Щедрин. Балет «Конёк-Горбунок» (The Little Humpbacked Horse)
Балет в 4 актах (8 картинах с прологом и эпилогом).
Композитор Р. Щедрин. Сценаристы (по одноименной сказке П. Ершова) В. Вайнонен и П. Маляревский, балетмейстер А. Радунский, художник Б. Волков, дирижер Г. Рождественский.
Премьера состоялась 4 марта 1960 года в Большом театре.
Сюжет
Вечереет. По небу плывут тучи. У поля помятой и вытоптанной пшеницы стоит убитый горем старик.
1. Деревенская изба. Воскресный день. Братья Гаврила и Данила собираются на гулянку. Иван тоже хотел бы пойти с ними, но младшего брата оставляют дома — пусть сидит на печи. От скуки он начинает играть на дудочке. У окна собираются деревенские ребятишки. Иван зовет их в избу, потешает, учит плясать. Вернувшись, братья выгоняют ребят и бранят Ивана.
С поля возвращается старик отец. Он просит сыновей найти злого врага, уничтожившего урожай пшеницы. Вооружившись топорами и вилами, братья идут в дозор. Иван, взяв краюху хлеба, тихонечко отправляется вслед за ними.
Ночное поле. Братья, выпив для храбрости, засыпают. Из-за куста выглядывает Иван. Увидев спящих, он сам встает на караул. Неожиданно налетает вихрь, и перед Иваном появляется чудо-кобылица. Он хватает ее за хвост и садится верхом. Кобылица, как ни старается, не может сбросить седока. Она просит Ивана отпустить ее на волю, обещая выкуп. Иван отпускает ее. Кобылица дарит ему двух златогривых коней и впридачу маленького Конька-Горбунка с аршинными ушами.
Небо светлеет. Это прилетели жар-птицы. Одна из них роняет перо. Иван устремляется за сверкающим перышком. Крадучись и озираясь, появляются Данила и Гаврила. Они видят коней и уводят их с собой — продавать в град-столицу. Возвращается Иван. Как ни предостерегает его Конек не брать с собой пера Жар-птицы, Иван не слушает. Заметив пропажу коней, Иван горько плачет. Конек предлагает отправиться в погоню за похитителями.
Базарный день в столице. Толпы гуляющих. Братья с конями становятся в конный ряд, вызывая всеобщее изумление. Появляется царь со свитой и хочет купить чудо-коней. Тут вбегает Иван и объясняет, что хозяин он. Царь покупает коней, но его конюшенный не может управиться с ними. Тогда царь назначает конюшенным Ивана, а своего переводит в спальники. Новый спальник недоволен и клянется отомстить Ивану, занявшему его место.
2. Жаркий летний день. Царь сидит в своей светлице. Главная мамка кормит его с ложечки. Сенные девушки овевают царя платками, оберегая от зноя. Царский спальник, подсматривая за Иваном, замечает перо Жар-птицы. Когда Иван засыпает, он крадет перо и приносит царю с доносом на конюшенного. Царь восхищен красотой пера. Нечаянно он прикасается им к стене — и тут же оживают нарисованные на ней жар-птицы. Под волшебным пером оживает и сходит со стены красавица Царь-девица. Царь без памяти влюбляется в нее, но красавица исчезает. По совету спальника царь посылает Ивана привести ему Царь-девицу. Конек-Горбунок обещает помочь другу.
Серебряная гора на берегу моря. Сюда каждую ночь приплывает Царь-девица. С помощью Конька Ивану удается ее схватить. Он поражен ее красотой. Царь-девица тоже не налюбуется Иваном. Конек усыпляет красавицу, и все отправляются в обратный путь.
3. Царь с нетерпением ждет возвращения Ивана. Бояре усердно смотрят в подзорную трубу. Появляется Иван со спящей Царь-девицей. Царь лихорадочно прихорашивается. Просыпается Царь-девица. Потерявший от любви голову царь хочет немедленно жениться, но красавица требует достать сначала со дна морского ее перстень. Царь приказывает Ивану раздобыть перстень. Иван горюет, не зная, как справиться с новым поручением. Конек берется помочь и в этой беде.
Иван опускается на дно моря-океана. Морская царевна показывает Ивану чудеса подводного царства. Медузы, кораллы, морские коньки развлекают гостя. Однако никто не знает, где перстень Царь-девицы. Морская царевна зовет на помощь всезнающего ерша-забияку. Ерш вытаскивает из песка ларец с перстнем. Иван благодарит всех и поднимается на поверхность.
4. Во дворце все готово к свадьбе. Только Царь-девица не рада. Она грустит, вспоминая Ивана. А вот и он сам, в руках его — перстень. Царь передает перстень красавице и тут же хочет идти с ней к венцу. Но Царь-девица смеется над стариком и предлагает ему помолодеть, искупавшись в котле с кипящим молоком. Царь в страхе. Спальник нашептывает ему, что надо сперва искупать Ивана. Царь зовет Ивана и приказывает ему прыгнуть в котел. Конек-Горбунок снова приходит другу на выручку. Он ворожит над котлом, после чего Иван смело ныряет в кипящее молоко. Выходит он оттуда чудо-красавцем. Следом прыгает в котел царь и исчезает там.
Народ приветствует Ивана и Царь-девицу, водит вокруг них величальные хороводы. Пожелав всем счастья, Конек-Горбунок улетает.
Музыка балета написана выдающимся композитором Родионом Щедриным, автором опер «Не только любовь», «Лолита», симфоний, концертов, кантат, ораторий, произведений для фортепиано, камерных ансамблей. Особое место в творчестве композитора занимают балеты, созданные им для балерины Майи Плисецкой: «Конек-Горбунок» (I960), «Кармен-сюита» (1967), «Анна Каренина» (1972). «Майка» (1980), «Дама с собачкой» (1985), «Безумная из Шайо» (1992).
Первый из них — «Конек-Горбунок» создан в веселой манере, ассоциирующейся с русским скоморошьим действом. В музыке Щедрина царит светлое, радостное настроение, нарушаемое лишь эпизодами сказочной таинственности и задушевной лиричности. «В балете Щедрина, — пишет исследователь творчества композитора Ирина Лихачева, — оживают колоритные сказочные персонажи Ершова, живущие и действующие в родной стихии, говорящие на истинно русском языке — выразительном и красочном, исполненном юмора и лиризма. В музыке композитора ощущается не только мастерское владение национальным мелосом, но и его горячая любовь к героям народных сказок, пристрастие ко всему исконно-русскому — к песням, танцам, обрядам и обычаям, поэтическому слову и просто бытовой стороне жизни народа».
Особое значение придается симфоническому началу в музыкальной драматургии балета, которая проявляется в значительной роли музыки, раскрывающей сюжетно-логические связи между образами, в обобщенности тематизма, в возможности его преобразования, в интонационных и тонально-гармонических связях, на основе которых создаются эпизоды с различной комбинацией тем, и, наконец, в создании единства музыкального действия.
Историк балета Вера Красовская отмечала: «Материал литературного первоисточника по-разному интересовал авторов „Конька-Горбунка” в Большом театре (1960), хотя, казалось, между ними царило согласие. Премьера предназначалась М. Плисецкой, прославленной в вариациях, адажио, ансамблях академической классики, и сценарист В. Вайнонен и хореограф А. Радунский опирались не столько на сказку П. Ершова, сколько на постановки „Конька” в дореволюционном балете. Композитор Р. Щедрин с виду следовал заданию. В правилах балетной феерии он разработал па д’аксьон жар-птиц, адажио и вариации морского царства. Но он возвел эти структурные формы всего лишь как дань большой сцене: подвиги Ивана-дурака в воздухе и под водой не слишком грели его фантазию. Другое дело — проделки народного героя с царем, да и фигура самого самодержца. Их композитор дал в действенно-комедийном плане».
Этим народным героем — Иванушкой был молодой Владимир Васильев, а самодержцем — хореограф балета Александр Радунский. Царь-девицу в очередь с Майей Плисецкой танцевала Римма Карельская.
Через три года после московской премьеры музыку Щедрина по-своему интересно раскрыл хореограф Игорь Бельский, поставив в Ленинграде свою версию «Конька-Горбунка». Премьера прошла 21 декабря 1963 года в Малом театре оперы и балета. Сценаристы те же, художник Михаил Гордон, дирижер Юрий Богданов.
Бельский сознательно превратил балет из феерии в сатиру. Взяв за образец русский лубок, Бельский задумал (естественно, не афишируя это вслух) современный спектакль-памфлет с прямыми ассоциациями: Царь — Никита Хрущев, бояре — члены Политбюро. Бельский разделил хореографические характеристики героев на три категории: народно-фольклорную (народ, Иван), гротесковую (Царь, бояре) и сказочную (Царь-Девица, Жар-птица, Конек-Горбунок).
На связь музыки и хореографии в спектакле обращал внимание критик Иннокентий Попов: «Бельский создал хореографию, как бы непосредственно вырастающую из музыки, звучащую полностью в унисон с партитурой. Впечатление такое, будто образ музыкальный и образ пластический рождались одновременно, столь неразрывно их единство, столь органична здесь их взаимосвязь».
В балете не было привычных вариаций, дуэтов, ансамблей, не было и развернутого раскрытия характеров и сюжета. В непрерывном танцевальном действии все сконцентрировано, слитно и гармонично. Забавным и трогательным получилось то сказочное существо, чьим именем назван балет. Маленький, юркий, комически серьезный Конек не столько волшебный, сколько смекалистый да хитренький, себе на уме. Он стал в чем-то схож со своим хозяином Иваном — общие мотивы в музыке перешли и в пластику.
Очевидец премьеры музыковед Леонид Энтелис был восхищен исполнителями: «Спектакль Малого театра оперы и балета „Конек-Горбунок” — целая коллекция актерских удач. Первым назову наиболее крупный „экспонат” этой коллекции — роль Царя в исполнении Анатолия Маликова. Этот образ стоит перед глазами во всех деталях. В роли Конька-Горбунка Александр Мирецкий какой-то совсем невесомый. Он в самом деле едва касается земли, предпочитая двигаться преимущественно в воздухе, как и полагается Коньку-Горбунку. Обворожительна Лариса Климова в роли Царь-девицы. Обворожительна по-сказочному, по-девичьи, по-балетному. Как напевны ее движения в лирике! Как остры и насмешливы в сценах с Царем! Сколько в ней обаяния в танце и актерской игре! Роль Ивана-дурака удалась и Анатолию Сидорову и Адолю Хамзину. У первого она по-юношески более задорна, у второго исполнителя — более мужественна». Как остры и насмешливы в сценах с Царем, по-балетному, преимущественно в воздухе, как и полагается Коньку-горбунку.
Спектакль, после 300 представлений, продолжает идти на сцене Театра оперы и балета имени М. П. Мусоргкого. За это время он «поменял» жанр: из памфлета с политической окраской он превратился в обычную сказку. Злободневность ушла, зато высветились другие достоинства постановки: яркая зрелищность действия, изобретательность и музыкальность хореографа.
Музыка Щедрина продолжает привлекать внимание других хореографов, но на их работах неизменно чувствуется отпечаток спектакля Бельского, доказывая справедливость утверждения И. Попова: «Новый спектакль Малегота настолько близок по духу музыке Щедрина, его хореографические образы столь точно соответствуют драматургии образов музыкальных, что, вероятно, последующие постановки этого балета, сколь бы ни различны были творческие индивидуальности осуществляющих их балетмейстеров, в главном и основном будут опираться на трактовку И. Бельского». Все же следует отметить интересные постановки балета Р. Щедрина Ниной Анисимовой (1964, Свердловск; 1966, Саратов) и Дмитрием Брянцевым (1981, Кировский театр; 1983, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко).
А. Деген, И. Ступников
На фото: балет «Конёк-Горбунок» в постановке Мариинского театра
Публикации
Звёзды балета: Михаил Мессерер 24.06.2013 в 19:56
Алексей Ратманский: пятнадцать лет с Мариинским театром 06.06.2013 в 13:22
содержание, видео, интересные факты, история
Р. Щедрин балет «Конёк-Горбунок»
Сказка учит добру, высмеивает людские пороки и вызывает в душе добрый отклик. Дивные замысловатые истории всегда привлекали людей творческих профессий своим колоритом, сатирой и возможностью полностью раскрыться эмоционально. Не исключением стали и композиторы, которые создали на сказочные сюжеты множество восхитительных произведений, как, например, Родион Щедрин – советский и российский композитор, сочинивший балет по сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Эта весёлая история о приключениях крестьянского сына Ивана и его друге – фантастическом Коньке-Горбунке, о красе ненаглядной Царь-девице и преглупом царе.
Краткое содержание балета Щедрина «Конёк-Горбунок» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.
Действующие лица
|
Описание
|
Старик | крестьянин, земледелец-хлебороб |
Данило | старший сын старика |
Гаврило | средний сын старика |
Иван | младший сын старика |
Конёк-Горбунок | фантастическое животное с двумя горбами и длинными ушами |
Царь | правитель государства |
Царь-девица | девушка невиданной красы из далёкой заморской страны |
Бывший конюшенный | переведён царём в спальники |
Бояре | родовитые дворяне |
Скоморохи | шуты царского двора |
Морская царевна | дочь морского царя |
Краткое содержание «Конька-Горбунка»
В избушке на окраине села живёт старик и трое его сыновей. Вот однажды крестьянин заметил, что кто-то стал топтать по ночам их посевы. Он попросил старших сыновей посторожить поле и поймать злодея. Гаврило и Данило отправляются караулить пшеницу, а младший Иван втихомолку крадётся за ними. Прибыв на место, старшие братья присели, выпили вина и заснули, лишь Ваня глаз своих не смыкает и за всем внимательно наблюдает. Вдруг откуда не возьмись на поле прискакала красивая кобылица и давай на поле резвиться, да посевы губить. Иван приловчился, за хвост её схватил и на спину забрался. Лошадь как не старалась, но сбросить изворотливого седока не смогла. Тогда она взмолилась с просьбой освободить её, пообещав Ивану за это выкуп.
Кобылица слово сдержала и подарила юноше пару коней с золотыми гривами, а также смешного Конька-Горбунка с длинными ушами. Вдруг поле озарилось ярким светом. Теперь туда прилетели жар-птицы, одна из которых потеряло своё перо. Пока Иван любовался сияющим пёрышком, старшие братья, увидев чудо коней, увели их, чтобы продать на городской ярмарке. Обнаружив пропажу, Иван горько заплакал, но Горбунок его успокоил и предложил отправиться следом за похитителями.
Иван, оседлав Конька, прилетел на базарную площадь столичного града, куда старшие братья для продажи привели коней. Туда же совершая прогулку, заглянул сам Царь, который увидев златогривых красавцев, незамедлительно пожелал их купить. Сторговавшись с Иваном, который заявил, что он хозяин коней, государь предложил ему стать главным конюхом, так как чудо-жеребцы никому более не повиновались. Всё бы хорошо, но бывший конюшенный обозлился, что из-за Ивана его сместили со столь почётной должности и перевели в спальники. Идёт время, Иван исправно службу несёт, а осерженный спальник за ним внимательно наблюдает. Однажды увидев в руках у Ивана перо Жар-птицы, спальник, дождавшись, когда конюх заснёт, украл у него диковинку и принёс царю.
Государь, любуясь пером, случайно прикоснулся им к нарисованному на стене изображению жар-птиц. О, чудо – птицы ожили и начали танцевать. Царь стал их ловить, но у него ничего не получалось. Как только чудо-птицы исчезли, оживает образ Царь-девицы, нарисованный на другой картине. Когда и это видение исчезло, царь немедленно приказал позвать к себе Ивана и приказал конюху доставить к нему прекрасную Деву. Иван удручён, но Конёк вновь приходит молодцу на помощь и обещает подсобить ему в этом сложном деле.
Иван с Горбунком ночью прилетели на зелёную поляну, с которой были видны море и серебряная гора. Вдруг небо озаряется и все вокруг становится светло как днём. Это слетаются жар-птицы, а по морю в золотой лодке подплывает Царь-девица. Выйдя на берег, красавица начала веселиться и танцевать. Иван тихонечко подкрался к девушке и ухватил за косу. Увидев лицо Царь-девицы, он так поразился её красотой, что не мог оторвать свой взгляд. Конек усыпил красу девицу, а затем они все отправились в обратный путь.
Царь тем временем с нетерпением ждёт Ивана с Царь-девицей. Он прихорашивается и переодевается в праздничную одежду. Бояре сообщают ему долгожданную весть: конюх вернулся. Иван вносит девушку в царские палаты, где она и просыпается. Царь признаётся красавице в любви и предлагает ей обручальное кольцо. Однако девица объясняет новоявленному жениху, что она оденет только тот перстень, который храниться в ларце на дне океана. Тут же царь объявляет Ивану, что он должен отправиться в дальний путь и добыть это кольцо. Конёк переносит Ивана на берег океана. После того как юноша спустился на самое дно, он встретил там Морскую царевну, которая выслушав рассказ нежданного гостя посулила ему помочь. Получив перстень, Иван возвращается во дворец, где уже все усердно готовятся к свадьбе. Грустит только Царь-девица, она постоянно вспоминает полюбившегося ей Ивана.
Появляется государь: он приносит перстень и просит девушку стать его женой. Царь-девица соглашается, но для этого государь должен омолодиться, то есть искупаться в котле с кипящим молоком. Царь боится и поэтому заставляет Ивана первым окунуться в кипяток. Юноша прыгает в котел, а возвращается распрекрасным красавцем. Тогда уже и царь решился. Он бросился в чан с кипящим молоком и сварился в нём. Народ недолго печалился и скорбел, а вскоре провозгласил Ивана своим царём. Новый государь женился на заморской девице – красавице. Все веселятся по поводу радостного события.
Продолжительность спектакля | |
I – II Акт | III – IV Акт |
45 мин. | 40 мин. |
Фото:
Интересные факты
- В 1843 году сказка Петра Ершова «Конёк-Горбунок» попала под цензурный запрет. Только в 1856 году, существенно переработанную, её разрешили переиздать вновь.
- Музыку балета Цезаря Пуни «Конёк – горбунок», постановку которого возобновили в начале XX века, существенно переработали и поэтому в ней можно было услышать романс Александра Алябьева «Соловей», «Думку» Петра Ильича Чайковского, «Русскую и трепак» Антона Рубинштейна и даже «Венгерскую рапсодию» Ференца Листа.
- Партитуру балета «Конёк-Горбунок» Родион Щедрин посвятил великой Майе Плисецкой, которая впоследствии стала его женой. Следует заметить, что знакомство композитора и балерины состоялось именно на репетициях «Конька-Горбунка». В своих интервью композитор отмечал, что благодаря этой работе, он поймал в свои руки настоящую Жар-Птицу.
- Родион Щедрин и Майя Плисецкая поженились в Москве в начале октября 1958 года.
- Балеты в творчестве Родиона Щедрина занимают особое место, так как все они были созданы для его любимой жены. Помимо «Конька-Горбунка» композитор сочинил «Кармен-сюиту» (1967), «Анну Каренину» (1972). «Чайку» (1980), «Даму с собачкой» (1985) и «Безумную из Шайо» (1992).
- В 1955-ом, а затем в 1965 году композитор лучшие номера из балета «Конёк-Горбунок» объединил в две симфонические сюиты.
- Большой популярностью у пианистов пользуются переложения четырёх номеров из балета «Конёк-Горбунок», которые Щедрин сделал для фортепиано: «Я играю на балалайке», «Старшие братья и Иван», «Скерцино» и «Девичий хоровод».
История создания «Конька-Горбунка»
Не подлежит никакому сомнению, что история балета «Конёк – горбунок» началась именно в тридцатых годах XIX века, когда начинающий литератор Пётр Ершов написал стихотворную сказку, получившую похвалу самого Александра Сергеевича Пушкина. Затем в шестидесятых годах французскому балетмейстеру Артур Сен-Леону, работавшему в то время в Санкт-Петербурге, пришла идея поставить балет на российскую тематику. Его выбор пал на занимательное произведение Ершова о приключении крестьянского сына Ивана и его сказочном друге Коньке – горбунке. Для осуществления своей задумки хореограф обратился к придворному капельмейстеру итальянцу Цезарю Пуни. Музыка была написана, и 1864 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Конёк – горбунок». Спустя два года спектакль показали в Москве на сцене Большого театра. Хорошо принятый в Петербурге, балет с треском провалился в Москве, получив от критиков шквал неодобрительных отзывов.
В самом начале XX века про «Конька – горбунка» вспомнили вновь. Хореограф Александр Горский решил восстановить балет в Большом театре. Благодаря мастерству талантливого балетмейстера спектакль на этот раз получился более привлекательным, но музыка всё так же оставляла желать лучшего. Тогда Александр Алексеевич, а вместе с ним и другие хореографы начали перекраивать партитуру балета, вставляя туда популярные композиции различных авторов. Таким образом, музыка балета «Конёк – горбунок» превратилась в попурри из произведений различных композиторов. В таком виде спектакль продержался на сцене почти сорок лет.
В начале пятидесятых годов сюжет «Конька – горбунка» опять-таки заинтересовал руководство Большого театра. Драматургом Павлом Маляревским и балетмейстером Василием Вайноненом было разработано либретто, которое изначально легло на рабочий стол Дмитрия Кабалевского. Однако известного композитора этот заказ не вдохновил и, пролежав пару лет без внимания, в 1955 году либретто было отдано молодому аспиранту Московской консерватории по классу композиции Родиону Щедрину. Сюжетная линия «Конька – горбунка», проникнутая умной, но вместе с тем лукавой мыслью, невероятно совпадала с творческими наклонностями начинающего композитора, его тонким чувством комического и тесной связью с русским фольклором. Через год усердной и вдохновенной работы балет был закончен, а в марте 1960 года впервые поставлен на сцене Большого театра. Стоит ли говорить, что премьера прошла успешно? Публика и критика были в восторге от потрясающего балета полного юмора, ярких красок и прекрасной народной музыки.
«Конёк-Горбунок» – это полный веселья, но в то же время душевного тепла и лирики балет, музыка которого наполнена светлым и радостным настроением. Поэтому не удивительно, что спектакль пользуется большой популярностью у зрителей, а красочное действие, происходящее на сцене, увлекает не только детей, но и взрослых.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Родион Щедрин «Конёк-Горбунок»