Узорный покров | Материалы, инструменты, технологии
Наряду с появлением новых технологий обработки древесины возрождаются русские традиции деревянного зодчества, в том числе резьба. В старинных русских городах еще сохранились строения прошлых веков, поражающие великолепием резных украшений — наличников, фризов, причелин, ветровых досок.
-
© «Арт Городец»
-
© Jude Fritts Wodd Carving & Sculpter
-
© Forst
-
© Архитеторы — С. Фомин, Д. Старчевский
-
© Otgalis Dreamstime
-
© Архитетор — В. Остроухов, фото — В. Скляров
Культурное наследие
Традиция украшать дома резьбой возникла на Руси, вероятно, еще в языческие времена. Тогда она носила в основном культовый характер. В узорах древних орнаментов можно различить солнце, дождь, воздевающих руки к небу людей, геометрические фигуры (круги, треугольники, ромбы) и другие знаки, призванные обеспечить защиту от стихий и плодородие земли, а также служащие оберегом жилища.
Конечно, уже тогда религиозный смысл деревянных рисунков совмещался с чисто утилитарным назначением различных элементов: наличники призваны защищать от холода и влаги щели между оконными рамами и бревенчатой стеной дома, причелины — торцы подкровельных слег и т.д. Практический смысл сохранился, а культовый постепенно утратился. Осталась только традиция художественного оформления фасада. С течением времени в каждой местности формировался собственный стиль резных украшений, и узоры наличников разных областей могли существенно различаться. Деревянный резной декор отличается многообразием по технике исполнения, сюжетам и композиционному расположению на доме.
В одних регионах предпочитали использовать скульптурную резьбу, в других — глухую, в третьих — прорезную. Наиболее распространенной была и остается именно прорезная (также называемая пропильной и ажурной) резьба, хотя она возникла позже других.
Традиции и инновации
Основные мотивы деревянной резьбы мало изменились: по-прежнему популярны геометрический и растительный орнаменты, реже встречаются зооморфный (изображающий животных) и антропоморфный (изображающий людей). Что касается видов резьбы, то во внешнем декоре дома, как уже говорилось выше, господствующее место занимает прорезная.
В доме, особенно деревянном, резьба встречается не только снаружи, но и внутри (к примеру, в оформлении лестничных балясин и ограждений, мебели и дверей обычно используется скульптурная или рельефная резьба).
Можно выделить следующие виды русской архитектурной резьбы: скульптурную, плоскую, рельефную и прорезную (ее разновидность — накладная резьба). Наверное, самый древний вид — плоская резьба по дереву, включающая ряд разновидностей — выемчатую, долбленую, городчатую и др. Наиболее распространенный мотив плоской резьбы — геометрический. На балконах, крылечках, верхнем наличнике окон и дверей многих старых деревянных домов вырезан круг с расходящимися лучами. Конечно, это символическое изображение солнца восходит к языческим представлениям о мире. С древними магическими заклинаниями, вероятно, связаны и другие геометрические фигуры, характерные для плоской резьбы, — круги, кресты, звезды, ромбы и т. д.
Скульптурная резьба наиболее характерна для северных областей России. Выступающим концам бревен и слег придавались очертания животных и птиц, как реальных, так и мифологических. Но наиболее распространен был декор охлупня на двускатных крышах русских изб. Охлупню чаще всего придавали форму конской головы, первоначально имевшую сакральный смысл. Также выполняли изображения других животных и птиц — оленя, гуся, лебедя и т.д.
Сегодня скульптурные изображения на коньках крыш делают достаточно редко, хотя подобные услуги предлагают народные умельцы и даже фирмы. Помимо торцов бревен и охлупня скульптурными изображениями различных животных и птиц подчас украшались ставни и наличники домов в некоторых российских губерниях.
-
© «Арт Городец»
-
© Архитетор — В. Остроухов, фото — В. Скляров
-
© Архитетор — В. Остроухов, фото — В. Скляров
-
© «Арт Городец»
-
© Архитетор — В. Остроухов, фото — В. Скляров
-
© Архитетор — В. Остроухов, фото — В. Скляров
Рельефная резьба была наиболее распространена в Поволжье. Она также называется долотной, поскольку основным инструментом для ее выполнения (помимо топора) служит долото. Для данного вида резьбы характерен высокий причудливый рельеф. Самый распространенный орнамент — растительный, но часто встречаются также изображения различных животных и мифологических существ (львов, русалок, сирен).
Одним из самых ярких образцов рельефной резьбы считался деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный в 1667–1672 гг. и разобранный во времена Екатерины II. В нем тончайшей резьбой было украшено буквально все — фризы, подзоры, крыльца, галереи… Впрочем, скоро у нас появится возможность полюбоваться необыкновенным декором — восстановление дворца должно быть закончено уже в этом году.
Самая простая, а потому и самая распространенная разновидность домовой резьбы — сквозная (также называемая прорезной, пропильной, ажурной). Она выполняется методом сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. От других видов деревянной резьбы прорезная отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка. Впрочем, ее популярность объясняется не только относительной легкостью исполнения. Во-первых, сквозная резьба декоративно-прикладных элементов придает дому воздушность. Во-вторых, освещенный солнцем ажурный рисунок со сквозными отверстиями отбрасывает кружевную тень, а варьирующийся в течение дня угол освещения меняет теневой рисунок и облик фасада здания в зависимости от погоды. Кроме того, прорезная резьба может быть многоярусной, т.е. резные доски причелин и подзоров накладываются друг на друга. Тогда ощущение воздушности деревянных кружев многократно усиливается.
При желании каждый хозяин сможет украсить дом накладными элементами со сквозной резьбой. Для подобной цели потребуются самые простые инструменты — дрель (или коловорот) и ручная пила. В последнее время чаще пользуются электролобзиком — производительность возрастает, к тому же удается прорезать участки с малым радиусом поворота. Другой способ — резьба нагретой проволокой, к верхнему концу которой приделывается ручка, а к нижнему — грузик. Фактически это выжигание, с помощью которого можно выполнять сложные операции. Недостатки метода — получаются черные обугленные края, что не всем нравится. Кроме того, работа должна выполняться в хорошо вентилируемом помещении. Также для изготовления прорезной резьбы по дереву применяют ручные фрезерные машины. Работа ведется не так быстро, как лобзиком, но качество изделия получается выше, к тому же не требуется предварительно сверлить отверстия. Правда, для выполнения подобных операций необходимы хорошие навыки. Если таких навыков нет, стоит обратиться в специализированную фирму. Рисунок резьбы можно выбрать из каталога или заказать оригинальный. Каждое резное изделие будет изготовлено в заводских условиях на станках с программным управлением.
Резные элементы для фасада дома по согласованию с заказчиком могут изготовляться из разных пород дерева — от сосны и березы до лиственницы и дуба. Некоторые фирмы используют вместо традиционных досок влагостойкую фанеру. Кроме того, резные ветровые доски, причелины и пр. выполняют даже из недревесных материалов — клееного массива, акрила, МДФ, пластика. К примеру, прозрачные резные изделия из оргстекла можно подсвечивать.
-
© «Арт Городец»
-
© «Арт Городец»
-
© «Арт Городец»
Внутренний мир
Резной декор отнюдь не ограничивается фасадом, особенно если речь идет о деревянном доме. К его стенам идеально подходит деревянное же резное убранство. Балюстрады деревянных лестниц (и прежде всего поворотных площадок) традиционно украшаются резьбой, которая может быть как весьма простой, так и чрезвычайно сложной, — резной орнамент способен имитировать почти любой стиль и любую эпоху.
Резными бывают не только балясины и перила, но и конструктивные элементы лестницы — ступени, тетивы, косоуры, площадки. В большинстве фирм, занимающихся изготовлением резных деревянных лестниц, также можно заказать отдельные резные предметы интерьера — раму для зеркала, мебель, подсвечники и многое другое.
При заказе лестницы клиент имеет возможность предложить собственный рисунок или воспользоваться услугами специалиста. Можно сделать практически незаметные узоры, покрывающие лестницу тончайшей изысканной сеткой, либо, наоборот, создать яркий акцент. В любом случае оформление лестницы будет оригинальным, выполненным вручную по индивидуальному заказу.
При помощи резных лестниц, мебели, дверей, других функциональных и декоративных элементов удастся воссоздать почти любой интерьерный стиль, за исключением хайтека и японского минимализма. К примеру, для популярного сегодня модерна характерны причудливые растительные орнаменты, элегантные волнистые линии, поэтому деревянная резьба — один из лучших способов имитации данного стиля. Рококо свойственны изысканность, обилие декоративных элементов, волнообразный растительный орнамент, использование мифологических или эротических сюжетов. Богатый декор, торжественность и вычурность барокко — все можно передать при помощи резьбы.
Текст: Александр Спарбер
Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства
Автор(ы): Мусинова А. С.
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016» (июнь)
Количество просмотров статьи: 6585
Показать PDF версию
Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства
А.С.Мусинова
Преподаватель Бухарского государственного университета
Резюме
В данной статье говорится о роли орнамента в декоративно-прикладном искусстве, а также даётся характеристика разновидностям орнаментов.
Ключевые слова
Орнамент, мастер, декоративно-прикладное искусство, узор, цветок, домашняя утварь, симметрия, композиция, рукопись.
Узбекистан (http://asia-travel.uz/uzbekistan/) – страна с необыкновенно талантливым народом, а талант и мастерство, умноженные на многие века славной истории и дают в итоге, те шедевры народного творчества, которые не дадут позабыть о своих корнях, своей культуре и своем неповторимом этносе.
Из поколения в поколение народные мастера декоративно-прикладного искусства передают своё умение подрастающей молодёжи. Ha протяжении многих веков народные мастера создавали удивительные изделия для домашнего обихода, украшения для женщин и интерьера, одежду и ткани, оружейные принадлежности.
Творения узбекских мастеров издавна славились далеко за пределами родины и продолжают вызывать интерес у ценителей искусства со всего мира. Разнообразные школы чеканки и керамики, тюбетейки самого разного вида и предназначения, национальные ножи на каждый случай, шелковые и шерстяные ковры, шелк и чеканка – чудесные работы, вот уже многие века создаваемые руками местных мастеров и мастериц составляют неповторимую экзотику Узбекистана.
Далеко вглубь веков уходит формирование школ и видов искусства. Каждый регион в Узбекистане славится своеобразным видом вышивки, росписи, чеканкой, резьбой по различным видам материалов, ювелирного изделия и других видов искусства. У каждого региона свое направление. Нурата славится своей вышивкой, ферганский Риштан – лазурной керамикой, древний Маргилан – радужно переливающимся атласом, священная Бухара – золотым шитьем, Ташкентские мастера восхищают своими расписными изделиями.
Следуя давней традиции мастера (уста) безвозмездно передают свои знания и секреты своего искусства ученикам (шогирдам). Изделия известных и безымянных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм продолжают радовать глаз человечества. А что же их так связывает между собой? Конечно же каждая вещь сделанная рукой умелого мастера украсит красивый орнамент.
Восхищаясь рукотворной красотой орнаментов, воплощенных в предметах декоративно-прикладного искусства – росписи на стенах интерьера, коврах, вышивке, резьбой – мы не задумывались о роли математики в создании этих произведений. Между тем сочетание таланта мастера и его геометрических умений занимает важное место в орнаментальном искусстве.
Орнамент (от лат. Ornamentum – украшение) – это узор, состоящий из повторяющихся, ритмически упорядоченных элементов.
Орнамент предназначен для украшения различных предметов (посуды, мебели, одежды, текстильных изделий, оружия) и архитектурных сооружений. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет и подчеркивает своим построением, формой и цветом архитектурные и конструктивные особенности предмета, природную красоту материала.
В композиции любого орнамента лежит вполне определённый порядок построения, основанный на законах симметрии. По своей сути, симметричное – это нечто уравновешенное, ритмически упорядоченное, обладающее хорошим соотношением пропорций. Говоря о симметрии, стоит отметить, что существует и строго математическое понимание этого явления: симметричным называется рисунок, который можно как-то изменить, получая в результате то же с чего начали. То есть объект остаётся неизменен по отношению к каким-либо изменениям, выполненным над ним. Рассматривая разные композиции, легко увидеть, что орнамент можно продолжать в разные стороны, даже если его первоначальная композиция ограничена и замкнута. Художник же в своих произведениях добивается, прежде всего, выразительности, но не идеальности. В своих изделиях мастера передают свою близость к природе.
Узбекский орнамент по праву называется одним из самых интересных явлений в восточной художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов. На протяжении веков узбекский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение людей своей поэтикой и красотой линий и красок.
Орнамент сопровождал человека в его повседневной жизни. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе историю и быт своего народа. Орнамент мог сплошным ковром заполнять все свободное пространство или украшать только некоторые части изделия, подчеркивая их художественно-пластическую выразительность.
Орнамент построен на ритмическом чередовании изображаемых мотивов, производная от формы и подчиняющаяся ей структура. Орнамент не может быть рассчитан математически, он покрывает поверхность предмета, повторяя его изгибы, подчеркивая их или скрывая. Нельзя рассчитать, каким будет завиток, который положен мастером.
Время появления первых орнаментальных композиций в декоративно-прикладном искусстве Средней Азии неизвестно, однако можно предположить, что интерес к украшению предметов развивался одновременно с освоением окружающего мира. Орнамент служил не только украшением для предметов обихода, но и рукописные книги украшались растительным орнаментом и миниатюрой. Несомненным богатством и пышностью отличаются рукописи средних веков. Они украшались многофигурными композициями и затейливым орнаментом.
Узбекские мастера придавали большое значение и отводили главную роль растительным мотивам в орнаментальном искусстве. Со временем орнаментальные композиции все более усложнялись, образовывали сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы. Свобода художника в этой области искусства не была ограничена строгими рамками. Мотивы цветов, веток, листьев и жгутов также занимали важное место в структуре узбекского орнамента. Плетеный или растительный орнамент в виде завитков, листьев, чашелистиков широко применялся в украшении изделий из металла, вышитых и росписных изделий. Упругие растительные завитки часто встречаются в декоре памятников архитектуры. Часто в украшении архитектурных памятников, домашней утвари встречались изображения всевозможных животных и птиц, которые сливались с растительными формами. Подобный вид орнамента получил название тератологического. Узбекскими мастерами очень часто воспроизводились изображения львов, тигров, павлинов, рыб, птиц, тельцов.
«Тератологический» стиль в орнаменте был издревле связан с мифологическими верованиями, уходящими в далекую древность. В узбекской культуре мастер более внимательно относится к «зверю». В миниатюрных лицевых изображениях на общем фоне «плетенки» можно различить голову зверя, его хвост, лапы. В древности люди верили, что знаковые изображения помогают им общаться с потусторонним миром богов и духов, выполняя при этом роль посредника между мирами. Часто, орнаментальные изображения служили оберегами от злых сил, считалось, что они приносят счастье и удачу.
Мастера, украшающие изделия всевозможными орнаментами, заботятся об эстетической красоте книги. Они сочетают самые разнообразные мотивы: плетенку, стилизованные ветви, цветы и тератологические элементы. Узбекские орнаменты воспринимали разнородные элементы, обогащались и трансформировались в новые формы. Богатство и разнообразие форм и видов узбекского орнамента свидетельствует о творческом мышлении мастеров и об их высоком художественном вкусе.
В процессе складывания стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве существуют орнаментальные мотивы. Основными классификационными признаками орнамента служит его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого узбекские мастера использовали и по сей день применяют следующие группы, или виды.
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента связано трудовой деятельностью мастера. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Геометрический (гирих) орнамент. Этот орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный (ислими) орнамент. Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, ветки, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: листья и цветки роз, перец, виноградная лоза.
Каллиграфический (эпиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента — самые разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента.
Животный орнамент. Включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют “звериным” стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.
Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Орнамент может располагаться в квадрате, прямоугольнике, круге или в узкой полосе. По форме их можно разделить на замкнутые, сетчатые и ленточные.
В замкнутом все декоративные элементы расположены в одной какой-либо ограниченной плоскости. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге. Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).
В ленточном орнаменте декоративные элементы вписывают в полосу. Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.
В сетчатом орнаменте повторяющиеся элементы распространяются во все стороны, создавая движение во всех направлениях. В этом виде орнамента присутствует как бы невидимая сетка, в ячейках которой и располагаются элементы узора. Если ленточный орнамент обладает только одной осью переноса и может зрительно двигаться по периметру или’ краю листа, то в сетчатом много осей переноса и он способен подчеркнуть поверхность плоскости листа сплошным непрерывным узором. Форма ячеек сетчатого орнамента имеет различную геометрическую форму: квадрат, прямоугольник, треугольник, параллелограмм, ромб. К сетчатому орнаменту относятся вид Бухарского золотошвейного шитья (заминдузи).
Используемая литература:
-
Л.М.Буткевич «История орнамента». М.2008.
Ш. К.Шоёкубов «Узбекское народное декоративно-прикладное искусство». Т. 2009.
Ornament Patterns – Etsy.de
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
(более 1000 релевантных результатов)
Орнаментов и узоров – Вдохновленная публика
Украшения и орнаменты / Форзацы / Бесплатные изображения / Без авторских прав / Старые книги / Орнаменты и узоры / Фотографии / Public Domain
– 26 февраля 2020 г. 7 апреля 2021 г. – Дженнифер комментарий к 2,8 миллионам изображений, опубликованных в открытом доступе. Благодаря Смитсоновскому институту
Смитсоновский институт только что сделал вклад в общественное достояние, который он называет «беспрецедентным как по глубине, так и по широте». Используя платформу под названием Open Access, вы сможете искать цифровые записи Смитсоновского института или посещать Центр поиска коллекций для расширенных параметров фильтрации. Smithsonian Open Access упрощает загрузку, совместное использование и повторное использование […]
Продолжить чтение..
Украшения и орнаменты / Бесплатные изображения / Иллюстрация / Без авторских прав / Орнаменты и узоры / Public Domain
– 11 июня 2019 г. 27 июня 2019 г. – Jennifer комментарий к бесплатному (CC0) изображению и значкам SVG
На страницу “Векторная графика” добавлена новая ссылка. Изображения на этом сайте были созданы путем изменения изображений Pixabay. Очень полезно для дизайнеров и тех, кто ищет базовые изображения для дальнейшего развития. Ниже приведены лишь несколько примеров того, что вы найдете. Бесплатное изображение и значок SVG. Все содержимое выпущено […]
Продолжить чтение..
Украшения и орнаменты / Иллюстрация / Без авторских прав / Старые книги / Орнаменты и узоры / Public Domain
– 24 мая 2019 г. 12 июля 2019 г. – Дженнифер комментарий к немецкой книге XIX века с хромолитографиями
Der Ornamentenschatz; ein Musterbuch stilvoller Ornamente aus allen Kunstepochen или (Сокровище орнаментов; сборник образцов стильных украшений всех периодов искусства). Я выбрал эту книгу, чтобы поделиться ею из-за красивых орнаментов и хромолитографий. Ниже приведены только 2 примера изображений, которые вам понравятся в этой книге. Спасибо Archive.org Dolmetsch, […]
Продолжить чтение..
Украшения и орнаменты / Иллюстрация / Без авторских прав / Старые книги / Орнаменты и узоры / Public Domain
– 23 мая 2019 г. 27 июня 2019 г. – Дженнифер комментарий к Справочнику по орнаменту
Справочник по орнаменту с тремя сотнями иллюстраций, содержащий около трех тысяч иллюстраций элементов и нанесения украшения на объект. Франц Салес Мейер, профессор Школы прикладного искусства Карлсруэ Книга разбита на 3 раздела. Раздел 1 – Элементы декора, Раздел 2 – Орнамент прикладной […]
Продолжить чтение..
Бесплатные изображения / Иллюстрация / Без авторских прав / Орнаменты и узоры / Public Domain
– 19 февраля 2019 г. – Дженнифер комментарий к посвящению в общественное достояние на Flickr
Иногда замечательные люди предлагают миру прекрасные вещи под общественным достоянием. Не все, что находится в открытом доступе, является антиквариатом! Ниже приводится лишь одна из тех коллекций, которыми я считаю нужным поделиться. Наслаждайтесь предложениями PD Энтони Росс @Flickr
Продолжить чтение..
Украшения и орнаменты / Бесплатные изображения / Иллюстрация / Без авторских прав / Орнаменты и узоры / Фотографии / Public Domain
– 31 июля 2018 г. – Дженнифер комментарий к MKG Collection Online
Только что добавлено на страницу цифровых коллекций — Коллекция MKG (Museum für Kunst und Gewerbe Hamburg Steintorplatz Online). MK&G предоставляет цифровые объекты и коллекции. Коллекции включают в себя в основном коллекции фотографий и графики, но обещают регулярное обновление для увеличения содержания. Элементы общественного достояния помечены, и дополнительная информация о сайтах TOS […]
Продолжить чтение..
Украшения и орнаменты / Бесплатные изображения / Иллюстрация / Без авторских прав / Орнаменты и узоры / Public Domain
– 8 мая 2018 г. 11 ноября 2018 г. – Дженнифер
(Alcune decorazioni di nobili sale ed altri ornamenti) Некоторые украшения дворянских комнат и другие украшения: Альбертолли, Джокондо, 1742-1839 Источник: Некоторые украшения дворянских комнат и другие украшения: Альбертолли, Джокондо, 1742- 1839 г.: Бесплатная загрузка, заимствование и потоковая передача: Интернет-архив
Продолжить чтение .