Россия многонациональная рисунок: Рисунки детей на тему многонациональный мир россии

Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс Россия многонациональная страна ко Дню народного единства

Категории конкурсов для школьников и дошкольников

  • Принять участие в этом конкурсе

  • Описание конкурса
  • Список всех конкурсов

  • Международный детско-юношеский творческий конкурс «Рождественский праздник»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Год Кролика – 2023»

  • Международный детско-юношеский творческий конкурс «Снегирь – яркий символ зимы»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Волшебство Дедушки Мороза»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Новый Год стучится в двери»

  • Международный детско-юношеский творческий конкурс «Рождественский праздник»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Год Кролика – 2023»

  • Международный детско-юношеский творческий конкурс «Снегирь – яркий символ зимы»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Волшебство Дедушки Мороза»

  • Всероссийский детско-юношеский творческий конкурс «Новый Год стучится в двери»

Повышение квалификации

  • «Организация обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС»

    Продолжительность: 72 часа

  • «Реализация требований ФГОС НОО от 2021 года в работе учителя начальных классов»

    Продолжительность: 108 часов

  • «Обучение английскому языку в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО от 2021 года и ФГОС СОО»

    Продолжительность: 108 часов

  • «Содержание и методы обучения математике по ФГОС ООО от 2021 года»

    Продолжительность: 108 часов

  • «Методы и технологии преподавания русского языка и литературы в соответствии с ФГОС ООО от 2021 года»

    Продолжительность: 108 часов

  • «Содержание и особенности реализации ФГОС НОО, утверждённого приказом Минпросвещения России № 286 от 31 мая 2021 года»

    Продолжительность: 72 часа

В Тюмени детское творчество сближает народы

Юные художники, танцоры и певцы в своем искусстве показали многонациональную Россию

11:03, 18 ноября 2022,

Нина Баринова

Слушать новость

В Тюмени детское творчество сближает народы. Юные художники, танцоры и певцы в своем искусстве показали многонациональную Россию.
Юные тюменцы своим творчеством выразили, что для молодого поколения значит дружба народов. В областной столице прошла выставка детских рисунков «Тюмень – Многоликая» и концертная программа «Сила России в единстве народов».
На выставке было представлено более 70 работ юных художников, возраст которых от 4 до 17 лет. Это ребята, которые занимаются в детских школах искусств и студиях, а также те, кто хотел стать участником этого конкурса. Все творцы получат сертификаты участников, а авторы лучших работ – дипломы победителей.
– Я рад, что сегодня в выставочных работах мы видим межнациональный колорит, это означает, что дети любят Россию многонациональную,

– сообщил ведущий специалист по работе с МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» Тюмени Мунис Мустафаев.

Прозвучала мысль о том, что дети от рождения интернациональны, поскольку сам факт существования разных народов им неизвестен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств. Тюменская область уникальна своим многонациональным составом. Жители региона живут в гармонии и согласии, здесь царит мир, дружба, любовь.
– Дух захватывает от рисунков, я испытал серьезные эмоции, которые говорят, что вы, ребята, правильно воспитаны и видите правильную цель – любовь к своей малой родине. Не имеет значения, в каком поселке или мегаполисе вы родились, но видите и понимаете дружбу и единство всех нас – то, что делает нас сильнее,

– поделился впечатлениями исполняющий обязанности председателя комитета по делам национальностей Тюменской области Роман Малыгин.

Он также добавил, правительство региона всегда поддерживает такие проекты, которые особенно нужны подрастающему поколению. Ведь через искусство ребята могут проявить свои мысли, эмоции, чувства.
– Нас в Тюменской области более 140 национальностей. Но есть то, что нас всех объединяет – это любовь. И неважно, какой вы национальности: русские, татары, грузины, армяне. Если вы любите друг друга, то так и хочется сказать – дай Бог вам счастья, и тогда человечество будет жить и процветать. Только в единстве, в этом духовном богатстве, живет человек. Правда всегда за такими людьми, которые стремятся жить в дружбе и единстве,

– подчеркнула заместитель директора департамента по спорту и молодежной политике администрации города Светлана Субботина.

Организаторы мероприятия поблагодарили авторов рисунков за умение дружить и талант, педагогов – за труд, ведь они развили этот дар в своих воспитанниках, а родителей за то, что смогли вырастить патриотов.
–  Только в Тюмени проживают представители более 120 национальностей. Но давно доказано, что искусство способно сближать народы, благодаря таким мероприятиям Тюмень является и будет оставаться гостеприимным, сплоченным, объединенным духом народного единства городом,

– высказался председатель комитета по межнациональным отношениям администрации города Тюмени Платон Осоткин.

После знакомства с творчеством молодых художников началась концертная программа под названием «Сила России в единстве народов» с участием коллективов города и области. Калейдоскоп песен, танцев, стихов – ребята в национальных костюмах знакомили с традициями своих народов. Зрители горячо встречали каждый номер, аплодисментами поддерживая юных артистов всех национальностей. Ребята, спускаясь со сцены, признавались, что еще никогда не слышали столько восторженных возгласов из зала.

Фото Михаила Голянского

Юные тюменцы своим творчеством выразили, что для молодого поколения значит дружба народов. В областной столице прошла выставка детских рисунков «Тюмень – Многоликая» и концертная программа «Сила России в единстве народов».

На выставке было представлено более 70 работ юных художников, возраст которых от 4 до 17 лет. Это ребята, которые занимаются в детских школах искусств и студиях, а также те, кто хотел стать участником этого конкурса. Все творцы получат сертификаты участников, а авторы лучших работ – дипломы победителей.


– Я рад, что сегодня в выставочных работах мы видим межнациональный колорит, это означает, что дети любят Россию многонациональную,

– сообщил ведущий специалист по работе с МАУ ДО «ЦВР «Дзержинец» Тюмени Мунис Мустафаев.

Прозвучала мысль о том, что дети от рождения интернациональны, поскольку сам факт существования разных народов им неизвестен. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях интернациональных чувств. Тюменская область уникальна своим многонациональным составом. Жители региона живут в гармонии и согласии, здесь царит мир, дружба, любовь.


– Дух захватывает от рисунков, я испытал серьезные эмоции, которые говорят, что вы, ребята, правильно воспитаны и видите правильную цель – любовь к своей малой родине. Не имеет значения, в каком поселке или мегаполисе вы родились, но видите и понимаете дружбу и единство всех нас – то, что делает нас сильнее,

– поделился впечатлениями исполняющий обязанности председателя комитета по делам национальностей Тюменской области Роман Малыгин.

Он также добавил, правительство региона всегда поддерживает такие проекты, которые особенно нужны подрастающему поколению. Ведь через искусство ребята могут проявить свои мысли, эмоции, чувства.


– Нас в Тюменской области более 140 национальностей. Но есть то, что нас всех объединяет – это любовь. И неважно, какой вы национальности: русские, татары, грузины, армяне. Если вы любите друг друга, то так и хочется сказать – дай Бог вам счастья, и тогда человечество будет жить и процветать. Только в единстве, в этом духовном богатстве, живет человек. Правда всегда за такими людьми, которые стремятся жить в дружбе и единстве,

– подчеркнула заместитель директора департамента по спорту и молодежной политике администрации города Светлана Субботина.

Организаторы мероприятия поблагодарили авторов рисунков за умение дружить и талант, педагогов – за труд, ведь они развили этот дар в своих воспитанниках, а родителей за то, что смогли вырастить патриотов.


–  Только в Тюмени проживают представители более 120 национальностей. Но давно доказано, что искусство способно сближать народы, благодаря таким мероприятиям Тюмень является и будет оставаться гостеприимным, сплоченным, объединенным духом народного единства городом,

– высказался председатель комитета по межнациональным отношениям администрации города Тюмени Платон Осоткин.

После знакомства с творчеством молодых художников началась концертная программа под названием «Сила России в единстве народов» с участием коллективов города и области. Калейдоскоп песен, танцев, стихов – ребята в национальных костюмах знакомили с традициями своих народов. Зрители горячо встречали каждый номер, аплодисментами поддерживая юных артистов всех национальностей. Ребята, спускаясь со сцены, признавались, что еще никогда не слышали столько восторженных возгласов из зала.

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Фото Михаила Голянского

Читайте также

3.

4: Российский мультикультурализм и напряженность

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    21063
    • Кейтлин Финлейсон
    • Университет Мэри Вашингтон

    В период экспансии и развития России как империи, а затем и во времена Советского Союза на территорию России входили не только этнические русские, но и другие окружающие группы. Этническая принадлежность является ключевым признаком культурной идентичности и относится к идентификации группы людей с общим языком, происхождением или культурной историей. Многие из этих этнических меньшинств затаили недовольство тем, что находятся под контролем имперской державы.

    До большевистской революции реакция Российской империи на нерусские общины, которые она контролировала, была известна как русификация , когда нерусские группы отказываются от своей этнической и языковой идентичности и принимают русскую культуру и язык. Этот тип политики известен как культурная ассимиляция , когда одна культурная группа перенимает язык и обычаи другой группы. Русский язык преподавался в школах, а языки меньшинств были запрещены в общественных местах. Католические школы были запрещены, и вместо них появилось русское православие, часть Восточная Православная Церковь , преподавал в государственных школах. Российская империя по сути стремилась сделать всех на территории русскими. Однако эта политика была лишь незначительно успешной, и ее было особенно трудно реализовать во внешних регионах.

    При Советском Союзе политика культурной ассимиляции была связана не столько с тем, чтобы стать русским, сколько с тем, чтобы стать частью Советского Союза, что можно было бы назвать советизацией. Советское правительство организовало страну как федерацию, при этом территории внутри страны имели разную степень автономии (рис. \(\PageIndex{1}\)). Более крупные этнические группы образовали Советские Социалистические Республики или ССР. Узбекская ССР, например, в основном состояла из представителей узбекской этнической группы. Казахская ССР также состояла в основном из людей, которые были этническими казахами. Эти ССР не представляли всего этнического разнообразия, имевшегося в России, и не предоставляли этим территориям автономии. Вы можете узнать названия этих республик, поскольку они постепенно стали независимыми государствами после распада Советского Союза. Например, Туркменская ССР стала Туркменистаном. Многие из этих областей, особенно в Центральной Азии, в большинстве своем являются мусульманами и, таким образом, после обретения независимости приняли персидский суффикс «-стан», означающий «место» или «страна».

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Карта СССР (любезно предоставлено библиотекой Перри-Кастаньеда Техасского университета в Остине, общественное достояние)

    При советской власти некоторые политики русификации расширились. В мусульманских районах Средней Азии и Кавказа было отменено использование арабского алфавита, языка Корана. Правительство также отправило много русских в районы, где большинство населения не является русским, для дальнейшего объединения страны. Другие этнические группы, особенно те, которых правительство считало нарушителями спокойствия, были депортированы с исконных земель и переселены в другие места. Современная этническая карта бывшего Советского Союза отчасти отражает эту мультикультурную историю и наследие политики переселения (рис. \(\PageIndex{2}\)). В период с 19 по 19 в. в Сибирь было депортировано более 3 млн человек.41 и 1949, большая часть которых умерла от болезней или недоедания. Других депортировали из Прибалтики или из Причерноморья. В целом около 6 миллионов человек были перемещены внутри страны в результате политики переселения, проводимой Советским Союзом, и от 1 до 1,5 миллиона из них погибли в результате.

    Рисунок \(\PageIndex{2}\): Этнические группы в бывшем СССР (Библиотека Конгресса, Отдел географии и карт, общественное достояние)

    Хотя сегодня Россия состоит в основном из людей, говорящих по-русски и идентифицирующих себя с русской национальностью, содержит 185 различных этнических групп, говорящих более чем на 100 различных языках. Крупнейшими группами меньшинств в России являются татары, составляющие около 4 процентов населения, насчитывающие более 5 миллионов человек, и украинцы, составляющие около 1,4 процента или почти 2 миллиона человек. В других этнических группах, таких как Голоса под Санкт-Петербургом, осталось всего несколько десятков членов. Из-за советской политики переселения в бывших советских республиках проживает значительное количество русских меньшинств. Казахстан и Латвия, например, почти на четверть русские. Это часто приводило к напряженности внутри России, поскольку группы меньшинств стремились к независимости, и за пределами России, когда этнические группы конфликтовали из-за руководства.

    В Украине, в частности, напряженность между украинским населением и русским меньшинством остается высокой и представляет собой более широкую напряженность между регионами Восточной Европы, которые более тесно связаны с Россией, и теми, которые стремятся к более тесным связям и торговле с Западной Европой. Восточная Украина в основном состоит из русскоязычных, тогда как Западная Украина преимущественно говорит на государственном украинском языке (Рисунок \(\PageIndex{3}\)). В целом около трех четвертей жителей Украины идентифицируют себя с украинской национальностью.

    Рисунок \(\PageIndex{3}\): Карта использования русского языка в Украине, 2003 г. (© User:Russianname, Wikimedia Commons, CC BY-SA 2.5)

    В 2014 г. тогдашний президент Виктор Янукович отказался от сделки по расширению связей с Европейским союзом и вместо этого стремился к более тесным связям с Россией. На Западной Украине люди участвовали в массовых акциях протеста, что побудило правительство подписать ряд антипротестных законов, в то время как на востоке Украины большинство поддержало правительство. В конечном итоге Янукович был отстранен от должности, что вызвало военное вмешательство России.

    В частности, Россия добивалась контроля над Крымом, территорией, которая была аннексирована Российской империей и была Автономной Советской Социалистической Республикой до 1950-х годов, когда она была передана Украине. После протестов 2014 года большинство населения Крыма поддержало присоединение к России, и он был официально аннексирован российскими войсками. Теперь регион контролируется Россией (рис. \(\PageIndex{4}\)). Однако международное сообщество в значительной степени не признало суверенитет Крыма или аннексию России.

    Рисунок \(\PageIndex{4}\): Карта Крыма (Производная работа от оригинала Crosswords, Wikimedia
    Commons)

    Некоторые другие этнические группы, оставшиеся в России, стремятся к независимости, особенно на окраинах страны в Кавказском регионе вдоль границы России с Грузией и Арменией (Рисунок \(\PageIndex{5}\)). Чечня в основном состоит из чеченцев, особой мусульманской нации суннитского толка. Территория выступила против завоевания региона русскими в 19 в.го века, но была насильственно включена в состав Советского Союза в начале 20 века. 400 000 чеченцев были депортированы Сталиным в 1940-х годах, более 100 000 погибли. Хотя Чечня стремилась к независимости от России, иногда путем ожесточенного противодействия, она осталась под контролем России после распада Советского Союза. Дагестан был местом нескольких исламских повстанческих движений, стремящихся отделиться от России. Осетия остается разделенной между северной частью, контролируемой Россией, и южной частью, контролируемой Грузией.

    Рисунок \(\PageIndex{5}\): Карта Кавказского региона (© Jeroenscommons, Wikimedia Commons, CC BY 2.5)

    На такой большой и этнически разнообразной территории, как Россия, контроль над территорией способом, приемлемым для все его жители оказались трудными. Во многих крупных странах, чем дальше вы удаляетесь от столицы и крупных городов, тем больше вы обнаруживаете культурных различий. Некоторые правительства приняли это культурное различие, создав автономные регионы, которые функционируют в значительной степени независимо, хотя и остаются частью более крупного государства. Сталин и российские цари до него пытались объединить страну путем подавления этнических различий, но этническую и языковую идентичность трудно стереть.

    Этническая принадлежность:

    идентификация группы людей с общим языком, происхождением или культурной историей

    Русификация:

    система культурной ассимиляции в России, при которой нерусские группы отказываются от своей этнической и языковой идентичности и перенимают русскую культуру и язык

    Ассимиляция:

    когда одна культурная группа принимает язык и обычаи другой группы

    Восточная Православная Церковь:

    ветвь христианства, отделившаяся от римского католицизма в 1054 г. н.э. и включающая ряд различных деноминаций, таких как русская православная и греко-православная церкви


    1. Наверх
      • Была ли эта статья полезной?
      1. Тип изделия
        Раздел или Страница
        Автор
        Кейтлин Финлейсон
        Лицензия
        CC BY-NC-SA
        Показать оглавление
        нет
      2. Теги
          На этой странице нет тегов.

      Лояльная неоимперская «пятая колонна» Путина – PONARS Eurasia

      От его заявлений в начале 2012 года о преобладании этнической русской культуры в России до его заявлений в марте 2014 года о том, что Москва аннексировала Крым для защиты 1,5 миллиона проживающих там этнических русских Переход президента Владимира Путина от гражданского к этническому национализму был слишком очевиден. Когда за ним стояли охранники в изысканных регалиях, напоминающих имперскую Россию, подписание Путиным присоединения Крыма к России сигнализировало об опоре на этнический национализм для расширения территории России и господства на постсоветском пространстве. [1]

      Насколько Путин рискует этим сдвигом настроить против себя нерусский этнос, составляющий пятую часть населения России и сконцентрированный в геополитически уязвимых районах Кавказа и Средней Азии пограничье? В какой степени путинская экспансионистская риторика может оживить общие воспоминания об имперском и советском угнетении среди этнических меньшинств России? Может ли Путин столкнуться с особенно жестокой негативной реакцией в Татарстане, где проживает крупнейшее этническое меньшинство России, учитывая недавнюю историю дискриминации, репрессий и ужасающих убийств массовой депортации крымских татар при Сталине? Могут ли национальные меньшинства превратиться в созданную Путиным антикремлевскую «пятую колонну»?

      Пока эти опасения не оправдались. Согласно опросу авторитетного Левада-центра, проведенному 20-23 марта 2014 года, 88 процентов взрослого населения России (с ошибкой выборки 3,4 процента) высказались за присоединение Крыма к России. [2] Против выступили только 6% опрошенных. Это означает, что большинство этнических нерусских поддержало политику Путина в отношении Крыма. В регулярных опросах Левады рейтинг одобрения Путина вырос с 61 процента в ноябре 2013 года, когда сотни тысяч украинцев публично протестовали против решения своего бывшего президента отказаться от договора об ассоциации с ЕС, до 83 процентов в мае 2014 года, после аннексии Крыма Россией. В то же время готовность россиян протестовать против своего правительства упала до рекордно низкого уровня в 14 процентов. [3]

      В Татарстане вызовы Кремлю по поводу Крыма в основном ограничивались сепаратистской блогосферой (см. фото). Когда прошлой весной в Татарстане прошли массовые акции протеста, симптоматично они были не из-за бедственного положения крымских татар, а против застройки вдоль Волги, поставившей под угрозу коттеджные ( дачных) подсобных хозяйств. По иронии судьбы протестующие против развития сравнили своих предположительно коррумпированных местных чиновников с правительствами Украины и США и попросили Путина защитить их — вряд ли это признак того, что местная общественность потеряла доверие к Путину из-за его политики в отношении Украины. [4]

      Общественное мнение: окно инсайтов

      Данные опроса, проведенного в России незадолго до украинского кризиса, могут помочь нам выявить основания для надежной, хотя и парадоксальной, поддержки российскими этническими меньшинствами путинского экспансионистского этнического русского национализма. . Данные отражают давние и, вероятно, устойчивые общественные взгляды, на которые тогда не повлиял антиукраинско-патриотический шквал кремлевских СМИ с конца 2013 года. Уважаемое агентство РОМИР провело опросы в России 8-27 мая 2013 года в рамках «Нового русского национализма». (NEORUSS)», реализуемый главными исследователями Палом Колсто и Хельге Блаккисруд через Университет Осло при поддержке Исследовательского совета Норвегии. В настоящей записке использованы данные всех четырех опросов проекта на основе репрезентативных многоступенчатых вероятностных выборок взрослого населения Российской Федерации (1000 респондентов), а также городов Москвы (600), Краснодара (600) и Владивостока (601). ). Были созданы две подвыборки. В один входят все 180 респондентов четырех опросов, чья основная этническая самоидентификация была нерусской: 24% из них татары, 22% украинцы, 10% армяне и 17% представителей других национальностей Кавказа или Средней Азии. Во вторую подвыборку вошли респонденты, идентифицировавшие себя только как этнические русские (2,199) со случайной недостаточной выборкой в ​​Краснодаре, чтобы соответствовать региональному распределению в нероссийской подвыборке. Возраст, пол, уровень образования и доход домохозяйства среди респондентов, а также размер и расположение единиц выборки были одинаковыми между подвыборками. [5]      

      Опросы предоставляют проверенные временем показатели общественной поддержки экспансионизма России на постсоветском пространстве, приверженности российскому гражданству, намерения голосовать за Путина на посту президента и оценки экономических показателей России (обычно поддержка руководства страны). Сравнение ответов на соответствующие вопросы в подвыборках этнических русских и нерусских дает нетривиальные результаты.

      1. За СССР

      Еще больше, чем русские, нерусские этносы в опросе хотели расширения территории России. На вопрос интервьюеров о том, что в ходе истории государственные границы могут смещаться, и на вопрос, как бы они хотели, чтобы изменились границы России, 47,3% русских и 53% нерусских ответили, что хотят расширения территории России. [6] Это значительно больше, чем 36,7% нерусских и 38,1% русских, заявивших, что их устраивают нынешние границы России. [7] Почти столько же этнических нерусских, сколько и русских — 19,3% и 21,8% респондентов соответственно поддержали идею расширения России до «славянского союза» России, Украины и Белоруссии. Значительно больше нерусских (33,7%) хотели, чтобы территория России расширилась до границ бывшего Советского Союза, чем этнических русских (25,5%) (см. рис. 1). Статистические тесты показали, что, хотя этнические русские не более склонны поддерживать Славянский союз, чем нерусские, последние неслучайно более склонны поддерживать СССР. Поскольку Украина является частью бывшего Советского Союза и предполагаемого «Славянского Союза», данные опроса показывают, что присоединение Украины к России или к межгосударственному союзу под руководством России получит сильную поддержку как среди русских, так и среди нерусских этнических групп. В частности, этнические нерусские будут черпать значительную мотивацию из предпочитаемой общей институциональной идентичности — с данными, свидетельствующими о устойчивой, хотя и мифической, привлекательности специфической формы мультикультурализма советской эпохи.

      2. Гордые граждане

      Опросы показали, что нерусские национальности так же гордятся своей этнической принадлежностью и российским гражданством, как и этнические русские. Около 95% респондентов, как этнических русских, так и нерусских, заявили, что гордятся своей национальностью, и около 90% и тех, и других заявили, что гордятся тем, что являются гражданами России (рис. 1). Можно было бы ожидать, что обиженные и отчужденные этнические меньшинства будут демонстрировать большую гордость за свою этническую принадлежность, чем титульное этническое большинство, но меньшую гордость за свое гражданство. Это явно не имело место в опросе 2013 года, который показал, что российские этнические меньшинства могут быть столь же патриотичными и поддерживать политику Путина в отношении Украины так же непреклонно, как и этническое русское большинство.

      3. Поддержка Путина

      Среди потенциальных избирателей среди респондентов этнические нерусские выразили такую ​​же готовность поддержать Путина как президента, как и этнические русские (рис. 1). Около 71% респондентов нерусской национальности из числа тех, кто голосовал на президентских выборах 2012 года, заявили, что отдали свой голос за Путина. Это немного больше, чем 67 процентов этнических русских, которые заявили, что голосовали за Путина. На вопрос, за кого бы они проголосовали, если бы на момент проведения опроса (май 2013 г.) состоялись президентские выборы, разница между этническими русскими и нерусскими осталась примерно такой же (50 и 47 соответственно), хотя общий уровень поддержки отказался. Эти процентные различия между подвыборками не были статистически значимыми, а это означало, что Путин мог рассчитывать примерно на одинаковое количество голосов нерусской и русской национальностей.

      Одна важная оговорка заключается в том, что этнические нерусские значительно чаще говорили, что воздержались или воздержатся при голосовании, но даже эти цифры были далеко не такими масштабами, как отказ крымских татар голосовать в наскоро организованном « референдум» о независимости Крыма во время военного вторжения и захвата Крыма под руководством России в марте 2014 года. Согласно опросам ROMIR, более 43 процентов нерусских этнических групп заявили, что не голосовали в 2012 году, по сравнению с примерно 30 процентами этнических русских. Эти цифры составили 15 и 23 процента соответственно, когда их спросили, будут ли они голосовать на президентских выборах, состоявшихся во время опроса в 2013 году. В 2012 году, хотя и не в 2013 году, разница в неучастии в голосовании была статистически значимой, что, возможно, указывает на скрытую напряженность. между правительством Путина и национальными меньшинствами России. Однако вряд ли этот вопрос представляет для Кремля политическую угрозу. Во-первых, масштаб оценочного неучастия снизился с 2012 по 2013 год, и разница между группами в 2013 году перестала быть статистически значимой. Во-вторых, данные в целом говорят о том, что даже если у этнических меньшинств возникают претензии к Путину, они скорее выражают их уходом из политики, чем походом на Кремль.

      Путина также может удовлетворить преобладающее мнение этнических меньшинств о том, что экономика России работает хорошо и имеет хорошие перспективы на будущее. Около 77 процентов как этнических русских, так и нерусских в 2013 году заявили, что экономика была такой же сильной, если не сильнее, чем годом ранее. Меньшинства, на самом деле, имели несколько более оптимистичные экономические прогнозы, причем больше из них — 26,4 процента по сравнению с 21,9 процента среди этнических русских — говорили об улучшении экономики (рис. 1).

      4. Прислушиваться к Путину

      Эксперимент с раздельной выборкой, проведенный в рамках опросов, показал, что этнические нерусские больше, чем этнические русские, реагируют на заявления Путина. Рандомизированной половине респондентов в Краснодаре, Владивостоке и Москве был задан вопрос, считают ли они, что этническое разнообразие укрепляет Россию. Оставшейся половине респондентов задавали тот же вопрос, но на этот раз вопрос предварялся следующей репликой: «Путин утверждает, что этническая пестрота населения России укрепляет нашу страну». Среди этнических русских эта реплика практически не влияла (табл. 1), но среди этнических нерусских она оказывала ощутимое и статистически значимое влияние с вероятностью не более 0,1%, что разница между путинской репликой и не- Путинские результаты были обусловлены исключительно случайностью. [8]    

      Однако путинская реплика повлияла на этнических нерусских таким образом, что представляет собой вызов — хотя и вряд ли серьезный или значительный — для Кремля. Услышав, что Путин сказал, что многообразие укрепляет Россию, с этим утверждением согласилось меньше нерусских, чем без подсказки. Реплика Путина снизила процент нерусских, считающих, что разнообразие укрепляет Россию, почти на пятую часть, то есть с 32 до 26 процентов в абсолютном выражении. Они, казалось, доверяли намерениям Путина, но не доверяли их непредвиденным последствиям — таким образом, вероятно, чувствуя, что если Путин хочет, чтобы этническое разнообразие укрепляло Россию, конечный результат вполне может быть противоположным. В окончательном подсчете, как и в случае с отказом от голосования, процент респондентов, явно склонившихся к путинской реплике, все еще был мал по сравнению с общим объемом выборки. При рассмотрении этих результатов можно также вспомнить, что советскому режиму удавалось просуществовать десятилетия, несмотря на стойкое недоверие рядовых граждан к его лидерам.

      Последствия для России и Запада

      Экспансионистская политика Путина в бывшем Советском Союзе под знаменем русского национализма — как это ни парадоксально — вряд ли вызовет отчуждение у значительной части российских этнических меньшинств. Более того, этнические нерусские, которые потенциально могут протестовать против подъема русского шовинизма или возрождения советского наследия угнетения этнических меньшинств, скорее всего, сделают это молча.

      Более того, территориальная экспансия на постсоветском пространстве не только имеет прочную основу для поддержки среди нерусских этнических групп, но и, по-видимому, снижает изоляционистские настроения среди этнических русских, которые оставались неизменно сильными на протяжении более десяти лет. Средненадежный опрос ВЦИОМ показал, что поддержка лозунга «Россия для русских» в мае 2014 г. упала до 38% по сравнению с 50% в сентябре 2013 г. За тот же период поддержка России как многонационального государства выросла до 57% с 44 процента. Если националистический экспансионизм снизит этническую напряженность в России, как показывают эти данные, Кремль получит дополнительную мотивацию для проведения экспансионистской политики на постсоветском пространстве, чтобы при желании увеличить продолжительность правления Путина даже после 2024 года. Если российские этнические меньшинства превратятся в «пятую колонну», скорее всего, это будет та, которая поможет Путину построить СССР 2.0, а не подорвет его экспансионистские замыслы.

      В той мере, в какой западные лидеры рассчитывают на внутреннюю уязвимость, отчасти возникающую из-за возможной этнической напряженности внутри России, для сдерживания путинского экспансионистского стремления к Евразийскому союзу, в котором доминирует Россия, они не учитывают решимость Путина расширить владения России. Это только повышает ценность согласованного внешнего давления на Москву — особенно экономического и военного характера — если целью ведущих демократий мира является сохранение свободы, независимости и целостности постсоветских государств, таких как Украина.

      [Пожалуйста, см. документ PDF для рисунка 1, таблицы 1 и фотографии]


      [1] Обзор см. в публикации Университета Шеффилда Нурай Аридичи «Как Владимир Путин изменил значение слова «русский»», размещенной по адресу http://theconversation.com/how-vladimir-putin -has-changed-the-meaning-of-russian-24928 , по состоянию на 11 июля 2014 г.

      [2] украина-крыму-и-реакция-россии

      [3] http://www.levada.ru/indexy

      [4] http://kazan.mk.ru/article/2014/04/07/1009967-tatarstantsam -ustroili-kryim-na-volge.html

      [5] На основе независимых выборок t-тестов с одинаковыми предполагаемыми и не предполагаемыми дисперсиями. Тесты дисперсии показывают, что разница в размере подвыборки не оказала существенного влияния на средние значения подвыборки.

      [6] Без учета «затрудняюсь ответить» и отказов отвечать на вопрос, при достоверности N=166 (нероссийская подвыборка) и N=2219(русская этническая подвыборка).

      [7] Еще один вариант ответа респондентов – исключение республик Северного Кавказа из состава России, за что проголосовало около 10% нерусских и 14,5% русских. Несмотря на то, что эти респонденты, по-видимому, поддерживают территориальное сужение России, стоит отметить, что этническая националистическая мотивация, вероятно, сильно повлияла на их эксклюзивистские предпочтения — мотивация, которая в контексте повышенного националистического рвения могла местами трансформироваться в поддержку российской экспансии за пределы Северного Кавказа.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *