Исследование на тему “Сказки А.С.Пушкина в иллюстрациях разных художников”
Министерство
образования и науки Российской Федерации
Комитет
по образованию Администрации города Тобольска
VII
научно-практическая конференция
«Первые
шаги – 2012»
Секция:
Литература
«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в
иллюстрациях русских художников.
Автор
работы: Урамева Анжелика Джалильевна
Место
выполнения работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4», 5 класс
г.Тобольск,
Тюменская область
Научный
руководитель: Игнатенко Евгения Александровна
учитель
русского языка и литературы
МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа №4».
г. Тобольск,
2012
«Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина
в
иллюстрациях русских художников.
Урамаева
Анжелика Джалильевна
Россия,
Тюменская область, г.Тобольск, МАОУ СОШ № 4, 5 класс
«Краткая
аннотация»
Исследование посвящено сравнению иллюстраций русских художников к «Сказке о
мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина. Ученица при проведении
исследования использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира
Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича,
Александра Михайловича Куркина. Для анализа иллюстраций ученица определила для
себя основные эпизоды в сюжете сказки, подобрала к ним иллюстрации,
сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого из них свое
видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и рисунки к одной
и той же сказке получаются разными.
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Обсуждая
вопрос о допустимости того или иного заимствования, следует помнить, что плохи
не сами заимствования, а их неточное, неправильное употребление, применение их
без надобности, без учета жанров и стилей речи, назначения того или иного
высказывания.
1.Введение.
2.Как
появилась «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
3.
Иллюстраторы сказок А.С.Пушкина.
4.Основные
эпизоды «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина и
иллюстрации к ним разных художников.
5.Заключение.
Разное и общее в иллюстрациях художников.
1.
Для меня знакомство с творчеством такого замечательного поэта, писателя,
сказочника начинается с детства: в детском саду, в школе, дома. Слушаю сказку
(или читаю) и представляю себе героев сказки: как выглядит, во что одеты, где
живет, как говорят, движутся… Как много рисовала иллюстраций к сказкам. С
каким удовольствием рассматриваю картинки в книжках. А ведь редко кто из
ребят задумывался над тем, а кто нарисовал эти иллюстрации. Мы, читатели,
редко смотрим на титульном листе имена художников – иллюстраторов.
Много разных изданий к сказкам есть в школьных и городских библиотеках.
Я
взяла несколько изданий «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»,
просмотрела иллюстрации к сказке и решила сравнить иллюстрации разных
художников, чтобы посмотреть как каждый из изобразил героев сказки
А.С.Пушкина, найти в них общее и разное. Для этого я сначала определила, какую
роль жанр сказки имел для самого А.С.Пушкина. Для сопоставления иллюстраций
взяла «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», перечитала её, выделила
основные эпизоды, подобрала к ним иллюстрации, попыталась сравнить их, нашла
общее и разное.
2.
Много лет спустя, когда А.С. Пушкин был прославленным поэтом, ему пришлось
прожить два года в Псковском имении отца – селе Михайловском. Долгие зимние
вечера он приходил коротать в маленький домик няни, слушал, как в детстве,
народные сказки. На лежанке, в углу, свернувшись в клубок, дремал завсегдатай:
серый кот. Пушкин взбирался и сам на лежанку.
Няня всегда за работой: вязала чулки и латала старую юбку; но когда
сказка начинала её саму завораживать, на работу она уже не глядела, и
глаза её устремлялись прямо перед собою – как бы действительно видела то, чего
не бывает. Пушкин стал записывать сказки со слов Арины Родионовны. Вот
например, одна из его записей: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой,
убирает его. 12 братьев приезжают. «Ах, – говорят,- тут был кто-то, али
мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный;
коли женщина, будь нам мать али сестра…» …мачеха её приходит в лес в виде
нищенки- собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку,
которую та, надев, умирает…»
«Сказка о мертвой царевне» написана поэтом в творческом состязании с Жуковским.
Но в отличие от него Пушкин не ограничивается романтическим изображением героев,
он вводит реалистические картины жизни царского двора, создает и сатирические
персонажи в своей сказке. Таков в какой-то мере царь отец, поспешивший
жениться, едва истек положенный срок вдовства. Пушкин иронически говорит о нем:
Долго
царь был неутешен,
Но
как быть? И он был грешен;
Год
прошел как сон пустой,
Царь
женился на другой.
Основная
же сила сатиры Пушкина направлена против царицы-мачехи, олицетворяющей « темный
мир» в сказке. Мачеха «черной зависти полна», «горда, ломлива, своенравна и
ревнива». Зависть и злость ко всему светлому и доброму приводит ее в конце
концов к смерти:». Тут ее тоска взяла, и царица умерла». Так в сказке победа
добра символизирует гибель зла.
3.
Поэтические и прозаические произведения Пушкина, в том числе и сказки, получили
широкий отклик в изобразительном искусстве. Изобразительная Пушкиниана
создавалась художниками разных поколений на протяжении нескольких столетий.
При жизни поэт настойчиво искал сотворчества с художниками, которые могли бы
«искусным и быстрым карандашом» иллюстрировать его произведения. Но, пожалуй,
первым иллюстратором был он сам – в черновиках сказок встречаются блестящие
рисунки Пушкина. В 1820 г. в печати появилась первая иллюстрация – фронтиспис
к «Руслану и Людмиле», нарисованный И.Ивановым под началом А.Оленина и
гравированный И.Ивановым. Это комбинация из пяти рисунков, изображающих
основные сцены поэмы и представляющих ее главных героев.
При жизни поэта иллюстрации к его сказкам были созданы князем Г.Гагариным –
литография к «Руслану и Людмиле», рисунок к «Сказке о царе Салтане» – «Три
девицы и царь»; В.Лангером – «Ратмир у замка волшебных дев; Ф.Толстым –
фронтиспис к «Руслану и Людмиле»; О.Игнациусом – четыре рисунка к поэме. В
дальнейшем к сказкам Пушкина обращались такие известные мастера, как
М.Нестеров, И.Крамской, И.Билибин, Б.Кустодиев, М.Добужинский, М.Врубель,
В.Милашевский, Т.Маврина и многие другие.
В своей работе я хочу сравнить иллюстрации разных художников и посмотреть,
как один и тот же эпизод сюжета сказки изобразили Конашевич Владимир
Михайлович, Дехтерёв Борис Александрович, Зворыкин Борис Васильевичич,
Александр Михайлович Куркин.
Как иллюстратор детской книги Владимир Михайлович Конашевич начал активно
работать с 1922 года. В том году с его иллюстрациями вышло несколько сказок
Шарля Перро (“Кот в сапогах”, “Мальчик с пальчик”,
“Красная Шапочка”) и “Сказка о рыбаке и рыбке” А. С.
Пушкина. В книжках этих – нарядных, изысканных – прослеживались традиции
художников объединения “Мир искусства”. Печатались сказки в Берлине,
на хорошей бумаге, при помощи офсетной печати (которой в России тогда ещё не
было), позволявшей воспроизвести все нюансы лёгкого акварельного рисунка, но в
прессе подвергались нападкам за то, что были сделаны “скорее для
библиофилов, чем для детей”.
Борис Александрович Дехтерёв работал преимущественно в технике карандашного
рисунка и акварели. Многим из нас запомнились именно его иллюстрации к сказкам
и стихам Пушкина.
Борис Васильевич Зворыкин — русский и французский художник, лучший график-
орнаменталист начала XX века. Самобытное творчество художника до недавних пор
могло быть оценено лишь немногими знатоками-коллекционерами .
Александр Михайлович Куркин занимался монументальной живописью,
театрально-декорационным искусством, росписью мебели, книжной иллюстрацией
(альбомы “Сказка о царе Салтане” (1972).
4.
В сюжете «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» я выделила следующие
основные эпизоды:
1.
Царица у окна.
2.Царица
–мачеха и зеркальце.
3.Первый
замысел царицы-мачехи.
4.Царевна
и чернавка в лесу.
5.Царевна
у семи богатырей.
6.Передача
яблочка.
7.Царевич
Елисей отправляется на поиски царевны.
8.Возвращение
Елисея и царевны.
Эпизод 1. Царица у окна. (Слайд 9)
«
Царь с царицею простился,
В
путь-дорогу снарядился,
И
царица у окна
Села
ждать его одна.
Ждет-пождет
с утра до ночи,
Смотрит
в поле, инда очи
Разболелись
глядючи
С
белой зори до ночи;
Не
видать милого друга!»
У
Дехтярева царица грустная, это видно по её глазам, она сидит у окна и смотрит
вдаль. У Куркина иллюстрация яркая, насыщена цветом: голубой, зеленый, желтый,
красный, белый, сиреневый. Красивое и грустное лицо царицы.
Эпизод
2. Царица – мачеха и зеркальце. (Слайд 10)
«Правду
молвить, молодица
Уж
и впрямь была царица:
Высока,
стройна, бела,
И
умом и всем взяла;
Но
зато горда, ломлива,
Своенравна
и ревнива.
Ей
в приданое дано
Было
зеркальце одно;
Свойство
зеркальце имело:
Говорить
оно умело.
С
ним одним она была
Добродушна,
весела,
С
ним приветливо шутила
И,
красуясь, говорила:
“Свет
мой, зеркальце! скажи
Да
всю правду доложи:
Я
ль на свете всех милее,
Всех
румяней и белее?”
Оба художника – Б. А.Дехтярев, Б.В.Зворыкин – изобразили новую царицу с
зеркалом в руках. Все, что её интересовало – это её красота. Иллюстрация
Б.В.Зворыкина
насыщена
яркими красками: оранжевый, красный, синий, голубой. Она схематична: над аркой
– двуглавый орел, символ власти. У Б.А. Дехтярева внимание обращаешь именно на
царицу с зеркалом в руках. На черно-белом фоне видно богатое убранство царского
терема.
Эпизод
3. Первый замысел царицы-мачехи. (Слайд 11)
«Она,
Черной
зависти полна,
Бросив
зеркальце под лавку,
Позвала
к себе Чернавку
И
наказывает ей,
Сенной
девушке своей,
Весть
царевну в глушь лесную
И,
связав ее, живую
Под
сосной оставить там
На
съедение волкам.»
На картине Б.А.Дехтярева сенная девушка для черной работы, «Чернавка», стоит
босая в поклоне и слушает приказ царицы. Статная фигура царицы («высока,
стройна, бела»), красивое, но злое лицо. Куркин А.М. изобразил царицу, отдающую
приказ служанке, не в помещении царских палат, а на улице, или во дворе.
Эпизод
4. Царевна и чернавка в лесу. (слайд 12)
«С
царевной
Вот
Чернавка в лес пошла
И
в такую даль свела,
Что
царевна догадалась,
И
до смерти испугалась,
И
взмолилась: “Жизнь моя!
В
чем, скажи, виновна я?
Не
губи меня, девица!
А
как буду я царица,
Я
пожалую тебя”.
У
Дехтярева Б.А. молодая царица изображена на коленях, она молит о пощаде
служанку, обещая её пожаловать, в руках чернавки – веревка. Куркин А.М.,
видимо, изобразил эпизод, когда чернавка отпускает царевну.
«Та,
в душе ее любя,
Не
убила, не связала,
Отпустила
и сказала:
“Не
кручинься, бог с тобой”.
Эпизод
5. Царевич Елисей отправляется на поиски своей невесты.(слайд 13)
«Королевич
Елисей,
Помолясь
усердно богу,
Отправляется
в дорогу
За
красавицей душой,
За
невестой молодой.»
На картинах Куркина А.М. и Дехтярева Б.А. изображены сборы и проводы царевича
Елисея в дорогу. Его провожает царь-отец, благославляя…
Эпизод
6. Царевна у семи богатырей. (Слайд 14)
«И
царевна к ним сошла,
Честь
хозяям отдала,
В
пояс низко поклонилась;
Закрасневшись,
извинилась,
Что-де
в гости к ним зашла,
Хоть
звана и не была.»
Оба художника изобразили молодую царевну в поклоне («честь хозяям отдала»). На
картине Дехтярева изображено убранство богатырского терема: могучие перила,
лестница, оружие.
Эпизод
7. Передача яблочка. (Слайд 15)
«Ей
царевна говорит: –
На
ж, лови!” – и хлеб летит.
Старушонка
хлеб поймала:
“Благодарствую,
– сказала. –
Бог
тебя благослови;
Вот
за то тебе, лови!”
И
к царевне наливное,
Молодое,
золотое,
Прямо
яблочко летит…»
Картины
А.М.Куркина и Б.В.Зворыкина похожи: много цвета, царевна стоит на крыльце, в
руках у неё яблоко.
Эпизод
8. Обращение царевича Елисея к солнцу. (Слайд 16)
«К
красну солнцу наконец
Обратился
молодец.
“Свет
наш солнышко! Ты ходишь
Круглый
год по небу, сводишь
Зиму
с теплою весной,
Всех
нас видишь под собой.
Аль
откажешь мне в ответе?
Не
видало ль где на свете
Ты
царевны молодой?
Я
жених ей”.
У
Б.В. Зворыкина солнце в виде бога Ярилы, на фоне золотого круга человеческий
облик. У А.М.Куркина солнце изображено только с человескими чертами лица.
Иллюстрацию
к эпизоду обращение царевича Елисея к месяцу нашла только у А.М.Куркина.
(слайд 17) На фоне звездного голубого неба – тонкий месяц.
Только
месяц показался,
Он
за ним с мольбой погнался.
“Месяц,
месяц, мой дружок,
Позолоченный
рожок!»
Обращение
царевича Елисея к ветру. (Слайд 18)
«Елисей,
не унывая,
К
ветру кинулся, взывая:
“Ветер,
ветер! Ты могуч,
Ты
гоняешь стаи туч,
Ты
волнуешь сине море,
Всюду
веешь на просторе,
Не
боишься никого,
Кроме
бога одного.
Аль
откажешь мне в ответе?
Не
видал ли где на свете
Ты
царевны молодой?
Я
жених ее”.
Картина Конашевича более реалистична, тогда как у А.М.Куркина и солнце и ветер
имеют человеческие черты.
Эпизод – возвращение Елисея и царевны. (Слайд 19)
«В
руки он ее берет
И
на свет из тьмы несет»
На
картине Б.В. Зворыкина много ярких красок и герои сказки сливаются среди гор,
холмов…тогда как у А.М.Куркина обращаешь внимание именно на героев сказки.
5.
Сравнивая иллюстрации, я пришла к выводу: каждый художник ищет в творчестве
Пушкина созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится
соавтором великого поэта. У каждого из них свое видение сказки, свое отношение
к героям произведения, поэтому и рисунки к одной и той же сказке получаются
разными.
Когда я беру в руки книгу, читаю сказки А.С.Пушкина, то всегда рассматриваю
иллюстрации, наслаждаюсь не только красотой слова, но и картинами художников.
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Урамаева Анжелика Джалильевна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ СОШ № 4, 5 класс
Рецензия
Исследование ученица посвятила сравнению иллюстраций русских художников к
«Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С.Пушкина. При проведении
исследования она использовала иллюстрации художников: Конашевича Владимира
Михайловича, Дехтерёва Бориса Александровича, Зворыкина Бориса Васильевича,
Александра Михайловича Куркина, кратко ознакомилась с особенностями их
творчества. Просмотрела литературу в школьной и городской библиотеке
непосредственно к « Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
Использовала материал с сайта Ольги Денисовой. Для проведения своего
исследования ученица выделила для себя основные эпизоды в сюжете сказки,
отобрала иллюстрации именно к этим эпизодам. Сопоставляя иллюстрации двух
разных художников, подбирала к ним строки из текста сказки, пыталась найти
общее и разное в работах художников. Не все найденные иллюстрации ученица взяла
для сравнения, так как не ко всем подобрала схожие по сюжету иллюстрации.
Она
смогла сравнить и сформулировала выводы, позволяющие определить, что у каждого
из них свое видение сказки, свое отношение к героям произведения, поэтому и
рисунки к одной и той же сказке получаются разными.
«Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях» А.С.Пушкина
в иллюстрациях русских художников.
Урамаева Анжелика Джалильевна
Россия, Тюменская область, г. Тобольск,
МАОУ СОШ № 4, 5 класс
Список
используемых источников и литературы
Литература.5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х
ч.Ч.1./авт.-сост.Г.С.Меркин.-9-е изд.Москва.:ООО «Русское слово-учебник»,2011г.
с.120.
http://www.skaz-pushkina.ru/
сайт Ольги Денисовой.
Литература:
Справ.шк./научная разработка и составление Н.Г.Быковой; науч.
Ред.В.Я.Линков.-М. «Слово», 1996г.
Литература.
Начальный курс. учебник для
общеобразовательных учреждений: в 2-х ч.Ч.1./авт.-состМ.А.Снежневская,
О.М.Хренова. -М..Мнемозина,2001г.
Цветные Сказки Пушкина с оригиналов Бориса Дехтерева: red_balls — LiveJournal
Ну… проверим насколько Живой журнал еще живой.
Заодно и похвастаемся интересными новостями.
У нас небольшая (или большая ?) победа. Нам удалось договорится о печати книги с иллюстрациями, которые многие считают мифическими или легендарными: то есть разговоров много, вроде все про них знают, но мало кто видел. И тем более никто не мог напечатать. А многие хотели. И вроде доступны, но нет…
Речь идет о ранних цветных иллюстрациях к “Сказкам” Пушкина Бориса Александровича Дехтерева (периода начала 50-х гг)
Борис Дехтерев, которого иногда именовали, “главным детским художником СССР”, работал над рисунками к сказкам Пушкина всю свою творческую жизнь. Первые варианты относятся к 40-ым годам, книги выходили и сборниками (вместе с Билибиным), и отдельно тонкими книжками. В 1953 году выходит подарочного вида том “Сказки” Пушкина, где печать рисунков была черно-белой. Спустя 10 лет, в 1963 году выходит второе издание этого сборника, где только часть рисунков была черно-белыми, а часть – цветными. При этом изначально ходили слухи, что все рисунки были цветными. Но в 60-е гг меняется мода, рисунки 50-х гг кажутся немного архаичными и художник переделывает рисунки, делая их в стилистике 60-х, черно-белыми, более графичными, штриховыми, хорошо адаптированными для печати массовыми тиражами в недорогих изданиях. И цветные акварели больше не издаются, исключая использование их на обложках. Отдельным изданием в цветном варианте будет выходить только Сказка о рыбаке и рыбке. В 1993 промелькнет странноватое издание Республики, где рисунки Дехтерева будут даны вместе с рисунками Юрия Ракутина.
И все… Книги 1953 и 1963 года стали библиографической редкостью, их очень сложно купить, их нет в больших библиотеках, об переиздании часто просили читатели. Пожалуй, это одна из самых часто упоминаемых книг в теме “а переиздайте, пожалуйста”. Но… Книги хоть и были подарочного сегмента, но напечатаны были не блестяще. Попытки “снять с книги 1963 г.” не приводили к приличному качеству издания: акварель, особенно без поддержки тушью, очень плохо поддается возможности ретуширования, теряется весь ее смысл – в мягких полупрозрачных переходах цвета. И мы очень долго ходили вокруг этих иллюстраций, но становилось понятно, что без оригиналов это бессмысленно. Нужны оригиналы.
О том, что полный комплект оригиналов существует, мы знали. И знали где 🙂 Но не получалось. Долго не получалось, более десяти лет…
Но, книга нас ждала и дождалась. Мы получили согласие всех: и собственника рисунков, и правообладателя. И даже возможность самим оцифровать оригиналы. И теперь можно сказать уже точно: у нас будут “Сказки” Пушкина с цветными рисунками Бориса Дехтерева. Рисунки будут полностью цветными, т.е мы не будем повторять 63 год репринтно, делаем полностью с оригиналов.
В сборник войдут пять основных сказок:
Сказка о рыбаке и рыбке,
Сказка о царе Салтане,
Сказка о попе и работнике его Балде,
Сказка о мертвой царевне,
Сказка о золотом петушке.
Сказка о мертвой принцессе и семи рыцарях от
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Нажмите, чтобы увеличить
485 продаж
|
5 из 5 звезд
€18,03
Загрузка
Доступен только 1
Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки
Редкая находка — этот предмет трудно найти.
Внесен в список 29 августа 2022 г.
2 избранных
Сообщить об этом элементе в Etsy
Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…
Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.
Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.
Сообщить о проблеме с заказом
Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.
Если вы хотите подать заявление о нарушении прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.
Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы
Посмотреть список запрещенных предметов и материалов
Ознакомьтесь с нашей политикой в отношении контента для взрослых
Товар на продажу…
не ручной работы
не винтаж (20+ лет)
не ремесленные принадлежности
запрещены или используют запрещенные материалы
неправильно помечен как содержимое для взрослых
Пожалуйста, выберите причину
Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.
Сказка о мертвой принцессе и семи богатырях. А.Пушкин
Бесплатные онлайн-иллюстрированные книги для детей |
Популярный
Андерсен
Сказки
Истории о животных
Поэзия для детей
Украинские сказки и стихи
Короткие истории
Список категорий
А.Пушкин
Перевод Питера Темпеста
freebooksforkids.net
Иллюстрации В. Назарука
Царь со своей свитой уехал. Долго сидел Царь одинокий, задумчивый. |
Но она была в равной мере |
Все это время царская дочь |
В ночь перед свадьбой |
С ее пухлой матерью, смотрящей |
Женский гнев устрашит дьявола! |
«Ну?» потребовала Царица, Слух распространился и вызвал панику: |
Тем временем его молодая невеста продолжала идти |
Время ужина. Двор загудел, |
Так принцесса встала, спустилась Дни пролетели — Принцесса живая И со временем они полюбили ее. |
«О мои храбрые и милые братья, Царица еще была в ярости |
Однажды она ждала у окна |
Вверх по лестнице бежала принцесса |
Теперь братья, как вышло, |
Тогда Старший ударил себя в грудь В тот же день злая Царица, В погоне за своей милой невестой |
Сквозь темную ночь Елисей, |
Елисей, не падая духом, |
С воем Ветер ушел. |
Так сложилась Царица Преодолеваемый горем и злобой, |