде опахала. Нередко его украшали с помощью многочисленных декорирующих элементов. Такой головной убор становился основным украшением созданного образа.

Женский костюм

Основа русского женского народного костюма — длинная рубаха. Она была белого или красного цвета и украшалась вышивкой, рисунками, расшивалась жемчугом и подпоясывалась. Поверх рубахи надевался летник — костюм с широким низом, очень длинными рукавами с колоколообразным вырезом и воротом-ожерельем. Он застёгивался до горла. Чтобы рукава летника не доходили до пола, женщине приходилось держать локти согнутыми.

Следующей деталью одежды в южном костюме был сарафан — просто платье без рукавов. В северных краях его заменяла понёва — шерстяная юбка с богато украшенной нижней частью. Её разрешалось носить только замужним или просватанным девушкам. Другие элементы женской одежды:

  • Запона — одежда из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам и не сшитого по бокам. На сгибе имеет отверстие для головы. Носится с поясом. Нижняя часть запоны скалывалась.
  • Душегрея — тёплая меховая одежда в виде кофты с длинными рукавами и отложным воротником. Застёгивается спереди на крючки. Встречаются летние варианты на вате.
  • Приволока — безрукавная накидка, похожая на мантию. Надевается поверх платьев. Богато украшена золотым шитьём, бисером, драгоценными камнями.
  • Шушпан — короткая женская одежда. Такое название давали кафтану, кофте, сарафану в разных губерниях.

Знатные женщины дома носили горничные рубахи — одежду с очень длинными и узкими рукавами, которые собирались в складки на руках. Они шились из шёлка ярких цветов — чаще всего красного. Их носили дома, но не надевали при гостях.

Старинная верхняя одежда для женщин не подпоясывалась. В повседневной жизни они носили суконный опашень, застёгивающийся на множество пуговиц от низа к воротнику. Особенностью этого наряда были длинные висячие рукава со специальным внутренними разрезами, куда продевались руки.

Представительницы знати носили шубки — женские шубы специального покроя, похожие на летники с длинными откидными рукавами. Были распространены также муфты, душегреи, шугаи и их безрукавные разновидности — бугаи. Знатные девушки носили похожую на мужскую одежду. В зимнее время — шубы внакидку, летом — однорядки.

Элементы русского народного костюма

По назначению одежда разделялась на повседневную, рабочую и праздничную. Праздничная одежда богато декорировалась, на повседневной тоже была вышивка, рабочая самая простая, изготавливалась из прочных материалов.

Справка! Рубаха для жатвы украшалась вышивкой так же как праздничная, в этом было выражено отношение крестьян к сбору урожая.

Вся верхняя одежда русского национального костюма была двух типов:

  • распашная одежда, застёгивалась впереди на пуговицы или крючки;
  • накидная, одевалась через голову.

Мужская одежда

Основой народного костюма для мужчин была рубаха или сорочка. В старину её шили из хлопка, льна, шёлка. Рукава одежды сужались к кисти. Они бывали как короткими, так и очень длинными (закрывающими ладони) — это зависело от назначения наряда. В нарядах крестьян рубаха надевалась снизу, а у знати — сверху. Одежда выполнялась в белом, синем или красном цвете. Сверху её подвязывали нешироким поясом.

Нижней частью костюма были штаны — гачи или порты, похожие на современные брюки. Они заправлялись в сапоги или онучи (обёртка на ноги под лапти). Сверху штаны подпоясывались шнуром, верёвкой или специальным поясом.

Мужской костюм был менее богат и разнообразен, чем женский. Его украшали вышивкой или вставками в области воротника и подола.

