Картинка муравьишки вопросика и мудрой черепахи: Как нарисовать Муравья Вопросика и Мудрую черепаху карандашом поэтапно.

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме “Где живут белые медведи?”

Повторение пройденного.

(на доске – рисунок Муравьишки и Мудрой Черепахи)

Наш герой Муравьишка-Вопросик на прошлом уроке задавал Мудрой Черепахе вопрос КОГДА?

(учитель прикрепляет на доску рядом с героями учебника карточку с вопросом КОГДА?)

– На какие вопросы мы вместе с героями учебника получили ответы?

(Когда наступит суббота? и Когда придёт лето?)

– Мудрая Черепаха приготовила задания для вас. Кто пойдёт их выполнять?

Индивидуальные задания:

– Послушайте задания.

  • Здесь записаны названия месяцев (июнь, март, май, сентябрь, февраль, апрель).

    Подчеркните названия только весенних месяцев.
  • Здесь записаны названия дней недели. Расставьте числа в пустые квадратики от 1 до 7, чтобы получилась правильная последовательность.
    Суббота
    Понедельник
    Среда
    Воскресенье
    Вторник
    Пятница
    Четверг
  • Здесь записана группа слов. Нужно зачеркнуть лишнее слово. (осень, зима, весна, март, лето).

Когда вы выполните свои задания, садитесь на места и включайтесь работу вместе со всем классом.

Фронтальная работа с классом.

Пока ребята выполняют задания, Мне хочется прочитать вам одну очень занимательную сказку-загадку. Я буду читать её 2 раза. Сначала внимательно прослушайте.

«Вышел Старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.

Махнул старик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

– Кто догадался, какие птицы полетели? (Это три зимних месяца – декабрь, январь, февраль)

Махнул Старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять и на полях показались цветы.

– Что за птицы полетели? (Весенние месяцы – март, апрель, май)

Махнул Старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

– Что за птицы третьей тройки? (Летние месяцы – июнь, июль, август)

Махнул Старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, заалели туманы.

– Какие это птицы? (Осенние месяцы – сентябрь, октябрь, ноябрь).

А птицы были не простые. У каждой птицы по 4 крыла. В каждом крыле по 7 перьев. Каждое перо тоже со своим именем.

– Почему у птицы 4 крыла? (В месяце 4 недели)

– Почему в крыле 7 перьев и как они называются? (7 перьев – это дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

– Молодцы, ребята. Я думаю, что  Муравьишка вместе с нами повторил эти знания.

Проверка индивидуальной работы.

А теперь проверим работу ребят у доски. Если они отвечают верно, мы им, как всегда аплодируем.

(идет проверка заданий на доске).

Молодцы, ребята. Я думаю, Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и приготовила сегодня  загадки о животных.

В чёрных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот

Удивительный народ.

Пингвины

(учитель вывешивает на доску картинку пингвина)

Среди снега и льда не голодает,

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает

И от морозов его согревает.

Белый медведь

(учитель вывешивает на доску картинку белого медведя)

Работа над новым материалом.

 – Мы с вами отправляемся в путешествие вместе с девочкой Женей из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».

Повторяйте за мной.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

(2 раза)

 – Вели оказаться там, где живут белые медведи.

(ученики садятся за парты)

 – «Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась ночь. Женя, как была, в летнем платьице, с голыми ногами, одна- одинёшенька оказалась здесь, а мороз-то 100 градусов. «Ай, мамочка, замерзаю, -закричала Женя и стала плакать, но слёзы тут же превратились в сосульки и повисли на носу. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямёхонько к девочке, один другого страшнее».

– Где же оказалась Женя?

– Где же оказались мы, ребята?

– Кругом снег, лёд, здесь очень холодно.(на Севере, на Северном полюсе)

(учитель прикрепляет на доску рисунки с изображением севера)

– Покажите север на глобусе. Что вы знаете о Северном полюсе? (там холодно, там нет городов, там никто не живёт)

– Нам нужно срочно вооружиться всем необходимым.

– Откройте Рабочие тетради по закладке на странице 31. Найдите задание №1. Рассмотрите рисунок. Обведите простым карандашом в кружок то, что понадобится на севере.

(идёт самостоятельная работа учащихся).

 – Проверяем. Что нам понадобится на севере?

(ответы учащихся: шапка, лыжи, шуба, варежки, снегоход)

– Закрыли Рабочие тетради, убрали их на краешек парты.

 – На Земле есть очень холодный район – это Северный Ледовитый океан. (учитель показывает на глобусе). Большая его часть постоянно покрыта льдом и снегом. В этом районе Земли расположен Северный полюс.

– Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (да)

 – Откройте учебник по закладке на странице 72. Внимательно рассмотрите. Прочитайте, кто нас встречает на Северном полюсе? (поморник, белый медведь, треска, морж, тюлень).

 – Но всё-таки хозяин на Северном полюсе – это, конечно, белый медведь. Вот какие сведения о белом медведе приготовила для вас Мудрая Черепаха.

Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища  достигает 3-х метров. Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые лютые морозы.

Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими.

Излюбленная пища белых медведей – тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца.

 – Сейчас я прочитаю вам рассказ о жизни белого медведя, а потом задам вопрос. Слушайте внимательно.

Куда ни погляди – везде лёд, лёд, лёд. И всюду белым-бело. Здесь и живёт белый медведь. Вот высоко на вершину ледяной глыбы взобрался. Как с капитанского мостика, поглядывает вокруг. Ага, тюленя заметил. Насторожился. Теперь одна задача: незаметно подкрасться к нему. Шуба, конечно, не выдаст. Белая она, на фоне снега и льда неприметная. Только нос чёрный – ох уж этот уголёк! Но медведь догадлив. Нос лапой прикрыл. И получился не медведь, а сугроб. Искусно замаскировался…  «Сугроб» осторожно пополз к добыче. Но вдруг край льдины хрустнул под ним. И неудивительно: полтонны весит медведь. Услыхал тюлень тот хруст и был таков: в воду соскользнул… Не повезло медведю!

– На кого охотился белый медведь? (на тюленя)

– Как замаскировался медведь? (прикрыл нос лапой)

– Удалось ли медведю поймать  добычу? Почему? (нет, хрустнул лёд)

– Итак, ребята, где же живут белые медведи?  Покажите на глобусе. (на Северном полюсе)

– Посмотрите на глобус. Что мы видим на противоположной от Северного полюса стороне? ( Южный полюс)

– Район Земли, где расположен Южный полюс, называется Антарктидой. Отправимся туда в путешествие? (да). Тогда достаём наш волшебный цветок и произносим волшебные слова.

Физкультминутка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Будь по-моему вели.

– Вели, чтобы оказались мы с ребятами на Южном полюсе.

– Итак, мы с вами на Южном полюсе, в Антарктиде. Как вы думаете, надо ли снимать здесь тёплую одежду? (нет, потому что здесь тоже холодно)

– Посмотрите, каким цветом обозначена Антарктида на глобусе? (белым) Это участок суши, покрытый толстым слоем льда. В этом районе Земли расположен Южный полюс.

– Посмотрите в учебнике на следующую страницу, страницу 73. Прочитайте, какие животные живут в Антарктиде? (Альбатрос, пингвины, морской леопард, ледяная рыба)

– Самый яркий представитель животного мира Антарктиды – это, конечно, пингвины. Об этих и других удивительных животных рассказывает серия журналов для детей «Ребятам о зверятах», которые продаются сейчас у нас в городе в киосках Информпечати. И вот как раз первый номер этого журнала был посвящён пингвинам. Посмотреть журнал вы можете на перемене, а я предлагаю вашему вниманию небольшой отрывок из фильма о пингвинах.

(просмотр отрывка на DVD)

– О каком животном говорилось в фильме? (об императорских пингвинах)

– Кто запомнил рост и вес пингвина, какой он? (1 м, 30 кг)

– Для чего нужны пингвинам крылья? (чтобы быстро плавать)

– Ну, что ж ребята, наше путешествие подходит к завершению и пора возвращаться домой. А поможет нам в этом…(Цветик-семицветик)

Физкультминутка

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мы оказались в 1 б классе школы №43.

– Вот снова мы оказались в нашем гостеприимном классе. Давайте повторим то, что мы сегодня вместе с нашим Муравьишкой узнали.

Открытый урок по окружающему миру (1-й класс) на тему “Кто такие насекомые?”

Цели урока:

  • познакомить учащихся с насекомыми;
  • проанализировать поведение людей на лугу и в
    лесу;
  • развивать творческие способности детей;
  • воспитывать  любовь к природе, и бережное
    отношения к ней.

Оборудование:

  • картинки о цветущем луге, «Муравейчик
    Вопросик», «Мудрая Черепаха», волшебный
    клубочек;
  • пластилин, природные материалы – у каждого
    ученика;
  • картинки с изображением насекомых.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Ребята, а кто это плачет?  (На доске
открываю) Да это же наш Муравьишка Вопросик.

– Что с тобой случилось? Что у тебя в руках?
Почему ты плачешь?

– Мне принесли письмо от Бабы-Яги, она пишет, что
ей скучно в своей избушке жить одной, а у тебя
Муравей и так много друзей, поэтому она прислала
гусей-лебедей и унесли они на крыльях с собой
Мудрую Черепаху. Кому теперь я буду задавать свои
вопросы, ребята еще многого не знают, а мои друзья
не знают о моей беде, да и живут они далеко.

– Ребята, надо помочь Вопросику? А зачем Бабе-Яге
Мудрая Черепаха? Она же всегда хвастается, что
сама все знает. Наверно она хочет еще больше
знать, видимо одичала совсем в своем лесу.

 II. Работа над новой темой

– Ребята, вы  готовы идти в путешествие за
Мудрой Черепахой? А то она все секреты расскажет
Бабе-Яге. По пути поищем друзей Вопросика, может
они нам помогут найти Бабу-Ягу. У меня есть
волшебный клубочек, он нам немного укажет путь.
Будем говорить: Катись клубочек, а мы за тобой.
 

Ребята встают из-за своих мест,  шагая
вместе с учителем,  приговаривают:

Катится клубочек по лесам, а мы за
тобой.

На дереве висит указатель «Загадай-ка»

– Чтобы дальше пройти наверно нужно отгадать
загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

Шесть ног без копыт,

Летит – Жужжит,

Упадет – землю роет.   (Жук)

Не зверь, не птица,

Носок как спица,

Летит – кричит,

Сядет – молчит.  (Комар)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

Золотистые глаза.

Кто это? (Стрекоза)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Известное я блюдо,

Когда ж прибавишь    М,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.   (Уха – муха)

(На доске появляются по мере отгадывания
картинки с насекомыми. )

На доске призыв – «Берегите нас! Мы вам
еще пригодимся, – стрекозы»


– Как вы поняли эти слова. Почему нас просят
стрекозы их беречь, и чем они нам могут
пригодиться?

Да просто потому, что они красивые, а человек не
может прожить без красо­ты. К тому же нельзя
забывать, что, погубив одну единственную
стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на
волю сотни, тысячи комаров и мо­шек. А ведь у
стрекоз комары и мошки любимая еда. Комара
стрекоза съедает на лету. А муху — садясь на
веточку, неторопливо. Стрекозы заслуживают
бережного отношения.

– Ребята, какие вы молодцы, вы нашли моих
друзей!  Они нам помогут найти дорогу к
Бабе-Яге.

Пошли дальше.
– Катись клубочек по лугам, а мы за тобой.

– На пути у нас домик. Тук-тук.  Кто в домике
живет?

Указатель «Угадай-ка»

– Ребята это загадка для вас. Чей это домик? Кто
в нем живет. Давайте в дом войдем, отдохнем с
дороги, чайку попьем. (Дети отвечают, что не
сможем чай попить.)


– Почему не сможем, что это за негостеприимные
хозяева здесь живут?

– Это мои друзья, пчелы! – говорит Вопросик, –
Они далеко летают, много знают, много трудятся, у
них и спросим дорогу.

– А почему в дом не войдем?  (Показываю соты)

– Красиво у них здесь на лужайке.

– А вам, ребята, нравится?   Будем идти назад,
зайдем,  отдохнем,  цветов нарвем, меда
поедим.

– Пчелка прожужжала, что нам пора в путь.
– Катись клубочек по лугам, по морям, а мы
за тобой.


– Смотрите еще один муравейчик.  На доме
написано «Отвечай-ка»

– Придется отвечать на вопросы, тогда он укажет
нам путь.

– Где живет Баба-Яга?

– Для чего нужны кусачие, жалящие, жужжащие
пчелы?

– Как нужно себя вести в лесу?

– Хорошо говорите, так и делайте, укажу путь к
Бабе-Яге.

– Катись клубочек по лугам, по горам, а мы
за тобой.

Устали, сделаем остановку «Отдыхай-ка»

Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!

– Катись клубочек по лугам, по горам, а мы
за тобой.

Остановка «Послушай-ка»

– Кто это нам хочет что-то рассказать?

– Послушаем ребят, они расскажут о друзьях
Муравьишки.

(Сообщения ребят)

Ногохвостки

Это самые многочисленные насекомые в ле­су (200
000 на 1 м2). Они очень малы, но при этом делают
важную работу: поедают и пе­рерабатывают мертвые
растения и, таким образом, участвуют в
образовании почвы.

Двукрылые

К двукрылым насекомым относятся разные мухи и
их сородичи. Они производят, наев огромное
количество прожорливых личинок,  которые за
считанные дни могут съесть  опавшую листву.

Жуки

Личинки многих жуков, например, рогачей, тоже
вносят свой немалый вклад в общую работу: обитая
в подстилке, они питаются трухлявой древесиной,
остатками растения пометом животных или их
трупами,  они роют в земле глубокие ходы, что
способствуя перемешиванию и аэрации почвы.

Муравьи

Эти неутомимые насекомые живут многотысячными
коло­ниями в муравейниках, по­строенных из сухих
хвоинок и остатков растений. В своей непрерывной
деятельности они перемешивают почву, взрыхляя и
обогащая ее пе­регноем.

Дневные и ночные бабочки

Многие тропические бабочки отличаются
большими раз­мерами (размах крыльев 12-28 см) и
яркой окраской, особенно если это дневные
бабочки. Ночные бабочки ок­рашены более скромно:
в ко­ричневый, серый, черный или белый цвета…
Самки отличаются от самцов отно­сительно
большим размером крыльев и более короткими
усиками.

Самые крупные

Птицекрылка  Александра от­носится к числу
самых крупных из известных тропических бабочек.
Самец окрашены ярче самки, но зато сам­ка заметно
крупнее: размах ее крыльев достигает 28 см.

Самые известные

Специалистам хорошо известно семейство
бабочек морфид, большинство из  них раскрашены
в голубой или пурпурный цвет с металлическим
блеском. Размах крыльев достигает 12 см.

–  Бабочки питаются нектаром, а где они берут
нектар? (в цветах)

–  Можно ли на лугу рвать цветы?

– Пошлите скорее дальше.

 Катись клубочек по лугам, по горам, а
мы за тобой.

Остановка  «Узнай-ка»

– Я тоже хочу вам помочь, – говорит
учительница. Это препятствие,  которое
придумала Баба-Яга, я выполню.

– Знаете ли вы, как появляются бабочки, хорошо –
это вы знаете.

– А знаете, какую пользу они приносят? Есть такой
вид бабочек  «Шелкопряд». Таких бабочек
разводят специально, они дают настоящую шелковую
нить,  из которой потом прядут ткань, и шьют
одежду.   (Показываю куколку-шелкопряд)

– Мы с вами почти у цели, Баба-Яга совсем рядом,
она следила за нашим путешествием, и ей очень
понравились ваши ответы, но она опять не хочет
отпускать Мудрую Черепаху, ей снова станет
одиноко в ее дремучем лесу. Она хочет, чтобы вы ей
сейчас сделали из пластилина  и природного
материала полянку и много друзей, как у вас и у
Муравейчика.

– А как, одним словом можно назвать всех друзей
Муравейчика?

– Насекомые.

– Кто такие насекомые?

– Насекомые сильно отличаются от других
животных, не только тем, что тело у них поделено
на три части, но и  отсутствием костей. Многие
насекомые покрыты
снаружи         плотным
панцирем, сделанным из особого вещества –
хитина. Такой панцирь называют наружным
скелетом. 
Термиты – тропические
насекомые, которые живут огромными колониями в
больших домах – термитниках, высота которых
может достигать 9 м. Термитники они строят,
используя землю и свою слюну.

 III  Закрепление нового материала

Творческая работа.

Класс заранее рассажен на 2 команды. Ребята
лепят насекомых, две команды соревнуются.
(Рисунок 1)

– Подведение итогов, выставка работ. (Рисунок
2)  

– Ребята, вы молодцы, обе команды старались для
нашей Мудрой Черепахи. Обе команды молодцы.
Баба-Яга так обрадовалась, что теперь у нее тоже
много друзей, и такие красивые полянки, что она
просит у вас прощения. Наконец вернулась наша
Мудрая Черепаха. (Рисунок 3)

IV. Итог урока

– Почему, нельзя ловить и уничтожать насекомых,
какую они приносят пользу?

– Как нужно вести себя на лугу?

– Какие насекомые сегодня помогали нам?

– Что понравилось на уроке больше всего?

– Кто доволен своей работой на уроке?

Без бактерий возрастом 46 миллионов лет муравьям-черепахам потребовалось бы больше укусов и меньше брони

Муравей-цефалот на растении, склоняющемся к мембраноциду. Фото Джона Сандерса.

Вы, наверное, слышали о таблетках от экскрементов — новейшем способе проникновения полезных бактерий в кишечник. Но похоже, что группа муравьев, возможно, была первыми пионерами фекалий — 46 миллионов лет назад.

Новое совместное исследование, опубликованное в Nature Communications определили, что муравьи-черепахи ( Cephalotes ) способны дополнять свой рацион с низким содержанием азота, передавая полезные бактерии от старых муравьев к более молодым через анальные выделения. Как только это будет сделано, уже внутренне усвоенные микробы (крошечные бактерии) естественным образом вырабатывают азот, необходимый муравьям-черепахам для выживания.

«Муравьи-черепахи едят много пищи, которая трудно переваривается и содержит мало необходимых питательных веществ в доступной форме», — сказал Джейкоб Рассел, доктор философии, 9 лет.0014 , адъюнкт-профессор Колледжа искусств и наук Дрексельского университета и старший автор статьи. «Тот факт, что они могут существовать на такой диете и отошли от агрессивной конкуренции с другими муравьями за более оптимальные пищевые ресурсы, почти наверняка является результатом их инвестиций в симбиозы с кишечными бактериями».

Это межучрежденческое международное исследование, проведенное исследователями из Дрекселя, Калифорнийского университета в Сан-Диего, Пенсильванского университета, Гарвардского университета, Университета Рокфеллера, Колледжа Кальвина и Полевого музея естественной истории, возглавлялось Йи Ху, доктор философии, , заканчивающий постдок в Drexel, и Джон Сандерс, доктор философии, , постдок в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

Исследование было вдохновлено работой, которую Рассел проделал с Кэрри Моро, доктором философии, и Наоми Пирс, доктором философии, в лаборатории Пирса более десяти лет назад, когда они обнаружили, что многие муравьи с некачественной пищей питаются специализированными бактериальными симбионтами, которые, вероятно, дополняют их диеты.

Оказалось, что муравьи-черепахи — отличный тому пример. В то время как многие муравьи нападают на других животных из-за еды или собирают трупы мертвых животных, муравьи-черепахи полагаются на нектар, пыльцу, грибы и другие ресурсы из растительных покровов. Они также потребляют мочу млекопитающих и фекалии птиц, которые до содержат много азота — но в формах, недоступных для животных без помощи микробов.

Чтобы проверить, вносят ли кишечные бактерии значительный вклад в потребление питательных веществ муравьями, исследователи поместили нескольких муравьев-черепах в лабораторию, посадили их на диету из мочевины (основные отходы в моче) и дали им антибиотики, которые убили их кишечные бактерии. В этом случае муравьи не могли получать азот, который они обычно получали, когда находились на диете, строго состоящей из мочевины.

Обнаружение того, что муравьи-черепахи содержат бактерии, производящие азот, в их кишечнике, показывает, как они могут так хорошо выживать, питаясь продуктами, которые, по-видимому, нужны очень немногим другим животным.

Из-за, по-видимому, меньшего использования наступательных способностей, в сочетании с их переходом на более низкокачественный рацион, муравьи-черепахи утратили многие черты, которые другие муравьи используют для борьбы за пищу или нападения на нее.

«У этих муравьев развились уменьшенные мандибулы — челюсти — и они утратили способность жалить», — сказал Рассел. «В результате они не очень хорошо охотятся на живых беспозвоночных животных или поедают мертвых. Это также означает, что они утратили черты, необходимые для конкуренции с другими видами муравьев».

В свою очередь, муравьи развили более пассивную защиту, такую ​​как толстая броня и «особая каста взрослых особей, которые используют свои головы, чтобы заткнуть входы в свои гнезда из полых веток», объяснил Рассел.

Что интересно, толстая защитная броня, разработанная этими муравьями, требует большого количества азота, что еще раз указывает на важность симбиотических отношений черепаховых муравьев с их кишечными бактериями.

«Эта броня может быть возможна из-за большого вклада кишечных микробов в их баланс азота», — сказал Рассел.

Поскольку микробы так важны для их жизни, кажется, что муравьи-черепахи также выработали способ их защиты.

«У этих муравьев образуется мелкоячеистый фильтр в начале их пищеварительного тракта, который может изолировать их кишечные микробы от чужеродных захватчиков. Вероятно, это помогло укрепить целостность этих древних бактериальных сообществ», — сказал Рассел.

Прямая информация о функциях бактерий, связанных с муравьями, была относительно ограниченной, причем большую часть этих знаний составляют муравьи-листорезы и муравьи-древоточцы. Поэтому знание того, что муравьи-черепахи в такой степени извлекают выгоду из своих бактерий, особенно то, что азот, обеспечиваемый микробами, может быть необходим для их выживания, имеет большое значение.

«Эта работа показывает, что члены сложных сообществ могут развиваться вместе, закладывая основу для будущих исследований того, как эти организмы развиваются в ответ на надежные партнерские отношения», — сказал Рассел.

У млекопитающих, как и у нас, в кишечнике есть сложный набор бактерий, которые, возможно, также эволюционировали вместе с хозяевами на протяжении миллионов лет, хотя и гораздо менее специфичным образом. Теперь, когда мы знаем о муравьях-черепахах и их симбиотических бактериях, возникают дополнительные вопросы о том, как мы сами развивались. В то же время он также может дать ответы.

«Относительно простая система муравьиных черепах может оказаться полезной, помогая нам смоделировать вопросы о наших собственных партнерских отношениях с микробами и о том, насколько они важны для здоровья человека», — заключил Рассел.

Анатомия муравья | Спросите биолога

Написано: Тейт Холбрук
Иллюстрирован: Сабина Девиче

Показать/скрыть слова, чтобы знать

Анатомия: Части тела и как они подходят и работают вместе. …..больше

Соединение: нечто, состоящее из двух или более частей, например химическое соединение.

Экзоскелет: твердое покрытие тела… подробнее

Гастер: последний сегмент тела муравья.

Манибулы: челюстей.

Мезосома: 2-й сегмент тела муравья (буквально «среднее тело»).

Глазки: простых глаз, улавливающих свет.

Черешок: 3-й сегмент тела; выпуклость на узкой «талии» муравья.

Королева: самка муравья, откладывающая яйца.

Рабочий: муравей-самка, выполняющая работу, не связанную с размножением.

Представьте, что вы размером с муравья. Будьте осторожны — встреча лицом к лицу с муравьем может быть страшной и потенциально опасной для жизни! Но если бы вы избегали того, чтобы вас съели, вы могли бы многое узнать об анатомии муравьев, рассматривая их крупным планом. У муравьев есть много частей тела, которые обычно трудно увидеть без увеличительного стекла или микроскопа. И каждая структура имеет свою особую функцию.

Когда вы встречаете муравья на земле, это почти всегда рабочий муравей. Рабочие — это взрослые самки, которые не размножаются, но выполняют все другие работы, необходимые для поддержания жизни и здоровья муравьиной колонии. Если вам интересно, в колониях муравьев нет рабочих-мужчин. Как выглядят эти рабочие муравьи женского пола? Давайте посмотрим поближе.

Анатомия рабочего муравья

Все муравьи могут показаться вам одинаковыми, но если вы внимательно посмотрите на рабочих из разных видов муравьев, вы можете увидеть некоторые различия. Мы отметили некоторые из них звездочкой ( * ) символ. Думаете, вы знаете все эти части? Попробуйте нашу деятельность по анатомии муравья.

Что внутри муравья?

Теперь, когда вы видите, как устроены муравьи и как называется каждая часть, давайте узнаем, что делает каждая часть и что у них внутри.

Второй сегмент тела муравья, мезосома, заполнен мышцами, которые приводят в действие его три пары ног. Ноги предназначены для бега — муравьи могут бегать очень быстро для своего размера. На конце каждой ноги есть крючковатый коготь, который используется, чтобы карабкаться и цепляться за предметы.

Гастер содержит сердце муравья, пищеварительную систему и химическое оружие. У некоторых муравьев есть жало, которым они впрыскивают яд во врагов. У других есть крошечное отверстие на кончике желудка, через которое они распыляют кислоту, чтобы оглушить добычу или защитить себя.

Между брыжейкой и брюшком находится черешок (а у некоторых муравьев – постчерешок). Это одна из частей тела, которая отличает муравьев от других насекомых. Черешок (и постчерешок, если он есть) обеспечивает гибкое соединение, позволяя муравью сгибать брюшко вперед, чтобы ужалить или распылить.

Наконец, все тело муравья покрыто твердым экзоскелетом, который обеспечивает поддержку, защиту и барьер от потери воды.

Как муравьи находят дорогу

Вы, наверное, заметили, что мы не говорили о муравьиных головах. Как и мы с вами, муравьи используют свою голову для восприятия информации об окружающем мире. Это очень важно для их выживания и жизни колонии. Если вы посмотрите на голову муравья, вы увидите, что усики всегда двигаются вперед и назад, касаясь, пробуя на вкус и нюхая все, что находится в пределах досягаемости. Каждая антенна согнута посередине, как локоть руки человека — это еще одна уникальная особенность муравьев.

Их сложные глаза, как и глаза большинства насекомых, могут содержать сотни линз, которые в совокупности образуют единое изображение в мозгу муравья. Муравьи, использующие зрение для охоты за добычей, имеют большие сложные глаза. Другие муравьи, живущие в темных местах, имеют уменьшенные глаза и могут даже быть слепыми. У некоторых муравьев также есть три простых глаза, называемых глазками, которые улавливают свет.

Жвалы — самый важный инструмент муравья. У муравьев нет хватательных передних лап, поэтому они используют свои нижние челюсти, как человеческие руки, чтобы держать и переносить предметы. Мандибулы также можно использовать для укусов, дробления, резки, копания, борьбы и охоты. За мандибулами спрятан рот, который муравьи используют не только для еды, но и для очищения себя и товарищей по гнезду.

Муравьиные головы, особенно глаза и нижние челюсти, бывают разных форм и размеров и дают представление о том, какую пищу муравьи едят и какой образ жизни они ведут.

Мелкие и крупные рабочие

Рабочие муравьи выполняют всевозможную работу в своей колонии. У большинства видов все рабочие примерно одинакового размера. Однако у некоторых муравьев есть рабочие разных размеров, которые выполняют разные роли. Мелкие рабочие меньше по размеру и выполняют общую работу, такую ​​как уход за детенышами, строительство и уборка гнезда, а также сбор пищи. Основные рабочие крупнее и специализируются на выполнении определенных задач. Например, крупные рабочие, называемые солдатами, имеют большие головы и мощные челюсти, используемые для охраны и защиты колонии.
 

Анатомия королевы муравьев

Королевы муравьев проводят большую часть своей жизни внутри гнезда, откладывая яйца, но во время брачного сезона вы можете увидеть одну особь снаружи. У маток почти такие же части тела, как у рабочих. Однако королевы обычно намного крупнее рабочих. Большой желудок королевы содержит ее репродуктивную систему. Королевы также начинают с крыльями, но после спаривания они отрываются. В мезосоме требуется больше мышц для обеспечения полета.

Анатомия самца муравья

Единственный раз, когда вы встретите муравья-самца, это во время спаривания, потому что вскоре после этого они умирают. Как и у королев, у самцов есть крылья и мускулистые мезосомы для полета. Но самцы, как правило, не такие большие, как королевы, и имеют меньшую голову с большими глазами и более прямыми усиками.

Распространенные заблуждения о муравьях

Голова, грудь и брюшко? . .. Как и у других насекомых, у муравьев есть голова, грудная клетка и брюшко, но грудная клетка и брюшко не очевидны… Мезосома муравья включает грудную клетку плюс переднюю часть брюшка – они слиты вместе. Остальная часть брюшка делится на черешок, постчерешок (при его наличии) и брюшко.

Ой! Меня укусил муравей! … Люди обычно ошибаются, когда думают, что больно от укуса муравья. Большинство муравьев, с которыми мы сталкиваемся, слишком малы, чтобы причинять боль своими укусами. Однако даже некоторые из самых крошечных муравьев могут вводить яд через свои укусы, вызывая жжение, зуд и/или отек. Именно укус, а не укус, приносит им такие прозвища, как «огненный муравей» и «муравей-пуля».

Жизненные циклы муравьев

Муравьи, как и все живые существа, имеют индивидуальный жизненный цикл. Однако, поскольку муравьи социальны — они живут семейными группами, которые сотрудничают, чтобы строить гнезда, находить пищу и выращивать потомство — у них также есть жизненный цикл колонии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *