Рисунки к сказке теремок: Теремок рисунок (68 фото) » Рисунки для срисовки и не только

Zivitas: 279. Иллюстрированные сказки: Теремок (дополнения)

Тэги: Сказки, Теремок, Устинова, Рачев, Ионайтис, Привалова, Михайлов, Васнецов Ю., Битный, Канделаки, Стацинский, Колюшева, Швец, Литвин, Соколов Е., Юкина, Шеварева, Аркадьев, Провалов, Меженинов, Малашенкова, Мурзилка, Веселые картинки

12

спасибо!

495

просмотры

Zivitas

Статья написана 28 октября 2020 г. 16:23

Размещена:

  • в авторской колонке Zivitas

Ещё одна тема, которая постоянно пополняется: сказка «Теремок». Когда два года назад я выбирал первую сказку для обзоров иллюстраций, «Теремок» казался мне простеньким цикличным рассказом. Но почти сразу я понял, что это трагедия о праве силы, которую олицетворяет безжалостный медведь, уничтоживший добровольное сообщество таких разных персонажей. Этот хоррор в царское время показывал Г.Нарбут (https://fantlab.ru/blogarticle57118), а в наши дни — И.Олейников (https://fantlab.ru/blogarticle57420). Но, конечно, в большинстве детских изданий концовка изменена: медведь просто неуклюжий, никого не убивает. А ещё ведь и развитие благостной концовки: звери стыдят медведя, он помогает отстроить новый теремок-дворец.

Ну, посмотрим, что накопилось.

Ю.Устинова (2018)

Замечательная современная художница Ю.Устинова. Подарочное издание издание сказок с её иллюстрациями я упустил, так что пришлось довольствоваться книжками небольшого формата из массовых серий.

Сборник «Гуси-лебеди»Сборник «Теремок»

Зато в этих книжках обнаружилось две версии «Теремка».

Детский вариант «Теремка»

Счастливые звери в русских народных костюмах и косолапый медведь в жилетке (зажиточный то есть, но не очень далеко от крестьян — мышей да зайцев — ушёл).

Сб. «Гуси-лебеди»Сб. «Гуси-лебеди»

Из-за неуклюжести медведя несчастный случай приключился. Простительно.

Взрослый вариант «Теремка»

А вот вариант, клеймящий деспотию. Малые звери относятся к низам, хотя перед нами уже международная команда: заяц, например, по одежде выставлен китайцем (из-за разреза глаз), лягушка ещё кем-то. ..

Сб. «Теремок»Сб. «Теремок»

А вот у медведя прикид показательный: фуражка без кокарды и ватник. Видать, отставной охранник из ГУЛАГа.

Сб. «Теремок»

Е.Рачёв

Иллюстрации легендарного советского художника-анималиста Е.Рачёва к «Теремку» издавались неоднократно, мы их смотрели в своё время и даже в вариантах русской, украинской и белорусской сказок (https://fantlab.ru/blogarticle57118). А были, оказывается ещё иллюстрации к сказке, публикуемой под именем В.Даля. У меня появилось вот такое современное переиздание сборника далевских сказок: Даль В. Девочка-снегурочка. — М.: Мелик-Пашаев, 2016.

Худ. Е.Рачёв

Сложность идентификации в том, что у Даля наша сказка называется «Про мышку-норушку». Иллюстрации к этому варианту сказки мне встречаются только второй раз (первый — иллюстрации Олейникова, но у него графический роман всё-таки «Теремок» называется).

У Даля в числе жильцов присутствует ящерка.

Худ. Е.Рачёв

Но особенность версии далевской сказки не только в этом. Во всех других вариантах в теремок набиваются звери, начиная от мухи/мышки до волка. И живут дружно, пока медведь не заявляется. А у Даля волк вторгается в теремок непрошенным, никого пока не ест, но создаёт дискомфорт для всех жильцов.

Худ. Е.Рачёв

И малые жильцы жалуются медведю, т.е. сами его призывают. А медведь, как типичный чиновник, в тонкости не вникает, а устраняет первопричину беспокойства: разрушает теремок.

Худ. Е.Рачёв

Вот такая особая интерпретация. И художник её учитывает: по настроению картинки отличаются от тех, которые рисовались к народному «Теремку».

О.Ионайтис

Из числа новинок отмечу сборник сказок с иллюстрациями О.Ионайтис: «Лучшие русские сказки для малышей». — М.: Росмэн, 2020. Этот дороговатый сборник не приобретал (неоднозначно отношусь к художнице). Две иллюстрации, касающиеся «Теремка», выложены на сайтах интернет-магазинов.

Худ. О.ИонайтисХуд. О.Ионайтис

Зверушки забавные.

Советские книжки-картинки (Т.Шеварёва, Г.Аркадьев и Н.Привалова, М.Меженинов, Е.Малашенкова)

В Интернете обнаружились полные сканы четырёх книжек-картинок советского времени.

Такие издания:

1) Теремок. — М.: Малыш, 1965 / худ. Т.Шеварёва; 2) Терем-теремок. — М.: Бюро пропаганды сов. киноискусства, 1973 / худ. Г.Аркадьев, Н.Привалова.

Первая книжка — старинная (1965 года) с картинками Т.Шеварёвой — очень ценимой мною художницы. Вторая — «новелизация» мультфильма, в котором отображена авторская версия В.Сутеева (по набору зверей отличающаяся от всех известных).

Худ. Т.ШеварёваХуд. Г.Аркадьев и Н.Привалова

И ещё:

3) Теремок. — М.: Малыш, 1980 / худ. М.Меженинов; 4) Теремок. — М.: Детская литература, 1985 / худ. Е.Малашенкова.

Худ. М.МежениновХуд. Е.Малашенкова

В большинстве случаев в книжках помещён вариант с добрым, но неуклюжим медведем, который потом перевоспитывается на ударной стройке нового теремка. Только в последней книжке-малышке (серия малоформатных изданий «Для маленьких») всё заканчивается на разрушении теремка медвежьим мохнатым задом.

Интерес представляет сопоставление жильцов теремка в видении разных художников. Выбрал для сравнения приход в теремок трёх зверей (через одного: мышки, зайца и волка) и разгром теремка медведем.

Пришла мышка

Худ. Т.ШеварёваХуд. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. М.МежениновХуд. Е.Малашенкова

Пришёл заяц

Худ. Т.ШеварёваХуд. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. М.МежениновХуд. Е.Малашенкова

Пришёл волк

В мультипликационном варианте волка нет, так что только три картинки.

Худ. Т.Шеварёва
Худ. М.МежениновХуд. Е.Малашенкова

Сел медведь

Худ. Т.ШеварёваХуд. Г.Аркадьев и Н.Привалова
Худ. М.МежениновХуд. Е.Малашенкова

Не перестаю удивляться разнообразию типажей на весьма ограниченном литературном материале. В советских издательствах от художников требовалась высокая степень оригинальности.

В.Провалов

Помимо полномасштабных сюит, следует отметить единичные иллюстрации к «Теремку». Вот такой сборник: Кологривова С.В., Залманова Т.С. Фантазёры. — М.: Русский язык, 1986.

К «Теремку» галлерея портретов героев сказки. Своеобразная манера художника В.Провалова в общем русле исканий графики перестроечных времён.

Худ. В.ПроваловХуд. В.Провалов
Худ. В.Провалов

Б.Михайлов

Сборник последнего советского года: «Русские сказки». — Л.: Художник РСФСР, 1991. Художник Б.Михайлов

К «Теремку» две иллюстрации — две антитезы: мирная жизнь и погром.

Худ. Б.МихайловХуд. Б.Михайлов

Календарь

Календарь с героями русских сказок на 1989 год, изданный в Грузинской ССР.

Худ. А.КанделакиХуд. А.Канделаки

На позднейшую кооперативную халтуру похоже

Отдельные иллюстрации из журналов

Детские журналы советских времён — ещё один неисчерепаемый источник иллюстраций, материал для анализа стилей и направлений. Более-менее доступными оказались цифровые архивы всесоюзных московских журналов для детей младшего возраста: «Мурзилка», «Колобок», «Весёлые картинки».

Журнал «Мурзилка»

В «Мурзилке» иллюстраций к «Колобку» обнаружилось совсем немного (сказка считается для совсем маленьких, а журнал — для школьников младших классов). Из того, что обнаружилось, новинкой является только вот эта обложка августовского номера 1952 года в исполнении Ю.Васнецова.

Мурзилка. 1952-08. Худ. Ю.Васнецов

Это точно теремок (приведено название картинки), набор зверей необычный: петух, белка. Но, как мы выяснили, кого только в вариантах сказки не встречается — и петух тоже (а белка была в научно-популярном «Теремке» Виталия Бианки: тут)

Журнал «Колобок»

Аудитория журнала «Колобок» была не то чтобы совсем младше «Мурзилки», но не такой строго очерченной. К тому же, это был больше арт-журнал, где художники работали на детском материале в манере «для взрослых». Появление малышёвского «Теремка» в «Колобке» никого не смущало. И вот в мартовском номере за 1971 год «Теремок» на обложке рисует Т.Колюшева (и совсем в другой манере, чем для «Весёлых картинок»), а разворот — сам великий В.Стацинский.

Колобок. 1971-03. Худ. Т.Колюшева
Колобок. 1971-03. Худ. В.Стацинский

Журнал «Весёлые картинки»

В «Весёлых картинках» — журнале для самых маленьких — иллюстрации к «Теремку» были естественными.

1) Во-первых, это могли быть иллюстрации в серьёзной технике литографии или гравюры. Литографии Чарушина у нас уже присутствовали, но в журнале 1961 года встретился новый вариант — медведь (медвежонок?) приступил к непосредственному сносу домика. Волк и заяц в шоке, а вот лиса сопротивляется — льёт на лапу медведя кипяток из заварочного чайника. Гравюра Литвина — к украинской «Рукавичке».

Весёлые картинки. 1961-05. Худ. Е.ЧарушинВесёлые картинки. 1975-03. Худ. М.Литвин

2) Во-вторых, это могли быть типичные для журнала яркие рисунки. Надо отдельно отметить Т.Колюшеву — мастера таких праздничных композиций. В этих картинках, понятно, не место конфликту. Видно, что медведь хороший (в номере за 1973 года). А то и благодетель: увидел, в какой тесноте звери живут (объезжая на авто территорию ответственности), построил многоквартирный жилой дом и переселил в него жильцов из теремка-хибары (в номере за 1974 год). Тема осовременивая старых сказок — традиционная для «Весёлых картинок».

Весёлые картинки. 1973-03. Худ. Т.КолюшеваВесёлые картинки. 1974-05.Худ. Т.Колюшева

3) Встречались периодически рисунки других художников на сюжетные темы.

Весёлые картинки. 1984-06. Худ. Л.ЮкинаВесёлые картинки. 19??. Худ. П.Швец

4) Выход за пределы времени действия сказки — тоже постоянная тема журнала. А как там в наши дни поживают герои «Теремка»? М.Битный рассказывает: к Новому году готовятся дружной компанией.

Весёлые картинки (?). Худ. М.Битный

5) Перенесение идеи «Теремка» в другие декорации. Вот Е.Соколов показывает корабль «Теремок».

Весёлые картинки. 1979-02. Худ. Е.Соколов

Все персонажи имеют собственные характеристики. Ситуация непростая: медведь залез на мачту, да и сломал её. Ой, что будет! Мышь в панике несётся с вершины мачты, лиса покидает корабль с чемоданом (а деваться-то некуда), отчаянный заяц наяривает на гармошке, флегматичный волк ловит летучих рыб, лягушка ко всему прочему поймала кита на удочку (сейчас он добавит своим хвостом по борту). В общем, сумасшедший дом. Но стихи, сопровождающие картинку, бодрые: «Не подвёл, не размок славный терем-теремок». Типичный политический анекдот эпохи застоя. Серьёзные темы поднимались в «Весёлых картинках» в 1979 году: «Куда ж нам плыть?».

Бианки В.

: Теремок (Рисунки Т. Васильевой)

Артикул: p1569555

Купили 75 раз

О товаре

Литературно-художественное издание для младшего школьного возраста.

Рисунки Т. Васильевой.

Характеристики

Автор:
Бианки В.

Серия:
Мои любимые книжки

Раздел:
Русские народные сказки

Издательство:
Махаон

Год издания:
2016

Количество страниц:
16

Переплет:
Мягкий (3)

Формат:
165×210 мм

Вес:
0.04 кг

Дарья Напылова

Учень нетипичный пересказ сказки Теремок, где дупло служит домиком. Как и в оригинале дупло разломал мишка. Всю историю сопровождают иллюстрации в “старом” стиле. Очень понравились и ребенку, и мне. Шрифт средний, потому читать только взрослым, не думаю, что ребенку будет удобно начинать чтение с мелких букв

Оксана Загоруйко

Теремок, теремок, он не низок, не высок… – кому же не известны эти строчки чудесной русской народной детской сказки. Виталий Валентинович Бианки создал своё произведение “Теремок”, которое словно ы… не просто современнее, а открывающее детям мир вокруг них – мир природы, животных и растений. Сказка присутствует в каждой странице, что очень понравилось – изумительного какого-то изящества полны рисунки, и применён интересный объединительный приём, когда рисунок переходит с одной страницы разворота на другую, не разрываясь – он получается ещё более зрелищным и масштабным. Книга прекрасная.

Ольга Васильева

Отзыв о покупке
на book24. ru

Оригинальные иллюстрации в этом издании – находка! Не яркие и современные, а очень натуральные, полезные картинки. Сказку эту слушали в аудиоформате (рекомендую!) поэтому не задумываясь взяла. Сам рассказ носит не только развлекательный характер, но и показывает процессы в природе (жизнь в дупле, взаимодействие зверей, их привычки) , течение времени (дупло все осыпалось и в итоге дерево рухнуло)… Единственное отличие – тут “куница всех зверей убийца” – в сказке было “куница, страшней хоря, со мной не спорь зря” – видимо там решили избежать слова “убийца” – приходится читать как в аудио версии, чтобы было знакомо.

Дени Гайтукаев

Как только берешь в руки данную книгу то сразу погружаешься в далекое и беззаботное детство. Переплет как я думаю у этой книги мягкий. А листы очень даже хорошо подходят даже самым маленьким детям. Интересный рассказ про лесных жителей. Самое их частое место встречи это старый дуб. Который все сохнет да сохнет. Всем рекомендую!!!

Юлиан Бахилин

Прекрасно изданная сказка Виталия Бианки для самых маленьких читателей с познавательными иллюстрациями. Чудесная история о том,что может служить родным домом птицам,животным и насекомым. Дятел своим клювом продолбил старый дуб и стал жить в этом дупле. В отличии от одноимённой старой сказки,здесь звери и птицы не смогли ужиться вместе,а по очереди выгоняли предыдущего постояльца,чтобы заселиться самому. Скворца выгнал Сыч. Сыча выгнала белка. Белку выгнала куница,а куницу выгнали пчёлы. И апофеозом повествования стало появление медведя,который жить-то в дупле не собирался,а лишь захотел мёду. Дуб старый и трухлявый. Медведю было совсем не сложно разобрать его на щепки. Ну и дуб не домик,его заново не отстроишь за короткий срок. Увы.

домов в псевдорусском стиле — Путеводитель по турам

На рубеже XIX–XX веков мода на историзм — русский стиль, иногда приправленный острой приправой, еще более актуальный стиль модерн придала национальному архитектуре ряд удивительных особняков в сказочном стиле.

теремок с летучей мышью
Теремок с дипломом
Теремок с мольбертом
Теремок с начинкой (Теремок с чучелами)

Теремок-баня
Теремок-школа
Теремок-театр

Теремок-баня
Усадьба Абрамцево, принадлежавшая меценатам Мамонтовым (ныне здесь музей), в этот период представляла собой настоящий котел, в котором кипела художественная жизнь. Абрамцевский кружок (Поленов, Серов, Васнецов, Врубель, Нестеров и многие другие) придумал русский стиль и воплотил его в местных мастерских. В усадьбе много стилизованных построек – “избушка на курьих ножках”, мастерская (с деревянной резьбой), Спасская церковь (в стиле псковских церквей), но нас интересуют “бани-теремки” (баня-теремок). ), построенный в 1877-1878 годах Иваном Ропетом. Под крышей, расписанной «в шашечку», прячутся глухие окна, карнизы и коньки, украшенные деревянной резьбой… это даже получило прозвище «ропетовщина».

Теремок-школа
Усадьба Талашкинской княгини Марии Тенишевой, одной из самых удивительных женщин этой эпохи, все устроено в русском стиле. Недаром здесь в мастерских, основанных принцессой, занимаются возрождением ремесел. Сегодня комплекс «Теремок» во Фленово является музеем, а изначально в нем размещалась сельскохозяйственная школа, основанная щедрой хозяйкой для крестьянских детей. Бревенчатый дом на кирпичном основании был построен по проекту художника Сергея Малютина в 1901-1902. На главном фасаде богатая нить в центре — Жар-птица, над ней — солнце, окруженное коньком, цветами, листьями. Каркас на базе поддерживает чешуйчатого Змея Дракона.

Теремок с летучей мышью
Сергей Малютин также стал автором доходного дома Петра Николаевича Перцова на Пречистенской набережной, рядом с храмом Христа Спасителя в Москве. Здание было построено в 1905-1907 годах. Это был уже городской дом, к тому же рассчитанный на сдачу внаем, поэтому бревна здесь были не к добру — в ход пошли кирпич и узорчатая майолика с языческими славянскими символами и сказочными персонажами. В стенах размещались частные жилища владельцев, супругов Перковичей, сдаваемые квартиры и мастерские художников, а в 1908-1910 г. в подвале размещалось кабаре Художественного театра «Летучая мышь». Сегодня дом принадлежит МИД России.

Теремок с мольбертом
Московский дом художника Виктор Васнецов – пример того, что бывает, когда человек искусства изобретает свой дом.

Здание для своей семьи с обширной и яркой мастерской Васнецов начал строить в 1894 году с помощью профессионального архитектора Василия Башкирова. К основному, вполне обычному корпусу из побеленного кирпича пристроена башня с крышей-бочкой. В нем узорчатые окна с лепными наличниками и колоннами-дынями, а вдоль фасада — глазурованная плитка с растительным орнаментом. Интерьеры дома сохранились со времен жизни художника, в мастерской хранятся его картины — «Спящая царевна», «Ковер-самолет» и другие. Сегодня в этом здании находится дом-музей Виктора Васнецова, филиал Третьяковской галереи.

Теремок с чучелами (Теремок с чучелами)
В бывшем особняке Петра Ивановича Щукина в Москве ныне находится Биологический музей Тимирязева. Этот дом был построен в 1893-1898 годах архитекторами Борисом Фрейденбергом, Адольфом Эрихсоном и Василием Башкировым, а в 1905 году Федор Кольбе построил одноэтажное здание для музейного склада. Дело в том, что в здании тоже был музей, но не биологический, а исторический — «Русские древности». В 1905 году Щукин подарил Историческому музею коллекцию из более чем 300 тысяч предметов, и до своей смерти в 1912 остался его опекуном. После его смерти экспонаты были перенесены в главное здание ГИМА — особняк некоторое время пустовал.

Теремок-театр
Современный Театр Наций расположен в здании знаменитого театра XIX века — частного театра Корша. Он был построен в 1885 году Михаилом Чичаговым на частные пожертвования (в том числе от Александра Бахрушина). Фасад, как и положено в рамках стиля, украшен всевозможными наличниками, кронштейнами, нишами-нишами, изразцами. Чичагов вообще стал специализироваться на театральных постройках: так, в 1888 году в Самаре он построил еще один теремок, который, кстати, тоже называли «пряничным домиком» (ныне Театр Горького).

Теремок с дипломом
Одним из первых домов в русском стиле стал дом предпринимателя и мецената Александра Пороховщикова, построенный им в одном из арбатских переулков. Этот деревянный одноэтажный особняк был построен в 1871-1872 годах по проекту архитектора Андрея Гуна. Сохранилось и имя Резчика по дереву-я Колпакова. Дом вышел настолько удачным, что в 1873 году за него в Вене на всемирной выставке дали приз. В советское время в его стенах располагались различные организации, а в 1995 был передан в долгосрочную аренду потомку первого владельца-актера Александра Пороховщикова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *