Рисунок кикиморы детский болотной: Кикимора в рисунках детей для 5 класса на урок музыки в школе

Кикимора Васильевского озера

Все с детства знают кто такая кикимора. Наряду с лешим и домовым, это один из самых главных персонажей славянской мифологии, обитающий чаще всего в домах, и причиняющий людям различные неприятности. Несмотря на то, что родиной кикиморы с недавнего времени считается город Киров, встретить ее можно и на просторах Подмосковья.

Мало кто сейчас всерьез воспринимает многочисленных персонажей славянского фольклора и рассказы про них. Даже младшие школьники зачастую не верят в сказки и еще в детском саду начинают сомневаться в существовании Деда Мороза. Однако наши прабабушки и прадедушки с ними бы поспорили – в их время мир русской деревни был настолько богат и разнообразен, что скучать однозначно не приходилось. Различные добрые и не очень духи обитали повсеместно, начиная с лесов и полей сразу за околицей, заканчивая колодцем, баней, дровяным сараем, скотным двором и, конечно, самим домом. В духов наши предки верили, а также старались выстроить хорошие отношения с каждым в отдельности, чтобы урожай не пропал, скот остался цел, в лесу никто не заблудился, в доме царило благополучие и порядок, а также по многим другим причинам. Наш современник ужаснется – это же сколько нюансов и правил нужно было знать и соблюдать, чтобы не разозлить того или иного духа?! Впрочем, крестьянин конца XIX века ужаснулся бы не меньше и нашим нынешним реалиям – один только культ «здорового питания» чего стоит – здесь героев и антигероев еще больше, чем во всей славянской мифологии.

Что касается кикиморы, то ее сейчас чаще всего ассоциируют с болотом – этакий злой дух в обличие женщины или старушки, обитающий в трясине и способный затянуть туда неосторожного путника. Однако если заглянуть в историческую литературу, то очень скоро становится ясно, что намного чаще кикимора встречалась прямо в доме – за печкой. Вероятно из-за этого ее даже одно время считали женой домового, но подобные сплетни не получили особого признания.

Иван Билибин “Кикимора”. 1934 год. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/

Образ кикиморы, а также история ее происхождения, пожалуй, наиболее расплывчаты из образов всех духов, обитающих в русской деревне. Однако народная память сходится в одном – кикимора скорее злой персонаж, нежели добрый, а увидеть ее своими глазами – очень плохая примета.

Считалось, что кикимора выбирает себе дом не случайно, и селится только там, где регулярно происходят ссоры и раздор. Днем она себя никак не проявляет, отсиживаясь в подполе или за печкой, а ночью разворачивает бурную деятельность: ломает, ворует и бросает на пол различные предметы, шумит, мешает спать, выстригает волосы у людей и скота, пугает детей кошмарами, а иногда даже душит. В такие моменты человек резко просыпается посреди ночи, кашляя от удушья, и чаще всего не понимает что с ним произошло, а кикимора наблюдает из темного угла и посмеивается. Но самым любимым занятием кикиморы является прядение, вязание или шитье. Если хозяйка оставила где-нибудь клубок ниток, спицы или шерсть, то злодейка обязательно ночью их найдет и напакостит – утром придется все переделывать.

В некоторых местах появление в доме кикиморы связывали с особой порчей, которую мог наслать колдун или, например, печник, обиженный хозяевами, не заплатившими ему за работу. Тот в таком случае мог спрятать в доме так называемую «манилку» – специальный предмет, который после особого наговора превращался в кикимору и очень долго досаждал хозяевам. В качестве такого предмета часто выступал сучок от коряги, найденной в реке.

Но не все кикиморы одинаково вредны. В одних местах считалось, что кикимора полезна – помогает по хозяйству, следит за скотом и убаюкивает детей. В других же ее боялись, как проклятья. Самым действенным способом защитить свой дом от кикимор считалось окропление его святой водой на Крещение, а также изображение крестиков в каждой комнате дома, для чего чаще всего пользовались угольком из печи. Если же не верить в Бога, то прогнать кикимору может оказаться очень сложно. Говорят, что в центре Перми еще в конце XIX века пустовал большой дом, из которого кикимора выжила хозяев. Кто туда потом только не селился, но очень быстро переезжал в другое место.

Николай Рерих «Чудо лесное». 1894 год. Источник фото: https://ru.wikipedia. org/

Позднее, уже в XX веке, все заговорили о другом виде кикиморы – болотной ее разновидности. Многие исследователи русского фольклора сходятся во мнении, что тому виной широко распространенное устойчивое выражение – «кикиморой болотной» называли злых женщин, нелюдимых домоседов, а также плутов и обманщиков. Отсюда и такая популярность – если кикимора, то обязательно болотная. Уже в 1910 году Алексей Толстой в своем сборнике «Русалочьи сказки» описывает болотную кикимору, похитившую маленькую девочку.

На всем протяжении XX века постепенно забываются былые поверья и традиции, а если кикимору кто-то и вспоминает, то как болотного духа из старых сказок, которым можно пугать непослушных детей. Однако есть и более ранние упоминания болотного подвида кикиморы, что наводит на мысль о возникновении этого духа раньше XX века. 

Эскиз костюма Кикиморы для балета «Жар-птица» Игоря Стравинского. Автор эскиза: Александр Головин. 1921 год. Источник фото: https://ru. wikipedia.org/

Издавна имеет дурную славу озеро Стретное в Смоленском Поозерье. В интернете можно найти свежие рассказы очевидцев, отправившихся туда на рыбалку, но в итоге оказавшихся в круговороте довольно странных и пугающих событий: ночные крики и хохот с заболоченных берегов озера, бурление и плеск воды, внезапно исчезнувшая лодка и т.д. Но, пожалуй, такими историями сейчас никого не удивишь – так бы и списали на чрезмерное употребление горячительных напитков, если бы не один нюанс. Это озеро упоминал в своих дневниках еще Николай Михайлович Пржевальский, ходивший туда на рыбалку в середине XIX века, и тоже отмечавший странные вещи, которые творятся на его берегах. Писал он и том, что все местные крестьяне обходят Стретное стороной из-за обитающей там нечисти, предпочитая ловить на других озерах. Может совпадение, а может и нет.

Теперь, когда мы немного познакомились с кикиморой и ее повадками, можно рассказать историю, имевшую место уже в наших краях – в Подмосковье. На севере области, в Талдомском районе, стоит древнее село Спас-Угол. Название такое из-за интересного расположения – село стоит на углу трех губерний: Московской, Тверской и Ярославской. Здесь сохранилась старинная легенда о кикиморе, жившей на сильно заболоченном Васильевском озере, что в глухих лесах к северу от села.

Однажды один крестьянин пошел в лес за ягодой, сильно заплутал, а под вечер вышел к озеру. Берег был весь сплошное болото – камыши по плечи и ни единого сухого места. Старая тропинка, ведущая к озеру, брала свое начало на другом берегу, но в наступающей темноте ее было не найти. Подумал мужик, и решил скоротать ночь на старой раскидистой сосне, растущей неподалеку. Залез на толстую ветку, обхватил руками ствол и задремал. Вдруг около полуночи где-то в глубине леса как будто послышалось блеяние. Сон сразу улетучился и уставший путник стал прислушиваться. «Неужто овца отбилась от стада и так далеко в лес забрела?» – подумал он. Ночь была лунная, так что вокруг все было хорошо видно. Вскоре внизу началось какое-то шевеление в высокой траве, а через мгновение показался темный силуэт, напоминающий согбенную старушку. На спине у «старушки» был огромный мешок, который иногда брыкался и блеял. Силуэт медленно направился к озеру, прошел у самой сосны, на секунду замер, а затем так же плавно исчез вместе с мешком в воде, почти не нарушив зеркальной поверхности озера, освещенной лунным светом. «Приснится же такое!» – думал перепуганный мужик и крестился, но сколько он себя не щипал и не колол острым сучком – сон не уходил. 

Иллюстрация Татьяны Гиппиус к сказке «Кикимора» Натальи Манасеиной по мотивам «Сказаний русского народа» Ивана Сахарова. Журнал «Тропинка», 1909 год. Источник фото: https://ru.wikipedia.org/

Утром, как вышло солнце, крестьянин бесшумно сполз с дерева и опрометью бросился через болото к старой едва заметной тропинке, а затем по ней обратно в село. Там мужики уже собирались устраивать облаву на волков, утащивших очередного барана. Услышав историю, приключившуюся ночью на озере, все быстро сошлись во мнении, что не иначе как кикимора завелась, и нужно принимать меры. Несколько раз ходили на озеро, раскладывали костры и кидали горящие головешки в воду, поджидали кикимору с вилами у околицы по ночам, но так ее больше и не удалось увидеть. Доносился только иногда протяжный крик с озера, да громкие всплески, словно огромный бобр бил хвостом по водной глади. А потом священник Спасо-Преображенской церкви провел на Васильевском озере водосвятный молебен на Крещение, и кикиморе пришлось искать себе новое пристанище. Так гласит легенда.

Координаты Васильевского озера: 56°55’56″N   37°53’46″E

Как выглядит Кикимора болотная? Мультик про Кикимору болотную :: SYL.ru

Кикимора болотная – известный персонаж из фольклора и мифологии восточнославянских народов. Об этимологии имени, внешности и занятиях, образе в кинематографе этого сверхъестественного существа – далее в статье.

Имя: происхождение и значение

Этот мифологический персонаж имеет множество имен. Кикимора болотная – одно из наиболее часто употребляющихся. Шишига, мара, суседка, вещица – другие варианты названий.

Образ кикиморы сложился в глубокой древности. Большое влияние на его формирование оказало почитание богини Макоши (Мокошь). Это было единственное старославянское женское божество. Богиня была связана с такими занятиями, как ткачество и прядение. В жертву ей приносили пряжу, сбрасывая подношение в колодец.

По некоторым преданиям, кикимора (болотная, лесная и живущая в домах) является внучкой старославянской богини.

Слово «кикимора» и его производные состоят из двух частей. «Кик» можно перевести как «птичий крик», или, в другом варианте, как «горбатость», «скрюченность». «Мора» – это название женских демонов, обладающих способностью насылать на людей ночные кошмары.

Как появляются кикиморы? Предания разных славянских народов имеют несколько разъяснений происхождения этих существ. По одной версии – это младенец, умерший до крещения. По другой – ребенок, проклятый матерью. Есть поверье, что в кикимор превращаются дети, украденные нечистью.

Как выглядит кикимора болотная: внешний вид и описание

По поверьям и мифам, существует несколько видов этих созданий.

Кикимора, живущая рядом с человеком, выбирает самые потайные и укромные уголки. Может жить не только в доме, но и в хлеву, бане, курятнике. Чаще всего она невидима, но иногда показывается в виде маленькой безобразной старушки в лохмотьях. Любимое занятие – ткачество и прядение (здесь прослеживается тесная связь с богиней Мокошь).

Кикимора лесная в молодости много озорничает, а к старости становится сварливой и прячется подальше от людских глаз в глуши. Если ее вежливо и правильно попросить, она охотно поможет человеку.

Кикимора болотная – самая опасная среди своих товарок. Она не просто озорничает и шутит, а старается заманить путника в самую трясину. Распознать ее очень легко, при условии, если она сама покажется человеку. Это страшно худая женщина с зеленоватой кожей болотного оттенка, одетая в рваную одежду. Иногда прикидывается сухим деревом. Превращается в девушку с длинными распущенными волосами, если решит погубить путника. Часами может кружить его по болоту, заманивая в трясину. Кикимора болотная не выносит шума и грубости. Может наслать на шумящих путников, которые не спросили разрешения у болотника заночевать, беспробудный сон, и забрать жизненную силу.

Как уберечься при встрече с мифическим существом

Не стоит бояться болотную кикимору. Чтобы точно распознать ее и избавиться от присутствия, нужно спросить, как ее зовут. Дело в том, что, узнав имя этого существа, человек получает над ним власть, и навредить оно ему уже не может. А обмануть кикимора не в состоянии – таков завет самой Мокошь. Поэтому страха при встрече испытывать не стоит, а вот остерегаться нужно – переменчивый характер существа невозможно предугадать.

Образ жизни

Одним из ревностных хранителей леса является кикимора болотная. Сказка или предание любого славянского народа обязательно поведает о том, как бережно это существо заботится о птичьих гнездах и земноводных, холит и лелеет болотные цветы и ягоды.

Отношение к человеку

Кикиморы, как создания женского пола, имеют крайне переменчивый характер. Живущее в доме существо может благосклонно относиться к хозяевам и даже помогать им, но помощь эта приносит больше вреда. Например, начав прясть, кикимора бросает дело незаконченным или может запутать пряжу. Но чаще всего она насмехается и зло шутит над людьми, совершает мелкие пакости.

Как уже было сказано выше, лесные кикиморы, хоть и относятся к человеку настороженно, могут помочь советом, если к ним обратиться вежливо. Кикимора болотная, напротив, старается не просто навредить, а уничтожить человека и заманивает незадачливого путника в топь. Но делает она это чаще всего не из-за своего вредного характера, а в том случае, если прохожий нарушает ее покой. По преданиям, кикимора болотная может даже дружить с человеком, но только с тем, кто подходит по возрасту, немногословен и хорошо разбирается в лесных травах.

Кикимора болотная в кино

Образ этого мифического существа не так распространен в кинематографе, как, например, домового. Фильм или мультик про кикимору болотную – редкое явление. И это странно, поскольку трудно найти другого такого колоритного персонажа фольклора. В отечественном кинематографе есть два мультипликационных фильма, в котором можно увидеть этих существ в числе главных персонажей.

«Глаша и Кикимора» – замечательный детский мультфильм. Кикимора болотная в нем – не проходной персонаж, а одно из главных действующих лиц. Девочку Глашу родители оставили присматривать за маленькой Дуняшей, а сами отправились на ярмарку. Перед отъездом они строго наказали не открывать никому двери. Но Глаша пожалела попросившуюся переночевать старуху. Девочка не подозревала, что это болотная кикимора, которая решила украсть маленькую Дуню.

Обнаружив утром пропажу сестренки, девочка бросается в погоню, но кикиморы и след простыл. В лесу Глаша спасает лешего, тонущего в болоте. Тот решает помочь девочке и объясняет ей, что старухой притворялась кикимора. Найдя ее логово, девочка забирает сестренку, а ее помощники, леший и кот, отвлекают кикимору от погони.

В мультфильме 2013 года «Как поймать перо Жар-птицы» кикимора болотная тоже выступает в числе главных персонажей.

Она помогает Ивану-царевичу в его поисках. Встретив ее, герои понимают, что она не такая плохая, как кажется на первый взгляд. Одиночество сделало ее сварливой и озлобленной. Почувствовав доброту и участие Ивана-царевича, Кикимора решает помочь ему. Создатели мультфильма очень верно подметили характер этого мифического персонажа. Сказки и поверья тоже говорят о том, что при должном вежливом обращении кикимора может сжалиться и помочь советом.

Monster Marsh – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(73 релевантных результата)

Лучше одной картинки, чем тысячи слов: сравнение образов интеллекта школьников финской и русской Карелии

  • Александр Р. (2000) Культура и педагогика. Международное сравнение в начальном образовании. Блэквелл, Оксфорд

    Google Scholar

  • Антикайнен А. (2006) В поисках скандинавской модели образования. Скандинавский журнал исследований в области образования 50: 229–243

    Статья

    Google Scholar

  • Блом Р., Мелин Х. (2005) Muuttuvat identiteetit Karjalan tasavallassa [Изменение идентичности в карельском государстве; на финском]. В: Хирсиахо А., Корпела М., Ранталайхо Л. (ред.) Kohtaamisia rajoilla [Встречи на границах]. Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, Тампере, стр. 109–127

    Google Scholar

  • Чемберс Д. (1983) Стереотипные образы ученого: тест «Нарисуй ученого». Science Education 67: 255–265

    Статья

    Google Scholar

  • Чаморро-Премузик Т., Артече А., Фернхэм А. , Трикот Н. (2009) Оценка интеллекта учащихся на основе самооценки, оценок родителей и учителей. Педагогическая психология 29: 83–97

    Статья

    Google Scholar

  • Клеманс А. (2001) Социальное позиционирование и социальные представления. В: До К., Филоген Г. (ред.) Представления социального. Блэквелл, Оксфорд, Великобритания, стр. 83–95

    Google Scholar

  • Кокс М. (2005) Живописный мир ребенка. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания

    Google Scholar

  • Данзигер К. (1990) Конструирование предмета. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания

    Книга

    Google Scholar

  • де Роса А.-М. (1987) Социальные представления о психических заболеваниях у детей и взрослых. В: Doise W., Moscovici S. (eds) Актуальные проблемы социальной психологии, Vol. 2. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания, стр. 47–138

    .
    Google Scholar

  • де Роса А.-М. (2001) Король голый. Критическая реклама и мода. В: До К., Филоген Г. (ред.) Представления о социальном. Блэквелл, Оксфорд, Великобритания, стр. 48–82

    Google Scholar

  • Дроге К., Стипек Д. (1993) Использование детьми диспозиций для предсказания поведения одноклассников. Психология развития 29: 646–654

    Статья

    Google Scholar

  • Экклс Дж., Дженис Э., Гарольд Р. (1991) Стереотипы гендерных ролей, эффекты ожидания и социализация родителей гендерных различий. Журнал социальных вопросов 46: 183–201

    Артикул

    Google Scholar

  • Эмлер Н., Охана Дж. (1993) Изучение социальных представлений у детей. В: Брейкуэлл Г., Кантер Д. (ред. ) Эмпирические подходы к социальным представлениям. Clarendon Press, Оксфорд, стр. 63–89

    Google Scholar

  • Фрэнсис Б., Скелтон К. (2005) Переоценка пола и достижений. Рутледж, Лондон

    Книга

    Google Scholar

  • Гербер Т., Хаут М. (1995) Образовательная стратификация в России в советский период. Американский журнал социологии 101: 611–660

    Статья

    Google Scholar

  • Гудсон И., Марш К. (1996) Изучение школьных предметов. Фалмер Пресс, Лондон

    Google Scholar

  • Гордон Т., Холланд Дж., Лахельма Т. (2000) Создание пространств: гражданство и различия в школах. Макмиллан, Нью-Йорк

    Книга

    Google Scholar

  • Горман Т. (1998) Социальный класс и отношение родителей к образованию. Journal of Contemporary Ethnography 27: 10–45

    Статья

    Google Scholar

  • Харрис М. (1991) Половые различия в стереотипах очков. Журнал прикладной социальной психологии 21: 1659–1680

    Статья

    Google Scholar

  • Хайне С., Леман Д., Иде Э., Леунг С., Китаяма С., Таката Т. (2001) Различные последствия успеха и неудачи в Японии и Северной Америке: исследование мотивации самосовершенствования и податливые личности. Журнал личности и социальной психологии 81: 599–615

    Статья

    Google Scholar

  • Холмгрен Б. (1995) Инспекторы клопов и королевы красоты: Проблемы перевода феминизма на русский язык. В: Берри Э. (ред.) Посткоммунизм и политика тела. New York University Press, Нью-Йорк и Лондон, стр. 15–31

    Google Scholar

  • Джахода Г. (1992) Перекресток между культурой и разумом. Харвестер Уитшиф, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Яухиайнен А. , Альхо-Малмелин М. (2004) Образование как религия в обучающемся обществе. Международный журнал обучения на протяжении всей жизни 23: 459–474

    Google Scholar

  • Юлкунен Р. (1999) Гендер, работа, социальное государство. В: Липпонен П., Сетяля П. (ред.) Женщины в Финляндии. Отава, Хельсинки, стр. 79–100

    Google Scholar

  • Kasanen K., Räty H. (2002) Теперь вы должны быть честны в своей оценке. Обучение и обучение самооценке. Социальная психология образования 21: 1–16

    Google Scholar

  • Корхонен М. (2002) Айна оли йоку котона [Всегда кто-то был дома; на финском]. В: Кольбе Л., Ярвинен К. (ред.) Onks ketään kotona? [Кто-то дома?]. Тамми, Хельсинки, стр. 53–74

    Google Scholar

  • Купари П. (1996) Ласкутайдотко кадоннеет? Peruskoululaiset matematiikan kokijoina ja taitajina [Математические способности учащихся общеобразовательных школ; на финском]. В: Linnakylä P., Saari H. (eds) Oppiiko oppilas peruskoulussa? Peruskoulun arviointi 90-tutkimuksen tuloksia. Kasvatustieteiden tutkimuslaitos, Ювяскюля, стр. 27–56

    Google Scholar

  • Лайхиала-Канкайнен С. (1998) Русские ученики в финских школах – проблемы, созданные различиями в педагогических культурах. Школьное поле 9: 61–76

    Google Scholar

  • Лайхиала-Канкайнен С. (2000) Реформа образования в России — между прошлым и будущим. Идантуткимус 7: 112–123

    Google Scholar

  • Ллойд Б., Дювин Г. (1992) Гендерная идентичность и образование. Комбайн Wheatsheaf, Лондон

    Google Scholar

  • Ламминс М., Стивенсон Х.В. (1990) Гендерные различия в убеждениях и достижениях: межкультурное исследование. Психология развития 26: 254–263

    Статья

    Google Scholar

  • Мелин Х. (ред.) (2005) Социальная структура, публичное пространство и гражданское общество в Карелии. Кикимора, Саариярви

    Google Scholar

  • Метсо Т. (2004) Koti, koulu ja kasvatus—kohtaamisia ja rajankäyntejä [Дом, школа и образование; на финском]. Исследования в области науки об образовании 19. Финское образовательное общество, Хельсинки

    Google Scholar

  • Мортимор, П. (2008). Отрицательная реакция. Преимущества стриминга — это миф. EducationGuardian.co.uk (5 февраля 2008 г.).

  • Москович С. (2000) Социальные представления. Исследования в области социальной психологии. Polity Press, Кембридж, Великобритания

    Google Scholar

  • Макл Дж. (1990) Портрет советской школы в условиях гласности. Макмиллан, Лондон

    Google Scholar

  • Мугни Г. , Каругати Ф. (1989) Социальные представления об интеллекте. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, Великобритания

    Google Scholar

  • Николлс Дж., Паташник М., Меттеталь Г. (1986) Понятия способности и интеллекта. Развитие ребенка 57: 636–645

    Статья

    Google Scholar

  • PISA: (2005) Обучение для завтрашнего дня — первые результаты PISA 2003. Публикации ОЭСР, Париж

    Google Scholar

  • Плаут В., Маркус Х. (2005) История «изнутри». Культурно-исторический анализ того, как быть умным и целеустремленным в американском стиле. В: Элиот А., Двек К. (ред.) Справочник по культуре и мотивации. Guilford Press, Нью-Йорк, стр. 457–489.

    Google Scholar

  • Räty H. (2003) Значение родительской оценки своей школы для их отношения к учебе. Социальная психология образования 6: 43–60

    Статья

    Google Scholar

  • Рэти Х. , Касанен К., Хонкалампи К. (2006) Три года спустя: повторное исследование оценок родителями способностей своих детей. Журнал прикладной социальной психологии 36: 2079–2099

    Артикул

    Google Scholar

  • Рэти Х., Касанен К., Кискинен Дж., Нюкки М. (2004) Интеллектуальное обучение — выбор детьми лучших учеников по родному языку и математике. Социальное поведение и личность 32: 303–312

    Статья

    Google Scholar

  • Рэти Х., Снеллман Л. (1992) Имеет ли значение пол? Здравые представления об интеллекте. Социальное поведение и личность 20: 23–34

    Артикул

    Google Scholar

  • Рэти Х., Снеллман Л. (1997) Детские образы интеллигентного человека. Журнал социального поведения и личности 12: 773–784

    Google Scholar

  • Рэти Х., Снеллман Л., Мянтюсаари-Хетекорпи Х. , Ворнанен А. (1996) Взгляд родителей на общеобразовательную школу и ее развитие: финское исследование. Скандинавский журнал исследований в области образования 40: 203–215

    Артикул

    Google Scholar

  • Рэти Х., Снеллман Л., Касанен К. (1999) Представления детей о способностях и их изменения в течение первого учебного года. Скандинавский журнал исследований в области образования 43: 249–258

    Статья

    Google Scholar

  • Розенгольц С., Симпсон К. (1984) Формирование представлений о способностях: тенденция развития или социальная конструкция?. Обзор исследований в области образования 54: 31–63

    Google Scholar

  • Синисало П., Нумменмаа А.-Р. (2000) Разработка профессиональных целей и планов. В: Пууронен В., Синисало П., Милюкова И., Швец Л. (ред.) Молодежь в меняющейся Карелии. Ашгейт, Олдершот, Берлингтон, США, Сингапур, Сидней, стр. 146–161

    Google Scholar

  • Синисало П., Швец Л., Русанова В. (2000) Ценностные ориентации российской и финской молодежи. В: Пууронен В., Синисало П., Милюкова И., Швец Л. (ред.) Молодежь в меняющейся Карелии. Олдершот, Берлингтон, США, Сингапур, Сидней, Ашгейт, стр. 74–9.1

    Google Scholar

  • Штернберг Р. (2004) Культура и интеллект. Американский психолог 59: 325–338

    Статья

    Google Scholar

  • Темкина А., Роткирх А. (1997) Советские гендерные контракты и их сдвиги в современной России. Идантуткимус 4: 6–24

    Google Scholar

  • Тадж Дж., Хоган Д., Ли С., Таммевески П., Мельцас М., Кулакова Н. и др. (1999) Культурная неоднородность: родительские ценности и убеждения и деятельность их дошкольников в США, Южной Корее, России и Эстонии. В: Göncü A.

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *