Рисунки петов: Рисунки русских поэтов-писателей. А.Б.: gannaura — LiveJournal

Все отзывы о выставке «Рисунки поэтов из собраний Литературного музея и личных архивов» – Афиша-Выставки

Все отзывы о выставке

Выбор «Афиши»

7.3

О выставке Отзывы (2)

Лучшие отзывы о выставке «Рисунки поэтов из собраний Литературного музея и личных архивов»

    • Inna V

      81 отзыв, 240 оценок, рейтинг 181

      7ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ ТАЛАНТЛИВЫ ВО ВСЕМ!

      Впервые посетила сегодня Литературный музей, расположившийся в центре Москвы, в старинном особняке известного русского художника (одного из руководителей Третьяковской галерии) И. Остроухова.
      Здесь пару дней назад открылась выставка «Рисунки поэтов», знакомящая посетителей с иными гранями творчества известных мастеров слова. Честно скажу, ранее об этом музее я не слышала. Однако, прочитав на ФБ агит-пост известного писателя и политика Эдуарда Лимонова, который делился своими впечатлениями об открытии этой выставки, я решила всенепременно посетить указанное «заведение» и насладиться живописными талантами моих любимых поэтов — Маяковского, Бродского, Волошина и мн. других.

      Итак, скажу сразу: выставка меня не особо поразила!
      Однако, некоторые работы показались мне весьма интересными.
      Больше всего на выставке работ Маяковского (им отведен целый зал). Ну, это и понятно! Известно, что поэт был профессиональным художником, учился в Московском училище живописи и его рисунки, как и иллюстрации к собственным стихам, знакомы сегодня каждому школьнику. А потому, для меня не было откровением, что поэт отлично управлялся не только со словом, но и с кистью. Наверное, слегка удивило и восхитило, что Маяковский помимо афиш и рекламных плакатов, создавал также эскизы декораций для спектаклей по своим произведениям.

      На выставке представлены несколько его эскизов к спектаклям «Баня» и «Клоп». Данные работы в полной мере демонстрируют художественный талант поэта, выраженный в стилистике левого искусства.

      Довольно жить законом,
      данным Адамом и Евой.
      Клячу историю загоним.
      Левой!
      Левой!
      Левой!

      С живописью М. Волошина я также была знакома ранее — видела в интернете несколько его работ и читала воспоминания современников, которые отмечали особенный художественный вкус и талант поэта. Этот человек был полномасштабной личностью и талантливый, как и полагается «таланту», во всём. На выставке представлены несколько его пейзажей, выполненные в технике акварели – красиво, профессионально, достойно!

      А вот, что меня особенно поразило, так это работы Андрея Белого. Не знала, что он помимо литературного дара обладал и даром «визуального высказывания»! Особенно мне понравилась его работа к творчеству А. Блока! Удивительная по колориту картина, в которой по замыслу автора представлены цвета и оттенки, символически отображающие разные этапы творчества поэта. Красивая и проникновенная работа, способная по-настоящему взволновать ценителей творчества А. Блока!
      Зарисовки И. Бродского не вызвали во мне такого же восхищения как его стихи.
      Но, удивительно-неожиданным событием на выставке стали для меня три портрета «кисти» Эдуарда Лимонова! (Теперь ясна причина такого повышенного внимания оппозиционного лидера к данной выставке!)

      Однако, на мой взгляд, Лимонов все же больше преуспел на литературном поприще, хотя, портрет А. Гитлера показался мне очень даже «симпатичным»!))
      В целом, выставка небольшая, экспонатов немного. Камерная уютная обстановка располагает к созерцанию. В одном из залов звучит аудиозапись песен на стихи поэтов «семидесятников», в другом идет видеотрансляция выступлений современных поэтов, а на входе демонстрируется видеофильм о творчестве В. Маяковского.

      Полагаю, что в первую очередь, выставку оценят именно поклонники В. Маяковского, а также профессиональные литераторы, критики и неравнодушные деятели культуры. Выставка несомненно будет интересна увлеченным представителям богемы и ярко-выраженным снобам.
      Всем остальным – в зависимости от желания и свободного времени!

      P.S. Скажу честно, больше всего на выставке меня поразило огромное зеркало, возвышающееся от пола до самого потолка в одном из залов особняка. Смотрительница — пожилая, аккуратно одетая и расположенная к вдохновенным беседам дама, — поведала, что зеркало стоит здесь «еще с тех времен» и является особенной гордостью музея!
      Зеркало просто потрясающее, особенно его резная деревянная рама! «Эх, вот бы смотреться в такое каждый день!» – подумала я и запечатлела это «волшебное» зеркало на свой телефон.

      11 октября 2013

    • Sasha Mysko

      1 отзыв, 29 оценок, рейтинг 4

      9

      Много интересных и новых идей представления окружающего мира. Каждый художник показывает самую суть своего понимания. По фото видно, что эта выставка стоящяя и посетить ее было бы полезно для всех. Посетитель каждую картину воспринимал бы по своему, пытался бы проникнуть в глубину мировоззренческого образа этой или иной картины. Побольше бы таких хороших выставок.

      22 августа 2013

Подборки «Афиши»

 

Онлайн-премьеры недели: «Фандорин: Азазель», новые «Чудотворцы», аниме-сериал «Дзюндзи Ито: Маньяк»

Мертвец идет: гид по ретроспективе Джима Джармуша

Кинопремьеры недели: «Молодость», «Кобра», «На краю» и «Отзвуки прошлого»

Как вывести детей из режима каникул и настроить на учебу

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль
  • Оценки
  • Положительные
  • Сортировка
  • по дате,
  • по рейтингу рецензии

Рисунки писателей

Р. Дуганов


   К. Н. Батюшков. Автопортрет в письме к Н. И. Гнедичу. Перо. 1807 г.

   Что такое рисунки писателей? Имеют ли они самостоятельное эстетическое значение или их следует отнести к разряду любопытных подробностей из жизни замечательных людей? И если все-таки признать за ними самостоятельную ценность, то с какой точки зрения их следует рассматривать: изобразительного искусства или литературы.

   Ответ на первый вопрос не представляет труда. Богатство и разнообразие изобразительного творчества писателей не оставляет сомнения в серьезности этих опытов.
Почти все русские писатели в той или иной мере отдали дань живописи и особенно графике.


    Е. А. Баратынский. Дерево. Карандаш. 1831 г.

Это в XVII столетии политические карикатуры протопопа Аввакума и стихотворная графика
Симеона Полоцкого, в XVIII – монументальные мозаики Ломоносова и эскизы декораций к собственным трагедиям Сумарокова, Державина и Дмитриева, в начале XIX столетия романтические
пейзажи Жуковского и Баратынского, это автопортреты Батюшкова и архитектурные рисунки Гоголя, это знаменитые рисунки Пушкина и Лермонтова и малоизвестные
рисунки Толстого и Достоевского, символическая живопись Леонида Андреева и стилизованные пейзажи Волошина, гротески Андрея Белого и фантастическая графика Ремизова,
неповторимые рисунки Хлебникова и «стихокартины» Каменского, агитационные плакаты Маяковского и автоиллюстрации Багрицкого, рисунки Алексея Толстого, Зощенко, Тынянова,
Ильфа и многих других, которых здесь просто невозможно перечислить.


   В. А. Жуковский. Гоголь в Риме. Карандаш. 1838 г.

Для одних писателей рисование было случайным и редким занятием, для других – постоянной страстью,
иногда даже второй профессией. У одних рисунки насчитываются единицами, у других, как скажем, у Жуковского, Пушкина, Ремизова, Маяковского, – сотнями и тысячами.


   С. А. Пушкин. Рисунок на рукописи стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят». 1830 г.

Но важно, разумеется, не количество этих рисунков, важно то, что обращение писателей к изобразительному творчеству не случайно, что оно всегда, прямо или косвенно, связано с их
литературной работой, с их творческим методом. Рассматривая рисунки писателей как искусство, мы должны учитывать, что это – искусство, неразрывно связанное с литературой, зависимое
от нее.

   Даже вступая в область живописца, поэт остается поэтом, а его рисунки остаются поэзией, хотя внешняя форма их изобразительна. Рисунки писателей тем значительней и
интересней, чем ближе они к поэтическому слову. В них изобразительная форма как бы пропущена сквозь призму слова. Писатель не изображает мир, а рассказывает о нем изобразительным
языком. Отсюда столь характерные образцы писательской графики, в которых зрительный знак еще не слово, но уже не просто изображение.


   М. Ю. Лермонтов. Наброски лошадей. Перо. 1840 г.

Отсюда же карикатура, лежащая на грани изобразительного и словесного искусства. Вообще наиболее удачные и плодотворные явления возникают как раз на скрещении изображения и слова. Таковы фигурные стихи Симеона Полоцкого, своеобразно возродившиеся в XX веке. Таковы ростинские плакаты Маяковского, где рисунок кажется красочным изображением ораторского слова, эмоционально усиливая и конкретизируя его.

   Естественно, что рисунки многих поэтов неотрывны от их почерка. «Языки росчерков, – писал известный советский искусствовед А. Эфрос, – источник рождения пушкинского
рисунка. Это мост между графикой его слова и графикой его образа.


        В. А. Жуковский. Сад Гете в Веймаре. Карандаш. 1826–1827 гг.

Росчерки, хвосты заканчиваются арабеской… арабеска завивается птицей… птицы пронизываются очерками женских ножек…
и т. п. Это прием глубоко традиционный, коренной, свойственный самой природе скорописи в те времена, когда она была еще искусством, а не только средством закрепления речи».


       Н. П. Огарев. Пейзаж. Сепия. 1834 г.

Так же тесно связаны с почерком рисунки Гоголя, Хлебникова, Ремизова.

   Мир графики писателей – это мир их литературного творчества в особых и многообразных преломлениях. Если, скажем, рисование неотъемлемо от творческого процесса Пушкина
и его черновики непредставимы без всех этих профилей, фигур, арабесок, составляющих второй, интимный план его стихов, то в рисунках Жуковского, наоборот, почти невозможно
установить прямую связь с его поэзией.

                                     
          Н. В. Гоголь. Собор в Риме. Перо. 1838 г.

Здесь нужно говорить о почерке в переносном смысле, то есть о стиле.
Свои пейзажи – своеобразный дневник его многочисленных путешествий – Жуковский
понимал как портрет местности.


   Ю. Н. Тынянов. Автошарж. Карандаш. 1935 г.

Его декоративный меланхолический рисунок, удивляющий особой музыкальностью «контурной речи», близок его поэзии общим романтическим духом и несколько
холодной возвышенностью. Тем же духом проникнуты и немногочисленные рисунки Баратынского, еще больше связанные с его поэзией. Об одном из своих рисунков Баратынский писал:

Мой неискусный карандаш
Набросил вид суровый ваш.
Скалы Финляндии печальной

………………………..

…Перед собою
Я самовольною мечтою
Скалы изгнанья оживил
И, их рассеянно рисуя.
Теперь с улыбкою шепчу я:
Вот где унылый я бродил…


   А. А. Блок. Шарж на Андрея Белого. Карандаш. 1905 г.

   С наибольшей наглядностью стилистическую общность словесного и изобразительного творчества мы наблюдаем в рисунках Гоголя. Характерное для его прозы стремление
запечатлеть в едином сложнейшем ритмическом периоде цельность образа сказывается и в его графике.


   Л. Н. Толстой. Рисунок в записной книжке. Карандаш. 1855 г.

Особенно показательны в этом отношении его зарисовки римской архитектуры.
Интересно, что в книге «Мастерство Гоголя» Андрей Белый, отмечая эту особенность гоголевской прозы, передал ее в особом рисунке-схеме.


   В. Я. Брюсов. Портрет поэта А. М. Добролюбова. Карандаш. 1903 г.

   Явление стилистического параллелизма содержит некоторые любопытные возможности. Так, например, нелегко определить, что принадлежит Ильфу, а что Петрову в их прозе.


              Илья Ильф. Рисунок. Перо. 1920-е годы.

Вероятно, изучение их рисунков может оказаться небесполезным в анализе их литературного стиля: рисунки Петрова – по преимуществу изобразительные, подробные и юмористические – резко отличаются от лаконичных саркастических рисунков Ильфа.


   Евгений Петров. Рисунки в рукописи «Великого комбинатора». Карандаш. 1927 г.

   Иногда связь изобразительного и литературного творчества оказывается только тематической, что почти всегда означает неудачу.


              Э. Г. Багрицкий. Контрабандисты. Карандаш. 1930 г.

Таковы, например, пейзажи и батальные сцены Лермонтова, которые в своем эпигонском академизме несравненно ниже его поэзии. Зато в свободных набросках и карикатурах Лермонтов оставался самим собой. Особенно хороши его зарисовки скачущих лошадей.

   Рисунок, соотнесенный со словом, рисунок, заменяющий слово, – интереснейшая особенность писательской графики. В простейшем виде – это использование рисунка вместо подписи.


   Андрей Белый. «Связь ландшафта с фигурой в росчерке». Рисунок-схема из книги «Мастерство Гоголя». 1934 г.

Так, одно письмо Батюшкова, начинающееся: «Любезный друг! Я жив. Каким образом – богу известно. Ранен тяжело в ногу. ..» – заканчивается автопортретом раненого Батюшкова «вместо имени».


              В. В. Маяковский. Рисунок в письме к Л. Ю. Брик. Карандаш. 1924 г.

Таковы же рисунки-подписи, изображающие «Щена» в письмах Маяковского.

   Идя в своих рисунках от слова, писатель стремится не столько изобразить, сколько сформулировать.


   М. А. Волошин. Пейзаж. Акварель. 1920-е годы.

В гротескных рисунках Багрицкого лица, фигуры, предметы как бы остановлены в момент наибольшего напряжения, как бы названы или написаны с восклицательным знаком. Сквозь его наброски контрабандистов явно проступают стихи.

По рыбам, по звездам
Проносит шаланду:
Три грека в Одессу
Везут контрабанду.
Над правым бортом.
Что над пропастью вырос:
Янаки, Ставраки,
Папа Сатырос

…………………

Ай, греческий парус!
Ай, Черное море!
Ай, Черное море…
– Вор на воре!


   А. М. Ремизов. «Ладушки». Перо. 1920-е годы.

   Графика такого типа воспринимается мгновенно, ее не нужно рассматривать – ее нужно читать. В этом отношении поразительны рисунки Каменского последних лет жизни. Разбитый параличом, лишенный речи, он рисовал пейзажи редкостной цельности, оптимизма и почти фольклорной красочности, в которых появлялись надписи, обычно имя, особенно дорогое поэту… В этих рисунках природа предстает как бы одаренной словом, которое равноправно живет среди деревьев, цветов, птиц.


              3. В. Каменский. Пейзаж. Цв. карандаш. 1950-е годы.

   Интерес к рисункам писателей возник сравнительно недавно – в начале XX века. С тех пор многие из них приобрели широкую известность. Мы удивляемся, как могли в XIX веке называть, например, рисунки Пушкина «детскими». Мы научились не только ценить их, но и понимать, а это означает видеть в них не просто рисунки, а именно рисунки писателей.

Custom Pet Drawing – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Pet Drawing – Etsy.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *