Мордовский костюм как нарисовать: Как нарисовать мордовский костюм – 16 фото

Мордовский национальный костюм — Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия

Мордовский национальный костюм берет истоки в далекой древности. Долгие годы народ вкладывал в его создание частичку своей культуры и бытности.

Настоящий мордовский костюм – целое произведение искусства, составленный из разных элементов одежды, уникально декорированный и украшенный.

И всё это искусное умение создавать уникальные вещи заботливо сохранялось на протяжении многих сотен поколений и передавалось из рук в руки.

В середине XIX в. народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры.

Наиболее полные коллекции одежды эрзи и мокши Нижегородской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Уфимской губерний были скомплектованы мордовским ученым-просветителем М. Е. Евсевьевым.

Основная часть женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, – рубаха панар туникообразного покроя без воротника. Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Рубахи мокшанок имели отличие в покрое и отделке. Перегнутая пополам по поперечной нити точь холста была основой стана рубахи, к которой по бокам пришивались полотнища покороче. Такой покрой образовывал у плеча квадратную пройму для рукавов.

Туникообразным также был покрой рубах у терюшевской мордвы, хотя и имелись свои особенности. Женская рубаха каратайской мордвы состояла из двух пар скошенных и сшитых между собой полотнищ. Прямые и длинные, у некоторых рубах слегка скошенные к кистям рукава пришивали к центральному полотнищу, а под ними вшивали квадратные ластовицы из пестряди.

Манера ношения рубах у мокшанок также имела региональные особенности. Отличительной чертой мокшанского костюма являлся пышный объем, который делался посредством напуска пазухи спереди.

В эрзянском костюме ансамбль набедренных украшений был чрезвычайно самобытным. В 13–14 лет, а в ряде мест и раньше, эрзянские девочки начинали носить набедренник пулай (пулогай, пулакш, пулокаркс). В костюме это был своего рода символ зрелости, совершеннолетия.

Самобытным элементом мордовского народного костюма была верхняя распашная одежда из холста – руця, импанар (э.), мушказ, балахон (м.).

Непременный атрибут традиционного женского костюма – передник, дополняемый в ряде мест нагрудником. Для костюма мокшанок были характерны закрытые передники с рукавами, называемые запон, сапоня и т. д.

Сравнительно новым элементом мордовской женской одежды были жилетки. Декоративным своеобразием отличались безрукавки-шубейки, входившие в костюм эрзянок Теньгушевского района.

Особая роль в национальном женском костюме отводилась головным уборам, они строго соответствовали возрасту, семейному положению, были взаимосвязаны с традиционным типом костюма. Женские головные уборы эрзи (панго, сорока, сорка, гилыган) были высокими, делались на твердой основе и имели варианты форм в виде цилиндра, полуцилиндра, конуса, реже лопатообразную. Мокшанские головные уборы (панга, златной), род мягкого чепца трапециевидной формы, состояли из двух-трех частей.

Богат и разнообразен набор нагрудных украшений мордовских женщин. Обилие декоративных материалов – бисера, бус, стекляруса, цепочек, раковин-каури, жетонов, монет, бубенцов, колокольчиков – использовалось на изготовление воротников, нагрудников, ожерелий, гайтанов, чресплечных украшений. Ворот рубах скреплялся застежкой (сюлгам) в виде овального обруча с подвижной иглой у эрзян и кольца на трапециевидной пряжке у мокшан.

Обувью служили лапти – карьхть (м.), карть (э.) – так называемого мордовского типа с косым плетением, низкими бортами и специальными петлями из лыка для прикрепления обор.

Мужская одежда мордвы не несла столь высокой этнической нагрузки. В ней было гораздо больше общих элементов с мужской одеждой соседних народов.

Основные части мужского костюма – рубаха и штаны. Обыденная традиционная рубаха шилась из небеленого посконного холста, праздничная же – из более тонкого, в основном льняного.

В качестве демисезонной мужской одежды носили сумань. По покрою он был близок поддевке. Традиционные мужские головные уборы были представлены валяными шляпами, шапками-мерлушками и т. д.

В целом же традиционная одежда мокши и эрзи развивалась по двум направлениям, соответствующим их культуре.

В наши дни сложились как бы вторичные по отношению к традиционным формы, получившие национальное значение или, по крайней мере, осмыслявшиеся как национальные. Одежда изменилась не только по материалу и расцветке (вместо холста стали применяться разнообразные ткани современной выработки), изменения коснулись внешнего оформления костюма – произошло обогащение его украшениями из разноцветных лент, кружев.

Мордовский национальный костюм у мордвы всегда произведение искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было также умение надевать и носить костюм. В нём отразились самые лучшие качества мордовского народа – удивительная фантазия и мастерство.

 

Библиография

  1. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы // Труды мордовской этнографической экспедиции. – Москва, 1973. – Вып. 3. – 216 с.
  2. Гейкель А. Одежда мордвы. – Хельсинки, 1899.
  3. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1990. – 384 с.
  4. Корнишина Г. А. Знаковые функции народной одежды мордвы. – Саранск, 2002. – 67 с.
  5. Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1968. – 211 с.
  6. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы VIII–XI вв. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1960. – 176 с.
  7. Маркелов М. Т. Саратовская мордва : этнографические материалы // Саратовский этнографический сборник. – Саратов, 1922. – Вып. 1. – С. 53–238.
  8. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка. – Саранск : Мордовское книжное издательство. – 1991. – 116 с.
  9. Мокшин Н. Ф. Этническая история мордвы XIX–XX вв. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1977. – 280 с.
  10. Мордовский народный костюм : альбом / составители: Т. П. Прокина, М. И. Сурина. – Саранск : Мордовское книжное издательство, 1990. – 384 с.
  11. Смирнов И. Н. Мордва : Историко-этнографический очерк. – Казань, 1825.
  12. Спрыгина Н. И. Одежда морды-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии (по материалам экспедиции 1925). – Пенза, 1928. – 47 с.

2022-01-16

On:

In: Культурный код Мордовии

Национальный костюм мордвы – Национальный акцент

Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса – мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха – панар и штаны – понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные – из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне – различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи-панар надевали еще одну – белую распашную (мушкас – у мокши, руця – у эрзи). Весной и осенью носили сумань – приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы – ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки-ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом – с портянками, а зимой – с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2-3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай – сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками – сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме  поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти-подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья – кафтонь-крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар – у эрзи, мушказ, балахон – у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

 В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

 Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки – белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

 Особое место в убранстве  мордовских женщин играли украшения – бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок – нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.   

Список использованной литературы:

 Мельников П.И. (Печерский А.) “Очерки мордвы” – М: Директ – Медиа, 2010. – 181 с.Прокина Т. П. “Мордовский народный костюм” – Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с.”Мордовский народный костюм” (электронный ресурс). Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, (http://www.erzia-museum.ru/).

Тэги

  • мокша
  • Мордва
  • национальный костюм
  • эрзя

Эрзянский костюм из Шентальского района Куйбышевской области

Всем привет,
Сегодня я продолжу серию Костюмы народов Поволжья. В 1103 году московские летописи зафиксировали, что один из их князей, пытавшийся расширить территорию Москвы на восток до середины Волги, потерпел поражение от народа, которого он называл «мордовцами». Этот термин с тех пор стал использоваться на западе для обозначения этого народа, обитавшего южнее Волги, южнее марийцев и удмуртов, на довольно обширной территории. На английский это переводится как «мордвин», «мордовец», «мордва» и т. д. В конечном итоге они были завезены в Московскую империю в 1552 году. Эти люди населяют примерно красные области на нашей карте. Группа на северо-западе их распространения более или менее граничит с Мордовской Автономной Республикой в ​​Российской Федерации, где проживает около 30 процентов населения мордвы. Столица Саранск и это их флаг.

Теперь слово мордованец в русском языке означает убийца, которое, как я полагаю, было применено к ним из-за рассматриваемой битвы, я предполагаю, поскольку очевидно, что москвичам было нормально убивать других, но не другим убивать москвичей. Когда Советы решили начать использовать самоназвания для коренных народов, у них была проблема с мордвинами, потому что у них их не было. Люди на востоке своей территории называли себя эрзя, а те, что дальше на запад, называли себя мокша. Их диалекты взаимно непонятны, и они не считают себя одной нацией, иностранные ученые наоборот. Так что в официальных документах их продолжают называть мордвой, хотя я встречал в туземной печатной продукции термин мокши-эрзя.
Сегодня мы рассмотрим один из вариантов эрзянского костюма из Шентальского района Куйбышевской области. Опять же видно, что основу костюма составляет вышитая льняная сорочка, которая по-эрзянски называется покай. В эту версию костюма входит фартук, хотя в некоторых его нет. Есть обязательный пояс, украшения, которые зависят от пояса и шеи, и головной убор для замужних женщин, который бывает самых разных форм. Именно этот называется сорока. Существует также то, что можно было бы назвать задним фартуком, который называется пулокарками. Концепция переднего и заднего фартуков довольно распространена в костюмах Восточной Европы, встречается у сербов, гуцулов, трансильванцев, валахов и других народов, но у эрзян Пулокаркс уникален. Вот выставка из музея в Хельсинки, показывающая вид сзади этого типа костюма

Первоначально это было частью платья замужней женщины, но позже его стали носить и незамужние девушки. Верхняя часть была вышита самой женщиной, а нижняя часть была сделана мастерами и включала кисточки, бахрому, цепочки, каури, монеты и бусы. Об эрзянках говорили, что их слышишь задолго до того, как видишь. Все это, конечно, обеспечивало пулокаркам много движения всякий раз, когда она шла, что, я подозреваю, и было целью. Вот крупным планом один

и еще один, с более заметной вышивкой на верхнем ярусе.

Головные уборы бывают разных форм. Вы можете заметить, что вид сзади показывает головные уборы, форма которых несколько отличается от формы на первом изображении. Вот крупный план сороки спереди и сзади. Вы можете видеть, что вышивка похожа на пулокарки, и та часть, которая висит сзади, также снабжена монетами, цепочками, кисточками, бисером и каури. В этом случае вышивка крестом красного и черного цветов в форме креста и ромба покрывается металлическими пайетками, пришитыми сверху.

Вот вид сзади. Вы замечаете, что тесьма с золотым галуном сделана очень жесткой, чтобы развеять шумящие.

Вышивка на фартуке и сорочке выполнена в одном стиле. Вот крупный план фартука.
Обратите внимание, что он также оснащен кисточками и бусинами.

Этот тип вышивки состоит из контурного стежка, выполненного на очень толстой шерсти, так что рисунок теряется, а создается эффект текстуры. Вот крупный план вышивки эрзянской сорочки

Вы можете видеть штопальную строчку по нижнему краю, в центре типичный волжско-финский контурный шов, заполненный косой строчкой, в данном случае с каждым чередующимся косым швом, идущим в противоположных направлениях, и то, что иногда называют ‘ «Звездный стежок», в основном контурный стежок, образующий единицы текстурированного рисунка, которые распределяются для создания более крупной композиции.
старая русская книга изображает пару таких рисунков, например:

Обратите внимание, что пометка на полях называет это русским узором, а это не так. Русские не вышивают такого рода, разве что так же, как они могут баловаться другими вышивками, не относящимися к их собственной традиции. Если вы занимаетесь исследованием народного творчества, вы должны знать об этом. Однажды я увидел красивый хорватский костюм Посавина, выставленный как австрийский, потому что женщина, которая его собирала, путешествовала по Австрийской империи до Первой мировой войны, которая, конечно, включала в себя огромную часть центральной и южной Европы, и кураторы понятия не имели. Важно знать, где проходили границы разных империй, когда та или иная книга была опубликована.
Вот еще один пример эрзянской вышивки, в которой можно увидеть отдельные мотивы дизайна.

Мужской костюм состоит, как и во всем Поволжье, да и большей части Восточной Европы, из вышиванки, кушака, льняных или шерстяных штанов и сапог или портянок, надетых на плетеные берестяные башмаки. Тип вышивки и расположение переднего отверстия являются отличительными характеристиками.
В целом мужской костюм гораздо менее разнообразен, чем женский.

Вот фотография эрзянского музыкального коллектива, демонстрирующая мужской костюм.
 

Группа называется Toorama, и некоторые из их выступлений доступны для просмотра в Интернете.
[оо произносится не как оо, как в слове еда, но с длинной буквой О, как в ООООН Нет]
Эта ссылка приведет вас к одной из их песен, здесь очень живая
http://www.youtube.com /watch?v=RzWWHaD8uYo&feature=related
А здесь помягче.
http://www.blogger.com/post-create.g?blogID=5790425923241370525
Оба подчеркивают невероятную полифонию, присущую народу эрзя,
Я слышу отголоски этого типа гармонии в некоторых русских народных песнях.
Приглашаю вас посмотреть их и насладиться.
Вы можете взять концепцию больших композиций из маленьких красивых замысловатых мотивов и
сделать с ней что-то свое.
И, как всегда, я жду ваших отзывов, комментариев и любых идей для исследования или ведения блога, которые вы, возможно, захотите прислать мне.
Спасибо

Почувствуйте
свободно обращаться ко мне с запросами на исследования. Я надеюсь, что в конце концов
охватывают всю Европу и бывшую Российскую империю/Советский Союз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *