пейзаж настроения урок изо 7 класс
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Урок продолжение знакомства с жанром пейзажа.
Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, которые позволят учащимся грамотно вести самостоятельную работу над живописным пейзажем.
Задачи:
Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Обучать передавать через цвет состояние природы.
Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.
Укреплять межпредметные связи (информатика, изобразительное искусство, литература)
Характеристика видов деятельности учащихся:
Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.
Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.
Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.
Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека
Экспериментировать использовать новые средства выразительности работая в технике «пуантилизм»
Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.
Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.
Результаты освоения:
Личностные:
– воспитание любви к природе родного края;
– развитие эстетического сознания через творческую деятельность.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цель урока;
-умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,
– умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.
Предметные:
– развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления.
– приобретение опыта работы над цветовым рисунком в технике «пуантилизм»
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.
Планируемые результаты:
Практические умения: – приобрели дополнительные умения, работая в технике «пуантилизм»
Образовательные умения: – научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.
Информационные умения: – работать с информацией;
– делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.
Коммуникативные умения:
– уметь работать в группе;
– выработка собственного мнения, умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю.
Оборудование: гуашь, акварель, кисти, баночки для воды, альбомы, ватные палочки, простые карандаши, ластик
Учителю: – компьютер, проектор, экран, презентация, слайд-фильмы, заготовки пейзажей для групп.
Ход урока
Этапы урока | Характеристика видов деятельности учителя | Характеристика видов деятельности учащихся: | Использование ИКТ |
Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся. | ||
Целеполагание | – Я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета. – А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено? – Что такое настроение? – Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умильная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый». – Почему так говорят? – А разве природа одушевленное существо? – Тогда почему так говорят? Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев Ещё в полях белеет снег, Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте. Давайте полюбуемся прекрасными пейзажами весенней природы СЛАЙД-ФИЛЬМ 1 | – Это внутреннее душевное состояние человека. – Передают настроение природы – Нет – Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение) – Весна | |
Сообщение темы урока | – Существует в живописи понятие «пейзаж настроения». И мы посвятим наш урок этой теме. – А вы знаете откуда появилось такое название? (пейзаж настроения) – Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером. Взгляните на работы художников имрессионистов СЛАЙД-ФИЛЬМ 2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ – А вы сможете передать настроение природы в своем рисунке? – С помощью чего? – А вам все известно о том, как применить правила цветоведения в передаче настроения пейзажа? Тогда чему нам необходимо научиться на уроке? И так мы научимся передавать яркие цветовые состояния природы, ее изменчивость, настроение. | – Нет – Да -Красок…цвета – Не совсем – Как цветом передать настроение природы | |
Изучение нового материала | – От чего зависит настроение природы? – Краски, какого цвета вы бы взяли, чтобы создать сегодняшний день? (обратить внимание на разные тона одного цвета: яркий желтый, синий, голубой, светлый и темный зеленый и т.д.) – Перед тем как выполнить живописный пейзаж красками, я хочу познакомить вас с одним из направлений импрессионизма – пуантилизмом. Показ выполнения композиции в технике пуантилизм. Пуант – точка. Мазки рисуем точками. | – Время года, время суток, погода. устно | |
Практическая работа | Ваша задача не только передать настроение пейзажа, но и показать его. Лист расположить вертикально или горизонтально приступить к работе. Во время самостоятельной работы учащихся, делать целевые обходы с целью контроля за правильностью выполнения приёмов работы; контроль объёма и качества выполненной работы; оказание помощи учащимся. | Предварительное задание – создать цветовую палитру Задание: Создание пейзажа настроения – | Учитель Ученики |
Закрепление учебного материала (5 мин.) | – С каким направлением в искусстве мы сегодня познакомились? -Кто являлся основоположником этого направления? – Какие бывают виды пейзажей? – Как называется цветовой строй в картине? -Как называется техника выполненная мазком- точкой? | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). | Учащиеся выставляют свои рисунки. |
Итог урока Рефлексия Анализ работы Вывод | – А теперь приглашаю всех прикрепить свой пейзаж на доске. – Скажите, одинаковые ли у вас получились пейзажи? – Почему? Посмотрите, какие красивые пейзажи у вас получились. Выставление оценок. – Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились. -Что было трудным при выполнении самостоятельной работы? -Что было интересным на уроке? – А теперь домашнее задание: наблюдение за природой – Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу. Изменился ли цвет вашего настроения? Давайте заполним палитру настроения. “В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”. К.Г.Паустовский. Я прощаюсь, и настроение у меня от общения с вами и от ваших работ приподнятое, жду следующего нашего урока. До свидания. | Коммуникативные (умение выражать свои мысли). Личностные (ориентация на понимание причин успеха или не успеха выполненной работы). Убирают рабочие места. | На экране высвечивает-ся эпиграф Музыка. |
16
Красота природы родного края. 7 класс
Похожие презентации:
Красота природы родного края. Роль колорита в пейзаже
Красота человеческой фигуры. 7 класс
Красота человеческой фигуры. 7 класс
«И вечная природы красота…»: осень в картинах русских художников
Лики женской красоты в русской живописи
Красота цвета в природе и изобразительном искусстве
Красота мира глазами Алексея Саврасова
Жанр изобразительного искусства – пейзаж
Пейзаж, его виды и характеры
Красота – это гармония души
Урок в 7 классе
по изобразительному искусству
на тему:
«Красота природы родного края»
Ребята,
На уроке готовы к работе?
