Кикимора домашняя и болотная — кто они в славянской мифологии
Кикимора домашняя и Кикимора болотная — два разных персонажа. Если Кикимора домашняя — персонаж более древний, сказки про нее сохранились с самой старины, то Кикимора болотная — более популярный нынче персонаж и часто становится героиней современных мультфильмов, рассказов.
Кикимора домашняя — русский и, в меньшей степени, белорусский мифологический персонаж, преимущественно женского пола, обитающий в жилище человека и в других постройках, прядущий по ночам и приносящий вред и неприятности хозяйству и людям. Кое-где считали, что Кикимора — это и есть жена домового, либо сближали ее образ с Домахой (домовым женского пола).
Кикимора. Рисунок Ивана Билибина. 1934 год.
Кикимора — дух, людей не сильно любящий. Кикимора домашняя досаждает жильцам дома, портит их вещи, мешает спать, пугает по ночам. Есть Кикимора болотная, описание которой отличается от домашней. Она тоже вредит людям — при встрече может сбить с дороги, напугать гуляющего по лесу ребенка.
Кикиморами болотными и домашними становятся «заложные» покойники, умершие либо загубленные маленькие дети, мертворожденные, выкидыши. Домашнюю Кикимору могли подсаживать строители, чтобы навредить не расплатившимся с ними хозяевами, колдуны как вид порчи. Для этого они клали в незаметное место куклу, тряпку, картинку. Чтобы избавиться от злой Кикиморы, советовали разыскать дома такой подклад.
На болоте, а иногда дома Кикимора могла заводиться сама по себе, например, на месте, где кто-то, особенно ребенок, трагически погиб, совершилось преступление, самоубийство. Часто встречаются Кикиморы в заброшенных домах.
Как выглядит Кикимора болотная?
Фото Кикиморы болотной ещё никто не сделал, но народных описаний ее много. Кикимора болотная на картинках да и в жизни, как говорили, напоминает маленькую сгорбленную старушонку, покрытую травой и мхом, одетую в грязные рваные тряпки. Хотя людям Кикимора болотная и домашняя показывается только в исключительных случаях, обычно предвещая несчастье.
Впрочем, если верить сказкам про Кикимору, она способна принимать любой облик — знакомого человека, обычной женщины или мужчины, красивой девушки с распущенными волосами. Перевоплощался дух болота и дома в разных животных.
Ранние упоминания и истоки образа
Самое раннее письменное упоминание кикиморы находится в деле Разрядного приказа 1635—1636 годов по обвинению крестьянина Митрошки (Никифора) Хромого из Галицкого уезда, умершего после третьей пытки в ходе следствия, не дав против себя никаких показаний. В деле говорится, что этот «пущий ведун» насылал на людей нечистого духа, который делал «многие пакости» в доме, губил лошадей и распугивал коровье стадо, «а словет нечистый дух по их ведовским мечтам кикимора».
Единственное упоминание кикиморы в древнерусской литературе содержится в «Повести душеполезной старца Никодима Соловецкого монастыря о некоем иноке» (1640-е—1650-е годы), действие которой приурочено к 1638 году. Герой-визионер рассказывает следующее:
В то время как мы шли из этого города [Костромы] дорогой, которая идёт к Москве, внезапно нам встретился некий бес в женском обличье, простоволосый и без пояса. Хвост её до самого неба торчал, [вертелся] как большой круг, и всякие бесовские грёзы навевал. Сама же взывает, сильно крича, как будто кто-то обидел её или досаждает ей. И она нам сказала: «Согнали сестру мою из Москвы, но, впрочем, вскоре — все будем в Москве». И я подумал, что это должно быть кикимора, которая была в Москве недавно. Когда бесовское наваждение скрылось с наших глаз, мы пошли своей дорогой.
Возможно также, что «предшественницей» кикиморы была «пакостная» качица, упоминаемая в «Слове святого Василия о посте» из «Златой цепи» (XΙV век) и соотносимая, с опорой на севернорусские заговоры, с полуночницей-ночницей. Также типичным для кикиморы поведением обладают некоторые бесы из житий святых, например, древнего «Жития Феодосия Печерского».
Ряд черт указывает на глубокую древность образа кикиморы и его вероятную связь с образом богини Мокоши, которую связывают с прядением, шерстью, покровительством женщинам и домашнему очагу. Также образ кикиморы, возможно, связан с образом божества судьбы и с культом душ усопших предков. Есть также предположение, что мара-кикимора — древнейшее имя домового.
Вред от Кикимор
Дома Кикимора портит жизнь всем ее обитателям — прячет вещи так, что их никто не найдет, стучит и шумит дома, портит и путает пряжу. Говорили, это от того, что Кикимора домашняя тоже хочет хозяйничать, но толком не умеет.
Болотная Кикимора пугает путников страшными звуками. Охотников она заманивает в чащу, крякая по-утиному, например.
Способы защиты от Кикиморы
Кикимора болотная боится оберегов — «куриных богов» (камней со сквозной дыркой), его носили при себе, вешали дома; можжевельника, папоротника. Не ходили в лес или около болота в неурочное время.
От домашней Кикиморы избавиться сложнее. Сказки и поверья про Кикимору говорят, что если дома «пугает»: раздаются странные звуки, портятся вещи, словом, случается все то, что мы называем «полтергейстом», нужно поискать незаметно подложенную недоброжелателями куколку или другую вещь, избавиться от нее особым ритуалом. Говорили, что Кикимору можно изловить, выстричь крестом на затылке волосы, и она превратится в человека, но в чем-то неполноценного.
16 февраля проводили ритуал избавления от кикимор. Считалось, что в этот день они особенно смирные. Ведуны проводили обряды против докучливых домашних духов.
Сообщить о ошибке
“Симфоническая картинка А. К. Лядова “Кикимора”
+Сценарий открытого занятия
Симфоническая картинка А.К. Лядова “Кикимора”
педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК
Вагина Елена Степановна
Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.
Задачи:
1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.
Оборудование:
- портрет композитора А.К. Лядова,
- аудиозаписи произведений А.К. Лядова,
- иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,
- иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.
П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая – Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью – лежит Моря на печи, – не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Д.- Про Кикимору.
П. Кто такая Кикимора?
Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.
П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.
Кикимора (Русалочьи сказки)
Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз – ночью – лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и – в дверь – и была такова.
Закричала Моря:
– Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла.
А была та баба – кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка – искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
– Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
– Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
– Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза.
– Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
– Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
– Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок. А как начесался – придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
– Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
– Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
– Дуничка! – едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил.
Хотела кинуться кикимора в воду – никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги.
– Пусти – я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит.
Уже избушка видна. Добежать бы.
А сзади – погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает.
– Бабушка! – закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: “Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!”
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько Сказочные мотивы особенно ярко проявились в творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить.» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька. Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр
А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)
П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.
Слушание музыки.
П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
Д. – Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.
П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.
Тихо в горах.
Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка. Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.
П.- Что вам она напоминает?
Д.- Колыбельную.
П. – Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.
Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.
Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.
П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).
П.- Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Ответы детей.
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Просмотр содержимого документа
«”Симфоническая картинка А. К. Лядова “Кикимора”»
Сценарий открытого занятия
Симфоническая картинка А.К. Лядова “Кикимора”
педагог дополнительного образования МАУ ДОД ДЦК
Вагина Елена Степановна
Цель мероприятия: Воспитание у детей любви к классической музыке, развитие художественного вкуса.
Задачи:
1. Развивать умение слышать музыку, анализировать.
2. Воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
3. Знакомить с новыми музыкальными инструментами: челеста, английский рожок, флейта-пикколо.
Оборудование:
портрет композитора А.К. Лядова,
аудиозаписи произведений А.К. Лядова,
иллюстрация к музыкальной пьесе «Кикимора»,
иллюстрации музыкальных инструментов симфонического оркестра.
П. “Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшая – Моря, младшая – Дуничка. Один раз – ночью – лежит Моря на печи, – не спится. Свесила голову и видит, отворилась дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и была такова. А была та баба – Кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено”. Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на уроке? Д.- Про Кикимору.
П. Кто такая Кикимора?
Д.- Это сказочный персонаж, живет в болоте, зеленого цвета и очень вредная.
П.- Послушайте, как описывают кикимору в Большой Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора, мара – злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”. Это можно назвать портретом, а характер замечательно изображен в сказке А.Н.Толстого.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной картинкой “Кикимора”.
Кикимора (Русалочьи сказки)
Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка живет и две внучки: старшую зовут Моря, младшую Дуничка.
Один раз – ночью – лежит Моря на печи,- не спится. Свесила голову и видит.
Отворилась дверь, вошла какая-то лохматая баба, вынула Дуничку из люльки и – в дверь – и была такова.
Закричала Моря:
– Бабынька, бабынька, Дуньку страшная баба унесла…
А была та баба – кикимора, что крадет детей, а в люльку подкладывает вместо них полено.
Бабушка – искать-поискать, да, знать, кикимора под яр ушла в омут зеленый. Вот слез-то что было!
Тоскует бабушка день и ночь. И говорит ей Моря:
– Не плачь, бабушка, я сестрицу отыщу.
– Куда тебе, ягодка, сама только пропадешь.
– Отыщу да отыщу,- твердит Моря. И раз, когда звезды высыпали над яром, Моря выбежала крадучись из избы и пошла куда глаза глядят.
Идет, попрыгивает с ноги на ногу и видит – стоит над яром дуб, а ветки у дуба ходуном ходят. Подошла ближе, а из дуба торчит борода и горят два зеленых глаза…
– Помоги мне, девочка,- кряхтит дуб,- никак не могу нынче в лешего обратиться, опояшь меня пояском.
Сняла с себя Моря поясок, опоясала дуб. Запыхтело под корой, завозилось, и встал перед Морей старый леший.
– Спасибо, девка, теперь проси чего хочешь.
– Научи, дедушка, где сестрицу отыскать, ее злая кикимора унесла.
Начал леший чесать затылок… А как начесался – придумал.
Вскинул Морю на плечи и побежал под яр, вперед пятками.
– Садись за куст, жди,- сказал леший и на берегу омута обратился в корягу, а Моря спряталась за его ветки.
Долго ли так, коротко ли, замутился зеленый омут, поднялась над водой косматая голова, фыркнула, поплыла и вылезла на берег кикимора. На каждой руке ее по пятя большеголовых младенцев – игошей – и еще один за пазухой.
Села кикимора на корягу, кормит игошей волчьими ягодами. Младенцы едят, ничего,- не давятся.
– Теперь твоя очередь,- густым голосом сказала кикимора и вынула из-за пазухи ребеночка.
– Дуничка! – едва не закричала Моря.
Смотрит на звезды, улыбается Дуничка, сосет лохматую кикиморину грудь.
А леший высунул сучок корявый да за ногу кикимору и схватил…
Хотела кинуться кикимора в воду – никак не может.
Игоши рассыпались по траве, ревут поросячьими голосами, дрыгаются. Вот пакость!
Моря схватила Дуничку – и давай бог ноги.
– Пусти – я девчонку догоню,- взмолилась к лешему кикимора.
Стучит сердце. Как ветер летит Моря. Дуничка ее ручками за шею держит…
Уже избушка видна… Добежать бы…
А сзади – погоня: вырвалась кикимора, мчится вдогонку, визжит, на сажень кверху подсигивает…
– Бабушка! – закричала Моря. Вот-вот схватит ее кикимора.
И запел петух: “Кукареку, уползай, ночь, пропади, нечисть!”
Осунулась кикимора, остановилась и разлилась туманом, подхватил ее утренний ветер, унес за овраг.
Бабушка подбежала. Обняла Морю, взяла Дуничку на руки. Вот радости-то было.
А из яра хлопал деревянными ладошами, хохотал старый дед-леший. Смешливый был старичок.
А.К. Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько Сказочные мотивы особенно ярко проявились в творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте, чего нет, только тогда я счастлив».Так появились три программных симфонических картин «Баба-Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить…» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
П.- Вы обратили внимание сколько в пересказе народных выражений? Тонешенька, чернешенька… Речь становится похожей на музыку. Симфоническую картинку «Кикимора» исполняет симфонический оркестр
А какие инструменты симфонического оркестра вы можете мне назвать? (Ответы детей.)
П.- Давайте послушаем пьесу и обратим внимание на её характер, как инструменты помогают раскрыть характер музыкальной пьесы.
Слушание музыки.
П.- Какой характер музыки прозвучал? Каким было ваше эмоциональное состояние?
Д.- Сказочный, мрачный, таинственный, настороженный, загадочный, тяжелый, сумрачный.
П.- Мрачно, тихо, настороженно звучит музыка в исполнении низких струнных — виолончелей и контрабасов. На их струны надеты специальные гребешки, чтобы звук был еще глуше, не таким ярким. Это мрачные горы изобразил композитор. А вот прокатилось эхо — это литавры, а за ними фаготы и кларнеты.
Тихо в горах…
Затем вступили скрипки и английский рожок — это кот Баюн рассказывает свою заморскую сказку, но не договорил ее, из колыбельки высунула черненькую головку Кикимора — ее исполнила флейта-пикколо — самая маленькая флейточка в оркестре. Она звучит напряженно, настораживающе, раздирающе. А чтобы показать ее более капризной и злой, ее поддерживают медные инструменты (трубы, валторны). Дребезжаще и въедливо звучит музыка… Но вот снова зазвучала успокаивающая мелодия кота Баюна. Замурлыкал дальше он свою песенку.
П.- Что вам она напоминает?
Д.- Колыбельную.
П.- Правильно, тема кота Баюна написана в жанре колыбельной. А Кикимора снова дразнится, вертит своей головой. Подразнилась и спряталась. Глухо отозвались горы, и вдруг мы слышим нежный, светлый звук или звон. Это образ хрустальной колыбельки, а исполняет эту тему инструмент челеста. И опять тема Кикиморы. Ее исполняют то медные трубы, то мертвое щелканье ксилофонов.
Вторая часть рисует нам образ взрослой Кикиморы. Настроение этой части злобное, стремительное, угрожающее, въедливое.
Музыка звучит яростно и сокрушающе, будто лавина чего-то ужасного, страшного, неизбежного обрушивается на вас, не давая вам передышки. Кикимора как бы готова уничтожить все живое.
П.- И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная.
П,- Ребята, давайте рассмотрим картинки, где изображена Кикимора. Посмотрите, какими темными красками нарисовал ее художник. Он использовал краски для показа характера этого образа, так же, как композитор — выразительные средства (динамику, темп, звуки различных инструментов).
П.- Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Ответы детей.
Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора».
Она приносит плохие новости: страшный славянский домашний дух по имени Кикимора
Обновлено
7 октября, 2016 – 00:56
Наталья Климчак
Некоторые духи считаются опасными даже для тех, кто не обязательно в них верит. Одним из самых страшных существ в мировой мифологии является дух славянской культуры, известный как Кикимора.
В литературе она также известна как сисзимора или сисзимора. Значение ее имени может происходить из финского языка, где «kikke mörkö» означает чучело. Независимо от того, каковы корни этого слова, оно используется для обозначения существа без тела, ночного кошмара или страшного духа, который беспокоит людей по ночам. Кикимора – существо, которое поселяется в доме и не хочет уходить, делая невыносимой жизнь живущих в нем людей.
Кикимору обычно обвиняют в сонном параличе, ночных кошмарах и во всем плохом, что случается с едой ночью. Она была хорошо известна на территории Руси, но известна и в некоторых славянских странах. Ее история распространилась и на многие другие страны. Ее появление обычно ассоциируется с плохими новостями.
«Кошмар» (1781) Генри Фузели. ( Public Domain )
В большинстве легенд она является вестницей плохих вестей, но есть и истории, которые проливают положительный свет на дух. Ее имя также связано со звуком веретена, которым она, как говорят, пользовалась – страшным звуком, который был пророчеством о плохой или трагической ситуации.
Остерегайтесь злого духа!
Обычно говорят, что она выросла из мертвого плода или мертворожденного ребенка. Иногда дух мог исходить из тела женщины, умершей во время родов. В этом случае это может быть лицо умершей женщины или ее матери, бабушки и т. д.
Иллюстрация страшной Кикиморы. ( Музыкальные размышления )
Кикимора до сих пор известна в польской деревне как «мора». Это же слово используется в хорватском языке и означает одно и то же — кошмар. В Сербии кикимору называют «mora» или «noćnink» (что очень похоже на польское слово «nocnik», означающее «камерный горшок», что не имеет отношения к значению сербского слова). В регионе Польши под названием Кашубы (и на словацком языке) кикимора также известна как мора.
В большинстве этих языков также существует форма «мара», связанная с более привлекательной формой слова «кикимора». Иногда она появлялась в образе молодой женщины, которая была невероятно красива. Считалось, что она посещает мужчин во сне, чтобы мучить их желаниями и разрушать их отношения с реальными женщинами. Она входила в сны и женщин — в их снах она показывала им образы, чтобы заставить их ревновать и подозревать, что их мужчины предпочитают других женщин. Даже сегодня, когда люди в славянских странах просыпаются от кошмара, они говорят плохие слова море или маре, которые, по-видимому, стали причиной их неприятных снов.
Рисунок Кикиморы (1934). Автор Иван Яковлевич Билибин. ( Public Domain )
Считается, что ночью Кикимора перемещается между комнатами с помощью замочной скважины, поэтому некоторые стараются тщательно закрывать двери и просовывать в отверстия ключи или бумажки. Никто не должен смотреть Кикиморе в глаза, поэтому детей всегда учили смотреть на свои подушки или окна, если им кажется, что она находится в их комнатах. Если они слышали Кикимору, им говорили никогда не смотреть на двери, сундуки, шкафы и т. д., потому что это места, где она, как говорят, любит прятаться.
Хорошая роль для Кикиморы
В польском фольклоре также известен Домович – дух-защитник. Однако иногда кажется, что Кикимора соединяет плохие и хорошие стороны. Домовича могла иметь и лицо умершего члена семьи, но в этом случае она предстает как дух, который помогает тем, кто жив. Кажется, что Домовича — это светлая сторона Кикиморы.
Важно понимать, что роль духов в фольклоре была создана человеческим воображением. Возможно, легенда о Кикиморе и Домовиче выросла из душевных переживаний людей, но интерпретация тех событий все же создавалась человеческим разумом.
- Остерегайтесь сверхъестественных духов в ванной, туалетных божеств и навозных демонов
- Странный русал из Банфа: легендарное озерное чудовище или просто сокровище торгового поста?
- Призрачные наскальные рисунки каньона Сего – инопланетяне или духовные видения?
Изображение Кикиморы в пряже. ( rusosmundo )
Русское понимание двух Кикимор немного отличается. Одна Кикимора известна как дух леса, а ее муж — Домовой. Вторая Кикимора с болота, жена Лешего. Вторая оставляет мокрые следы на полу любого дома, который она посещает. По русским поверьям, если человек, заказавший строительство дома, был недоброжелателен к строителям, они могли пригласить Кикимору в новый дом. С таким приглашением от нее потом будет очень сложно избавиться.
Иллюстрация Домового, духа дома. (1934) Иван Яковлевич Билибин. ( Public Domain )
История Кикиморы сохранилась во многих текстах, и она стала источником вдохновения для романов и стихов. Например, Анатолий Лядов написал для оркестра стихотворение «Кикимора». Он описал Кикимору как выросшую с магическими способностями в самом сердце гор. Лядов писал, что она пришла из древности и жила в хрустальной пещере. В этом тексте она кажется не такой страшной, а скорее очаровательным сверхъестественным существом, которое может быть хорошим или плохим… но, безусловно, интересным.
Художественное изображение Кикиморы. ( Privet Russia! )
Людям нравится бояться
Людям иногда нравится бояться. Вот почему так популярны книги и фильмы ужасов. В древности люди также использовали мифологию, чтобы пугать себя и других. Народная сказка о Кикиморе стала источником вдохновения для многих вещей. Легенды о Кикиморе вдохновили исследователя Кирилла Еськова назвать обнаруженного им паука ее именем. Это паук семейства Linyphidae по имени Kikimora palustris.
В настоящее время, хотя страшные женские духи кажутся более популярными в качестве персонажей таких фильмов, как «Звонок», Кикимора остается популярным духом в Восточной Европе… Будьте осторожны, когда ложитесь спать.
Кикимора, создающая хаос в доме. ( Live Internet )
Верхнее изображение: «Кикимора в болоте». Источник: Public Domain
Наталья Климчак
Ссылки:
Ежи Стшелчик, Mity, podania i wierzenia dailyych Słowian, 2007.
Александр Гейштор, Mitologia Słowian, 1986.
Кикимора, доступно по адресу:
http://www.godchecker.com/pantheon/slavic-mythology.php?deity=KIKIMORA
https://slowianskibestiariusz.pl/bestiariusz/demony-domowe/kikimora/
Связанные статьи о древнем происхождении
25 июня, 2022 – 01:56
Райли Уинтерс
В славянской мифологии есть тип нимфы, которую можно описать только как что-то среднее между призраком и феей. Говорят, что странствующие вила, парящие между миром живых и загробным миром, имеют…
31 января, 2022 – 18:00
Ниина Нисканен
Финляндия известна как страна с большим количеством лесов. Фактически, более 75% территории Финляндии покрыто лесами. Поэтому неудивительно, что финский фольклор включает в себя несколько мифов и историй, рассказанных…
23 октября, 2021 – 00:57
dhwty
Тотемные столбы представляют собой тип монументальной конструкции, вырезанной из стволов огромных деревьев, особенно западного красного кедра. Эти памятники находятся в Северной Америке, конкретно вдоль ее северо-запада…
22 сентября, 2021 – 01:57
Мари Д. Джонс …
«Во имя Отца, Сына и Святого Духа…» Концепция Троицы или тройственной природы божественного была частью нашей психики на протяжении тысячелетий, и появился в сотворении…
31 июля, 2021 – 02:00
dhwty
Призрачная болезнь — это вера в то, что призраки способны вызвать болезнь у живого человека. Этот конкретный термин используется коренными американцами, особенно среди народа навахо. Тем не менее, это…
19 февраля, 2021 – 17:41
Ancient-origins
Австралийские аборигены считаются одной из древнейших постоянно выживающих культур в мире, объединяющей сотни различных культурных групп, каждая из которых имеет свою собственную историю создания…
Кикимора Генератор мемов – Imgflip
Самый быстрый генератор мемов на планете. Легко добавляйте текст к изображениям или мемам.
Без пробеловВерх и низВерхВниз
Автоматический цветБелыйЧерный
10%15%20%25%35%50%75%100%
Popular
My
loading…
Blank
Просмотреть все шаблоны мемов (1,0000s more…)
← Цвет фона. Нажмите, чтобы изменить.
Примечание. Шрифт можно настроить для каждого текстового поля, щелкнув значок шестеренки.
Эффект (бета):
НетSmart Posterize (лучше всего на реальных фотографиях)Meme BorderJPEG DegradeJPEG Min QualityBlurSharpenMedian FilterMedian Filter + Sharpen
Совет: если вы ,
ваши подписанные мемы будут сохранены в вашем аккаунте
Избранные мемы с кикиморой Все
Что такое генератор мемов?
Это бесплатный онлайн-редактор изображений, который позволяет добавлять в шаблоны текст, изображения и многое другое с изменяемым размером.
Люди часто используют генератор для настройки существующих мемов,
такие как те, которые можно найти в коллекции шаблонов мемов Imgflip.
Однако вы также можете загрузить свои собственные шаблоны или начать с нуля с пустыми шаблонами.
Как сделать мем
- Выберите шаблон. Вы можете использовать один из популярных шаблонов, поиск по более чем 1 миллиону
загруженные пользователем шаблоны с помощью ввода поиска или нажмите «Загрузить новый шаблон», чтобы загрузить свой собственный шаблон
с вашего устройства или с URL-адреса. Для проектирования с нуля попробуйте найти «пустые» или «пустые» шаблоны. - Добавить настройки. Добавляйте текст, изображения, наклейки, рисунки и интервалы с помощью кнопок рядом с
ваш мем холст. - Создавайте и делитесь. Нажмите «Создать мем», а затем выберите, как поделиться и сохранить свой мем. Вы можете
поделиться в социальных приложениях или через телефон, или поделиться ссылкой, или загрузить на свое устройство. Вы также можете
поделиться с одним из многочисленных мем-сообществ Imgflip.
Как настроить мем?
- Вы можете перемещать текстовые поля и изменять их размер, перетаскивая их. Если вы используете мобильное устройство,
возможно, вам придется сначала установить флажок «Включить перетаскивание» в разделе «Дополнительные параметры». Вы можете добавить столько
дополнительные текстовые поля, как вы хотите, с помощью кнопки «Добавить текст». - Вы можете настроить цвет шрифта и цвет контура рядом с местом ввода текста.
- Вы можете дополнительно настроить шрифт для каждого текстового поля, используя значок шестеренки рядом с полем ввода текста.
Imgflip поддерживает все шрифты, установленные на вашем устройстве, включая стандартные Windows, Mac и веб-шрифты.
включая полужирный и курсив. Более 1300 бесплатных шрифтов также поддерживаются для всех устройств. Любой другой шрифт
который вы хотите, можно использовать, если вы сначала установите его на свое устройство, а затем введите имя шрифта на Imgflip. - Вы можете вставлять популярные или пользовательские наклейки и другие изображения, включая шляпы отморозков, смиритесь с этим
солнцезащитные очки, речевые пузыри и многое другое. Поддерживаются непрозрачность и изменение размера, и вы можете копировать/вставлять изображения.
используя CMD/CTRL + C/V для быстрого создания. - Вы можете вращать, переворачивать и обрезать любые загруженные вами шаблоны.
- Вы можете рисовать, обводить или делать наброски на своем меме, используя панель над изображением предварительного просмотра мема.
- Вы можете создавать «цепочки мемов» из нескольких изображений, расположенных вертикально, добавляя новые изображения с
Настройка «ниже текущего изображения». - Вы можете удалить наш незаметный водяной знак imgflip.com (а также удалить рекламу и повысить качество изображения
возможности создания) с помощью Imgflip Pro
или же .
Могу ли я использовать генератор не только для создания мемов?
Да! Генератор мемов — это гибкий инструмент для многих целей.