Нотный стан скрипичный ключ: Музыкальный ключ: скрипичный, басовый и «до»

Музыкальный ключ: скрипичный, басовый и «до»

Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.

Содержание:

  • Нотоносец
  • Ключи в музыке:
    • Скрипичный
    • Басовый
    • «До»
  • Система из басового и скрипичного ключа
  • Заключение

Нотный стан

Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.

Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.

Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.

Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.

Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».

Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.

Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.

Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».

Нота до

Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.

Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.

Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.

Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.

Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.

Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.

Нота соль

При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.

Музыкальный ключ


Музыкальный ключ — это знак, который ставится вначале нотного стана. Закрепляясь за одной из его линий, он присваивает ей значение, которому сам соответствует.

Музыкальные ключи

Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.

В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.

Скрипичный ключ


Скрипичный ключ (соль) — это знак линейной нотации, который пишется на нотном стане, начиная со второй линии. Он показывает, что именно эта линия получает значение ключа. То есть «соль» первой октавы.

Рисунок скрипичного ключа «соль»

Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.

В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.

Старофранцузский ключ

Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.

Как нарисовать скрипичный ключ

Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.

  1. На второй линейке ставим точку или перечеркнутый штрих, направленный вверх.
  2. Далее от точки или штриха рисуем окружность между 3 и 1 линиями. Круг не должен выходить за границы этих линеек и при этом не быть слишком маленьким.
  3. На конце круг не замыкаем, а делаем по варианту спирали. Второй виток идет вверх и чуть-чуть влево выше 5-ой линейки.
  4. Затем спускаемся вниз и делаем небольшую дугу до 5 линейки.
  5. С 5 линии спускаемся вниз прямой или чуть наклоненной линией прямо по середине ключа.
  6. Когда полностью проткнули ключ и дошли до нижнего небольшого отступа от первой линейки, делаем крючок. Слишком не заворачивайте его. Просто делаем небольшой изгиб в виде малого полукруга.
  7. На конце полукруга ставим точку.

Как рисуется скрипичный ключ на нотоносце

Басовый ключ


Басовый ключ (фа) — это знак линейной нотации, который пишется на четвертой линии нотоносца. Предназначен для низкого звучания.

Картинка басового ключа «фа»

Справа от ключа ставятся две точки.

Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.

Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.

Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.

В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.

Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.

Баритоновый и басопрофундовый ключ

Ключ «до»

Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.

Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.


Линия, проходящая через вертикальную середину ключа, которая как бы делит фигуру по полам, определяет его положение на нотном стане. И именно эта линия получает значение «До» первой октавы.

Ключ «до»

В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.

Варианты расположения ключа до

При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.

Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.

Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.

Суть такого использования заключалась в следующем.

В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.

При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.

Это значительно упрощало чтение нот.

Сопрановый ключ

К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.

Сопрановый ключ

Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.

Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.

Меццо-сопрановый ключ

Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.

Меццо-сопрановый ключ

Альтовый ключ

Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.

Альтовый ключ

Теноровый ключ

Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.

Теноровый ключ

Баритоновый ключ

Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.

Баритоновый ключ

Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.

Типы ключа до


В настоящее время из всех разновидностей ключа «до», практическое значение сохранили альтовый и теноровый.

В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.

Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.

Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.

Эволюция музыкальных ключей

Система скрипичного и басового ключей

Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.

Скрипичный и басовый ключ

В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.

Нота до первой октавы


Таким образом, два нотных стана как бы продолжают друг-друга. А соединяющим звеном является нота «до» первой октавы. Она объединяет их в одну 11-ти линейную систему.

Ноты скрипичного и басового ключа с одним общим элементом

Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.

Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.

Заключение

Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.

В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.

Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.

Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.

Типы ключей «до»

Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.

Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.

Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.

Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.

Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.

Виды ключей в музыке

В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.

Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».

Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.

Регистры для музыкальных ключей

Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.

В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.

[ratings]

Скрипичный ключ в музыке – Нотная грамота – Самоучитель

Orphee
1 комментарий

Нота, записанная на пустом нотном стане в любом месте не способна точно указать высоту звука и тем более его название. Для того чтобы определенная нота, обозначенная на нотоносце, показывала абсолютную высоту звука, необходимо использовать специальный символ, который называется нотный ключ. Его нужно указывать в начале любого нотоносца, так как буквально все ноты для классической гитары должны находиться в скрипичном ключе. Также часто встречается его другое название – ключ соль.

В центре, скрипичный ключ, похож на круг, который охватывает определенную линию на нотном стане. Тем самым он показывает, на какой именно линии в нотном стане находится нота “соль” первой октавы. Как правило, центр ключа всегда охватывает вторую линию, тем самым указывая, что нота соль находится на ней.

Чуть ниже на рисунке вы можете увидеть диапазон всех возможных звуков, которые можно извлечь на гитаре, находящиеся в скрипичном ключе.

И конечно же, для того чтобы научиться играть на гитаре произведения любой сложности, данное расположение нот нужно будет выучить на зубок. Легче всего это сделать, начав запоминать расположение и название нот только на пяти основных и трех нижних добавочных линиях (при этом запоминая октавы в которых они находятся).

С помощью этого шага, вам будет намного проще потом определять ноты, которые находятся между линиями. Делается это благодаря обычному счету. Например, если знать, что на второй основной линии находится нота соль первой октавы, а на следующей линии — нота си, то не трудно догадаться, что между ними будет находиться нота ля той же октавы, так как порядок звукоряда всегда постоянный. Обозначения нот, которые записываются над пятой основной линией лучше всего запоминать на практических занятиях, по мере появления композиций, которые будут включать в себя такие высокие звуки.

Помимо скрипичного ключа в нотной записи также применяется басовый ключ или, как его еще называют – ключ фа. В идеале, конечно, было бы неплохо выучить расположение нот на нотоносце не только в скрипичном, но и в басовом ключе, или же, на худой конец, запомнить расположение хотя бы одной ноты в нем, чтобы с помощью отсчета определять положение других нот. Обычно для удобства такой нотой используют ноту “до” первой октавы.

Для чего же нужен этот басовый ключ? Ответ прост – для фортепиано. Все дело в том, что ноты для фортепиано и рояля записываются на целых двух нотоносцах, расположенных и идущих параллельно друг другу. На верхнем нотном стане указываются ноты в скрипичном ключе, а на нижнем – в басовом. Все потому, что на фортепиано физически можно одновременно извлечь намного больше звуков, чем на гитаре, и поэтому, чтобы не возникло путаницы, басовые ноты и ноты мелодии разделили на два нотных стана.

Все это хорошо, скажите вы, но зачем все это знать нам, гитаристам? В принципе, для тех, кто учиться играть только ради удовольствия или же, чтобы просто блеснуть навыками перед друзьями и знакомыми, расположение нот в басовом ключе знать нет никакой необходимости. Но для тех, кто хочет постоянно развиваться в музыкальном направлении и сделать гитару незаменимой частью своей жизни, такие знания, несомненно, пригодятся.

Благодаря умению читать ноты, написанные для фортепиано, всегда можно транспонировать их и переделать в ноты, подходящие для игры на гитаре. Для гитаристов, которые собираются играть в музыкальных группах или оркестрах, такие знания просто бесценны, ведь в нотной записи многих других инструментов применяется все тот же басовый ключ. На нотоносце он записывается на четвертой основной линии:

Кружок басового ключа, охватывающий четвертую линию, указывает что на ней расположена нота “фа” малой октавы.

Рисунок, расположенный чуть ниже, показывает точное расположение ноты “до” сначала в скрипичном ключе, потом в басовом:

Запомнить расположение ноты “до” не составит труда, если исходить из того факта, что в скрипичном ключе нота “до” находится на первой нижней добавочной линии, а в басовом ключе просто наоборот — на первой верхней.

Похожие материалы

Скрипичный ключ: обзор

Последнее обновление

Скрипичный ключ, пожалуй, самый важный символ в музыке. Сегодня он является одним из наиболее распространенных типов музыкальных ключей. Он используется большинством музыкальных инструментов для чтения нот, поэтому вам необходимо изучить его, если вы изучаете инструмент, играющий в верхнем диапазоне высоты тона.

В этом посте я собираюсь дать вам обзор скрипичного ключа и расскажу, что это такое, одно из его других названий, а также все названия каждой из нот в этом ключе.

Содержание

Что такое скрипичный ключ?

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ — это тип нотной записи, который используется для обозначения высоты звука при чтении и написании нот.

Он также известен как ключ G, так как при рисовании скрипичного ключа он закручивается вокруг ноты G на нотоносце.

Первоначально тройная буква тоже выглядела как буква G, но с годами, поскольку она была записана тысячи раз разными писцами, она превратилась в то, что мы знаем сегодня.

История скрипичного ключа

Инструменты, в которых используется скрипичный ключ

Многие инструменты используют скрипичный ключ при игре, но это, как правило, инструменты с более высоким регистром.

Инструменты, такие как:

  • Трубы
  • Кларнеты
  • Флейты
  • скрипки
  • Правая рука пианино
  • и множество других

ТРЕБЛЕВЫЕ КЛАНКИ

, Потому что TREBLE IS TREBLE IS ON GOMF ON IS ON IS IS IS IS TREBLE IS ON. Нотоносец мы можем затем работать все другие ноты оттуда.

Ноты скрипичного ключа идут вверх

Затем, спускаясь вниз от G, мы получаем следующие ноты:

Ноты скрипичного ключа идут вниз

Запоминание нот скрипичного ключа

Чтобы помочь вам запомнить эти ноты, обычно их выучивают, запоминая мнемонические обозначения для нот на строках и в пробелах отдельно.

Для примечаний к линиям можно использовать фразу:

E очень G ood B oy D serves F ootball.

Всегда хороший мальчик заслуживает футбола

Есть много других фраз, которые вы можете использовать, например:

E очень G REEN B US D RIVE D собственный F запасной путь.

Это немного облегчает запоминание заметок, но вы можете придумать свои собственные, если хотите.

Далее у нас есть примечания в пробелах:

ЛИЦО

К счастью, эти примечания составляют очень легко запоминающееся слово: F   A   C   E – Вам не составит труда их запомнить.

Викторина по нотам скрипичного ключа и карточки

Ниже мы приводим небольшой тест, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете все ноты скрипичного ключа.

Если вам нужно немного больше практики, вы можете использовать несколько карточек со скрипичным ключом, которые вы можете распечатать.

Попробуйте эти от Opus Music или эти от Teachers Pay Teachers (они также бесплатны, но вам нужно зарегистрировать учетную запись).

Автор Дэн Фаррант

Дэн Фаррант, основатель Hello Music Theory, преподает музыку более 15 лет, помогая сотням тысяч студентов открыть для себя радость музыки.

Он окончил Королевскую музыкальную академию в 2012 году, а затем основал Hello Music Theory в 2014 году.

С тех пор он работает над тем, чтобы сделать теорию музыки легкой для более чем 1 миллиона студентов в более чем 80 странах мира.

Grand Staff – Все о Music Theory.com

Большой нотоносец (или «большой нотоносец», как его называют в Великобритании) представляет собой комбинацию двух вместе взятых нотоносцев, обычно скрипичного и басового ключа.

Этот комбинированный ключ используется для различных инструментов, включая фортепиано, орган, маримбу (на фото выше), арфу и другие. На обоих нотоносцах одновременно играет один человек, поэтому важно, чтобы вам было удобно читать оба ключа.

Вот как это выглядит:

 

Содержание  

Назначение

Так какой смысл использовать рояль? Не проще ли было бы использовать один ключ, как обычно?

Ответ довольно прост. Возьмем в качестве примера пианино. Поскольку у фортепиано такой огромный диапазон, одного ключа было бы недостаточно. Например, если бы мы решили использовать скрипичный ключ, нам потребовалось бы 11 строк бухгалтерской книги всякий раз, когда мы хотели сыграть ноту C1!

Переключение между ключами туда-сюда тоже не сработает, потому что на пианино играют обеими руками. Часто левой рукой нужно играть низко, а правой рукой играть высоко.

Решение состоит в том, чтобы использовать большой нотоносец, состоящий из двух нотоносцев, расположенных один над другим. В большинстве случаев верхний нотоносец представляет собой скрипичный ключ, а нижний — басовый ключ. Это позволяет нам играть так низко, как мы хотим в левой руке, и так высоко, как мы хотим в правой руке, в одно и то же время.

Та же концепция для других инструментов с широким диапазоном (в основном клавишные инструменты и настроенная перкуссия). Большой нотоносец обеспечивает полный доступ ко всему диапазону этих разнообразных инструментов.

Нотоносец в использовании

Нотоносец очень часто используется практически в любой музыкальной ситуации, от классической музыки до джаза, рока, поп-музыки, в студии и т. д.

Некоторые из многих инструментов, в которых он используется, включают: фортепиано , церковный орган, орган Хаммонда, электронные клавишные, челест, арфа, аккордеон и маримба.

Вот пример музыкальной системы с некоторыми инструментами этой категории:

Дизайн

Два нотоносца большого нотоносца соединены вертикальной чертой с левой стороны. Все тактовые линии в музыке проходят через оба нотоносца, соединяя их в один гигантский нотоносец (отсюда и название):

Два шеста также соединены скобой с левой стороны. Скобка соединяет два нотоносца и помогает нам помнить, что оба нотоносца предназначены для игры на одном и том же инструменте:

Чтобы успешно читать большой нотоносец, важно чувствовать себя комфортно при чтении как скрипичных, так и басовых ключей по отдельности. Задача большого нотоносца состоит в том, чтобы научиться читать одновременно с обоих нотоносцев. Как и во всем, главное – практика. Вещи, которые начинаются с трудностей , со временем станут второй натурой.

Перекрытие

Одной из областей, требующих особого внимания, является перекрытие, где могут возникнуть некоторые сложности .

Видите ли, два посоха буквально не соединяются друг с другом. Каждый по-прежнему ведет себя как сам по себе.

Так, например, нота C4 (средняя C) может быть написана либо на верхнем (дискантном) нотоносце, либо на нижнем (басовом) нотоносце. Это , а не , размещенный прямо в центре, между двумя нотоносцами.

Есть и другие ноты, которые также можно писать на любом нотоносце. В частности, ноты примерно G3-F4 часто появляются на любом из них. Чтобы привыкнуть к этому, требуется небольшая практика. В следующем примере показано, как некоторые ноты могут появляться на любом нотоносце:

Размещение нот

Верхний нотоносец предназначен для нот, играемых правой рукой, а нижний нотоносец — для левой руки. В зависимости от контекста (что происходит в каждой руке в данный момент), вы должны сначала решить, какой рукой использовать ноты, а затем написать их на нотоносце, связанном с этой рукой (верхний для правой руки, нижний для левой). .

Например, нота E4 может быть написана на любом нотоносце. Сначала нам нужно решить, какая рука будет играть. Если мы хотим, чтобы на нем играла правая рука, мы напишем его в верхнем нотоносце; если мы хотим, чтобы на нем играла левая рука (например, потому что правая рука занята чем-то другим, стоящим выше), мы поместим его в нижний нотоносец.

Другие комбинации ключей

Иногда большой нотоносец содержит два скрипичных ключа или два басовых ключа:

Обычно это происходит, когда обе руки играют в одном регистре (области высоты тона инструмента). Например, если левая рука играет выше, чем обычно, обычно используется скрипичный ключ даже в нижнем нотоносце. Точно так же, если правая рука играет ниже, чем обычно, в обоих нотоносцах могут использоваться басовые ключи.

Несмотря на то, что обе руки используют один и тот же ключ, имеет смысл оставить их отдельными нотоносцами, чтобы игрок знал, какой рукой какие ноты играть. Кроме того, попытка уместить всю музыку из обеих рук на один нотоносец, как сардины, сделает музыку очень трудной для чтения!

Иногда ключ меняется в середине песни или пьесы, чтобы приспособиться к такой ситуации. Например, большой нотоносец может начинаться со скрипичного и басового ключа, как обычно, но затем, когда музыка становится слишком высокой для левой руки, нижний нотоносец переключается на скрипичный:

Музыка для органа

В органной музыке , будь то церковный орган или орган Hammond, более ориентированный на рок, мы часто находим большой нотоносец, состоящий из 3 нотоносцев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *