Урок рисования по теме “Иллюстрация русской народной сказки”
Цели урока:
- Знакомство учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.
- Изучение средств выразительности, используемых в творчестве художников – иллюстраторов И. Билибина, Е. Чарушина, Е. Рачева.
- Создание эскиза к сюжету любимой сказки с определением композиции, пространственного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация (Приложение 2); выставка, любимых детьми, русских народных сказок, бумага, карандаш или уголь.
Ход урока
Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями.
В строчках на листочках,
Где станции на точках.
/Ккнига/
- Что за страна чудес нас ждет сегодня?
- Ребята, вы все побывали на выставке книг у нас в классе?
- Какой должна быть книга для детей по вашему мнению?
- Что обязательно должно присутствовать в книге?
Вы узнаете, как называются картинки в книге, отгадав кроссворд.
(Приложение 1). Работа с кроссвордом коллективная.
Как вы думаете, что такое иллюстрация?
<Слайд 1>
Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.
Иллюстрация – это вид книжной графики, ее основа.
<Слайд 2>
Книжной иллюстрации приходится считаться с особенностями книги ее форматом, с характером шрифта, с качеством печатной бумаги, с цветом печатной краски.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое. Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными.
Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
<Слайд 3>
Известный русский иллюстратор Евгений Иванович Чарушин, был писателем и художником. Назовите произведения Е. И. Чарушина, с которыми вы уже знакомы. Он иллюстрировал свои книги и произведения других писателей (Маршак С. «Детки в клетке, «Теремок»»).
<Слайд 4, 5>
Он очень любил родную природу и животных изображал, как никто другой. Художник часто бывал в зоопарке и выполнял множество рисунков с натуры. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
<Слайд 6>
Вот в углу страницы притаился крохотный пушистый котенок. Спинка выгнута, хвост трубой, ушки торчком. Так и хочется его погладить, провести ладонью по странице, по пушистой теплой шкурке. Но приглядитесь! Котенок ли это? Нет, маленький рысенок глядит на нас во все глаза.
У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои реалистичны, и сказочны одновременно. Он стремится лаконичными средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым. Е И Чарушин выработал свой метод иллюстрирования – чисто живописный. Он рисует не контурно, а, можно сказать антиконтурно, необычайно искусно, пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто “лохматым” пятном, но в этом пятне ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры – упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка.
<Слайд 7>
Замечательный художник – Евгений Михайлович Рачев. Он волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на зайцев, лис, медведей, и никак не налюбуешься.
<Слайд 8,9>
Все животные и звери – герои рисунков Рачева «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачев показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения. Цветные рисунка Рачева нарядны, красочны, декоративны. Работал художник акварелью, которую клал тонким прозрачным слоем, гуашью и углем.
<Слайд 10>
Взгляните, ребята, как отличается манера исполнения животных у Рачева и Чарушина. Назовите отличия в изображении. Какие средства выразительности использует каждый художник?
<Слайд 11, 12>
Сегодня мы поближе познакомимся с манерой иллюстрирования Ивана Билибина. Этот художник иллюстрировал авторские и народные сказки. Напомните, какие сказки относятся к авторским, народным? Он создал свой графический стиль. В этом ему помогло изучение народного искусства, декоративных росписей. В иллюстрациях любовно передается дух седой старины, который художник воскрешает в каждой детали. С исключительной тщательностью и достоверностью вырисовывает он узоры тканей, детали древней архитектуры, отделку всевозможных кафтанов, шуб, душегреек, платков, обуви, сарафанов. Обязательно присутствуют декоративные рамочки каждой иллюстрации, они перекликаются с основной идей картины, рассматривая их можно еще лучше узнать задумку художника. <Слайд 13, 14, 15,16>
Вот Иван- царевич схватил за хвост Жар-птицу.
<Слайд 17>
А вот Баба – Яга из сказки «Василиса Прекрасная». В этих иллюстрациях ясно выражены характерные особенности рисования художника – изображение занимает полностью всю поверхность листа, четко очерченные контуры фигур персонажей, леса, неба, деревьев, детально разработаны узоры. Его иллюстрации красочны, нарядны, многоцветны. <Слайд 18>
Художники очень любят иллюстрировать русские народные сказки. Как вы думаете, почему? Какие русские народные сказки вы любите?
Детям предлагается взять свою любимую сказку с выставки книг.
Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать? Индивидуальные ответы /2-3 ребенка/ Попробуйте создать эскиз к эпизоду сказки.
По ходу выполнения эскизов учитель индивидуально анализирует композиционное построение и выбор сюжетной группы.
Итог урока и домашнее задание:
С творчеством каких художников мы познакомились? Есть ли отличия в иллюстрациях разных художников? Может ли иллюстрация существовать как самостоятельное произведение? <Слайд 19, 20, 21>
Внимательно перечитайте свою любимую сказку и продумайте композиционное построение иллюстрации.
Рисунок к русской народной сказке «Маша и медведь»
12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 – 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 | Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Педагогическое сообщество | Бесплатные всероссийские конкурсы | Бесплатные сертификаты | Нужна помощь? Инструкции для новых участников | Бесплатная онлайн-школа для 1-4 классов |
Всё для аттестацииПубликация в сборникеВебинарыЛэпбукиПрофтестыЗаказ рецензийНовости
Детское творчество
▪Художественная и декоративно-прикладная деятельность
▪Рисунки
Материал опубликовал
14
#1 класс #2 класс #3 класс #4 класс #Литература #Рисование #Школьное образование #Художественная и декоративно-прикладная деятельность #Рисунок
Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*. DOC)
Размер файла: 577.91 Кбайт
Победитель конкурса Всероссийский конкурс рисунков для учащихся начальных классов «Сказки народов России» |
Рисунок к русской народной сказке «Маша и медведь»
Автор: Даниленко Милена (4 класс)
Название работы: “Маша и медведь”
Работа выполнена цветными карандашами.
Милена решила нарисовать иллюстрацию к русской народной сказке «Маша и медведь». Сказка учит осторожности, слушаться своих родных и близких, быть трудолюбивой, проявлять хитрость и смекалку. Русская народная мудрость гласит: «Смекалка во всяком деле выручит». Милена изобразила находчивую Машу в коробе, который несёт медведь.
Рисунок Милена выполнила за 2 часа. Работала охотно и с удовольствием.
Автор материала: М. Даниленко (4 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Финогенова Нина Алексеевна, 11. 11.20 в 22:20
1ОтветитьПожаловаться
Замечательная работа! Спасибо автору и куратору!
Осина Светлана Николаевна, 12.11.20 в 09:51
0ОтветитьПожаловаться
Спасибо, Нина Алексеевна!
Татьяна Николаевна Сульгина, 13.11.20 в 14:41
0ОтветитьПожаловаться
Молодцы
Осина Светлана Николаевна, 14.11.20 в 19:16
0ОтветитьПожаловаться
Спасибо, Татьяна Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.
Пейзажи из народных сказок – Деревья под зимним солнцем (#8) – Юлия Баузенхардт
9 комментариев
/ Демонстрации + Учебники, Пейзажи из народных сказок, Пейзажная живопись, Зарисовка / Автор
Юлия
/ 1 февраля 2022 г. 1 февраля 2022 г.
Я люблю сложные световые ситуации, и эта сцена, вероятно, настолько близка к моей оригинальной серии фотографий пейзажей из народных сказок, насколько это возможно с моей обычной техникой рисования. В этой сцене меня снова привлекло то, как свет падал сквозь деревья, и в этом случае сцена кажется почти графической — очень мало цветов, много линий от ветвей и теней. Это был первый раз, когда я пытался изобразить такую ситуацию с контровым освещением, когда солнечный свет создает эффект бликов сквозь деревья.
Мне кажется, я лучше поработал с ветвями на этапе рисования, возможно, мне следовало использовать другую кисть для ветвей, но это была отличная проработка света и тени. Очевидно, для фольклорного фона этого эскиза я представляю, что в этих тенях есть что-то, что оживает, когда вы пересекаете его путь.
Также интересно поближе взглянуть на разные цвета, которые может иметь снег, когда вы его рисуете — много синего и пурпурного, а также коричневые оттенки. Это был еще один действительно забавный набросок пейзажа с необычной ситуацией освещения, к которой я чувствовал себя довольно неподготовленным — было полезно провести небольшой цветовой тест, прежде чем я нарисовал большой набросок. Эту технику я действительно могу порекомендовать, она очень помогает проработать композицию и цвета перед тем, как начать, она всегда заставляет меня чувствовать себя намного увереннее в своих планах набросков.
Надеюсь, вам понравится видео:
Деревья под зимним солнцем | Пейзажи из народных сказок #8
Посмотреть это видео на YouTube
Пейзажи из народных сказок – Деревья под зимним солнцем (#8) (видео)
Немного предыстории: В этой серии я ищу пейзажи, которые могли быть фоном для местных легенд и народных сказок. Я не собираюсь иллюстрировать какую-либо из историй, меня просто интересует настроение и атмосфера, стоящая за этими историями, и я ищу способы передать это в пейзажном наброске.
Подробнее об этой серии картин (и о моем прошлом) читайте здесь и здесь. Я начал исследовать и создавать эти картины в 2020 году, и проект все еще продолжается, поскольку я исследую новые интересные места. Текущие ограничения немного замедлили процесс, но мне нравится мысль о постоянном проекте в глубине души.