ГДЗ “Математика 1 класс”. Рабочая тетрадь 1 часть. Дорофеев, Миракова, Бука. Готовые ответы на задания, решебник
Рабочая тетрадь “Математика 1 класс” под редакцией Дорофеев, Миракова, Бука, издательство просвещение, 1 часть решебника с ответами на задания. В общем, задания не слишком сложные, но встречаются исключения, по поводу которых не сообразить ребенку так быстро, да и родители не сразу догадаются, как решать. Собственно, даже решив такие задачи, ребенок, как правило, забывает ход решения, но так уж устроена математика по перспективе, что авторы то и дело забегают вперед, в материал 3-4 класса без каких-либо объяснений. Такие задания и такие задачи в наших ГДЗ мы разберем подробнее.
Решебник проверен, ГДЗ одобрены учителем начальных классов. Его можно скачать или распечатать в виде изображений.
У кого уже началась 2 часть, тому сюда: ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>
Выбирайте странички из списка, чтобы посмотреть ответы на задания рабочей тетради.
Ответы на задания к части 1 рабочей тетради
Выберите страницу тетради:список страниц ↓↓↓0405060708091011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950515253545556575859606162636465666768697071727374757677787980818283848586878889909192939495
Наиболее сложные задания:
Страница 8. Задание 3. Раскрась машины так, чтобы перед синей машиной ехала желтая, а за зеленой – красная машина.
Слева направо: желтая, синяя, зеленая, красная.
Страница 9. Задание 5. Раскрась флажки на гирлянде так, чтобы слева от красного висел зеленый флажок, справа от синего – оранжевый, а между красным и синим был желтый флажок.
Слева направо: зеленый, красный, желтый, синий, оранжевый.
Страница 15. Задание 5. Рассмотри ряды фигур слева направо. Объясни, чем следующая фигура отличается от предыдущей: цветом, формой или размером. Дорисуй еще по одной фигуре в каждом ряду.
В первом ряду закономерность – изменение только формы. Дорисуем синий прямоугольник. Во втором ряду меняется только цвет. Дорисуем голубой круг. В третьем ряду изменяется только размер. Нарисуем самый маленький красный квадратик.
Страница 20. Задание 1. Что сначала? Что потом? Расставь рисунки по порядку…
Ребенку нужно не только обозначить порядок, но и суметь рассказать по картинке, что произошло с розой и цыплятами.
Страница 20. Задание 2. Найди закономерность в расположении бусинок. Нарисуй справа и слева ещё по 2 бусинки и раскрась их.
У нас 2 закономерности: по размеру это большой-маленький, а по цвету синий- 2 желтых. Дорисовываем сначала соответствующие размеру бусины (слева большую и маленькую, справа большую и маленькую), слева обе бусины желтые, справа синяя и желтая.
Страница 26. Задание 2. Разбей множество фигур на части по форме, выделив каждую часть плавной линией… На какие еще части можно разделить это множество фигур? Покажи.
На первом рисунке обводим одной линией круги, второй квадраты, третьей треугольники. На ветке рисуем 3 листика. На втором рисунке с фигурами разбиваем их по цвету – получится 2 множества, синее и желтое. На 3 рисунке разбиваем по размеру – получится тоже 2 множества, большие и маленькие.
Страница 33. Задание 4. У клоуна в шкафу на гвоздиках висело несколько масок. Сегодня на спектакль он надел одну маску. Попробуй нарисовать эту маску: повесь ее на свободный гвоздик.
В каждом ряду фигуры не должны повторяться и носы не должны повторяться. На свободном гвоздике не хватает квадратной маски с круглым носом.
Страница 33. Задание 5. Какая фигура пропущена в ряду? Нарисуй ее в пустой клетке.
Находим закономерность: за кругом следует квадрат, за квадратом круг, значит в пустой клетке круг. Точки расположены в порядке возрастания их количества, значит в нашем кругу 4 точки.
Страница 35. Задание 5. Дорисуй. Как называются линии, которые проведены?
Пунктир или пунктирные линии.
Страница 42. Задание 2. Заполни пропуски в таблице рисунками, как показано.
Рисуем в ячейке столько голубых цветов, сколько показано в верхней ячейке этого столбца, и столько красных, сколько в левой ячейке этого ряда.
Страница 45. Задание 7. Как составлена таблица? Заполни рисунками свободные клетки.
Закономерность такова, что в 1 столбце будут предметы одинаковой формы, а в одном ряду – одинаковые по цвету.
Страница 48. Задание 3. Девочки Нана и Анна составили слова КОТ, ТОК и ОКО из карточек разрезной азбуки и перевернули их. На оборотной стороне этих карточек написаны цифры (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры). Догадайся и запиши, где какое слово.
123 – КОТ, 212 – ОКО, 321 – ТОК.
Страница 51. Задание 6. Как составлена таблица? Заполни рисунками свободные клетки.
В каждом столбце – своя форма, 1столбец – кораблики, 2 – рыбки, 3- шарики, 4 – флаги. У каждого ряда свой цвет: у 1го – белый, 2 – синий, 3 – желтый.
Страница 53. Задание 5. Определи правило, по которому заполнены клетки в таблице слева. Заполни по этому правилу все свободные клетки в двух таблицах.
Смотрим, на пересечении какого столбца и строки лежит ячейка. В каждую пустую ячейку рисуем те точки, которые есть во главе столбца и строки, пересечением которых является наша ячейка. По аналогии с шахматами. Грубо говоря, складываем количество точек в верхнем ряду над нужной клеткой + точки из самой крайней ячейки слева. Если пересекаются 1 красная точка и 3 зеленых, рисуем 4 точки (1 кр. и 3 зел.). С синими то же самое, только лишь не будет разницы в цвете: складываем количество точек из клеток, пересечением которых является нужная клетка. Но нам не известно, сколько точек в квадратах верхнего ряда, а известно только сколько их на пересечении. К примеру, на пересечении 6, а слева в столбце 2, значит в верхней строке над шестеркой не хватает 4 (6-2=4). В нижней правой клетке 8, а слева в первом столбце 3, значит в верхней строке над восьмеркой будет 8-3= 5. Теперь мы знаем, сколько точек в ключевых клетках и сможем найти остальные.
Страница 63. Задание 5. Разгадай закономерность расположения фигур в этом ряду и нарисуй следующую фигуру.
Закономерность: крайний квадратик слева каждый раз перемещается в верхний ряд и становится в нем крайним слева. Таки образом, в следующей фигуре в нижнем ряду останется только белый квадрат, над ним оранжевый, после оранжевого синий, зеленый, желтый, красный.
Страница 64. Задание 3. Раскрась желтым карандашом в каждом ряду столько груш, сколько показывает разность слева.
В задании опечатка: в последнем ряду не хватает 2 груши.
Страница 65. Задание 7. Помоги клоуну найти недостающую маску. Нарисуй ее в пустой клетке таблицы.
В каждом ряду и столбце маски разной формы, с разными глазами и разными ртами. Не хватает в ячейке круглой маски с круглыми глазами и улыбкой.
Страница 69. Задание 5. Расставь числа от 4 до 7 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя от меньшего числа к большему.
Расставляем числа методом подбора. На левой картинке (слева направо) 7-6-4, внизу 5. На правой картинке число, от которого идут две стрелки – это 4, от него стрелки указывают на 5 и 6, а с шестерки стрелка указывает на 7.
Страница 73. Задание 6. Проведи синим карандашом ручеек от точки А до точки Б так, чтобы деревья треугольной формы были справа от него, а деревья круглой формы – слева.
Это задание сразу поймут настоящие водители 🙂 Представляем, что мы выехали из точки А. Поверните тетрадь так, чтобы Б была не справа от А, а впереди, за А. Теперь “едем” по дорожке, поворачивая тетрадь по ходу движения и объезжаем деревья так, чтобы круглые деревца оставались слева, а треугольные справа.
Страница 78. Задание 1. Продолжи нумеровать флажки и раскрашивать гирлянду.
Нумеруем по порядку до 10. Последовательность для раскрашивания: желтый-синий-красный
Страница 81. Задание 4. Лиса и волк гонятся за зайцем по числовому отрезку. .. Успеет ли заяц спрятаться в своем домике?
Успеет.
Страница 83. Задание 6. По данным вершинам начерти треугольник АБС и четырехугольник ДМКЛ. Лежит ли точка Д на прямой АС? Да
Лежит ли точка С на прямой БК? Нет.
Страница 84. Задание 3. Расставь числа от 1 до 5 в пустые кружки так, чтобы соблюдалось правило: красная стрелка направлена от большего числа к меньшему, а синяя наоборот.
На левом рисунке (слева направо) 1-3-4-5, под тройкой 2. На правом рисунке: самая левая – 1, указывает на 2, двойка указывает на 3 и 4, четверка на 5.
Страница 85. Задание 6. Проведи простым карандашом дорожку от точки А до точки Б так, чтобы флажки с примерами, в которых ответ больше 5, были справа от нее, а флажки с примерами, в которых ответ меньше 5, – слева от нее.
Делать по аналогии со стр. 73 про деревья.
Страница 91. Задание 5. Составь по рисунку маршрут Кати и Пети на горку в виде стрелочного письма.
Стрелочка – это направление перехода из одной клетки в другую. Катя перешла из своей клетки в клетку справа, ставим стрелку направо и так далее. Катя: →→↑↑→↓→↓↓←↓ Петя: ↓←←←↑→→↑←←
Страница 95. Задание 7. Проведи синим карандашом лыжню от старта до финиша так, чтобы флажки прямоугольной формы были справа от нее, а флажки треугольной формы – слева.
Снова по аналогии 73 и 85 страниц.
У кого уже началась 2 часть, тому сюда: ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ КО 2 ЧАСТИ >>
В общем, Дорофеев, Миракова и Бука хорошо постарались в создании этой рабочей тетради, в ней всего 1 опечатка, да и задания, в принципе, доступны пониманию ребенка в 1 классе. Если остались затруднения, спрашивайте в комментариях.
Дошколенок для будущих первоклашек
ЦВЕТ, ФОРМА, РАЗМЕР Занятие 1.
Что изменилось?
Найди две фигуры, одинаковые по форме, но разные по размеру. Раскрась их зеленым карандашом.
Три фигуры, одинаковые по форме, но разные по размеру, раскрась желтым карандашом.
Дорисуй.
Раскрась круги так, чтобы маленький круг был между красным и синим, а рядом с красным – зеленый.
Нарисуй и заштрихуй.
Продолжи.
РАВЕНСТВО И НЕРАВЕНСТВО Занятие 2.
Чем следующая фигура отличается от предыдущей: цветом, формой или размером? Дорисуй по одной фигуре в каждом ряду.
Поставь знаки = или ≠
Нарисуй фигуры в мешках так, чтобы все знаки были расставлены верно.
Разложи фигуры так, чтобы получились одинаковые наборы.
Дорисуй недостающую фигуру.
Продолжи.
Нарисуй.
ЗНАКИ ,
Посмотри.
Сравни.
Чего больше – квадратов или кругов?
Нарисуй столько фигур, чтобы записи были верными.
Раскрась шары так, чтобы синий шар был посередине, слева от него был желтый шар, а справа – красный.
Найди ошибку.
Нарисуй по клеткам.
СЛОЖЕНИЕ Занятие 4.
Назови первую часть, вторую часть, целое.
Дорисуй недостающие фигуры.
Сложи части, сравни результаты и сделай вывод.
Нарисуй недостающую маску.
Раскрась машины так, чтобы перед синей машиной ехала желтая, а за зеленой – красная машина.
Нарисуй такую же фигуру.
Продолжи.
ВЫЧИТАНИЕ Занятие 5.
Нарисуй яблоки, которые останутся.
Возьми из большого мешка сначала одну часть, а потом – другую. Что ты замечаешь?
Нарисуй недостающую фигуру.
Раскрась флажки на гирлянде так, чтобы слева от красного висел зеленый флажок, справа от синего – оранжевый, а между красным и синим был желтый флажок.
Нарисуй справа такого же гуся, но так, чтобы он смотрел в противоположную сторону.
Продолжи.
ЦИФРА 1. ЧИСЛО 1 Занятие 6.
На что похожа 1?
Найдите предметы, которые по одному.
На каждом рисунке раскрась столько предметов, сколько показывает цифра в правом верхнем углу.
Нарисуй недостающую фигуру.
Найди ошибку.
Напиши по образцу.
Нарисуй справа такую же фигуру.
Допиши.
ЦИФРА 2. ЧИСЛО 2 Занятие 7.
Как получить число 2?
Назовите парные предметы.
Раскрась парные предметы.
На каждом рисунке раскрась столько предметов, сколько показывает цифра в правом верхнем углу.
Восстанови записи к каждому рисунку.
Вставь в кружки знак + , – или = , чтобы записи были верными.
Найди лишнее.
Раскрась круги так, чтобы маленький круг был между желтым и зеленым, а рядом с желтым был синий.
Смотри, пиши и рисуй.
ПРЯМАЯ И КРИВАЯ ЛИНИЯ Занятие 8.
Сколько линий видишь на этом рисунке? Сколько прямых линий? Сколько кривых линий?
Всего линий
Прямых линий
Кривых линий
Обведи кривые линии синим цветом, а прямые линии красным цветом.
Расставь фигуры так, чтобы узор не повторялся в каждом ряду.
Найди закономерность расположения бусинок. Нарисуй справа и слева еще по 2 бусинки и раскрась их.
Сделай так, чтобы мешочки стали одинаковыми.
Дорисуй вторую половинку.
Смотри, пиши и продолжай.
ЦИФРА 3. ЧИСЛО 3 Занятие 9.
Расставь знаки по образцу.
На что похожа цифра 3?
Назови сказки, в названиях которых встречается
число 3.
Вычисли, опираясь на рисунок.
+ 1 = 2 + 1 =
– 1 = 3 – 1 =
3 – 2 =
Поставь три точки так, чтобы они не лежали на одной прямой.
Соедини эти точки. Какая фигура получилась?
Сколько у нее сторон? Вершин?
Разбей множество фигур по форме. Нарисуй столько грибочков, сколько частей получилось.
Найди ошибку.
Нарисуй следующую фигуру.
Смотри и нарисуй такую же фигуру.
СТОЛЬКО ЖЕ Занятие 10.
Нарисуй во втором ряду столько же кругов, сколько яблок в первом.
Нарисуй справа столько же квадратов, сколько треугольников.
Закрась в каждой рамке столько же фигур, сколько предметов на рисунке.
Сравни.
Девочки составили слова КОТ, ТОК, ОКО из карточек и перевернули их. На оборотной стороне этих карточек написаны цифры (одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры). Запиши, где какое слово.
Нарисуй.
ЦИФРА 4. ЧИСЛО 4 Занятие 11.
На что похожа цифра 4?
Каких предметов в классе по 4?
Как называется фигура, у которой 4 вершины и 4 стороны?
Раскрась квадраты синим цветом, прямоугольники – красным,
ромбы – зеленым, параллелограммы – желтым.
Как одним словом можно назвать эти фигуры?
Дополни до четырех и вставь пропущенные цифры.
Раскрась звездочки так, чтобы первая звездочка слева была синей, четвертая – красной, а зеленая звездочка была между желтой и красной.
Какая фигура пропущена в ряду? Нарисуй.
Дорисуй элементы в множествах так, чтобы они стали равными, если известно, что в каждом из них по 4 элемента.
Нарисуй справа такую же собаку, но так, чтобы она смотрела в противоположную сторону.
Напиши.
ЗАМКНУТЫЕ И НЕЗАМКНУТЫЕ ЛИНИИ Занятие 12.
Замкнутые линии обведи красным карандашом, а незамкнутые – синим.
Найди и раскрась фигуру, состоящую только из замкнутых линий.
Раскрась колечки пирамидок по схеме.
Раскрась шары. Цвет шара с примером должен быть таким же, как и цвет шара с ответом.
Раскрась лишнюю фигуру.
Раскрась флаги указанными цветами так, чтобы они были разными.
Нарисуй справа такую же фигуру.
ЦИФРА 5. ЧИСЛО 5 Занятие 13.
Знакомимся с цифрой.
На что похожа цифра 5?
Назовите 5 героев одной сказки.
Дорисуй, чтобы предметов стало 5.
Как назвать одним словом эти фигуры? Раскрась пятиугольники. Сколько их?
Раскрась то полотенце, на котором изображен в середине квадрат, справа круг, а слева треугольник.
Нарисуй следующую фигуру.
Раскрась круги так, чтобы маленький круг был между зеленым и желтым, а рядом с зеленым был красный.
Напиши по образцу.
Нарисуй справа такой же рисунок.
ЦИФРА 6. ЧИСЛО 6 Занятие 14.
Сосчитай.
На что похожа цифра 6?
Назовите 6 сказок.
Как получить 6?
Раскрась столько кругов в каждом ряду, сколько показывает сумма слева.
Найди ошибку.
Нарисуй следующую фигуру.
Разгадай закономерность расположения фигур в этом ряду и нарисуй следующую.
Напиши по образцу.
Нарисуй справа такую же кошку, но так, чтобы она смотрела в противоположную сторону.
ЛОМАНАЯ. ЗАМКНУТЫЕ И НЕЗАМКНУТЫЕ ЛОМАНЫЕ Занятие 15.
Чем отличается прямая линия от ломаной?
Обведи ломаные красным цветом.
Чем отличается замкнутая ломаная от незамкнутой?
Сколько звеньев в первой фигуре?
Сколько во второй?
Сколько вершин?
Обведи зеленым карандашом замкнутые ломаные.
Сколько вершин у каждой ломаной?
Сколько звеньев?
Раскрась шары. Цвет шара с примером должен быть таким же, как и цвет шара с ответом.
Дорисуй недостающую фигуру.
Расставь фигуры так, чтобы узор не повторялся в каждом ряду.
Нарисуй справа такой же домик.
ЦИФРА 7. ЧИСЛО 7 Занятие 16.
Напиши в каждой фигуре то число, которое указано на рисунке слева.
На что похожа цифра 7?
Назовите пословицы и поговорки, чтобы в них упоминалось число 7.
Как получить число 7?
Дополни до 7.
Восстанови записи.
Найди ошибки:
Нарисуй следующую фигуру
Какого цвета незакрашенная бусинка?
Нарисуй змею так, чтобы она смотрела влево.
ЦИФРА 8. ЧИСЛО 8 Занятие 17.
Сосчитай.
На что похожа цифра 8?
Как получить число 8?
Дополни до 8.
Раскрась круги так, чтобы узор не повторялся.
Знайка и Незнайка отправились на поиски лунного камня каждый по своему маршруту. Узнай, кто его нашел.
Посмотри и допиши.
Нарисуй такую же бабочку.
ЛУЧ. ОТРЕЗОК. ПРЯМАЯ Занятие 18.
Проведи отрезки синим карандашом, а солнечные лучи – желтым. Можно ли продолжить лучи?
Обведи лучи красным карандашом, прямые – синим,
отрезки – зеленым.
Обведи два числа, в сумме которых число 8.
4 5 3 7 5 + 3 = 8
1 7 3 6 ___ + ___ = 8
4 4 6 7 ___ + ___ = 8
8 5 2 6 ___ + ___ = 8
Нарисуй пропущенную фигуру.
Какая фигура следующая?
Раскрась снеговиков так, чтобы они не повторялись.
Нарисуй такую же цаплю, чтобы смотрела в другую сторону.
ЦИФРА 9. ЧИСЛО 9 Занятие 19.
Допиши недостающие числа.
На что похожа цифра 9?
Назовите 9 цветов.
Как получить число 9?
Допишите до 9.
Нарисуй недостающую фигуру.
Зачеркни лишнюю фигуру.
На какие еще части можно разделить это множество фигур?
Расставь фигуры так, чтобы на каждой строке узор не повторялся.
Нарисуй справа такую же фигуру.
ЦИФРА 0. ЧИСЛО 0 Занятие 20.
Напиши в каждой фигуре то число, которое указано на рисунке слева.
Составь рассказ по рисункам.
Раскрась шары. Цвет шара с примером должен быть таким же, что и цвет шара с ответом.
Нарисуй следующую фигуру.
Нарисуй недостающую фигуру.
Дорисуй.
Нарисуй.
ПОВТОРЕНИЕ. ЧИСЛА 1 – 9 Занятие 21.
Расставь знаки по образцу.
Какие числа пропущены?
Сравнить.
Для каждого рисунка найди подходящую запись.
Раскрась шары. Цвет шара с примером должен быть таким же, что и цвет шара с ответом.
Нарисуй недостающую фигуру.
Нарисуй ключик, но в другую сторону.
ЧИСЛО 10 Занятие 22.
Какие числа пропущены?
Как получить число 10?
Чем это число отличается в записи от других изученных чисел?
Запиши в окошки нужные числа.
Найди закономерность и нарисуй недостающие точки.
Нарисуй недостающую фигуру.
Продолжи.
Нарисуй такую же змею.
ПОВТОРЕНИЕ. ЧИСЛА 1 – 10 Занятие 23.
Запиши недостающие числа.
Запиши нужные числа.
Каждому рисунку найди подходящую запись.
Дополни рисунки и записи.
Найди закономерность и заполни пустые клетки.
Раскрась пирамидки так, чтобы они были одинаковыми.
Нарисуй.
Нарушение цветового кода
Если бы вы сегодня зашли на экспозицию египетского музея, что бы вы увидели? Вы, вероятно, будете поражены красотой ручной работы и мастерства, которые создали такие замысловатые украшения. Вы должны внимательно осмотреть живопись и резьбу на различных предметах, таких как амулеты и глиняная посуда. И вы будете впечатлены богатством цвета во всем этом. Но даже со всем, что вы можете знать об истории Египта, вы узнаете только половину истории, если не знаете, как «читать» цветовой код.
Расшифровка египетских кодов, от иероглифов до значений амулетов, является ключом к полному пониманию сообщений, оставленных древними египтянами. Символизм был повсюду, и почти все, что они создавали, имело более глубокое значение, включая цвета драгоценных камней украшений, которые они носили, цвета, используемые в рельефах гробниц, и материалы, используемые для изготовления амулетов. Цвета были очень важны, так как египтяне считали, что цвета не только раскрывают истинную сущность человека или вещи, но и могут придавать им защиту или другие магические свойства. Так что же пытались сказать эти сложные древние люди?
Для древних египтян цвет был неотъемлемой частью жизни. Если считалось, что бог не имеет цвета, то это означало, что бога невозможно полностью понять. Магия цвета восходит к доисторическим временам. Красный упоминается в Ветхом Завете, а римляне считали, что целебная сила коралла исходит от его красного цвета. Амулеты использовались во всем доисторическом мире, но амулетная магия стала актуальной наукой, когда в Египте возникли первые цивилизации.
В египетской палитре было шесть цветов: красный (дешер), зеленый (вадж), синий (хесбедж и иртиу), желтый (кенит и хэнэт), черный (хем или кем) и белый (шесеп и хедж). Большинство этих красок были сделаны из минеральных соединений, поэтому они сохраняли свои яркие цвета на протяжении тысячелетий. И большинство драгоценных камней, которые они использовали, были полудрагоценными и выбирались не столько из-за их красоты, сколько из-за символики или воспринимаемой магии, которую они содержали. Были ли эти материалы вырезаны в повседневных украшениях или отшлифованы и нарисованы на стенах гробниц, их цвета не использовались случайно. Большое внимание было уделено цветам, используемым для изображения божества, требованиям умерших людей к загробной жизни или защите живых египтян.
С древних времен и до 21 века многие люди верят и верят в силу драгоценных камней и цвета для различных целей: для привлечения партнера, для плодородия, для победы, для улучшения здоровья и практически для любых целей. необходимость. В Древнем Египте и члены королевской семьи, и рядовые граждане носили украшения, имеющие религиозное или магическое значение; на самом деле почти все, включая младенцев, носили хотя бы один амулет. Ношение амулета, сделанного из определенного камня с выгравированным на нем определенным мотивом, окружало владельца магией этого амулета. Например, скарабеев вырезали из многих видов камней и носили, чтобы гарантировать дальнейшее существование в этой жизни, а также в загробной жизни.
Как и в случае с большинством древнеегипетских символов, существует множество вариаций интерпретации цвета. Интерпретация символизма цветов, используемых в картинах или на предметах, во многом зависит от контекста, в котором они используются, во многом так же, как иероглифы понимаются через контекст. Вот некоторые из наиболее распространенных значений:
Зеленый цвет считался цветом новой жизни, роста, растительности и плодородия. Говорили, что человек занимается «зелеными делами», если его поведение приносит пользу или способствует жизни. Сила зеленого, гарантирующая новую жизнь или воскресение, — вот почему многие изображения Осириса изображают его с зеленой кожей, имея в виду его воскресение и власть над растительностью. В главе 77 Книги мертвых упоминается о том, что умерший стал соколом, «у которого крылья из зеленого камня», что означает новую жизнь и возрождение. Кроме того, обычный амулет «Глаз Херу» часто имеет зеленый цвет, что характеризует цвет как цвет исцеления и благополучия в связи с глазом. Но самым главным зеленым амулетом было сердце-скарабей, которое помещали в полость сердца на случай, если что-то случится с настоящим сердцем умершего. Сердце было жизненно важным, потому что оно считалось вместилищем эмоций и интеллекта, и считалось, что у сердца есть собственная воля и существование. Несколько глав в Книге Мертвых посвящены сохранению и защите сердца.
Вадж, слово «зеленый», которое также означало «процветать» или «быть здоровым», использовалось для папируса, а также для зеленого камня малахита. Зеленый малахит был символом радости. В более крупной ссылке фраза «малахитовое поле» использовалась, когда речь шла о стране блаженных мертвецов
.
Еще одним зеленым камнем, который был любимым египтянами, была бирюза. Слово для этого зеленоватого камня было мефкат, что означало радость или наслаждение. Использование бирюзы восходит к зарождению цивилизации. Когда гробница египетской царицы Зер (5500 г. до н.э.) была раскопана в 1900.00 археологи обнаружили на ее запястье браслет из бирюзы и золота.
В Древнем Египте, если не удавалось найти бирюзу, вместо нее использовали глазурованный кварц. Значение имело представление цвета, а не сам материал.
Красный был мощным цветом, символизирующим две крайности: жизнь и победу, а также гнев и огонь. Красный также представлял кровь, и в главе 156 из Книги Мертвых (в переводе доктора Рэймонда Фолкнера) защита ищется через кровь (силу) Исиды:
Глава для амулета-узла из красной яшмы
У тебя есть твоя кровь, о Исида; у тебя есть сила, о Исида; у тебя есть магия, о Исида. Амулет — это защита этого Великого, которая отгонит любого, кто совершит преступление против него.
Мумии фараонов содержали крошечную репродукцию человеческого сердца, которое всегда изготавливалось из драгоценного или полудрагоценного красного камня. Это представляло Ба, и оно
было помещено в полость сердца со Скарабеем. Ба также носили люди, страдающие сердечными заболеваниями, или те, кто хотел защитить свое сердце от травм.
Шэнь был очень важным амулетом, связанным с богом солнца Ре. Он выглядит как диск с ободом, опирающимся на прямую линию, символизирующую солнце на горизонте. Когда его носили как личный амулет, он обеспечивал долголетие владельцу. Этот амулет обычно изготавливали либо из сердолика, либо из другого вида красного камня, а иногда и из лазурита.
В негативном контексте гнева и огня красный был цветом бога Сета, который был олицетворением зла и сил тьмы, а также богом, вызывающим бури. Некоторые изображения Сета окрашены красной кожей. Кроме того, считалось, что рыжеволосые мужчины, а также животные с рыжеватой шерстью или кожей находятся под влиянием Сета. Говорят, что у человека, наполненного гневом, красное сердце.
По какой-то причине красный каменный сердолик со временем стал считаться камнем с плохим предзнаменованием. Его имя, херсет, означало печаль.
Темно-синий, также называемый «египетским» синим, был цветом неба, воды и первобытного потопа и символизировал творение или возрождение. Излюбленным синим камнем был лазурит, или хесбед, что также означало радость или наслаждение. Считается, что синий цвет мог иметь солярный символизм из-за некоторых предметов, сделанных из голубого фаянса, которые несут солнечную тематику. Существует также теория, что синий цвет мог быть символом Нила и олицетворять плодородие из-за плодородных почв вдоль Нила, которые давали урожай. Поскольку бог Амон (также пишется как Амон или Амон) сыграл роль в сотворении мира, его иногда изображали с синим лицом; поэтому фараоны, связанные с Аменом, также изображались с синими лицами. Вообще было сказано, что у богов были волосы из лазурита. На гробнице церемонии открытия рта изображения мумии и Анубиса показаны с синими волосами.
Бусины из лазурита были найдены в додинастический период. Поскольку лазурит был импортирован из района Евфрата, потому что он не был родным для Египта, эти ранние образцы показывают, что чрезвычайно древние цивилизации уже сформировали торговые пути.
Желтый обозначал вечность и нерушимость, а также считался качествами солнца и золота. Многие статуи богов были сделаны из золота или покрыты золотом; на самом деле, египтяне верили, что кожа и кости богов сделаны из золота. Росписи гробниц изображали богов с золотой кожей, а саркофаги фараонов были сделаны из золота, поскольку считалось, что умерший фараон становится богом. Некоторые главы Книги Мертвых требуют, чтобы погребальные украшения были сделаны из золота, и было найдено много золотых масок мумий. Когда шэнь (значение и описание см. «Красный») изготавливали в качестве погребального амулета, он всегда был сделан из золота и помещался в обертки мумии над грудью. Он был посвящен Ра и символизировал, что человек будет возвращен к жизни и будет жить до тех пор, пока светит солнце, восходя снова, как и сам Ра.
Иногда желтый цвет использовался как взаимозаменяемый с белым, и тогда он приобретал символизм белого.
Додинастические египтяне уже делали простые бусы из золота, но в течение нескольких столетий ювелиры стали высококвалифицированными и смогли делать амулеты, диадемы, пекторали, перстни, подвески и всевозможные украшения из золота.
Черный символизировал смерть, преисподнюю и ночь. Мы видим это отражением в Осирисе, которого называли «черным», потому что он был королем загробной жизни, а также в отношении бога бальзамирования Анубиса, который изображался в виде черного шакала или собаки. Поскольку царица Яхмос-Нефертари была покровительницей некрополя, ее часто изображали с черной кожей.
В довольно необычном развороте черный цвет может также символизировать плодородие и воскресение из-за темного ила, оставленного ежегодным разливом Нила. С древнейших египетских времен Египет был известен как Кемет, или «черная земля», из-за темной почвы долины Нила; поэтому черный цвет символизировал сам Египет. При использовании для обозначения воскресения черный и зеленый цвета были взаимозаменяемыми.
Белый цвет обозначал чистоту и всемогущество, а поскольку у него не было реального цвета, он представлял священные и простые вещи. Белый цвет был особенно символичен в религиозных предметах и ритуальных инструментах, используемых жрецами. Многие из них были сделаны из белого алебастра, в том числе стол для бальзамирования Apis Bulls. «Мемфис», священный город, означал «Белые стены», и белые сандалии носили на священных церемониях. Белый также был цветом, используемым для изображения большей части египетской одежды. Хедж, одно из слов для обозначения белого, также использовалось для обозначения серебра. Когда серебро использовалось вместе с золотом, они символизировали луну и солнце. Поскольку красный и белый были противоположными по смыслу, их иногда помещали вместе, чтобы символизировать завершенность.
Камни разных цветов: символическое и астрономическое значение в самой ткани облицовочных камней Гизы
Большинство случайных исследователей древней истории знают, что внешние облицовочные камни пирамид Гизы были построены из тщательно отполированных блоков известняка Туры, что заставляло их сверкают, как три колоссальных драгоценных камня в лучах египетского солнца. Однако менее известен тот факт, что часть облицовочных камней была не светлого, а темного цвета, и что комплекс Гизы в целом когда-то демонстрировал гораздо больше цвета, чем показывают современные фильмы и художественные изображения.
В 1898 году Джордж Сен-Клер писал:
«Нам не следует удивляться… тому, что египтяне использовали символизм цветов; и нам не нужно отчаиваться, узнав, что они имели в виду».
Британский антрополог применил свое исследование цветовой символики к египетским религиозным образам, но подобное исследование можно распространить и на монументальный камень, и, в частности, на облицовочные камни пирамид Гизы. Такое исследование раскрывает символическое взаимодействие света и тьмы в камне, его религиозные последствия и его физическую проекцию на Плато посредством астрономических явлений.
Другими словами, облицовочные камни не были простыми украшениями, а служили главными ориентирами астрономической и религиозной символики этого места. В то время как большая часть облицовочных камней Гизы в настоящее время утеряна — один из них, по сути, стал предметом недавних споров, поскольку он выставлен в Музее Шотландии, — обзор древних отчетов дает современным читателям представление о том, что представляли собой пирамиды Гизы. могло выглядеть четыре тысячи лет назад. Получившееся изображение добавляет истории больше красок и больше вопросов.
Камень облицовки Великой пирамиды. ( Национальные музеи Шотландии )
«Цветная пирамида» Менкаура
В своем описании египетских пирамид средневековый исламский богослов Аль-Суюти упомянул третью пирамиду, пирамиду, приписываемую 4 -й династия фараона Менкаура, как «цветная пирамида», условность, которую разделяет его современник, историк Аль-Макризи.
Более ранний греческий историк Диодор также упомянул о необычном виде малой пирамиды в первой книге своего Bibliotheca historica , в котором говорится, что «в течение пятнадцати рядов он [Менкаура] построил стены из черного камня, подобные тем, что были найдены в Фивах, а остальную часть он заполнил камнем, подобным тем, что были найдены в других пирамидах».
Страбон также заметил, что нижняя половина пирамиды, по-видимому, построена из темного «эфиопского камня». Эти тексты, вероятно, относятся к облицовочным камням из красного гранита, найденным у основания третьей пирамиды. Шестнадцать из шестидесяти четырех рядов каменной кладки были построены из этого красного гранитного камня, добытого в карьере на 580 миль (934 километра) к югу от Гизы в Асуане, создавая темную полосу цвета, отмеченную очевидцами в древности.
Гранитные облицовочные камни пирамиды Менкаура. (JMCC1 / CC BY-SA 4.0 )
Третья пирамида — не единственная египетская пирамида, которая, как говорят, была украшена гранитом. Описывая облицовочные камни пирамиды Хефрена, второй пирамиды, греческий историк Геродот писал в своем отчете о Египте, что «для основания он [Хафрен] построил первый ряд из эфиопского камня разных цветов». Это явная отсылка к тому же крапчатому красно-черному граниту, который использовался в нижней части пирамиды Менкаура.
Даже сегодня пирамида, приписываемая Хафре, все еще окружена упавшими гранитными облицовочными камнями. К северу от Гизы в Абу-Раваше находится разрушенная пирамида, которая, согласно рассказам Джона и Мортона Эдгара, была почти полностью заключена в гранит: пирамида Джедефре.
Некоторые из гранитных облицовочных камней пирамид, упомянутых в текстах, все еще сохранились, хотя, как и их известняковые аналоги, потеряли большую часть первоначального блеска и богатства, о которых свидетельствуют исторические отчеты. Действительно, внешний гранит пирамиды Менкаура, по-видимому, настолько потемнел в древности, что Страбон, описывая облицовочные камни как «эфиопский камень», вероятно, принял красный гранит за черный базальтовый камень Эфиопии.
Остатки разрушенной пирамиды Джедефре в Абу Раваше. Гранитные облицовочные камни до сих пор засоряют участок. (AhlyMan / Public Domain )
Контрастные цвета плато Гиза
Камни облицовки Великой пирамиды были полностью изготовлены из известняка, и любой гранит, присутствующий в структуре самой большой пирамиды, ограничивается ее внутренними камерами. Храм-компаньон Великой пирамиды, однако, содержит некоторое количество более темного гранита в своей конструкции, а брусчатка, все еще существующая вдоль его восточной стороны, была построена из черного базальта, плавно прилегающего к светлой скале под ним.
До сих пор не установлено, почему во второй и третьей пирамидах гранитом облицованы лишь некоторые ряды и почему он существует только вокруг оснований этих памятников. Одно убедительное предложение было выдвинуто доктором Робертом Шохом из Бостонского университета, который считает, что ответ на этот вопрос заключается в склонности египтян к использованию красного гранита в реставрационных работах. В Pyramid Quest Шох предполагает, что специальное использование гранита строителями было их способом указать, что эти ряды были частью более старой структуры, в то время как верхние облицовочные блоки из белого известняка свидетельствовали о более новой постройке.
Другим практическим назначением гранита является его долговечность, но если долговечность была единственным фактором для его включения в облицовочные камни, остается вопрос, почему он использовался только в части вторых двух пирамид и полностью отсутствовал снаружи Великой пирамиды. Чтобы более основательно попытаться ответить на вопрос, почему был использован этот более темный гранит, нужно подойти к делу через художественную символику и, обязательно, принципиально астрономическую природу плато Гиза.
Цвет и символизм
Контрастный цветовой узор плато Гиза был отмечен рядом исследователей в контексте символизма. Египтолог Джордж Харт, например, связывает контрастный цвет Гизы с дуалистическими красными и белыми коронами Верхнего и Нижнего Египта (Фараоны и пирамиды, 1991). Исследователь египетской и библейской истории Ральф Эллис использует символический подход к контрастному базальтовому покрытию и связывает его с космологическими образами масонской традиции в своей книге 2004 года «Рай в Египте». Далее, д-р Джеймс К. Хоффмайер в 19В статье 93 для Журнала Американского исследовательского центра в Египте 30 черный базальт интерпретируется как изображение бога земли Геба, противопоставляемого яркому небу во время погребальных ритуалов, которые, по его словам, «позволяют царю вознестись на небеса, царство солнца и звезд». Какие дальнейшие интерпретации можно извлечь из контрастной цветовой схемы Гизы и, в частности, из красного гранита?
Был ли какой-то символический смысл в контрастной цветовой гамме светлого и темного плато Гизы? Покойный Джон Энтони Уэст, чья влиятельная работа Змей в небе пересматривает символистское исследование египетских храмов Шваллера де Любича, в котором утверждается, что эстетическая красота была второстепенной задачей для египетских архитекторов и художников. Для египтян, у которых не было слова «искусство», эстетика существовала в контексте функции, как отмечает искусствовед Гей Робинс. Из этого следует, что сопоставление более темных гранитных полей с их более светлыми аналогами из известняка имеет определенное символическое значение, но как?
Тексты пирамид, начертанные на стенах внутренней камеры пирамиды Унаса 5-й -й -й династии в Саккаре. (GDK / Public Domain )
Из некоторых самых ранних египетских текстов мы знаем, что универсальная двойственность была основой египетской религиозной философии. Тексты пирамид, датируемые 5-й -й династией, но, вероятно, восходящие к более древней устной традиции, изобилуют ссылками на эту дихотомию в контексте цвета: черно-белые Глаза Гора (изречение 43), красно-белые короны Верхнего и Нижнего Египта (изречение 239), очищение фараона как яркой звезды на фоне черноты небес (изречения 217, 301).
Издалека комплекс Гизы вызывал бы ощущение двойственности света и тьмы, изображение черной почвы египетской земли и белого камня небесного царства; воскресения и трансформации; света и тени; и дня и ночи. В непосредственной близости красный гранит Асуана раскрывает свое собственное ощущение двойственности.
Историк искусства Ливия Морган утверждала, что в египетском языке ка скульптура Древнего Царства, крапчатый красный и черный гранит иллюстрирует египетские дуалистические концепции, в первую очередь связанные с возрождением и обновлением, и что при освещении отражающий камень становится «микрокосмом вселенной» в виде новых ярких цветов. начинают появляться. В результате один кусок камня в небольшом масштабе представляет то, что комбинация камней воплощает в более крупном масштабе в сакральной архитектуре. Таким образом, изменчивость, наблюдаемая в одном куске красного гранита, может рассматриваться как своеобразный «храм», как признание естественного взаимодействия космических принципов.
- Выяснилось ли наконец назначение Великой пирамиды в Гизе?
- Обнаружены копи царя Соломона: древние сокровища. Часть II
- Доказательства высечены в камне: убедительный аргумент в пользу утерянных высоких технологий в Древнем Египте
Пример красного гранита, использованного в скульптуре Древнего царства – сидящая статуя Никары, 5-я -я -я династия. (Madreiling / Public Domain )
По причинам, упомянутым выше, маловероятно, что использование более темного камня для украшения второй и третьей пирамид было сделано исключительно из соображений эстетической привлекательности. Говорит ли отсутствие цвета Великой пирамиды о восприятии этой структуры египтянами Древнего Царства? Подразумевалась ли полностью белая Великая пирамида как сооружение, полностью находящееся в небесном царстве, в рамках концепции воскресения и небесного вознесения, в то время как две другие пирамиды в различной степени изображали процесс вознесения из земного царства?
Созерцание трех пирамид Гизы вместе, как они когда-то выглядели, могло создать впечатление постепенного подъема от частичной тьмы (пирамида Менкаура) к полному и совершенному свету (Великая пирамида). Кроме того, данные свидетельствуют о том, что оболочки трех пирамид Гизы были завершены относительно друг друга. То есть облицовочные камни каждой пирамиды были применены по отношению к остальной части комплекса Гизы, чтобы отразить дуалистические концепции египетской мысли и отразить их фундаментальные астрономические основы.
Действительно, существование общего плана местности на плато Гиза утверждалось многими учеными, такими как д-р Джулио Мальи и д-р Хуан Антонио Бельмонте. Джон Легон в статье 1988 года в журнале «Обсуждения в египтологии » показал, что данные обследования плато Гизы намекают на наличие единого плана местности. Точная облицовка пирамид, казалось бы, добавляет меру поддержки этому предложению.
Табличка, показывающая, что некоторые из облицовочных камней все еще находятся на месте в основании . ( Национальные музеи Шотландии )
Свет и тень: Астрономические последствия
Египетское искусство известно своим богатым значением, и ткань сакральной архитектуры не является исключением. Чтобы полностью понять смысл вариаций окраски облицовочных камней, мы должны подойти к этому вопросу с точки зрения фундаментальной сущности египетской религиозной философии: астрономии.
Применение цвета в Гизе таким определенным образом отражает эффекты света и тени, создаваемые пирамидами на астрономическом уровне. Исследователь пирамид Дэвид Дэвидсон, сторонник теории 19-й -й век библейской интерпретации Великой пирамиды, писал в 1924 году, что слово «пирамида» можно проследить до еврейско-халдейского слова «уррим-мидден», в котором урим/пурим = «светила» и миддин = «меры». ” Согласно Дэвидсону, urrim-midden можно примерно перевести как «маяк размышлений» и «памятник мер».
В совокупности эти переводы, казалось бы, намекают на астрономическую интерпретацию внешнего дизайна пирамиды, которая использует взаимодействие света и тени и их эффекты для астрономических целей. Как и ряд его современников, Дэвидсон предположил, что Великая пирамида действовала как солнечные часы. В полдень отражения, создаваемые Великой пирамидой, указывали на высшие точки солнечного года: зимнее и летнее солнцестояние, а также весеннее и осеннее равноденствие.
Плато Гизы. (Fæ / Public Domain )
Современные ученые и инженеры также отмечают это явление. Архитектор Чун-Шин Лим в своей презентации «Египетские пирамиды и Солнце» отметил, что эффекты, производимые Великой пирамидой в разгар года, должны были привести к захватывающему световому шоу, которое служило впечатляющим фоном для важных религиозных мероприятий. фестивали. Томас Карл Дитрих тоже предложил в Культура астрономии не только астрономические временные циклы, создаваемые световыми и теневыми эффектами на восьми гранях Великой пирамиды, но и то, что облицовочные камни пирамид Гизы создавали зеркальный эффект, в котором отражались астрономические объекты и явления. на их полированной поверхности.
Светло-темная цветовая гамма комплекса пирамид с сопутствующими храмами, несомненно, усиливала и даже воплощала эти небесные эффекты.
Звездное небо
«Египетская религия была основана на учениях астрономии, и пирамиды были построены таким образом, чтобы символически излагать некоторые основные статьи веры». – Джордж Сент-Клер, 1898 г.
Неслучайно древнее название некогда полностью облицованной гранитом разрушенной пирамиды в Абу-Раваше носит явно космологический характер: «Звездное небо Джедефре». Означает ли это название, что темный крапчатый гранит, мерцающий даже при мягком освещении, когда-то ассоциировался с ночным небом?
По завершении строительства кристаллическая пирамида Джедефре должна была сверкать на солнце, создавая визуальный эффект, сильно отличающийся от того, который производился однородной, ровной известняковой облицовкой других пирамид. Тот факт, что этот же асуанский гранит был выбран для облицовки нижних ярусов двух пирамид в Гизе, наводит на мысль о символической и астрономической интерпретации цветовых вариаций, наблюдаемых в облицовочных камнях Гизы, и еще раз подтверждает астрономическое прочтение Гизы в целом. Более того, между тканью пирамид, астрономическими знаниями и религиозной мыслью можно провести более тесные связи. Доктор Гастон Масперо однажды заметил, что «Пирамиды и «Книга Мертвых» воспроизводят один и тот же оригинал, один на словах, другой на камне».
Книга Мертвых Хунефера. (InverseHypercube / Public Domain )
Книга Мертвых и предшествующие ей тексты пирамид, записанные во внутренних покоях десяти пирамид династии 5 -й -й династии в Саккаре, несомненно, имеют астрономический характер. Специалист по египетскому языку и поэзии Сьюзен Бринд Морроу путем тщательного филологического исследования ( The Dawning Moon of the Mind of the Mind , 2015) показала, что астрономическая основа Текстов пирамид намного сложнее и ярче, чем предполагали западные ученые с момента их открытия в 1880. Тексты говорят о гораздо большем, чем духовное восхождение фараона к звездам после его смерти, и фактически очерчивают точные циклы созвездий, луны и солнца, все в рамках поэзии на фоне их понимания. космических принципов и природного мира. Если мы хотим принять наблюдение доктора Масперо о корреляции между структурой пирамид и египетской письменной традицией, мы должны рассмотреть внешнюю окраску пирамид, в конечном счете, через призму египетской астро-религиозной системы понимания. Вышеупомянутое впечатление постепенного подъема, создаваемое при рассмотрении пирамид Гизы и их раскрашенных облицовочных камней как частей более крупной картины, следовательно, может указывать не только на восхождение от тьмы к свету, но и на постепенное появление солнца, Ра (белого известняка). ), из звездного Дуата (крапчатый гранит) каждое утро. С этой точки зрения история, рассказанная облицовочными камнями, становится историей возрождения, краеугольным камнем египетской духовности.
Из-за косвенного, субъективного характера символизма мы не можем с абсолютной уверенностью сказать, что какая-либо из приведенных выше интерпретаций облицовочных камней отражает первоначальный замысел строителей. Однако мы можем быть уверены в одном. От священных текстов Египта до его произведений искусства художники создавали множество смысловых слоев с помощью своего рода параболической системы выражения. То же самое можно применить и к архитектурным чудесам Египта — вплоть до каждого фрагмента цвета и отблеска света в их камнях.
По этой причине необходимо изучить каждую грань каждого камня, использованного для создания величайших чудес древнего мира, ибо даже физический состав одного камня может скрывать гораздо большее послание, чем кажется на первый взгляд.
Верхнее изображение: Цветные облицовочные камни Гизы, Пирамида Менкаура . Источник: CC BY-SA 3.0
Морган Смит
Ссылки
al-Dīn al-Suyūti, J. and Nemoy, L. 1939. Трактат о египетских пирамидах (Тухфат аль-кирам фи хабар аль-ахрам). Исида 30.
Брэди, Б. 2015. «Звездные фазы: астрономия невооруженным глазом пирамиды Старого Царства». В Skyscapes: роль и значение неба в археологии . Оксфорд: Книги Оксбоу. [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.academia.edu/36336847/Star_Phases_the_naked-eye_astronomy_of_the_Old_Kingdom_Pyramid_Text
Британский музей. 1849. Египетские древности: Том 1 . М. А. Наттали: Лондон.
Дэвидсон, Д. и Олдерсмит, Х. 1924. Великая пирамида: это божественное послание . Сиг: Издательство Кессинджер.
Дитрих, Т. 2011. Культура астрономии: происхождение чисел, геометрии, науки, права и религии . Миннеаполис: Издательская группа Hillcrest.
Эдгар, Дж. и Эдгар, М. 1910. Проходы и камеры Великой пирамиды, Том. 1 . Глазго: Кость и Халли.
Hill, J. 2008. Гиза: Пирамида Менкаура . Древний Египет онлайн. [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.ancientegyptonline.co.uk/menkaure-pyramid.html
Isler, M. 1983. О вогнутых гранях Великой пирамиды . Журнал Американского исследовательского центра в Египте. [Онлайн] Доступно по адресу: www.jstor.org/stable/40000899.
Легон, Дж. 1989. План Гизы и Сфинкс . Обсуждения в египтологии 14, под редакцией Нибби, А. Оксфорд: Oxbow.
Лим, К. 1999. Египетские пирамиды и Солнце. Материалы Третьего российско-корейского международного симпозиума по науке и технологиям. Новосибирск, Россия.
Лёнер, Ф. 2006. Каменоломни в Древнем Египте. Строительство Великой пирамиды. [Онлайн] Доступно по адресу: https://www.cheops-pyramide.ch/khufu-pyramid/stone-quarries.html
Маколей, Г. 2006. Рассказ о Египте Геродота . Проект Гутенберг . [Онлайн] Доступно на: https://www.gutenberg.org/files/2131/2131-h/2131-h.htm
Магли, Г. и Бельмонте, Дж. 2009. Пирамиды и звезды, факты, предположения, и звездные сказки . В поисках космического порядка: Избранные очерки египетской археоастрономии. Каир: Высший совет по делам древностей.
Мерсер, С. 1952. Тексты пирамид . Пинакл Пресс.
Морган, Л. 2011. Оживление тела: цветные и каменные статуи в Древнем Египте Египта .