Краска проснулась, вода ожила,
Кисть подтянулась, лист в
ожидании вас…
Цели урока:
научиться передавать в своем рисунке
настроение природы и свое эмоциональное
отношение к ней с помощью художественновыразительных средств живописи;
совершенствовать свои умения и навыки в
работе над рисунком акварелью, гуашью, в
использовании их технических приемов и
цветовой палитры красок.
Если видишь на картине
Нарисована река,
И ель и белый иней.
Или сад и облака,
Или снежная равнина.
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется …
Пейзаж (произошло от фр. paysage – страна,
местность)
жанр
изобразительного
искусства, в котором основным предметом
изображения является природа.
Виды пейзажа:
1.
2.
3.
Архитектурный и индустриальный
пейзажи.
Сельский и городской пейзаж.
Морской и речной пейзажи.
Художники – пейзажисты России
Отличительные характеры пейзажа
Героический пейзаж;
Исторический пейзаж;
Эпический пейзаж;
Романтический пейзаж;
Пейзаж настроения.
Героический пейзаж пейзаж, в котором природа представляется
величественной и недоступной для человека.
В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие
деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне –
мифические герои и боги.
Эпический пейзаж –
величавые картины природы, полные
внутренней силы, особой значимости и
бесстрастного спокойствия.
Исторический пейзаж.
В пейзажном жанре находят воплощение
исторические события, о которых напоминают
изображенные архитектурные и скульптурные
памятники, связанные с этими событиями.
Романтический пейзаж –
Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство
ветра. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало,
несогласие с существующим порядком вещей, стремление
подняться над обыденным, изменить его.
Пейзаж настроения
В нём отражены чувства тоски, грусти или тихой радости.
Стремление найти в различных состояниях природы
соответствие человеческим переживаниям и настроениям
придало пейзажу лирическую окраску.
Практическая работа
Изобразите с помощью живописного
художественного материала и
художественно – выразительных средств
живописи красоту природы родного края.
Подумай, какой образ родной природы
тебе особенно ярко представляется. Какое
это время года? Что будет главным в твоей
картине – река, темный лес, перекаты
полей… А каким будет небо?
English
Русский
Правила
Natural Drawing: Beyond Basics FULL
Перейти к основному содержанию
Серия онлайн-классов Natural Drawing
Участники в возрасте от 14 лет, имеющие некоторый опыт рисования, или выпускники «Основы естественного рисования» приглашаются делать наброски и рисовать на этом начальном уровне, пятинедельный курс прогрессивного рисования для взрослых. Присоединяйтесь к уважаемому художнику-преподавателю в резиденции Дженис Тантон в этой бесплатной интерактивной онлайн-серии, чтобы изучить методы рисования и маркировки, а также задачи рисования, разработанные для продвижения вашей практики и выхода за рамки основ!
Участники примут участие в увлекательной пятинедельной программе с использованием Zoom, а также безопасной и частной сети онлайн-сообщества, чтобы:
• Расширить свои навыки видения, оценки и композиции
• Узнать, как правила композиции могут помочь улучшить ваш рисунок и стратегию
• Изучите различные техники с помощью работы с паттернами и мозаикой
• Улучшите свое понимание стратегий успешного подхода к законченному рисунку
• Выполняйте еженедельные задания по рисованию, статьи и продвинутые упражнения по рисованию
• Развивайте свои навыки рисования и работайте над личным проектом рисования
Все занятия поощряют художественные исследования и беседы, а также исследуют, как процесс обучения рисованию может быть медитативным и полезным для вашего самосознания. Мы более подробно обсудим концепцию вашего внутреннего критика, вашего внутреннего ребенка и расширим вашу ежедневную практику рисования с помощью личного проекта, ПЛЮС изучим процесс творчества. Вместе мы будем исследовать новые пути обучения через рисование. Мы узнаем, как практика рисования может улучшить ваше видение в повседневной жизни. Вы научитесь мыслить как художник и заведете новые связи, которые в конечном итоге разовьют вашу способность сосредотачиваться на других областях интересов во всех сферах вашей жизни.
Мы будем использовать частную сеть сообщества для нашего онлайн-опыта, где вы встретите единомышленников. На этой платформе есть видеоуроки, рабочие тетради в формате PDF, письменные уроки, еженедельные задания и интерактивные онлайн-беседы с одноклассниками и инструктором. Встречи в реальном времени ZOOM с группой будут проходить как минимум один раз в неделю в запланированное время, с доступными записанными повторами. Одним из лучших преимуществ этой проверенной среды обучения является возможность учиться не только у инструктора, но и друг у друга, а также иметь возможность участвовать в безопасном и заботливом сообществе. Это первая из двух программ рисования для начинающих, предназначенных для того, чтобы мягко направить вас в творческую зону через практику рисования. Весь контент доступен 24/7, поэтому вы можете найти время, которое подходит именно вам.
ПОЛНЫЙ: Добавить в список ожидания
Этот курс бесплатный.
Необходимо зарегистрироваться заранее до пятницы, 12 февраля.
Расписание
«Обед и обучение» Live Zoom:
Понедельник, 22 февраля: 12:00–13:00 (МСК) – Ориентация и приветствие Платформа
Встречи Live Zoom будут проходить каждый вторник с 18:00 до 19:00, MST:
Вторники: 23 февраля, 2 марта, 9 марта, 16 марта, 23 марта
«Обед и обучение» Сеанс Live Zoom:
Пятница, 26 марта: 12:00–13:00 (MST) — заключительный обзор и дальнейшие действия
Участники могут работать в своем собственном темпе в течение каждой недели учебной программы.
Все сеансы Zoom будут записаны, а для тех, кто не сможет посетить сеансы, будут предоставлены ссылки на повтор.
При поддержке:
Требования к курсу
1. Уровень: несмотря на то, что курс «Natural Drawing Beyond Basics» является курсом начального уровня, вы должны иметь либо – некоторый опыт рисования, либо пройти курс «Основы естественного рисования». ” или посещали сессию “Drawn To Nature” в прошлом с Дженис. Требуются базовые знания компьютерной навигации; допускаются взрослые и участники от 14 лет. Обратите внимание, что этот класс не подходит для детей. Онлайн-ориентация «Обед и обучение» для ознакомления вас с платформой будет предоставлена в первый день курса.
2. Вам потребуется устройство для загрузки и использования платформы Zoom для еженедельных виртуальных собраний/классов, а также для входа в сеть сообщества (ссылки и информация будут предоставлены до начала курса и после подтверждения регистрации). .) Подойдет любое устройство iOS, Android, ноутбук или компьютер.
3. Участники должны проверять содержание курса не менее 2-3 раз в неделю, загружая свои рисунки и домашние задания и комментируя работу со своими одноклассниками. Новые юниты/упражнения будут выходить каждый будний день. Чем больше вы занимаетесь практическими заданиями, инструктором и членами сообщества, тем богаче будет ваш учебный опыт.
Краткое описание курса
Курс естественного рисования в течение пяти недель познакомит участников с основными методами рисования. Вот общее представление о том, чего ожидать:
Первая неделя: Введение, Понимание платформы, Групповые задания по рисованию, Проекты (Zoom 22/23 февраля)
Вторая неделя: Композиция, Групповые задания по рисованию, Критика и работа над проектом (Zoom 2 марта)
Третья неделя: Обзор линий/значений, групповые задания по рисованию, критика и проектная работа (Zoom 9 марта))
Неделя четвертая: Обзор стратегии, групповые задания по рисованию, критика и работа над проектом (Увеличение 16 марта)
Пятая неделя: Завершенные чертежи проекта, групповые задания по рисованию, заключительная критика. (Увеличить 23/26 марта)
Рекомендуемые материалы
Вот список рекомендуемых материалов для этого курса, но если у вас есть только домашний карандаш и лист бумаги, вы готовы к работе!
Карандаши: 2H HB 2B 4B 6B (дополнительно — 4H, 8B)
Растушевочный пень (или тортильон)
Ластик: эластичный ластик
Точилка для карандашей (подойдет даже острый нож, если у вас его нет)
Бумага: обычная высокосортная бумага (такая же, которую вы используете в домашнем принтере)
Газетная бумага
Альбом для рисования (любого размера, который вы предпочитает. Дженис нравятся альбомы Роберта Бейтмана за белизну и текстуру бумаги. 11×14 — хороший размер, но подойдет альбом любого размера.)
Совершенно необязательно: предпочитаемая Дженис бумага для готовых рисунков: Arches 140 фунтов, горячее прессование акварельная бумага (это 9×12 pad) Single Sheet Arches 140-фунтовая акварельная бумага горячего прессования (Она заказывает их и складывает до нужного размера для готовых рисунков. )
Биография Дженис Тантон
Дженис живет и работает в красивых Скалистых горах недалеко от Банфа, Альберта. Она является выпускницей с отличием (творческое искусство и дизайн) Даремского колледжа, а также училась в Виндзорском университете на степень бакалавра искусств (актерское мастерство). С 1989 года она является практикующим профессиональным и отмеченным наградами художником, уделяя особое внимание изобразительному искусству реалистичному повествовательному рисунку и живописи.
Дважды получатель наград Совета Канады. Ее проекты направлены на развитие практики искусства среди различных членов сообщества. Ее крупномасштабные картины и рисунки приветствуются критиками не только за их техническую виртуозность, но и за их плавность и глубокое понимание человеческого состояния с использованием кросс-культурных мэшапов.
В 2005 году Дженис переехала со своей семьей на территорию Договора 7 в долине Боу, где она приняла должность руководителя программы по лидерству коренных народов в Банф-центре. Отложив успешную художественную карьеру, чтобы посвятить время своей семье и своей новой роли, Дженис нашла художественное вдохновение и поддержку благодаря тесным отношениям с преподавателями и участниками из коренных общин Канады и Австралии. Для нее большая честь быть усыновленной дочерью старейшины Тома Крейна Медведя из народа сиксика; посвящен в танцевальный кружок пау-вау; является владельцем типи от имени Центра искусств и творчества Банфа и получила имя черноногих Иниским-Аки (Женщина-бизон из камня).
На протяжении многих лет Дженис делится своими знаниями и читает лекции в высших учебных заведениях, художественных школах и мастерских. В 2018 году она была назначена первым художником-преподавателем публичной программы Банф-центра по месту жительства, проводя постоянно распроданные общественные программы «Нарисованные к природе». С приходом COVID-19 Дженис создала безопасное и увлекательное онлайн-сообщество для обучения, призванное предоставить большему количеству студентов возможность учиться благодаря ее популярному, легкому стилю преподавания и увлекательной перспективе.
“Я больше всего заинтересован в том, чтобы поделиться тем, что я узнал, и открыть для себя новые способы видения и мышления в процессе практики в искусстве. Я просто хочу, чтобы вы рисовали и чувствовали себя комфортно, чтобы вы могли наслаждаться путешествием!”
COVID подорвал обучение 1,6 миллиарда учащихся. Вот как школы могут помочь им наверстать упущенное
К октябрю прошлого года Мег Брайдон увидела ужасные потери, которые пандемия нанесла детям в ее школе. Брайдон был учителем в средней школе Эшвуда, в пригороде Мельбурна, Австралия — городе, который провел больше времени в COVID-19блокировок больше, чем где бы то ни было в мире. Школа то и дело закрывалась около семи месяцев.
До пандемии около 10% детей, присоединившихся к Ashwood в возрасте 12 лет, были ниже ожидаемого национального стандарта. Но в последней когорте Брайдон мог видеть, что шокирующие 30% из них отстали. И ущерб оказался еще глубже. Так много детей имели поведенческие или психологические проблемы после самоизоляции, что некоторые из них становились агрессивными, и школа наняла штатного психолога, чтобы помочь. «Количество обращений к ней было астрономическим, — говорит Брайдон.
Подобные сценарии разыгрывались в классах по всему миру. К февралю этого года школы во всем мире были закрыты из-за COVID-19 в среднем на 4,5 месяца, что затронуло примерно 1,6 миллиарда учащихся и привело к тому, что Организация Объединенных Наций назвала крупнейшим нарушением образования в истории. По данным культурной организации ООН ЮНЕСКО, даже спустя 2 года после начала пандемии 48 стран еще не полностью открыли свои школы.
Последствия этих закрытий печальны, но предсказуемы. В богатых странах больше всего отстали обездоленные и уязвимые дети. Больше всего пострадали жители более бедных стран, и миллионы людей вообще никогда не вернутся в школу. По оценкам ЮНЕСКО, нынешнее поколение студентов может потерять 17 триллионов долларов США заработка в течение жизни при текущих значениях из-за отсутствия знаний и навыков. «На самом деле мы говорим о потере поколений», — говорит Маргарет Сакс-Исраэль, руководитель отдела инклюзивного качественного образования в ЮНЕСКО в Бангкоке.
Теперь правительствам и школам необходимо знать, как лучше помочь детям наверстать упущенное, и исследования могут показать путь. За последние 20–30 лет исследователи в области образования, экономики и международного развития накопили значительный объем фактических данных, включая банки рандомизированных контролируемых испытаний, демонстрирующих стратегии, которые эффективны для повышения посещаемости школы и повышения успеваемости. Они показывают, например, что репетиторство — один из самых экономически эффективных способов помочь детям наверстать упущенное. И некоторые страны опираются на эти данные в своих исследованиях COVID-19.ответов, сосредоточив внимание на репетиторстве и других программах, эффективность которых была доказана образовательными исследованиями.
Поколение COVID: как пандемия влияет на детский мозг?
Но эксперты указывают на ряд опасений. Истинные масштабы потерь в обучении во время пандемии еще не ясны; образовательные исследования редко дают простые ответы о том, что делать; и страны могут не использовать эту возможность для осуществления столь необходимых системных изменений. «Каждый раз, когда в мире происходит бедствие, мы возвращаемся к старому нормальному голоданию», — говорит Джон Хэтти, исследователь в области образования из Мельбурнского университета. «Самая большая пародия на COVID — это если мы ничему не научимся».
Более того, масштаб предстоящей задачи огромен. Исследователи и эксперты в области образования обеспокоены тем, что инвестируемые суммы смехотворно недостаточны, учитывая количество студентов, нуждающихся в помощи. «Это настоящее испытание для мирового сообщества», — говорит Кеннет Рассел, специалист по образованию в Детской благотворительной организации ООН ЮНИСЕФ в Нью-Йорке. «И я не думаю, что величина ответа соответствует величине потребности».
Несмотря на это, пандемия может в конечном итоге привести к некоторым трансформационным изменениям в образовании, которые улучшат практику и охватят больше учащихся, говорят исследователи. «Я действительно думаю, что это развеяло многие наши предположения об образовании», — говорит Ли Эллиот Мейджор, изучающая социальную мобильность в Эксетерском университете, Великобритания.
Жесткая реклама
Концепция использования научных исследований в образовании долго и упорно продавалась. «Основная проблема заключается в том, что многие практики не верят, что это когда-либо станет наукой», — говорит Андреас Шлейхер, возглавляющий управление образования и навыков Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже. От учителей не ожидают, что они просматривают академические журналы, а образовательная политика часто определяется идеологией бюрократов, а не исследованиями, показывающими, что на самом деле работает. «Многие из них используют доказательства, чтобы подтвердить то, что они хотят сделать», — говорит Шлейхер.
Некоторые исследователи и преподаватели десятилетиями пытались изменить эту точку зрения. Они хотят, чтобы образование было больше похоже на медицину, где эффективность лекарства обычно должна быть доказана в ходе рандомизированных контролируемых испытаний, прежде чем оно будет использовано. Сторонники образования, основанного на фактических данных, утверждают, что методы преподавания и обучения также должны быть подтверждены исследованиями, а не использоваться из-за традиций, мнений или последних причуд. Но они признают, что проверить, улучшает ли тот или иной метод результаты обучения, зачастую сложнее, чем проверить, улучшает ли лекарство здоровье.
Студент из Токио получает индивидуальное обучение через прозрачный барьер в августе 2020 года. Фото: Тору Ханай/Bloomberg/Getty
В конце 2010 года образование на основе фактических данных получило один из самых больших импульсов, когда правительство Великобритании инвестировало 125 миллионов фунтов стерлингов (156 миллионов долларов США) в повышение стандартов в школах. Это привело к созданию Education Endowment Foundation (EEF), некоммерческой организации в Лондоне, которая с тех пор стала лидером в исследованиях в области образования. Она профинансировала не менее 160 рандомизированных контролируемых испытаний в сфере образования, вероятно, больше, чем любая другая организация в мире. Около половины английских школ приняли участие в этих испытаниях. Инвестиции в EEF «имели волновой эффект во всем мире», — говорит Аннет Боаз, изучающая фактические данные и политику в Лондонской школе гигиены и тропической медицины.
Расцвели и другие базы данных образовательных исследований. Хэтти возглавила ранний новаторский проект по обобщению данных со всего мира о том, что влияет на обучение 1 . Кроме того, Институт педагогических наук Министерства образования США в Вашингтоне, округ Колумбия, поддерживает Информационный центр What Works, источник информации об образовательных программах, эффективность которых доказана тщательными исследованиями. Хэтти утверждает, что с такими базами данных области не нужно больше доказательств — проблема заключается в том, чтобы получить информацию, используемую правительствами и школами. «Мы безнадежны в этом», — говорит он.
Теоретически пандемия может помочь преодолеть этот разрыв. Страны во всем мире хотят знать, как лучше всего инвестировать в восстановление образования, и миллиарды долларов уже вливаются в школы. «Этот момент времени действительно уникален, потому что изменил разговор о доказательствах в образовании», — говорит Нэнси Мэдден, психолог и исследователь из Педагогической школы Университета Джона Хопкинса в Балтиморе, штат Мэриленд. «Людям нужно что-то, что работает, а не просто заниматься бизнесом, как обычно».
Разрушение догмы
Жемчужиной ВЭФ является его Инструментарий для преподавания и обучения, который основан на систематических обзорах и мета-анализах исследований, таких как рандомизированные контролируемые испытания, которые протестировали 30 образовательных подходов. Инструментарий переводит результаты в простую для понимания метрику: количество месяцев дополнительного прогресса, достигнутого в среднем за год детьми, получающими вмешательство, по сравнению с аналогичными детьми, не получающими вмешательства. Он также отображает силу лежащих в основе доказательств и стоимость вмешательства (см. «Какие образовательные методы получают высшие оценки?» и go.nature.com/3nbhdzm).
Источник: EEF
Инструментарий опровергает многие распространенные убеждения, показывая, что умеренное сокращение размера класса (например, с 30 до 20 учеников), ношение школьной формы и группировка детей в соответствии с уровнем успеваемости практически не имеют никакого эффекта на основании имеющихся данных. . К наиболее эффективным стратегиям относятся те, которые помогают детям понять то, что они читают; предоставление им значимой обратной связи; и подходы, улучшающие метапознание — способность учащихся думать, планировать и оценивать собственное обучение. Каждый из них дает детям в среднем шесть или семь месяцев прогресса.
Более 70% руководителей средних школ в Англии теперь используют набор инструментов при принятии решений о том, как расходовать финансирование. EEF сотрудничает с группами, чтобы адаптировать его для использования в Австралии и некоторых частях Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки.
Задолго до пандемии было ясно, что одним из самых рентабельных подходов является репетиторство, как в небольших группах, так и индивидуально. Инструментарий говорит, что это может купить четыре-пять месяцев дополнительного прогресса при относительно низких затратах. И, в отличие от некоторых других эффективных методов, программы репетиторства можно быстро наращивать и внедрять. Итак, в 2020 году EEF быстро рассмотрел данные о возможных последствиях закрытия школ в Соединенном Королевстве по всей стране9.0150 2 и подчеркнул, что репетиторство, вероятно, будет особенно эффективным способом помочь детям наверстать упущенное. В то время «репетиторство казалось вполне правдоподобным ответом», — говорит Бекки Фрэнсис, исследователь в области образования и исполнительный директор EEF. По ее словам, в то время эта рекомендация «приземлилась в пустоту и была с готовностью подхвачена политиками».
Как COVID меняет изучение человеческого поведения
В июне 2020 года правительство Великобритании объявило о создании Национальной программы репетиторства стоимостью 350 миллионов фунтов стерлингов в рамках своего более широкого догоняющего финансирования для детей в размере 1 миллиарда фунтов стерлингов. (ВЭФ был одним из нескольких партнеров, которые управляли программой в течение первого года; голландская компания Randstad приняла ее на второй год). выиграют от этого больше всего. «Я думаю, что она не нацелена должным образом на самых обездоленных учеников. Это не покорило учителей», — говорит Эллиот Мейджор. «И отчасти это потому, что есть некоторый скептицизм в отношении качества репетиторов».
В марте этого года правительство расторгло контракт с Randstad и объявило, что в 2022–2023 учебном году финансирование репетиторства будет направлено непосредственно школам. Национальный фонд исследований в области образования в Слау, Великобритания, проводит независимую оценку влияния программы репетиторства на успеваемость учащихся.
И EEF, и Randstad говорят, что гордятся тем, чего они добились благодаря программе репетиторства. В заявлениях для Nature EEF заявил, что к июлю 2021 года 60% средних школ получили доступ к репетиторству, а Randstad сообщил, что утроил количество учащихся, участвующих в программе репетиторства.
Примеры из практики
Еще одна программа, основанная на фактических данных, была широко и менее противоречиво внедрена в Англии. В рандомизированных контролируемых исследованиях было показано, что раннее вмешательство Наффилда (NELI) улучшает языковые навыки у детей в возрасте 4–5 лет посредством серии учебных занятий в небольших группах (см. go.nature.com/39xtgsk). В настоящее время NELI используется в двух третях английских начальных школ, чтобы компенсировать пропущенное во время пандемии обучение, и его результаты оцениваются независимо. «Хотя у него был огромный радиус действия, он почти полностью остался незамеченным», — говорит Фрэнсис.
Некоторые исследователи указывают на то, что Нидерланды применили образцовый подход к восстановлению образования, основанный на фактических данных. Там правительство выделило школам 4,2 миллиарда евро (4,4 миллиарда долларов США) на финансирование для поддержки учащихся и потребовало, чтобы они тратили их, выбирая из «карточки меню» научно обоснованные подходы, в значительной степени основанные на наборе инструментов EEF. «Мы хотим максимально убедиться, что школы будут основывать свои решения на имеющихся знаниях об эффективных подходах», — говорит Фемке Бинк, старший советник Департамента среднего образования Министерства образования, культуры и науки в Гааге.
Двое детей посещают школу удаленно с помощью смартфона в Дехрадуне, Индия, в конце января. По словам их матери, к тому моменту пандемии COVID-19 они лично ходили в школу всего один месяц с марта 2020 года. Фото: Atul Loke/The New York Times/Redux/eevine
А в Панаме, где школы были полностью закрыты более года, Министерство образования в апреле запустило ресурсы и тренинги для учителей, показывающие, как внедрять практики, основанные на фактических данных, включая обратную связь с учащимися. «Учителя устали и напряжены, поэтому мы пытаемся сказать им: «Мы хотим направить ваши усилия на то, что действительно работает», — говорит Хавьер Гонсалес, директор SUMMA в Сантьяго, Чили. SUMMA стремится улучшить системы образования в Латинской Америке и Карибском бассейне с помощью исследований и помогла разработать обучение.
Соединенные Штаты также уделяют особое внимание доказательствам в своих планах восстановления. В 2021 году гигантский законопроект о стимулировании экономики направил школам 122 миллиарда долларов. Закон требует, чтобы не менее 20% средств, получаемых округами, использовались на научно обоснованные меры для удовлетворения академических, социальных и эмоциональных потребностей учащихся. На практике, однако, трудно понять, как используются эти деньги, говорит Майк Петрилли, президент Института Томаса Б. Фордхэма, образовательного фонда в Вашингтоне, округ Колумбия. «Основываясь на прошлом опыте, мы должны ожидать, что большая часть денег будет потрачена не лучшим образом».
Еще одна сложность заключается в том, что обучение проводится в разных стилях: индивидуально или в небольших группах; онлайн или лично; доставляется учителями-людьми или цифровыми учителями. Нет никакой гарантии, что конкретная программа будет эффективной или что она будет успешной в конкретной школе или для определенного ребенка. «Это не просто нанять людей, которые называют себя репетиторами, и поместить их в комнату с детьми — таким образом вы можете потратить много денег», — говорит Мэдден.
В Мельбурне Брайдон увидел проблемы с внедрением программы обучения. Ее школа смогла разместить дополнительного учителя в некоторых классах, чтобы помочь отстающим детям, используя деньги, полученные в рамках программы наверстывания от правительства. Но школа изо всех сил пытается найти учителей для заполнения вакансий, говорит она, потому что измученные коллеги увольняются с работы. «Нам нужно более десяти замещающих учителей каждый день только для того, чтобы школа продолжала работать», — говорит она.
Глобальные проблемы
В других частях мира дела обстоят еще хуже. По оценкам ЮНЕСКО, к апрелю 2020 года более 1,2 миллиарда детей в густонаселенном Азиатско-Тихоокеанском регионе пострадали от закрытия школ. И если в Японии и Сингапуре школы закрылись всего на месяц или около того, то в Бангладеш и на Филиппинах произошли одни из самых серьезных сбоев в мире: школы были полностью закрыты более 13 месяцев.
Еще до COVID-19По словам Сакс-Исраэль, в регионе был кризис обучения, потому что так много детей не достигли ожидаемого уровня успеваемости в школе. По оценкам, 10 миллионов детей в Азиатско-Тихоокеанском регионе не вернутся в школу, и ожидается, что число ранних или принудительных браков и детского труда резко возрастет.
COVID и школы: доказательства безопасного открытия
Масштабы этой проблемы не могут быть решены одним дополнительным обучением. Поскольку многие школы все еще закрыты, очевидным главным приоритетом, по словам специалистов в области образования, является открытие классов, чтобы дети могли вернуться, даже если COVID-19случаи снова начинают расти. Sachs-Israel говорит, что школы должны быть гостеприимными и безопасными, а также должны преодолевать любые опасения, которые могут возникнуть у родителей, учителей и детей по поводу рисков заражения.
Согласно отчету 3 за 2020 год, подготовленному международной группой Global Education Evidence Advisory Panel, одним из экономически эффективных подходов для школ является ориентация обучения на уровень обучения ребенка, а не на его возраст. А исследователи в области образования говорят, что школы должны оценивать каждого возвращающегося ученика.
Это стратегия основанной на фактических данных программы под названием «Преподавание на правильном уровне», проводимой учебной организацией Pratham в Нью-Дели. Исполнительный директор организации Рукмини Банерджи говорит, что она работает с правительствами нескольких штатов в Индии и других странах и заметила, что дети добиваются успехов в обучении грамоте и счету всего за несколько недель. «Мы чувствуем, что это то, что действительно нужно во всем мире», — говорит она.
Опрос улик
Несмотря на всю поддержку использования доказательств в образовании, существуют давние опасения по поводу того, насколько надежны некоторые из этих доказательств.
В 2019 году пара исследователей изучила 141 крупное рандомизированное контролируемое испытание, проведенное по заказу EEF и расположенного в США Национального центра оценки образования и региональной помощи. Они пришли к выводу, что 40% испытаний были неинформативными, поскольку их эффекты были небольшими или неточными 90–150 4 90–151 .
«Итак, вначале вы не знали, работает ли вмешательство или нет. Но, в конце концов, мы все еще не уверены, работает ли это», — говорит автор исследования Хьюго Лорти-Форгес, изучающий математическое образование в Университете Лафборо, Великобритания. По его словам, это могло быть связано с тем, что ранние многообещающие исследования подхода оказались ошибочными, метод было трудно масштабировать или исследование было плохо спланировано.
Это не стало большим сюрпризом для исследователей, которые проводят такие исследования. Подобно тому, как большинство новых лекарств оказываются неэффективными в крупных клинических испытаниях, самые блестящие идеи по улучшению обучения оказываются малоэффективными, когда их подвергают испытанию. И в то время как в медицине врачи начинают с больного и пытаются сделать его заметно лучше, в образовании многие страны начинают с довольно здоровой системы образования, поэтому любой новый метод, скорее всего, принесет лишь незначительные выгоды. «Возможно, немного наивно предполагать, что учителя со временем не обнаружили некоторые из подходов, которые с большей вероятностью будут успешными», — говорит Стив Хиггинс из Даремского университета, Великобритания, руководивший работой над инструментарием EEF.
Поскольку данные все еще поступают, есть некоторые предположения, что закрытие школ могло оказать меньшее влияние на достижения некоторых детей, чем предполагают многие мрачные заголовки, или что ученики могут быстро прийти в себя.
Когда Хэтти изучил последствия закрытия школ в штате Виктория, Австралия, где школы (в том числе школа Брайдона) были закрыты в течение длительного времени, он пришел к выводу, что удивительно, что траектории обучения снизились лишь незначительно (см. go.nature.com/3mtxucq ). Одна из возможных причин заключается в том, что некоторые учащиеся, работая в одиночку, были более эффективны, чем в школе. Шлейхер добавляет, что технологии также стали более приемлемыми, учителя сплотились, чтобы поддержать детей в социальном и эмоциональном плане, а родители стали более активно участвовать в образовании своих детей. Глядя на общее воздействие пандемии на образование, он говорит, что «в балансе есть плюсы и минусы».
Подготовка учителей
В долгосрочной перспективе ключевым способом более регулярного использования исследований в образовании будет включение их в подготовку учителей и непрерывное профессиональное развитие. Одна модель пришла из Японии, где учителя десятилетиями проводили «изучение уроков». Это форма исследования, в которой они разрабатывают цель — например, улучшить понимание дробей — затем пишут подробный план урока, наблюдают за уроком в действии и обсуждают то, что они узнали. Школы опираются на внешние исследования и часто консультируются в процессе с учеными. Такой тип непрерывного профессионального развития необычен, говорит специалист по математическому образованию Тошиакира Фуджи из Токийского университета Гакугей. Учителя развивают глубокое понимание учебных материалов, «но что более важно, они учатся учиться как учителя».
Другие страны также начинают использовать фактические данные в подготовке учителей. EEF и SUMMA сотрудничают с Университетом Вест-Индии в Кейв-Хилл, Барбадос, над обучением учителей методам, основанным на фактических данных, таким как эффективная обратная связь со студентами. А начиная с этого года все 650 студентов, обучающихся в магистратуре Гарвардской высшей школы образования в Кембридже, штат Массачусетс, должны будут пройти курс по доказательствам, говорит старший преподаватель Кэрри Конауэй. «Идея в том, что у нас есть поколение лидеров, которые понимают ценность этого как части процесса принятия решений», — говорит она.
Брайдон говорит, что во время обучения ее почти ничему не учили использовать данные исследований — «вы знакомитесь с парой крупных теоретиков, и тогда это действительно так». Но теперь она является частью Q Project, усилия в Австралии по улучшению использования доказательств в школах. Однако она считает, что самым большим препятствием является нехватка времени. «Мы так загружены, и когда вам нужно выбирать между тем, чтобы отметить свои эссе для 12-летнего класса, или чтением каких-либо научных данных, я знаю, что я выберу каждый день недели».