Рисунок на тему сказка о царе салтане (64 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Сказка о царе Салтане иллюстрации рисунки
Сказка о царе Салтане лебедь
Рис к сказке о царе Салтане
Иллюстрация к сказке о царе Салтане белка
Сказки Пушкина сказка о царе Салтане
Рисунок по сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Белка из сказки сказка о царе Салтане
Иллюстрация к сказке царь Салтан
Детские рисунки по сказке о царе Салтане
Рисунок к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане
Царевна лебедь о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане белка
Иллюстрация к сказке о царе Салтане
Сказка о царе Салтане
Царь Гвидон сказка Пушкина
Рисунок по сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Рисование сказка о царе Султане в подготовительной группе
Сказка о царе Салтане белка с орешками
Иллюстрации к сказке о царе Салтане Пушкина
Иллюстрация к сказке царь Салтан
Сказка о царе Салтане лебедь
Сказка Пушкина о царе Салтане
Сказка о царе Салтане иллюстрации рисунки
Сказка о царе Салтане лебедь рисунок
Замок царя Салтана
Рисунки по сказкам
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Иллюстрации к сказке о царе Салтане Пушкина 33 богатыря
Первое чудо белка из сказки о царе Салтане
Царевна лебедь рисунок
Иллюстрация к сказке о царе Салтане белка 1 класс
Детские рисунки к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Пушкин сказка о царе Салтане белка
Рисунок к сказке о царе Салтане
Царевна лебедь и князь Гвидон
Сказка о царе Салтане раскраска 3 девицы под окном
Царевна лебедь и князь Гвидон
Билибин о царе Салтане
Остров Буян в сказке о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане 1 часть
Детские иллюстрации к сказке о царе Салтане
Рисунки по сказкам
Царевна лебедь из сказки о царе Салтане
Иллюстрации к произведениям Пушкина сказка о царе Салтане
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане для детей
Иллюстрация к сказке Пушкина о царе Салтане 3 класс
Сказка о царе Салтане белка
Рисунок к сказке о царе Салтане
Пушкин а. с. “сказка о царе Салтане”
Рисование в детском саду сказка о царе Салтане
Рисунок к сказке царь Гвидон
Царь Салтан и Царевна лебедь рисунок
Сказка о царе Салтане белкааскраска
Сказочный дворец царя Салтана
Раскраски сказки Пушкина о царе Салтане
Рисунок к сказке Пушкина сказка о царе Салтане
Сказка Пушкина о царе Салтане
Рисунок к сказке о царе Салтане
Рисунок к сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане
Сказка о царе Салтане 33 богатыря
Петриковская роспись Царевна-лебедь
Принцесса лебедь из царя Салтана
Сказка о царе Салтане раскраска
Картинки карандашом Притча о царе Салтане
Притча о Царе Салтане — хорошая русская притча, всем нам читали ее в детстве. Сюжет данной сказки правда незначительно пугающий. Однажды три сестрицы обсуждали, что бы они смогли дать царю, став королевами. Одна из них произнесла, что подарит царю богатыря. Царь, подслушав разговор, избрал конкретно ее в царицы. Когда царя не было, она родила богатыря, но злые сестры произнесли царю, что родила она неведомую зверушку. После чего царь изгнал супругу с отпрыском, они попали на неведомый полуостров, молодой царевич стал там править. В данной подборке — картинки карандашом Притча о царе Салтане.
Красивый рисунок белка.
Красивый рисунок белка из сказки.
Красивый рисунок для рисования карандашом Салтан.
Красивый рисунок королева.
Притча о царе Салтане.
Красивый рисунок королева.
Красивый рисунок царь.
Притча о царе Салтане.
Три девицы у окна.
Красивый рисунок Притча о царе Салтане.
Красивый рисунок белка с изумрудами.
Красивый рисунок море из сказки.
Три девицы у окна.
Красивый рисунок королева.
Красивый рисунок лебедь.
Красивый рисунок царевич.
Притча о царе Салтане.
Красивый рисунок царевич и царевна.
Белоснежный лебедь.
Красивый рисунок белка с изумрудами.
Коршун и лебедь
Бочка по волнам
Красивый рисунок карандашом
Детский красивый рисунок
Царица-лебедь
Красивый рисунок для рисования карандашом
Девицы в замке
Лебедь и царевич
Царь с поданными
Три девицы под окном
Магическая белочка
Красивый рисунок карандашом
Корабль посреди волн
Красивый рисунок для рисования карандашом
Прекрасная царица-лебедь
Погоня за пчелой
Царь
Огромной замок
Царь и царевна
Чудо
Прекрасная девушка красавица
Роскошный лебедь
Влюбленные
Королева в бочке с ребенком
Царевич и лебедь
Детский красивый рисунок
Раскраски Сказка о царе Салтане (42 фото) » Рисунки для срисовки и не только
Раскраска по сказке Сывка Бурка для детей
Скачать
Сказка о попе и служащем его Балде Цветная раскраска
Скачать
Сивка-бар. Раскраска
Скачать
Сказка о царе Салтане Раскраска 3 девочки под окном
Скачать
Сказки Пушкина раскраски для детей Сказка о золотом петушке
Скачать
Скастовая сказка о золотой петушке раскраски пушкина
Скачать
раскраски сказочного короля сказки салатан
Скачать
Черный морской сказ принцесса и семеро богатырей
Скачать
Билибин иллюстрации к сказкам Пушкина
Скачать
Пушкин Сказка о царе Салтане Раскраска
Скачать
Иван Царевич и Русалка Серый Волк
Скачать
Царевна Лебедь иллюстраций к Сказке о Билибине
Скачать
Царь Салтан рисунок карандашом. 0004 Скачать
Роспись Билибинской церкви
Скачать
Сказка о царе Салтане Цветная Цветная
Скачать
Иллюстрации С. Соломко к произведениям Гоголя
Скачать
Костюм короля Султана
Скачать
Денис Молодкин Мистер Золотой петушок
Скачать
Иван Билибин Обложка книги
Скачать
Скачать 903
30 Vity0003
Bilibin 33 heroes
Ivan Yakovlevich Bilibin Tsar Saltan
Download
Bilibin Tale of King Saltan Squirrel
Download
The Tale of Tsar Saltan
Download
33 heroes Saltan
Download
Свадьба короля Салтана на войне в черно-белом
Скачать
Иван Билибин Сказка о царе Салтане
Скачать
Коллекции Пушкина
Скачать
Сказка о короле Салтан Курдиумов
Скачать
Римский-Корсаков: рассказ о TSAR Saltan
Download
Artistev Eliseev Pushkin Illustrages
Artistev Eliseev Pushkin Illustrages
9
Artistev Eliseev Illustrages 9000
9
. s.
.S.
Artistev Eliseev Illustrages 9000
9
.S. “Сказка о царе Салтане”
Скачать
Иван Билибин Царевна Лебедь
Скачать
Чай Салтан
Скачать
Курдюмова Билибина Царевна
Остров Буян из сказки о царе Салтане
Скачать
Скачать
МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ “ЛЕБЕДЬ ЦАРЕВНА 20 0 0 0 * 9 01 секрет, 0 * 91…” из: Либретто Владимира Бельского (по Пушкину) к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». См.: http://az.lib.ru/b/belxskij_w_i/text_1900_skazka_o_tzare_saltane.shtml
Композиция «Царевна-лебедь» (ГТГ) поставлена Михаилом Врубелем в 1900, когда он оформлял декорации к операм Николая Римского-Корсакова в Русской частной опере Саввы Мамонтова. Как и изображения из серии «Демон», эта картина излучает непостижимый магнетизм. Много загадок осталось как об истории создания картины, так и об образе волшебной девы-птицы из сказки. Среди наиболее важных из них — личность модели для прекрасной Царевны-Лебедя. Действительно ли в композиции фигурирует Надежда Ивановна Забела-Врубель – жена и муза художника, а также великолепная оперная дива, исполнившая Царевну-Лебедь в опере Римского-Корсакова, – или это композиционный образ, рожденный воображением художника?
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна-лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва. Деталь
Перед созданием «Царевна-лебедь» художник долгие годы искал русский национальный мотив, «музыку целого человека», как он выразился[1]. Эта идея материализовалась в образах могучих богатырей из русских былин (панно «Микула Селянинович и Волга» (1896 г., нынешнее местонахождение неизвестно) и панно «Богатырь» (189 г.).9, Русский музей)). Врубель работал над ними одновременно с оформлением декораций к операм Римского-Корсакова «Садко» (1897) и «Царская невеста» (1899). В 1898 году Врубель писал композитору: «Благодаря вашему благотворному влиянию я решил посвятить себя исключительно жанру русских сказок»[2]. Их творческое сотрудничество началось в декабре 1897 года, когда Врубель вместе с Константином Коровиным и Сергеем Малютиным создавал декорации для «Садко». Надежда Ивановна Забела-Врубель, жена художника, в это время репетировала партию Ольги в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и пробовалась на роль Волховой. Хотя в первых двух спектаклях «Садко» было представлено еще примадонна Частной оперы Эмилия Негрин-Шмидт, в третий вечер дочь морского царя Волхову исполнила Забела, покорившая композитора оперы своей душевностью. Михаил Гнесин вспоминал: «Нет, увидев однажды это существо, нельзя было не попасть под ее чары навсегда! Эти волшебные широко расставленные глаза, пленительно-женственная, призывно-наивная улыбка, стройное и гибкое тело, красивые длинные руки <...>. Я хотел, чтобы Морская Царевна <...> вошла в жизнь слушателей и зрителей и осталась с ними навсегда! Те, кто видел исполнение Забелы-Врубель в роли Волховой, испытали эти эмоции с особой силой!»[3]. Творческий союз композитора, живописца и гениального певца открыл новую главу в музыке и изобразительном искусстве, посвященную «внутреннему национальному подтексту»[4], который так вдохновлял Врубеля. Партитура Римского-Корсакова была также сильным стимулятором, пробудившим в живописце особое синтетическое видение, принесшее его искусство в этот мир.
Когда в 1899 году отмечалось столетие Александра Пушкина, Врубель предоставил несколько иллюстраций для издания своего собрания сочинений. В марте 1899 г. он писал сестре Анне: «…мой Богатырь еще должен найти покупателя, а мне надо было немедленно взяться за пушкинские иллюстрации[5], и вот я пишу камин для Мамонтова. чтобы держать свои финансы в порядке»[6]. В том же марте по заказу княгини Марии Тенишевой Врубель написал первый набор балалайок[7] для Парижской выставки 1900 года, что видно из его письма к сестре[8]. Искусствовед А. П. Иванов, современник Врубеля, вспоминал в своей монографии: «В марте следующего года [1899 – В. Б.], Врубель по заданию княгини Тенишевой написал несколько бала и айков, изготовленных в кустарной мастерской в Талашкино; на этих небольших изображениях, написанных маслом по дереву, изображены: царевна-лебедь, выходящая из темно-синей пучины озера; русалка, выглядывающая из воды; древний рыцарь, сражающийся с драконом».[9]. Собственно, именно на балалайке Врубель впервые создал образ Царевны-Лебедь, выходящей из темно-синих озёрных глубин. Можно предположить, что выбор сюжета художником не случаен, поскольку в это время он работал над иллюстрациями к собранию сочинений Пушкина и, вероятно, снова и снова перечитывал шедевры поэта. Впервые задуманная Римским-Корсаковым новая опера упоминается в письме композитора к Забеле от 11 июня 189 г.9: «Конечно, в моей новой опере будет роль лирического сопрано, я уже не могу без нее, так пусть без нее обходятся другие композиторы. Моя опера идет быстро»[10]. В его словах легко усмотреть особое значение, которое он придавал таланту певицы, упоминая ее «лирическое сопрано» как необходимый элемент для создания целостной музыкальной картины. Когда Римский-Корсаков начал сочинять музыку к «Сказке о царе Салтане», об этом знал лишь небольшой круг лиц, в том числе и Забела. В одном из своих писем Римский-Корсаков просил ее сохранить эту информацию в тайне: «Прошу вас, дорогая моя Надежда Ивановна, воздержаться некоторое время от упоминания кому бы то ни было о том, что я работаю над оперой. На данный момент в кругу знакомых только моя семья, либреттист, Лядов и Глазунов[11]. Я лишь туманно намекнул об этом Савве Ивановичу в одном из своих писем»[12]. В начале июля 189 г.9, по приглашению Тенишевой Врубель, Забела и концертмейстер последней Б.К. Яновского, все побывали в усадьбе Талашкино.
В Талашкино Врубель выполнил портрет Тенишевой в образе валькирии (1899, Одесский художественный музей Украина) и, по словам Тенишевой, «в качестве шутки набросал несколько изображений на рамах и деках балалайки, изобилующих потрясающе сочными красками и образов»[13]. Поскольку в мемуарах Тенишевой не указана конкретная дата, мы можем только догадываться, что окончив роспись трех балалаек в марте 189 г. 9, Врубель, возможно, написал еще два и сделал 10 эскизов для будущих подобных работ. Среди сохранившихся эскизов особый интерес представляет картина с изображением царевны-лебедя (музей Абрамцево). Эта композиция лишь немного отличается от изображений на балалайке, выполненных Врубелем в марте 1899 года. Проплывая по волнам, фигура Царевны-Лебедь повернута вправо и изображена на фоне бледно-киноварного неба, с исчезающим за верхушками стилизованных елей солнцем.
Римский-Корсаков передал Забеле первый фрагмент строк Царевны-Лебедь 23 ноября 189 г.9, с надписью: «Дорогой Надежде Ивановне Забеле-Врубель представить ей мою оперу — партию Лебедя. Н.Р.-Корсаков»[14]. Возможно, именно с этого момента внимание художника и певицы целиком сосредоточилось на мире пушкинской сказки, озаренном образом волшебной царевны. Когда существование оперы «Сказка о царе Салтане», по выражению композитора, перестало быть секретом, ее постановку в Частной опере назначили на новый сезон 1900.
Врубель начал работу над «Царевной-лебедью» в начале апреля 1900 года, когда вернулся в Москву после длительных гастролей Частной оперы в Киеве (22 февраля — 26 марта). Пока он работал над ней, новая работа Врубеля захватила воображение Екатерины Ге, гостившей в то время у Врубелей в их квартире на Пречистенке, 39. Другим человеком, осведомленным о новой картине, был Римский-Корсаков, который писал Забеле 8 апреля: «Мне интересно посмотреть, как выйдет «Лебедь Михаила Александровича»[15]. Судя по всему, живописца взволновал предстоящий проект оформления. декорации к опере-сказке, и это стало причиной одной из его самых увлекательных работ. Врубель закончил картину очень быстро, потому что 19 апреля, Забела уже писала сестре с разочарованием: «Миша уже продал Царевну-Лебедь и, правда, очень дешево — за 300 рублей, Морозову. [Миша] просил 500, но Морозов торговался о цене, и Миша сразу отказался, хотя на горизонте есть еще один покупатель, но что делать, когда Миша так хочет избавиться от своих работ? Он, однако, теперь подумывает создать новую Царевну-Лебедь для другого покупателя и таким образом отплатить Морозову тем же за то, что он заплатил так мало»[16]. Другим покупателем был Владимир фон Мекк, много лет поддерживавший художника. Третий орден «Царевна-лебедь»[17] был получен от родственника Забелы, коллекционера произведений искусства Якова Жуковского, который хотел купить первое произведение «Царевна-лебедь» до того, как его опередил М. Морозов. На фамильной усадьбе Ге в селе Плиски Черниговской губернии, где Врубели проводили лето вместе с концертмейстером Борисом Яновским, художник создал для барона фон Мека вторую картину «Царевна-Лебедь». По воспоминаниям Яновского, по вечерам Врубель читал вслух сказку Пушкина, что помогло Забеле привыкнуть к партии княгини. День за днем она репетировала роль, как готовилась к Марфе в «Царской невесте», используя свой особый метод. «Она подолгу обдумывала каждую фразу, десятки раз меняла выражение лица, упорно добиваясь нужного тона и согласованности на протяжении всего выступления. Так работал ее метод: сначала она знакомилась с оперой, потом присматривалась к своей роли, психологии героини, эмоциям, отношению к другим персонажам оперы. Наконец, она приступила к тщательной, интеллектуально кропотливой работе над поставленной задачей — созданием образа»[18]. Рефлексивное погружение во внутренний мир образа, который ей предстояло сыграть, отличало Забелу от многих оперных исполнителей того времени. Ее подход был во многом похож на прием русской драматургии конца XIX века.го и начала 20 века, призванные раскрыть сложности психологии человека, весь спектр его чувств и эмоциональных состояний. Именно это имел в виду Римский-Корсаков, когда писал о силе «лирического сопрано» певицы, имея в виду его драматический потенциал. Вдумчивая и тонко настроенная на свой характер, Забела каждый раз играла по-разному, с большой интенсивностью. «Когда публика еще аплодировала Н[адежде] И[вановне] как угорелая дома, она чувствовала себя так, как будто ее связали узлами от досады: «Я знаю, — восклицала она, заламывая руки, — эта Царевна-Лебедь быть моей лебединой песней»[19].] Однако именно для Врубеля опера «Сказка о царе Салтане» стала, можно сказать, лебединой песней: это был его последний проект, связанный с музыкой Римского-Корсакова. Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года и имела исключительный успех. Элементами спектакля, получившими наибольшее количество аплодисментов, стали декорации и костюмы, созданные Врубелем. В воспоминаниях современников спектакль описывается как живое музыкальное полотно, на котором сплелись воедино музыка, живопись и исполнительское искусство. Многие элементы замысла Врубеля удивили публику, поскольку несколько отличались от текста сказки: например, «вместо одинокого дуба он покрыл деревьями остров; вместо безоблачного дня в первом действии он изобразил вечернее и ночное освещение»[20]; «Море господина Врубеля все время какое-то сумрачное и чересчур зловещее»[21]. Не случайно под это описание подходит и картина «Царевна-лебедь», где царевна изображена на фоне того, что можно было бы назвать декорацией. воссоздание волшебного мира сказки, освещенного закатным светом.
Особый подход художника к натуре выделяет его среди сверстников и дает ключ к пониманию его творческого метода. В частности, когда Врубель разрабатывал фон для картины, он тщательно готовился, выбирая конкретные декорации. Он стремился уловить цветовую гамму определенного времени дня и определенного освещения. Практически во всех его фантазийных композициях — «Демон сидящий» (1890, ГТГ), «Княгиня Волхова» (1897, ГРМ), «Богатырь» (1899, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «В сумерках» (1900, ГТГ) — фон представлен в контрасте со светом заходящего солнца или при свете луны (или полумесяц). В некоторых своих композициях Врубель, используя стилизованные приемы, целенаправленно усиливает драматическое освещение («Демон сидит»), использует неестественно яркую цветовую гамму или преувеличивает размеры луны («Княжна Волхова»). В других он очень реалистично изображает последние лучи солнца, падающие на верхушки деревьев и стволы высоких сосен («Богатырь», «Царевна-лебедь») или передает незаметные глазу сумерки («На закате»).
Образ самой Царевны Лебедей представляет собой сочетание природных и фантастических элементов. Художника волновала задача изобразить духовный мир, невидимый обычному, материалистически настроенному глазу. Однако для достижения реализма в изображении фантастики Врубелю требовался хотя бы один элемент материального мира, точно скопированный с его природного прототипа. Эта двойственность языка художника в полной мере отражена в образе Царевны-Лебедь. Он один оказался способным запечатлеть девушку-птицу в момент ее метаморфозы, когда реальность соединяется с фантазией. Врубель мастерски передал естественную фактуру паутинной ткани, окутывающей принцессу, и блеск сияющих драгоценных камней, украшающих ее головной убор, но ее лицо и фигура представляют собой составной образ. Вот что писала о методе Врубеля Екатерина Ге, ненароком сравнивая его с методом своего тестя, художника из группы «Передвижники»: «Ге писал все с натуры, а Врубель — нет; Врубель был очарован миром сказок, он даже не хотел делать лица и жесты слишком реальными; он как будто нарочно рисовал слишком большие глаза, невероятные жесты, говорящие о том, что у его фигур нет костей». у княжны черты всех тех, кто когда-то был натурщиком Врубеля. Так, Николай Прахов в своих мемуарах отмечает «значительное сходство»[23] образа с его сестрой Еленой Праховой. В годы пребывания в Киеве и во время работы над росписями Кирилловской церкви Врубель, как известно, очень дорожил дружбой с историком Адрианом Праховым и его семьей. Ввиду этого нельзя не упомянуть, что непостижимо таинственные, выразительные глаза Княжны проработаны художником с таким же эмоциональным напряжением, как и глаза на эскизе к иконе «Богородица» (1884 г., нынешнее местонахождение?) . Образ иконы Врубель создал по образцу жены Адриана Прахова Эмилии, сыгравшей судьбоносную роль в жизни художника.
Многие врубелевские образы Забелы носили оттенок фантастики. Екатерина Ге писала: «Врубель выдумал красоту моей сестры и реализовал ее в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал ее недостатки, так как находил их особенно милыми»[24]. так как внешний вид и грациозность движений позволяли ей легко исполнять фантастические образы: «И в голове, и в движениях у меня есть особое качество, позволяющее воплощать сверхъестественные существа»[25]. необыкновенный дар, в котором сочетался талант и певческий, и драматический, как отмечал Михаил Гнесин: «В ее пении изгибы мелодии всегда переливались новыми и нежными тонально-эмоциональными оттенками <...> и все эти изгибы и переливы грациозно отражались в легких изменениях ее лица и в едва заметных движениях ее гибкого тела. Ты верил каждому ее слову и каждому звуку»[26]. Что же касается жеста Царевны-Лебедя и поворота ее фигуры на картине, то Врубель, скорее всего, «уловил» их, когда Забела деликатно подстраивалась под музыкальную ткань своей героини. Жест принцессы, когда она держит фату левой рукой, можно легко сопоставить с одной из фотографий, на которой Забела изображена в образе принцессы-лебедя. Подобный жест и поворот фигуры характерны и для одной из фигур в этюде «Две морские царевны» (ГРМ, 1898). Характерный жест руки Забелы, с одной точки зрения, напоминает одну из позиций в русском народном танце с шалью, а с другой — вызывает позу античных статуй, начиная со статуй римского богиня скромности и целомудрия Пудичития. Если исходное изображение на балалайке напоминало лишь жест из русской народной пляски, то в картине уже присутствует более глубокая образность, подчеркивающая символику персонажа. Царевна-Лебедь — недостижимый идеал чистоты и целомудрия. Ее задумчивый взгляд указывает на оттенок грусти в предвкушении предстоящего отказа от вольной жизни. Певческие элементы свадебной обрядности северных и северо-западных областей России, на которые, в частности, опирался Римский-Корсаков, включали, кроме веселых вступлений в песни, заупокойные обряды, называемые «оплакиваниями». Преувеличенно грустное лицо Царевны-Лебедя на балалайке, а также ее задумчивый взгляд на картине, по-видимому, связаны с этим традиционным восприятием невесты. Недаром заключительный ариозо Царевны-Лебедь, озаглавленный «Открой эту тайну, царь…», наделен своеобразным символизмом, содержащим такие строки: «Чтобы живые творили чудеса, я спустился с небес. Живу невидимкой В сердцах тех, кто мне дорог. Я несу свет и радость многим на земле, печаль становится сладкой в песне; в сказке страх становится милым. Для них ярче светит солнце, ярче красок у весны, они понимают шепот волн, (они понимают) птиц в лесу».
Эти строки, напоминающие заклинание, написанные либреттистом оперы Владимиром Бельским, усиливают фантастическое ощущение Царевны-Лебедя. Принцесса становится главным олицетворением идеи совершенной эстетической красоты, преображающей все вокруг себя. Оперный талант Забелы помог подчеркнуть глубокий смысл образа: «Ее Царевна-Лебедь, также запечатленная Врубелем на холсте, — это воплощенная в звуках сказка, подлинное поэтическое видение, созданное народным воображением. Оживите эти кристально чистые звуки солнечными эмоциями и весенней девичьей нежностью, и, может быть, вы услышите и увидите Царевну-Лебедь такой, какой ее интерпретировала Забела и такой, какой она никогда не будет в исполнении других певцов в более поздние времена». 27]
Композиция Врубеля была не просто изображением девушки-птицы из сказки, она вобрала в себя очарование ранее созданных им на рубеже веков женских образов и символизировала непостижимую красоту, глубоко сокрытую «Душу Мир»[28], который он стремился передать в каждом своем произведении, будь то картина, рисунок или скульптура. Образ, запечатленный на полотне, не был бы столь целостным, если бы не Забела, вдохновившая художника на его создание.
- Из письма М. Врубеля к Анне Врубель (Абрамцево, лето 1891 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике [Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике], Л., 1976, с. 57 (далее Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике ).
- Из письма М. Врубеля Николаю Римскому-Корсакову (8 мая 1898 г.) в г. Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике , с. 88.
- Л. Барсова, Надежда Забела-Врубель глазами современников, Л., 1982, с. 30. (далее Л. Барсова, 1982 г.).
- Из письма Михаила Врубеля к Анне Врубель. (Абрамцево, лето 1891 г.) в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 57.
- Врубель создал иллюстрации к стихам «Пророк» и «Египетские ночи» и оформил титульный лист — «1799. А.С. Пушкин» – за А. Пушкин, Собрание сочинений (3 тома), Типография А. Мамонтова, 1899.
- Из письма Михаила Врубеля к Анне Врубель (Москва, март, понедельник (1899)) в году Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания художника , с. 63.
- В каталоге художественной коллекции Тенишевой упоминается, что Врубель написал только пять балалайок (Озер Джеско, Талашкино: Деревянная посуда из мастерских княгини Тенишевой [ Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М.Кл. Тенишевой ], 2 тома, Т. 1, Москва, 2016, с. 35), четыре из которых сейчас входят в музейные собрания: «Богатырь» (1899, Смоленский музей-заповедник), «Морская царевна» (1899, ГТГ), «Царевна-лебедь» (1899, Смоленский музей-заповедник), « Рыбки» с дарительской надписью «На память» (1899, Смоленский музей-заповедник).
- Письмо Михаила Врубеля Анне Врубель. (Москва, март, суббота (1899) в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике , стр. 63.
- А. Иванов, Врубеля, СПб, 1916, с. 36.
- Л. Барсова, 1982, с. 52.
- Отсылка к композиторам Анатолию Лядову и Александру Глазунову.
- Л. Барсова, 1982, с. 52.
- Л. Барсова, Врубель: Без комментариев, СПб, 2012, с. 136. (далее Л. Барсова, 2012).
- Л. Барсова, 2012, с. 149.
- Л. Барсова, 1982, с. 60.
- Вы. Ге, «Последние годы жизни Врубеля»] в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 274.
- Там же.
- Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель» [«Воспоминания о Н.И. Забеле-Врубель»] в Николай Римский-Корсаков: Исследования; Документы; Письма [ Н.А. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., вып. 2, Москва, 1954, с. 340. (далее Яновский Б., «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель»).
- Л. Барсова, 19 лет82, с. 65.
- Л. Барсова, 2012, с. 164.
- Л. Барсова, 2012, с. 173.
- Л. Барсова, 2012, с. 58.
- Н. Прахов, «Михаил Александрович Врубель» в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 205.
- Вы. Ге, «Последние годы Врубеля» в Михаил Врубель: Переписка; Воспоминания о художнике, с. 265.
- Б. Яновский, «Воспоминания о Надежде Забеле-Врубель», с. 339 в Николай Римский-Корсаков: Исследование; Документы; Буквы [Н.Д. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма ], в 2 т., вып. 2, Москва, 1954, с. 339.
- Л. Барсова, 1982, с. 23.
- С. Дурылин: см. Л. Барсова, 1982, с. 62.
- В. Иванов, Matters Native and Universal [Родное и вселенское ], Москва, 1994, с. 189.
Иллюстрации
Михаил ВРУБЕЛЬ. Принцесса Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Эскиз балалайки . 1899
Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска. 28,4 × 43,8 × 5 см
© Музей-заповедник «Абрамцево»
Балалайка-прима («Царевна-Лебедь»). 1899
Роспись по дереву. 66,5 × 41,5 см. Фото: Алексей Смирнов, 2011
© Смоленский государственный музей-заповедник
Михаил ВРУБЕЛЬ. Морская принцесса. Портрет Надежды Забелы-Врубель в образе княжны Волховой. 1898
Бумага, наложенная на холст, акварель, белила. 160,1 × 61,5 см
© Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царевна-лебедь. Эскиз. 1900
Масло на борту. 25,2 × 18,7 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил Врубель, Борис Яновский и Надежда Забела-Врубель в Талашкино. 1899. Фотография.
© Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи, Москва. Фонд 92. Ед. 18
Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя. Фотография.
© Театральный музей Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Город Леденец. 1900.
Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане». Графитный карандаш, акварель на картоне. 21,9 × 35,4 см.
© Театральный музей Бахрушина, Москва
Опера «Сказка о царе Салтане». Картина 1, действие 4. 19:00
Царевна-Лебедь: Надежда Забела-Врубель, Гвидон: Антон Секар-Рожанский, Милитриса: Елена Цветкова. На переднем плане дирижер Михаил Ипполитов-Иванов. Фотография
© Театральный музей Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. В сумерках . 1900.
Холст, масло. 129 × 180 см
© Третьяковская галерея, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Кастрюля . 1899.
Холст, масло. 124 × 106,3 см
© Третьяковская галерея, Москва
Виктор ВАСНЕЦОВ. Портрет Елены Праховой . 1894
Холст, масло. 212,5 × 154,5 см.
© Третьяковская галерея, Москва
Елена Адриановна Прахова. Киев, 1899
Фотография.
© Фотоархив Третьяковской галереи
Михаил ВРУБЕЛЬ. Портрет Праховой . 1884-1885
Бумага, наклеенная на картон, графитный карандаш, гуашь. 43 × 32,3 см
© Третьяковская галерея, Москва
Эмилия Прахова. Фотография
© Фотоархив ГТГ
Надежда Забела-Врубель в образе Царевны-Лебедя.