Поверх сорочки мужчины надевали зипун. Далее верхняя одежда зависела от социального статуса гражданина. Богатые носили поверх кафтан, представители знати дополняли его ферязью, охабнем или однорядкой. Другие виды мужской верхней одежды:

  • опашень — длинный кафтан с широкими рукавами, большим количество пуговиц и меховым воротником, который можно пристегнуть по желанию;
  • терлик — нарядный костюм, по крою похожий на ферязь или халат с короткими рукавами, надевался в торжественных случаях;
  • сермяга — грубый кафтан из толстого необработанного сукна, имеет короткий подол и длинные рукава, застёгивается спереди;
  • вотола — одежда из грубой шерстяной ткани;
  • кожух — тёплый зимний кафтан;
  • корзно — нарядная мантия или плащ для знати, застёгивается у правого плеча;
  • бекеша — меховое пальто с урезанной талией и разрезом сзади, предназначены для езды на коне;
  • епанча — тёплый плащ, защищающий от ветра и снега;
  • шуба — массивная одежда прямого покроя с длинными рукавами и меховым воротником.

Знатные мужчины, как и женщины, имели домашние горничные рубахи. Они всегда делались из шёлка.

Рубаха в Позднем Средневековье

Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.

Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.

Рис 9. Рубаха ХV века

Большой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).

Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМа

Рис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция)

Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков

Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).

Рис 13. Рубаха из безымянного погребения

Рис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. Реконструкция

Рис 15. Рубаха Федора Бельского Рис 16. Рубаха Федора Иоанновича

Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.

Рис 17. Рубаха из царских погребений

Рис 18. Вышивка на рубахе из погребения

Рис 19. Фрагменты сохранившихся воротников

Рис 20. Фрагмент вышивки манжета

Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.

Головные уборы

Отличительная черта русского костюма — большое разнообразие головных уборов. Они указывали на возраст, социальный статус, достаток человека. Отличались уборы для незамужних и замужних девушек. Первые были лёгкими и простыми. Они оставляли часть головы и волосы носительницы открытыми. Примеры:

  • ленты;
  • венцы и венки;
  • повязки;
  • обручи;
  • красиво сложенные платки.

Замужние женщины были обязаны полностью покрывать голову и волосы. Они носили такие уборы:

  • кика — шапочка, украшенная двумя рогами или полукруглой фигурой, похожей на лопату;
  • кокошник — нарядный головной убор с высоким щитком надо лбом;
  • повойник — плотная шапочка для повседневного ношения, украшена тесьмой, которая полностью закрывает волосы;
  • сорока — кичка с твёрдым околышем, занижена в области лба и повышена с боков.

Под головным убором или поверх него замужние женщины традиционно носили платок — убрус. Им было известно множество способов украсить его и сделать частью нарядного костюма.

Мужчины на Руси надевали тафьи — небольшие круглые шапочки. Поверх них носили обычные шапки, треухи, мурмолки. Тафьи считались обязательным компонентом костюма и не снимались даже в церкви.

Применение национальных мотивов в современной моде

Естественно, что традиционный славянский наряд остался в далеком прошлом. Тем не менее, эти элементы русской одежды по сей день активно используются дизайнерами при создании неординарной одежды. Сейчас огромную популярность обретает этнический стиль. Соответственно, на подобные наряды следует обязательно обратить внимание.

Крайне важно, чтобы платья, выполненные в русском стилистическом направлении, были сдержанными. Чрезмерно короткие юбки, откровенное декольте и некая вульгарность в данном случае попросту неуместны. Ведь наши предки придерживались строгих нравов и одной из главных ценностей у них выступала именно целомудренность. Соответственно, одежда должна быть сдержанной и скромной. Тело на показ не выставляется. Именно по такому принципу и создаются современные наряды в этническом стилистическом направлении.

Платья, как правило, декорируются с помощью цветочных узоров. Уместна также ручная вышивка. Превосходно смотрятся набивные рисунки и кружева. Манжет и подол принято украшать с помощью нежной мережки или же благородной бахромы. Все эти декорирующие элементы уместны в данном стилистическом направлении и позволяют создать особо изысканный, элегантный образ.

Среди последних модных тенденций – природные тона и натуральные ткани. Отличным решением станут такие оттенки, как беж, красный, фисташковый и зеленый. К длине сарафанов в данном случае особых требований не предъявляется. Она может быть максимальной, как того предполагает традиционный наряд, так и укороченной. Правда, при выборе коротких вариантов, обязательно нужно дополнять образ с помощью плотных колготках. Если этим требованием пренебречь, внешний вид будет вульгарным. В данном стилистическом направлении такой результат попросту недопустим.

Также может быть разной и длина рукава. В этом случае никаких строгий правил нет. Платье может обладать различным кроем. Стильный образ удастся создать как с помощью свободных, так и приталенных моделей. Отмечено, что изделия с завышенной линией и юбкой клеш смотрятся гораздо более изыскано, чем варианты рубашечного типа.

Чтобы образ получился завершенным, максимально соответствовал выбранному направлению, ограничиваться одним лишь русским сарафаном нельзя. Традиционно, любой наряд дополняется с помощью аксессуаров. Помимо этого, необходимо позаботиться о наличии подходящей верхней одежды. В тандеме с классическим русским сарафаном отлично будут смотреться объемные серьги и бусы.

Уместен будет также соответствующий стилю головной убор. В качестве него может выступать, например, кокошник. Не менее изысканно смотрится платок, расшитый неординарными, максимально яркими и изысканными узорами. Поверх сарафана при этом можно накинуть пальто или простую жилетку.

В зимний период можно дополнить образ с помощью муфты, изысканной шубы. В русском стиле хорошо смотрятся меховые шапки. С помощью таких головных уборов внешний вид женщины существенно преображается. Образ правильно подобранной одежде получается невероятно изысканным. В таком наряде ни одна дама не останется без внимания.

Не удивительно, что русские традиционные наряды по сей день являются источником вдохновения многочисленных дизайнеров. На их основе создаются необычные, но очень яркие, элегантные предметы гардероба.

Разобраться во всех особенностях одежды, которую носили на Руси, не так сложно, как может показаться изначально. По сути, наряд состоит всего из нескольких деталей. Они отличаются друг от друга в зависимости от того, в каком регионе использовались и кому предназначалась одежда. Крестьянское одеяние было намного более простым, чем те модели, которые носили знатные особы. И первые, и вторые варианты при этом можно брать за основу для создания современных образов. Результат приложенных усилий непременно порадует и удивит. Главное, позаботься о наличии изысканного декора и подобрать все детали костюма в соответствии с этническим стилистическим направлением.

Виды обуви

Обувь жители древней Руси плели из древесного лыка, а также шили из сафьяна, бархата, кожи, шерсти, парчи. Как и одежду, её богато украшали вышивкой и аксессуарами. Украшения на носках и каблуках нередко дополняли элементами из золота и серебра, жемчуга, драгоценных камней. Распространённые виды обуви:

  • Лапти — низкие плетёные ботинки, крепящиеся на ноге при помощи шнурков. Изготавливаются из древесного лыка. Подошва укреплялась плотным плетением или кожными вставками.
  • Башмаки — кожаная обувь на шнурках.
  • Чёботы — сапоги с кротким голенищем. Бывают мужскими и женскими, прямыми и кривыми (последние отличают загнутым вверх носком).
  • Ичиги — лёгкие сапоги, изготовленные специально для максимально удобных пеших перемещений. Отличаются мягким носком и жёстким задником — эта особенность делает шаг бесшумным, из-за чего ичиги были популярны у охотников. Изготавливаются из кожи, сафьяна или какого-либо похожего материала.
  • Валенки — тёплая тяжёлая обувь из овечьей шерсти. Бывают твёрдыми или мягкими — последние надеваются под сапоги. Предназначены для ходьбы по сухому снегу.
  • Онучи — широкие плотные ленты ткани, которыми обматывают ногу по колено под другую обувь. Носятся с лаптями и другой низкой обувью или самостоятельно.
  • Поршни — простейшие ботинки из одного куска кожи, сшиваемого ремнём. По форме похожи на лапти.

В городах надевали сапоги и туфли. Каблуки на последних достигали 10 сантиметров в длину.

Стиль и цветовая гамма

Цвета русских народных костюмов для детей, мужчин и женщин разных возрастов существенно отличались. Одежда молодых бездетных девушек отличалась яркостью и колоритностью, в то время как для нарядов пожилых людей была характерна скромность. Основные цвета тканей:

  • белый;
  • красный;
  • синий;
  • зелёный;
  • лиловый;
  • голубой;
  • розовый.

Особой популярностью пользовался красный — цвет власти и плодородия. В древней Руси различали 33 оттенка, каждый из которых имел своё название — мясной, кровавый, маковый, огненный, вишнёвый, алый, кирпичный и так далее. Другим цветам тоже давали вычурные имена, например, тёмно-лимонный или шафранный.

Костюмы, особенно женские и детские, изобиловали рисунками и вышивкой. Стиль орнаментов на одежде соответствует резьбе на русской избе. В узоры вплетали природные образы — растения, животные, птицы, анималистические символы. Часто встречались фигуры людей. Популярностью пользовались геометрические формы и символы — солнечный круг, месячный серп, кресты, овалы, ромбы. Каждый элемент вышивки подбирался индивидуально и имел символическое значение. На переднике или фартуке можно было «нарисовать» историю семьи владелицы.

Украшения и аксессуары

Одежда всех слоёв населения на Руси отличалась одинаковым покровом и стилем. Отличались только украшения. Распространённые украшения в русском костюме:

  • кружева — состояли из плотной ткани с вышивкой;
  • пуговицы разных форм и размеров — украшались драгоценными металлами и камнями, выполнялись в виде голов животных и других природных символов;
  • нашивки — полоски с петлями для пуговиц, украшались кисточками, плетениями, узорами;
  • ожерелья — нарядные воротники, которые пристёгивались или пришивались к одежде;
  • колты — подвески на головной убор, крепятся к вискам;
  • гривна — шейный обруч, был не только украшением, но и знаком отличия.

Русская народная одежда — важное достояние древней культуры. Её изучение помогло получить информацию о социальной жизни, быте, обычаях и традициях предков. Сейчас костюм является частью истории, но его элементы до сих пор используют в праздничных и повседневных нарядах.

Пояс и штаны в композиции костюма

Одним из первостепенных символов мужского престижа считались ременные пояса. Каждый взрослый свободный мужчина был воином, а пояса являлись едва ли не главным знаком воинского достоинства. Недаром на Руси существовало выражение «лишить пояса», что означало «лишить воинского звания» (отсюда – «распоясался»).
Высоко ценились пояса, изготовленные из кожи дикого тура. Кожу для пояса стремились добыть прямо на охоте, когда тур был уже смертельно ранен, но еще жив. Такие пояса считались огромной редкостью, так как лесные быки были очень опасны.

Штаны были завезены в Европу, в т.ч. к славянам, кочевниками и первоначально предназначались для верховой езды. Они делались не очень широкими, длиной примерно по щиколотку и заправлялись в онучи на голени. Штаны не имели разреза и держались на бедрах с помощью шнурка, который назывался «гашник». Отсюда пошло выражение «держать в загашнике», т.е. за шнурком для штанов. Другое название штанов – «портки» или «ноговицы».

Русский народный мужской костюм существенно уступал в разнообразии женскому и был примерно одинаков для всех российских губерний.

Красота спасет мир

Прекрасная Ксения Сухинова Мисс Мира 2008. Мисс Вселенная Русский народный костюм

Мисс Вселенная Русский народный костюм
Дефиле в национальных костюмах – всегда одна из самых зрелищных частей конкурсов красоты. Особенно если речь идет о «Мисс Вселенная», которая в этом году пройдет в Москве. С нетерпением ждут своего часа – кандидатки нашей страны Мисс Россия (в 2013 году это будет Эльмира Абдразакова), а давайте посмотрим наряды российских участниц всех лет. Павловопосадские платки, кокошники, гжель, хохломские узоры, вологодское кружево. От дизайнеров требуется много умения, фантазии, времени, вкуса, чтобы сшить народный костюм, который всех покорит, чтобы конкурсантка выделялась среди других, не менее ярких конкурентов.

Мисс Россия 2012 Елизавета Голованова выступает на сцене шоу национальных костюмов Мисс Вселенная 2012 в пятницу, 14 декабря, в PH Live в Лас-Вегасе, штат Невада. 89 участниц конкурса «Мисс Вселенная» будут бороться за Бриллиантовую Корону Нексуса в прямом эфире NBC Telecast of the Miss Universe 2012, 19 декабря 2012 г.

Елизавета Голованова , 2012 г. дизайнер Слава Зайцев порадовала жюри, наша кандидатка вошла в 10 самых красивых девушек Вселенной.

Наталья Гантимурова, 2011. Мисс Вселенная Русский народный костюм

Наталья Гантимурова , 2011. Наталья Гантимурова происходит из старинного дворянского рода, но, увы, не смогла продемонстрировать народный костюм. Русская девушка предстала в очень игривом национальном костюме из белых кружев и… бикини, каким его увидел создатель Валентин Юдашкин. Судьи не оценили экстравагантность.

Ирина Антоненко, 2010 г.

Ирина Антоненко , 2010 г. Ирина не просто дворянка, а настоящая королева. Национальный костюм стоимостью 60 000 долларов был создан модным домом Nata Rikami. Высокая цена была обусловлена ​​использованием серебряных нитей, покрытых 24-каратным золотом. Ирина вошла в число 15 финалисток, но короны ей не досталось.

Софья Рудьева, 2009 г.

Софья Рудьева, г.р., 2009 г. С каждым годом национальный костюм становится все более замысловатым, и голова русских красавиц продемонстрировала корсетное платье на военную тематику с золотыми погонами на плечах. Само платье выполнено в гжельской тематике. Художниками по костюмам выступили Александр Сергиенко и Александр Арутюнов.

Красова Вера, 2008

Красова Вера , 2008. Еще одна запоминающаяся и очень элегантная интерпретация русского костюма – шелковое платье с гжельским орнаментом, украшенное речным жемчугом и рукавами-колокольчиками. Вполне может быть, что эффектный наряд повлиял на решение жюри присудить Вере Красовой звание Вице-мисс Вселенная 2008 года.

Татьяна Котова, 2007 г.

Татьяна Котова , 2007 г. Царевна Лебедь – это первая ассоциация при взгляде на русский национальный костюм-2007, созданный дизайнером Натальей Валевской. В этом платье Татьяна была словно волшебная невеста: нежно-голубой атлас, фата помогли девушке стать одной из фавориток конкурса и любимицей публики. Увы, златокудрая русская красавица не вышла в финал

Анна Литвинова, 2006

Анна Литвинова , 2006. Очень яркое, очень женственное, очень русское – таким было платье российской претендентки на звание «Мисс Вселенная» – 2006. Дизайнеры соединили павлово-посадские узоры с хохломской росписью, добавили вышивку в форме погон, золотой кокошник. Сногсшибательное платье смотрелось не менее броско и аутентично, экзотично, чем наряды латиноамериканки. Из-за отделки из настоящего золота платье весило около 6 килограммов, оно было разработано в родном городе Анны – Новокузнецке, и она выбрала его, несмотря на то, что одежду ей предлагали многие московские кутюрье.

Наталья Николаева, 2005 г.

Наталья Николаева , 2005 г. Снова белоснежный образ, кокошник – и, что удивительно, белые чулки. К сожалению, судьи не оценили «модернизированный» русский костюм, и наша надежда не вошла в десятку финалистов. Наряд создавали не именитые дизайнеры — бедная студентка Наташа позаимствовала его в модельном агентстве в родном городе Ростове.

Ксения Кустова, 2004

Ксения Кустова , 2004. Еще одна яркая брюнетка продемонстрировала очень необычный наряд – абсолютно белое платье и пальто. Образ Снежной королевы не совсем соответствовал русскому национальному костюму.

Олеся Бондаренко, 2003 г.

Олеся Бондаренко , 2003 г. Национальный костюм для конкурса создал Валентин Юдашкин. Сарафаны и хохлома маэстро не вдохновляли, поэтому платье было импровизацией на русскую народную тему, далекой от первоисточника. Дизайнер украсил платье разноцветными перьями.

Великолепная Оксана Федорова, Мисс Россия 2002, позирует в своем национальном костюме 12 мая 2002 года в Inter-Continental Resort and Casino в Сан-Хуане, Пуэрто-Рико

Оксана Федорова , 2002 год. национальная одежда, больше подходящая голубоглазой брюнетке, ставшей первой получившей титул «Мисс Вселенная». Русское платье – творение петербургского дизайнера Галины Эберлинг.

Оксана Каландырец, 2001 г.р.

Оксана Каландырец , 2001. Выйти в финал россиянке помог национальный костюм из пышной атласной юбки и жакета с павлопосадскими узорами.

Светлана Горева, 2000

Светлана Горева , 2000. Образ русских красавиц нового тысячелетия повернулся к традиционному, очень воздушному, с большим количеством кружев, небесно-голубого шелка, утонченного декора. И, конечно же, кокошник.

Александра Петрова, 1999 г.р.

Александра Петрова , 1999. Немного крестьянский стиль для разнообразия, скромный платок на волосах, женственная вышивка и ярко-белый цвет – в этой интерпретации русского национального костюма красавица-брюнетка выглядела необычно.

Анна Малова, 1998

Анна Малова , 1998. Еще одна вариация на тему русской народной классики: белоснежная кофточка с пышными рукавами и очень темно-синее бархатное платье с золотым шитьем.

г. Санкт-Петербург представитель Анна Байчик, 1997

Анна Байчик , 1997 год. Парадная накидка из красного бархата, богатое золотое шитье и царский головной убор – жаль, что образ боярыни не принес победы российской конкурсантке «Мисс Вселенная» 1997 года.

Ильмира Шамсутдинова, 1996

Ильмира Шамсутдинова , 1996. Необычный наряд, созданный с легким намеком на гусарский фасон, кокетливая шапка из каракуля – причудливое и шутливое прочтение Русского Костюма принесли удачу представительнице России на конкурсе. Ильмира стала «Вице-мисс Вселенная» — 1996

Юлия Алексеева, 1995

Юлия Алексеева , 1995. Кокошник, обилие золотого шитья, ткань цветов неба, земли и облаков – наряд кандидатки на звание «Мисс Вселенная» – 1995

Инна Зобова, 1994 г.

Инна Зобова, г.р., 1994 г. Впервые Россия приняла участие в конкурсе «Мисс Вселенная» в 1994 г. Покорить неизведанные бьюти-топы пыталась «Мисс Россия»-1994 Инна Зобова . Национальный костюм был традиционным: кокошник, сарафан с рубахой, а аксессуары – бусы в несколько рядов. Но роскошные материалы – шелк, парча и жемчуг – не доказывали Ирине простой деревенской девушки, так как подчеркивали в статусе русской красавицы. Увы, Зобова не вошла в десятку финалисток.

www.woman.ru/beauty/missuniverse

Национальные костюмы Югославии – Электронные коллекции NYPL

Название

Национальные костюмы Югославии

Names
Kirin, Vladimir (Russian illustrator, born 1894) (Artist)
Collection

Prints depicting dance

Theatrical dancers, singly or in pairs

Dates / Origin
Date Issued: 1953 (Под вопросом)
Содержание
Папка 1. Хрватска (12 фото) — Папка 2. Далмация (3 фото), Црна Гора (2 фото), Рекавица (1 фото), Сербия (1 фото) и Воеводина (1 фото). ).
Library locations
Jerome Robbins Dance Division
Shelf locator: *MGZFX Kir V Yug 1-20
Topics
Clothing and dress — Yugoslavia
Genres
Prints
Costume prints
Notes
Statement ответственный: Владимир Кирин.
Язык: Легенды на сербохорватском, немецком, английском и др.
Название составлено каталогизатором.
Приобретение: Подарок; Мэри Боднер.
Биографический/исторический: Владимир Кирин, 1894-1963, родился и умер в Загребе, часть Хорватии. Он изучал искусство в Вене и Лондоне, работал графиком и книжным иллюстратором. Среди его публикаций были портфолио репродукций архитектуры и исторических памятников. Его собрание иллюстраций национальных костюмов его страны «Народне ношне Югославие» было опубликовано в четырнадцати изданиях между 19 и 19 веками. 53 и 1986.
Право собственности: Из коллекции Мэри Энн Херман и Майкла Германа.
Физическое описание
Объем: 20 отпечатков: фотолитография?, цветная; 30 х 23 см.
Описание
Избранные тарелки из Народного ношне Югославии, многотомного портфолио иллюстраций национальных костюмов из разных регионов бывшей Югославии. Эта коллекция организована в алфавитном порядке по регионам: Хрватска, Далмация, Црна Гора, Рекавица, Сербия и Воеводина.
Тип ресурса
Still Image
Идентификаторы
RLIN/OCLC: 825000346
NYPL Catalog ID (B-Number): B19756992
Universial ID (B-NUMBER): B19756992
Universal Universial (B-NUMBER): B19756992
Universal Identifier): B19756992
.

Заявление о правах
Публичная библиотека Нью-Йорка считает, что этот объект является общественным достоянием в соответствии с законодательством США, но не определяла его статус авторского права в соответствии с законами об авторском праве других стран. Этот элемент не может находиться в общественном достоянии в соответствии с законодательством других стран. Хотя это и не обязательно, если вы хотите указать нас в качестве источника, используйте следующее заявление: «Из Нью-Йоркской публичной библиотеки» и предоставьте обратную ссылку на элемент на нашем сайте цифровых коллекций. Это помогает нам отслеживать, как используется наша коллекция, и помогает оправдать свободный выпуск еще большего количества контента в будущем.

Хронология событий

  • 1953: Выпущен

  • 2017: Оцифровано

  • 2023: Найден тобой!

  • 2024

Формат MLA

Танцевальное отделение Джерома Роббинса,
Публичная библиотека Нью-Йорка. “Национальные костюмы Югославии”
Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки .
1953.
https://digitalcollections.nypl.org/items/84b43700-8cbb-0134-ef3b-00505686a51c

Чикаго/Турабиан Формат

Танцевальное отделение Джерома Роббинса,
Публичная библиотека Нью-Йорка. “Национальные костюмы Югославии”
Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.
По состоянию на 4 января 2023 г.
https://digitalcollections.nypl.org/items/84b43700-8cbb-0134-ef3b-00505686a51c

Формат APA

Танцевальное отделение Джерома Роббинса,
Публичная библиотека Нью-Йорка.
(1953).
Национальные костюмы Югославии
Получено с https://digitalcollections.nypl.org/items/84b43700-8cbb-0134-ef3b-00505686a51c

Цитата из Википедии

{{сайт | url=https://digitalcollections.nypl.org/items/84b43700-8cbb-0134-ef3b-00505686a51c | название =
(неподвижное изображение)
Национальные костюмы Югославии (1953 г.)
|author=Цифровые коллекции, Публичная библиотека Нью-Йорка |accessdate=4 января 2023 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *