Овсянникова М.П. И шуршит камыш…
И ШУРШИТ КАМЫШ…
М.П. Овсянникова, учитель географии Пешковской средней школы
Консультант: В.А. Кадченко, член Союза краеведов России
Ты скажи, камыш, отчего грустишь?
Почему, скажи, плачут камыши?
На реке, камыш, отчего шуршишь?
Потому шуршу, тишь не выношу,
Режут камыши в тишь на шалаши,
И шуршит камыш, и пугает тишь…
Андрей Литвиненко
Наше село Пешково расположено на берегу реки Кагальник. Пологие берега красивой, но не полноводной степной реки сплошь заросли камышом. Я не могу себе представить Донские, Азовские степи без этого растения. Камыш многолетнее растение из семейства осоковых. Стебель у него гладкий, прямой и безлистный. Произрастает не только на мелководье реки Кагальник, но и на берегах ериков, протекающих на западе и юге от границы села. Там сформировались заболоченные участки, благоприятные для его произрастания. Камыш очищает воду от загрязнения органическими веществами. Он использовался человеком давно. Еще в середине XIXвека люди знали о его полезных качествах. Лиманы Приазовья являлись местами заготовки этого уникального растения.
В чем же его уникальность?
Камыш использовался как строительный материал. Связки из камыша использовали при строительстве саманных хат, сверху их обмазывали глиной. Эти два природных материала служили отличным утеплителем для жилищ. Кроме этого камыш очень стоек и почти не подвергается гниению.
Камышом покрывали крыши домов, сараев. Даже производственные помещения для скота в колхозах и совхозах в советское время строили из камыша, им же и покрывали. Кровли из камыша венчали гребни. Их создавали, применяя специальную технику плетения камыша. Этот прием делал крыши непроницаемыми для воды. В домах под камышовыми крышами было тепло зимой и прохладно летом. Многие поместья имели камышовые ограды (заборы).
Камыш использовался для изготовления плотов. Эти легкие плавсредства изготавливали из толстых, прочных стеблей. Предварительно их хорошо высушивали и связывали (сплетали) между собой. На этих плотах переправлялись по реке в соседние села, с одного берега на другой.
Камыш использовался как корм скоту. Молодые зеленые растения срезали, подвяливали в тени, складывали на хранение в закрытых сараях и зимой кормили коров, овец, коз. Использовали такой корм в начале зимы, когда он сохранял цвет, был мягким и питательным.
Камыш использовался также в качестве топлива. Вязанками из камыша топили печи. Он давал много тепла, мало дыма. Но недостатком такого топлива было быстрое прогорание.
Подводная часть камыша – корневища, – сладкие и съедобные. В них содержится много крахмала, сахара. Их можно запекать на костре, снять кожицу, посолить и есть. Отвар корневищ имеет приятный сладковатый вкус. Сочные нежные корневые части можно использовать для приготовления гарнира в виде пюре. Рыбаки при приготовлении ухи добавляют в нее кусочки корневища камыша, для придания специфического аромата этому блюду. Зная о свойствах корневищ этого растения, рыбаки, охотники и путешественники, находящиеся рядом с камышом голодными не останутся.
Камыш нравится и рыбе. Чтобы прикормить рыбу (привлечь к месту ловли) таких рыб как карп, сазан, достаточно срезать несколько веточек и положить в воду. Свежесрезанный камыш выпускает в воду сок, который нравится этим рыбам.
Последнее время возрождаются на Дону традиции использования камыша. Камышовые кровли на навесах в местах отдыха (побережье Азовского моря), камышовые постройки во дворах местных жителей, сараи для домашнего скота. Современные производители изготавливают различные виды камышовых плит. Связка камыша прошивается металлической проволокой и поддается легкая, прочная плита. Такие плиты скручивают в рулоны для удобства транспортировки и поставляют в торговые организации. Они используется для крыш, утепления стен, цоколя, фундамента. Камыш является привлекательным материалом у дизайнеров для оформления интерьеров, изготовления плетёных изделий, в том числе и мебели.
Интересно использование камыша для изготовления матов, на которые рыбаки выкладывают рыбу после лова, а казачки – первую отварную рыбу из ухи. Такими же матами пчеловоды укрывают ульи на зиму. И это не последнее его применение в быту и культуре жителей Приазовья.
Можно сделать букет их камыша, например, в калебасе, сделав предварительно из этой тыквы сосуд, можно приготовить компот из корневищ…
А можно просто нарисовать пейзаж или прочитать любимые стихи…
Стихи о камыше
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.
И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.
“Кого? Для чего? – камыши говорят.-
Зачем огоньки между нами горят?”
Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.
И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.
Константин Бальмонт
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа
Нарисуйте акриловыми красками пейзаж с песчаным берегом, отмелями, водой и камышами на фоне глубокого неба.
Акриловые краски отличаются тем, что для них не обязательно каким-то особым способом подготавливать основу. Однако для того чтобы написать эту картину, мы возьмем древесноволокнистую панель и покроем ее тремя слоями акриловой грунтовки. Это поможет нам получить поверхность, фактура которой задаст «тональность» всей картине.
Прибрежный пейзаж во время отлива ставит перед художником целый ряд вопросов. Например, как нарисовать мучные лужицы и грязь, не «загрязнив» при этом краски?
Решить подобные проблемы помогут акриловые краски. Очи прозрачны, когда нанесены тонким слоем, и потому нижний слой всегда будет просвечивать сквозь верхний слой краски.
Всегда тщательно промывайте кисть, прежде чем набрать на нее следующую краску. Обмакните для этого кисть в чистую воду, а затем вытрите щетинки тряпочкой.
Помните, что для нанесения прозрачного слоя краски пало разводить в воде сильнее, а там, где они должны быть непрозрачными, их разводят меньше. Все излишки влаги можно снять с картины с помощью сухой кисти. Для того чтобы картина выглядела живее, наносите краски смелыми мазками.
Для урока рисования понадобится:
Панель из древесноволокнистой плиты размером 43×60 см
Гипсовая грунтовка для акриловых красок
Кисти: оформительская 38-мм, плоские №№2, 5 и 14
Палитра
Наполнитель для акриловых красок
12 акриловых красок: лазурь, жженая умбра, оксидированная зеленая, сырая сиена, оксидированная желтая, жженая сиена, белила, коричневая, сырая умбра, желтый кадмий, черная, оксидированная красная
Карандаш 4В
Фиксатив
Банка с водой
Тканевая салфетка
Кусочек картона
1 Наносим подмалевок
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 1
Покройте древесноволокнистую панель тремя слоями гипсовой грунтовки для акриловых красок. Дайте грунтовке просохнуть. Смешайте лазурную краску с наполнителем в пропорции 1:1. Краска должна быть достаточно жидкой, чтобы покрыть ею загрунтованную доску. Работайте 38-мм оформительской кистью и наносите краску так, чтобы сквозь нее местами проглядывала белая грунтовка, Это поможет проявить фактуру грунтовки, что важно для дальнейшей работы. Дайте краске просохнуть,
2 Намечаем основные участки композиции
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 2
Возьмите карандаш 4В и обозначьте линию горизонта. Затем наметьте контуры песчаных банок на переднем и среднем планах и камыши на переднем плане. Набросайте карандашными штрихами поток воды в речном канале. Нарисуйте песчаные банки и лодки на заднем плане. Покройте картину слоем фиксатива, чтобы карандашные линии не размазались, когда вы будете наносить краски.
3 Создаем очертания
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 3
Слегка увлажните плоскую кисть №5 и нанесите контуры песчаных банок и лодок жженой умброй. Сухой кистью напишите самые глубокие тени и темные участки пейзажа, чтобы придать более конкретные очертания песчаным банкам. При этом краска проявит фактуру грунтовки, в результате чего на картине появятся интересные формы. Тканевой салфеткой снимите с кисти остатки краски, наберите немного жженой умбры и наметьте камыши вертикальными мазками.
4 Закрашиваем песчаные банки
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 4
Добавьте к оксидированной зеленой краске сырую сиену. Напишите сухой кистью траву, покрывающую самую дальнюю банку. Подмешайте к смеси оксидированную желтую краску и напишите остальные банки, Теперь добавьте в смесь еще немного сырой сиены. Напишите вертикальными мазками траву на основной песчаной банке слева и на банке, которая расположена перед лодками, Перейдите на плоскую кисть №14, Смесью сырой сиены и жженой сиены напишите участок переднего плана перед камышами. Для того чтобы создать основу для речной гальки, наносите краску свободными мазками кисти.
Теперь, когда вы наметили все основные очертания картины, можно перейти к деталям. Напишите грязевой участок на переднем плане и отражения солнца на песчаных банках, а затем создайте фактуру камышей и прибрежной гальки. В заключение вам нужно будет подчеркнуть очертания банок и отбрасываемых ими теней. Для того чтобы проверить тональный баланс, отойдите в сторону и посмотрите на картину, прищурив глаза.
5 Указываем направление течения воды
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 5
Просушите салфеткой кисть №5. Смешайте жженую умбру с небольшим количеством воды и добавьте еще несколько камышей на переднем плане. Перейдите на кисть №2 и напишите белилами лодки. Возьмите кисть №5 и лазурной краской напишите дальние участки воды, чтобы обозначить направление ее движения. Накладывайте краску тонким слоем. Продолжайте писать воду, следуя ее течению и постепенно приближаясь к камышам.
6 Имитируем грязь
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 6
Смешайте коричневую краску с наполнителем так, чтобы краска легко ложилась на доску. Кистью №14 нанесите получившуюся смесь поверх слоя краски, которой написано пространство между камышами и основной банкой. Закрасьте также нижний левый угол картины. После этого добавьте сверху мазки лазурной краски. Это позволит вам изобразить воду, просачивающуюся сквозь слой грязи. Покройте краской оставшуюся не закрашенной сторону основной банки.
7 Рисуем камыши кусочком картона
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 7
Углубите с помощью кисти №5 тени на песчаных банках, взяв для этого сырую умбру и жженую умбру. Нанесите краску поверх «загрязненного» участка в нижнем левом углу картины. Нарисуйте растущие на переднем плане камыши. Смешайте густую непрозрачную смесь из желтого кадмия, оксидированной желтой краски и белил и напишите кистью №2 освещенные солнцем участки банок. Возьмите кусочек картона и проведите его краем линии, изображающие залитые солнцем камыши.
8 Пишем освещенную солнцем траву
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 8
Смешайте желтую охру, сырую сиену, желтый кадмий, белила и немного оксидированной зеленой краски. Возьмите кисть №5 и напишите вершины песчаных банок. Добавьте жженую умбру к смеси, которой вы писали освещенные солнцем участки, и нанесите легкие тени под основной банкой. Приготовьте смесь из сырой умбры, жженой умбры, сырой сиены и белил и напишите кистью №2 другие тени. Подчеркните фактуру грязи и камышей длинными мазками кисти.
9 Окрашиваем небо
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 9
Просушите кисть №5 и жженой умброй напишите отражение основной банки в воде. Нанесите на передний план картины несколько случайных мазков краски, чтобы обогатить фактуру. Смешайте в равных пропорциях лазурную краску и белила. Слегка приглушите синий тон смеси сырой сиеной. Возьмите кисть №14 и нанесите свободными мазками небо так, чтобы местами проступал нижний слой краски.
10 Пишем горизонт и воду
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 10
Смешайте оксидированную зеленую краску и жженую умбру. Возьмите кисть №2 и напишите этой смесью линию горизонта. Смешайте лазурную краску с белилами в равных пропорциях. Используя кисть №2 для маленьких участков и кисть №5 для более обширных участков, покройте слоем краски воду, а также грязевой участок позади камышей. Наносите краску короткими горизонтальными мазками так, чтобы между ними проглядывала коричневая грязь.
11 Добавляем фактуру на переднем плане
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 11
Покройте сырой умброй участок перед камышами. Теперь смешайте сырую сиену, жженую умбру и белила. Возьмите кусочек картона, обмакните его край в смесь и прочертите диагональные линии, обозначающие отдельные камышинки.
12 Добавляем световые блики и новую фактуру
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 12
Просушите кисть и напишите жженой умброй тени на воде э левой части картины. Затем подмешайте в белила немного лазурной краски, возьмите кисть №5 и напишите бледные световые блики на воде. Добавьте еще немного лазурной краски и напишите световые блики на воде сразу за камышами.
Как использовать сухую кисть
Если краска нанесена сухой кистью поверх другого слоя краски, нижний слой будет просвечивать сквозь верхний слой краски. Поскольку направление движения сухой кисти хорошо заметно на картине, этим приемом часто пользуются для того, чтобы создать фактуру. Самое главное, чтобы щетинки кисти были как можно более сухими, а наносить краску следует быстрыми мазками плоской кисти.
13 Заключительные детали
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 13
Возьмите кисть №2 и добавьте немного жженой умбры на основную банку. Нанесите несколько мазков черной краски, чтобы изобразить тень у основания банки. Затем напишите основание песчаной банки смесью сырой сиены с оксидированной красной краской. Смешайте сырую сиену с оксидированной желтой краской и напишите песчаную банку, которая расположена перед лодкой. Напишите белилами траву на дальней банке и мачту лодки.
Теперь картину можно считать законченной, по вы можете продолжить работу и добавить ряд деталей. Нарисуйте гальку на переднем плане, чтобы подчеркнут!, фактуру песчаной банки. Эта деталь поможет вам «выдвинуть” передний план. Уточните отдельные элементы композиции и линию горизонта, чтобы усилить иллюзию глубины пространства картины.
14 Рисуем гальку на переднем плане
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 14
Смешайте сырую сиену, оксидированную красную краску, сырую умбру и жженую умбру и нанесите кистью №2 небольшие пятна, которые будут изображать лежащую возле камышей гальку. Добавьте оксидированную желтую краску, еще немного сырой сиены, белил и повторите то же самое.
15 Выделяем отдельные участки композиции
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 15
Добавьте немного белил и сырой сиены к оксидированной зеленой краске и напишите этой смесью вершины песчаных банок справа. Нанесите на боковые стороны банок пятна сырой сиены. Смешайте лазурную краску с белилами, чтобы получить светло-синий цвет, и напишите этой смесью речную заводь справа. Возьмите кисть №5 и жженой умброй напишите грязевой островок между камышами и основной песчаной банкой.
16 Усиливаем иллюзию глубины пространства
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – шаг 16
Просушите кисть №2 и проведите жженой умброй линию между банкой, которая находится непосредственно под линией горизонта, и банкой, которая расположена перед ней. Добавьте еще несколько горизонтальных мазков, чтобы изобразить тянущиеся вдоль горизонта песчаные банки.
Пошаговый урок поэтапного рисунка акриловыми красками – результат
Урок рисования акриловыми красками песчаного пейзажа – результат урока
А Высокое небо
Более темный тон нанесен широкими свободными мазками, сквозь которые проглядывает нижний, светлый слой краски. От этого небо кажется выше.
Б Вода и небо
Вода написана теми же красками, что и небо, — либо чистыми, либо смешанными с белилами. Это помогает композиционно связать воду и небо.
В Фактура на переднем плане
Ярко выраженная фактура камышей и гальки делает особенно интересной эту часть картины и задает направление взгляду зрителя вдаль.
Как настроить язычки губной гармошки в соответствии с вашим личным стилем игры
Играющий на губной гармошке по имени Уолтер обратился к технику Hohner на недавнем выездном шоу. У него была блюзовая арфа в новом состоянии, но трости не издавали звука. Техник попробовал играть на губной гармошке, и трости играли плавно, чисто и без усилий. Озадаченный, техник вернул губную гармошку Уолтеру и попросил продемонстрировать. Уолтер завыл, набрасываясь на тростник с очень сильным нажимом и пережатыми горловыми мышцами. При такой агрессивной технике камыши не могли инициироваться — их душили.
Техник упомянул Уолтеру, что более простая техника выдувания приведет к более стабильному звуку. «Я не разбираюсь в технике и прочем, — сказал Уолтер, — я просто знаю, что моя губная гармошка не должна быть такой. Он должен ответить мне».
Для игрока ответ — это термин, используемый для описания того, как быстро и без усилий звучит трость, когда в нее вводится воздух (дыхание). Если нота звучит четко и сразу, это «хороший» ответ. Если трость не издает звука или издает слабый звук, это «плохая» реакция.
Часто все, что игрок должен сделать на хорошо настроенной губной гармошке, это отрегулировать давление дыхания, чтобы найти оптимальную точку отклика для губной гармошки. Однако многие игроки предпочитают не корректировать свою наработанную и личную технику.
Если изменение техники невозможно, в самой губной гармошке вносятся коррективы для персонализации отклика.
С точки зрения функции губной гармошки отклик определяется тем, насколько хорошо трость проходит через прорезь для трости при приложении заданного давления воздуха. Для хорошего отклика трость целиком должна входить в паз сразу или, по крайней мере, заклепочной стороной немного раньше кончика. Если кончик трости первым входит в щель, ответ будет плохим.
Оптимизация хода трости в соответствии с личной техникой игрока включает регулировку зазора и изгиба трости.
Зазор, также называемый смещением, представляет собой расстояние между кончиком трости и прорезью трости, когда трость находится в состоянии покоя. Каждой тростинке нужен зазор. Если трость находится на одном уровне или почти на одном уровне с прорезью для трости, скорее всего, она вообще не будет звучать.
На любой гармонике зазор варьируется от язычка к язычку. Как правило, толщина любого конкретного язычка на конце определяет правильное смещение между этим язычком и пластиной язычка. Следовательно, более низкие и толстые трости нуждаются в большем смещении. Постепенно, по мере того, как тростник становится тоньше, а высота тона выше, зазор уменьшается.
Для оптимального отклика язычка при более мягком давлении дыхания вам нужны меньшие зазоры. Более жесткое давление означает большие зазоры.
Прежде чем приступить к регулировке зазора, убедитесь, что у трости правильный изгиб (см. ниже). В идеале заклепочный конец трости должен быть плоским и почти вровень с пластиной трости. Начиная с трети пути от конца заклепки и до конца трость должна слегка изгибаться вверх и в сторону от прорези для трости. Эта форма называется кривизной язычка или профилем язычка. Пространство между кончиком трости и прорезью для трости называется зазором.
Для регулировки зазора и изгиба берда вам понадобится короткий жесткий напильник и палец или большой палец. Если у вас нет напильника нужного типа, HOHNER предлагает его как часть сервисного набора, содержащего инструменты для расшивки и других распространенных ремонтных работ. Вы можете заказать его в центре запчастей и обслуживания Hohner.
Сначала разберите гармонику. Снимите язычковые пластины с гребенки.
Установите зазоры, отрегулировав кривизну трости. Посмотрите на тростник со стороны. Если кривая очень маленькая или отсутствует, вам нужно ее сделать. Поместите палец на заклепочную треть трости и слегка нажмите вниз. Вставьте жесткий напильник между язычком и пластиной язычка и осторожно приподнимите кончик язычка короткими движениями (см. иллюстрацию).
Не переусердствуйте. Внесите очень небольшие изменения. Повторите процесс столько раз, сколько необходимо, чтобы сформировать хорошую кривую и желаемый зазор. Каждый раз делайте очень маленькие изгибы трости. Время от времени ощипывайте трость, чтобы она приняла естественную форму. После ощипывания может потребоваться дополнительная регулировка, если правильный изгиб или зазор не очевидны, когда трость останавливается.
Пока вы формируете тростник в правильную кривую, помните о размере вашего зазора. Корректировка как зазора, так и кривой должна происходить одновременно. На этом этапе вы хотите, чтобы ваш гэп оставался в рамках общих правил гэппинга, изложенных выше.
После установки зазора и кривой проверьте реакцию. Поместите тростниковые пластины на гребенку, плотно скрепив их друг с другом — насколько это возможно. Дуйте или втягивайте в губную гармошку с таким же давлением дыхания, как и в реальной жизненной ситуации. Последовательность является ключевым фактором. Гармошка с постоянным зазором играет лучше и долговечнее.
Если трость звучит слабо или воздушно, зазор слишком большой. Уменьшите его, нажав пальцем или отмычкой на область трости от конца заклепки до половины пути вниз к прорези для трости. Внесите небольшие изменения. Не применяйте слишком большое давление сразу.
Если трость совсем не звучит, возможно, зазор слишком мал. Увеличьте зазор и изгиб трости, вставив напильник между тростинкой и прорезью для трости и слегка приподняв трость.
Во время любой регулировки время от времени щипайте трость, чтобы определить, где она остановится. Будьте осторожны, чтобы не зайти слишком далеко в любом направлении. Цель состоит в том, чтобы найти зазор, который подходит именно вам.
В конце концов, техник Hohner увеличил зазоры в бердах Уолтера, и Вальтер был более чем доволен. «Я никогда не умел играть на этой губной гармошке, а теперь умею. Спасибо, мистер ХОНЕР, чувак!»
Изготовлено на заказ Двойная язычковая пластина Special 20 – Помечено как «Двойная язычковая пластина» – Blue Moon Harmonicas LLC
Стоимость доставки и налоги
United StatesAustraliaCanadaItaly—AfghanistanÅland IslandsAlbaniaAlgeriaAndorraAngolaAnguillaAntigua & BarbudaArgentinaArmeniaArubaAscension IslandAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBosnia & HerzegovinaBotswanaBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBritish Virgin IslandsBruneiBulgariaBurkina FasoBurundiCambodiaCameroonCanadaCape VerdeCaribbean NetherlandsCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongo – BrazzavilleCongo – KinshasaCook IslandsCosta RicaCroatiaCuraçaoCyprusCzechiaCôte d’IvoireDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEswatiniEthiopiaFalkland IslandsFaroe IslandsFijiFinlandFranceFrench GuianaFrench PolynesiaFrench Southern TerritoriesGabonGambiaGeorgiaGermanyGhanaGibraltarGreeceGreenlandGrenadaGuadeloupeGuatemalaGuernseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHondurasHong Kong SARHungaryIcelandIndiaIn donesiaIraqIrelandIsle of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKosovoKuwaitKyrgyzstanLaosLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyaLiechtensteinLithuaniaLuxembourgMacao SARMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmar (Burma)NamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorth MacedoniaNorwayOmanPakistanPalestinian TerritoriesPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairn IslandsPolandPortugalQatarRéunionRomaniaRussiaRwandaSamoaSan MarinoSão Tomé & PríncipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint MaartenSlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia & South Sandwich IslandsSouth KoreaSouth SudanSpainSri LankaSt.