Русский алфавит вытынанки: Вытынанка буквы Шаблон Трафарет | Кругозор

от традиций до современных интерьеров • Ukraїner

Вытынанка: от традиций до современных интерьеров • Ukraїner







Вытынанки появились на территории Украины в украшении сельских хат в середине ХІХ века. Долгое время этот вид искусства считался вымирающим. Однако мастерица из Львова Дарья Алёшкина нашла новый способ привлечь внимание к украинскому ремеслу, создавая вытынанки для современных интерьеров, общественных заведений и обложек для книг. Женщина создаёт большие по размеру вытынанки-занавески, которые уже покорили Польшу, Францию и даже Южную Корею.

Название “вытынанка” происходит от слова «вытынать», то есть «вырезать». Это орнаментальные украшения жилища, которые вырезают ножом или ножницами силуэтно или же ажурно из белой и цветной бумаги. При изготовлении бумажных вытынанок использовали геометрический или растительный орнамент, иногда попадались и изображения животных, людей, предметов быта и строений. Бумага складывалась в несколько раз: от двух до восьми. Это был дешёвый и простой способ украсить жилище к праздникам.

Раньше вытынанки использовали для украшения окон, стен, грубок, полок и печей. Традиционно в вытынанки закладывали сюжет, который рассказывал, что происходит в селе: какие были праздники, свадьбы, кто родился.

Считается, что первые в мире вытынанки появились в VІІ–ХІІ веках в Китае. Прототипом украинских вытынанок исследователи считают небольшие кусочки белой бумаги с ажурно вырезанными краями — так называемые “кустодии”, которые служили подкладкой и обрамлением для канцелярских печатей в середине ХVІ ст. Ажурно вырезали только края, центр оставался для оттиска печати.

Широкую популярность в Украине вытынанка в её классическом значении приобрела в ХІХ–ХХ веках. И хотя вытынанки встречаются практически по всей территории Украины, наиболее распространены они были на Прикарпатье, Подилье и Поднипровье. Разными в этих регионах были не только изображения на вытынанках, но и то, где вытынанки размещали. На Подилье, например, они выполняли роль своеобразных обоев или же ковров, также использовались как занавески. На Прикарпатье ими украшали стены вокруг окон и матицу (потолочная балка. — авт.).

На праздники изготавливались вытынанки в виде снежинок, звёздочек, креста, барвинка или фигур ангелов. Вытынанка-крест была оберегом — её прикрепляли на матицу, где висела детская колыбель. Вытынанками в виде ажурно вырезанных салфеток украшали полочки тумб и буфетов. В простенках между окнами часто висели вытынанки с изображением так называемого древа жизни.

В 60–70-е годы ХХ ст. промышленные красочные ткани, ковры и другие декоративные украшения вытеснили вытынанки из быта. Их стали использовать изредка – в качестве новогодних украшений-снежинок на окна и ёлку.

Дарья

Детство Дарьи Алёшкиной прошло на Подилье — в регионе, где вытынанка была популярной и не исчезла из домов. Выросшая в творческой семье, девушка также выбрала творческий путь. Она окончила Выжныцкий колледж прикладного искусства им. В. Ю. Шкрибляка и магистратуру Львовской национальной академии искусств по специальности “Монументально-декоративная и станковая скульптура”.

Дарья также была основательницей и режиссёркой Театра теней «Дыв» во Львове, который в своих постановках использовал вытынанки.

Сегодня Дарья не только мастерица, но и многодетная мама. После рождения детей заниматься скульптурой стало тяжело, а ей хотелось творчески развиваться и совмещать это с материнством. Тогда мастерица вспомнила про вытынанку, которую ещё в детстве научили делать родители. Тогда вместе с мамой Людмилой они часто делали вытынанки на конкурсы в школу или просто чтобы украсить жилище.

Дарья решила усовершенствовать уже знакомую технику и сделать что-то иначе. Особенными её работы являются в первую очередь из-за своих размеров. Мастерица создает многометровые вытынанки:

— Я начала просто брать большие форматы и этим, можно сказать, привлекла внимание, что оно – «вау!». И уже потом люди начали узнавать, что это вытынанка, что у нас такое есть, потому что в 2008 году вытынанка считалась вымирающим видом искусства в Украине. Потому что это бумага, это не хранится, ну, как бы не было такого какого-то исторического движения, чтобы можно было образцы какие-то сохранить.

Дарья добавляет, что она «занимает среди вытынанкарей нейтральную нишу», а ведь есть люди, которые посвящают этому всю свою жизнь:

— Я не то чтобы возрождаю эти традиции, я привлекаю внимание к этому виду искусства, тем самым как бы возрождая его. То есть я не знаю каких-то там супер-аутентичных, может, каких-то мотивов или каких-то методов. Ну, в принципе, это всё очень простое, потому что бумага доступна, и этому может научиться каждая хозяйка, каждый хозяин.

Именно в вытынанке мастерица обрела свой новый творческий путь, который позволяет ухаживать за детьми, уделяя несколько минут приятной работе с бумагой:

— Вытынанка — это какая-то моя спасительная штука, которая спасла моё творчество. То есть я очень рада, что себя нашла в этом, потому что имею какую-то такую – может, от отца – внутри штуку, что я должна реализовываться. Тогда я чувствую себя полностью счастливой.

Творческий процесс

По технологическим и художественным особенностям вытынанки делятся на ажурные (изображение находится в прорезях) и силуэтные, а также одинарные (из одного листа бумаги) и сложные (аппликационные из нескольких листов).

Делать вытынанки можно с помощью ножниц, специального ножа и даже руками. Изображение наносят или на развёрнутый лист, или же вырезают его, складывая бумагу в несколько раз, таким образом создаются узоры. Все вытынанки Дарьи симметричны, ведь именно так её научили:

— Многие мастера делают, не складывая, но я складываю. Также идёт нанесение рисунка карандашом. Мы, например, наносим тут какое-то схематическое изображение, и руки у нас играют роль ножниц. Это, говорят, делалось в те дни, когда нельзя было резать ножом дома. То есть на какие-то такие праздники, когда нельзя было хозяйкам брать в руки нож, тогда они быстренько делали такие “вырыванки”.

Для вырыванок бумагу сначала мнут, чтобы смягчить, а уже потом без использования ножниц и ножа вырывают узоры.

Дарья говорит, что видит в складывании бумаги на вытынанки своеобразную магию, ведь раскрывая, не знаешь, что получится. Свои работы мастерица делает в технике вырезания ножом. Инструмент похож на скальпель со сменными лезвиями. Иногда для изготовления одной работы женщине приходится сменить 5-6 лезвий.

Для того чтобы большие работы не рвались и могли красиво экспонироваться, Дарья использует более прочный материал — баннерное полотно, а при разграфке рисунка учитывает, где будет кружево, чтобы оно не перенагружало бумагу и вытынанка не падала в одну сторону:

— То есть какая-то такая схема (я её себе придумала), хотя сейчас уже очень много плагиаторов появилось, что они думают, что так было. Что когда-то все так делали.

Для того чтобы по намеченному изображению вырезать вытынанку на твёрдой бумаге, Дарья сильно нажимает инструментом. Говорит, что ужасно болят руки после такой работы. Работает и сидя, и стоя. Главное, по её словам, — понять схему, по которой ты можешь делать кружево и оно не будет нигде рваться.

На одну большую занавеску Дарья может потратить от трёх до пяти дней. Из-за того что полотна бумаги большие, а собственной мастерской у женщины нет, процесс занимает больше времени:

— Немного мне тяжело, потому что нет мастерской и это всё делаю не в тех условиях. Оно, на самом деле, немного сковывает меня. Хочется сделать какой-то грандиозный проект, но понимаешь, что ты себя сковываешь, что негде развернуться с этим.

Не бояться бумаги

Кроме масштабности работ, Дарья уделяет большое внимание и сюжетам, которые на них изображены. Признаётся, что чаще встречаются мотивы с изображением женщины, особенно берегини. Связывает это с тем, что такие традиционные мотивы были заложены ещё во время обучения в Выжныцком колледже. Там студенты изучали ковроткачество, гобелены, и это, по словам мастерицы, сейчас ей очень помогает при вытынании. Мастерица поясняет, почему любит делать именно большие шторы на окна:

— Когда украшают окно, считалось когда-то, что оно как бы не пропускает зло в дом, и это – как решето такое на окнах. То есть достаточно тоже такое интересное — магический такой ритуал. Очень мне нравится, потому что оно на больших красивых окнах вообще играет, как витражи.

Дарья рассказывает, что в Украине долгое время люди боялись покупать вытынанки для декора интерьера из-за того, что они из бумаги. Этот материал считают недолговечным. Кроме этого, с ним боятся работать, чтобы не испортить работу:

— На самом деле, её надо как-то так ощутить. Я считаю, что у бумаги есть душа, потому что это древесина. Из других, искусственных, материалов мне тяжелее вытынать. А вот именно из бумаги — она такая живая для меня, и когда ты вырезаешь какие-то образы, то самой интересно за этим процессом наблюдать.

Формат, который покоряет мир

Работы Дарьи уже давно вышли за рамки классических вытынанок. Её занавески путешествуют иногда намного больше, чем сама мастерица. География довольно широкая: Германия, Польша, Франция, Бельгия, Южная Корея, США. На выставке в Сеуле половину экспозиции раскупили посетители. Одну работу даже приобрёл премьер-министр Южной Кореи:

— Мы приехали – так такое чувство, что там в каждом доме бумага. У них какие-то светильники бумажные, какие-то инсталляции бумажные, ну то есть у них там родина бумаги, и они к этому как-то классно относятся.

Дарья часто ездит со своими мастер-классами и в Польшу. Говорит, что там тоже любят бумагу и интересуются вытынанками. Туда она путешествует вместе с мужем Гордием Старухом: он везёт лиры, а Дарья — вытынанки. Такое творческое сотрудничество у супругов случается часто и добавляет вдохновения обоим.

Кроме зарубежных проектов, за последние несколько лет возросло количество предложений сотрудничества и заказов из Украины. Две вытынанки-занавески Алёшкиной украшают городской совет во Львове, а в 2018 году «Выдавництво Старого Лэва» проиллюстрировало работой Дарьи обложку книги Жоржи Амаду «Донна Флор и двое её мужей»:

— Это мне однажды они пишут и говорят: «Можно у вас эту вытынанку купить? Мы хотим на обложку». Обычно какие-то такие сюжеты редко кто покупает просто для дома, а заказывают что-то такое попроще — какие-то львята или что-то ещё более понятное. А тут — одна женщина и двое мужчин, и очень подошло под этот сюжет.

Дарья признаётся, что ей интересны современные проекты, но традиционные народные символы очень укоренились в творчестве. Даже когда мастерица пытается сделать что-то абстрактное, вcплывает украинский мотив:

— Если за границей приходили зрители, они чувствовали, что есть какое-то такое украинство во всём этом. Очень боялась, чтобы во Франции оно не выглядело как шароварщина. Но когда я оформляла украинский стенд на книжной ярмарке Salon du livre, там оно настолько зашло, что все узнали, что оно может быть на грани современного и аутентики.

Работы Дарьи висят также во Львовской областной библиотеке имени Романа Иванычука. Они изготовлены по мотивам произведений писателя. Женщина считает это хорошим продвижением этого искусства:

— Первая работа — на его роман «Мальвы», и тут мы придумали, чтобы сделать надпись его. Тут ещё есть много вплетённых мотивов, которые трудно увидеть. Если присмотреться, можно увидеть буквочки — весь алфавит вплетён сюда. Сверху – видите? – трезубец наш и сами цветы мальвы.
Вторая работа — надпись «Библиотека на рынке», которая изображает лого самого заведения. Третья — выражение Романа Иванычука: «В этой земле зарыта твоя пуповина»:

— Тут такой как бы на сочинение «Манускрипт» его, будто такой манускрипт скрученный и такая Оранта. Вроде как соборность Украины символизирует.

Спасительные соцсети

Дарья привыкла делиться своими работами и даже процессом их создания в Facebook. Сделала работу — выставила. Таким образом появляются и покупатели. Признаётся, что ей намного легче продавать уже готовые работы, чем делать на заказ определённые сюжеты:

— Когда я делаю творчески и выставляю, и люди покупают, тогда лучше всего получается.
Именно благодаря активности в социальных сетях мастерица смогла популяризировать свои работы не только в Украине:

— Очень прикольно, что сейчас есть эти соцсети. Они просто спасительные, мне кажется. У меня все те поездки за кордон осуществлялись благодаря Facebook. То есть люди увидели — пишут и приглашают. Особенно когда ты поехала за границу и приехала в Украину — ты уже звезда. До этого тебя никто не знал. Это нужно было поехать на три дня в Париж.

Зарабатывая на жизнь вытынанками и мечтая о собственной мастерской, Дарья надеется, что, когда вырастут дети, сможет опять вернуться к работе с камнем. Однако дети не отстают от родителей — каждый уже ищет свой путь творческой реализации, продолжая традиции семьи.

Искусство

Галичина

Над материалом работали
  • Принимай участие

    Посоветовать место

    Поделиться музыкой

    Присоединиться к команде

  • Регионы


    Бессарабия
    Буковина
    Волынь
    Галичина
    Закарпатье
    Донетчина
    Карпаты
    Киев
    Надднепрянщина
    Подолье
    Поднепровье и Запорожье
    Полесье
    Полтавщина
    Приазовье
    Причерноморье
    Сиверщина
    Слобожанщина
    Таврия

  • Темы


    Авиация
    Собственное дело
    Экспортёры
    Железные дороги
    Охрана природы
    Инклюзия
    Кластеры
    Искусство
    Музейное дело
    Музыка
    Национальные сообщества
    Образование
    Достопримечательности
    Преобразование пространств
    Профессии
    Ремёсла
    Сообщества
    Спорт
    Водный транспорт
    Традиции
    Фермерство
    Хутора

  • Фильмы


    Ukraїner. The Movie

  • Информация


    О проекте

  • Цифровая цифра Трафарет Номер Буква Шаблон, Цифра, текст, фотография, другие png

    Цифровая цифра Трафарет Номер Буква Шаблон, Цифра, текст, фотография, другие png

    теги

    • текст,
    • фотография,
    • другие,
    • логотип,
    • монохромный,
    • цифровая цифра,
    • номер,
    • трафарет,
    • символ,
    • торт,
    • русский алфавит,
    • алфавит,
    • монохромный фотография,
    • сообщение,
    • liveinternet,
    • письмо,
    • информация,
    • круг,
    • черно-белый,
    • вытынанки,
    • png,
    • прозрачный,
    • бесплатная загрузка

    Об этом PNG

    Размер изображения

    800x800px

    Размер файла

    25.66KB

    MIME тип

    Image/png

    Скачать PNG ( 25.66KB )

    изменить размер PNG

    ширина(px)

    высота(px)

    Лицензия

    Некоммерческое использование, DMCA Contact Us

      org/ImageGallery” align=”middle”>

    • римские цифры иллюстрация, циферблат римские цифры время, время, угол, белый, текст png
      1150x1150px
      51.91KB

    • Трафарет номер буквы шрифта, свадебные номера, текст, другие, логотип png
      800x548px
      31.62KB

    • Старый английский алфавит, шрифт Алфавит Blackletter Script, шрифт Cursive, шрифт, разное, угол, текст png
      2480x1740px
      485.07KB

    • Иврит алфавит буква курсив иврит библейский иврит, иврит алфавит, угол, белый, текст png
      600x462px
      30.69KB

    • золотой логотип R, буква P, цветные буквы, разное, текст, другие png
      636x640px
      98. 7KB

    • Номер Числовая цифра Система счисления, 4, разное, угол, треугольник png
      1024x1024px
      14.54KB

    • Фи-Греческий алфавит Символ Буква, Фи барьер, разное, число, буква Case png
      693x720px
      17.86KB

    • 9788175257665 штрих-код, Международный стандартный номер книги Издание штрих-кода Цифровая цифра Библиотека, штрих-код, белый, мебель, текст png
      1280x819px
      28.77KB

    • Социальные медиа Компьютерные иконки Millennials, пакет социальных медиа, угол, белый, текст png
      560x480px
      17.45KB

    • Эскиз логотипа телефонного звонка, Телефон Мобильные телефоны Логотип Иконки компьютеров, телефон, Разное, текст, рука png
      904x980px
      56. 67KB

    • Буква русского алфавита, б., Разное, текст, другие png
      1422x1680px
      756.07KB

    • Русский алфавит, кириллица, буквы, буквы, любовь, разное, угол png
      1085x1024px
      137.44KB

    • черный горошек, горошек шаблон, черный горошек, угол, белый, прямоугольник png
      3600x3600px
      228.94KB

    • WhatsApp iPhone, WhatsApp, логотип, монохромный, черный png
      512x512px
      35.34KB

    • Вензель Письмо, инициалы, разное, мебель, текст png
      2222x2082px
      358.55KB

    • Номер информации навык, номер 2, английский, текст, товарный знак png
      2000x2000px
      89. 25KB

    • Вензель Письмо, монограмма, разное, угол, текст png
      2491x2051px
      397.52KB

    • Номер, 4 номера, угол, другие, номер 4 png
      1280x1024px
      310.55KB

    • Буква Монограмма Начальная буква B, Разное, белый, текст png
      594x596px
      69.99KB

    • Буква Азбука И З, информация, прочее, текст, рука png
      512x512px
      13.15KB

    • Разноцветные цифры, YouTube Графический дизайн Цифровая цифра Символ, НОМЕРА, текст, плакат, логотип png
      1223x1280px
      120.26KB

    • алфавит и номер, английский алфавит буквы шрифта, небесно-голубой английский алфавит, синий, английский, текст png
      2895x3038px
      1. 21MB

    • золотая буква B, шрифт каллиграфии буквы алфавита, LETRAS, Разное, текст, другие png
      835x716px
      386.27KB

    • 1 текст, черно-белый фирменный узор, номер 1, угол, белый, прямоугольник png
      600x600px
      3.83KB

    • бурый медведь, несущий номер 3 иллюстрации, день рождения плюшевого мишки, рисунок медведя 3, другие, английский, еда png
      1667x1667px
      385.01KB

    • Алфавит Текст Письмо, другие, разное, текст, другие png
      594x700px
      365.33KB

    • My Alphabet иллюстрация, Cat Алфавит Письмо Доска объявлений ABeCedario escolar, Алфавит Поезд, текст, другие, номер png
      900x900px
      641. 54KB

    • Сканеры штрих-кода Универсальный код продукта, другие, угол, метка, прямоугольник png
      768x422px
      3.65KB

    • белый телефон логотип, значки компьютеров телефон мобильные телефоны, номер телефона, Разное, текст, телефонный звонок png
      980x980px
      75.5KB

    • Буква алфавита, огненная буква, Разное, фотография, оранжевый png
      1500x1500px
      1.11MB

    • Буква русского алфавита Пе, др, текст, значок, другие png
      1504x1676px
      574.97KB

    • Вопросительный знак Computer Icons, QUESTION MARK, разное, текст, логотип png
      648x980px
      30.8KB

    • org/ImageObject”>

      Подпись Почерк Письмо, Подпись, любовь, угол, белый png
      700x423px
      250.85KB

    • знак вопроса, знак вопроса белые значки компьютеров, знак вопроса, Разное, белый, текст png
      512x512px
      8.73KB

    • Буква английского алфавита, милые буквы, алфавит с изображением животных, английский, текст, штраф png
      1500x1501px
      414.9KB

    • иллюстрация вопросительных знаков, значок вопросительного знака, вопросительный знак, текст, логотип, номер png
      500x500px
      19.2KB

    • 9 иллюстраций, номер девять, золото сияет, текст, клипарт, логотип png
      3159x5000px
      4.64MB

    • Социальные медиа Компьютерные иконки, социальные иконки, текст, логотип, монохромный png
      600x564px
      14. 44KB

    • Старый английский шрифт Blackletter Lettering, готический, угол, английский, текст png
      1000x1000px
      55.11KB

    • Золотой номер, золотой номер два, номер 2 анимированный, текст, цвет, цифровая цифра png
      1716x2500px
      394.43KB

    • Письмо Чувства Желания Любовного письма, Схема Сердца, Черное сердце, любовь, текст, монохромный png
      983x983px
      16.74KB

    • Письмо Монограмма Силуэт Инициал, Силуэт, животные, текст, прямоугольник png
      2171x2082px
      352.96KB

    • Вензель Письмо, Арабеско, Разное, CDR, свадьба png
      781x781px
      162KB

    • org/ImageObject”>

      Иллюстрация 3 номеров, синий, металлик и синий номер три, текст, товарный знак, номер png
      565x804px
      234.53KB

    • WhatsApp Icon Logo, логотип WhatsApp, текст, инкапсулированный PostScript, мгновенные сообщения png
      512x512px
      10.73KB

    • Вензель Письмо, инициалы, Разное, текст, другие png
      2360x2083px
      361KB

    • коричневые цифры, цифры арабские цифры, цифровое золотое зерно, золотая рамка, текст, логотип png
      1779x892px
      641.03KB

    • Сигма Символ, греческий, разное, угол, белый png
      614x768px
      16.08KB

    • черный циферблат логотип, WhatsApp Email значки компьютеров, WhatsApp, текст, мобильные телефоны, область png
      1600x1600px
      28. 04KB

    • Циферблат Цифровые часы Время, часы, шаблон, угол, белый png
      600x600px
      14.36KB

    Украинский декор – Etsy UK

    Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

    Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

    (более 1000 релевантных результатов)

    ТУРЯНСКАЯ о ТУРЯНСКАЯ – МІТЄЦ

    Биография Елены Турянской (Львов)

     

    Я родилась во Львове.

    Моя мама из галицкой семьи, а папа наполовину русский.

    Когда моя мама Христя Паляница выходила замуж за моего папу Вальеру Биркина, в мамином кругу это событие было встречено как снег в жатву.

     

    Елена Турянская с мамой Кристией Паляницей и папой Валерой Биркиным, г. Львов, 1967 г. в Сибирь. Там бабушка познакомилась с дедушкой, и после войны они вернулись сюда.

    По мере взросления, с самого детства я разрывался между двумя мирами: миром маминой семьи с галицкой историей и традициями, и миром обрусевшей семьи моего отца.

    Семья мамы была очень активной, участвовала в освободительных движениях, отбывала тюремные сроки. Например, Осип Росдольский, принадлежавший к маминой семье, был известным этнографом и собирателем различного украинского наследия; его сын Роман был соучредителем Коммунистической партии Западной Украины. Вскоре, разочаровавшись в большевистской версии коммунизма, Роман стал крупным экономистом, умер в Детройте.

    Семья моего папы была русскоязычной и просоветской. Отец был исключением.

     

    Из серии “Письма”, бумага, вырезка из бумаги, 1994

     

    Галичская среда, которая нравилась мне гораздо больше, на самом деле не приняла меня полностью из-за моего частично неподходящего происхождения.

    С годами такое отношение улетучилось, но в детстве я временами чувствовал его; были эпизоды небольшого непонимания и неприятия со стороны местного старшего поколения. Тогда меня это раздражало, но вскоре я понял, насколько полезной для меня была эта ситуация – я научился постоять за себя.

    Я вырос в двуязычной среде, чуть позже добавился третий язык, польский; потом был немецкий. Кроме того, расстояния между различными средами дали мне возможность быть наблюдательным.

    Мои родители были достаточно прогрессивными людьми – оба инженеры, много читали, папа говорил на нескольких языках. Художников в семье не было, но папа хорошо рисовал.

     

    В мастерской скульптора Олега Капустяка, г. Львов, конец 90-х

     

     Меня рано научили читать из довольно эгоистичных соображений – родители хотели, чтобы я оставил их в покое, чтобы они могли поспать подольше по воскресеньям.

    В детский сад перед школой отвели для социализации. Это был не положительный опыт. Помню, отец много времени уделял мне, о многом рассказывал, что-то показывал. В нашей семье вообще очень поощрялись различные научные эксперименты и творческая деятельность.

    Как-то раз, когда моя бабушка принесла мои рисунки, которых я с раннего детства нарисовала в невероятном количестве, своей подруге детства Вере Свенцицкой, дочери основателя и первого директора Национального музея во Львове, госпожа Свенцицкая рассказала что я должен посещать уроки живописи. Так, благодаря ее благосклонности, я стал художником.

     

    Выставка «Искусство без границ», куратор Георгий Косован, Мюнхен, 1995 г. Это было похоже на типичное галицкое детство, то есть я жил у бабушки, потому что оба родителя работали. Мы пошли вместе с ней, как это тогда называлось «for spazieren» (от немецкого «гулять») в парк с бутербродами, компотом и бабушкиными друзьями.

    Для маленького меня парк был огромным загадочным миром с деревьями, лугами, фруктовым домиком, прудом с лебедями и известными только нам, детишками тайниками, где мы могли спрятать или хранить свои сокровища. На фоне этого были разговоры моей бабушки и ее друзей о разных вещах, о довоенной жизни, о жизни сейчас. Мы слушали его по правилам галицкого воспитания – когда взрослые говорят, что «ребята и рыбки не имеют права голоса».

     

    Эксперименты с фотографией дедушки Елены – Михаила Паляницы. Елене Турянской 13. 9 лет0003

     

    Время от времени моя бабушка по материнской линии отдыхала от меня и меня отправляли к другой моей бабушке – папиной маме.

    Итак, детство проходило одновременно в двух совершенно разных мирах, которые никак не могли пересечься. Если бы не я, они бы никогда не встретились.

    Я был полноправным и полнокровным членом обеих семей. Теперь я понимаю, что это был действительно интересный опыт, потому что я начал узнавать эти непохожие миры достаточно рано, чтобы увидеть, насколько они очень разные. Потом эти миры дополнялись другой реальностью – школой, обществом и прочим.

    Искусство оказало на меня большое влияние, поэтому каждое жилище львовской интеллигенции было наполнено им – какие-то тканые вещи, керамика, много живописи, графики. Нашей семье принадлежали работы Труша и других известных местных художников, потому что они общались с этими людьми еще до войны. Но после войны многие контакты были потеряны: кого-то посадили, кого-то сослали в Сибирь, кого-то переселили, и все это составило длинные грустные истории из жизни людей.

     

    Симпозиум DE NOVO (аранжировщик Тоня Денисюк), Львов, 1999

     

    Я восприняла нашу семью как отдельный мир, наполненный совсем другой, несоветской эстетикой: полутемные комнаты с необыкновенно красивыми вещами (пережитками прошлой жизни, как мы говорили), уцелевшими после войны – фантастическим фарфором , остатками которых наша бабушка накрывала стол, расшитые золотом и серебром скатерти, какие-то растения в вазонах, книги, лучи света, падавшие сквозь высокие окна, тени на полу, а главное – рояль, инструмент, который был участником многочисленных опытов моего детства.

    Это был самый большой объект в квартире моей бабушки, площадка для моих очень интересных исследований звука. Он занимал половину гостиной. Мы с сестрой заглянули в это место, попали под «фортепьян», название, которое у нас было для фортепиано, натянули одеяла и простыни и таким образом построили наш мир.

     

    Работа “Сведение счетов” с симпозиума DE NOVO, бумага, вырезка из бумаги, 110х800 см, 1999 г. Там учились все члены нашей семьи. Это была школа с большими традициями, с углубленным изучением немецкого языка с первого класса и обязательными занятиями музыкой. В училище была своя музыкальная студия, симфонический оркестр, хор, особый орнамент вышивки — он был обязательной частью нашей формы, этот орнамент вышивался на воротниках и обшлагах.

    Но все же, к сожалению, мне довелось учиться в этой школе во времена Советского Союза. Разница между тем, что нам рассказывали в школе, и тем, что я знала из домашних бесед, была колоссальной, начиная от истории нашей страны и заканчивая бытовыми вещами.

    Это была элитная школа, в которой учились дети местной интеллигенции и представителей истеблишмента. Мы были намного беднее моих одноклассников – детей привилегированного класса, поэтому в школьной атмосфере было что-то нездоровое. На многих занятиях нас рассаживали в соответствии с социальным статусом наших родителей. Только старшее довоенное поколение учителей не участвовало в так называемом ранговом делении учеников и было для нас как бы маяком, воспитывавшим хорошие жизненные ориентиры.

    Я мог ясно видеть уровень преподавания и образования старших сотрудников магистратуры и новых учителей. Несоответствие между ними давало пищу для размышлений.

     

    Работа “Сводка счетов” с симпозиума DE NOVO, бумага, вырезка из бумаги, 110х800 см, 1999 г. семья, есть тесная общность украинской среды, все-таки вне нашего круга другая ситуация со своими играми и правилами, если хочешь выжить, надо играть правильно.

    С самого начала мы поняли, что все комсомольские и пионерские помешательства неправда. У детей из моего окружения в основном был иммунитет к «Совку» и определенная идиосинкразия ко всему тому, что лелеет старшее поколение.

    Учеба в школе далась мне тяжело, потому что я плохо умел притворяться и лгать. Я хорошо учился, но у меня никогда не было особых друзей или знакомых в школе. Были правила, которым нужно было следовать, но остальная жизнь проходила в другой среде, оторванной от школы.

     

    Работа “Свод счетов” с симпозиума DE NOVO, бумага, вырезка из бумаги, 110х800 см, 1999 г. Я хотела поступить на текстильный факультет, но не набрала достаточно баллов для поступления и оказалась на отделении декорирования. Тогда это было для меня настоящей катастрофой. На первых занятиях по леттерингу я плакала и говорила, что это не мое и я брошу, но потом поблагодарила за это свою счастливую звезду.

    В колледже был все тот же “Совок”, но степень свободы была гораздо выше, чем в школе. Хотя с первого года обучения нам приходилось разукрашивать множество демонстраций и писать идиотские экранизации вроде социалистического долга, тем не менее, это было очень интересное время.

     

    Без названия, симпозиум DE NOVO, Львов, 1999

     

    Я начал понимать, что мир намного шире и интереснее того, что мы изучаем и как нас учат. В этом плане своего рода движущей силой для меня стала лектор из Ленинграда (Санкт-Петербурга), приехавшая во Львов с циклом лекций по фламандской живописи (тогда популярным местом был лекторий). . Она анализировала творчество Брейгеля, описывала эпоху художника, и это было чрезвычайно увлекательно. Ее лекции настолько впечатлили меня, что я занялся искусствоведением, историей, изучением быта прошлого и т. д. Чтобы узнать об этом больше, вы много читали, но не все материалы были опубликованы на русском языке, не говоря уже об украинских переводах.

    Следовательно, желание расширить границы знаний привело меня к изучению польского языка, участие в новых исследованиях привело к интересу к философии и ряду других вещей.

     

    Елена Турянская, Львов, 2014

     

    Идиотизм советской системы и абсурдная шизофреническая ситуация, в которой понимаешь, что живешь не так, как хотелось бы, и надо жить так, как тебе говорят – все это мешало мне двигаться вперед. Был довольно болезненный период обдумывания ситуации и поиска путей выхода из нее.

    Я поступил в техникум в 1981 году и закончил его в 1985 году, то есть это был еще «Совок» в его «лучших» проявлениях. С гонениями. Все мы состояли в комсомольской организации, иначе нельзя было учиться. Потом за посещение «политически неблагонадежного» концерта можно было исключить из комсомола и попасть в черный список, что означало конец всему.

     

    Приглашение. Проект «Присутствие», Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 2014

     

    Когда мы учились на третьем курсе, во Львов приехала какая-то вполне заурядная мадьярская рок-группа и выступила с концертом в филармонии. Там было много наших студентов, западная музыкальная культура была им знакома благодаря польскому радио, телевидению и прессе. Студенты взяли с собой трубки и попперсы и вели себя на концерте так, как обычно ведет мировая молодежь.

    Арестованы, предложено исключить из комсомола и техникума за «неподобающее» с комсомольской точки зрения поведение.

    Прошел демонстративный митинг, посвященный отторжению зрителей. Когда подошло время голосования, я отказался от участия в нем, так как, честно говоря, не видел причин для таких драконовских решений. Несколько человек также отказались, затем все решили не голосовать. В итоге все мы, «избранные», весь день просидели на том собрании, потому что документ об исключении должен был быть передан в комсомол именно в этот день. Нас вызывали по одному и строго говорили: либо вы подписываете, либо вас выгонят, как тех концертмейстеров со статусом «черный список».

    Все это длилось до тех пор, пока те, кто на самом деле был причиной всего этого, не сказали нам: «Ребята, мы благодарны за поддержку, но давайте, подписывайте». Ситуация заставила меня почувствовать себя бессильной и очень разгневанной — это было то, что невозможно забыть.

    Директор училища был партиец, но великий человек – все «смутьяны» с концерта через год после исключения были повторно приняты и продолжили учебу.

     

    Приглашение. Проект «Молчание», Национальный музей Андрея Шептицкого, Львов, 1997

     

    Поступила в институт в 1985 году и закончила его в 1990 году. Это был Львовский институт декоративно-прикладного искусства и в прикладном искусстве можно было экспериментировать с формами и заниматься поиском, ну не совсем свободно но по крайней мере без значительные негативные последствия для вас.

    Интересная ситуация с образованием. С одной стороны, мы становились вполне академичными в смысле образования. Но с другой стороны, мы получили настоящие знания от поколения, которое одно за другим уходило на пенсию по возрасту. Это были люди, которые получили образование за границей и имели представление о свободе, совершенно отличное от того, что мы могли себе позволить. Тогда как следующее поколение профессоров, за редким исключением, вряд ли могло конкурировать на интеллектуальном уровне с предшественниками. Мне казалось, что двери открылись передо мной и на мгновение закрылись позади. Но представление о том, каким должно быть образование, осталось. В то время в художественных кругах было популярно мнение, что здесь развилось что-то выдающееся, так как мы были отгорожены от мира, – но мне это кажется смешным.

     

    Проект “Молчание”, Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 1997 г.

     

    По сравнению с колледжем институт означал иметь все время в мире, которое позволяло делать то, что вы хотите. Это была отличная возможность для самообразования.

    В то время я подписывался на польский журнал «Проект», мои друзья также подписывались на мадьярский и немецкий журналы, более того, Национальная научная библиотека им. Стефаника также могла предоставить необходимую литературу.

    Тем, кто хотел изучать языки, тем, кто хотел много читать. Были самиздаты, много переводов, необходимую литературу можно было закупать в Польше. Словом, это был интересный период.

     

    Проект «Присутствие», Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 2014 г.

     

    Я училась на факультете дизайна интерьера и декора. Было несколько профессоров с хорошим архитектурным образованием, но нас не учили основам архитектуры. Было еще несколько выдающихся профессоров. Например, Любченко, история мебели, он был основателем Музея мебели во Львове, но сам институт меня тогда мало интересовал.

    К сожалению, когда мы закончили этот факультет, мы обнаружили, что он не подготовил нас к реальной жизни. Это были 90-е, когда только начиналась растерянность и вообще было непонятно, что делать со своей жизнью, ведь профессии Оформителя витрин в универмагах и агитках уже не существовало, было невозможно работать с интерьером в то время, так как во время краха «Совка», когда все рушилось, дизайн был не востребован. Вся структура «Совок» разваливалась, никто не знал, что будет завтра, все стремительно менялось.

     

    Проект «Присутствие», Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 2014 г.

     

    Я понял, что мне вообще нечего предложить и занялся самообразованием. Потом я как-то увлёкся расписными стеклянными иконами.

    Позже именно дизайн интерьеров стал моим основным источником дохода. Анализируя все, чему меня учили в институте, могу сказать, что практически единственными полезными предметами были Композиция и История мебели и интерьера. Остальное мне пришлось осваивать самому.

     

    Во время экспозиции проекта «Присутствие», Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 2014 г. научил меня многому.

    В 70–80-е годы, в детстве и юности, нас возили в горы, где мы проводили почти все лето. Такова была традиция львовских семей. Ездили отдыхать в несколько мест Карпат и Прикарпатья, где еще до войны были курорты. Любимая деревня — Дора, как раз перед Яремче. Задолго до войны гуцулы (название этноса, проживающего в западной части Украины и Румынии) имели гостевые дома, они строили их для того, чтобы иметь дачных арендаторов. Ужин для гостей обычно готовили гуцульские жены, так что это было так называемое «все включено».

    В Доре останавливалось много семей из Львова и Франковска (имеется в виду Ивано-Франковск), это были «свои компании», люди, часто имевшие долгую историю довоенных контактов. Там же останавливалась и Дарья Цвек, автор известной кулинарной книги «Сладкая выпечка». Здесь, в Доре, была своя вилла писательницы Ирины Вильде; в Доре жил дедушка переводчика Остап Сливинский и вся его семья приезжала сюда на все лето.

    После обеда Дарья Цвек проводила мастер-классы, где наши мамы вежливо сидели с тетрадями и записывали рецепты различных пирогов. Только обещание заманчивого куска такого пирога могло заставить нас, городских детей, выпить вечером стакан молока. Тут же приехал Богдан Сорока с семьей, а вскоре и его мама – легендарная Катрусья Зарицкая. Кстати, я живу на улице имени Зарицких — дедушки и мамы Богдана. Дедушка Богдана был видным профессором математики, а мама – активисткой ОУН («Организация украинских националистов»), всю жизнь провела в тюрьмах, вышла на свободу в 1972.

     

    Во время экспозиции проекта «Присутствие», Национальный музей Андрея Шептицкого во Львове, 2014 г.

     

    Когда Богдан Сорока приехал в Дору, мои каникулы закончились. На реку пошли все, кроме меня – в восемь утра Богдан повел меня в горы с альбомом для рисования. Если бы не Богдан, я бы никогда не стал художником. Он научил меня мыслить как художник, получать удовольствие от абсолютно рутинных практических задач. Однажды мы только начали рисовать вместе, и он учил, рассказывал, анализировал то, что я видел, и то, как я мог выразить свое впечатление в рисовании. Это были 80-е годы.

    В 90-х я закончил институт и замер в вакууме. Неожиданно я начала делать иконы из расписного стекла. А в момент моего увлечения иконами Украина была объявлена ​​независимой и во Львов стала массово приезжать зарубежная диаспора.

    Когда жители нашей страны столкнулись с финансовыми трудностями, я зарабатывал неплохие деньги, поэтому иконы всячески помогали мне в жизни.

     

    Буклет с первой персональной выставки, Галарт, Львов, 1993

     

    Иконки в практическом смысле тоже многое почерпнули. Это народный примитив. Сделать достойные вещи в Примитивизме можно только в том случае, если вы будете абсолютно честны с собой, так как в Примитивизме легко видны все неправильные вещи. Все это очень далеко от академического искусства. Техника довольно специфична – вы рисуете все как в зеркале – если в изобразительном искусстве последние детали, такие как белки глаз, вы добавляете в последнюю очередь, то в росписи по стеклу порядок обратный, и вы фактически начинаете с белков.

    Это хорошее упражнение для мозга, когда вы проходите какой-то процесс в одном направлении, а затем сохраняете темп, в котором находитесь внутри него.

    Расписные стеклянные иконы пробудили во мне интерес к аспектам зеркальных отражений, симметрии, гармонии и, одновременно, все это дополнялось посещением мастерских разных философов. У меня был период увлечения восточной философией, чем я, собственно, и занимаюсь до сих пор. А работа над вопросами симметрии, эстетики и гармонии привела меня к технике вырезания из бумаги – языку, с которым я работаю с тех пор и по сей день.

     

    Елена Турянская и Андрей Сагайдаковский на фоне инсталляции “Вот что это такое, чем кажется”, Неделя современного искусства во Львове, 2005

     

    Так я начала делать свои работы из бумаги. Меня заметил Георгий Косован, с его личностью связана целая история львовского искусства, в частности, его галерея «Три точки», позже именно «Галарт», где он предложил мне провести выставку, и я влился в среду галереи.

    У Косована я впервые узнал о возможности обмена профессиональными идеями. К тому времени мой круг составлял музыканты, или в колледже и институте я видел просто людей, которые хотели пробиться в жизни. А в галерее Косована я, наконец, встретил тех, с кем можно было обсудить то, чем я действительно увлекался. Это был действительно ценный опыт для меня.

     

    Вот что это такое, чем кажется. Инсталляция Елены Турянской и Андрея Сагайдаковского на Неделе современного искусства во Львове, 2005 г.

     

    Познакомился с Андреем Сагайдаковским, с которым до сих пор дружу. Отсюда начался период взаимодействия и взаимовлияния со многими художниками и множеством интересных людей. Я не принадлежал ни к какому художественному сообществу. Ходил куда хотел и общался с интересными. Часто я оказывался самым младшим в компании. Так вот, мне нравилось сидеть где-нибудь в уголке, смотреть и слушать. Огромным шагом вперед для меня стала моя первая персональная выставка моих работ, вырезанных из бумаги, в галерее Косована в 1993. С тех пор меня называют «Вытынанка» (от украинского «вырезанная из бумаги»).

    Далее у меня есть несколько друзей с Запада. Сюда стали приезжать выходцы из диаспоры – молодое поколение, рожденное на Западе. Эти люди были воспитаны в украинских традициях, их не пугал бардак, который здесь был в 90-е. Просто они какое-то время жили во Львове, чтобы понять, что делать со своими украинскими корнями.

     

    Приглашение на выставку «Без названия», Литературный дом, Берлин, 2019

     

    Так я встретила своих подруг на всю жизнь – Елену Марченко и Лесю Рыбу (Терлецкую), обе родились в Англии.

    Леся — художник, а для Оленьки искусство — стиль жизни, словом, она вообще уникальный человек. Девушки, жившие в тот момент в Мюнхене, как-то подтолкнули меня поехать в Германию.

    В общем, надо сказать, что это было интересное время и для Запада, мне посчастливилось встретить выживших в суперсвободных 80-х в Европе. Это чувствовалось в людях, с которыми я был знаком. Обычно они были старше меня и рассказывали о вещах и образе жизни, которые были уже невозможны для Европы 9-го века.0 с. Сейчас, оглядываясь на середину 90-х, я тоже вижу многое и в первую очередь степени свободы, которые в 2000-х стали невозможными.

     

    Тоня Денисюк, Андрей Сагайдаковский, Елена Турянская, 2004

     

    В один из первых приездов в Мюнхен мне довелось побывать на огромной выставке – Бэкон, Дюбюффе и Джакометти. То, что я увидел, буквально поразило меня.

    Я понял, что вообще ничего не знал, все, чему меня учили в институте, было пустой тратой времени и была какая-то неизмеримая для меня СВОБОДА, образ мыслей, образ жизни – все это такое разное и в сумме настроено совершенно разнообразны известными мне способами создания произведений. Для меня это был самый впечатляющий культурный шок, но он дал мне очень мощную движущую силу, я имею в виду, что я хотел стать частью всего этого процесса. Далее я поехал учиться, сколько мог и где было возможно.

     

     

     

    Буклет проекта “Пространство между пространствами” (Zwischenraum) Львов, Фрайбург, Безансон, 2004

     

    Путешествие сыграло для меня очень важную роль. Не туристические, а с погружением в местную повседневность. С середины 90-х я занимался аранжировкой, концептированием и курированием международных арт-проектов, поэтому у меня не было проблем с визами. Даже сейчас это достаточно важно для меня. Хотя бы раз в четыре месяца я должен уезжать в большой мир. В противном случае я чувствую себя здесь не в своей тарелке. Хотя я ясно вижу, что принадлежу этой стране.

    Однажды меня спросили, что для меня значил СССР и как я отношусь к той эпохе. Я вижу в этом колоссальную трагедию, огромную пропасть, отделившую нас от того мира, который развивался по текущим законам эволюции. Честно говоря, в настоящее время я не вижу способа восполнить эти сбои. Раньше я думал — у меня была такая идеалистическая мечта, — что следующие поколения смогут это компенсировать, но реальная ситуация выглядит не слишком утешительно.

     

    Мюнхенские апартаменты Оленьки Марченко / Оленьки Марченко и Леси (Рыбы) Терлецкой, 1994

     

    Сейчас у меня довольно странный период, период тотального переосмысления всего. Это как сильный творческий кризис, спровоцированный извне. В 2014 году я сделал большой проект «Присутствие» в Национальном музее во Львове. Для меня это был очень онтологический проект. Это случилось в июне. Большая его часть была создана непосредственно перед событиями Майдана, это была огромная и масштабная работа.

    Предметом моего интереса всегда были абстрактные понятия, такие как Вселенная, глобальные взаимосвязи.

    Когда случился Майдан, а за ним война, я погрузился в материальный мир. Я перестал видеть смысл в фиксации своих размышлений, в своей художественной практике. Зарабатывать деньги на дизайне и приносить их в больницу для мальчиков казалось гораздо более полезным занятием. Вскоре потребность в ежедневной практике привела меня к нескольким проектам, которые были просто попытками обрести новую основу. С течением времени чувства злости, беспомощности становятся твоим рутинным состоянием и ты понимаешь что надо научиться с этим жить и в связи с тем что искусство для меня один из физически необходимых ритуалов я начала приходить в себя . Этот процесс показался мне более важным, и я стал его фиксировать. Требовался другой язык. Я начал рисовать углем и графитом. Здесь началось формирование чего-то нового для меня. Некоторая новая добавленная стоимость.

     

    Открытие выставки “Без названия”, Литературный дом, Берлин, 2019

     

    Сейчас я просто живу, радуюсь тому, что могу быть счастливой, стараюсь положительно влиять на то, на что могу повлиять , постарайся не думать о вещах, которые я не могу изменить. Кажется банальным, но на самом деле воплотить их в жизнь — настоящее искусство. Я делаю все возможное и продолжаю работать.

     

    Елена Турянская

     

    MITEC предоставляет авторам платформу для свободного выражения, но оставляет за собой право не делиться своими взглядами.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *