Сивка-бурка, читать детскую сказку с картинками
О сказке
Жил-был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были тароваты и щеголеваты, а младший, Иван-дурак, был так себе — любил в лес ходить по грибы, а дома все больше на печи сидел.
Пришло время старику умирать, вот он и наказывает сыновьям:
— Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба.
Старика этого схоронили. Приходит ночь, надо большому брату идти на могилу, а ему не то лень, не то боится, — он и говорит младшему брату:
— Ваня, замени меня в эту ночь, сходи к отцу на могилу. Я тебе пряник куплю.
Иван согласился, взял хлеба, пошел к отцу на могилу. Сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается из могилы и говорит:
— Кто тут? Ты ли, мой больший сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
— Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван направился домой, дорогой набрал грибов. Приходит — старший сын его спрашивает:
— Видел отца?
— Видел.
— Ел он хлеб?
— Ел. Досыта наелся.
Настала вторая ночь. Надо идти среднему брату, а ему не то лень, не то боится — он и говорит:
— Ваня, сходи за меня к отцу. Я тебе лапти сплету.
— Ладно.
Взял Иван хлеба, пошел к отцу на могилу, сел, дожидается. В полночь земля расступилась, отец поднимается и спрашивает:
— Кто тут? Ты ли, мой средний сын? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или мое чадо плачет?
Иван отвечает:
— Это я, твой сын. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и лег в могилу. А Иван пошел домой, дорогой опять набрал грибов. Средний брат его спрашивает:
— Отец ел хлеб?
— Ел. Досыта наелся.
На третью ночь настала очередь идти Ивану, Он говорит братьям:
— Я две ночи ходил. Ступайте теперь вы к отцу на могилу, а я отдохну.
Братья ему отвечают:
— Что ты, Ваня, тебе стало там знакомо, иди лучше ты.
— Ну ладно.
Иван взял хлеба, пошел. В полночь земля расступается, отец поднялся из могилы:
— Кто тут? Ты ли, мой младший сын Ваня? Скажи, что делается на Руси: собаки ли лают, волки ли воют, или чадо мое плачет?
Иван отвечает:
— Здесь твой сын Ваня. А на Руси все спокойно.
Отец наелся хлеба и говорит ему:
— Один ты исполнил мой наказ, не побоялся три ночи ходить ко мне на могилу. Выдь в чистое поле и крикни: «Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Конь к тебе прибежит, ты залезь ему в правое ухо, а вылезь в левое. Станешь куда какой молодец. Садись на коня и поезжай.
Иван взял узду, поблагодарил отца и пошел домой, дорогой опять набрал грибов.
Дома братья его спрашивают:
— Видел отца?
— Видел.
— Ел он хлеб?
— Отец наелся досыта и больше не велел приходить.
В это время царь кликнул клич: всем добрым молодцам, холостым, неженатым, съезжаться на царский двор.
Дочь его, Несравненная Красота, велела построить себе терем о двенадцати столбах, о двенадцати венцах.
В этом тереме она сядет на самый верх и будет ждать, кто бы с одного лошадиного скока доскочил до нее и поцеловал в губы.
За такого наездника, какого бы роду он ни был, царь отдаст в жены свою дочь, Несравненную Красоту, и полцарства в придачу.
Услышали об этом Ивановы братья и говорят между собой:
— Давай попытаем счастья.
Вот они добрых коней овсом накормили, выводили, сами оделись чисто, кудри расчесали. А Иван сидит на печи за трубой и говорит им:
— Братья, возьмите меня с собой счастья попытать!
— Дурак, запечина! Ступай лучше в лес за грибами, нечего людей смешить.
Братья сели на добрых коней, шапки заломили, свистнули, гикнули — только пыль столбом. А Иван взял узду и пошел в чистое поле. Вышел в чистое поле и крикнул, как отец его учил:
— Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.
Стал как вкопанный и спрашивает:
— Чего велишь?
Иван коня погладил, взнуздал,
Влез ему в правое ухо, а в левое вылез и сделался таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать.
Сел на коня и поехал на царский двор.
Сивка-бурка бежит, земля дрожит,
Горы-долы хвостом застилает, пни-колоды промеж ног пускает.
Приезжает Иван на царский двор, а там народу видимо-невидимо.
В высоком тереме о двенадцати столбах, о двенадцати венцах на самом верху в окошке сидит царевна Несравненная Красота.
Царь вышел на крыльцо и говорит:
— Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам ее замуж и полцарства в придачу.
Тогда добрые молодцы начали скакать. Куда там — высоко, не достать!
Попытались Ивановы братья, до середины не доскочили. Дошла очередь до Ивана.
Он разогнал Сивку-бурку,
Гикнул, ахнул, скакнул —
Двух венцов только не достал.
Взвился опять, разлетелся в другой раз —
Одного венца не достал.
Еще завертелся, закружился,
Разгорячил коня и дал рыскача —
Как огонь, пролетел мимо окошка,
Поцеловал царевну Несравненную Красоту в сахарные уста,
А царевна ударила его кольцом в лоб, приложила печать.
Тут весь народ закричал:
— Держи, держи его!
А его и след простыл.
Прискакал Иван в чистое поле, влез Сивке-бурке в левое ухо, а из правого вылез и сделался опять Иваном-дураком. Коня пустил, а сам пошел домой, по дороге набрал грибов. Обвязал лоб тряпицей, залез на печь и полеживает.
Приезжают его братья, рассказывают, где были и что видели.
— Были хороши молодцы, а один лучше всех —
С разлету на коне царевну в уста поцеловал.
Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал.
Иван сидит за трубой и говорит:
— Да не я ли это был?
Братья на него рассердились:
— Дурак — дурацкое и орет! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Иван потихоньку развязал тряпицу на лбу, где его царевна кольцом ударила, — избу огнем осветило. Братья испугались, закричали:
— Что ты, дурак, делаешь? Избу сожжешь!
На другой день царь зовет к себе на пир всех бояр и князей, и простых людей, и богатых и нищих, и старых и малых.
Ивановы братья стали собираться к царю на пир. Иван им говорит:
— Возьмите меня с собой!
— Куда тебе, дураку, людей смешить! Сиди на печи да ешь свои грибы.
Братья сели на добрых коней и поехали, а Иван пошел пешком. Приходит к царю на пир и сел в дальний угол. Царевна Несравненная Красота начала гостей обходить. Подносит чашу с медом и смотрит, у кого на лбу печать.
Обошла она всех гостей, подходит к Ивану, и у самой сердце так и защемило.
Взглянула на него — он весь в саже, волосы дыбом.
Царевна Несравненная Красота стала его спрашивать:
— Чей ты? Откуда? Для чего лоб завязал?
— Ушибся.
Царевна ему лоб развязала — вдруг свет по всему дворцу. Она и вскрикнула:
— Это моя печать! Вот где мой суженый!
Царь подходит и говорит:
— Какой это суженый! Он дурной, весь в саже.
Иван говорит царю:
— Дозволь мне умыться.
Царь дозволил. Иван вышел на двор и крикнул, как его отец учил:
— Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит.
Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.
Разговоры тут были коротки: веселым пирком да за свадебку.
Сказка об Иване-богатыре, крестьянском сыне
Сивко-бурко
Сивка-Бурка, диафильм (1990)
Сивка-Бурка, диафильм (1986)
Сивка-Бурка, диафильм (1956)
Сивка-бурка, аудиосказка (1978)
Сивка-Бурка, Алексей Толстой
Свинка золотая щетинка, утка золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь-2
Свинка золотая щетинка, утка золотые пёрышки, золоторогий олень и золотогривый конь
Носики-курносики, В. Толкунова, детские песни
Мужик и барин
Конёк-горбунок
Иван — вдовий сын
Буря-богатырь Иван коровий сын
Антология русской народной сказки, Том 4
ВСЕ СКАЗКИ С КАРТИНКАМИ
← Предыдущая
Следующая →
Сказка Сивка-Бурка русская народная текст с картинками
Народные, Русские народные сказки, Сказки, Сказки волшебные, Сказки для детей 4 лет, Сказки для детей 5 лет, Сказки для детей 6 лет, Сказки для мальчиков, Сказки на ночь, Сказки о животных, Сказки с картинками
26 июля 2017
2654
Комментарии к записи Сказка Сивка-Бурка отключены
русская народная сказка
Сказка «Сивка-Бурка» краткое содержание:
Сказка «Сивка-Бурка» о том, как старик, умирая, просит трёх своих сыновей, чтобы они поочерёдно провели по одной ночи у него на могиле.
Старший брат не захотел ночевать на могиле и попросил младшего, Ивана-дурака, чтобы он переночевал вместо него. Иван соглашается. В полночь из могилы выходит отец. Он вызывает богатырского коня сивку-бурку и велит ему, чтобы он служил сыну.
Потом и средний брат поступил так же, как и старший. Опять на могиле ночует Иван, и в полночь происходит то же. На третью ночь, когда приходит очередь самого Ивана, все повторяется.
Захотел царь выдать замуж дочь за удальца, который допрыгнет на коне до верхнего окошка терема, где будет сидеть царевна несравненной красоты, и поцелует девушку.
За того он и дочь отдаст, и полцарства в приданое. Засобирались старшие братья, младшего взять не захотели. Уехали одни. А Иван взял узду, которую получил от отца, вышел в поле и вызвал, как учил батюшка, коня.
Тут как тут Сивка-бурка. В одно ухо коня залезает, в другое вылезает и становится молодцом. И едет за портретом.
И начали все скакать, но еле-еле до середины допрыгивают. Тут Иван разогнал коня и с третьего раза пролетел мимо окошка, поцеловал царевну, а она ему печать на лоб приложила.
Царь созывает на пир людей всех сословий. Царевна всех обходит – смотрит, у кого печать. Дошла до Вани и увидела печать. С радостью повела к своему отцу. Братья Ивана изумлены.
Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь! Тут-то братья и поняли, каково это — не побояться и сходить на отцовскую могилу, какая награда могла их ждать.
Сказка показывает, что нужно быть терпеливым, добрым и трудолюбивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Учит нас быть скромными и не хвастаться достижениями.
Сказка Сивка-Бурка читать:
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.
Вот старик и говорит сыновьям:
— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!
Настала первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.
Приходит утром домой и говорит:
— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.
На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.
На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти. Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.
В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть.
Не столько ест, сколько копытами топчет. Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.
Рванулся конь изо всех сил — да не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.
Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!
Стал конь просить Иванушку:
— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.
— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?
— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни покриком богатырским: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.
Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.
Пришел Иванушка поутру домой.
— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.
— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня, одна шерстинка на нём серебряная, другая — золотая.
— А где же конь?
— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.
Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…
Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:
— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!
Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть.
А Иванушка с ними просится:
— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду — посмотрю на Елену Прекрасную!
— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на — печи да золу пересыпай!
Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:
— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду, грибов наберу!
Взял лукошко и пошел, будто грибы собирать. Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
— Что угодно, Иванушка?
— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.
— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу.
Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.
Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.
Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать. Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.
Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.
Кричат все:
— Кто таков? Кто таков?
А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.
Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.
Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой:
— Эва, какие грибки хорошие!
Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать:
— Какие ты, дурень, грибы принес? Только тебе одному их есть!
Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.
Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели:
— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.
А Иванушка лежит на печи да посмеивается:
— Братцы родные, а не я ли это там был?
— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!
На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.
Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору.
Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать!
Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал.
Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, да не видели, куда ускакал.
А Иванушка уже в чистом поле.
Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.
Приезжают братья домой и рассказывают:
— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.
Иванушка и говорит им:
— Братцы, а не я ли это там был?
— Сиди, дурень, помалкивай!..
На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:
— Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!
— Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает!
Сказали и уехали.
Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:
— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.
Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору.
Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!
Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!
Тут все зашумели, закричали, руками замахали:
— Держи его! Лови его!
А Иванушки и след простыл.
Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана.
— Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены.
— Да вот, искал грибы, на сучок накололся…
И полез на печку.
Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было:
— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял!
Иванушка сидит на печке да знай свое:
— Братцы, а не я ли это там был?
— Сиди, дурень, не болтай зря!
Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.
Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!
— Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!
Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…
Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!
Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.
Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.
А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.
Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее.
Только ни у кого перстня не видно…
Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.
Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»
А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:
— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?
— Ходил в лес по грибы да на сук накололся.
— А ну-ка, развяжи, покажи!
Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!
Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:
— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!
Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!
Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!
Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Русская народная легенда Сивка-Бурка
Жил-был в русской деревне старый крестьянин. У него было три сына. Два старших сына были умны, а младший был дурак по имени Иванушка. У семьи было пшеничное поле. Однажды они заметили, что ночью что-то вышло на поле и вытоптало пшеницу. Старый крестьянин послал своих сыновей охранять поле.
В первую ночь старший сын пошел в поле, но не очень старался бодрствовать и заснул. На вторую ночь средний сын пошел в поле, но тоже заснул и ничего не видел.
На третью ночь пошел Иванушка. В полночь он увидел огромного каштаново-серого жеребца с золотым седлом и серебряной уздечкой. Жеребец начал есть и топтал пшеницу. Иванушке удалось поймать чудного коня. Жеребец сказал: «Отпусти меня, я буду твоим другом. Если тебе что-нибудь понадобится, иди в поле, свистни и скажи: «Сивка-Бурка, явись сюда!» Я приду и помогу тебе».
Иванушка согласился и отпустил его на волю. Примерно в это же время царь, не имевший сына, устроил состязание, чтобы определить, кто станет его преемником на царском престоле. Он поместил свою прекрасную дочь на верхний этаж очень высокой башни и объявил, что человек, который сможет добраться до принцессы, прыгающей на лошади, и снять кольцо с ее пальца, получит ее руку в браке и будет править страной. Старшие братья решили поехать на соревнования, а Иванушка остался дома.
Когда его братья ушли, он свистнул и позвал Сивку-Бурку, которая с грохотом поднялась из-под земли. Влез Иванушка в правое ухо, а из левого уха вылез очень красивый, хорошо одетый молодой человек. Затем он поехал на соревнования, чтобы попытать счастья. Сивка подпрыгнул, пытаясь дотянуться до принцессы. Иван был очень близко к ней, но не мог дотянуться до кольца. Он быстро повернул лошадь и поскакал домой. Там он снова стал прежним. Когда его братья пришли с царского двора, они рассказали Иванушке о красавце, который чуть не дошел до царевны. Иванушка только смеялся над ними.
На следующий день произошло то же самое. На третий день Иванушка и Сивка-Бурка подошли к княгине и сняли с ее пальца перстень. Потом поскакали так быстро, что и лица Иванушки никто не мог разглядеть. Дома он снова стал прежним, но у него была перевязана рука. Его братья спросили его: «Что у тебя с рукой?» Он засмеялся и сказал: «Ничего серьезного, просто царапина».
Через три дня царь пригласил всех на пир. Пришел старый крестьянин с тремя сыновьями. Они сидели за столом, ели, пили и веселились. В конце пира сама царская дочь угощала гостей медом. Подойдя к Иванушке, она заметила у него повязку на руке и спросила его: «Добрый молодой человек, зачем у тебя повязка на руке? Дай-ка я посмотрю!» И там все увидели кольцо на его пальце. Принцесса сказала: «Дорогой отец, вот мой жених!» Иванушка назвался Сивкой-Буркой, превратился в красавца и женился на царевне.
Собрал и отредактировал Михаил Терлецкий
Украинские дети слышат сказки на ночь о героях-неудачниках, а российские дети слышат сказки о волшебном успехе
В начале российского вторжения почти никто на Западе не ожидал, что Украина сможет предложить России любое серьезное противодействие ее ничем не спровоцированной агрессии.
Много написано о том, как лидеры, в том числе союзники, недооценивали лидерские способности Владимира Зеленского. Но помимо просчета того, как комик может превратиться в фигуру, подобную Уинстону Черчиллю, военные оценки украинской армии также были далеки от идеала.
Через несколько недель после начала войны стало ясно, что многие переоценили волю и боеспособность российской армии, а также волю украинской армии противостоять противнику, превосходящему его по численности, оснащению и расположению.
Чем можно объяснить то, как разыгралась украинская война вопреки прогнозам экспертов?
Мы считаем, что одним из факторов, лежащих в основе неожиданных действий вооруженных сил каждой страны, являются культурные различия между русскими и украинцами. Эти различия частично культивировались в сказках их детства.
Одна из нас, Софья Москаленко, специалист по психологии сказок. Другая, Миа Блум, изучает детскую мобилизацию в насильственный экстремизм — почему и как дети обращаются к насилию. Мы знаем силу фольклора в формировании мировоззрения детей и, в конечном счете, взрослых, которыми они вырастают.
Герой-неудачник против магического мышления
Фольклор важен для понимания культурных нарративов людей — сюжетных линий, описывающих что-то уникальное для истории культуры и ее людей. Они помогают определить культурную идентичность и тонким образом формируют будущий выбор. Основные нарративы, на которых растут украинские дети и которые служат доминирующим культурным сценарием, радикально отличаются от тех, которые усваиваются российскими детьми.
Традиционные украинские сказки на ночь, такие как «Котигорошко», «Кирилл Кожумяка» и «Ивасик Телесик», изображают скромных персонажей, борющихся с непреодолимыми трудностями. Арка персонажей проводит их через испытания, проверяя их волю и превращая их из уязвимых в победоносных.
Скульптура в Киеве героя украинской сказки Котигорошко, побеждающего злого дракона.
thisisbossie/Flickr, CC BY-SA
Эти сказки следуют хорошо известной арке повествования о герое-неудачнике — формуле, которая десятилетиями использовалась в бестселлерах, таких как «Гарри Поттер», и голливудских блокбастерах, таких как «Звездные войны».
В украинских детских сказках на ночь главные герои часто начинаются как невероятные герои, но их отвага, ум и упорство помогают им добиться успеха вопреки всему.
Напротив, русские детские сказки часто вращаются вокруг главного героя по имени Иван Дурак – Ивана-дурака. Он третий брат, уступающий своим старшим братьям, один из которых типично умный, другой средний. Когда главного героя прямо не называют «глупым», его изображают ленивым, целыми днями валяющимся в постели, в то время как его старшие братья усердно работают.
Иллюстрация 1913 года к русской народной сказке «По щучьему велению», также известной как «Емельян-дурак».
В. Курдюмов
В русских сказках, таких как «По щучьему велению», «Царевна-лягушка» и «Сивка-бурка», в итоге преобладает главный герой. Однако он побеждает не благодаря собственным достоинствам, а благодаря вмешательству волшебного существа — рыбы, лягушки, лошади — которые делают всю тяжелую работу, пока главный герой претендует на признание.
Эти русские народные сказки, кажется, подсказывают, что рецепт успеха не в том, чтобы быть слишком умным или слишком много работать, как два старших брата, а в том, чтобы сидеть сложа руки в надежде, что магия обо всем позаботится.
Столкнувшись с величайшей проблемой
Большинство взрослых не думают о сказках, которые слышали в детстве. Однако эти ранние истории, переживаемые через увеличительное стекло детских эмоций, формируют наше представление о мире. Они определяют репертуар наших действий, особенно во времена кризиса.
Сказки учат нас узнавать настоящих героев и злодеев, любовь и предательство, добро и зло. Они направляют наши действия, когда мы ориентируемся в этих дихотомиях.
Разница в традиционном русском и украинском фольклоре может отчасти объяснить разницу в действиях русской и украинской армий.
Столкнувшись с величайшим испытанием в своей жизни, солдаты русской армии не проявили себя хорошо и продемонстрировали низкий боевой дух.