Рисунки национальный костюм: Дидактические карточки – Народы мира, национальные костюмы

Костюмов — рисунки и фото

Национальные одежда в Шотландии

Это первая страна, с которой у нас ассоциируются словосочетание «национальный костюм». Шотландская клетка (тартан) — это не просто клетка. Ширина пересекающихся полос и их цвет расскажет об определенном клане, населяющую ту или иную местность

Соблюдение этой традиции важно для шотландского народа

Мужские килты и женские юбки шьются из тартана определенной расцветки, соответствующие их клану.

В настоящее время в Шотландии редко встретишь кого-то в национальном костюме, часто это дело особых случаев: национальных праздников, фестивалей, свадеб, футбольных матчей, встречи шотландской диаспоры в других странах и так далее.

Одежда в Индии

Это многонациональная страна. Как-никак здесь говорят на 447 языках и 2000 тысячах диалектов. Поэтому национальный костюм и его особенности разнятся в зависимости от штата. Даже влияние европейского масс-маркета, его дешевизна и практичность не смогли снизить популярность сари, патиала, дхоти и шервани.

Сари — это широкая полоска ткани (обычно 5-10 метров), которая драпируется вокруг тела женщины специальным образом. Как правило, ткань обматывают несколько раз вокруг талии, а оставшийся «хвостик» перебрасывают через плечо, оголяя живот.

Для туристов продаются специальные подробные схемы про то, как правильно «замотать сари». Правда, иностранке в таком костюме особо не походишь, он годится только для фотосессий.

Искусству грациозной носки этой национальной гордости девочки-индианки обучаются с 10-12 лет.

Сальвар-камиз — еще одно популярное одеяние у индианок. Мода на нее зародилась в Афганистане и со временем перекочевала в Индию. Этот красивый, практичный наряд популярен до сих пор, немного упростив свой внешний вид. Сальвар — шелковые шаровары, камиз — туника, доходящая до середины бедра.

Мужчины из рабочих каст носят дхоти — искусно задрапированная набедренная повязка. Джентльмены побогаче предпочитают шервани (длинный, расшитый сюртук) в сочетании с шароварами и тюрбаном (особенно этот головной убор популярен у тех, кто исповедует сикхизм).

Национальные костюмы жителей России

Национальные костюмы российских народов отличались по географическому положению, но все имели общие черты. Основу костюма составляла рубаха. Сверху, в зависимости от пола, носили кафтан или сарафан. Одежда сочетала красоту и функциональность. По вышивке можно было судить о статусе человека, например, у богатых сословий она была золотая или серебряная.

Национальный гардероб северян имел свои отличия: использовались местные материалы, преимущественно шкуры зверей. Характерная одежда — малица сплошного покроя из оленьей шкуры. Она была не длинной, носили ее зимой и летом без пояса.

Народы Сибири и Дальнего Востока предпочитали рубахи со скошенными плечами и штаны, аналогичные нарядам тюркоязычных народов. У женщин штаны преимущественно однотонные, у мужчин — полосатые. Верхняя одежда распашная.

Для жителей Центра характерны туникообразные глухие одежды. У женщин преобладал распашной сарафан, бока которого дополнялись клиньями, придававшими ему трапециевидную форму.

Испания.

Женские наряды Испании могут соблазнить любого мужчину. Откровенность одежды достаточно просто воспринимается испанским обществом. Широкие юбки и сарафаны были изготовлены из тканей всевозможных цветов. Мантилья (кружевная накидка) является почетным элементом женской одежды испанских девушек. Мантилью часто путают со свадебной фатой, и в наши дни эти понятия стали объединяться. Многие европейские невесты используют мантилью вместо фаты.

Скандальные фото знаменитостей. На что готовы люди ради славы.

10 проектов самых компактных домов мира

17 лучших детских лагерей России

Самые красивые униформы в мире

Самый большой круизный лайнер 2016 года

ТОП 10 самых быстрых океанических рыб

Боливийские национальные костюмы

Этой южноамериканской стране больше половины населения ходят в национальной одежде. Инициатором возрождения традиционного костюма стал нынешний президент Эво Моралес. По происхождению он индеец народности аймара.

Обязательные элементы женского костюма аймара — многослойная юбка, белая блузка, массивная шаль и шляпа котелок (подобные носили английские джентльмены начала прошлого века). Не смотря на кажущуюся простоту, стоимость одного комплекта может достигать несколько тысяч долларов.

История про то, как шляпа-котелок стала must-have женского образа, заслуживает целой книги. Но если вкратце, то в начале 20-х годов прошлого века предприимчивый торговец привез большую партию мужских котелков. Но товар рыночным спросом не пользовался. Чтобы как-то избавиться от партии хотя бы в ноль, бизнесмен внушил местным женщинам, что шляпы приносят плодородие. Такая реклама стала действенной, с тех пор шляпа стала основой костюма. Образ дополняется украшениями из золота и серебра, массивными брошами из бисера и серьгами.

Сарафан

Слово «сарафан» произошло от персидского «саран па» — «через голову». Впервые оно упоминается в Никоновской летописи от 1376 года. Впрочем, заморское слово «сарафан» в русских деревнях звучало редко. Чаще — костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Сарафан был, как правило, трапециевидного силуэта, он надевался поверх рубахи. Сначала это было чисто мужское одеяние, парадное княжеское облачение с длинными откидными рукавами. Его шили из дорогих тканей — шелка, бархата, парчи. От вельмож сарафан перешел к духовенству и лишь после закрепился в женском гардеробе.

Сарафаны были нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сшивались из двух полотнищ, которые соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. Прямой сарафан крепился на лямках. Популярен был и глухой косоклинный сарафан с продольными клиньями и скошенными вставками по бокам.

Костюм из авторской коллекции художников Карелиных.

Сарафаны с душегреями

Воссозданные праздничные сарафаны

Самые распространенные цвета и оттенки для сарафанов — темно-синий, зеленый, красный, голубой, темно-вишневый. Праздничные и свадебные одеяния шили в основном из парчи или шелка, а повседневные — из грубого сукна или ситца.

Портрет Екатерины II в русском платье. Картина Стефано Торелли

Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике. Картина Вигилиуса Эриксена

Портрет великой княжны Александры Павловны в русском костюме». Неизвестный художник. 1790 годjavascript:void(0)

На какое-то время у знати сарафан был забыт — после реформ Петра I, который запрещал приближенным ходить в традиционной одежде и культивировал европейский стиль. Вернула предмет гардероба Екатерина Великая, известная законодательница мод. Императрица старалась воспитывать в российских подданных чувство национального достоинства и гордости, ощущение исторической самодостаточности. Когда Екатерина стала править, она начала одеваться в русское платье, подавая пример придворным дамам. Однажды на приеме у императора Иосифа II Екатерина Алексеевна появилась в алом бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове. А вот еще одно документальное свидетельство из дневника англичанина, который побывал при русском дворе: «Государыня была в русском наряде — светло-зеленом шелковом платье с коротким шлейфом и в корсаже из золотой парчи, с длинными рукавами».

Национальные костюмы Японии

Кимоно шьется по одному образцу, не связанному с чьей-то конкретной фигурой и ее особенностями. Варьируется только длина. Силуэт подчеркивает лишь талию и плечи. В комплекте с ними носят тапочки дзори, похожие на современные шлепанцы-вьетнамки на небольшой платформе.

Правда, сделаны они из дерева, что сильно деформирует стопу в дальнейшем (их по-прежнему носят во время отдыха или летом, когда нет дождей).

В многотысячной уличной толпе Токио все еще можно встретить женщин, одетых в кимоно. Хотя и Японцы в последнее время сетуют на то, что национальный костюм постепенно уходит в небытие. Но лишь из-за того, что такая одежда сковывает движение, спешить в ней не получится.

Если вам посчастливиться попасть в Японию, вы поразитесь тому, как жители преданы к одежде своей страны.

Даже после Второй Мировой войны и американской оккупации произошло необъяснимое возрождение национального костюма.

Страны Ближнего Востока

Ближний Восток – колоритная земля, на которой обитает огромное количество народов со своими традициями и многовековой историей. Соответственно, национальные костюмы здесь также разные:

  1. Армяне. Мужской костюм имел простую комбинацию — рубаха, шаровары, кафтан, штаны. У рубахи обязательно был стоячий небольшой воротничок. На шароварах – пояс, куда крепился кошелек и оружие. Восточные армяне носили еще аралух, который был чуть короче женского аналога. Дамы облачались в рубаху, штаны, платье и передник. Рубаха была длинной, с округлой горловиной и клиньями косого кроя. Головной убор мог многое сказать о социальном статусе армянки, поэтому ему придавали особое значение.
  2. Турки. Всегда носили многослойные костюмы. Для женщин это были платья с широкими рукавами, которые полностью скрывали руки. К ним прибавлялся передник. Для мужского наряда характерен особый пояс — кушак, который одевался поверх короткого жакета. Головной убор — феска или тюрбан.
  3. Израильтяне. Еврейский костюм отличался колоритностью, был наиболее религиозен среди всех остальных. Для мужчин это черный сюртук и накидка, которая имела кисточки по краям – они всегда должны быть поверх брюк. Для женщин гардероб состоял из платья с передником. Вместо платья также использовали юбку с блузкой.
  4. Иранцы. Женщины носили одежду с V-образными вырезами, их костюм отличался многослойностью. Мужчины предпочитали штаны, рубашку, кафтан. Ранее они носили меховые и кожаные штаны, а рукава кафтана были широкими, имели лучеобразные складки.
  5. ОАЭ. Костюмы в Арабских эмиратах были максимально закрытыми. Мужчины носили длинные хлопковые белые рубашки, а для праздника одежда шилась из дорогого шелка. Дамы надевали рубашки из тонкого полотна поверх шаровар. Женскую фигуру на улице скрывали с головы до пят черным покрывалом, оставляя открытыми только глаза.
  6. Грузины. Отличались строгостью мужского наряда, который состоял из штанов или шаровар, рубахи, кафтана и черкески. Зимой носили шубы. Женщины надевали приталенное платье в пол с лифом, украшенным тесьмой, бисером, лентами. Обязательным атрибутом был пояс из бархата или шелка. В холодное время года костюм дополнялся тулупом.
  7. Азербайджанцы. Мужчины предпочитали рубаху, штаны, зауженный в талии бешмет, в холодное время года – шубу из овчины, а на голову папаху. Женский костюм — рубаха, расширенная книзу, короткий кафтан, пышная юбка.

Каждая нация, несмотря на современный стиль, старается сохранить свой народный костюм, поскольку это история и символика. Не только на праздниках и фестивалях, но в повседневной жизни можно встретить человека в традиционном облачении. Это своего рода визитная карточка, а также дань уважения.

АзербайджанцыАрмянеИзраильтянеИранцыТурки

Северян

Основным поставщиком сырья для производства национальной одежды эвенков, бурят, карелов, жителей республики Коми и прочих были олени. Из шкур этих животных шили большую часть элементов гардероба северяне, причем по крою они не делились на мужские и женски

е, были распашные и глухие (надевали через голову в дальние поездки), разница была лишь в количестве украшений. Женщины расшивали свои тулупы бисером, в каждом народе были свои узоры.

Одежда ненцев состояла из меховой малицы, представительницы слабого пола носили – ягушки, на ноги — пимы и тобаки. Эвенкийский кафтан имел особенность — по плечам вшивали тесьму из шерсти коз, чтобы дождевые капли могли по ней скатываться. Обувь эвенков — унты отлично подходят для таежных просторов, их используют ненцы, буряты и другие народы севера. Шьются унты из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя), они бывают короткими или на всю высоту ноги, в зимний период под низ надевают носки или гольфы из меха.

В летний период северяне носили различного кроя халаты. Особенностью бурятского летнего костюма был регланный рукав. Цвета использовали яркие, в основном не натуральные, чтобы быть заметнее среди природного ландшафта. Интересно: все дети до тринадцати лет обривались налысо, им оставляли немного волос на макушке, которые заплетали в косу. Национальная одежда бурят начинала различаться с момента достижения ребенком возраста пятнадцати лет – девочек уже можно было узнать по двум косичкам на висках. А в шестнадцать им на голову устанавливали специальное украшение, похожее на рога — саажа, это значило, что красавица готовится к замужеству.

Национальные мотивы в современной моде или этнический стиль

Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие дизайнеры используют его детали при создании современных нарядов

Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой моднице

Платья в русском стиле должны быть сдержанными, ведь вульгарность, короткие юбки и слишком глубокое декольте тут просто неуместны. Одной из главных ценностей наших предков была целомудренность. Девушки должны были одеваться скромно и сдержанно, не выставляя напоказ свое тело. Современные наряды в русском этническом стиле создаются по тому же принципу.

В тренде натуральные ткани и природные оттенки. Прекрасно смотрятся такие цвета, как зеленый, фисташковый, красный или бежевый. Сарафаны могут быть, как длинными, в традиционном стиле, так и более короткими. Впрочем, выбирая платье минимальной длины, обязательно дополняйте свой образ плотными колготками, чтобы образ не выглядел слишком вульгарно.

Различается также длина рукавов. Крой платье тоже может быть разным. Стильно смотрятся, как приталенные наряды, так и свободные. Наряд с юбкой клеш и завышенной талией ни в чем не проигрывает модели рубашечного кроя.

Но для создания полноценного образа в русском народном стиле недостаточно одного только платья. Как и наши предки, женщины нередко дополняют платье разными аксессуарами и верхней одеждой. В сочетании с таким платьем отлично смотрятся объемные бусы или сережки.

Русский национальный костюм – это часть нашей истории и одновременно настоящий источник вдохновения для современных дизайнеров.

В Австралии

На континенте тысячи племен, но не смотря на это, национальная одежда Австралии проста и однообразна. До прибытия первых европейцев, австралийцы не задумывались о том, чтобы прикрыть свое обнаженное тело, ходили как есть и ничего не стеснялись, это было естественно. Мужчины носили набедренную повязку, изготовленную из человеческих волос, с раковиной между ног. У женщин был своеобразный передник, напоминающий юбку, из растительных волокон. Племена различали по рисункам на теле, у одних преобладал белый, у других красный цвет. Такая раскраска служила своеобразным национальным костюмом. Несмотря на минимализм в одежде, аксессуары австралийцы любят, с удовольствием носят коралловые или жемчужные бусы, ожерелья из зубов животных, прочих трофеев, серьги. Причем не только в ушах, но и в носу. Голову повязывают куском цветной ткани либо окрашивают белой краской. Во избежание солнечного удара, стараются не находиться на открытом солнце. В стране с подобным климатом местное население надевает на себя минимальное количество одежды.

Жителей Ближнего Востока:

  • Традиционная одежда Армении состоит из рубашки с низким воротником и широких штанов, собранных внизу при помощи ленты. Сверху надевают длинный пиджак — архалух, черкеску, подпоясанную платком или шарфом. Голову покрывают накидками, закрепленными ободом (женщины), либо шапками из меха (мужчины). В качестве обуви — кожаные сапоги с заостренным вверх носком. Отделка вышивкой или золотыми и серебряными украшениями по всем элементам одежды;
  • В Иране любят многослойную одежду, основа как везде: шаровары и туника, у женщин длинная, напоминающая платье, поверх которых надевается пальто. В некоторых районах иранской женщине на людях было приписано носить чадур — черная накидка без рукавов, полукруглой формы. Которую закрепляли резинкой или придерживали руками;
  • Одежду для турков шили из муслина, шелка, бархата, тафты, парчи, украшали лентами, вышивкой, где широко использовали национальные мотивы. В Турции женщина перед выходом из дома, поверх рубахи, шароваров и камзола, надевала фераджу и чадру — накидки без застежек, скрывающие голову и тело от посторонних глаз, некоторые важные персоны дополнительно прятали лицо;
  • Национальная одежда азербайджанцев также многослойна, имеет все составляющие кавказского гардероба: широкие штаны, рубаха, папаха, черкеска со множеством украшений. Для дам дополнительно предусматривалась чадра и рубенд — занавеска, прикрывающая лицо;
  • Грузинская национальная одежда для женщин состояла из картули — платья, с облегающим, богато украшенным верхом, и очень пышной, длинной юбкой, которое носили непременно с бархатным или шелковым поясом; лечаки — светлой вуали, которую фиксировали при помощи копи — ободка, а сверху надевали багдади — темный платок. В украшениях присутствовал янтарь. Особенностью было использование черных красящих пигментов для волос и бровей, а также румян. Национальная одежда Грузии известна в мире моды — особенно мужской костюм чоха — черная, отделанная золотой вышивкой черкеска, с золотыми газырями, поясом и кинжалом;
  • ОАЭ, или Объединенные Арабские Эмираты, — религиозная страна, со своими традициями и климатическими особенностями. Это не могло не оставить отпечаток на традиционной одежде народа. Мужчины носят белую тунику — кандура. Не смотря на непрактичный цвет, араб никогда не ходит в испачканной одежде, три-четыре раза в день он переодевается. Голову украшает ажурная шапочка — гафия, а сверху белый платок — гутра, закрепленный ободом — икал. Традиционно женская национальная одежда ОАЭ включает в себя цветные платья с длинными рукавами — кандуры, с широкими штанами – сирваль. Сверху черная, вышитая золотом и жемчугом, накидка – абайя. Головной убор — шелла — тонкая шаль черного цвета;
  • В Израиле местные жители евреи (иудеи), традиционная одежда евреев (иудеев) мужчин состоит из простого черного сюртука и накидки — талит катан. Это прямоугольный отрез ткани с вырезом посередине для головы, отделанный по углам кисточками из восьми нитей. Еврейская женщина носит цветные платья, кофточки с юбками, а также белый передник, выполняющий роль оберега.

ГрузияИзраильский костюмАрабские ЭмиратыАрмянеИранский костюмТурцияАзейрбарджан

Грузия.

Национальные одежды этой страны пропитаны грациозностью и элегантностью. Бедные и богатые грузинские сословия объединялись в схожих чертах национального наряда. Отличался только материал. Естественно, что богатые сословия использовали более дорогую ткань.

«Картули» — длинные приталенные платья, придавали грузинским девушкам особую привлекательность и утонченность. Платье было украшено бисером и драгоценными камнями. Длинная юбка полностью закрывала ступни женщины. Пояс, изготовленный из шелка, был украшен жемчугом.

Грузинский мужской костюм – это образ война – всадника. Шаровары, рубахи и кафтаны – это основные составляющие одежды грузинского мужчины. Черкеска (вид распашной одежды) – обязательный элемент костюма. Черкеска плотно перетягивалась поясом с металлическим набором. Также зимой были распространены бурки, тулупы и войлочные шапки.

Север Таиланда: окольцованные

Женщины народа карен на севере Таиланда носят на себе массу браслетов, особенно на шее, которые являются главной особенностью их национального костюма. Кольца надеваются, когда девочке исполняется 5 лет, и их количество с годами только растет. Традиция носить браслеты на шее имеет долгую историю. Согласно одной легенде, таким образом женщины пытались защититься от тигров, пока их мужчины были на охоте. Но есть другая версия. Карены считают длинные окольцованные шеи эталоном красоты и сексуальности. Да и просто прибыльным делом: туристы без ропота платят деньги только за возможность посмотреть на длинношеих дам.

Мордовский национальный костюм

Если посмотреть на картинку с названием ниже, можно догадаться, что мордовский костюм по внешнему виду напоминает целое произведение искусства. Этот народ обладает удивительными способностями создавать красивые вещи.

Национальный костюм народа России состоит из верхней и нательной одежды, а также элементов декора. Внешне рубаха мужчин напоминает убранство византийских царей, а вышивка из шерсти придает ей величественность и делает визуально богаче.

Женский мордовский народный костюм поражает своей красотой. Для его изготовления используются разноцветные ткани. Отдельно стоит упомянуть необычный головной убор, который сзади свисает в виде фаты.

Особенности и значение деталей

Как уже было сказано, детали в национальном русском костюме играли очень важную роль.

Детали мужского костюма

Основой национального мужского костюма была простая сорочка. В нарядах простых крестьян она была основой костюма в то время, как знать носила ее как нижнее белье. Она шилась изо льна или шелка. Изнутри передняя и задняя части рубахи дополнялись подкладкой, которую называли подоплекой. Широкие рукава рубахи сужались к кисти.

Также костюм дополнялся такими деталями, как зипун, опашень и охабень. Все эти вещи – разновидности кафтанов. Поверх рубахи и кафтана надевалась свитка, кожух или сермяга. Для более торжественных случаев использовалась парадный плащ (корзно) или однорядка из шерстяной ткани.

Популярны были и шубы. Крестьяне носили более простые изделия из плотной овчины или заячьего меха. Представители высшего сословия позволяли себе щеголять в нарядах из чернобурки, соболя или куницы.

Традиционные шубы в русском стиле были длиною в пол. Рукава также были очень длинными, а руки провдевались не только в них, но и в специальные прорези, располагающиеся спереди. Их носили не только зимой, но и летом, для создания торжественного образа.

Тафья представляла собой маленькую круглую шапочку, которая плотно прилегала к голове. Поверх нее нередко надевали простую шапку. Простые люди выбирали варианты из войлока, более богатые – из бархата.

Мурмолками называли шапки, высокие и расширяющиеся к верху. По похожему принципу создавались и горлатные шапки. Только их дополнительно украшали мехам, идущим от самого горла. Лисий, соболиный или заячий мех одновременно и украшал шапку и согревал голову.

Детали женского костюма

В основе женского национального костюма также была рубаха. Она украшалась вышивкой или изысканной оторочкой. Знатные русские дамы поверх простой нижней рубахи надевали еще и горничную, пошитую из яркого шелка. Самый нарядный вариант – горничная рубашка алого цвета.

Поверх рубашек женщины надевали летник. Старинный наряд длиной в пол создавался из шелка и дополнялся застежками у самого горла. Знатные женщины носили летник, украшенный золотой вышивкой или жемчугом, а их ворот украшало ожерелье.

Важную роль играла и такая деталь костюма, как головной убор. Все замужние женщины на Руси обязательно прикрывали волосы, даже находясь дома. В быту голову покрывали волосником или повойником ,повязывая сверху нарядный цветастый платок.

Более нарядно выглядели венчики (широкие повязки, дополненные длинными цветастыми лентами), которые носили летом. Зимой их сменяли меховые шапки. Но традиционный русский костюм до сих пор часто ассоциируется у нас с кокошником – нарядным головным убором в виде опахала. По возможности он богато украшался и становился главным дополнением наряда.

узоры в вышивке, рисунки, мотивы и орнаменты

Нельзя говорить о русском народном костюме в отрыве от вышивки, ведь ею на Руси издавна украшали одежду. Мы рассмотрим некоторые детали костюма, где традиционно вышивка была наиболее богатой.

 

Содержание

  1. Вышивка на одежде
  2. Народный костюм
  3. Рубаха
  4. Туникообразный крой
  5. Поликовый крой
  6. Косые полики
  7. Понева, запон, передник, завеска, шушпан
  8. Сарафан, душегрея
  9. Головные уборы, кушаки, пояса, косынки, платки
  10. Краски и ткани в народном костюме
  11. Женский костюм
  12. Предметы быта

 

 

 

Вышивка на одежде

Вышивка в древности служила оберегом. Чтобы нечисть не повредила хозяину одежды, расшивали края ворота, рукавов и подола. Также вышивку размещали на стыках ткани.

 

Вышивка – искусство, прошедшее сквозь века. Вышивкой украшены одежды людей, живших тысячи лет назад, и в наши дни такой декор не потерял своей актуальности. Техники вышивки во всех частях света похожи, но у каждого народа они приобретали собственный, неповторимый колорит.

 

 

 

Народный костюм

До середины XVII в. костюм сельского жителя и горожанина практически ничем не различался. Одинаковые наряды хранились в царских палатах, в сундуках бояр, в домах горожан и крестьян.

 

В зависимости от социального положения и достатка одежду шили из разных материалов: знать – из драгоценных привозных тканей, сельские жители и ремесленники – из домотканого полотна, льняного или шерстяного. Хотя для праздничной одежды и они могли себе позволить дорогой шелк, бархат, атлас. В древности мода не менялась столетиями, и бабушкины наряды исправно служили внучкам. В конце концов, одежду можно было подновить, использовать фрагменты изношенной на новом платье или перешить.

 

Кстати, подобным не брезговали даже царские особы. Так, Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676) – второй русский царь из династии Романовых – преподнес в дар патриарху Адриану драгоценное облачение, перешитое из своей верхней одежды.

 

Саккос патриарха Адриана. Сделан из верхнего платья царя Алексея Михайловича в 1691 году. Патриаршья Ризница. Фотография 1914 г.

 

Русский костюм был многослойным: одна деталь одежды надевалась на другую. Особенно много таких деталей было в женском костюме. При этом практически вся одежда была свободной, а фиксировалась, затягиваясь поясами. Пуговицы также были в ходу, но их делали из драгоценных металлов. Такие пуговицы служили, скорее, украшением одежды.

 

На фотографии 1914 г. старинные пуговицы. Москва, Исторический музей

 

Судить о костюме в глубокой древности мы можем в основном по косвенным источникам: живописи, скульптуре, немногим запискам очевидцев и археологическим находкам.

 

На фотографии резные фигуры с иконостаса XVII в., хранившиеся в музее Белой палаты в Ростове Ярославской губернии. Здесь мы видим мужскую фигуру в кафтане и портах, заправленных в высокие сапоги. Прямой плащ с богатой отделкой, корзно, застегнут фибулой. Женская фигура одета в опашень с круглым воротом, видны рукава рубахи с драгоценными запястьями. На голову и плечи также накинут плащ.

 

Но мы рассмотрим костюм более поздней эпохи. Образцы таких нарядов дошли до наших дней и дают возможность судить об их структуре, а главное, о месте и роли вышивки в одежде наших предков.

 

 

 

Рубаха

Главным, а иногда и единственным предметом одежды была рубаха. На протяжении всей жизни ее носили воины и пахари, женщины и мужчины.

 

Шили рубахи из холста и шелка, из привозной и домашней ткани, в зависимости от назначения. Нижнюю рубаху, срачИцу, (похоже на «сорочку»), делали из тонкого отбеленного полотна, а верхнюю – верхницу – из более плотной материи, часто цветной. Рубаха могла быть длинной, до пят, или короткой, чуть закрывавшей грудь. Такую рубаху называли «рукава». Шили и составные рубахи: верх из дорогой ткани с богатой отделкой, а нижнюю часть – из домотканого холста. А вот покрой рубахи был одинаковым. Ткани в древности имели небольшую ширину, поэтому для шитья одежды из приходилось стачивать.

 

 

 

Туникообразный крой

Древнейший крой, по свидетельству историков, – туникообразный. Полотно сгибали вдвое, прорезали отверстие для головы и пришивали согнутые пополам куски ткани – рукава. Стан расширяли дополнительными кусками ткани. Этот крой предположительно пришел из Византии. Образцы туникообразного кроя сохранились до наших дней в деталях церковного облачения. Распространен крой был в основном у финно-угорских народов. Славяне использовали его в основном для погребальной одежды.

 

Туникообразный крой рубахи. Схематичный рисунок

 

 

 

Поликовый крой

Более современным был поликовый крой. Для кроя «прямые полики» к стану в верхней части пришивали прямоугольные куски ткани, согнутые в плече. Рукава пришивали к бокам стана и поликам. По горловине ткань присборивали. Этот крой был распространен в северных и центральных областях Руси.

 

Ворот рубахи с центральным разрезом горловины

 

Поликовый крой рубахи. Прямой полик. Схематичный рисунок

 

 

 

Косые полики

Для кроя «косые полики» вставки имели форму трапеции, а в верхней части стана делали разрезы, по которым и пришивали полик. Ворот рубахи присборивали. Этот крой был распространен в южных областях: Орловской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской. Ворот у рубах мог иметь прямоугольную или округлую форму, а также разрез от горловины по центру или сбоку. Рубахи с разрезом сбоку называли косоворотками.

 

По некоторым данным именно такие рубахи носили на Руси в домонгольский период.

 

Ворот рубахи с кроем «косые полики»

 

Поликовый крой рубахи. Косой полик. Схематичный рисунок

 

 

 

Понева, запон, передник, завеска, шушпан

Комплексы женской одежды по своему составу имели различия. Наиболее древний включал в себя рубаху, поневу, запон, передник. Такой костюм сохранился в южных областях России практически до наших дней.

 

Поверх рубахи надевали поневу – своеобразную юбку. Понева состояла из трех полотнищ ткани с рисунком в клетку или в полосу. На талии понева крепилась пояском – гашником.

 

Понева распашная. Схематичный рисунок

 

Понева могла быть распашной, глухой или несшитой. В некоторых губерниях под поневу надевали нижнюю юбку – подставу.

 

Понева глухая (андарак). Схематичный рисунок

 

Запон, передник, завеска, занавеска – различные детали костюма – накидки – прямого кроя, иногда с вставными клиньями. Носили их поверх рубахи и поневы. Накидка могла быть короткой, до талии. Такую накидку называли «грудкой».

 

Запон. Схематичный рисунок

 

Завеска. Схематичный рисунок

 

Шушпан – распашная кофта прямого кроя. К этому типу можно отнести нагрудник, навершник, корсетку.

 

Шушпан. Схематичный рисунок

 

 

 

Сарафан, душегрея

Второй вариант комплекса женской одежды включает обязательную рубаху, поверх которой надевали сарафан – Длинный распашной или глухой наряд. Сарафан мог быть на бретелях или пройме, с рукавами или без них.

 

Сарафаны можно разделить по типу кроя на круглые (прямые) и косоклинные.

 

Косоклинный сарафан известен примерно с XII в. Этот наряд мог быть глухим – глухарь (с рукавами), горбун, или распашным – ферязь, летник (с рукавами), саян, сорококлин. В первом случае по середине грудки располагался шов или сгиб ткани, а во втором – застежка на пуговицах.

 

Лямки сарафана могли быть широкими и узкими, их кроили вместе со спинкой или пришивали отдельно. Вверху стан присборивали или собирали в складки.

 

Сарафан часто шили на подкладке из плотной ткани, подбивали шерстью или льняной куделью.

 

Сарафан прямой. Схематичный рисунок

 

Сарафан косоклинный. Схематичный рисунок

 

Еще один атрибут женской одежды – душегрея, или епанечка. Также ее называли шубка, кафтанчик, коротёна. По крою она напоминает сарафан, но намного короче. Надевали ее поверх сарафана.

 

Душегрея. Схематичный рисунок

 

Епанечка. Схематичный рисунок

 

 

 

Головные уборы, кушаки, пояса, косынки, платки

Все эти предметы были неотъемлемой частью костюма. Богато вышитые, выполненные из дорогих тканей, они передавались из поколения в поколение.

 

Во время свадебных торжеств девушка получала статус замужней женщины. Она прощалась с девичьей свободой и надевала женский костюм.

 

Особенно много внимания уделяли головному убору. Девичью косу расплетали и забирали в две косы, уложенные вокруг головы.

 

Повязка – головной убор для девушек

 

Замужняя женщина не могла ходить простоволосой, поэтому она носила головной убор, который полностью закрывал волосы. Он состоял из нескольких частей, его украшали вышивкой драгоценными материалами. Головной убор часто служил не одному поколению, ведь свадебные наряды надевали раз в жизни.

 

Женские головные уборы – волосник и повойник

 

 

 

Краски и ткани в народном костюме

Народный костюм отличала не только многослойность, но и красочность. Наши предки умело сочетали яркие, насыщенные цвета и ткани различной фактуры.

 

Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

 

Даже ткани домашнего производства окрашивали в яркие цвета, используя растительные и минеральные краски. Так, насекомое кошениль, а также растения подмаренник, зверобой и некоторые другие давали красный (червленый) цвет, для синего брали сон-траву, василек, чернику, желтый цвет получали из яблони, листьев березы, а для коричневой краски нужна была кора дуба, луковая шелуха и т.д.

 

А что говорить о ремесленных тканях. По данным раскопок в Новгороде уже в XIII-XV вв. ремесленные составляли большую часть тканей в быту горожан. Окрашивали ткани ремесленники богаче, смешивая краски и добиваясь огромного количества оттенков.

 

Ну и заморские ткани никто не отменял. Так, в XVIXVII вв. только шелковых тканей на Русь привозили более двадцати видов. Шелк везли в основном из Китая, Индии, Ирана, Турции, Средней Азии. Западная Европа, Англия, Франция, Фландрия поставляли шерстяные материи; так, только сукна в источниках упоминается более тридцати видов.

 

Для праздничных уборов брали шелк и драгоценные металлические нити: золото, серебро. Добавляли, жемчуг, стекла (мы говорим стразы), металлические блестки (читай, пайетки), канитель.

 

 

 

Женский костюм

Женский костюм многое говорил о его обладательнице: замужем или в девках, идет на работу или на праздник. У каждой женщины в заветном сундуке хранилось приданое – наряды для разных случаев жизни: от свадебных до обрядовых (позднее праздничных). Для украшения каждого такого платья существовали определенные правила.

 

 

Женский костюм многое говорил о его обладательнице: замужем или в девках, идет на работу или на праздник. У каждой женщины в заветном сундуке хранилось приданое – наряды для разных случаев жизни: от свадебных до обрядовых (позднее праздничных). Для украшения каждого такого платья существовали определенные правила.

 

Девичий праздничный костюм отличала простота и в тоже время богатство декора. Этот костюм из деревни Котелино Рязанской губернии был сшит в конце XIX в. Составная рубаха с косыми поликами украшена вышивкой красными нитками. На шушке – верхней одежде без рукавов – вышивка сочетается со шнуром, ткачеством и кружевом. Концы тонкого пояса украшены кистями с бисером.

 

Костюм девичий праздничный. Рязанская губерния, Кадомский уезд, конец XIX в.

 

Свадебный костюм, и не один, а на каждый день торжества, был изукрашен особенно богато. Рубаха расшивалась дорогим припасом по рукавам, часто очень длинным. Такие рукава сосборивали и закрепляли на запястье вышитыми манжетами – зарукавьями. В верхней части рукава размещалось оплечье – прямоугольный кусок ткани также с богатой вышивкой, часто шелком, золотом, жемчугом. Ворот рубахи также вышивали или закрывали специальным нагрудным украшением – ожерельем. Широкой вышитой каймой оформляли низ рубахи. Также расшивали и все остальные части костюма.

 

Костюм невесты. Нижегородская губерния, конец XIX- начало XX в.

 

Необыкновенно красочный костюм невесты из Нижегородской губернии, созданный на стыке XIX и XX вв. Составная рубаха – долгорукавка – украшена лентами и вышивкой. Косоклинный сарафан из черной хлопчатобумажной ткани на подкладке из грубой домотканины расшит тесьмой с цветочным рисунком и серебряным галуном и затянут на талии зеленым тканым поясом. А вот головной убор – сорока -по очелью вышит золотом, украшен серебряными подвесками с «пушками» и шелковыми лентами желтого и оранжевого цветов. Фата из красного шелка с продольными цветочными полосами завершает традиционный наряд.

 

А это свадебный костюм XIX в. из-под Рязани Рубаха из хлопчатобумажной ткани украшена вышивкой в черно-красных цветах. Здесь присутствует нижняя юбка – подстава, также вышитая красными и черными нитками. Глухая понева сшита из черного шерстяного полотна в клетку «в четыре полосы» с вставкой (прошвой) из черного атласа. На подоле две прямоугольные нашивки – кумаки, из темно-синего шелка.

 

Фартук с грудкой сшит из белой хлопчатобумажной ткани и вышит, как рубаха. Головной убор – повойник из атласа. На очелье и затылочной части вышивка с применением стеклянных бусин. Повойник закрыт розовым шелковым платком с кистями.

 

Костюм свадебный на первый День. Рязанская губерния, Горловский уезд, 1880 г.

 

Обрядовый костюм также был расшит, как говорится, снизу доверху. Обратите внимание на покосную рубаху: это единственный случай, когда замужняя женщина могла выйти на улицу в рубахе. Не случайно эта одежда практически полностью покрыта узорами. Рубаха составная, верх – красная хлопчатобумажная ткань с вышивкой из желтых и белых цветов, низ – беленое льняное полотно с вышивкой красной ниткой, с нашитой полосой бранного ткачества. Пояс, сотканный из шерстяных и льняных ниток, дополнен 1ик кистями.

 

Рубаха женская покосная. Вологодская губерния, вторая половина XIX в.

 

Рубаха сшита из тонкой фабричной ткани. По четырехугольному вырезу горловины -сборка. Зауженный книзу рукав украшен тонким кружевом. На рукава нашита прозрачная шелковая ткань с вышивкой цветочных мотивов. Сарафан прямого кроя на длинных лямках – москаль – сшит из штофа бордового цвета. Душегрея -стеганый на вате кафтанчик, на спинке семнадцать трубчатых складок – боры. Вышит золотной нитью по бархату бордового цвета. Головной убор – косынка – из бордового шелка, вышит золотной нитью, углы оформлены бахромой. Костюм дополняет ожерелье – шейное украшение из шелка, расшитого бисером и пуговицами с глазками из цветного стекла. Серьги из бисера и стразов.

 

Костюм женский праздничный (троицкий). Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

 

Праздничный женский костюм не был приурочен к определенному событию, это просто нарядная одежда. Но какая нарядная!

 

Этот костюм из Воронежской губернии – настоящее произведение искусства. Рубаха с прямыми поликами, небольшим стоячим воротом и широкими рукавами под манжету, с характерной для Воронежской губернии вышивкой на оплечьях, дополнена коклюшечным кружевом. Глухая понева из черного клетчатого домотканого полотна расшита красными и оранжевыми нитками. Завеска прямого кроя из белого полотна собрана поясом. Подол украшен вышивкой. На талии тканая подпояска из разноцветных шерстяных нитей.

 

Обратите внимание на головной убор. Это сорока из трех частей: кичка, или волосник, – мягкая шапочка с рожками, собственно сорока – шапочка на жесткой основе, расшитая золотом, и позатыльня – из алого шелка с черным бархатом, богато украшенная золотым шитьем и цветными шерстяными нитками.

 

Костюм женский праздничный. Воронежская губерния, Алексеевский уезд. Конец XIX- начало XX в.

 

Женский головной убор – сорока. Воронежская губерния, Алексеевский уезд. Конец XIX- начало XX в.

 

Да и повседневный костюм вышивкой украшали не скупясь. Правда, материалы использовали попроще, наиболее распространенными, особенно в крестьянской среде, были льняные и шерстяные нитки. Их окрашивали, как правило, в красный, реже синий, зеленый, коричневый цвета и создавали с помощью иглы настоящие произведения искусства.

 

 

 

 

Предметы быта

В приданое входила не только одежда. Многочисленные рушники, полотенца, подзоры, столешники – все это было необходимой составляющей быта наших предков.

 

Рушниками на свадьбе было принято одаривать родню. Ими украшали свадебную горницу, повозку, на которой новобрачные ехали венчаться, и многое другое. Рушников в зажиточных домах готовили по несколько десятков. А ведь их длина могла быть и два, и три метра! Вышивка на рушниках соседствовала с кружевом, плетеным или вязаным, ее дополняли полосы нарядных тканей, ленты и т.д.

 

Полотенца, или утиральники, были попроще, но вышивка присутствовала и на них.

 

В убранство постели молодых входили подзоры – длинные полосы ткани, украшенные вышивкой.

 

Подзор (полоска ткани с вышивкой или кружевом, обрамляет нижний край кровати, свисая над полом). Север России, XIX в.

 

 

Результаты для картин «Национальный костюм»

Notting Hill Carnival

картины, 23,6 Вт x 23,6 H x 0,1 D в

$ 860

Отпечатки от 72

Индийская девушка

, 15,8 Вт x 15,8 ч. 0,6 D. D. D. в

Болгарская девушка.

Картины, 15,8 Ш x 15,8 В x 0,6 Г в

Япония

Картины, 23 Ш x 23 В x 0,8 Г в

1,095 $

Якутская девушка.

Картины, 15,8 Ш x 15,8 В x 0,6 Г в

Счастье

Картины, 14,2 Ш x 19,5 В x 1,4 Г в

Две Грации.

Картины, 39 Ш x 19,5 В x 1,5 Г в

1 064 $

Репродукции от 92 $

Узбекская девушка

Картины, 15,8 Ш x 15,8 В x 0,6 Г, большой современный настенный портрет, женщина Eiffel

3

.

Картины, 23,6 Ш x 31,5 В x 0,7 Г в дюймах

1160 долларов США

Репродукции от 76 долларов США

Немецкая девушка

Картины, 15,8 Ш x 15,8 В x 0,6 Г в

Украинская красавица

картины, 23,6 Вт x 23,6 H x 0,6 D в

$ 1 550

Испанская девушка

картины, 15,8 Вт X 15,8 H x 0,6 D в

Kozak

. 0,8 D в

Mongolinnen

картины, 55,1 Вт x 39,4 H x 0,8 D в

$ 6,150

Татарская женщина

картины, 15,8 Вт x 15,8 ч x 0,6 D в

Жизнь идет на…

. Ш x 31,5 В x 0,8 Г в

$ 1,055

Отпечатки от $ 100

I Dare You

картины, 18 W x 24 H x 2 D в

$ 1,360

Morning Village Market

, 11 Вт 14 ч x 0,5 D в

$ 340.

Отпечатки от 40 долларов

Разговор

картины, 22 Вт X 15 H x 0 D в

$ 2009

Отпечатки от 40

Празднование грека

картины, 27,6 Вт x 39,4 H x 0,8 D в

$ 3 470

9 ч. Латвийская лисичка

Картины, 10 Ш x 13 В x 0,1 Г в

Акварельный портрет девушки в национальном костюме

Картины, 6 Ш x 8 В x 0,1 Г в

250$

Репродукции от 40$

9

8 картины

50 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице

25 результатов на странице50 результатов на странице100 результатов на странице


на дриббле

  1. Посмотреть этническую красоту: Украина

    Этническая красота: Украина

  2. Посмотреть Танцующая девушка в национальном костюме

    Танцующая девушка в национальном костюме

  3. Посмотреть порванное колье

    Порванное ожерелье

  4. Просмотр вектора // Маска

    Вектор // Маска

  5. Посмотреть тыквенных друзей

    Тыквенные друзья

  6. Посмотреть плакат о национальных парках

    Плакат о национальных парках

  7. Посмотреть графику конкурса костюмов на Хэллоуин

    Графика конкурса костюмов на Хэллоуин

  8. Посмотреть костюмированную вечеринку на Хэллоуин

    Костюмированная вечеринка на Хэллоуин

  9. Посмотреть Национальный Костюм Мексики Фэнтези Мехико

    Национальный костюм Мексики Фэнтези Мехико

  10. Посмотреть Бу!

  11. Посмотреть ковбойский кот

    Кот-ковбой

  12. Посмотреть иллюстрацию национального костюма Мексики “Чьяпас”

    Иллюстрация национального костюма Мексики «Чьяпас»

  13. Посмотреть скелет

    Скелет

  14. Посмотреть иллюстрации мексиканского национального костюма Халиско “Чарро”

    Халиско “Чарро” Мексиканский национальный костюм Иллюстрации

  15. Посмотреть вечеринку в честь Хэллоуина!

    Вечеринка в честь Хэллоуина!

  16. Посмотреть куклу

  17. Посмотреть Пеннивайза

    Пеннивайз

  18. Посмотреть мумию

  19. Посмотреть футболку национальных парков

    Футболка национальных парков

  20. Посмотреть Черную пантеру

    Черная пантера

  21. Посмотреть кота-призрака

    Кот-призрак

  22. Плакат типа «Национальные парки»

    Плакат о национальных парках

  23. Посмотреть Девушка в костюме острого чили

    Девушка в костюме острого чили

  24. Посмотреть иллюстрацию черного фонаря Pt.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *