смысл произведения Крылова, краткий разбор сюжета и аллегорий
Сочинения
12.11.21
7 мин.
«Ларчик» считается одной из самых известных басен Ивана Крылова. Она изучается в 5 классе на уроках литературы. Рекомендуется прочесть краткое содержание произведения перед ознакомлением с его анализом. Мораль басни «Ларчик» позволяет читателям обратить внимание на социальные проблемы общества, остающиеся актуальными в XXI столетии.
Оглавление:
- История создания и смысл названия
- Тематика произведения
- Композиция и мораль
История создания и смысл названия
В 1806 г. Крылов составил план произведения. В Википедии указано, что басня «Ларчик» была написана в 1807 г. Автор презентовал ее в имении князя Шаховского. Гости положительно оценили басню Крылова. В течение года он корректировал произведение и добавлял новые строфы. В 1808 г. оно было официально опубликовано в литературном журнале «Драматический вестник», издававшемся в Санкт-Петербурге.
Название «Ларчик» имеет скрытый смысл. Ларец является шкатулкой или сундуком небольшого размера. При его изготовлении мастера используют сложные замки. Для их открытия требуются специальные ключи с острым вырезом.
Название описывает основную мораль басни и позволяет читателю понять, о чем говорится в произведении.
Тематика произведения
Главным героем басни является механик, работающий в мастерской. Увидев искусный ларчик без замка, он старался открыть ларец, но его попытки заканчивались неудачей. В результате механик устал и решил оставить ларчик. Вскоре герой обнаружил, что ларец открывается легко. Его старания были напрасными, что вызвало насмешку со стороны общества.
Основной темой басни «Ларчик» является высмеивание напрасных физических и умственных усилий для решения простых проблем. Главный герой имеет большой опыт работы с механическими приборами, что является предметом его гордости. Увидев искусный ларец без замковых механизмов, механик решил разгадать его секрет. Персонаж желает открыть ларчик, публично продемонстрировав свои навыки обществу.
Механик прикладывает большие усилия, но ларец ему не поддается. В результате он осознает, что ларчик не имеет секрета и открывается без лишних усилий. Герой преднамеренно усложнил задачу и приложил множество напрасных усилий. Он является примером людей, которые хвалят собственный ум, но не умеют справиться с простыми задачами. Автор осуждает этих личностей и высмеивает их самолюбие.
При подробном анализе басни «Ларчик» можно выявить, что писатель использует ларец в качестве аллегории. Он представляет собой простую ситуацию, преднамеренно усложняемую людьми. В заключительной части произведения присутствует фраза: «А ларчик просто открывался». С ее помощью писатель объясняет читателям, что задачи необходимо решать простыми путями.
Композиция и мораль
Басня имеет классическую композицию. Ее главной составляющей является повествование. В произведении также присутствуют описательные элементы, характеристики отдельных предметов и главного героя. Басня Крылова состоит из следующих частей:
- Вступление автора: краткое описание смысла произведения.
- Основная часть: раскрытие персонажей, развитие сюжетных линий и кульминация басни.
- Нравоучительный вывод: главная мораль произведения, где высмеиваются негативные персонажи, и приводятся аналогии из реальной жизни.
Основная мораль басни Крылова «Ларчик» заключается в том, что не нужно решать задачи сложными методами. Она описывается следующими словами:
«Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться».
С помощью этих строк Крылов старается объяснить, что нужно найти простые способы решения проблемы и не углубляться в поиск различных секретов или тайных замков. В противном случае мудрец становится глупцом, который не может решить элементарную задачу. Мораль «Ларчика» учит читателей размышлять разумно и не совершать глупых ошибок.
Заканчивается произведение нравоучительным выводом. Крылов советует расходовать энергию рационально. Из-за гордыни и тщеславия люди часто не могут адекватно оценить ситуацию и правильно решить проблему без больших усилий.
Многие литературоведы считают, что в басне «Ларчик» присутствует второстепенная мораль: у проблемы есть несколько путей решения, для выбора правильного выхода необходимо тщательно проанализировать ситуацию и адекватно оценить свои возможности. Крылов не указал в произведении, каков механизм открытия ларца. При подробном разборе произведения можно выявить 2 основных варианта развития сюжета:
- Центральный персонаж не смог открыть ларчик из-за отсутствия замка.
- Ларец был оснащен замком, но механик не смог его найти из-за собственной глупости.
Истинный вариант сюжета не указан ни в мемуарах или сочинениях современников Крылова, ни в конспектах профессиональных литературоведов. Автор хотел показать, что в произведении нет универсального финала. Он желал, чтобы читатели самостоятельно выбрали, какой вариант сюжет является правильным.
Не успеваете написать работу?
Заполните форму и узнайте стоимость
Вид работыПоиск информацииДипломнаяВКРМагистерскаяРефератОтчет по практикеВопросыКурсовая теорияКурсовая практикаДругоеКонтрольная работаРезюмеБизнес-планДиплом MBAЭссеЗащитная речьДиссертацияТестыЗадачиДиплом техническийПлан к дипломуКонцепция к дипломуПакет для защитыСтатьиЧасть дипломаМагистерская диссертацияКандидатская диссертация
Контактные данные – строго конфиденциальны!
Указывайте телефон без ошибок! – потребуется для входа в личный кабинет.
* Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Подтверждение
Ваша заявка принята.
Ей присвоен номер 0000.
Просьба при ответах не изменять тему письма и присвоенный заявке номер.
В ближайшее время мы свяжемся с Вами.
Ошибка оформления заказа
Кажется вы неправильно указали свой EMAIL, без которого мы не сможем ответить вам.
Пожалуйста проверте заполнение формы и при необходимости скорректируйте данные.
Конспект урока литературы по теме “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. Критика мудреца и хвастуна».
Конспект урока литературы в 7-ом
классе. Учитель: Колиниченко М.А.
ТЕМА: “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. Критика мудреца и хвастуна».
Цели.
1.
1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;
2) продолжить знакомство с художественным жанром басней повторить сведения о
жанровом своеобразии басни;
3) развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся.
2.
1) Развитие слухового и зрительного внимания,
кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.
3.
1)воспитывать в учениках интерес к басне
Методические приемы:
рассказ учителя, беседа, чтение басен.
Теория:
басня, аллегория, мораль, иносказание.
Оборудование: учебник,
портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями,
иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен,
названиями произведений,
Ход урока.
I. Организационный
момент.
II. Обобщение
ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.
– Сегодня
на уроке мы вспомним один из жанров литературы, с которым вы начли знакомство
в прошлом году.
Как
называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на
карточке с обратной стороны)
-Какое слово
получилось? (Басня)
-Как называется жанр
литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 1)
-Давайте
вспомним, что такое басня?(Басня – краткий рассказ нравоучительного характера) (
Слайд 2)
-Как называют человека, который пишет
стихотворения? (Поэт).
-Как называют человека, который пишет басни?
(Баснописец).
– Сегодня
мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19
века- Ивана Андреевича Крылова.
– Ребята, мы еще в
прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя.
Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых
надо знать в лицо.
На экране портрет
И.А. Крылова. (Слайд 3)
– Какие басни
Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики
перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Ворона и Лисица», «Свинья под
Дубом»)
– Кто главные
герои его басен? (Животные)
– Кто
подразумевается под героями басен? (Люди)
– Сделаем вывод:
(Слайд 4)
Басня – это
короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, а
подразумеваются люди.
– Через животных,
через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих
пороках: лени, лжи, жадности.
– Вспомните, как
называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)
-Из скольких
частей состоит басня? (Из двух)
-Назовите их.
(Основная часть и мораль) (Слайд 6)
-А что такое
мораль? (Это нравоучительная часть басни) (Слайд 7)
– Восстановите деформированный
текст (Слайд 8)
Басня – это
короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а
подразумеваются _______________.
В баснях
высмеиваются __________________ людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит две
части: ___________________ часть и _______.
III. Физминутка.
IV. Изучение нового
материала.
– Сегодня на уроке
мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ларчик».
–
Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)
1).
Прослушивание ф/хрестоматии
–
Послушайте чтение басни актерами.
–
Понравилось вам актерское прочтение басни?
2) – У вас на
столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать
ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышаетсяá, интонация понижаетсяâ.
(Приложение1)
– Причитайте текст басни самостоятельно.
3) Словарная
работа.
–
Какие слова вам непонятны?
Объяснение
слов:
Ларчик
– искусно сделанный украшенный ящичек для
хранения драгоценностей
Механики
мудрец – умный человек, который разбирается в механике
Исподтишка
(смеяться) – скрыто (смеяться)
4) Анализ басни
–
О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
–
Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
«Вот за Ларец
принялся он:
Вертит его со всех
сторон
И голову
свою ломает;»
«Механик пуще,
рвется.
Потел, потел; но
наконец устал..»
– Найдите главную
часть басни – мораль.
-Кто прочитает
мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)
– Кого высмеивает
И.А.Крылов? (хвастливых людей)
–
Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки
и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы,
крылатые слова.
–
Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа
отдельно от самого произведения). (Слайд 10)
– Строка «А ларчик просто открывался»
стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)
V. Домашнее
задание.
Выразительное чтение басни
VI. Итог урока.Оценивание
деятельности учащихся.
Итак, какую басню сегодня мы с вами читали и
разбирали? (Басню «Ларчик»)
– Кто автор Басни? (И.А. Крылов)
-Что такое басня? (Это краткий нравоучительный
рассказ)
IV. А теперь попробуем усложнить задачу:
я буду начинать читать строку из басни, а вы ее должны будете продолжить.
1) «Чем кумушек считать трудиться…»
(«Не лучше ль на себя кума оборотиться»)
Найди свою пару.
Задание: прослушав начало одного
выражения, отыскать его продолжение.
- А ларчик::просто открывался
- Чтоб музыкантом быть::так
надобно уменье - Знать, она сильна::что лает на
слона - Оглянуться не успела::как зима
катит в глаза - Хоть видит око::да зуб неймёт
- Чем кумушек считать
трудиться::не лучше ль на себя, кума, оборотиться - Наделала синица славы::а море
не зажгла - А Васька слушает::да ест
- А вы, друзья, как ни
садитесь::всё в музыканты не годитесь - Когда в товарищах согласья
нет::на лад их дело не пойдет - Ты виноват уж тем::что хочется
мне кушать - Сыр выпал:.. с ним была
плутовка такова
Разминка –
словарная работа.
Задание: подобрать антонимы.
·
доброта
– жестокость
·
патриотизм
– безразличие, нелюбовь к Родине
·
трудолюбие
– лень, безделье
·
скромность
– гордость, высокомерие.
·
честность
– лживость, враньё, хитрость
·
вежливость
– грубость, неучтивость
·
ответственность
– беззаботность, беспечность
·
жадность
– щедрость.
·
смелость
– трусость, робость
·
отзывчивость
– равнодушие, безразличие
·
ум
– глупость
·
дружелюбие
– вражда.
2.Из какой басни эти строки “У сильного
всегда бессильный виноват”
а)”Мышь и крыса”
б)”Квартет”
в)”Волк и ягненок”
4.Как называется нравоучение в басне?
а)мораль.
б)концовка.
в)нравоучение.
7.Кто в баснях Крылова был самым хитрым?
а)Лиса
б)Волк
в)Ворона
8.Кто были герои в баснях Крылова вместо людей?
а)животные
б)растения
9.Назовите басню,которая заканчивается словами”Как счастье многие находят
лишь тем,что хорошо на задних лапках ходит”
а)Волк на псарне”
б)”Две собаки”
в)”Собачья дружба”
Конверт 5
Конкурс “Угадай-ка”
На карточках обозначены герои басен.
У. Какие герои басен здесь
зашифрованы?
– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а
Ответы: Лисица, Осел, Моська,
Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.
Первая игра называется “Путаница”. Отгадайте, что
здесь перепутано?
“Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит
хвостом, с кукушки глаз не сводит”.
Д. Надо: “к дереву
подходит, с вороны глаз не сводит”.
У. “Ворона гавкнула
во все воронье горло”.
Д. “Ворона каркнула“.
У. Следующая игра –
“Загадочные животные”.
На доске:
квол |
– Здесь даны названия животных –
героев басен. Только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место, и вы
получите названия животных.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Д. Волк, петух, муравей,
голубь, осел, слон.
У. В каких баснях встречаются
эти животные?
Д. В баснях “Волк и
Ягненок”, “Кукушка и Петух”, “Стрекоза и Муравей”,
“Чиж и Голубь”, “Квартет”, “Слон и Моська”.
Басня – это короткий ___________, в
котором действуют ___________________________, а подразумеваются
_______________,
их __________________.
В баснях высмеиваются __________________
людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит нравоучение – мораль
Ходов Валентин Михайлович
Ходов Валентин Михайлович
Родился 23 ноября 1942 года в г. Южа (Ивановская область). Заслуженный артист
РСФСР (1985). Серебряная медаль Академии Художеств СССР.
(1974), лауреат областной премии Ленинского комсомола (1978). Член
СХ РСФСР с 1971. Учился в Палехском художественном училище.
в 1957-1962 гг. В.Т.Бондаренко,
В.И.Голов,
Ф.А.Каурцев,
И.В.Маркичев,
Б.М.Немтинов,
И.М.Баканов
были его учителями. Работает в Палехских Художественно-производственных Мастерских в 1962
и 1966-1988 гг. В 1962-1966 годах служил в Северном флоте. Участник группы «Юонг
Редколлегия журнала «Художник» с 1978 г. Заместитель председателя с 1978 г. и председатель
f Правление Палехской организации Союза художников РСФСР с
1986 г. Умер 31 августа 1988 г. в Палехе.
Занимался монументальной живописью (писал фрески в
“Руслан”
кинотеатр в г. Пушкин (Ленинградская область, 1971-1972 гг.), фойе
Ивановского дворца текстильщиков (1974), Фэри
Комната сказок Московского государственного детского музыкального театра (1979-1982)), украшает театральное искусство
(эскизы костюма и занавеса к хореографической миниатюре «Снежная
Дева» Ленинградской балетной труппы Л.Якобсона (1970-1971)), иллюстрации
за книгу (В.А.Жуковского “Поскользнувшаяся царевна” (1977), “Муромские сказки”
(1983)). Темы произведений: фольклор, история, литература, революция, архитектура,
жанровые сцены. Выставляется с 1968 года.
Его работы хранятся в:
Государственный музей искусств Палеха, Государственный Русский музей
(Санкт-Петербург),
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства.
и прикладного искусства (Москва),
Музей народного творчества
(Москва),
Ивановский областной художественный музей,
Государственный исторический музей (Москва),
Всероссийский
Пушкинский музей (Санкт-Петербург), Плесский гос.
Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (Ивановская обл.),
Художественный фонд России.
- Аккордеонист. Овальная шкатулка, 1978 г. Государственный музей искусств Палеха
- По реке, по Казанке.
- Летят птицы.
- Скоморохи. Маленькая коробка, 1983 год.
- Фестиваль Калико. Фрески в фойе Ивановского Дворца текстильщиков, 1974 год.
- Каравелла. 1975 год.
- Вниз по Волге. Бусинница, 1977. Государственный музей искусств Палеха
- Дюк Степанович и Чурило Пленкович. Шкатулка, 1968. Государственный музей искусств Палеха
- У кого платье дороже? Крышка шкатулки.
- Дюк Степанович перелетает через Днепр на один шаг. Сторона шкатулки.
- Эвери женщина смотрит на красавчика Чурилушку. Сторона шкатулки.
- Ярмарка.
- Пир на острове. Овальная шкатулка, 1982 г. Государственный музей искусств Палеха
- Пир на острове. Пудреница, 1980. Государственный музей искусств Палеха
- Жар-птица. Круглая коробка, 1976 год.
- Жар-птица. Эскиз декорации к Ленинградскому балету, 1971 г. Государственный музей искусств Палеха
- Для грибов. Коробка, 1972 г. Государственный музей искусств Палеха
- Гвидон.
- Возвращение Игоря. Футляр, 1985. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
- Крышка корпуса.
- Дело было в деревне Ольховка. Тарелка, 1976. Государственный музей искусств Палеха
- Это случилось в деревне Ольховка. Футляр, 1977 г. Государственный музей искусств Палеха
- Басни Крылова. Шкатулка, 1973 г. Государственный музей искусств Палеха
- Кафтан Тришки. Крышка шкатулки.
- Кошка и повар. Сторона шкатулки.
- Уха Демьяновская. Сторона шкатулки.
- Мужик и Медведь. Сторона шкатулки.
- Волк в питомнике. Сторона шкатулки.
- Земля благодетельницы. Круглая коробка, 1980 г. Государственный музей искусств Палеха
- Земля партизан. Футляр, 1987 г. Государственный музей искусств Палеха
- Жаворонок. Тарелка, 1978 г. Государственный музей искусств Палеха
- Левша. Панно для Зала сказок Московского государственного детского музыкального театра, 1980 г.
- Человек звучит гордо. Нижегородский драматический театр
- Меланхолическое лето. Тарелка, 1977. Государственный музей искусств Палеха
- Палех. Футляр, 1970 г. Государственный музей искусств Палеха
- Воспоминания о Венеции. Футляр, 1979 г. Государственный музей искусств Палеха
- Красные шарфы. Коробка, 1962 г. Художественный фонд России
- Красные шарфы. Футляр, 1977 г. Государственный музей искусств Палеха
- Река Пираты Новгорода. Футляр, 1977 г. Государственный музей искусств Палеха
- Руслан и Людмила. Шкатулка, 1987. Государственный музей искусств Палеха
- Свадебный пир у князя Владимира. Крышка шкатулки.
- Битва Руслана с печенегами. Сторона шкатулки.
- Бой Руслана и Черномора. Сторона шкатулки.
- Людмила в Черноморском саду. Сторона шкатулки.
- Похищение Людмилы. Сторона шкатулки.
- Русские Скоморохи. Шкатулка, 1980. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
- Скоморох с петушком. Крышка шкатулки.
- Скоморохи с медведем. Сторона шкатулки.
- Четыре музыканта. Сторона шкатулки.
- Кукольное шоу. Сторона шкатулки.
- Русские народные игры и танцы. Эскиз декорации к Ленинградскому балету, 1971 г. Государственный музей искусств Палеха
- Семь цветов радуги. Тарелка, 1974 г. Государственный музей искусств Палеха
- Семь зятьев. Коробка, 1981. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Семь зятьев. Тарелка, 1974 г. Государственный музей искусств Палеха
- Райская птица Сирин. Овальный ящик, 1981 год.
- Сивка-Бурка (в соавторстве с Т.М.Ходовой). Кейс, 1999.
- Снегурочка. Эскиз декорации к Ленинградскому балету, 1971 г. Государственный музей искусств Палеха
- Песня. Тарелка, 1979 г. Государственный музей искусств Палеха
- Лето. Тарелка, 1980. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
- Лето. Футляр, 1979 г. Государственный музей искусств Палеха
- Сказка о царе Салтане. Футляр, 1978. Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства
- Конец лета. Круглая коробка, 1978 г. Ивановский областной художественный музей
- Сказание о Петре и деве Февронии. Шкатулка, 1984. Государственный музей искусств Палеха
- Петр и дева Феврония. Крышка шкатулки.
- Бой с драконом. Сторона шкатулки.
- Высылка из Мурома. Сторона шкатулки.
- Лечение Петра. Сторона шкатулки.
- Свадебный поезд Петра и девы Февронии. Сторона шкатулки.
- Русские. Триптих, 1966. Государственный музей искусств Палеха
- Три толстяка. Панно для Зала сказок Московского государственного детского музыкального театра, 1980.
- Время красных зорей. Шкатулка, 1981. Государственный музей искусств Палеха
- Трибуна.
- Трибуна.