Рисунки по ОРКСЭ к уроку по теме «Россия-наша Родина»
Рисунки по ОРКСЭ к уроку по теме «Россия-наша Родина»
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Детское творчество
▪Художественная и декоративно-прикладная деятельность
▪Рисунки
Материал опубликовала
10
#4 класс #Школьное образование #Художественная и декоративно-прикладная деятельность #Рисунок
Цель урока:
- формирование чувства гордости за свою Родину.
Задачи:
- воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам России (флаг, герб, гимн).
- воспитывать уважительное и бережное отношение к своей Родине.
- развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся.
- способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- активизировать интерес учащихся к предмету.
В рамках урока учащиеся повторили государственные символы России: герб, флаг и гимн, а в качестве домашнего задания учащимся было предложено изобразить негосудаственные символы России.
Работы учеников 4В класса
Авторы материала: А. Котова (4 класс), А. Корнева (4 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»
Ильина Оксана Геннадьевна, 19. 09.21 в 07:28
0ОтветитьПожаловаться
Молодцы!
Сорокина Светлана Валерьевна, 19.09.21 в 07:39
1ОтветитьПожаловаться
Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Закрыть
Сочинение на тему Россия моя Родина
Лучшие сочинения и пересказы
- Сочинения
- Про Родину
- Россия моя Родина
Я живу в самой большой и прекрасной стране. У каждого человека есть Родина, для меня это Россия. Здесь я родился и вырос, здесь живут мои друзья, родные и близкие.
Россия занимает первое место в мире по территории. Здесь живет много разных национальностей. Люди называются россияне. Россияне – очень дружный народ. Широта русской души известна во всем мире. У нас всегда рады гостям. В мире и согласии с соседними государствами существует страна.
Раньше моя Родина называлась СССР – Союз Советских Социалистических Республик. В его состав входили пятнадцать республик, каждая со своим народом, своей культурой и обычаями. Все жили сплоченно, одной большой семьей.
Теперь моя Родина называется – Российская федерация. У нас самая красивая природа: бескрайние поля, леса, полноводные реки, глубокие озера и высокие горы. Неописуемая красота окружает каждого жителя нашей страны.
Столица России город Москва, самый большой по численности населения город России. Город – герой с богатой историей. Примечательными для туристов здесь будут такие памятники как Красная площадь, Московский Кремль, мавзолей Владимира Ильича Ленина.
В России очень много достопримечательностей. Одной из них является озеро Байкал, самое глубокое озеро на планете, самый большой природный сосуд с пресной водой. Расположен Байкал на юге Восточной Сибири, на границе Иркутской области и республики Бурятия. Животный и растительный мир этой местности неповторим и разнообразен. Здесь живет много животных, характерных только для Байкала. Подводный мир озера богат и уникален. В озере водится большое количество редких рыб и микроорганизмов. Вода в Байкале кристально чистая, воздух в этих краях свежий. Отдых на озере популярен во многих странах мира, сюда съезжаются туристы со всего земного шара, прикоснуться к невероятной красоте и неповторимости этого уголка нашей Родины.
Россия славится своими талантами. Знаменитые ученые, писатели, художники, музыканты внесли огромный вклад в развитие культуры, науки и искусства нашей страны.
Я очень горжусь своим российским происхождением. В будущем хотелось бы объехать всю свою страну от края до края.
Вариант 2
Можно бесконечно описывать бескрайние просторы, моей огромной, родины. Жить на родной земле и наслаждаться жизнью, одно удовольствие. Есть люди, которым пришлось, по разным обстоятельствам, покинуть родные края. Мне их беспредельно жаль, ведь они скучают по родине, хотят вернуться, и жить с земляками.
Мне повезло. Я живу на родной земле, разговариваю на государственном языке и имею таких же счастливых друзей. С таким территориальным размахом, как у моей родины, можно и не думать о заграницах. Здесь и так есть что посмотреть. Самые красивые храмы и церкви радуют глаз своей возвышенностью, душевностью и дают чувство гордости, что такая красота сооружена на нашей земле. Вообще, наша страна, самая богатая на архитектурные сооружения. Множество памятников посвященных поэтам, писателям, военным, академикам, космонавтам радуют глаз российских жителей.
На моей родине получают лучшее образование. Можно увидеть огромное количество иностранных студентов, которые хотят получить профессию именно в России. Ведь у нас самые лучшие преподаватели, знающие свое дело и стремящиеся передать свои знания любому желающему человеку.
На моей родине живут самые гостеприимные хозяева и хозяюшки. В любое время можно постучатся в гости и каждому будут рады. В Европе, например, это считается плохим тоном и никто не откроет дверь, даже знакомому человеку, если на улице уже стемнело.
Только в нашей стране возможны погодные чудеса. Зимой, из заасфальтированного мегаполиса, по истечении нескольких часов, можно очутиться в снеговых сугробах, где не проедет обычный автомобиль. А еще, на землях моей родины, можно увидеть такое чудо природы, как северное сияние.
Я очень рада, что мне посчастливилось жить, именно на этой земле. Так широка и разнообразна моя родина, что не возникает необходимости ездить в другие страны, ради путешествий. Надеюсь, что наша земля будет наполняться ответственными жителями и процветать.
Сочинение Моя родина Россия
Я родился и вырос в замечательной стране—России.
Велики и необъятны просторы моей Родины. Бескрайние степи, высокие горы, многоводные реки, дремучие леса и глубокие озёра—всё это Россия.
Моя Родина—Россия.
Столица России – златоглавая Москва, город, в котором мечтает побывать каждый россиянин, пройтись по Красной площади, посетить Мавзолей, полюбоваться на неописуемую красоту собора Василия Блаженного.
А Санкт-Петербург! Город дивных белых ночей и разводных мостов, город великолепных дворцов и площадей.
Почти каждый город России славится чем-то особенным — Тула своими оружейными заводами, самоварами и пряниками. Оренбург знаменит пуховыми платками, Хохлома славится своей знаменитой росписью по дереву, Гжель известна всему миру фарфоровой посудой с гжельской росписью, Жостово – жостовские подносы, которые уже давно из предметов домашней утвари превратились в декоративные произведения искусства, славный город невест Иваново славится ткачеством.
Город Кижи – центр деревянного зодчества сам является памятником архитектуры.
Краснодарский край – благодатная земля здравниц и курортов.
Каждый город России таит в себе какую-нибудь изюминку, присущую только ему.
Драгоценной жемчужиной России по праву считается озеро Байкал. Байкал расположен на границе Бурятии и Иркутской области. Вода Байкала чиста и прозрачна, так что можно видеть камни, лежащие на дне на глубине 40 метров. Только в этом уникальном озере водится байкальский омуль, вкус которого знаком каждому россиянину.
В России живёт многонациональный народ, готовый оказать помощь любому, кто в ней нуждается.
Моя многострадальная страна прошла трудный жизненный путь, с честью выдержав все тяготы и испытания, выпавшие на её долю.
В настоящее время Россия по праву считается самой великой и могущественной державой.
Каждый россиянин обладает огромным чувством патриотизма и любви к своей Родине, свято чтит и бережёт традиции своих предков.
В России высоко развиты наука и искусство. Наша земля богата талантами, внёсшими неоценимый вклад в развитие и процветание России.
Многие поэты воспевали нашу Родину, природу России и замечательный народ, здесь живущий.
Любой человек, однажды побывавший в России, уже никогда не сможет ее забыть. В памяти любого туриста останется гостеприимство и щедрость русского народа.
Как истинный патриот своей Родины, я безмерно счастлив, что я россиянин. Я горжусь своей прекрасной страной и ее народом и приложу все свои усилия, чтобы сделать Россию ещё прекрасней. Ничего в мире не может быть дороже своего Отечества, родины, которая вспоила и вскормила тебя.
Сочинение на тему Наша Родина — Россия 4, 6, 10 класс
Родина… Какими теплыми и приятными чувствами наполняется сердце, когда ты произносишь это слово!
Каждый из нас при рождении получает не только право на жизнь, но еще и обретает родину. Отчизна – это самое святое, что есть у человека. Родину, как и родителей, не выбирают. Нужно дорожить своим отечеством! В трудную пору необходимо быть готовым встать на его защиту, как это делали наши прадеды.
Я люблю Россию и горжусь тем, что мне посчастливилось родиться именно здесь. Для меня слово «родина» очень многогранно. Это поля и озера, моря и леса, горы и долины… Родина – это журавлиный треугольник, плавно перемещающийся по небесным просторам. Это радуга в небе после летнего дождя. Звук морского прибоя и барабанная дробь дождевых капель, соловьиная трель в саду, застенчивые белоствольные березки за окошком – это все моя Россия!
Мне кажется, нет на земном шаре места, краше и милее. Природа России уникальна. Она создает особый имидж нашей стране, точно и чутко подчеркивает все ее очарование и неповторимость.
Россия – мощная держава, способная защитить не только себя, но и дружественные страны. Это самое большое государство в территориальном плане. Ни одна страна в мире не может позволить себе не считаться с Россией.
У каждой страны имеется есть своя визитная карточка. Есть она и у России. Московский Кремль на Красной площади – главный символ российского государства. Именно здесь расположена резиденция президента. Здесь решаются важнейшие вопросы и принимаются решения, гарантирующие нашей стране продвижение вперед.
Однако главным достоянием России всегда был и будет народ. Именно ему отводится важнейшая роль в исторических событиях всех времен. Наш народ не раз и не два доказывал свою непобедимость. Мне кажется, что сила людей заключается в их глубоком патриотизме. Любовь к родине толкала русских людей на величайшие подвиги. Так было во время Отечественной войны 1812 года. Непобедимый Наполеон натолкнулся в России с небывалым сопротивлением русской армии и простых людей, которые формировали партизанские отряды. Так было во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. О славе и беспримерном подвиге наших прадедов до сих пор слагают песни.
Но не одними военными победами славится наша страна. Россия – кузница спортивных побед. Сколько прославленных спортсменов одерживали победы под флагом Российской Федерации!
А кто первым освоил космические просторы?! Думаю, нет необходимости перечислять все области, в которых проявили себя представители великой державы. Уверен, всем и так ясно: Россия – великая страна!
Я очень рад, что родился в России.
Также читают:
← Я горжусь своей Родиной Россией
← Моя родина Беларусь↑ Про РодинуС чего начинается Родина? →
Что такое Родина →
Картинка к сочинению Россия моя Родина
Популярные сегодня темы
- Анализ и мораль басни Обоз Крылова 8 класс
Басня Обоз имеет довольно понятный, простой и банальный смысл. Перед нами история о двух конях, которые спускают возы с горки и первый конь действует предельно осторожно, а второй его ругает
- Сочинение Образ учителя в русской литературе
Учитель – это тот человек, который встречает нас еще в действе, когда мы только-только заканчиваем детский сад, и провожает нас во взрослую жизнь, когда мы заканчиваем школу. От того, какие учителя будут окружать нас в течении этого времени зависят
- Сочинение Что такое Вера в чудо 15.3 ОГЭ 9 класс
Сними свои розовые очки и вернись в реальный мир! Так часто любят повторять взрослые. Но что же мы теряем, когда не верим в чудо? И так ли нужна нам эта самая вера?
- Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение
Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе
- Сочинение по повести Гоголя Тарас Бульба 7 класс
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» – это произведение о любви к своей земле, о воинском братстве и мужестве. Тарас Бульба, опытный, закалённый в ратных боях полковник, всей душой болеющий за родину и посвятивший жизнь Запорожской Сечи
Сочинения
- По картинам
- По литературе
- Свободная тема
- Про Родину
- Про технологии
- Русский язык
- Про семью
- Про школу
- Про войну
- Про природу
- По пословицам
- Про времена года
- Праздники
- Про дружбу
- 9 класс ОГЭ
- 11 класс ЕГЭ
- Про животных
- Профессии
- Известные люди
- Города
Статуя “Родина-мать” призывает… к преображению
Кирки
Легендарный мемориал Второй мировой войны в Волгограде обновили.
1
Статуя «Родина-мать зовет» в Волгограде, на юге России, 16 октября после частичного снятия строительных лесов после ремонта.
2
Открытая в 1967 году, статуя была частью комплекса, посвященного Сталинградской битве во время Второй мировой войны. Сталинград был переименован в Волгоград в 1961, через несколько лет после смерти советского диктатора Иосифа Сталина.
3
Ремонт 85-метровой статуи начался в 2017 году в рамках подготовки к 75-летию окончания Второй мировой войны, которое будет отмечаться в России в мае 2020 года.
4
Бригады реставраторов работают над головой памятника в сентябре.
5
Рабочим поручено заполнить трещины в бетоне и покрыть статую атмосферостойким лаком.
6
Ремонтные бригады также установят шипы, чтобы птицы не селились в глазах памятника, из-за чего погибло 9 человек.0013 неприглядные «слезы» образовались в прошлом.
7
Левая рука статуи до ремонта.
8
И та же рука 26 сентября после нанесения атмосферостойкого покрытия.
9
Рабочий забирается внутрь статуи во время ремонта. Стальные тросы в верхней части изображения являются частью сети похожих на сухожилия тросов, которые укрепляют монумент и могут быть натянуты инженерами.
10
Рабочий чистит язык статуи. Выветривание памятника было постоянной проблемой, поскольку суровый климат юга России привел к образованию сколов бетона отслаивается.
11
Обзор мемориального комплекса. В районе статуи «Родина-мать зовет» покоятся останки более 35 тысяч советских воинов. В битве за Сталинград, которая считается поворотным моментом во Второй мировой войне, погибло более 1,5 миллиона человек.
12
Вдохновением для фигуры статуи послужила знаменитая скульптура Крылатая Ника из Древней Греции.
13
Альпинисты осматривают поверхность статуи в 1986. Модель женского лица — . Предполагается, что была женой советского скульптора Евгения Вучетича, который также создал главную статую в Советском военном мемориале в берлинском Трептов-парке. Сообщается, что легендарный скульптор столкнулся с некоторым давлением со стороны советских властей из-за выражения лица женщины: «Мои начальники спрашивали меня, почему у нее открыт рот, это выглядит некрасиво [они сказали]. А я ответил, потому что она кричит: «За Родину, ублюдки!» Они больше никогда не спрашивали».
Делиться
С наступлением зимы жители Запорожской области остаются на передовой
Торжество Родины
В культурном вакууме, образовавшемся после краха коммунизма, ностальгия по Советскому Союзу определяет и поддерживает современную российскую нацию.
Дорогие друзья! Учебник, который вы держите в руках, посвящен истории нашей Родины… от окончания Великой Отечественной войны до наших дней. Мы проследим путь Советского Союза от его величайшего исторического триумфа до его трагического распада.
Поздравление адресовано сотням тысяч российских школьников, которые в сентябре 2008 года начали получать новый учебник истории, изданный издательством «Просвещение» и одобренный Министерством образования.
«Советский Союз,— поясняется,— не был демократией, но он был примером для миллионов людей во всем мире самого лучшего и справедливого общества». гигантская сверхдержава, осуществившая социальную революцию и выигравшая самую жестокую из войн, оказала давление на западные страны, чтобы они обратили внимание на права человека. В начале этого века, продолжает аргумент, Запад занял враждебную позицию по отношению к России и проводил политику двойных стандартов.
Если бы не участие Владимира Путина, эта книга, вероятно, так и не увидела бы свет. В 2007 году Путин, который тогда еще был президентом, собрал учителей истории, чтобы рассказать о своем видении истории. «Мы не можем позволить никому навязывать нам чувство вины», — было его послание. На этом собрании г-н Путин продвигал пособие, целью которого, по словам его авторов, было представить российскую историю «не как череду ошибок и неудач, а как предмет гордости».0002 Нельзя не вспомнить совет Александра Бенкендорфа, начальника первой в России тайной полиции, о том, как следует рассматривать и писать русскую историю: «Прошлое России было восхитительно, ее настоящее более чем великолепно, а что касается ее будущего – превосходит все, что может вообразить самый смелый ум. » По крайней мере, в этом отношении между графом Бенкендорфом и его потомками в российских спецслужбах существует определенная преемственность.
Благодаря интересу Владимира Путина тема преподавания истории сейчас привлекает больше внимания, чем в предыдущее десятилетие, когда она была в основном оставлена учителям истории. 1990-е были в значительной степени свободны от какой-либо идеологии. Страна слишком устала от грандиозных замыслов и была слишком озабочена более прагматичными вещами, такими как экономическое выживание. Когда Владимир Путин пришел к власти в 2000 году, он сказал, что национальная идея России заключается в том, чтобы «быть конкурентоспособной». Но со временем цены на нефть выросли, заставив Россию снова почувствовать себя важной, и нынешняя политическая элита закрепилась в Кремле. Потребность в идеологии стала более насущной. Не имея возможности предложить какое-либо видение или стратегию на будущее, Кремль неизбежно обратился к прошлому.
Выбор справочником периода 1945–2006 гг. наводит на размышления: от победы Сталина в «Великой Отечественной войне» до «победы» путинского режима. Он прославляет всех, кто способствовал величию России, и осуждает тех, кто несет ответственность за потерю империи, независимо от их политики. Соответственно, распад Советского Союза в 1991 году рассматривается не как водораздел, с которого начинается новая история, а как досадный и трагический отвлекающий маневр, затормозивший прогресс России.
Послевоенный период российской истории рассматривается сквозь призму холодной войны, «инициированной Соединенными Штатами Америки». Новый учебник истории не отрицает сталинских репрессий; гораздо хуже – это их оправдывает. Сосредоточение власти в руках Сталина устраивало страну; действительно, условия того времени «требовали» этого. «Внутренняя политика Советского Союза после войны выполняла мобилизационные задачи, поставленные правительством. В условиях холодной войны… демократизация не была вариантом для сталинского правительства»9. 0003
Но если Сталин мобилизовал страну и расширил границы советской империи так, что она достигла паритета с США, то Михаил Горбачев сдал с трудом завоеванные советские позиции. Глупо, с точки зрения учебника, Горбачев считал западных партнеров своими политическими союзниками. Он отказался от Центральной и Восточной Европы, а это означало, что Россия потеряла свою безопасность. Америка и Запад спровоцировали цветные революции на Украине и в Грузии, превратив бывшие советские территории в свои военные базы. (Грузия и Украина отмечены в книге на цветной карте рукой и указкой.) Эти революции «поставили перед Москвой задачу проводить более амбициозную внешнюю политику на постсоветском пространстве», — говорится в учебнике.
Теперь мы видим, что это стремление реализовано в недавней войне против Грузии. Впервые с момента распада Советского Союза Россия заявила о себе в военном отношении на постсоветском пространстве. Война — кто бы ее ни начал — должна была послать недвусмысленный сигнал другим бывшим советским республикам: «Мы можем и остановим продвижение НАТО на восток». В первые несколько дней войны Россия бомбила Гори, родной город Сталина. Кассетные бомбы убили несколько человек, но памятник Сталину на главной площади Сталина остался стоять. Когда по приказу Путина мимо статуи проезжали российские танки, можно даже представить, как советский диктатор подмигивает и машет рукой.
Давайте здесь остановимся и представим, что новый учебник истории читает человек, который жил в России во время Перестройки , уехал из страны в 1991 году и последние 18 лет ничего кроме нее не слышал. Произошла ли контрреволюция в России? Когда это произошло и как я это пропустил?
Годы Бориса Ельцина, возможно, не были идеальной демократией, но он определил себя политически, выступая против коммунистического прошлого. Президентские выборы 1996 года в России проходили по линии старого реакционного коммунистического режима и новой, демократической России. Реальность была явно сложнее: коммунисты отличались от тех, кто занимал Кремль в последние годы советской власти, а демократы в основном составляли советскую номенклатуру; но основным повествованием по-прежнему был отход от вещей советских. Ностальгия по советскому прошлому сохранилась в основном у коммунистов и их избирателей, у проигравших. Сегодня ностальгия по Советскому Союзу стала частью политического мейнстрима, а негативное отношение к советскому прошлому стало маргинальным.
Достаточно легко осудить манипулирование историей России в идеологических целях или восстановление Путиным советского гимна в 2000 году. Но это не помогает объяснить, почему более половины страны приветствовало восстановление гимна и признает роль Сталина в истории как положительный.
С этим связана еще одна неудобная истина: та версия истории, которая представлена в новом учебнике, является не только триумфом российского либерализма и либеральной интеллигенции — журналистов, историков и художников, которые должны были противостоять советской идеологии, но и победой. для Путина. Российские либералы больше сопротивлялись вторжению в Чехословакию в 1968, чем сейчас до войны в Грузии.
Преподавание советской истории стало одним из центров современной российской идеологии. Разрушение Советского Союза не породило новой, постсоветской идеологии. Разгром чекистского переворота в августе 1991 года сотнями тысяч русских людей, не знавших в то время, когда они шли защищать парламент, что их не убьют, не стал идеологическим водоразделом и не был отмечен как рождение новой нации, а только как крушение старой.
Августовский переворот 1991 года не стал новым 1917 годом. Мифологизация большевистской революции началась практически сразу после этого события. В 1919 году, через два года после штурма Зимнего дворца большевиками, это событие было воссоздано как массовое зрелище под руководством Николая Евреинова. Художник Кузьма Петров-Водкин отметил третий год Революции картиной с красной Мадонной, кормящей ребенка грудью, под названием «1918 год в Петрограде». Десятилетие большевистской революции было отмечено фильмом Сергея Эйзенштейна Октябрь .
С точки зрения образов август 1991 года предоставил прекрасную возможность для нового мифа об основании: Борис Ельцин, высокий, красивый, с копной седых волос, стоящий на танке и обращающийся к толпе, был создан для канонизации. Но день, когда был разгромлен чекистский переворот и народ снес памятник Феликсу Дзержинскому, так и не стал национальным праздником. Десятую годовщину переворота 1991 года отметили восстановлением советского государственного гимна.
Как объяснила российский литературовед Мариэтта Чудакова, некоторые были разочарованы августом 1991 года, когда их сбережения были уничтожены. Другие никогда не верили, что советской системы действительно больше нет. У некоторых осталось щемящее чувство пустоты и ностальгии по чему-то, что они даже не могли толком сформулировать. За последнее десятилетие эта ностальгия стала всеобъемлющей. Этому есть множество причин – экономических, культурных и политических.
Так почему же Россия не смогла смириться со своей историей и сформировать новый либеральный курс после 1991? Одной из причин, возможно, был страх перед гражданской войной. В конце 1980-х — начале 1990-х дебаты об истории казались более важными, чем дебаты о будущем страны. В стране, разделенной историей, дебаты о наследии Советского Союза были слишком бурными и могли быстро выйти на улицы (как это произошло в 1993 году, когда члены Верховного Совета мобилизовали несгибаемых коммунистов и националистов на вооруженный мятеж). В отличие от Восточной Европы, файлы секретных служб не были раскрыты по той простой причине, что слишком много людей, включая интеллигенцию, были вовлечены в работу КГБ. Секретные службы были реорганизованы и переименованы, но никогда не объявлялись вне закона. Осуждение сталинизма было таким же половинчатым и бессистемным, как и после XX съезда Коммунистической партии, когда Никита Хрущев разоблачил культ личности Сталина.
В отличие от Грузии, Украины или Прибалтики, России некого было винить в советской власти, кроме самой себя. В отличие от многих других стран, занимавшихся уничтожением других, Россия занималась уничтожением себя. В 2000 году этот акт массового самоубийства был мрачно и клинически показан в экранизации романа Андрея Платонова « Чевенгур » в постановке Льва Додина, одного из самых талантливых и вдумчивых режиссеров России. Строители великой утопии были изображены сначала избавляющимися от своих классовых врагов, запечатывая их обнаженные и извивающиеся тела в гигантские прозрачные мешки; затем они погрузились, неся большие тяжелые камни в бассейн с водой. Камни всплыли, тела нет. Страна, совершившая это коллективное самоубийство, нуждалась в самоанализе и прилежном, беспристрастном изучении своей истории, чего так и не произошло.
Безусловно, в конце 1980-х – начале 1990-х было опубликовано огромное количество ранее запрещенных литературных произведений и исторических документов, но они были проглочены, не переварены. «Мы думали, что если солженицынский « Архипелаг ГУЛАГ » опубликуют, то мир перевернется. Но потом случилось необыкновенное: «Архипелаг ГУЛАГ» был опубликован и остался непрочитанным», — сказал мне недавно Лев Додин. То же самое касалось Василия Гроссмана и Варлама Шаламова. Ни одна из этих книг не стала частью национального канона. Хуже того, их сочинения не стали прививкой от возвращения болезни, которую они описали. Когда Солженицын вернулся в Россию в 1994, к нему относились как к фигуре прошлого. Одни, как писательница и телеведущая Татьяна Толстая, высмеивали его, другие воздавали должное его мужеству, но мало кто воспринимал его и его мысли о «Как перестроить Россию» — название эссе, которое он написал в 1990 году, — всерьез. Когда он скончался 3 августа 2008 года, немногие представители российской интеллигенции пришли отдать дань уважения, так как его тело лежало в госпитале. По иронии судьбы, самым выдающимся скорбящим был Путин, которого Солженицын привлек своими откровенными националистическими взглядами. Российское правительство обещает переименовать Большую Коммунистическую [Большую Коммунистическую] улицу в Москве в улицу Солженицына, тем самым кооптировав бич сталинизма в новое авторитарное государство.
Парадокс в том, что страна, помешанная на истории, на самом деле не хотела ее изучать. Популярные нападки на советскую культуру в 1990-е мало что добавили к ее пониманию. Тем не менее, советский период, как и многие другие периоды политического застоя в России, породил несколько подлинных шедевров, пусть и не подрывных. В то же время, отвергая советскую культуру, средства массовой информации и популярное искусство занимались необычайным самоуничижением. Лозунг тех лет казался «мы худшие». Россия, освободившаяся от коммунистической идеологии, положившая конец холодной войне, чувствовала себя неудачницей и испытывала коллективный комплекс неполноценности.
Легко понять, почему в начале 1990-х генерал КГБ или пенсионер чувствовали себя проигравшими. Но почему интеллектуалы и художники, которые, как предполагалось, больше всего выиграли от распада Советского Союза, тоже чувствовали себя проигравшими? Одна из причин заключается в том, что они потеряли особый статус (и деньги), которым советская интеллигенция пользовалась при коммунистическом режиме, но не имели достаточно таланта, честности или независимости, чтобы воспользоваться дарованной ей свободой. Я хотел бы предположить, что одной из причин этого комплекса неполноценности у многих русских художников начала 1990-х годов было то, что они были, по сути, низшими — конечно, по сравнению с русскими художниками, которые были свидетелями и часто пропагандировали большевистскую революцию.
Дело в том, что Революция 1917 года дала огромную художественную энергию: достаточно назвать творчество Александра Блока, Владимира Маяковского, Всеволода Мейерхольда, Дмитрия Шостаковича. Ничего подобного в России после августа 1991 года не происходило. Художники чувствовали себя потерянными и дезориентированными. В те годы не было создано ни одного великого стихотворения или романа. Еще более разрушительным было то, что годы, последовавшие за распадом Советского Союза, не создали языка, адекватного событиям, происходящим в стране.
Последние 15 лет выявили огромный лингвистический вакуум. Серьезный или высокопарный язык оскорблялся и обесценивался официальной советской идеологией. Такие слова, как «правда», «героизм» или «долг», были фальсифицированы до неузнаваемости. Как писала российский филолог Мариэтта Чудакова, использование литературного языка казалось невозможным, нечестным в компании друзей и семьи. Литературный язык утратил связь с некогда породившей его философской и классической литературой. Литературная традиция, которая могла дать источник нового языка, была исчерпана.
Особенно бросалось в глаза отсутствие политического языка. Остались ирония и ругань, которые в 1990-х заполонили общественное пространство. Первая в России коммерческая газета «Коммерсантъ » сделала своей визитной карточкой сарказм и иронию. Его заголовки обычно были (и остаются) каламбуром советских лозунгов или цитатами из популярного фильма или песни. Недостатки этого языка стали очевидны к концу 1990-х и началу 2000-х годов. Политические и экономические процессы, происходившие в стране – будь то финансовый кризис 1998, арест Михаила Ходорковского в 2003 г. или теракт в школе в Беслане в 2004 г. требовали другого, серьезного языка, которого не существовало. На следующий день после кровавой бани в Беслане ведущая российская ежедневная газета «Известия» посвятила всю свою первую полосу фотографии российского солдата в синяках, несущего на руках окровавленную девушку. Слов не было – только картинка. Любые слова были бы бессмысленны. (Картина была настолько мощной, что владелец уволил редактора, вероятно, после подталкивания Кремля.)
Ирония проникла во все области русской культуры. Советские символы и лозунги стали богатой игровой площадкой для постмодернизма. Советская история была стилизована и коммерциализирована до того, как ее должным образом оценили и изучили. Этот процесс начался в середине 1980-х годов и охватил изобразительное искусство, театр и литературу. Одним из запоминающихся образов того времени стал кадр, где Сталин обнимает Мэрилин Монро (картина Леонида Сокова, 1985 г.). Возможно, это было забавно, но не отражало масштаба событий.
В середине 1990-х российская культура начала заигрывать с советской культурой 1930-х. Одним из ярких событий театрального сезона 1994 года стала милая и горько-сладкая студенческая постановка комедии 1934 года « Чудесный сплав » Владимира Киршона. Он был полон энергии и искренности; он был верен эпохе и выражал наивность и волнение советской молодежи перед Второй мировой войной. Он отнюдь не пропагандировал советскую идеологию, но был пропитан ностальгией по целеустремленности, созидательной энергии и советскому идеализму. Возможно, это был ранний сигнал. Вскоре эта ностальгия в гораздо большем, более разрушительном и циничном масштабе захлестнула массовую культуру, которая начала развлекать себя и свою аудиторию, играя с иконами советской культуры.
В 1996–1997 годах популярный телеведущий Леонид Парфенов запустил программу на Первом канале, которую вел и ведет его друг Константин Эрнст. Он назывался Старые песни о важном и возрождал советские песни, играя на растущей ностальгии по советским вещам. (Через несколько лет, когда к власти пришел Владимир Путин, Леонид Парфенов стал одной из жертв его давления на СМИ. Но в определенной степени популярный ведущий заложил основу для возвращения советских методов на центральные телеканалы. )
Парфеновские программы приурочены к пышному празднованию 850-летия Москвы. Цитата из старой советской песни «Москва — ты моя любимая» украшала транспаранты, растянувшиеся по центральным улицам столицы. По сути, в торжествах использовались все периоды русской истории, лишь бы они способствовали величию России. Как заметил Андрей Зорин в своем эссе «Развлекаемся ли мы еще?» Российские праздники в посткоммунистический период», праздник стер драму российской истории. Русские князья, обезглавленные царями, цари, обезглавленные коммунистами, коммунисты, свергнутые Ельциным, — они дружно сосуществовали и радовались феерии мэра Юрия Лужкова. Советские и досоветские иконы были объединены и сплавлены в своеобразную новую идеологию национализма и патриотизма.
Отчасти эта «идеология», если ее можно так назвать, была ответной реакцией на самоуничижение начала 1990-х. Но он оказался чрезвычайно популярным и долговечным.
Владимир Путин начал свое правление в 2000 году с возрождения советского гимна, заменив «Отечественную песню» Михаила Глинки (в которой не было слов). В канун Нового 2000 года страна чокнулась под мелодию, написанную по приказу Сталина в 1944 году. реформы. На самом деле никто не требовал смены гимна: в 2000 году у россиян были дела поважнее, например, зарабатывать на жизнь. Возрождение было чисто кремлевской инициативой, но оно всколыхнуло дремлющие чувства в населении, которым лучше бы не спать.
В том же году, когда в 2000 году был возвращен советский гимн, Первый канал восстановил джингл советских времен для главной 9-часовой программы новостей «Время». Мелодии, как и запахи, могут быть чрезвычайно вызывающими воспоминания. Эта мелодия сигнализировала о возвращении к новостям советской эпохи. Фактически государство как бы посылало сигналы стране в целом – сигналы реставрации и реванша .
Это уже не была какая-то игра или шутка. От шутников вроде Леонида Парфенова быстро избавились. Кремль и КГБ, теперь переименованные в ФСБ и восстановившие большую часть своей утраченной власти, были крайне серьезны. Безусловно, потребность в серьезном тоне существовала. Ни одно общество не может существовать без серьезного языка, особенно страна, которая переживает возрождение на нефтяном топливе, такое как Россия. Но печально то, что до недавнего времени это требование серьезности в очередной раз выполнялось не либеральной интеллигенцией, а циничными идеологами путинского режима.
Интонация и стиль едва ли не важнее содержания. Чтобы иллюзия была полной, «Веремя» — единственная новостная программа, не прерываемая рекламой. Тем не менее, новостные и аналитические программы, провозглашающие возрождение России, ее «особый путь» и ее «суверенную демократию», в телевизионных программах соседствуют с игровыми шоу, голливудскими блокбастерами и их российскими аналогами, сделанными под копирку.
Но здесь нет противоречия. Иконы советской идеологии возрождаются не в связи с их связью с большевистскими, коммунистическими или революционными идеалами — это далеко не так, — а как символы имперской мощи России. Революция в России окончательно вышла из моды, а коммунизм как идеология отброшен, вероятно, навсегда. Мавзолей Ленина давно перестал быть национальным символом. Во время недавнего военного парада на Красной площади конструктивистская пирамида, спроектированная талантливым русским архитектором Алексеем Щусевым в 1924, был скромно прикрыт изображением победы. Мертвому большевику не нашлось места в праздновании возрождения России (так же, как нет места щусевскому строгому конструктивизму среди симметричных псевдоклассических зданий современной Москвы с декором в турецком стиле).
Возрождение советского гимна нарушило табу, которое, к добру или к худу, существовало со времен выступления Никиты Хрущева на XX съезде КПСС и набора возрождения Сталина как национального героя. Призыв Сталина к официальной российской идеологии, очевидно, заключался не в его коммунистическом происхождении, а в его имперском наследии. «Империя Сталина — сфера влияния СССР — была территориально больше, чем все евразийские державы прошлого, даже империя Чингисхана», — дивится новый учебник. Сталин занимает почетное место в новейшей российской истории наряду с Иваном Грозным, Петром Великим, а теперь и Владимиром Путиным. Россия еще далека от возведения памятников Сталину, но молчаливое принятие Сталина как положительной или, по крайней мере, сложной исторической фигуры произошло.
И снова искусство внесло свой вклад. В 2003 году, через 50 лет после смерти Сталина, в Российском музее современной истории прошла выставка «Сталин: человек и символ». как произведения искусства. Для большего эффекта, например, картина с изображением женщины, импульсивно бросающейся обнимать Сталина под теплыми взглядами его товарищей, была повешена на уровне глаз зрителя. Таким образом, зритель, чьи глаза встретились со взглядами женщины, должен был отождествить себя с ее эмоциями. Оценка или, по крайней мере, терпимость к Сталину оказывает влияние. На момент написания статьи российское государственное телевидение и опросы общественного мнения проводили интерактивную игру под названием «9».0085 Имя России , основанное на Великих британцах , британской программе. Победитель еще не определен, но после нескольких месяцев голосования Сталин оказался в пятерке лучших.
Неважно, что в каждой семье в России есть родственники или близкие друзья, пострадавшие в сталинском большом терроре. Миф сильнее, чем знания из первых рук.
Одним из самых значительных русских романов, изданных в период перестройки, был Жизнь и судьба Василия Гроссмана, в котором убедительно и открыто говорилось о сходстве сталинизма и германского фашизма. В этом романе есть сцена, где офицер СС в немецком лагере разговаривает со своим заключенным, старым большевиком. «Когда мы смотрим друг другу в лицо, мы не просто смотрим на лицо, которое ненавидим, — нет, мы смотрим в зеркало. В этом трагедия нашего века. Неужели вы не узнаете себя в нас; себя и силу воли вашей?… Вы можете думать, что ненавидите нас, но что вы действительно ненавидите, так это себя в нас… Наша победа будет вашей победой… И если вы победите, то мы погибнем только для того, чтобы жить в вашей победе.
Через двадцать лет после первой публикации «Жизнь и судьба » эта идея является проклятием для официальной российской идеологии. Новый учебник истории отвергает само понятие тоталитаризма. «Эта доктрина, отождествляющая Советский Союз и гитлеровскую Германию, была и остается орудием идеологической войны, а не инструментом познания. Идеология нацистской Германии и идеология Советской России не имели ничего общего». Решительное неприятие — еще одно свидетельство в пользу Гроссмана.
Россия сегодня не тоталитарное государство и не социалистическое. Но в отсутствие местной либеральной идеологии старомодный национализм в неосталинском костюме стал самой могущественной силой в российском обществе.