Рисунки про богатырей русских: Богатырь рисунок (68 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич

Публикации раздела Традиции

В русских былинах упоминается более 30 богатырей. Среди них были герои с древними мифологическими корнями, такие как Святогор и Волх Всеславьевич, и заезжие гости — например, Дюк Степанович и Чурило Плёнкович. Были даже женщины-воительницы, которых называли поленицами: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья-королевишна и другие. Они считались ровней богатырям-мужчинам, а иногда и превосходили их. Но больше всего народ любил былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Ученые выделяют от 53 до 100 сюжетов русского героического эпоса, около 26 из которых связаны с подвигами легендарной троицы. «Культура.РФ» рассказывает об истории самых известных русских богатырей.

Ростовский Попович

Георгий Юдин. Алеша Попович и Тугарин. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Борис Ольшанский. Алеша Попович и Елена Краса. 1996. Музей славянской живописи

Андрей Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.

Несмотря на религиозное воспитание, Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость всегда граничила с дерзостью. В некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывалось, как Алеша солгал о смерти Добрыни и обманом попытался жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. В XX веке исследования доказали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — Тугарина. Князь Владимир Красное Солнышко привечал его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа оказывала Тугарину недвусмысленные знаки внимания. Алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил Тугарина хитростью. Разные версии описывают, как Попович притворился тугим на ухо, чтобы Тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. Голову Тугарина Алеша в шутку предложил князю как посуду:

Ты ой есь, Владимир стольнокиевской!
Буде нет у тя нынь пивна котла, —
Да вот те Тугаринова буйна голова;
Буде нет у тя дак пивных больших чаш, —
Дак вот те Тугариновы ясны оци;
Буде нет у тя да больших блюдишшов, —
Дак вот те Тугариновы больши ушишша.

Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. Это был осознанный шаг летописцев в эпоху становления централизованного Русского государства.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время священнослужители еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднюю эпоху сын священника не смог бы стать в глазах народа дерзким смельчаком, насмехающимся над властьимущими, поминающим в прибаутках даже собственного отца-попа.

На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI–XII веках князья нередко заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Народ осуждал дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и именно такой «дружбе» и положил конец Алеша, убив Тугарина.

Рязанский княжич

Георгий Юдин. Поход Добрыни Никитича против змея лютого. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Андрей Рябушкин Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Георгий Юдин. Добрыня Никитич и татарский богатырь-боец. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:

Читайте также:

  • Илья Муромец: Богатырь силы и духа
  • Тест: кто вы из героев былин?
  • Сказочный мир Виктора Васнецова

«Он прекрасный певец и играет на гуслях. Он играет в шахматы так, что уверенно обыгрывает татарского хана, непобедимого знатока этой игры. В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит и знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».

Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.

Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.

Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.

В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.

Муромский крестьянин

Георгий Юдин. Болезнь и исцеление Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Андрей Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Георгий Юдин. Три поездки Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Илья Муромец, «сын Иванович», — крестьянин, плоть от плоти своего народа. Ему посвящено 18 разнообразных сюжетов, это рекорд для русского эпоса.

Да едино солнышко на небеси,
Един богатырь на святой Руси,
Един Илья да Илья Муромец!

Былинная биография Ильи достаточно подробна. Он родился в селе Карачарове под Муромом, до 30 лет не владел ни руками, ни ногами, был парализован. Однажды, когда вся семья работала в поле, а Илья лежал на печи, в дом постучали калики перехожие. Странники попросили чарочку водицы, Илья ответил, что не может принести воды. Калики стали уговаривать его подняться, и случилось чудо: Илья пошел. Когда он принес каликам воды, они предложили выпить и ему, после чего у богатыря появилась невиданная сила. Исцеленный герой поспешил на помощь родственникам, выкорчёвывавшим деревья. Увидев, как Илья легко выворачивает дубы с корнем, родители поняли, что его призвание не крестьянский труд, а защита Отечества.

Образ Ильи, по мнению исследователей, стал вершиной русского эпоса. Он сформировался позже, чем образы Алеши и Добрыни. Илья — зрелый воин, убеленный сединами, терпеливый, держащий себя с достоинством. Исследователь былин Александр Гильфердинг охарактеризовал его силу как «скромную, чуждую всякой аффектации и хвастовства, но требующую к себе уважения».

Один из центральных сюжетов о подвигах Ильи Муромца — его победа над Идолищем поганым. Богатырь пробрался в захваченный врагом Киев в одежде странника и стал просить милостыню под окнами дворца. Идолище, запрещавшее просить во имя Христа, тут же приказало привести неизвестного и стало расспрашивать его о прославленном герое:

Ты скажи, калика перехожая,
По многу ли Илейко хлеба ест,
По многу ли Илейко к выти пива пьет?

Услышав, что «ест Илейко по калачику, пьет Илейко по стаканчику», Идолище заключило, что такой соперник ему не страшен, и тогда Илья убил его ударом шелепуги — выменянного у калики кнута.

Георгий Юдин. Илья Муромец и Идолище поганое. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Георгий Юдин. Илья Муромец и Калин-царь. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

Георгий Юдин. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Иллюстрация к былине. Год неизвестен

В образе Идолища явно отразились черты монголо-татарских завоевателей XIII–XV веков, а войско, окружившее Киев, в сознании народа слилось с татарскими захватчиками. Это подтверждает гипотезу о более позднем формировании образа Ильи в русском эпосе, хотя само имя героя могло быть известно уже в XII веке.

В некоторых былинах Муромца называли Муравленином. Это дало повод предположить, что родиной богатыря мог быть Моровийск (ныне Моровск) под Черниговом.

Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок: предание гласит, что однажды Илья отбился от врага сапогом. Он умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. Она показала, что при жизни Илия Печерский был исключительно сильным человеком, ростом около 177 сантиметров, и по меркам Средневековья считался вполне высоким. У него обнаружились признаки заболевания позвоночника, а причиной смерти ученые назвали рану, нанесенную острым оружием в грудь. На момент гибели воину было 40–55 лет. В Киево-Печерском патерике — сборнике о ранней истории монастыря — нет жития этого преподобного. Это косвенно подтверждает, что в монашестве Илия провел недолгое время. Предполагается, что он принял постриг уже после полученного в бою смертельного ранения.

Фольклорист Владимир Пропп писал: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь».

Автор: Екатерина Гудкова

Теги:

Публикации раздела Традиции

Описание картины «Богатыри. (Три богатыря)» Васнецова, история картины

Богатыри. (Три богатыря) – Виктор Михайлович Васнецов. 1898. Холст, масло. 295,3×446

   Картина Виктора Михайловича Васнецова “Богатыри” по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

   На картине “Богатыри” изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин.

   Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры картины – 295х446 см.

   Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве.

   В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. “Матёр человек Илья Муромец” – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. “А конь под Ильёй лютый зверь” – продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

   Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою родину.

   Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

   Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Павшие герои — Василий Верещагин

Василий Васильевич Верещагин, один из самых известных русских военных художников и один из первых русских художников, получивших широкое признание за рубежом. Графический характер его реалистических сцен привел к тому, что многие из них никогда не печатались и не выставлялись.

Верещагин родился в Череповце Новгородской губернии России в 1842 году в семье трех братьев. Его отец был дворянином-помещиком, а мать была простого происхождения и имела татарские корни. Когда ему исполнилось восемь лет, его отправили в Царское Село для поступления в Александровский кадетский корпус. Через три года он поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, совершив свое первое плавание в 1858 году. Служил на фрегате «Камчатка», который плавал в Данию, Францию ​​и Египет.

Верещагин первым по списку окончил военно-морское училище, но сразу оставил службу, чтобы серьезно заняться рисованием. Два года спустя, в 1863 году, он получил медаль Санкт-Петербургской академии за «Улисса, убивающего женихов». В 1864 году он отправился в Париж, где учился у Жана-Леона Жерома, хотя сильно расходился с методами своего учителя.

В Парижском Салоне 1866 года Верещагин выставил рисунок духоборов, распевающих свои псалмы. В следующем году его пригласили сопровождать экспедицию генерала Константина Кауфмана в Туркестан. Ему было присвоено звание прапорщика. Его героизм при осаде Самарканда 2–8 июня 1868 г. завершился награждением Георгиевским крестом 4-й степени. Он был неутомимым путешественником, вернувшимся в Петербург в конце 1868 г., в Париж в 1869 г., обратно в Санкт-Петербург позже в том же году, а затем обратно в Туркестан через Сибирь в конце 1869 года.

В 1871 году Верещагин открыл ателье в Мюнхене. Он провел персональную выставку своих работ (позже названную «Туркестанской серией») в Хрустальном дворце в Лондоне в 1873 году. Он дал еще одну выставку своих работ в Санкт-Петербурге в 1874 году, где были представлены две его картины, а именно « «Апофеоз войны», посвященный «всем завоевателям, прошлым, настоящим и грядущим», и «Оставленные», изображение умирающего солдата, покинутого своими товарищами, не были показаны на том основании, что они изображали российскую армию в плохом свете. .

В конце 1874 года Верещагин отправился в обширное путешествие по Гималаям, Индии и Тибету, проведя в пути более двух лет. Вернулся в Париж в конце 1876 года.

После войны Верещагин поселился в Мюнхене, где так быстро создавал свои военные картины, что его открыто обвиняли в найме помощников. Сенсационные сюжеты его картин и их дидактическая цель, а именно пропаганда мира посредством изображения ужасов войны, привлекли большую часть публики, обычно не интересующейся искусством, к серии выставок его картин в Париже в 1881 г. и впоследствии в Лондоне, Берлине, Дрездене, Вене и других городах.

Верещагин находился на Дальнем Востоке во время Первой китайско-японской войны 1894–1895 гг., был с русскими войсками в Маньчжурии во время боксерского восстания 1900 г. В 1901 г. он посетил Филиппины, в 1902 г. США и Кубу. , а в 1903 г. Япония.

Во время Русско-японской войны он был приглашен адмиралом Степаном Макаровым присоединиться к нему на борту Макарова, Петропавловск. 13 апреля 1904 года «Петропавловск», возвращаясь в Порт-Артур, подорвался на двух минах и затонул, унеся с собой большую часть экипажа, включая адмирала Макарова и Верещагина. Последняя работа Верещагина, картина военного совета под председательством адмирала Макарова, была восстановлена ​​почти неповрежденной.

«Слава героям!»: украинские детские рисунки поднимают боевой дух солдат – в картинках | Глобальное развитие

Лоренцо Тондо во Львове

Основное изображение:
Белый голубь мира с оливковой ветвью на фоне украинского флага, Анастасия, 7.

Ср, 16 марта 2022 г., 16:01 по Гринвичу

  • Рисунок Амалии из Харькова, нарисованный в Областной детской библиотеке во Львове. Надпись гласит: «Украина всегда будет побеждать». Амалия — одна из сотен детей, перемещенных в результате войны, которые участвуют в арт-терапевтических группах

    .

  • 900:33 Дети-беженцы в польском селе Медыка, главном пункте пересечения границы с Украиной. С начала российского вторжения украинским детям пришлось отказаться от школ, игрушек и игр

  • «Мы уже победили!» — говорится в сообщении на рисунке ребенка из села на востоке Украины. Танки, вертолеты и солдаты — самые распространенные сюжеты, которые изображают украинские дети

  • Украинские солдаты готовы к бою, на заднем плане взлетает вертолет. «Украина непобедима!» — гласит сообщение на рисунке этого мальчика. Как и другие, фотография будет отправлена ​​бойцам на передовой, чтобы поднять их боевой дух

    .

  • Алексей, в центре, один из многих детей-беженцев из Кривого Рога, крупнейшего города центральной Украины, прибывает на железнодорожную станцию ​​во Львове, где с начала вторжения нашли убежище десятки тысяч человек

  • Многие из детей-жертв войны жаждут мира.

    8-летняя Настя Савина нарисовала голубей цветами украинского флага

  • «Украина непобедима»: эта фраза снова и снова всплывает в детских рисунках, таких как этот, сделанных в областной детской библиотеке во Львове. По словам работников психиатрической службы, многие дети, перемещенные в результате войны, остро нуждаются в творчестве и рисовании

  • Люди ждут автобуса от погранперехода Медыка до одного из польских приютов. Травма конфликта глубока для детей, и многие из них несут психологические шрамы террора. Постоянно в движении, преодолевают большие расстояния пешком и на поезде, автомобиле и автобусе

  • Солнце отражается в пруду.

    Есть деревья, цветы и украинский флаг. Так Кристина представляет себе надежду и будущее. Слова гласили: «Победа очень важна для меня»

  • «Слава Украине, слава героям», — написал Илья из Львова, безопасного пристанища для тысяч беженцев. «Украинские дети рисуют бомбы и танки, потому что это то, что они видят своими глазами», — говорит Екатерина Сухоребская, которая проводит творческие занятия для детей-переселенцев в своем книжном магазине во Львове

    .

  • Поезд отправляется из Львова в Перемышль в Польше. По словам специалистов в области психического здоровья в Украине, тысячи детей перестали говорить и страдают от истерии и панических атак

  • Кот с рюкзаком и военной каской пересекает финишную черту впереди своего русского соперника на этом рисунке Соломии, 9 лет.

    Терапевты утверждают, что в детских рисунках есть надежда и желание мира и победы

  • Белый голубь мира с оливковой ветвью на фоне украинского флага. На обороте своего рисунка 7-летняя Анастасия из села на востоке Украины, разбомбленного русскими, пишет: «Молодец! Продолжайте в том же духе!» Сообщение будет доставлено украинским солдатам на передовой

  • Беженцы, среди которых много детей, стоят в очередях длиной до 10 миль перед пересечением границы с Польшей. Это может занять до 40 часов.

    По данным Генпрокуратуры Украины, на данный момент в конфликте погибли 90 детей

  • Голубь с голубыми и желтыми крыльями, цветами Украины, парит среди вертолетов и деревьев. Виталик, 9 лет, Львов, пишет: «Слава Украине!»

  • Гигантское сердце в центре украинского флага с посланием художницы, молодой девушки: «Слава Украине, слава героям!» По словам волонтеров, доставляющих рисунки, солдаты черпают силы и мужество от детские сообщения

  • Отец из Славянска, Донецк, укачивает сына перед отъездом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *