Все отзывы о выставке «Рисунки поэтов из собраний Литературного музея и личных архивов» – Афиша-Выставки
Все отзывы о выставке
Выбор «Афиши»
7.3
О выставке Отзывы (2)
Лучшие отзывы о выставке «Рисунки поэтов из собраний Литературного музея и личных архивов»
Inna V
81 отзыв, 240 оценок, рейтинг 181
7ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ ТАЛАНТЛИВЫ ВО ВСЕМ!
Впервые посетила сегодня Литературный музей, расположившийся в центре Москвы, в старинном особняке известного русского художника (одного из руководителей Третьяковской галерии) И. Остроухова.
Здесь пару дней назад открылась выставка «Рисунки поэтов», знакомящая посетителей с иными гранями творчества известных мастеров слова. Честно скажу, ранее об этом музее я не слышала. Однако, прочитав на ФБ агит-пост известного писателя и политика Эдуарда Лимонова, который делился своими впечатлениями об открытии этой выставки, я решила всенепременно посетить указанное «заведение» и насладиться живописными талантами моих любимых поэтов — Маяковского, Бродского, Волошина и мн. других.Итак, скажу сразу: выставка меня не особо поразила!
Однако, некоторые работы показались мне весьма интересными.
Больше всего на выставке работ Маяковского (им отведен целый зал). Ну, это и понятно! Известно, что поэт был профессиональным художником, учился в Московском училище живописи и его рисунки, как и иллюстрации к собственным стихам, знакомы сегодня каждому школьнику. А потому, для меня не было откровением, что поэт отлично управлялся не только со словом, но и с кистью. Наверное, слегка удивило и восхитило, что Маяковский помимо афиш и рекламных плакатов, создавал также эскизы декораций для спектаклей по своим произведениям.На выставке представлены несколько его эскизов к спектаклям «Баня» и «Клоп». Данные работы в полной мере демонстрируют художественный талант поэта, выраженный в стилистике левого искусства.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!С живописью М. Волошина я также была знакома ранее — видела в интернете несколько его работ и читала воспоминания современников, которые отмечали особенный художественный вкус и талант поэта. Этот человек был полномасштабной личностью и талантливый, как и полагается «таланту», во всём. На выставке представлены несколько его пейзажей, выполненные в технике акварели – красиво, профессионально, достойно!
А вот, что меня особенно поразило, так это работы Андрея Белого. Не знала, что он помимо литературного дара обладал и даром «визуального высказывания»! Особенно мне понравилась его работа к творчеству А. Блока! Удивительная по колориту картина, в которой по замыслу автора представлены цвета и оттенки, символически отображающие разные этапы творчества поэта. Красивая и проникновенная работа, способная по-настоящему взволновать ценителей творчества А. Блока!
Зарисовки И. Бродского не вызвали во мне такого же восхищения как его стихи.
Но, удивительно-неожиданным событием на выставке стали для меня три портрета «кисти» Эдуарда Лимонова! (Теперь ясна причина такого повышенного внимания оппозиционного лидера к данной выставке!)Однако, на мой взгляд, Лимонов все же больше преуспел на литературном поприще, хотя, портрет А. Гитлера показался мне очень даже «симпатичным»!))
В целом, выставка небольшая, экспонатов немного. Камерная уютная обстановка располагает к созерцанию. В одном из залов звучит аудиозапись песен на стихи поэтов «семидесятников», в другом идет видеотрансляция выступлений современных поэтов, а на входе демонстрируется видеофильм о творчестве В. Маяковского.Полагаю, что в первую очередь, выставку оценят именно поклонники В. Маяковского, а также профессиональные литераторы, критики и неравнодушные деятели культуры. Выставка несомненно будет интересна увлеченным представителям богемы и ярко-выраженным снобам.
Всем остальным – в зависимости от желания и свободного времени!P.S. Скажу честно, больше всего на выставке меня поразило огромное зеркало, возвышающееся от пола до самого потолка в одном из залов особняка. Смотрительница — пожилая, аккуратно одетая и расположенная к вдохновенным беседам дама, — поведала, что зеркало стоит здесь «еще с тех времен» и является особенной гордостью музея!
Зеркало просто потрясающее, особенно его резная деревянная рама! «Эх, вот бы смотреться в такое каждый день!» – подумала я и запечатлела это «волшебное» зеркало на свой телефон.11 октября 2013
Sasha Mysko
1 отзыв, 29 оценок, рейтинг 4
9
Много интересных и новых идей представления окружающего мира. Каждый художник показывает самую суть своего понимания. По фото видно, что эта выставка стоящяя и посетить ее было бы полезно для всех. Посетитель каждую картину воспринимал бы по своему, пытался бы проникнуть в глубину мировоззренческого образа этой или иной картины. Побольше бы таких хороших выставок.
22 августа 2013
Подборки «Афиши»
Онлайн-премьеры недели: «Фандорин: Азазель», новые «Чудотворцы», аниме-сериал «Дзюндзи Ито: Маньяк»
Мертвец идет: гид по ретроспективе Джима Джармуша
Кинопремьеры недели: «Молодость», «Кобра», «На краю» и «Отзвуки прошлого»
Как вывести детей из режима каникул и настроить на учебу
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
- Оценки
- Положительные
- Сортировка
- по дате,
- по рейтингу рецензии
Рисунки писателей
Р. Дуганов
К. Н. Батюшков. Автопортрет в письме к Н. И. Гнедичу. Перо. 1807 г.
Что такое рисунки писателей? Имеют ли они самостоятельное эстетическое значение или их следует отнести к разряду любопытных подробностей из жизни замечательных людей? И если все-таки признать за ними самостоятельную ценность, то с какой точки зрения их следует рассматривать: изобразительного искусства или литературы.
Ответ на первый вопрос не представляет труда. Богатство и разнообразие изобразительного творчества писателей не оставляет сомнения в серьезности этих опытов.
Почти все русские писатели в той или иной мере отдали дань живописи и особенно графике.
Е. А. Баратынский. Дерево. Карандаш. 1831 г.
Это в XVII столетии политические карикатуры протопопа Аввакума и стихотворная графика
Симеона Полоцкого, в XVIII – монументальные мозаики Ломоносова и эскизы декораций к собственным трагедиям Сумарокова, Державина и Дмитриева, в начале XIX столетия романтические
пейзажи Жуковского и Баратынского, это автопортреты Батюшкова и архитектурные рисунки Гоголя, это знаменитые рисунки Пушкина и Лермонтова и малоизвестные
рисунки Толстого и Достоевского, символическая живопись Леонида Андреева и стилизованные пейзажи Волошина, гротески Андрея Белого и фантастическая графика Ремизова,
неповторимые рисунки Хлебникова и «стихокартины» Каменского, агитационные плакаты Маяковского и автоиллюстрации Багрицкого, рисунки Алексея Толстого, Зощенко, Тынянова,
Ильфа и многих других, которых здесь просто невозможно перечислить.
В. А. Жуковский. Гоголь в Риме. Карандаш. 1838 г.
Для одних писателей рисование было случайным и редким занятием, для других – постоянной страстью,
иногда даже второй профессией. У одних рисунки насчитываются единицами, у других, как скажем, у Жуковского, Пушкина, Ремизова, Маяковского, – сотнями и тысячами.
С. А. Пушкин. Рисунок на рукописи стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят». 1830 г.
Но важно, разумеется, не количество этих рисунков, важно то, что обращение писателей к изобразительному творчеству не случайно, что оно всегда, прямо или косвенно, связано с их
литературной работой, с их творческим методом. Рассматривая рисунки писателей как искусство, мы должны учитывать, что это – искусство, неразрывно связанное с литературой, зависимое
от нее.
Даже вступая в область живописца, поэт остается поэтом, а его рисунки остаются поэзией, хотя внешняя форма их изобразительна. Рисунки писателей тем значительней и
интересней, чем ближе они к поэтическому слову. В них изобразительная форма как бы пропущена сквозь призму слова. Писатель не изображает мир, а рассказывает о нем изобразительным
языком. Отсюда столь характерные образцы писательской графики, в которых зрительный знак еще не слово, но уже не просто изображение.
М. Ю. Лермонтов. Наброски лошадей. Перо. 1840 г.
Отсюда же карикатура, лежащая на грани изобразительного и словесного искусства. Вообще наиболее удачные и плодотворные явления возникают как раз на скрещении изображения и слова. Таковы фигурные стихи Симеона Полоцкого, своеобразно возродившиеся в XX веке. Таковы ростинские плакаты Маяковского, где рисунок кажется красочным изображением ораторского слова, эмоционально усиливая и конкретизируя его.
Естественно, что рисунки многих поэтов неотрывны от их почерка. «Языки росчерков, – писал известный советский искусствовед А. Эфрос, – источник рождения пушкинского
рисунка. Это мост между графикой его слова и графикой его образа.
В. А. Жуковский. Сад Гете в Веймаре. Карандаш. 1826–1827 гг.
Росчерки, хвосты заканчиваются арабеской… арабеска завивается птицей… птицы пронизываются очерками женских ножек…
и т. п. Это прием глубоко традиционный, коренной, свойственный самой природе скорописи в те времена, когда она была еще искусством, а не только средством закрепления речи».
Н. П. Огарев. Пейзаж. Сепия. 1834 г.
Так же тесно связаны с почерком рисунки Гоголя, Хлебникова, Ремизова.
Мир графики писателей – это мир их литературного творчества в особых и многообразных преломлениях. Если, скажем, рисование неотъемлемо от творческого процесса Пушкина
и его черновики непредставимы без всех этих профилей, фигур, арабесок, составляющих второй, интимный план его стихов, то в рисунках Жуковского, наоборот, почти невозможно
установить прямую связь с его поэзией.
Н. В. Гоголь. Собор в Риме. Перо. 1838 г.
Здесь нужно говорить о почерке в переносном смысле, то есть о стиле.
Свои пейзажи – своеобразный дневник его многочисленных путешествий – Жуковский
понимал как портрет местности.
Ю. Н. Тынянов. Автошарж. Карандаш. 1935 г.
Его декоративный меланхолический рисунок, удивляющий особой музыкальностью «контурной речи», близок его поэзии общим романтическим духом и несколько
холодной возвышенностью. Тем же духом проникнуты и немногочисленные рисунки Баратынского, еще больше связанные с его поэзией. Об одном из своих рисунков Баратынский писал:
Мой неискусный карандаш
Набросил вид суровый ваш.
Скалы Финляндии печальной
………………………..
…Перед собою
Я самовольною мечтою
Скалы изгнанья оживил
И, их рассеянно рисуя.
Теперь с улыбкою шепчу я:
Вот где унылый я бродил…
А. А. Блок. Шарж на Андрея Белого. Карандаш. 1905 г.
С наибольшей наглядностью стилистическую общность словесного и изобразительного творчества мы наблюдаем в рисунках Гоголя. Характерное для его прозы стремление
запечатлеть в едином сложнейшем ритмическом периоде цельность образа сказывается и в его графике.
Л. Н. Толстой. Рисунок в записной книжке. Карандаш. 1855 г.
Особенно показательны в этом отношении его зарисовки римской архитектуры.
Интересно, что в книге «Мастерство Гоголя» Андрей Белый, отмечая эту особенность гоголевской прозы, передал ее в особом рисунке-схеме.
В. Я. Брюсов. Портрет поэта А. М. Добролюбова. Карандаш. 1903 г.
Явление стилистического параллелизма содержит некоторые любопытные возможности. Так, например, нелегко определить, что принадлежит Ильфу, а что Петрову в их прозе.
Илья Ильф. Рисунок. Перо. 1920-е годы.
Вероятно, изучение их рисунков может оказаться небесполезным в анализе их литературного стиля: рисунки Петрова – по преимуществу изобразительные, подробные и юмористические – резко отличаются от лаконичных саркастических рисунков Ильфа.
Евгений Петров. Рисунки в рукописи «Великого комбинатора». Карандаш. 1927 г.
Иногда связь изобразительного и литературного творчества оказывается только тематической, что почти всегда означает неудачу.
Э. Г. Багрицкий. Контрабандисты. Карандаш. 1930 г.
Таковы, например, пейзажи и батальные сцены Лермонтова, которые в своем эпигонском академизме несравненно ниже его поэзии. Зато в свободных набросках и карикатурах Лермонтов оставался самим собой. Особенно хороши его зарисовки скачущих лошадей.
Рисунок, соотнесенный со словом, рисунок, заменяющий слово, – интереснейшая особенность писательской графики. В простейшем виде – это использование рисунка вместо подписи.
Андрей Белый. «Связь ландшафта с фигурой в росчерке». Рисунок-схема из книги «Мастерство Гоголя». 1934 г.
Так, одно письмо Батюшкова, начинающееся: «Любезный друг! Я жив. Каким образом – богу известно. Ранен тяжело в ногу. ..» – заканчивается автопортретом раненого Батюшкова «вместо имени».
В. В. Маяковский. Рисунок в письме к Л. Ю. Брик. Карандаш. 1924 г.
Таковы же рисунки-подписи, изображающие «Щена» в письмах Маяковского.
Идя в своих рисунках от слова, писатель стремится не столько изобразить, сколько сформулировать.
М. А. Волошин. Пейзаж. Акварель. 1920-е годы.
В гротескных рисунках Багрицкого лица, фигуры, предметы как бы остановлены в момент наибольшего напряжения, как бы названы или написаны с восклицательным знаком. Сквозь его наброски контрабандистов явно проступают стихи.
По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.
Над правым бортом.
Что над пропастью вырос:
Янаки, Ставраки,
Папа Сатырос
…………………
Ай, греческий парус!
Ай, Черное море!
Ай, Черное море…
– Вор на воре!
А. М. Ремизов. «Ладушки». Перо. 1920-е годы.
Графика такого типа воспринимается мгновенно, ее не нужно рассматривать – ее нужно читать. В этом отношении поразительны рисунки Каменского последних лет жизни. Разбитый параличом, лишенный речи, он рисовал пейзажи редкостной цельности, оптимизма и почти фольклорной красочности, в которых появлялись надписи, обычно имя, особенно дорогое поэту… В этих рисунках природа предстает как бы одаренной словом, которое равноправно живет среди деревьев, цветов, птиц.
3. В. Каменский. Пейзаж. Цв. карандаш. 1950-е годы.
Интерес к рисункам писателей возник сравнительно недавно – в начале XX века. С тех пор многие из них приобрели широкую известность. Мы удивляемся, как могли в XIX веке называть, например, рисунки Пушкина «детскими». Мы научились не только ценить их, но и понимать, а это означает видеть в них не просто рисунки, а именно рисунки писателей.
Custom Pet Drawing – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)