Аутизм и навыки письма: первые шаги
04.03.18
Как начать обучение письму с ребенком, который даже не смотрит на бумагу
Источник: Autism Speaks
Нашему сыну 4 года, и у него аутизм. Как нам помочь ему научиться писать, если он даже не смотрит на бумагу?
На вопрос отвечает эрготерапевт Дезире Гапултос, которая работает в Детской больнице Лос-Анджелеса.
Спасибо за ваш вопрос. Вы верно заметили, что зрительное внимание — это один из базовых навыков, которые необходимы для письма. Другие навыки, без которых обучение письму невозможно, включают зрительно-двигательную интеграцию (координацию рука-глаз) и навыки мелкой моторики. Ребенок должен осознать, что можно целенаправленно создавать отметки и фигуры на поверхности (а не просто «калякать»).
Я с удовольствием предложу вам несколько идей, которые основаны на моем опыте работы с маленькими детьми в спектре аутизма. Однако сначала я должна подчеркнуть, что 4 года — это слишком ранний возраст для того, чтобы учиться писать буквы. Это относится и к детям без аутизма. Вместо этого лучше сосредоточиться на тех навыках, которые лягут в основу написания букв в будущем, в том числе на умении копировать простые фигуры и обводить линии и некоторые буквы.
Начнем с проблемы, о которой вы упоминаете — как научить вашего сына следить за письмом на бумаге. Обычно я рекомендую использовать интересы ребенка, чтобы привлечь его внимание. Например, его интересуют машинки? Нарисуйте машину на бумаге и покажите ему. Нарисуйте круги и скажите, что это колеса машины, и так далее. Вот несколько идей для развития навыков, необходимых для умения писать:
Привлечение внимания ребенка
— Повесьте большой лист бумаги или ватмана, доску для мела или белую доску для маркеров на стену. Они должны висеть на уровне глаз ребенка. Затем дайте ребенку какие-нибудь разноцветные фломастеры или карандаши и покажите, как весело что-нибудь рисовать на этой поверхности. (По моему опыту некоторым детям в спектре аутизма проще справиться с этой задачей, когда они стоят).
— Купите набор разноцветных мелков и покажите сыну, как рисовать на асфальте во время прогулки.
Предварительные навыки для письма
Когда найдете поверхность, которая может привлечь внимание сына, я рекомендую вам попрактиковаться в предварительных навыках в игровой форме и только потом переходить к написанию букв.
— С помощью ярких карандашей, фломастеров или мелков покажите ребенку, как рисовать простые фигуры — круги, зигзаги или «Х». Поощряйте его повторять за вами или обводить ваши фигуры. Или вы можете копировать то, что он рисует. Если он поставил отметку на бумаге, похвалите его и сделайте точно такую же отметку рядом. Помогите ребенку нарисовать круг, затем добавьте глаза, нос и рот, чтобы получилось, что вместе вы нарисовали лицо.
— Покажите сыну как обвести собственную руку на асфальте или бумаге на стене. Вы можете сначала обвести собственную руку, а потом с помощью очень мягкой подсказки «рука на руке» помочь ему обвести свою руку. По моему опыту, многим детям очень нравятся сенсорные аспекты такого упражнения, также оно поощряет зрительное внимание и интерес к инструментам письма.
— Покажите сыну как рисовать фигуры на песке с помощью пальца или как выдавливать фигуры в пластилине или глине с помощью палочки. Попробуйте найти материал, который будет нравиться ребенку по сенсорным ощущениям. Кстати, если ребенок сможет «ощупать» буквы или фигуры, ему будет проще запомнить, как писать их в дальнейшем.
Подсказки для привлечения внимания
Используйте зрительные подсказки, чтобы помочь сыну обводить нарисованные вами линии и фигуры. Это научит его ключевому навыку — совершать целенаправленные движения с помощью письменных принадлежностей, чтобы создавать определенные линии (то есть, перейти к письму от простых следов на поверхности).
Вот некоторые варианты:
— Используйте маленькую наклейку или чернильную печать, чтобы отметить начальную точку линии или формы, которую ребенок должен обвести или нарисовать. Попробуйте подобрать наклейки, которые связаны с интересами ребенка. Разместите вторую наклейку в конце линии, чтобы ребенок соединил две точки одной линией. Пробуйте сразу несколько наклеек или фигур, чтобы показать сыну, как соединять точки карандашом или фломастером. Или просто дайте ребенку наклейки и пусть он наклеит их по линии, которую вы нарисовали.
— Нарисуйте квадрат и попросите ребенка поставить в нем отметку. Предварительно нужно будет подать ему пример, например, нарисовать «Х» в другом квадрате.
— Возьмите яркий цветной ватман или бумагу, чтобы привлечь внимание ребенка. Дайте ему фломастеры с хорошо контрастирующим на бумаге цветом, например, синий фломастер, чтобы рисовать на желтой бумаге. Примечание: у некоторых детей с аутизмом слишком яркие цвета могут вызвать перегрузку. Я рекомендую следить за поведением ребенка — начинает ли он разглядывать яркую бумагу, или, напротив, отворачивается от нее.
Если вашему сыну понравятся какие-то занятия, включающие предварительные навыки для письма, он, скорее всего, будет больше заинтересован в рисовании и обведении букв на бумаге в дальнейшем. Если же нет, то я рекомендую вам проконсультироваться у дефектолога или другого специалиста, который сможет дать дополнительны рекомендации.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
Образование и обучение
Обучение чтению и письму детей с детским аутизмом.
Составитель: учитель-дефектолог
Подовинникова Светлана Александровна
ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ.
Детский
аутизм (ДА) – это особое нарушение психического развития,
которое захватывает все стороны психики – сенсомоторную, персептивную, речевую,
интеллектуальную, эмоциональную сферы. Психическое развитие при этом
искажается, а не просто нарушается или задерживается. Меняется сам стиль
организации отношений с миром, его познания. Наибольшие трудности аутичного
ребенка связаны даже не с самим усвоением знаний и умений, а с их практическим
использованием, причем наиболее беспомощным он показывает себя именно во
взаимодействии с людьми.
Аутичного
ребенка надо учить практически всему. Он должен научиться не только всему тому,
чему учат в школе других детей, но и многому другому, тому, что дети с
нормальным психическим развитием узнают сами в раннем возрасте. Для него важно
само введение в социальную жизнь, усвоение роли «ученика», стереотипа школьного
поведения, постепенное развитие возможности произвольного взаимодействия с
другими людьми.
Огромное значение имеет освоение ребенком с детским аутизмом учебных навыков
чтения и письма. Эти навыки становятся новыми средствами коммуникации, новыми
каналами получения информации о мире, взаимодействия с другими людьми. Как
правило, аутичный ребенок чрезвычайно гордится своими достижениями и
переживает, если у него возникают трудности.
Обучение
детей с ДА чтению.
Для
обучения аутичных детей чтению и письму была модифицирована методика
“глобальное чтение», первоначально разработанная Корсунской Б. Д. для
глухих детей. В нее были введены некоторые традиционные приемы работы по
развитию способности выделять звук и букву в слове, по отработке графических
навыков и обучению начальным навыкам письма.
Данная
методика является более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное
или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги,
аутичный ребенок может долгое время читать механически, не вникая в смысл
прочитанного. Он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т.е.
фактически начинает использовать его для аутостимуляции. При “глобальном
чтении” можно избежать этой опасности, так как картинки или предметы
подписываются целыми словами, и слово всегда сочетается в зрительном поле
ребенка с предметом, который оно обозначает. Кроме того, научить его читать
целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной
стороны, с большим трудом воспринимает информацию, развернутую по шагам (по
буквам, по слогам), и, с другой, способен моментально запомнить,
“зрительно сфотографировать” то, что находится в его зрительном поле.
Удобно также и то, что методика ориентируется в основном на непроизвольное
внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое
изображение, как картинку.
Работа
по обучению детей с аутизмом делится на несколько этапов.
Первый
этап
Во
время первого этапа работы ребенок должен постепенно привыкнуть к учебной
ситуации. Начинается этап с рассматривания фотографий из семейного альбома.
Мама (или педагог) вместе с ребенком перебирает фотографии членов семьи,
самого ребенка сделанные дома, на отдыхе, во время памятных событий. При этом
необходимо комментировать снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он
видит на фотографии. Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его
семьи.
Взрослый
готовит для всех фотографий таблички с надписями: “Я”,
“МАМА”, “ПАПА” и т.д.
Занятие
проводится в удобной для ребенка обстановке – не обязательно за столом, можно
на диване, на полу. Взрослый раскладывает перед ребенком фотографии слева, а
таблички с надписями – справа (в начале занятий используется не больше пяти
снимков и, соответственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно
увеличить до 7-10). Он берет одну фотографию и кладет ее посередине, затем
находит для этого снимка табличку с надписью и кладет ее под фото, комментируя:
“Смотри, это папа (показывает на снимок). А здесь написано: „Папа”
(показывает на табличку)”. То же самое проделывается и со всеми остальными
снимками.
Позже
задание взрослый выполняет руками ребенка, а после усвоения ребенком способа
действий с фотографиями и табличками часть заданий может выполняться ребенком
самостоятельно.
На
этом этапе обучения используются простые слова, произношение которых совпадает
с их написанием (например, слово “дом”), так как в этом случае
ребенку будет легче справиться с заданием.
На
первом этапе ребенок должен усвоить понятия “карточка” и
“надпись-табличка”. Для этого можно специально подписать некоторые
предметы домашнего обихода, “навести порядок” на книжной полке, где
хранятся детские книги и журналы, прочитывая названия книг. На улице можно
обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия
магазинов. Потом дома мама может нарисовать маршрут прогулки, подписывая в
нужных местах: “Аптека”, “Продукты” и т. п.
Второй
этап
Второй
этап может начаться с оформления альбома, куда взрослый наклеивает все
фотографии и подписи к ним (или просто их подписывает). Затем подбираются 7-10
картинок с изображениями хорошо знакомых ребенку предметов (картинки должны
быть выполнены в одном стиле) и готовятся таблички с надписями:
“ЧАШКА”, “СОБАКА”, “КУКЛА” и т.п. Занятия
проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.
Постепенно
набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами.
Первый – последовательно осваивать категории предметов, т. е. предлагать
ребенку картинки и надписи к ним по теме “Транспорт”, затем, когда он
их освоит, брать тему “Одежда”, потом – “Продукты питания”
и т. д. Второй способ – предлагать ребенку несколько картинок из разных тем.
При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интересные
ему темы.
Одновременно
с работой над картинками начинается работа по ознакомлению ребенка с буквами.
Для этого создается альбом «Личный букварь». На каждой странице альбома
осваивается новая буква. На изучение одной буквы отводятся 1-2 занятия.
Вначале
взрослый сам пишет слева крупно изучаемую букву, затем просит вписать ее
ребенка – краской, фломастером, карандашом, ручкой. Потом рисуются предметы:
вначале те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине
названия которых есть данная буква, и, наконец, те, название которых
заканчивается данной буквой. Если ребенок может, то он рисует нужный предмет
сам по просьбе педагога (вклеивает картинку), или педагог рисует рукой ребенка
Затем
картинка (рисунок) подписывается печатными буквами, причем слово может написать
сам взрослый, оставляя ребенку место, чтобы он мог дописать нужную букву (можно
дописать букву рукой ребенка). Для буквы и для каждого слова необходимо
нарисовать предварительно линию, на которой они потом будут написаны. Это
делается для того, чтобы ребенок постепенно привыкал писать вдоль линии, не
вылезая за ее пределы. Сами буквы в словах можно делать разного размера,
разного цвета, чтобы ребенок стереотипно не “застревал” на том
изображении буквы, которое ему в первый раз написал педагог. Нужно, чтобы
ребенок узнавал эту букву в разных книгах, журналах, на вывесках и т. д.
Вначале
изучаются буквы “А”, “М”, “П”, “У”,
“Б”, “Д”. Затем добавляем буквы, из которых состоят имена
ребенка, мамы, папы. Потом переходим к оставшимся гласным: “О”,
“И”, “Е”, “Я” и т. д., затем идут оставшиеся
согласные: “К”, “Л”, “Т”, “Р”,
“Ш” и т. д.
Если
ребенку трудно сразу написать печатную букву, можно поставить предварительно
точки, по которым пишется буква, а можно водя детской рукой с палочкой
“написать” эту букву в воздухе (так ребенку легче усвоить необходимое
движение). Освоить написание буквы ребенок может и по трафарету.
Еще
одна важная задача, которую необходимо решить на втором этапе работы, – научить
ребенка анализировать состав слова.
Работа
над анализом слов ведется с помощью магнитной азбуки и начинается в тот момент,
когда ребенок уже понимает, что написанное слово можно прочитать вслух,
произнести, “озвучить”. Педагог предлагает написать слово, например
«МОЛОКО» и сам выкладывает его из букв, проговаривая каждое свое действие.
“М” и “О” – будет “МО”. “ЛО” – возьми
“Л” и “О”, “КО” – возьмем “К” и
“О”. Получилось “МОЛО-КО”.
На
последующих занятиях ребенок должен искать нужные буквы самостоятельно, но если
у него возникают трудности, то педагог кладет нужную букву его рукой. После
того, как слово выложено, педагог просит прочитать его вслух. В случае
затруднений нужно прочитать за ребенка.
Третий
этап
На
этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений.
Работа
над фразой ведется одновременно в двух направлениях:
– по
материалам любимой книжки;
– используя
опыт самого ребенка.
Работа
на данном этапе также проводится с помощью табличек с надписями, отражающими
содержание текста любимой сказки или содержание рисунка (фотографии). На первых
порах это пять коротких фраз (из двух или трех слов), затем фразы становятся
длиннее и их количество доводится до семи – десяти.
Работа
идет в два приема: сначала создается и подписывается рисунок, а потом на
занятии взрослый вместе с ребенком выкладывает таблички с фразами. Работу с
рисунком и со сказкой полезно чередовать.
На
данном этапе работы с аутичным ребенком для развития навыка чтения удобно
использовать его склонность завершать незавершенное. Для этого можно
использовать “дочитывание” в книгах и диафильмах. Важно, что при
“дочитывании” ребенок слышит себя и осознает свою роль в чтении.
Бывает,
что ребенок читать категорически отказывается. В таких случаях его нельзя
ругать и заставлять читать насильно, так как можно закрепить стойкий негативизм
к занятиям. Нужно на некоторое время отложить чтение, дать по нему
“соскучиться”, а может, ребенку просто надоела книга и для чтения
нужно взять другую..
На
протяжении всего третьего этапа обучения чтению продолжается работа с «Личным
букварем».
Обучение
детей с ДА письму.
Работа
по подготовке аутичного ребенка к письму имеет свою специфику.
Начиная осваивать с аутичным ребенком навыки письма, педагоги часто отмечают
характерную для него парадоксальность проявлений в непроизвольной ситуации и
при произвольном сосредоточении. Например, самостоятельно ребенок может
рисовать сложные лабиринты, мельчайшие детали техники, фантастические города и
их обитателей, прекрасно владея авторучкой или фломастером. Но на
педагогических занятиях тот же ребёнок не может провести линию, поставить точку
в нужном месте, обвести трафарет.
К
обучению письму аутичного ребенка нужно подготовить. Для этого используются
традиционные в педагогике средства для развития мелкой моторики ребенка, в
первую очередь изобразительная деятельность: рисование красками, мелками, лепка
из глины и пластилина, занятия аппликацией, работа с конструктором, мозаикой. Кроме
того, необходимо упражнять ребенка в штриховке предметов, рисовать вместе с
ним палочки, овалы, кружочки, линии, складывать из палочек фигурки. Также
используются занятия физкультурой, пальчиковая гимнастика, массаж кистей рук.
Специальную
работу по отработке графических навыков аутичного ребенка необходимо проводить
параллельно с изучением букв. Если обучить аутичного ребенка чтению, отложив
освоение письма на более поздний срок, ребенок может категорически отказаться
учиться писать. С одной стороны, чтение увлекает его, и переключиться на другой
вид занятий ему сложно. С другой – у аутичного ребенка существуют объективные
моторные сложности, которые необходимо преодолеть при обучении письму, а
достаточной мотивации к этому ребенок не имеет. Поэтому принципиально важным является
одновременное обучение аутичного ребенка чтению и письму, для того, чтобы он не
только понимал письменную речь, но и самостоятельно мог ею пользоваться.
На
этапе ознакомления ребенка с буквами можно использовать трафареты букв,
предлагая ему вначале обвести букву, а затем ее заштриховать. Вместе с мамой
(педагогом) ребенок может лепить буквы из пластилина, глины, теста – и даже
выкладывать при этом целые слова.
По
мере усложнения материала для чтения, выкладывания слов, фраз ребенок уже сам
выбирает книгу, может задавать вопросы по содержанию текста. Одновременно
появляется новый вид работы: освоение прописей.
Начиная
работу с прописями, нужно помнить, что писать в них ребенок должен
самостоятельно. Это сложно, поэтому необходима предварительная работа. Изучая с
ребенком новую прописную букву, педагог вначале показывает ее ребенку в
прописях, а затем пишет в черновике: сначала большую, потом маленькую. После
этого ребенка просят написать буквы сначала в черновике (большую и маленькую),
а затем в прописи. Если буква не получается, ее можно сначала прописать в
черновике по точкам. В черновой тетради могут писать и педагог, и сам ребенок,
и педагог рукой ребенка.
Затем
ребенок учится писать слоги, слова. В процессе письма взрослый помогает
ребенку: организует его, подсказывает, что нужно делать, но старается сокращать
до минимума поддержку руки. Одна новая буква осваивается на двух-трех занятиях,
причем она пишется и в слогах, и в сочетаниях с уже освоенными ребенком
буквами, а если возможно, то и в словах. Осваивая письмо, не следует торопиться
– нужно закреплять навыки правильного написания букв и правильного их
соединения.
Занятия
ведутся в обычных прописях для начальной школы. Необходимо следить за осанкой
ребенка, за тем, как он держит ручку, как сидит, в каком положении его ноги,
так как сама поза может помогать организации ребенка на занятиях, а может,
напротив, расслаблять его, рассеивать внимание.
Если
ребенок совсем не хочет писать в прописи или пишет каракули (из-за усталости,
плохого самочувствия), то не стоит заставлять его это делать через силу,
формируя, таким образом, негативизм по отношению к письму. Для того, чтобы у
ребенка был стимул заниматься письмом, можно обыграть ситуацию («Сегодня будем
писать письмо любимой игрушке»). В сложившийся стереотип занятия надо постоянно
вносить новые детали, создавая разнообразие, что помогает регулировать
поведение ребенка.
Взрослый,
занимающийся с аутичным ребенком, должен знать, что на каждом этапе
педагогической работы с ребенком существует опасность превращения вновь
освоенного им способа действий в аутостимуляцию, когда приобретенный навык
начинает использоваться ребенком механически, неосмысленно, для получения
стереотипных ощущений. В каждом случае педагог должен пытаться предусмотреть
возможные осложнения, но общие принципы работы заключаются в том, чтобы:
– обеспечить
максимальную осмысленность освоения каждого нового умения;
– ограничиться
минимальным освоением каждого «промежуточного» умения (по отношению к главному
результату – овладению чтением), и переходить к следующему, так как тщательная
проработка каждого «промежуточного» умения провоцируют имеющиеся у аутичного
ребенка склонности к стереотипности и аутостимуляции.
Литература.
1. Дети
с нарушениями развития. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов и слушателей
спец. факультетов / Сост. В. М. Астапов. М.: Международная педагогическая
академия, 1995.
2. Лебединская
К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. и др. Дети с
нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М.: Просвещение, 1989.
3. Никольская
О. С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология.
База данных
рецептов — Сообщество аутистов в действии (TACA) База данных
рецептов — Сообщество аутистов в действии (TACA)
База данных рецептов
Категории | |||
|
|
|
|
Закуски |
| ||
Наверх | |||
Фасоль |
| ||
Наверх | |||
Говядина |
| ||
Наверх | |||
Напитки |
| ||
Наверх | |||
Хлеб |
| ||
Наверх | |||
Завтрак |
| ||
Наверх | |||
Торт |
| ||
Наверх | |||
Печенье |
| ||
Наверх | |||
Ремесла |
| ||
Наверх | |||
Десерты и сладости |
| ||
Наверх | |||
Повязки |
| ||
Наверх | |||
Рыба и морепродукты |
| ||
Наверх | |||
Замороженные лакомства |
| ||
Наверх | |||
Игра |
| ||
Наверх | |||
Праздники | Основные блюда
| ||
Гарниры
| |||
Десерты
| |||
Напитки
| |||
Наверх | |||
Избранное для детей | Завтрак
| ||
Ремесла
| |||
Десерты
| |||
Еда, которую едят руками
| |||
Основные блюда
| |||
Маффины
| |||
Стороны
| |||
Наверх | |||
Кексы |
| ||
Наверх | |||
Макаронные изделия |
| ||
Наверх | |||
Свинина |
| ||
Наверх | |||
Птица |
| ||
Наверх | |||
Салаты |
| ||
Наверх | |||
Соусы |
| ||
Наверх | |||
Сезонные продукты |
| ||
Наверх | |||
Супы |
| ||
Наверх | |||
Крахмал |
| ||
Наверх | |||
Овощи |
| ||
Наверх | |||
Вегетарианская |
|
Наверх
Готовим с аутизмом | Рецепты кулинарной книги для аутистов, Рецепты приготовления пищи для аутистов
Перейти к содержимому
1417
Хорошо продуманные рецепты являются ключом к кулинарному успеху наших учащихся. Все изложено небольшими шагами и простым языком. Ничего не остается для догадок. Теперь вы можете поделиться этим успехом у себя дома или в школе, используя нашу кулинарную книгу Coach in the Kitchen .
Наши рецепты соответствуют привычкам питания и укрепляют здоровье учащихся нашей кулинарной школы для взрослых и подростков с аутизмом. Большинство людей (с аутизмом или без) не едят достаточно фруктов, овощей или цельнозерновых продуктов. Мы успешно решили эту проблему в нашей кулинарной школе, представив рецепты, в которых цельные зерна смешиваются с очищенными зернами в выпечке, так что клетчатка присутствует, не пренебрегая текстурой или вкусом. Мы также обнаружили, что фрукты и овощи, которых раньше избегали, можно подавать с привлекательными соусами или запекать в десертах.
Признавая, что люди в спектре аутизма часто имеют весьма своеобразные пищевые привычки, 290 страниц рецептов в нашей кулинарной книге включают в себя широкий спектр продуктов. Здесь каждый найдет что-то для себя — для тех, кто любит макароны, панированные продукты, сыр, пиццу, курицу, колбасу или рис; для тех, кто любит выпечку или кто ест только продукты без глютена или без казеина, или GFCF.