Иллюстрация белка к сказке о царе салтане: Картинки белка из сказки о царе Салтане (14 фото) 🔥 Прикольные картинки и юмор

Конспект занятия Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане».

Конспект занятия Иллюстрация
к «Сказке о царе Салтане».

 Тема: Иллюстрация к «Сказке о царе
Салтане».

Цель:
Формирование умений простейшими средствами передать основные события сказки.

Задачи.

– Учить детей использовать цвета и
оттенки. Уточнить знания детей, что такое колорит картины, тона и оттенки, различать
основные и составные, тёплые и холодные цвета.

– Развивать речь, наблюдательность,
внимание, логическое мышление.

-Воспитывать умение сопереживать героям
литературного произведения, развивать интерес к оформительской графике.
Предварительная работа.

Чтение
произведения А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, рассматривание
иллюстраций, беседа по сказке, рисунки детей, разгадывание кроссвордов по
сказке, заучивание отрывков из произведения.

Оборудование: презентация (портреты А.С. Пушкина
разных лет, портрет няни поэта Арины Родионовны, картина Ю. Непринцева «Пушкин
и Арина Родионовна», иллюстрации к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина), образец
  рисунка, музыка из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе
Салтане», технологические карты, альбом, простой карандаш, резинка, цветные
карандаши, салфетка. Использовать в своей работе дополнительный материал:
акварель, гуашь, восковые мелки, свечу.

                                 
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, послушайте, отрывок из какой сказки я сейчас вам
прочитаю:

 

Три
девицы под окном

Пряли
поздно вечерком.

«Кабы
я была царица, —

Говорит
одна девица, —

То
на весь крещеный мир

Приготовила
б я пир».

«Кабы
я была царица, —

Говорит
ее сестрица, —

То
на весь бы мир одна

Наткала
я полотна».

«Кабы
я была царица, —

Третья
молвила сестрица, —

Я
б для батюшки-царя

Родила
богатыря».

 


Ребята, кто написал эту сказку? (ответы детей) .

-Да, это А. С. Пушкин, а сказка называется «Сказка о царе
Салтане». В этой сказке происходит много чудес.

– Сегодня на занятии речь пойдёт о великом русском поэте
А.С. Пушкине и его произведении «Сказке о царе Салтане», к которой вам
предстоит сделать иллюстрации. 
– Пушкин Александр Сергеевич! Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые
слышали его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяли со слов
бабушки или мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
В школьные годы приходит мир пушкинских сказок:
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Пушкин любил читать свои произведения в Михайловской ссылке любимой няне Арине
Родионовне:
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне,
Подруге юности своей…
Эта чудесная русская женщина, чьё имя – Арина Родионовна – известно любому
ребёнку, не была обучена грамоте. Её руки привычны к веретену, а не к перу. Это
была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница
волшебной старины».

– Кто – нибудь из вас может вспомнить и
рассказать нам о Пушкине и героях его сказок?

Дети отвечают и читают
отрывки из сказки, предложенные заранее.

Про Царицу Лебедь

Вот идет молва
правдива:

За морем царевна
есть,

Что не можно глаз
отвесть:

Днем свет божий
затмевает,

Ночью землю
освещает,

Месяц под косой
блестит,

А во лбу звезда
горит.

А сама-то
величава,

Выплывает, будто
пава;

А как-речь-то
говорит,

Словно реченька
журчит

Про белочку

Ель растет перед
дворцом,

А под ней
хрустальный дом;

Белка там живет
ручная,

Да затейница
какая!

Белка песенки поет

Да орешки все
грызет,

А орешки не
простые,

Все скорлупки
золотые,

Ядра – чистый
изумруд;

Слуги белку
стерегут.

Про богатырей

В свете есть иное
диво:

Море вздуется
бурливо,

Закипит, подымет
вой,

Хлынет на берег
пустой,

Разольется в
шумном беге,

И очутятся на
бреге,

В чешуе, как жар
горя,

Тридцать три
богатыря,

Все красавцы
удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на
подбор,

С ними дядька
Черномор.

Это диво, так уж
диво,

Можно молвить
справедливо!»

Воспитатель. Ребята, вы уже
поняли, что рисовать мы сегодня будем. Но кроме рисования нам предстоит
выяснить следующие вопросы:

•    Как называются рисунки
в книгах?
•    Кто рисует иллюстрации в книгах?
•    Для чего нужны книжные иллюстрации?
•    Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?

А сейчас скажите,
какие краски вы могли бы взять, чтобы нарисовать иллюстрации к этой сказке и
передать в своих рисунках каждое из чудес, которое описывается в этом
произведении. Например, Царевну, которая выходит из моря.

Дети отвечают.

Воспитатель. Если сделать море
голубым с белыми прожилками, то получится Царевна – лебедь выходит из
спокойного теплого моря, а сама она в белом платье, на лбу у нее яркая звезда,
на плече длинная русая коса. А для изображения моря вздутого, бурливого мы
возьмем наоборот, темные синие оттенки, можно даже черный цвет взять для волн,
из такого неспокойного моря будут выходить Тридцать три богатыря, одежда их на
фоне моря будет желтая, блестящая, как чешуя.

– Ребята, а сейчас
предлагаю вам посмотреть иллюстрации к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе
Салтане». Они словно живые. В этих картинах художники как бы остановили время,
в них запечатлены впечатления о прочитанных чудесах этого произведения. Ребята,
а что вы чувствуете, когда смотрите на эти репродукции?

Дети отвечают.

Физкультминутка
«Кем я себя чувствую»:

-Постарайтесь
изобразить Царевну Лебедь, её стан, походку.

-Давайте станцуем
красивый танец, чтобы передать всю прелесть этого чуда в движении.

-А сейчас попрошу
вас превратиться в дядьку Черномора и быть такими же сильными как он.

Воспитатель. Молодцы, пришло
время стать вам художниками-иллюстраторами и нарисовать те чудеса, которые вам
понравились в сказке, но с условием: мне нужно, чтобы я обязательно увидела,
что нарисовать вам помогла сказка А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Практическая
часть.

После этого дети
рисуют чудеса из сказки. Учащимся,
испытывающим затруднения раздаются технологические карты. Во время рисования
звучит опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», которая помогает
углубить и расширить представления детей о сказочных героях, вызывает интерес к
симфонической музыке.

Прослушивание
оперы начинается со вступления, где торжественно звучат трубы (фанфары).
Педагог обращает внимание детей на то, что музыка звучит весёлая,
жизнерадостная.

Готовые работы выставляются на
выставке, и дети комментируют их, вспоминая цитаты из сказки.

Анализ
и оценка успеха достижения цели.

Воспитатель. Давайте посмотрим на наши работы, полюбуемся ими. Пусть и
не стоит сравнивать их с произведениями мастеров изобразительного искусства, но
можно смело дать им такую оценку: они ярки, выразительны, в них подмечено
главное свойство пушкинских сказок – живописность, неповторимость образов,
музыкальность и простота стихов. Три искусства – музыка, поэзия и живопись –
это необыкновенное чудо, заставляющее радоваться и грустить, смеяться и плакать
и каждый раз волноваться от этой встречи с прекрасным.
-Давайте постараемся ответить на вопросы, которые вам сегодня предстояло
решить.
•    Как называются рисунки в книгах?
•    Кто рисует иллюстрации в книгах?
•    Для чего нужны книжные иллюстрации?
•    Какими средствами можно выделить героев в иллюстрации?
Воспитатель.
– На этом наше занятие закончено. Давайте дружно наведём порядок на рабочих
местах.

 

Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане» (The Tale of Tsar Saltan (Three Musical Pictures), Op. 57)

Три музыкальные картинки к опере

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнст, 2 фагота, контрафагот (ad libitum), 4 валторны, 2 трубы, три тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокольчики, ксилофон, арфа, челеста, струнные.

  • Опера «Сказка о царе Салтане» →

История создания

В 1899 году, возможно в связи с юбилеем Пушкина (1799—1837), в подготовке которого Римский-Корсаков принимал большое участие, у него появился замысел оперы на сюжет «Сказки о царе Салтане», созданной великим поэтом в 1831 году.

«В течение зимы (1898—1899 г. — Л. М.) я часто виделся с В. И. Бельским, и мы вдвоем с ним разрабатывали как оперный сюжет пушкинскую “Сказку о царе Салтане”… С весны В. И. начал писать свое превосходное либретто, пользуясь по мере возможности Пушкиным, и художественно и умело подделываясь под него… — читаем в «Летописи» Римского-Корсакова. — В лето 1899 г. весь “Салтан” был сочинен, а пролог, I действие и часть II оркестрованы. Все время я получал либретто по частям от Бельского. “Салтан” сочинялся в смешанной манере, которую я назову инструментально-вокальной. Вся фантастическая часть скорее подходила под первую, реальная же — под вторую. <…> Первая половина сезона 1899—1900 г. у меня пошла на оркестровку… Увертюры или начального вступления к моей опере на этот раз не полагалось, вступлением являлось само введение, т.е. сценический пролог. Напротив, каждому действию предпосылалось большое оркестровое вступление с программой определенного содержания. Зато как пролог, так каждое действие или картина начинались с одной и той же короткой трубной фанфары, имевшей значение призыва или зазыва к слушанью и смотренью начинавшегося за ней действия. Прием своеобразный и для сказки подходящий. Из довольно длинных оркестровых вступлений I, II и IV действий я порешил составить оркестровые «Картинки к сказке о царе Салтане».

Этим картинкам композитор дал отдельный опус — 57. В партитуре каждой из них предпослан эпиграф из пушкинских стихов. Первую картинку предваряют строки:

В те поры война была:
Царь Салтан с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал — себя
Поберечь, его любя.

Эпиграф второй картинки:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица,
И растет ребенок там,
Не по дням, а по часам.

Последней картинке «Три чуда» композитор предпосылает следующие стихи:

Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
В городе житье не худо,
Вот какие там три чуда:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
«Во саду ли в огороде».
А второе в граде диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Третье: там царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днем свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит
А во лбу звезда горит.
…………………………….
Я там был, мед пиво пил
И усы лишь обмочил.

Первое исполнение картинок состоялось в рамках Русских симфонических концертов в Петербурге 18 февраля 1900 года. «Картинки к сказке о царе Салтане» вышли в оркестре блестяще и очень понравились», — констатировал композитор в «Летописи».

Музыка

Первая картинка начинается звонкой фанфарой трубы и тремоло малого барабана, — призыв к слушанию, по разъяснению Римского-Корсакова, — после чего у деревянных духовых в сопровождении аккордов фаготов и валторн разворачивается марш — воинственный, но с оттенком игрушечности (лейтмотив царя Салтана), создающий впечатление комической важности. Он постепенно разрастается, включаются тромбоны, удары тарелок и треугольника подчеркивают его воинственность. Звучание доходит до мощного tutti, после чего у валторн вступает новая, более распевная тема в скупом сопровождении с четкой ритмической фигурой барабанной дроби. Эта тема также разрастается в постепенном оркестровом крещендо, после чего возвращается первая. В заключении шествие как бы удаляется, истаивая на пианиссимо.

Вторая картинка (вступление ко второму акту оперы), открывающаяся, как и первая, звонкой фанфарой, — изображение моря с мерно перекатывающимися волнами. Это еще одна всегда столь ярко удающаяся композитору музыкальная марина. Пиццикато струнных, отдельные отрывистые звуки флейт, арфы и челесты изображают мерцание звезд. Цепь восходящих аккордов на органном пункте в сочетании с нисходящими хроматическими пассажами флейты и кларнета передает содержание следующей строки стиха: «Туча по небу идет». Все на том же колышущемся фоне у струнных, рисующем волнующееся море, появляются неуклюжие октавные ходы. Они зримо воплощают картину: огромная бочка грузно покачивается на волнах. Короткие «вскрики» высоких духовых и скрипок — иллюстрация к строке «Плачет, бьется в ней царица».

У кларнета появляется тема Гвидона. Она проходит в постепенно сгущающихся тембрах, замедляется в своем движении: «И растет ребенок там, не по дням, а по часам». Завершается картинка замедлением, успокоением волнообразного движения: бочку выкинуло на берег.

Третья картинка — «Три чуда». Отзвучали фанфары, призывающие к вниманию, и флейты с арфой вступают с игрушечной темой города Леденца. Одновременно продолжают звучать фанфары — теперь более мягко, у валторн, а потом тромбонов на пиано. Расцветают оркестровые краски: струнные и колокольчики присоединяются к общему движению, рисуя праздничный трезвон в сказочном городе. Тема первого чуда — белки, грызущей золотой орех, —мелодия народной песни «Во саду ли в огороде» в пронзительном тембре флейты-пикколо. На какой-то миг ее прерывают фанфары, но она продолжает звучать, пока на смену не приходит новый образ: на фоне грозного рокота морского прибоя вступает воинственный марш тридцати трех богатырей. Он завершается все теми же фанфарами. И начинается следующий раздел — портрет прекрасной царевны-Лебеди. Переливы арф, взбегающие пиццикато альтов, нежные аккорды деревянных инструментов предваряют появление ее лейтмотива — сначала у гобоя, затем у скрипки соло. Это образ фантастической Лебедь-птицы. Но вот в прихотливые изгибы волшебной мелодии начинают вплетаться более «земные» интонации — второй лейтмотив царевны, основанный на народной песне «Я вечор млада». Мелодия ее растет, ширится, приобретает гимнический характер. Заключение картинки празднично и ликующе в мощном оркестровом tutti.

Л. Михеева

Публикации

Великие русские оперы на пушкинские сюжеты 06.06.2017 в 16:13

Сказка Царь Салтан – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(45 релевантных результатов)

Сказка о царе Салтане

Пролог
Зимний вечер в деревне, а три сестры сидят дома и пряжу прядут. Старшая и средняя сестры хвастаются своей красотой и умениями, а младшая молчит.
Сестры считают ее дурой за такую ​​кротость и скромность и оставляют работу ей.
Каждая мечтает о том, как бы она была счастлива, если бы на ней женился Царь. Старшая хвастается пиром, который она устроит, такого, какого еще никогда не видели; второй соткал бы большое количество полотна; а младшая обещает, что родит царю храброго сына. Царь Салтан, стоявший у окна, подслушивает разговор. Он входит в комнату и объявляет свое решение — все трое будут жить во дворце, старший — поваром, второй — ткачом, а младший — его женой. Царь уходит с младшей сестрой, а две оставшиеся сестры начинают планировать, как им разрушить счастье своей глупой сестры. Они замышляют обмануть Салтана.

Акт I
Царь ушел на войны, а между тем царица Милитриса родила сына. Жизнь в царском дворце спокойна. Только Царица смущена: ее беспокоит, что Посланник давно не приходил с письмом от Салтана. Напрасно шут пытается развлечь ее своими фокусами; ее не трогают рассказы Старика и притворная доброта ее сестер, которые приносят ей подарки. Внезапно появляется бесцеремонный и нескромный Вестник; заговорщики, напоив его, сумели подменить письмо Салтана. Народ как бы колеблется, но поддается торжествующим угрозам сестер и Бабарихи — Милитрису и юного царевича запечатывают в бочку и бросают в море.

Акт II
Голый берег острова Буян. Услышав молитвы Царицы, волна вымыла бочонок на берег. Милитриса оплакивает свою судьбу, а цесаревич, уже молодой человек, забавляется, наслаждаясь окружающим миром. Он делает лук и отправляется на охоту на какую-то дичь, но вдруг видит огромного коршуна, гоняющегося за лебедем; прицелившись, он пускает стрелу в коршуна и убивает его. К великому удивлению царевича и царицы, из моря выходит Лебедь-птица и начинает с ними говорить. Она обещает отплатить за доброту добротой и исчезает. Наступает ночь. Мать и сын спят. С первыми лучами солнца они видят, что из тумана волшебным образом появился город. Под веселый звон колоколов и пушечные выстрелы у городских ворот появляется праздничное шествие. Жители волшебного города Леденца восторженно приветствуют Гвидона и просят его стать их правителем.

Акт III
Сцена первая
Гвидон стал народным принцем, но с тоской думает об отце. Его грустный взгляд следует за кораблем, который направляется к королевству Салтана. Лебедь-птица появляется на зов Гвидона.
Услышав причину его горя, она превращает принца в шмеля, чтобы он мог догнать корабль и увидеть своего отца.
Вторая сцена
Корабль прибывает в королевство Салтана. Царь приветствует корабельщиков, устраивает пир и расспрашивает о чудесах, виденных ими в кругосветных путешествиях. Корабельщики рассказывают о волшебном появлении города Леденца на необитаемом острове, о белке, грызущей золотые орехи, о тридцати трех морских рыцарях и о храбром и могучем князе Гвидоне, правящем городом. Салтан изумлен – он хочет увидеть этот чудо-город;
Ткачиха и Повариха тревожно пытаются его отговорить. Бабариха рассказывает об одном чуде, которого нет в городе Леденце, — о царевне неописуемой красоты, живущей далеко за морями. Разгневанный происками заговорщиков, шмель жалит каждого из них по очереди и улетает, оставляя после себя хаос и неразбериху.

Акт IV
Сцена первая
Гвидон снова печально гуляет у моря. Он не может выкинуть из головы рассказ Бабарихи.
Он с грустью зовет Птицу-Лебедь и, рассказывая ей о своей страстной любви к неведомой красавице, просит ее о помощи. Птица-лебедь тронута тяжелым положением Гвидона, и она превращается в прекрасную принцессу, о которой он мечтал. Царица Милитриса благословляет молодых.
Вторая сцена
Гвидон и Милитриса ждут прибытия Салтана в радостном трепете. Под звон колоколов народ приветствует царя и ведет его и его свиту во дворец. Показаны чудеса Леденца. Царь и гости удивляются, когда видят волшебную белку в хрустальном домике, тридцать три морских рыцаря и прекрасную Царевну-Лебедь; наконец входит любимая жена Салтана Милитриса. В слезах царь обнимает ее и сына и в радости отдает двух завистливых сестер. Начинается большой праздник.

Наверное, всем известна виртуозная пьеса Полет шмеля , яркий образец музыкального вечного двигателя . И все же это лишь один из ярких моментов блестящей оперы Римского-Корсакова — маэстро и поэта оркестра. В «Сказке о царе Салтане » есть также сцены моря, леса ночью, рассвета, приложенные композитором к каждому действию. Зрителям запомнятся пленительные мелодии Царевны-Лебедь в оркестре и зловещий марш шумных морских рыцарей. Сам композитор не без гордости назвал партитуру «путеводителем по фокусам».

Насколько русские зрители знают сюжет от и до, либреттист Владимир Бельский и композитор, в очередной раз рассказывая сказку, усложняют интригу новыми персонажами и ситуациями, дают обилие деталей: безымянная жена Салтана называется Милитриса, царство Салтана известно как Тмутаракань, а на острове Леденец правит царевич Гвидон. В то время как, однако, Пушкин замечает, что сказочная белка, грызя орехи, «поет перед всеми честными людьми «И в огороде ли в огороде», Римский-Корсаков не отказывает себе в удовольствии процитировать это песня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *