Декоративно-прикладное искусство
Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей от 5 до 6 лет группы общеразвивающей направленности по теме: “Городецкая роспись деревянной доски”.
Цель
– Учить детей расписывать шаблон по мотивам городецкой росписи. Учить выделять элементы росписи, их композиционное расположение, колорит.
– Развивать чувство ритма, цвета, композиции, развивать умения детей в смешивании цвета.
– Воспитывать интерес к изделиям городецких мастеров, желание создавать красивый узор.
Материалы:
Для воспитателя – 2 образца узора (розовый и голубой) на разделочной доске; выставка – ширма с иллюстрациями работ городецких мастеров; краски, кисточка, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки, банка с водой, салфетка (на каждого ребенка)..
Ход занятия:
Орг. момент:
Дети садятся за столы. Раздается тук в дверь, заходит Почтальон.
Почтальон: Здравствуйте, ребята, я принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста.
Воспитатель читает детям письмо: “Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (Воспитатель достает заготовки из конверта). Какими же узорами нам их расписать?
Знакомство с новым материалом:
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Есть на реке Волге старинный русский городок, широко известный сегодня своей характерной росписью по дереву – это Городец.
Главными кормильцами городецких жителей в прошлом были лес и река. Местные мастера всё из дерева умели делать – и дома, и лодки, и всякую домашнюю утварь, и детские игрушки. Чтобы жить и работать было веселее, они украшали всё это резьбой и росписью. Предметы быта радовали глаз и сердце. Своего расцвета городецкая роспись достигла в украшении прялочных донец, а когда донца “ушли в историю” роспись получила новое рождение на других изделиях.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы:
-Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья).
Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на доске. На одном образце доски узор расположен в прямую линию, а на другом загнутой линией. Бутон в центре узора “смотрит” вверх, а два других смотрят в противоположные стороны. Один влево, другой вправо.
Воспитатель показывает, как надо рисовать бутоны, сначала рисует крупные круги, потом на каждом круге рисует маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку. Предлагает двум детям дорисовать глазки и дужки на левом и правом бутонах.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная.
– Ребята, как вы думаете, какими приемами следует рисовать крупные листья и какими мелкие? У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).
Физкультурная минутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладони три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.
– Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.
Самостоятельная работа детей:
В процессе работы воспитатель советует детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминает детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.
Итог:
Готовые работы выставляются на выставку, где дети сами оценивают и выбирают лучшие работы. Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Городецкая роспись как источник вдохновения
Богата земля русская промыслами. Кто из нас не знает дымковскую, филимоновскую, богородскую игрушки, жостовские подносы, палехские и федоскинские миниатюры, хохлому, и, конечно, гжель?
Но сегодня я хочу рассказать только об одном промысле – городецкой росписи. Яркая, самобытная, символичная и немного наивная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или даже хоть раз увидев эту роспись, вы более никогда ее не спутаете ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся. Городецкая роспись весьма своеобразна по своей манере. Но об этом в другой раз 🙂
А сегодня давайте сделаем небольшой экскурс в историю. «Откуда есть пошла» роспись городецкая?
Родился этот вид промысла на берегах Волги, а именно в селах и деревнях Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Букино и других. Зарождение резного промыла в Поволжье связано с деятельностью Петра I по созданию русского военного флота. Каждый корабль непременно украшался деревянной резьбой, демонстрируя как военную мощь России, так и художественный талант населявших ее народов. В течение XVIII века строительство кораблей переместилось ближе к берегам морей. А мастерам пришлось искать новое применение накопленному опыту. Одни стали вырезать ложки, другие точили миски и чашки, а третьи — изготавливали орудия труда для прядения и ткачества.
Если быть исторически достоверными, то вначале «городецкая роспись» была и не росписью вовсе, а инкрустация деревом. Крестьяне изготавливали особые прялки и отвозили продавать их на нижегородскую ярмарку. Поэтому и техника украшений прялок сперва называлась нижегородской.
Вот так выглядела эта техника.
Городецкие прялки были особенными благодаря донцу (дощечка на которую садится пряха) и гребню прялки. Окончив прясть, пряха вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.
Мастера украшали донце следующим образом: в углубления вставлялись вырезанные из дерева другой породы (например, мореного дуба) фигурки. Такие элементы рельефно отличались на поверхности, и всего два оттенка дерева в руках городецких мастеров создавали настоящие произведения искусства на основе обыкновенной доски. Чуть позже мастера начали использовать яичные краски для подкрашивания донец, что сделало из еще красочнее. И краски выбирались яркие: синяя, красная, зеленая, желтая.
Дальше история городецкой росписи развивалась по законам рынка 🙂 Спрос рождает предложение, а необходимость увеличения предложения закономерно влияет на оптимизацию процесса производстваJ В итоге, во второй половине XIX века инкрустация как сложная и трудоемкая техника была заменена обыкновенной резьбой с покраской, а уже в конце века донца становятся исключительно расписными.
Почему же роспись назвали городецкой?
Название «городецкая» появилось лишь в 1930-х годах. Такое название в культурологический обиход ввел В.М. Василенко, исследователь народной культуры. Поскольку все вышеназванные поселения находились близ Городца, то Городец был главным (после Нижнего Новгорода) рынком сбыта расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но кроме этого, сюжеты росписи тесно связаны с культурой и бытом Городца.
Вид Городца с Волги. Середина XIX в.
Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность.
Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике «Городецкая роспись» работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.
Позже начали расписывать не только прялки, но и всевозможные предметы из крестьянского быта — лукошки, солонки, деревянные игрушки, короба для хранения пряжи и многие другие изделия.
К началу XX века промысел потихоньку пришел в упадок, а вскоре и вовсе прекратил свое существование.
Восстанавливать Городецкую роспись начали только в 30-х годах XXвека, когда открылась мастерская живописцев. В 1960 году в Городце была создана фабрика «Городецкая роспись». И как важно знать, что замечательный русский промысел возрожден, пусть не так как было раньше, ветер времени другой, но есть Мастера, которые несут в своем сердце искру Любви к народному творчеству, которые не просто возрождают его, но и развивают, обучая молодых художников.
Посмотрите эти работы, они чудесны. Кому-то они покажутся наивными, детскими, но разве взгляд на мир глазами детей — не величайшее и редчайшее качество человека, чувствовать счастья.
Кубаткина Л.А. Панно «У виноградных ворот»
Работы Беспаловой Л. Ф.
Работы Веры Колесниковой
Ларец Сказок Елены Староверовой
Другие работы
Впервые мотивы городецкой росписи я попробовала изобразить в школе, на уроках рисования. Но поскольку художник из меня тот еще, то кисть и карандаши с тех пор в руках я не держала. До того момента пока не увлеклась полимерной глиной. Если большинство наших изделий появляются на свет без эскиза, то создать брошь по мотивам городецкой росписи без эскиза не удалось. Пришлось взять в руки карандаш и вспомнить школьные уроки:) Нет, рисовать я не начала, но отказать себе в удовольствие попробовать сделать что-то по мотивам городецкой росписи, я не могла.
При написании статьи использовались материалы из различных источников.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад № 4 «Гнездышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В старшей группе №1 «Галчата»
НОД в области
Художественное творчество (Рисование)
ТЕМА:
«Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Воспитатель: Фатахова Альбина Меджидовна
Апрелевка 2016 г.
Конспект ООД по рисованию в старшей группе
«Украшение разделочной доски по мотивам городецкой росписи»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное
Развитие», «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Познакомить с историей возникновения Городецкого промысла. Научить писать элементы росписи: цветок ромашка, листок.
Задачи:
Обучающие:
– учить рисовать ромашку и листья с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи;
– учить изображать узор в указанной последовательности от центра к краям;
– закрепить умение рисовать всей кистью и ее концом. Использовать разные кисти.
Развивающие:
– развивать умение смешивать цвета;
– развивать чувство композиции;
– развивать интерес к народному творчеству;
Воспитательные:
– воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь;
– воспитывать любовь и интерес к народным промыслам;
Материал:
предметы городецкой росписи: доски, бочонок; иллюстрации работ городецких мастеров; заготовки нарисованных разделочных досок; образец узора из элементов городецкой росписи на разделочной доске; кисти обычные, кисти оформительские, гуашевые краски: красная, белая.
Предварительная работа: знакомство детей с разнообразием росписей, рисование элементов хохломской и дымковской росписей. Рассматривание альбомов, слушание рассказов педагога о видах декоративно-прикладного искусства.
Словарная работа: городецкая роза, ромашка, купавка, розан, виноград.
Метода и приёмы: наглядные, словесные, игровые.
Ход занятия:
Дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель: «Ребята, сегодня почтальон принёс для нашей группы письмо: Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.
– Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать? Есть одна
замечательная роспись, сейчас я вам о ней расскажу. На берегу Волги есть древний русский городок Городец. В этом городе жили люди, которые начали делать посуду из дерева. Раньше у людей не было такой, как сейчас, посуды. Они вырезали её из дерева. Вырезали чашки, ложки, миски, разделочные доски, блюдца, хлебницы, шкатулки. Эти изделия были очень нужными, но получались не очень красивыми. Поэтому люди стали расписывать эти изделия различными узорами. Сейчас я вам покажу несколько образцов таких деревянных изделий (воспитатель демонстрирует доски, бочонок).
Дети садятся за столы.
Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи:
Это городецкая роспись.
как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.
Птицы смотрят из ларца.
Чудо роспись Городца.
Дети рассматривают иллюстрации городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? Какие краски по цвету использованы?
– Ребята, вы так долго и внимательно рассматривали иллюстрации и ваши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть и сделаем гимнастику для глаз.
1. Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
2. Посмотреть влево-вправо.
3. Хлопать ресницами часто-часто.
4. Зажмуривать – широко раскрывать глаза.
Воспитатель:
– Ребята, а теперь посмотрите, как располагаются элементы росписи на образце. Ромашка расположена в центре. Воспитатель показывает схему написания ромашки.
– Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые цвета у вас есть? Какого цвета не хватает? (розового). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной).
На доске вы видите образец написания цветка, который называется ромашка, его поэтапное выполнение. 1 этап называется подмалевка (изображение розового круга в центре листа, 2-ой оттушёвка красный краской круг в центре и лепестки ромашки) и 3-ий оживка (белой и черной краской выполнены завитки, точки).
Давайте приступим к первому этапу выполнения. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Пока наш круг будет подсыхать, предлагаю немного отдохнуть.
Физкультурная минутка.
Громко цокают копытца (шаги на месте)
По мосту лошадка мчится (скакать, как «лошадка»)
Цок, цок, цок.
А за ней вприпрыжку (бег на месте с подскоками)
Жеребёнок и мальчишка.
Цок, копытце жеребёнка (топнуть правой ногой).
Цок, каблук о доски звонко (топнуть левой ногой).
Понеслись, лишь пыль клубится («моталочка» руками).
Всем пришлось посторониться (пятиться на пятках назад).
Теперь переходим ко второму этапу выполнения. Красным цветом выполняем оттенок: рисуем красный круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно бы это сделать? (путем примакивания кисти). Далее приступим к выполнению третьего этапа – оживка. В центре красного круга поставим крупную белую точку, а по краям маленькие. Таким же образом, как мы рисовали красные лепестки, рисуем белые лепестки ромашки.
– Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны.
Рефлексия.
– Понравилось вам занятие?
– Ребята, с какой росписью мы с вами сегодня познакомились?
– Какую посуду вырезали мастера и из чего?
– Что на ней нарисовано?
– Какие цвета использовали мастера для городецкой росписи?
– Какие элементы чаще всего встречаются в росписи?
Самоанализ ООД.
Содержание ООД основано на требованиях основной программы ФГОС «От рождения до школы» по ред. Н. Е Вераксы, Т. Т. Комарова, А. Е. Васильева. Время проведения соответствовало СанПину и гигиеническим требованиям длительностью 25 мин. Мною были соблюдены нормы педагогической этики и культуры общения. В ходе ООД дети были активны, любознательны, внимательны. Считаю, что при проведении ООД были реализованы все цели и задачи.
Литература:
1. ФГОС. Комплексные занятия. Организованная образовательная деятельность «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. Т Комаровой, А. Е. Васильевой. Издательство «Учитель», стр. 234.
2. ФГОС. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду». Издательство «Просвещение», стр. 176.
1. Орг. момент. | |
2. Сообщение темы и цели занятия.
| |
3. Вводная беседа-лекция. /Ребят встречает экскурсовод./
| Слайд 1. |
| Слайд 2. |
| Слайд 3. |
Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украшать тонкой резьбой, чтобы спорилась работа у прях. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта. В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета. | Слайд 4. |
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы. В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. | Слайд 5. |
Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии. | Слайд 6. |
| Слайд 7. |
| Слайд 8. |
Основой любого Городецкого цветка является круг. Поэтому посмотрите, в какой последовательности рисуется цветок. Цвет мотива накладывается в цвет подмалевки, но на тон темнее. Оживка всегда белая, на листьях может быть желтой. Край изделия обрамлен красной обереговой полосой. | Слайд 9, 10. |
| Слайд 11. |
/Переход детей из выставочного зала в кабинет./ | Слайд 12, 13. |
4. Роспись доски городецким узором. а) Повторение правил работы и этапов выполнения городецкой росписи.
Правила работы с кистью
Правила работа с красками
1 этап – тонировка поверхности. 2 этап – подмалевок. 3 этап – мотив. 4 этап – оживка. б) Показ педагогом выполнения розана.
в) Самостоятельное выполнение детьми росписи разделочной доски. г) Подведение итогов работы. Самооценка качества выполнения росписи доски.
| |
5. Подведение итогов занятия.
|
Городецкая роспись по дереву
Городецкая роспись по дереву известна со второй половины XIX в. Первоначально она применялась для декорирования донец прялок, позже стала использоваться для украшения домашней утвари. Основными мотивами росписи являлись изображения людей, коней, птиц, цветов. Роспись ведется в несколько этапов клеевыми красками по доске, также загрунтованной краской на клею. Первый этап – подмалевок, – во время которого намечается основной сюжет композиции, вырисовываются основные цветовые пятна. Второй этап – белилами прописываются места под изображения лиц людей и кистей рук. Третий этап – оттенёвка, когда более темным цветом наносятся мазки на цветы, выделяются тычинки, прописываются прожилки листочков. Последний этап – разживка – выполняется черным или белым цветом, в результате чего окончательно оформляется композиция. Просушенное изделие покрывается олифой.
Село Городец было основано еще в XVI веке. Промыслом занимались крестьяне всех окрестных деревень: женщины пряли нитки, изготовляли холсты. В нижегородском крае пряли не с прялки, а с гребня. В донце вместо лопасти прялки вставляли гребень, а на его зубья надевали кудель. Поверхность донца давала художнику возможность развернуть целые живописные полотна. Донце, на котором сидела пряха, делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень. Окончив работу, пряха вынимала гребень и вешала на стену избы донце, которое служило и для украшения интерьера.
Первоначально донца прялок местные мастера декорировали резьбой, а со второй половины XIX в. их стали украшать живописью. Местные предания сообщают, что замена резца на кисть произошла в 1870 г., когда в село Косково из Городца приехал Николай Иванович Огуречников, работавший по поновлению живописи в церквях. Он передал местным мастерам секреты технологии письма красками, приготовленными на жидком клее, показал, как пишутся беличьей кистью кони, птицы и нарисовал первые образцы мотивов цветочного орнамента – розы и «купавки», – ставшего характерным для городецких изделий.
Как правило, донца расписывали не по одному, а партиями.
Вначале мастер грунтовал доску донца, разделенную на несколько ярусов, клеевыми красками. Каждый ярус крылся своим цветом. После грунтовки художник очень аккуратно зачищал поверхность донец, удаляя поднявшиеся во время грунтовки ворсинки дерева, покрывал основу тонким слоем прозрачного жидкого клея, а затем тщательно просушивал донца.
Роспись велась такими же приготовленными на клею красками, причем они составлялись одновременно с подготовкой цветного грунта, что позволяло создавать гармоничную цветовую палитру. Первый этап росписи –подмалевок, во время которого намечался основной сюжет композиции и вырисовывались основные цветовые пятна. Далее мастер белилами прописывал места, где должны были быть изображены лица людей и кисти рук. Следующей стадией была оттеневка, когда более темным цветом наносились мазки на цветы, выделялись тычинки, прописывались прожилки листочков. Наконец черным или белым цветом выполнялась разживка. Она способствовала оживлению росписи и объединяла все мотивы в целостную композицию. Просушенное после росписи изделие покрывалось олифой.
Впоследствии сюжеты и тип росписей, ранее применявшийся только для донец прялок, стал использоваться для украшения различных предметов домашней утвари и даже мебели.
ГОРОДЕЦ КРАСКА
Городецкая роспись на деревянных досках считается одним из лучших отечественных художественных промыслов России. Он возник в середине 19 века в деревнях, расположенных на реке Узолс в окрестностях Городца (Нижегородская губерния) в связи с изготовлением деревянных отходов.
Следует отметить, что история Городца, города, расположенного на левом берегу реки Волги, намного древнее, чем история ремесла, названного в его честь.Первые поселения появились в этих местах в 12 веке. Географическое положение города стимулировало развитие различных ремесел: поблизости традиционно проходила знаменитая Макарьевская ярмарка, крупнейшая в России. Среди жителей поволжских городов было много кузнецов и ткачей (поскольку на соседних полях всегда были хорошие урожаи льна), но в основном местные мастера любили работать с деревом. Они производили различные деревянные изделия, но их прялки пользовались наибольшей популярностью и продавались на местных ярмарках по всей России, даже в самых отдаленных ее частях.Именно прялки стали первым объектом знаменитой городецкой росписи.
В отличие от широко распространенного типа прялок, вырезанных из деревянного монолита, городецкий пряток состоял из двух частей – дна и клинка. Дно было сделано из широкой доски, суженной к одному концу с небольшим отверстием, в которое вставлялась ножка лезвия. Когда прятки не были обработаны, лезвие вытащили из отверстия, и нижняя доска была подвешена на стене, став оригинальным украшением.
По мере увеличения производства этого популярного предмета оригинальный местный стиль декорирования нижних разделочных досок приобрел форму, когда декоративные фигуры были вырезаны из древесины других пород и вставлены в соответствующие углубления. Вставки, сделанные из темного дуба, выделялись на более светлой поверхности нижней доски. Таким образом, используя только два оттенка дерева и набор простых инструментов, местные мастера превратили поверхность доски в предмет красоты.В середине 19-го века инкрустированные украшения нижних досок были заменены росписью. Этот процесс начинается с тонировки фона и вырезания орнамента, к которому позже добавляются красочные картинки. Яркое сочетание желтого цвета, которое красиво выделяется на фоне темного дуба, украшенного пятнами синего, зеленого и красного, делает доски элегантными и красочными. Самая ранняя нижняя доска, декорированная в такой технике, была изготовлена мастером Лазаром Мельниковым в 1859 году.
Необходимость наращивания производства нижних досок неизбежно приводила к упрощению декоративных приемов.Со второй половины 19-го века трудоемкие приемы инкрустации деревянными украшениями стали заменяться более простыми резьбами с последующей росписью узоров, а с 70-х годов XIX века городецкие своды в основном украшались только расписными сценами. Из-за простоты и меньших трудозатрат покраска вскоре полностью вытеснила инкрустацию. Эта более простая и более демократичная техника позволила заняться новыми предметами и овладеть оригинальным свободным стилем, который позволял художникам создавать картины без предварительного намечения контуров.Поскольку нижние доски не требовали термической обработки, художники могли использовать полную палитру цветов и оттенков.
При создании расписных орнаментов городецкие мастера использовали те же популярные предметы, которые они ранее использовали для инкрустации, и тот же обобщенный способ рендеринга предметов. Позже спектр предметов значительно расширился, так как художники начали выводить их из лубок (популярные принты с изображением ярких картин, нарисованных в примитивистском стиле).
Самая большая особенность городецкой живописи заключается в информативности картин. Сцены из повседневной жизни были самым популярным жанром. Изображения были традиционными по природе, свободными и декоративными по форме, иногда граничащими с карикатурой. Они представляли жизнь крестьянства, купцов, свадебные сцены с женихами на лошадях, традиционное чаепитие, праздничные прогулки, сцены из городской жизни, персонажи народных сказок, батальные сцены, вдохновленные русско-турецкой войной, всадники, экипажи, дамы, солдаты , собаки, разнообразные сцены романтических прогулок джентльменов и их дам.
Особенно поразителен традиционный рендеринг сильной и вспыльчивой лошади, которая олицетворяет идею красоты как силы и силы, а также петуха в гордой, воинственной позе. Наряду с реалистичным изображением людей и животных можно увидеть декоративные изображения птиц и животных. Есть даже экзотические львы и леопарды, обычно раскрашенные парами, геральдически обращенные друг к другу. Значительное место занимают цветочные мотивы пышных букетов роз; окрашены смелым, декоративным способом, различными цветами, разбросанными среди гирлянд и букетов.Везде, где позволял сюжет, городецким мастерам нравилось использовать мотив пышной занавески, связанной веревкой с кисточками.
Созданный с помощью уникальной техники стиль резного днища Городца характеризовался следующими особенностями. Инкрустированные фигурки лошадей и людей, сделанные из мореного дуба, были обогащены различными мотивами – стволами деревьев и ветвями, силуэтами птиц и т. Д. Композиционно поверхность нижней доски была разделена на два или три яруса.Верхний ярус обычно изображал двух всадников с обеих сторон цветущего дерева с птицей, сидящей на ветке, и несколькими собаками под ним. Средняя часть была украшена орнаментальной полосой, а нижний ярус использовался для изображения сцен из повседневной жизни. Постепенно появились более характерные приемы городецкого стиля, включающие многоступенчатый процесс, близкий к профессиональной живописи. В первую очередь художник тонировал фон (это также послужило учебником для начинающих). На цветном фоне первая грубая картина («подкраска») была сделана большой кистью, чтобы подчеркнуть основные цветовые пятна, и только после этого художник, используя тонкую кисть, тщательно вырисовывал детали.Картина была завершена легкими мазками белого и черного цветов, которые объединяли разные части в единое целое.
Готовая картинка обычно обрамлялась графическими линиями. В городецких росписях во многих простых орнаментальных мотивах использовались розы, цветочные бутоны, стебли травы.
Декоративный характер орнаментов подчеркивался выбором цветов и манеры росписи. Любимые цвета, выбранные для фона, были ярко-зеленый, интенсивный красный, темно-синий, иногда черный, что особенно хорошо контрастировало с сочными брызгами многоцветной палитры Городца.Отбеленные тона добавили к изобилию богатых оттенков. Картины были сделаны только кистью, без каких-либо предварительных рисунков, со свободным, сочным ударом. Удар был довольно разнообразным от широких штрихов до прекрасных мазков и мастерски выполненных очертаний. Художники работали быстро, используя обобщенные, примитивистские приемы. Каждый мастер использовал свои любимые цвета и их комбинации (краски смешивались с жидким столярным клеем). Хотя городецкие художники были достаточно свободны в выборе своего индивидуального стиля, они наблюдали общепринятые процедуры выбора профессиональных цветовых комбинаций.В результате готовые изделия демонстрируют гармоничный баланс красочных пятен, мастерски размещенных на поверхности. Окрашенные изделия Городца, оставаясь верными традиционному стилю, со временем стали еще красочнее, технически утонченными и современными.
Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком кисти и отделанная черно-белыми контурами, украшенные прялки, футляры для рукоделия, деревянные сундуки, предметы мебели и различные предметы быта крестьян – корзины, солонки, деревянные игрушки, а также как ставни, двери и ворота.
Период 70-90-х годов 19-го века, связанный с бурным ростом коммерческой деятельности в лесных районах вокруг Волги, ознаменовался взрослением городецкого стиля живописи. По мере развития этого ремесла (к концу XIX века в нем участвовали люди из десятка деревень), декоративная живопись обогащалась новыми предметами.
Пик популярности ремесел пришелся на 90-е годы 19-го века, когда производство днища прялки достигло 4000 штук в год, но к началу 20-го века ремесло пришло в упадок и во время Первой мировой войны практически прекратило свое существование.Современное возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И. Овешкова, который в 1935 году открыл общественную мастерскую в селе Косково, объединяя старых художников. Овешков не только взял на себя руководство мастерской, но и организовал курсы профессиональной подготовки молодых художников. Под его руководством ассортимент декоративных предметов начал расширяться.
В 1951 году в селе Курцево он основал художественную мастерскую «Стахановец» во главе с художником А.Коновалов, потомок известной художественной семьи. В мастерской изготавливали мебель, украшенную традиционной городецкой росписью. Ассортимент продукции – правда, довольно медленно начал увеличиваться. Знаменитый городецкий конь-хобби впервые был изготовлен в «Стахановце», давно забытые сюжеты и сюжеты вернулись к жизни.
В 1960 году мастерская была превращена в фабрику и переименована в «Городецкий орнамент». В 1969 году на фабрике была создана экспериментальная художественная лаборатория, которая занималась созданием новых предметов и композиций.Несмотря на тяжелые времена, которые отмечали российскую экономику в конце 20-го века, городецкая живопись сохранилась. Темы менялись со временем, включая новые, менее традиционные, более современные мотивы. В настоящее время городецкая живопись продолжает развиваться, продолжая при этом соблюдать старые художественные традиции и стили XIX века. Хотя функциональные применения продуктов Городца изменились, по большей части их орнаментация все еще включает традиционные изображения длинноногих лошадей, всадников, волшебных птиц и цветов.
С 1995 года успешно работает мастерская иконописи; здесь они пытаются возродить иконографические приемы XIV-XV веков с полным соблюдением православного иконографического канона. Городецкие мастера также стараются сохранить принципы знаменитой городецкой резьбы, которые в наши дни используются при изготовлении гербов, резных икон и уникальных произведений искусства.
,
Городецкая роспись
История Городецкой росписи начинается в 19 веке. В этот период он стал одним из видов ремесел, которые так широко распространялись в Городце Нижегородской губернии. Это ремесло не забыто и существует по сей день.
Это началось с того времени, когда дно и расческа были нарисованы у прялки.
Городецкая роспись
С точки зрения технологического процесса этот вид живописи гораздо проще, чем хохломская, которая, кстати, тоже возникла в этих местах.Окрашенная композиция наносится прямо на доску. При желании доска сначала загрунтована. Для грунтования берут краски разных цветов. Сначала местоположение будущих элементов указывается на доске карандашом. Композиция будущего образца строится. Если мастер достаточно опытен, то этот этап не используется в его работе. Рисунок наносится сразу же с использованием красок. Основные пункты выполнены красками более светлых тонов, и к ним применены более темные элементы, такие как лепестки, бутоны и многое другое.На последнем этапе выполняются точки и штрихи. Для этого используются белый и черный цвета красок. На этом этапе все действия выполняются очень тонкой и мягкой кистью. Это позволяет создать у работы впечатление полноты. Когда краска высохнет, наносится лак.
Доступны следующие основные композиционные типы:
- цветок;
- «Лошадь» и «птица»;
- сюжетная линия.
Городецкая роспись
Первый вариант наиболее распространен, потому что такая картина самая простая.В самых простых версиях изображены один цветок и листья. Орнаментальные композиции расположены по бокам изделия. Таким образом, например, они рисуют хлебницы. Обложка содержит изображение цветка, а по бокам растительный орнамент.
В цветочной живописи распространены виды орнаментов.
1) Букет
Цветы расположены симметрично. Этот вид живописи встречается на коробках, шкатулках и других предметах.
2) Гирлянда
Она – вариация букета.В центральной части – крупный цветок, а по бокам – цветы и листья, размеры которых значительно меньше. Они могут иметь круговое расположение или располагаться в линию. Этот тип росписи характерен для хлебных корзин, посуды и т. Д.
3) Ромб
Это разновидность гирлянды, в которой цветы расположены так, что они образуют фигуру в форме ромба.
4) Цветочная полоса
Она появилась с того времени, когда прялки были подписаны.Это композиция из ленточного персонажа, состоящая из цветов, повторяющихся один за другим. Размеры цветов одинаковы, но они разделены листьями.
5) Венок
Это похоже на цветочную полоску, но она закрывается по краям объекта.
“Лошадь” и “птица”
Встречается по широкому кругу вопросов. Это найдено на предметах домашнего обихода. Мотивы здесь имеют ярко выраженный симметричный характер. По месту расположения они могут быть размещены внутри цветочной гирлянды.Если такие мотивы изображены отдельно, симметрия цветочной композиции может быть сохранена или может быть нарушена.
Сюжет сюжета
Ее отличает самая большая сложность, но самая красивая. Сюжеты могут быть совершенно разными. Здесь проходят вечеринки, сборы и многое другое. Сюжеты из современной жизни также могут иметь место. Такая картина характерна, по большей части, для панно.
]]>.
Городецкая живопись – одно из самых известных народных художественных промыслов России, яркий феномен так называемого наивного искусства. Яркая и лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, статуэтки лошадей, петухи и цветочные узоры) выполняется свободными мазками кисти, с белым и черным графическим контуром, украшенными прятами, мебелью, дверьми и ставнями. Хотя городецкие мастера не следовали законам перспективы и их конструкции были плоскими, живопись всегда получалась потрясающе легкой и прозрачной.Он насыщен насыщенными красками русского лета с пестрой травой и освещен ярким полуденным солнечным светом, льющимся на роскошные гирлянды цветов и причудливых птиц.
Городецкая роспись возникла из резных городецких поводков, которые были изготовлены в деревнях неподалеку от города Городец в Нижегородской области. Первоначально городецкие ремесленники использовали технику инкрустации для украшения рыхлостей: они вырезали фигуры из разных пород дерева и вставляли их в углубление соответствующей формы.
Всадники, солдаты, дамы и господа, собаки – вот изображения уникального стиля и техники резных городецких прыщей. Вставленные фигуры из дымящегося дуба были окружены дополнительными резными мотивами из стволов и ветвей деревьев, и на них сидели птицы. Композиции с этими традиционными мотивами до сих пор присутствуют в городецкой росписи, но наиболее важным является Лошадь, воплощающая понятие силы и красоты.
Середина 19-ого столетия видела переход от инкрустации к живописи прялок.Этот процесс начался с обесцвечивания резных прядей.
Живопись, будучи менее сдержанной техникой, позволяла мастерам создавать новые сюжеты и обучала красоте свободного рисования. За 50 лет городецкая живопись обрела форму, своеобразный стиль и узоры крупных и лаконичных цветовых пятен. Помимо увольнений, городецкие художники рисовали детские коляски, стулья и мочалки для хранения пряжи.
В наши дни городецкие мастера переключились на масла и расширили палитру, и больше не рисуют прятки, но они придерживаются традиционной технологии и используют похожие образы и мотивы в своих работах.Это декоративные панели, шкатулки, ящики, различные наборы кухонных принадлежностей, таких как ДВП, хлебницы, солонки и т. Д., А также детская мебель и игрушки, в том числе самая популярная расписная лошадка-качалка.
Жанровые сцены производят главное впечатление в живописи. Среди самых популярных тем – веселье, чаепитие, знаменитый городецкий конь с всадником, народные гуляния. Все эти картины имеют символический характер, совершенно свободные и декоративные по форме, иногда граничащие с карикатурой.
Наряду с жанровыми реалистическими мотивами в Городецкой живописи идеализированы декоративные изображения птиц и животных. Это могут быть экзотические львы и леопарды, и особенно любимые: мощная лошадь или петух в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, обращенные друг к другу геральдически. Городецкие художники увлекаются цветами; последние разбросаны по веселым гирляндам и букетам. Декоративность мотивов подчеркивается декоративными цветами и техниками.Самые любимые фоны – ярко-зеленый или интенсивный красный, темно-синий, а иногда и черный, на котором палитра Городец выглядит особенно насыщенно. Отбеленные краски дают насыщенные оттенки цветовых градаций. Покраска выполняется свободными мазками кисти, без предварительной маркировки. Техника рисования варьируется от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного мазка.
Несмотря на периоды упадка русского декоративно-прикладного искусства в начале 20-го века (Первая мировая война) и переходный период в конце 20-го века, искусство городецкой живописи сохранилось.Существующая с 1965 года фабрика «Городецкая роспись» располагает экспериментальной лабораторией, где разрабатываются новые жанровые композиции. Темы меняются, с появлением необычных мотивов, в том числе архитектурных. Наряду с сохранением художественной традиции и стилистики, датируемой 19 веком, современная городецкая живопись продолжает развиваться.
В 1995 году на фабрике была создана иконописная мастерская, возрождающая технологию иконописи XIV-XV вв. С соблюдением всех церковных канонов.
Городецкие мастера также продолжают традицию твердой городецкой резьбы, которая в настоящее время нашла применение для геральдических произведений, резных икон и уникальных авторских произведений искусства.
Купить русские сувениры
Исследуй Россию – Забронируй Туры Здесь
Забронировать уникальные экскурсии от местных жителей
Источники :
paint.ucoz.ru
chtivo.ru
Tourismnn.ru
showbell.ru
volshebniki.org
вики
,