Гласные звуки. | Картотека по логопедии на тему:
Опубликовано 08.01.2019 – 0:43 – Крапивницкая Елена Евгеньевна
Закрепление понятия гласный звук, гласная буква.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Гласные звуки. Закрепление.
- Выучи стихотворение.
Гласные тянутся в песенке звонкой
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
(В. Берестов)
2. Назови первый звук в словах. Проведи дорожку к звуковичку.
3.Раздели слова на слоги. Поставь ударение.
_______________ ______________ ___________
_________________ _____________
Гласные буквы.
- Найди и раскрась буквы обозначающие гласные звуки.
- Какие гласные буквы спрятались? Допиши.
- Какие гласные буквы спрятались? Допиши.
А У И Э Ы О
- Какой гласный звук слышится в каждом слове? Раскрась соответствующую букву под картинкой красным карандашом. Произнеси каждое слово так, чтобы был слышен гласный звук.
А О У Ы И Э А О У Ы И Э
А О У Ы И Э
А О У Ы И Э А О У Ы И Э
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».
Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове.
Учить придум…
Где звук живёт? (гласные звуки).
Презентация направлена на обучение и закрепление умения определять положение гласного звука в начале, середине и конце слова….
Тема: Гласные звуки и йотированные гласные.
Цель: уточнить сходство и различие гласных I и II ряда. Задачи:-познакомить со звуковым составом гласных букв II ряда;-развивать фонематическое восприятие;-развивать навыки языкового анализа и си…
Коррекционные приёмы постановки гласных звуков. Важность работы с гласными.
Исправление недостатков звукопроизношения – одна из важнейших задач логопеда. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше дете…
Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки
конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. …
Сценарий мероприятия для родителей.Карнавал гласных звуков. Гласные – певцы прекрасные!
Из серии”День рождения звука". ..
Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».
laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно – развивающие цели и зада…
Поделиться:
Раскраски буквы (гласные и согласные)
А – начало
алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
Возьми зелёный карандаш и закрась те
части рисунка, в которых ты видишь букву «А» и
«а».
В
старом дереве дупло.
Ну,
совсем как буква О.
Возьми синий карандаш и закрась те части
рисунка, где ты
видишь буквы «О»
и «о».
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
Жёлтым карандашом закрась все участки
с буквой «Э» и «э».
На калитку
посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Возьми серый карандаш и закрась все части
рисунгка,
в которых ты
видишь буквы «И» и «и».
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Возьми красный карандаш и закрась те
части рисунка, в которых ты видишь букву «ы».
Ползёт улитка по дорожке,
Как буква У её два
рожка.
Возьми жёлтый карандаш и закрась те части
рисунка,
в которых ты видишь буквы «У» и «у».
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
Возьми коричневый
карандаш и закрась те части рисунка,
в которых ты видишь
буквы «М» и «м».
На букве Н я, как на
лесенке,
Сижу и распеваю песенки!
Возьми серый карандаш и закрась те части
рисунка,
в которых ты видишь
буквы «Н» и «н».
На хоккее, на футболе
Буква П
– ворота в поле.
Возьми любой цветной карандаш и закрась
все части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «П» и «п».
Молоток
стучит: «Тук-тук!
Буквы Т я лучший
друг».
Возьми любой цветной карандаш и закрась
все части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «Т» и «т».
Сигнальщик
держит два флажка.
С флажками
он – как буква К.
Возьми оранжевый карандаш и закрась
те части рисунка, в которых ты видишь
буквы «К» и «к».
Х –
забавная игрушка,
Деревянная вертушка.
Ветру вольному подружка.
Возьми разноцветные
карандаши и закрась
те части рисунка, в
которых ты видишь буквы «Х» и «х».
Всем известно без подсказки:
Буква Ф
– как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
Возьми голубой или синий карандаш и
закрась все
части рисунка,
где изображена буква «Ф» или «ф».
Букву
Й зовут «И кратким»
Й как И в
твоей тетрадке.
Чтобы Й
не путать с И,
Сверху галочку пиши.
Возьми зелёный карандаш
и закрась все части рисунка,
в
которых ты видишь буквы «Й» и «й».
Е и Ё – родные сестры,
Различить
сестер не просто.
Но у буквы
Ё две точки,
Словно к
лесенке гвоздочки.
Серым карандашом закрась
все части рисунка с буквой «Ё» и «ё».
На арене укротитель –
Грозных тигров повелитель.
Он, как буква Ю, с кольцом
К тиграм смело встал лицом.
Части рисунка с буквой «Ю» и « ю» раскрась
разноцветными карандашами.
Каждый
знает:
Буква
Я
Самая
хвастливая
Закрась жёлтым карандашом те части,
в которых ты видишь букву «Я» и букву «я».
Е на грядке
пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Возьми коричневый карандаш и закрась все
части
рисунка, где
встречается буква «Е» и «е».
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной
шалаш.
Возьми коричневый карандаш и закрась те
части рисунка, в которых ты видишь буквы «Л» и
«л».
Словно букву В
Алёна
Держит
Трубку телефона.
Возьми зелёный карандаш и закрась все
части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «В» и «в».
Да, вы правильно
решили:
Ч мы пишем
как четыре.
Только с цифрами,
друзья,
Буквы путать нам нельзя.
Возьми коричневый карандаш и закрась все
участки
рисунка, в
которых ты видишь букву «Ч» и «ч».
Буква Щ
поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Возьми оранжевый или жёлтый карандаш и
раскрась те части
рисунка, которые отмечены
буквой «Щ» и «щ».
Буква Б
с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Возьми серый карандаш и закрась все части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «Б» и «б».
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Возьми цветные карандаши и закрась все
части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «Д» и «д».
Полумесяц
в небе тёмном
Буквой С повис над
домом.
Возьми жёлтый
карандаш и закрась те части рисунка,
в которых ты видишь буквы
«С» и «с».
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Возьми жёлтый карандаш и закрась все
участки
рисунка с буквой «Ц» и «ц».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
Возьми любой цветной карандаш и закрась
все части
рисунка, в
которых ты видишь буквы «Г» и «г».
На эту букву
посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто
завитушка,
З –
пружинка, крендель, стружка.
Возьми карандаш любого цвета и раскрась
все части
рисунка, в
которых встречаются буквы «З» и «з».
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Возьми любой цветной карандаш и закрась
те части рисунка,
в которых ты видишь
буквы «Ш» и «ш».
Жук летает
над лужком,
Он устал ходить пешком.
Возьми жёлтый и коричневый карандаш и
закрась все части
рисунка, в которых ты видишь буквы «Ж» и «ж».
Р похожа на
флажок:
Палочка, на ней кружок.
Возьми любой цветной
карандаш и закрась те части рисунка,
в которых ты видишь
буквы «Р» и «р».
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком
обернулась.
Возьми чёрный карандаш и закрась все
части рисунка,
в которых ты видишь букву «Ь».
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – твердый знак,
Чтобы не облиться.
Возьми чёрный карандаш и закрась все
участки
рисунка с
буквой «Ъ».
цветных гласных
Если вы не видите главное меню в верхней части страницы, вы можете щелкнуть любой из заголовков главного меню здесь:
A Sequential Phonics Program — Материалы — PDF-файлы — Изображения — Аудио — Видео — Reading Street — Блог .
На уровнях кратких гласных и фонических паттернов доступны книги Sound City Reading, в которых гласные напечатаны в цвете. Это выделяет гласные и узоры гласных в словах. Студенты могут очень легко увидеть образец гласных как отдельную единицу в каждом слове.
Каждому гласному звуку присваивается определенный цвет, независимо от того, как он пишется. Таким образом, цвет гласного не только выделяет образец гласного, но также предоставляет информацию о конкретном гласном звуке.
Например, паттерны ai , ay и a_e отпечатаны одним и тем же темно-красным цветом, потому что все они представляют один и тот же длинный звук ā
. Когда учащиеся читают несколько слов с одинаковым рисунком гласных, напечатанным одним цветом, например, r ai n, p ai l, w ai t и ai d, они замечают, что каждое слово имеет одинаковый рисунок гласных, все они имеют одинаковый цвет и произносятся одинаково. . Это помогает учащимся связать письменный образец гласных с его звуком.
R AI N P AI L W AI T AI D
С другой звуки: ou t, th ou gh, y ou, и c ou ntry. Поэтому, когда учащиеся читают текст и видят, что узор или напечатан разными цветами, они знают, что узоры будут произноситься по-разному.
ou t th ou gh y ou c ou ntry
Пожалуйста, не беспокойтесь, если это объяснение о цветных гласных не имеет для вас смысла. Вам просто нужно знать, что цветные гласные помогают многим учащимся легче читать модели гласных в словах.
Помимо простого начального объяснения цветов гласных, нет необходимости сосредотачиваться на цветах гласных во время обучения. Инструкция всегда будет сосредоточена на шаблонах букв. Гласные на звуковых таблицах, в списках слов, в предложениях и историях печатаются в цвете, и учащиеся автоматически знакомятся с цветами, произнося звуки из таблиц и читая слова и истории.
Чтобы учащиеся могли перенести свои знания на все буквы, напечатанные черным шрифтом, на карточках с фоническими образцами все напечатано черным шрифтом, а каждая практическая история напечатана дважды, сначала с выделенными цветом гласными, а затем полностью черным шрифтом. Учащиеся сначала читают истории с цветным шрифтом, а затем снова читают историю с черным шрифтом.
По моему опыту, учащиеся, которые впервые учатся читать, и учащиеся, которые работают над улучшением беглости чтения, как правило, предпочитают печать с цветовой кодировкой. Студенты, которые уже хорошо читают, как правило, предпочитают полностью черный шрифт.
В течение многих лет я обучал студентов, используя цветные гласные, и обнаружил, что это оказывает очень положительное влияние на обучение студентов.
В этой таблице показаны цвета, используемые для каждого из гласных звуков. Нажмите на график, чтобы увеличить его. | На этой диаграмме показано, как я выбрал цвет для каждого гласного звука. Нажмите на график, чтобы увеличить его. |
Короткие, долгие и точечные гласные звуки
Отдельные гласные могут отображать три возможных звука. В целом короткие и длинные звуки в словах предсказуемы, за некоторыми исключениями.
- Единственная гласная в слоге, оканчивающаяся на согласную, обычно представляет собой короткий гласный звук: веер, кровать, выбор, прочь, прыжок, боб-кот, кролик, хот-дог, пикник.
- Одиночная гласная, стоящая в конце слога, обычно представляет собой долгий гласный звук: gō, nō, me, wē, rā-ven, be-gin, lī-lac, rō-bot, tū-lip, mū- sic, хип-по, мен-у, зе-ро, то-фу.
- Каждая гласная также может представлять третий звук, который отличается от короткой и долгой гласной этой гласной. Эти звуки не являются обычными или предсказуемыми. Учащиеся должны изучать каждый образец отдельно и применять его, изучая список слов с этим образцом.
Цвета для отдельных гласных
Обратите внимание, что на приведенных ниже таблицах краткие и долгие звуки для каждой гласной напечатаны одним цветом, за исключением того, что долгие гласные напечатаны более темным цветом.
Обратите внимание на следующее:
- Звук ë с точкой совпадает с долгим звуком ā, поэтому они напечатаны одним и тем же темно-красным цветом.
- Точечный звук ï совпадает с долгим звуком ē, поэтому они печатаются одним и тем же темно-зеленым цветом.
- Звук ö с точкой совпадает с первым долгим звуком ū, поэтому они напечатаны одним и тем же темно-синим цветом.
Цвета для долгих гласных звуков
На этих таблицах из Фонетические слова и рассказы, книга 8 показаны цвета, используемые для долгих гласных. Цвета для долгих гласных такие же, как и для кратких гласных, но они имеют более темный оттенок. Нажмите на любую диаграмму, чтобы увеличить ее. Обратите внимание, что долгий звук ū может произноситься двумя немного разными способами, как в u_e/flute, так и в u_e/cube.
Цвета для гласных с точкой Точки называются умляутом. Они означают «не обычный звук». Программа Sound City Reading использует гласные с точкой, но они не связаны с немецкими гласными с точкой. Две точки в этой программе используются для обозначения третьего звука для каждой гласной, который не является ни долгим, ни кратким звуком для этой гласной.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Звук ë с точкой — это тот же звук (и того же цвета), что и долгий звук ā.
Точечный звук ï — это тот же звук (и того же цвета), что и долгий звук ē.
Звук ö с точкой — это тот же звук (и того же цвета), что и длинный звук ū, слышимый в ū/флейте.
Цвета для Odd O Patterns
Эти диаграммы формируют Фонетические слова и рассказы, Книга 8 , покажите звуки для моделей oi , oy , ow , ou , oo , ould , и should . Диаграмма слева использует звуковые изображения, чтобы показать звук для каждого паттерна. В таблице справа используются ключевые слова. Нажмите на любую диаграмму, чтобы увеличить ее. Эти шаблоны сгруппированы вместе, потому что их произношение непредсказуемо. Их звуки нужно запомнить.
Цвета для паттернов гласных, контролируемых R (образцы Bossy R)
Когда буква r следует за гласной, в большинстве случаев это влияет на звук гласной.
Во многих моделях гласных, контролируемых буквой R, вы произносите гласный звук, за которым следует звук /r/. Эти модели преподаются как единая фонетическая единица, хотя они представляют собой комбинацию двух звуков. Шаблоны печатаются цветом, соответствующим гласному звуку в этом шаблоне. Буква r печатается тем же цветом, несмотря на то, что это согласная. Это позволяет учащимся распознавать эти шаблоны как комбинации букв, которые работают вместе в словах.
В некоторых моделях гласных, контролируемых буквой R, вы просто произносите звук /r/. Гласная является частью письменного образца, но ее звук не произносится. Эти шаблоны напечатаны серым цветом. Серый цвет указывает на то, что в этих паттернах нет произнесенных гласных звуков. Однако серый цвет показывает, какие буквы работают вместе как единицы гласных в словах.
Цвета для зонтичных гласных
Много лет назад, когда я составлял список зрительных слов, изучаемых в этой программе, я понял, что многие из этих слов можно объединить в группу, которую я называю «зонтичными» гласными. Буква а и буква o часто представляют собой короткий звук u в словах. И a , и o имеют по три различных шаблона, которые показывают короткий гласный звук u , как показано в таблицах ниже. Я решил, что будет гораздо проще учить эти конфигурации как фонетические образцы, чем учить слова как слова, которые видятся глазами. Все эти шаблоны напечатаны светло-голубым цветом, который соответствует цвету короткой 9. 0041 у звук.
Чтобы помочь учащимся понять и запомнить эти шаблоны, я придумал рассказ, объясняющий, почему некоторые буквы и шаблоны обозначают короткий звук «у». В этой сказке буквы алфавита собираются гулять, когда начинается дождь. Буква u всегда носила свой зонт, а остальные буквы намокли от дождя. Они пообещали произнести короткий звук u в некоторых словах, если он позволит им попасть под зонтик. Эта история включена в учебники для учащихся четвертого уровня. Учитель читает его вслух учащимся. Студентам нравится разыгрывать эту историю, когда она впервые представлена, используя зонтик и карточки с большими буквами.
Цвета для кратких гласных Shady
Есть три шаблона гласных, каждый из которых показывает неожиданный гласный звук. Я называю эти теневые краткие гласные, потому что они хитрые и пытаются обмануть читателя, не показывая своих обычных звуков.
- В большинстве случаев паттерн ea показывает длинный ē звук как в ēa/eat. В этих словах шаблон ea напечатан темно-зеленым цветом, как длинные ē . Но в некоторых словах паттерн ea показывает короткий звук e , как в ea/head. Когда паттерн ea звучит как короткий звук e , он имеет светло-зеленый цвет, как короткий e .
- На четвертом уровне, книга первая, учащиеся узнают, что буква a имеет три разных звука: короткий а, как в a/ax, долгий ā, как в ā/rā-ven, и ä с точкой, как в äll/bäll. В восьмой книге учащиеся узнают, что буква a также может обозначать короткий звук o в словах, например, a/father. В этом случае буква a напечатана светло-оранжевым цветом, чтобы показать короткий звук o . Слов с этим звуком на букву a не очень много.
- На третьем уровне учащиеся учатся читать слова, используя букву и в качестве согласной, например, в словах да , еще и кричать . На четвертом уровне во второй книге учащиеся узнают, что буква y также обычно может обозначать два гласных звука, например, у/мой звук и у/счастливый. На четвертом уровне, книга восемь, учащиеся знакомятся со звуком и в слове гимнастика , который совпадает с коротким звуком и . В этих словах буква и напечатана бледно-фиолетовым цветом, используемым для короткого звука и .
Ассоциирует цвета с гласными? Почти все мы делаем! — ScienceDaily
Звучит ли звук [a:] в слове «baa» более зеленым или более красным? И [i:] как в слове «свекла» светлого или темного цвета? Несмотря на то, что мы воспринимаем речь, а цвета воспринимаются разными органами чувств, почти у каждого есть представление о том, какие цвета и гласные соответствуют друг другу. И у многих из нас есть особая система для этого. Это показано в исследовании лингвистов из Университета Радбуд и Эдинбургского университета о сходстве ассоциаций гласных и цветов, воспринимаемых более чем 1000 человек.
Для писателя Владимира Набокова «аа» был цветом полированного черного дерева, а «ее» — желтым. У Набокова была синестезия: его сенсорные восприятия смешивались одно с другим. В его случае он видел цвета, когда слышал определенные гласные, но возможны многие формы синестезии. Только у 1 из 25 человек есть синестезия, но это новое исследование показывает, что определенные интуитивные представления о «звуковых цветах» разделяют гораздо больше людей, чем это.
«Аа» скорее красный, чем зеленый
В этом исследовании более 1000 человек приняли участие в онлайн-тесте, где они выбрали цвета для 16 произносимых гласных. Подавляющее большинство считало, что «аа» скорее красное, чем зеленое, а «ее» больше светлое, чем темное, независимо от того, есть у них синестезия или нет. По словам Марка Дингеманса, одного из исследователей, «Кажется, существует логика в том, как мы связываем звук и цвет, и структура языка играет важную роль в этом процессе».
Пробел для гласных
Шестнадцать гласных звучит много, но это работает так. Когда вы говорите «аа», затем переходите к «оо», как в слове «ботинок», а затем к «ее», как в слове «свекла», объясняет Дингеманс, вы посещаете три внешние точки того, что лингвисты называют пространством для гласных. 16 произносимых звуков в нашем исследовании были равномерно распределены по этому пространству.
реклама
Система гласных диктует цветовые ассоциации
Предыдущие исследования показали, что цветовые ассоциации связаны с высотой звука: чем выше высота, тем светлее цвет. Но новое исследование показывает, что цветовые ассоциации в большей степени определяются системой гласных в языке. Например, многие участники описали звуки, близкие к голландской гласной «ee», как светло-зеленые, а соседние звуки, напоминающие «ay», как в say, были окрашены в другой цвет. Ассоциации формируются в соответствии с тем, как наш язык разделяет пространство для гласных.
Дингеманс говорит: «Если бы цветовые ассоциации зависели исключительно от акустических факторов, цвета аккуратно переходили бы друг в друга, как в радуге. Вместо этого мы видим, что звуки группируются в соответствии с тем, как наш язык разделяет пространство для гласных: несколько синих пятен, а затем внезапно одно красное, без перехода сине-фиолетового-красного.Можно сказать, что гласные должны пройти через сортировочную машину, которая является нашим языком, прежде чем мы сможем связать с ними цвета, даже у синестетов, для кого подобные ассоциации непроизвольны».
Синестезия
Исследователи использовали новый метод, чтобы глубже изучить структуру цветовых ассоциаций. Для каждого участника они сравнили выбранные ассоциации гласных и цветов со случайной выборкой из 10 000 случайных ассоциаций. Они использовали это, чтобы измерить, насколько систематичными были выбранные ассоциации.
«Ассоциации синестетов были более систематичными, чем ассоциации несинестетов», — говорит Кристин Каскли из Эдинбургского университета. «Но некоторые шаблоны встречаются повсюду: кажется, что люди выравнивают пространство гласных и цветовое пространство друг с другом и соединяют точки из одного пространства в другое». Например, цвета, выбранные для «ee» и «ay», как правило, довольно близки друг к другу, а цвета для «aa» и «oo» — дальше друг от друга. Таким образом, автоматические ассоциации, подобные ассоциациям синестетов, основаны на некоторых из тех же принципов, которые не-синестеты используют для связи гласных и цветов.
Исследование проводилось в рамках так называемого Великого национального исследовательского проекта (GNO), совместного проекта Университета Радбауд, Нидерландской организации научных исследований (NWO) и NTR Broadcasting. Чтобы лучше понять, как наши чувства работают вместе, необходимо изучить большое количество субъектов, которые представляют все степени синестезии, от меньшей до большей. Это стало возможным благодаря GNO, созданной Дингемансом и нейробиологом Тессой ван Леувен из Института Дондерса в Неймегене. При поддержке NWO они разработали программное обеспечение для проведения быстрых онлайн-тестов. Исследователи сделали программное обеспечение общедоступным, чтобы другие могли продолжать работать с ним.