Как нарисовать сказку лиса и журавль: Как нарисовать сказку лиса и журавль

Урок литературного чтения во 2-м классе “Лиса и Журавль”

Ключевые слова:

УМК «Школа России»,
«Лиса и журавль»

Класс

2

Предмет

Литературное чтение

Авторы учебника

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий (УМК «Школа России»)

Тема урока

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Цель

Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.

Задачи

1. Продолжить знакомство учащихся с жанром народной сказки.

2. Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания художественного произведения.

3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Результаты

Личностные:

– Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль произведения.

– Развивать навык выразительного чтения по ролям.

– Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– умение выявлять проблему;

– умение определять и сохранять цель;

– умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Познавательные УУД:

– умения использовать научные методы познания;

– умения сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

– умение соблюдения позиции «понимающего»;

– умение работать в парах .группах

Предметные:

– знание видов сказки;

– умение определять тематику сказки;

– знание структуры сказки.

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), авторы: Л. Ф.Климанова, В.Г.Горецкий

Карточки для работы в парах, группах.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Начинаем урок литературного чтения, пожелаем друг другу успеха на уроке – улыбнитесь осеннему дню.

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Актуализация знаний

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

– Рассмотрите модели обложек и определите жанр произведения, над которым мы с вами сегодня будем работать.

– Какие сказки представлены на этих моделях обложек?

Ответы учащихся.

– Бытовые и волшебные.

– А какой вид сказок отсутствует ? – Сказки о животных
Постановка проблемы Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»), проговаривание темы и цели урока. Работа в парах.

– Сделать модель обложки для сказок о животных.
Ответы учащихся.
– Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? – Читать народную сказку
– А вот о каких животных мы будем читать сказку вы узнаете, отгадав загадки.

(Учитель читает загадки о журавле и лисе)

– Журавль

– Лиса.

– Что вы знаете об журавле?

(Учитель делает сообщение о журавле и лисе.)
– Эта птицы живёт на болоте, питается лягушками, имеет длинные ноги и клюв. Лиса – хитрый зверь, питается мышами и другими животными.

Беседа о сказках.

– Кто главные герои русских народных сказок?

– Человек, животные, вымышленные герои.

– Чему учат сказки? – Сказки учат добру, высмеивают жадность, злость и т.д.

– Какую пословицу об этом вы знаете?

– И сегодня в процессе совместной работы мы выясним, чему учит нас сказка «Лиса и Журавль»

– Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Открытие нового знания

Познакомиться со сказкой; перечитать сказку

– Словарная работа. Работа в парах. Обсудите

значение слов.

Потчевает – угощает;

не обессудь – не суди, не отнесись строго;

несолоно хлебавши – остаться ни с чем

– Высказывания детей о значении словосочетаний, устойчивых выражениях.

Первичное слушание сказки.

– Анализ содержания сказки.

– Какие чувства вы испытали при чтении сказки?

Дети делятся своими впечатлениями.

Закрепление

(включение новых знаний в систему знаний ребёнка)
Повторное чтение сказки “про себя”

– Почему лиса пригласила журавля к себе?

Они подружились.

Ответы учащихся.

– Какое угощение она приготовила журавлю? Почему?

– Как вёл себя журавль после того, как лиса его “угостила”?

– Как угостил лису журавль? Почему?

Он поблагодарил лису и пригласил к себе в гости.

Нет.

– Прочитайте начало сказки. Как вы думаете, они действительно были друзья?

– Почему дружбы у них не получилось?

Как вы поняли фразу: “Как аукнулось, так и откликнулось!”?

– Подумайте, какими изображены в сказке журавль и лиса, используя слова-признаки на доске:

Умный(ая), слабый(ая), грубый(ая), жадный(ая), притворный(ая), находчивый(ая), хитрый(ая), ласковый(ая), весёлый(ая)

Так настоящие друзья не поступают.
Сделайте вывод: Какие герои сказки? Вывод: лиса хитрая, умная и ловкая, обхитрила журавля, приготовила еду только для себя, не думая о госте; журавль находчивый, он поступил так же, как и лиса с ним.

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Цветы.

Наши нежные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают.

Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения.

Самостоятельная работа

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

– Сейчас вы будете работать в группах.

Карточка: восстановить последовательность событий в сказке; пересказать её по полученному плану.

1. Журавль пригласил лису в гости.

2. Лиса пригласила журавля в гости.

3. Лиса с журавлём подружилась.

4. Лиса угощает журавля.

5. С тех пор дружба врозь.

6. Журавль угощает лису.

Учащиеся работают по группам самостоятельно

Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. – С каким произведением познакомились?

– Могла ли эта история приключиться с людьми?

– Чему учит эта сказка?
Высказывания учащихся.

– Да, могла.

– Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Подведение итогов урока

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Дополните фразы:

Я узнал…

В ходе работы удалось научиться…

Порадовался тому, что…

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?

Домашнее задание:

подготовить выразительное чтение сказки “Лиса и Журавль”; нарисовать иллюстрацию к ней.

Высказывания детей.

Простодушный тигр.сказка.

Вы находитесь здесь: Главная / Сказки /

Здравствуйте, товарищи!

Вот, все ратуют за проведение конкурсов на сайтах. Да и вообще, настала горячая пора, в школе тоже от конкурсов голова крУгом.

На этой волне и мы с глубокоуважаемым  Пандитом  решили соревноваться. Сегодня я расскажу сказку, завтра – он, а вы рассудите нас – чья сказка будет  интереснее.

Тема «Тигр».

Перед тем, как начать свой рассказ, отмечу, что настоящие тигры огромны, великолепны и непобедимы. Тигр может завалить льва.

Наверно, со страху люди часто в сказках изображают тигров простаками и недотёпами. Мы же с вами  послушаем, посмеёмся, но будем помнить, что реально тигры неописуемы, они парят в облаках в ореоле молний и громов и прорывают пространства.

А сказка… Сказка, это сказка. В сказке можно и пошутить.

Итак, один молодой голодный тигр, бродя по лесу, услышал плач младенца, доносившийся из хижины на краю села. Тигр  вроде бы понимал, что человечину есть нельзя, но голод не тётка, а крики малыша звучали так зазывно! Ноги сами понесли его на зов. Ну, подходит он к окошку и прислушивается к тому, что в доме происходит. И слышит: малыш надрывно вопит, а мать увещевает его:

– Не плачь, шалун, не плачь, безобразник! Смотри: шакал пришёл, тебя сейчас съест!

Никакого эффекта: малыш продолжает плакать. Тигр думает: ну, разве шакалом испугаешь… И прислушивается дальше.

А мать пытается угомонить малыша:

– Не плачь, шалун, не плачь,безобразник! Смотри: тигр пришёл, он тебя сейчас съест!

Тигр о-бал-дел: вот это женщина! – сквозь стены видит! Ребёнок же нисколько не испугался и надрывался  по-прежнему. Смелый малыш, – уважительно подумал тигр,- меня не боится.

И тут мать усталым голосом говорит:

– Смотри – конфетка!

И МЛАДЕНЕЦ ЗАМОЛК!

Какой – такой конфетка? – недоумённо подумал тигр (человеческий язык он плохо знал, не все слова понимал). – Видать ,чудовищный зверь, если младенца проняло так, что он аж замолчал… А! Так этот конфетка наверняка просто съел   ребёнка, вот почему так тихо стало… А сейчас он, небось, уже мать там пожирает! А потом этот кровожадный конфетка выскочит из хижины и наткнётся на меня. Тогда мне несдобровать!

Поняв, что времени терять нельзя, тигр огромными скачками помчался в лес и удрал далеко-далеко. (Как тот Пятачок, преследуемый Буками, Бяками и Слонопотамами). Забившись в глухую чащу, тигр наконец-то пришёл в себя: как хорошо-то! Жизнь продолжается! Пусть он остался голодным, но зато  он сам уцелел! Не дался в зубы  ужасному конфетке.

Эту сказку рассказывала Марина Новикова, завтра послушаем что расскажет Пандит.  Подписывайтесь на обновления блога Handykids.ru -“Изо” и “ручной труд” для детей по почте]

А пока советую  почить очень  интересную сказку в тему вымышленных  ужасов:  Десять негритят.

 

Метки: Пересказ сказки, сказки народов мира, сказки о животных

 

Google+

Марина Новикова

Если статья вам понравилась, пожалуйста,
поделитесь с друзьями – нажмите на социальные кнопки

Об авторах

Handykids

Добрый день. Вас приветствует коллектив авторов блога Handykids.ru – Марина Новикова и Евгений Новиков .

Ведро | Томас Фредерик Крейн

  • А А А

  • А А А

Жила-была мать, у которой было две дочери: одна плохая, а другая очень хорошая. Но мать любила плохого больше, чем хорошего. Она сказала однажды плохому: «Иди и набери ведро воды». Плохая не хотела идти, а потому не слушалась маму. Хорошая дочь, однако, сказала: «Я пойду и нарисую его».

Она пошла набрать воды, и ведро упало в колодец. Она сказала: «Если я сейчас пойду домой без ведра, кто знает, что со мной сделает мама?» Итак, она спустилась в колодец и на дне нашла узкий проход с дверью. Она постучала в дверь. — Разве вы не нашли веревку и ведро? Там был святой, который ответил: «Нет, дитя мое».

Она продолжила свой путь и нашла еще одну дверь. — Разве вы не нашли веревку и ведро? “Нет!” Это был дьявол. Он ответил ей сердито, потому что она была хорошей девочкой; он не сказал: «Мое дитя». Она постучала в другую дверь. — Разве вы не нашли веревку и ведро? Мадонна ответила: «Да, дитя мое. Слушать. Вы могли бы доставить мне удовольствие остаться здесь, пока меня нет. У меня здесь сынишка, которому ты отдашь его суп; подметешь и наведешь порядок в доме. Когда я приду домой, я дам тебе твое ведро».

Мадонна ушла, а умница дом привела в порядок, напоила ребенка бульоном, подмела дом; и пока она подметала, вместо того, чтобы найти грязь, она нашла кораллы и другие красивые вещи. Она увидела, что это не грязь, и отложила его в сторону, чтобы отдать Мадонне, когда она вернется. Когда Мадонна вернулась, она спросила: «Ты сделал все, что я тебе сказала?» Хорошая девочка ответила: «Да, но я хранила эти вещи здесь; Я нашел их на земле; это не грязь». “Очень хорошо; оставьте их себе. Хотите платье из ситца или из шелка?

Девушка ответила: «Нет, нет! ситцевое платье». Вместо этого Мадонна подарила ей шелковую. — Ты хочешь медный наперсток или серебряный? — Дай мне медный. — Нет, возьми серебряный наперсток. Вот ведро и твой шнур. Когда вы дойдете до конца этого прохода, посмотрите вверх». Девушка так и сделала, и на ее чело упала красивая звезда.

Она пошла домой, и мать побежала ей навстречу, чтобы отругать ее за то, что она так долго отсутствовала; и хотела было ударить ее, как увидела она звезду на лбу своем, которая сияла так, что было прекрасно видеть, и сказала: «Где ты была до сих пор? Кто положил эту штуку тебе на лоб? Девушка ответила: «Я не знаю, что там есть». Ее мать попыталась смыть его, но вместо того, чтобы исчезнуть, он сиял еще красивее, чем когда-либо. Тогда девушка рассказала, что с ней случилось, и другая сестра тоже пожелала пойти туда. Она пошла и сделала то же самое, что и ее сестра. Она уронила ведро, слезла и постучала в дверь святого. — Разве вы не нашли веревку и ведро? — Нет, дитя мое. Она постучала в соседнюю дверь. — Разве вы не нашли веревку и ведро?

Черт ответил: «Нет, не нашел; но иди сюда, дитя мое, иди сюда. Но когда она услышала, что он не нашел ее ведро, она сказала: «Нет, я пойду дальше». Она постучала в дверь Мадонны. — Разве вы не нашли веревку и ведро? Мадонна сказала, что да. «Я ухожу: ты дашь моему сыну его бульон, а потом будешь подметать. Когда я вернусь, я дам тебе твое ведро. Вместо того, чтобы дать бульон ребенку, плохая девочка съела его сама. “Ой!” — сказала она. — Как это было хорошо! Подметала и нашла много грязи. «О, бедный я! Моя сестра нашла столько красивых вещей!»

Мадонна вернулась. — Ты сделал то, что я тебе сказал? “Да.” — Ты хочешь медный или серебряный наперсток? “Ой! Я хочу серебряную!» Она дала ей латунный. — Ты хочешь ситцевое платье или шелковое? — Дай мне шелковое платье. Она подарила ей ситцевое платье. «Вот ваше ведро и веревка. Когда выйдешь отсюда, посмотри вверх».

Когда она вышла, она посмотрела на воздух, и ей на лоб упал комок грязи, испачкавший все ее лицо. Она пошла домой в ярости, чтобы плакать и ругать свою сестру за то, что у нее была звезда, а у нее была эта грязь на лице. Мать стала умывать лицо и тереть его; и чем больше она это делала, тем меньше грязи удалялось. Тогда мать сказала: «Я понимаю; Мадонна сделала это, чтобы показать мне, что я любил плохую девушку и пренебрегал хорошей.

ATU 60 “Лиса и журавль приглашают друг друга”

Понедельник, 1 февраля 2021 г.



Здравствуйте и добро пожаловать в рассылку Фольклор и художественная литература за февраль 2021 года. В этом выпуске я буду исследовать ATU 60 «Лиса и Журавль приглашают друг друга». Я также предоставлю упражнение, призванное помочь вам адаптировать сюжет и мотив сказки для ваших собственных творческих целей. Начнем с примера типа из русского фольклора, сказки под названием «Лиса и журавль».

“Лиса и журавль”

Лисица и журавль были хорошими друзьями, они даже были крестными для одного и того же ребенка. Хотела лиса угостить журавля обедом и пригласила его к себе в дом: «Иди ко мне, сплетник! Приходи, мой милый, ты увидишь, как хорошо я тебя развлеку! Вот и пришел журавль к ее дому. Тем временем лиса сварила кашу и намазала ее на блюдо. Она подавала и уговаривала гостя: «Ешь, милый, я сама приготовила». Журавль клевал клювом, стучал и стучал по блюду, но ничего не попало ему в рот, а лиса лакала и лакала кашицу, пока не съела всю. Когда каша закончилась, лиса сказала: «Прости, дорогой друг, но это все, что я могу тебе предложить». «Спасибо, мой друг, за то, что ты дал мне. Вы должны скоро приехать ко мне в гости.

На следующий день к домику журавля пришла лиса. Журавль сварил суп и налил его в кувшин с узким горлышком. Она поставила его на стол и сказала: «Ешь, мой друг, это все, что я могу тебе предложить». Лиса стала бегать вокруг кувшина, то подходила к нему то с одной стороны, то с другой, лизала его и нюхала, но все напрасно. Ее морда не могла попасть в кувшин. Тем временем журавль сосал и сосал, пока не выпил весь суп. — Прости, друг мой, это все, что я могу тебе предложить. Лисица очень рассердилась; ибо она думала, что будет есть целую неделю, а теперь ей пришлось идти домой с вытянутым лицом и пустым желудком. Это было око за око; и с этого момента дружбе лисы и журавля пришел конец.0005

Анализ

Специалист по фольклору Лиза Габберт пишет, что «Концепция типа сказки полезна, потому что она подчеркивает важность вариаций в фольклоре», а позже добавляет, что когда она назначает несколько версий ATU 510A «Золушка» своим ученикам, это потому что она хочет, чтобы они увидели, «как история меняется в зависимости от периода времени и культуры»2. Специалист по фольклору Джина Йоргенсен пишет, что в ее классе многие студенты начинают семестр в надежде раскрыть «оригинальные» версии экранизаций сказок Диснея, а не понимая, что они также вносят свой вклад в «творческое создание сказок». Эти педагоги делают два важных замечания, которые, я надеюсь, вы запомните:

  1. Каждая традиционная народная сказка, представленная типом сказки, имеет множество вариаций во времени и культуре.
  2. Ваша собственная творческая работа с этими типами сказок и мотивами считается вариацией. Это настоящий, честный до добра фольклор.

Помня об этом, давайте посмотрим, как индекс Аарна-Томпсона-Утера резюмирует ATU 60 «Лиса и журавль приглашают друг друга»:

Лиса (шакал, волк, кошка) приглашает журавля (аиста, дятла, цаплю, ворону, бекаса) на обед. Он подает ему суп (молоко, кашу) в неглубокой тарелке, а журавль не может есть. Журавль взамен приглашает лису на обед, а корм подает в бутылке (высокой банке), или рассыпает на пол горох. В этом случае лиса не может есть пищу. [J1565.1]

В некоторых вариантах аист первым приглашает лису, так что две части сказки меняются местами.4

Этот номер выше, J1565.1, является отсылкой к мотиву «Лиса и журавль приглашают друг друга» в Указатель мотивов народной литературы , который гласит:

Лиса подает еду на плоской тарелке, чтобы журавль не мог есть. Крейн подает еду в бутылке.5

Помните, что  тип сказки  – это концепция, придуманная учеными-фольклористами для классификации народных повествований  история сюжета , а мотив  является небольшим фрагментом истории  , который повторяется в народном повествовании с достаточной регулярностью, чтобы его можно было рассматривать как узнаваемый образец. Мы видим, что здесь и тип сказки, и мотив почти одинаковы, но сказка эта короткая. Более длинные сказки могут содержать более одного мотива, и мы рассмотрим их примеры в ближайшие месяцы.

Это подводит меня к другому важному моменту. ATU 60 — одна из сказок о животных, и, как и многие другие в этой категории, это басня. У этой конкретной басни есть эзопический вариант, озаглавленный «Лисица и аист», который начинается с наставления: «Нехорошо причинять вред человеку; .” Сказка заканчивается моральным оттенком из текста (также называемым epimythium ), который гласит: «Тот, кто подает пример, должен терпеливо сносить его, когда он получает то же самое в ответ». В нем я привожу следующий контрольный список основных компонентов басни:

  1. Разнообразные повествования : Басни — это сказки, которые могут быть написаны как стихи или проза и могут быть структурированы различными способами.
  2. Разработано, чтобы быть поучительным : Басни рассказываются или пишутся специально с целью передать моральное или этическое послание, которое может быть выделено из остальной части басни в конце.
  3. Часто населены животными : В баснях есть главные герои, которые отражают человеческие характеристики и поведение, принимают человеческие решения и в результате сталкиваются с человеческими успехами и неудачами.

Учитывая, что и «Лиса и журавль», и «Лиса и аист» представляют собой короткие прозаические повествования, населенные животными, которые ведут себя как люди, мы определенно находимся на территории басни с этим типом сказки. Но что действительно отличает эти сказки от басен, так это прямой моральный урок, который они преподносят. Это подразумевается в «Лисе и журавле» и утверждается в «Лисе и аисте», но оно присутствует в обоих и одинаково в обоих.

Итак, что может сделать рассказчик с народной сказкой о том, что происходит, когда люди обращаются со своими друзьями как с мусором?

Адаптация и подрывная деятельность

По правде говоря, я нахожу мораль этой маленькой басни немного более сложной, чем кажется на первый взгляд. Мой первоначальный (и затянувшийся) вопрос после прочтения таков: намерен ли Фокс пренебрегать Крейном или нет? Мы все бывали на званых ужинах, где подаваемая еда была либо неприятна для нас, либо выходила за рамки наших диетических ограничений. Имея это в виду, Фокс не может предложить Крейну другое блюдо или не хочет? Ответ не ясен ни в одной из сказок, которые я обсуждал. Таким образом, нам остается самим ответить на этот вопрос, а0041 способ  наш ответ определяет наше мнение об ответе Крейна. Если Фокс не может, то реакция Крейна бессердечна. Если Фокс не хочет, то ответ Крейна понятен.

Теперь извлечем сюжетные леса сказочного типа и посмотрим на них самостоятельно. Вместо Фокса и Крэйна у нас Бетти и Гарольд. Бетти предлагает сделать что-то хорошее для Гарольда, но делает это плохо из-за неумения, небрежности или злости. Гарольд в ответ создает аналогичную ситуацию, в которой Бетти становится жертвой. В случае с Бетти есть шанс, что она хочет добра, но Гарольд расстроен таким пренебрежением и отвечает тем же из-за бессердечия или праведного гнева. В конце концов, дружба потеряна, и непонятно, кто виноват.

В этом месяце вам предстоит исследовать мораль сказок этого типа в собственном коротком рассказе. Я дам вам две творческие подсказки, но если ваша муза ведет куда-то еще, во что бы то ни стало следуйте.

Подсказка #1 : Заклятый враг и раненый друг: Человек А является заклятым врагом человека Б и создает ситуацию, в которой человек Б ожидает, что с ним будут обращаться хорошо, но вместо этого получает вред. Раненый, Человек B мстит, создав аналогичную ситуацию для Человека A.

Подсказка № 2 : Глупый друг и мстительный друг: Человек А предлагает сделать что-то приятное человеку Б, но не обдумывает его, и человек Б страдает от результата. Человек B знает, что человек A имел хорошие намерения, но ведет себя бессердечно, отвечая взаимностью.

Какую бы мотивацию вы ни решили дать персонажам, включите в свою историю мораль без поучений. Посмотрите, сможете ли вы адаптировать ATU 60 «Лиса и журавль приглашают друг друга» таким образом, чтобы он понравился читателям, не грозя им пальцем. Удачи!

Пока это все. Большое спасибо за ваше время! Присоединяйтесь ко мне в следующем месяце для исследования ATU 365 «Мертвый жених уносит свою невесту», в котором я планирую спеть для вас. Между тем, вы найдете выпуск подкаста этой рассылки ниже.

Ежемесячный архив мемов

Вот фольклорные мемы, которые я опубликовал в социальных сетях в январе 2021 года.

 

  


  • 1. Афанасьев А.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *