мужские и женские костюмы, фото, описание
Благодаря отличительным чертам национальной одежды, возникают ассоциации принадлежности к конкретному народу. Костюмы солнечной Кубани не исключение.
Прообразы костюмов кубанских казаков
Окончательный и привычный для нас вариант костюма создавался веками в процессе становления народа и его изменения. Удобный и практичный костюм состоял из элементов, многие из которых были заимствованы у других народов.
У скифов — широкие мужские штаны, позволявшие всадникам комфортно разместиться в седле. Они получили название «шаровары» и стали самой колоритной частью костюма казака.
Женский наряд позаимствовал элементы и декор украинской национальной одежды.
Рассмотрим внимательно фото, чтобы узнать, каким были костюмы кубанских казаков — жителей Краснодарского края.
Мужской костюм кубанского казака
Весь гардероб делился на две части: для повседневной носки и военная форма.
Рубаха
Одним из важных элементов гардероба является нательная рубаха, которая шилась из льняного полотна белого цвета. Отличительными чертами верхней рубахи были узоры на вороте.
Бешмет
Поверх неё надевали особый кафтан — бешмет различных расцветок (длинный или укороченный). Без него также невозможно представить полноценный образ казака. Бешмет подпоясывали ремнём, на котором размещалось оружие.
Штаны
В зависимости от воинского звания, для пошива шаровар использовался соответствующий цвет: синий, красный.
Учитывая погодные условия, выбиралась подходящая ткань. Для лета использовалась более тонкая, для холодов – плотная и тёплая.
Обязательная деталь – ремешок (гашник), с помощью которого подпоясывались штаны на талии.
Папаха
В качестве головного убора использовалась папаха — важный атрибут повседневной жизни.
ВАЖНО! Уважительное отношение к одежде является важным принципом казака.
У жителей Краснодарского края считалось недопустимым ношение чужих вещей, особенно от умерших или погибших людей.
Женский костюм кубанской казачки
Главная особенность женского гардероба — большое количество элементов одежды, подчёркивающих красоту и неповторимую стать.
Богатство расцветок, украшения (браслеты, серьги, бусы), вышитые яркие рисунки отлично дополняли образ кубанской казачки, а приталенные силуэты подчёркивали все достоинства фигуры.
СПРАВКА. Для замужней женщины устанавливались ограничения в одежде. Обязательным было ношение платка и чулок в любое время года, а про рубашки с коротким рукавом можно было вообще забыть.
Праздничный
Праздничные национальные наряды состояли из блузки с длинным рукавом и юбки, которые украшались кружевами и узорами.
Вторым вариантом являлось платье (кубелёк), по внешнему виду напоминавшее камзол. Под него обычно надевали рубашку с воротником-стоечкой.
Хорошим дополнением были сапожки красного или чёрного цвета на небольшом каблучке — черевички.
Повседневный
В повседневной жизни отдавали предпочтение простой рубахе с воротником круглой формы, которая заправлялась в нижнюю юбку. Обе детали были белого цвета. Поверх надевали юбку любого цвета и «кохточку».
Для чего нужны неопреновые носки
Виды носков
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор статьи:
Елена Евдокимова
Охотно берусь за нестандартные задачи, люблю необычные темы, над которыми читатель порой даже не задумывается. Для меня важно, чтобы моя работа была понятна человеку, а самое главное — полезна. Авторству готова посвятить всё своё время, поскольку отношусь к нему с огромной ответственностью и интересом. Основная цель для меня — сделать вашу жизнь немного проще и легче, поэтому всегда готова ответить на ваши вопросы
Задать вопрос автору
Одежда жителей Кубани — колорит кубанской культуры
Главная
❱
Юг России
❱
История нашего края
❱
Одежда жителей Кубани
Одежда кубанских казаков всегда выделялась яркими красками женского костюма и широкими мужскими шароварами. Знакомство со старинной одеждой кубанцев – отличная возможность понять колорит их культуры.
Без описания национальных костюмов жителей Кубани невозможно сложить полноценную историю о Краснодарском крае. В костюмах местного населения отражены все вехи становления народа и изменения, происходящие с их родной землей. Их вещи – не куски материи, а настоящий памятник прошлому.
Мужская одежда
Одежда кубанского казака – способ выражения самобытности и независимости. Сначала их одеяния были трофейными, но по ходу развития края приобрели собственные отличительные черты.
Мальчишки обходились холщовой рубахой и брюками, а когда поступали учиться ремеслу, в наследство от отца или брата получали их традиционные предметы одежды.
Самым колоритным элементом наряда казака были шаровары. Ткань и расцветка для их пошива выбирались в соответствии с воинским званием мужчины и временем года. В праздник и на церковные службы положено было надевать штаны ярко-красного цвета, а будничные шаровары были синими. Зависела расцветка старинных брюк и от возраста хозяина.
Ширина штанов позволяла с удобством разместиться в седле и не мешала в боевых действиях. Подпоясывали шаровары тонким ремешком, который называли гашником. Он служил фиксатором для кошелька, который носили на талии.
Нижняя казацкая рубаха шилась из белого льняного полотна. Ее редко украшали вышивкой. Верхнюю кроили из белоснежной ткани, ворот пестрел вышитыми женской рукой узорами. Рубахи никогда не заправлялись, носились навыпуск.
Поверх рубашки дома и на улице носили бешмет. Без этого элемента невозможно представить полного костюма казака. Сейчас его называют курткой или гимнастеркой. Существовало несколько видов бешмета, носили как короткие, так и удлиненные модели.
Разнообразие цветов позволяло подобрать бешмет любой расцветки: желтый, коричневый, зеленый, синий, серый, черный. Его также подпоясывали ремнем, на который цепляли украшения и оружие.
Женский костюм
Кубанские казачки всегда отличались красотой и суровым нравом. Их гардероб отличался от мужского богатством цветов и разновидностей одеяний.
Девочки имели лишь длинную рубаху да сарафан, который надевали поверх нее. Только по достижению 15 лет старшей дочери шили или покупали новую юбку, кофту, платья.
Основным нарядом считалось платье, которое называли кубелек. Его носила каждая женщина, независимо от достатка и рода, отличалась лишь ткань. Это платье походило на камзол, надевать под него было принято рубашку, которая выглядывала на груди и из-под пышных складок рукавов.
Носили рубашки под горло или легкие кофты в сочетании с юбками из шерсти или ситца. Казачки старались украсить свои наряды как могли: вставляли кружево, вышивали яркие рисунки, притачивали мех и кусочки кожи.
Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом
Отправить
Отменить
5 видов русского народного костюма
Привет всем,
В своем последнем посте я упомянул о 5 типах русского народного костюма и подумал, что сделаю краткое изложение, чтобы представить их. Я должен сделать то же самое для 5 типов украинского костюма. Это будет впереди.
Относится строго к женскому костюму. Мужской костюм различается, но не сильно. Рубашка, обычно с разрезом сбоку, чаще слева, штаны, узкий кушак, сапоги или портянки с лаптами, шинель.
Сарафан Тип 1.
Я видел, как этот термин переводится как “джемпер”, что подходит для американцев, но не для британцев, а также как “сарафан”, что смешно, лучше просто использовать русский термин Сарафан. Этот предмет одежды в основном представляет собой длинную юбку, которую носят чуть ниже рук с ремнями на плечах. Снизу надевается сорочка, показывая область воротника и рукава. Он может быть с поясом или без. Вот рисунок Макса Тильке, показывающий три способа ношения того, что можно было бы назвать «аристократическим» вариантом, хотя его носили крестьяне.
Женщина в середине носит сарафан отдельно, с сорочкой, та, что слева, носит его с жилеткой, покрой в основном такой же, как сарафан, но короче, а женщина справа носит его с жакетом. . Этот вид сарафана назывался косоклинным, что означает «угловой покрой», и изготавливался из богатого покупного материала, бархата, парчи, штофа и т. д. Часто украшался лентами, галунами и металлическим кружевом.
Max также дает нам разрез, боковые швы находятся под углом 45 градусов.
Как видите, в итоге у вас получилась конусообразная форма. Иногда спереди есть разрез на пуговицах. Используются и другие сокращения. Один, который более типичен для простых крестьян, в основном цилиндрический,
сужен в верхнюю полосу со складками или сборками из местного или домашнего сукна. В этих нарядах довольно много деталей, и аксессуары немного различаются. Вот пример из села Жемкова Сызранского уезда Симбирской губернии, выполненный из ситца ручной работы. Вы можете увидеть сборки наверху.
Вот еще один экземпляр из Вологодской области Сольвычегодского уезда, вид сзади. Этот сделан из домашнего тканого полотна в небольшой плед. Вы увидите складки, пришитые вдоль верхнего края. Сорочка изготовлена из ткани с тканым орнаментом.
Вот крой и макет данного сарафана. Существуют вариации обоих этих типов огранки.
Таким образом, Сарафан может быть очень богатым или очень домашним. У каждого своя красота. Это основная форма костюма, которую можно найти на севере России, хотя она также проникла и на юг. Разделительная линия между Севером и Югом проходит примерно на уровне Москвы.
Тип 2 Панёва.
В русском языке это пишется понева, но произносится паниова. Смотрите мою публикацию о костюме Калуги для получения дополнительной информации. Панёва типична для юга России и старше Сарафана. Он состоит из трех полос ткани в клетку, сшитых бок о бок, а затем свернутого в пояс и завязанного вокруг талии поверх сорочки. Вот пример из Орловской области. Это часто считается русским эквивалентом украинской плахты.
Паниова обычно соткана в черном или темно-синем цвете с белыми линиями, образующими шахматную доску. Как и в этом случае, его часто украшают вышивкой, лентами, ткаными полосами, галунами и т. д., что характерно для каждого региона. Первоначально его носили открытым спереди, как на этой открытке с изображением костюма Орлова.
В некоторых регионах была добавлена четвертая панель из другого материала, чтобы Paniova превратилась в закрытую юбку.
Вот один пример из Тамбовской области, Спасский уезд, село Дубрава.
Обратите внимание, что эта паниова очень слабо украшена. На сорочке видны треугольные вставки кокетки, характерные для некоторых районов юга России, в отличие от прямоугольных вставок, которые мы видим у большинства славянских народов. Эти два костюма, паниова и сарафан, безусловно, являются самыми распространенными видами костюма.
Тип 3 Андарак.
Андарак — настоящая юбка, обычно из шерсти с переплетенными полосами. Этот термин также встречается на севере Украины для обозначения подобных видов юбок. Этот костюм необычен и связан с «однодворцами», группой людей, которые могут происходить от колонистов, купцов или наемников из Литовской империи, в которую в то время входили Украина и Беларусь. Признаюсь, мне не очень ясно, кто такие Однодворцы. Вот фотография двух женщин-однодворцев, сделанная в 1908 в Воронежской области. Вы заметите край рубашки, выглядывающий из-под андарака.
Вот праздничный костюм из Тульской губернии.
В Тамбовской губернии андарак часто вышивали прямо поверх полос. Вот два примера.
Этот костюм носили только в некоторых местах на юге России.
Тип 4 Кубелек.
Это настоящее платье, рукава которого являются неотъемлемой частью конструкции изделия. Встречается редко, только на крайнем юге в районе Дона. Это явно происходит от костюмов Кавказа. Вот два из очень немногих изображений этого типа костюмов, которые мне удалось найти.
Костюм Кадриль Тип 5.
Этот тип относится к гораздо более позднему периоду, чем другие, и в основном является созданием 19-го века. Его можно считать скорее историческим костюмом, чем народным, но он широко используется исполнительскими коллективами, особенно из восточных регионов, Сибири и других мест, относительно недавно колонизированных русскими. Он состоит из юбки и жакета с баской, сшитых из ткани фабричного производства, и на американский взгляд очень похож на костюм пионера. Вот рисунок этого типа костюма. Этот немного длиннее обычного. Чаще можно увидеть кайму на уровне второго оборки.
Вот фотография одного из вариантов этого костюма из Архангельской области.
Вот фотография кадрили, исполняемой в Астраханской области.
И один сценический вариант костюма по мотивам костюма колонистов Урала
Кому интересно, вот схема лифа/жакета, по-русски Лиф-баска.
.
Всем спасибо за прочтение. Это только очень общий обзор русского народного костюма. В будущем я буду публиковать более подробные обзоры местных костюмов. Надеюсь, что это было интересно и познавательно.
Как всегда, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне с запросами на исследования или заказы на дизайн, изготовление или вышивку костюмов или других предметов для группы или отдельного человека.
Роман К.
[email protected]
Исходный материал:
Макс Тильке, «Костюмы Восточной Европы», Лондон, 1926
Л. Молотова, «Русская народная одежда», Ленинград, 1984
Горожанина & Зайцева, «Русский Народный Свадебный Костюм», Москва, 2003
Климов А. Основы Русскаво Народнаво Танцы М., 1981
Шульгина А и др. Костюмы для Танцевальных и Хоровых Коллективов М. 1974
Ю. Нехорошев, «Костюмы к танцам народов СССР», Москва, 1956
Костюм Анатри Чуваш
Всем привет. Сегодня мы рассмотрим народный костюм анатрийских чувашей. Чуваши живут в Среднем Поволжье, как и различные народы, о которых мы говорили. Они проживают в Чувашской республике, которая на карте выше обозначена темно-синим цветом, южнее Марийской – красным, севернее Мордвинской республики – коричневым и западнее Татарстана – ярко-зеленым. На самом деле, они также живут разбросанно на обширной территории к югу и востоку от Чувашской Республики, как показано на следующей карте.
В этих других районах они живут анклавами в окружении татар, башкир, мокши и русских. Столица Чувашии — Чебоксары, а это их флаг.
Чуваши, в отличие от других поволжских народов, о которых мы до сих пор говорили, являются тюркским народом, но очень долгое время отделенным от других тюркских народов. Их язык занимает отдельную ветвь от всех других дошедших до нас тюркских языков, а их культура и народное творчество дают понять, что они издавна находились в тесном контакте и с финскими народами Поволжья. Костюм, о котором мы сегодня поговорим, относится к костюму низменных, или анатрийских, чувашей, проживающих в юго-восточной части Чувашской Республики, а также в некоторых разрозненных районах, показанных на карте. Вот костюм пары молодых незамужних Анатри Чуваш.
Как видите, костюм девушки основан на сорочке, как и следовало ожидать, с добавлением фартука, украшений, свисающих с пояса, шеи и плеч, и головного убора в форме шлема, покрытого бисером и монетами, который называется тухья, которая иногда имеет острие наверху. Это, по-видимому, очень древний тюркский обычай, головной убор для девушек в Туркменистане похож, и казахский и киргизский эквиваленты, похоже, произошли от одного и того же. Это может быть связано с очень древней тюркской легендой о царевне Гулаим и ее сорока девушки-воительницы, известные как Кирк Киз. [Звучит как диснеевский фильм, ожидающий выхода.]
Вот еще один вид тухьи, на котором более подробно показаны декоративные монеты и украшения.
Вы заметите, что девичья сорочка украшена минимальной вышивкой, но имеет аппликацию из красной ленты. И если вы внимательно посмотрите на это фото, то заметите, что рисунок на груди асимметричен, что часто бывает у чувашей костюм девушки, и очень необычный в другом месте. Вот старое фото чувашских детей в повседневной одежде, обратите внимание на отчетливо асимметричный рисунок на сорочке девочки слева.
А вот и современный пример, это работа известной вышивальщицы Евгении Жачевой. Эта девушка держит вышиванку, которой славятся чуваши.
Напротив, женская сорочка вышита, как в этом примере, нарисованном Максом Тильке из музейного экземпляра в Германии. Вы заметите вышитые на груди розетки, они очень типичны, встречаются только на рубашках замужних женщин и известны как кеске.
Как видите, туника типичного покроя региона. Кеске очень известны, их часто вырезали из сорочек и выставляли в российских и других музеях. Тут я поглажу одну из своих мозолей, что сборщики отрезали прямо рядом с вышивкой, так что место сбилось, а ткань расползлась.
[непечатное ругательство] Вот пример такой собранной кеске, коих дизайнов было много, как видите.
Вот еще один пример женской сорочки, надетой отдельно, кеске очень хорошо видно.
А вот пример женщины в парадной одежде, с фартуком и головным платком, известным как сурпан, обернутым вокруг головы поверх вышитого головного убора, называемого масмак. Вы также заметите, что поверх них на ней портянки и берестяные туфли. Их носили те, кто не мог позволить себе сапоги.
Вот пример вышитого фартука, хотя, как видно из приведенных выше фото, иногда фартук изготавливался из ткани с тканым орнаментом.
Другой тип женского головного убора был более распространен и известен как хушпу. Он принимает разные формы и может быть похож на тухью, но всегда открыт сверху и имеет длинную часть, которая свисает сзади. Его надевают поверх сурпана, который оборачивается вокруг головы и оба конца свисают сзади. Вот вид спереди и сзади полного женского костюма.
Вы также заметите украшенные бисером, вышитые и покрытые монетами украшения, свисающие с шеи и пояса, что так типично для этого региона.
Мужской костюм, как и у других народов Среднего Поволжья, состоит из рубахи, льняных или шерстяных штанов, тканого пояса и обуви, как показано на фото выше и здесь
Обратите внимание, что рубашка открывается с правой стороны, напротив русских, и такая же, как у старых персидских рубах, хотя известны и рубахи, открывающиеся в центре. Вот нарисованная Максом Тильке схема рубашки, крупный план вышивки, а также часть кеске. Это также было взято из музейного экземпляра в Германии.
В особых или церемониальных случаях мужчины надевали кафтан поверх рубашки, которая была богато вышита и украшена аппликацией красной лентой, как в следующем примере. Его сопровождает девушка в полном костюме, держащая над головой фату невесты.
Еще раз спасибо за посещение моего блога, на этом мы завершаем серию статей о народах Поволжья. Татары и башкиры также живут в этой области, но их костюмы происходят из Средней Азии, так как они прибыли в этот регион намного позже, хотя они, несомненно, смешались с коренными жителями, которые жили там ранее.
Я всегда открыт для предложений по предметам исследований, заказов на изготовление или вышивку предметов народного костюма или других изделий.
Берите эти традиции и творите из них, не дайте им забыться.
Чувствовать
свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь, что в конце концов
охватывают всю Европу и бывшую Российскую империю/Советский Союз. Я также
с благодарностью принимаю подсказки по исходным материалам, которых у меня может и не быть. Я также
принимать заказы на исследование/проектирование, пошив и/или вышивание костюмов или
другие предметы для групп или отдельных лиц.
Роман К.