Дымковская игрушка: народный промысел — Щи.ру
На Руси гончарное искусство зародилось еще в давние времена. В тот период наши предки большое значение уделяли обрядовым праздникам. Не стала исключением и «свистопляска» — торжество, почитающее бога солнца Ярила. В этот день участники праздника перекидывались расписными шариками из глины и вовсю использовали глиняные свистульки. Именно это и стало причиной появления обрядовых аксессуаров, среди которых почетное место заняла дымковская игрушка.
Содержание:
- История промысла
- Виды игрушек
- Технология изготовления
- Роспись игрушки
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.
Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.
(Мезрина Анна Афанасьевна – мастерица дымковской игрушки)
В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.
(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)
Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты. Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел.
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные, индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать определенные сюжетные композиции.
Дымковская игрушка, несмотря на каноничность, является эксклюзивной. Дело в том, то каждая мастерица пытается привнести в изделие свои авторские наработки. Поэтому невозможно найти две абсолютно идентичные игрушки.
Среди самых популярных образов, которые «обыграны» в дымковской игрушке, есть следующие:
Индюк — красочный, словно павлин, с характерной бородкой, украшенной золотой поталью. Размеры могут быть разными: от крошечных 5 см до внушительных 40 см;
Барыня — это и изысканная городская дама, и традиционная барышня в кокошнике. Рядом с ней могут быть дети. Золотая поталь также украшает отдельные детали;
Барашек — фигурки этого животного могут быть с разным размером рогов. Отличительной чертой является их позолота. Барашки бывают обычными или же в нарядных потешных одеждах;
Лошадка — традиционное изображение животного в ярко-голубых тонах или же «в яблочко».
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера». Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
Процесс создания дымковской игрушки состоит из двух этапов: формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется глина и речной песок. По правилам, это должна быть вятская красная глина. Каждая деталь игрушки создается отдельно: из шарообразного комка глины формируется тело, на которое «собираются» остальные части (ножки, ручки, голова, аксессуары и т.д.). Все детали должны скрепляться с плавными переходами. Это помогает избегать сколов в будущем.
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня — муфельную, где температура достигает 1000С.
Когда заготовка остывает, ее отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали молоко.
На следующем этапе создания игрушки — раскраске, используются только чистые цвета без смешивания. В старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи, уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное требование: яркость и естественность. Обязательно использование золотой потали для отдельных деталей.
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты, которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый, изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска используются в минимальном количестве для придания акцента на отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый — природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
(Зарисовка художника Алексей Деньшина для игрушки)
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в секрете.
Раскраска велась в строгой последовательности:
- волосы;
- глаза и брови;
- рот и щеки;
- головной убор;
- орнаменты на одежде.
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни; ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются неизменными.
элементы росписи игрушки, дымковской барышни, узоры для детей, фото
Один из старейших художественных промыслов России – дымковская роспись. Игрушки, сделанные в этой традиции, отличает яркость и завершенность, жизнерадостность, колорит, который идет от самого народа. О том, что отличает дымковскую игрушку, из чего ее делают, а также как самому расписать дымковскую барыню, узнаете прочитав эту статью.
История и традиции дымковской росписи
Дымковская игрушка, XIX в.
Согласно старинной легенде, глубокой ночью встретились возле города две дружины. И хоть были союзниками, в темноте вояки не смогли узнать друг друга, и свершилась битва, сложившая много голов. Каждую весну местные справляли тризну по жертвам нелепого, случайного, от того еще более трагического боя. История стала забываться, а традиция устраивать весеннюю встречу осталась. И превратилась она в массовые гуляния, праздник свистопляски, на котором принято было шутливо кидаться расписными лепными шарами.
Вот такая интересная история возникновения направления. Именно спрос на шары и свистульки способствовал развитию направления. Случилось это в Дымковской слободе, родине выдающегося промысла. Со временем приемы лепки и роспись стали использовать мастера: один за другим они бережно передавали умения и навыки последователям. Когда ритуальный смысл игрушек стал теряться, сами изделия начали меняться – в них стало больше красоты и художественности. И сегодня роспись дымковской игрушки стала частью декоративно-прикладного искусства, обрядовое значение ушло на самый дальний план.
Элементы и орнаменты
Дымковская барыня, лошадь, петушок – это символ самой жизни, радости каждого дня. Изображенные на изделии орнаменты представляют собой гладкую роспись, которая сочетается с геометрическими узорами. Элементы росписи дымковской игрушки напрямую связаны с обережным значением, с символикой матери-природы.
Различные круги — символ солнца, волны — неба
Например, солнечные и лунные знаки – это символ зарождения жизни, ромбы ассоциируются с плодородием, волны являются знаком неба и небесной влаги. Изображать эти знаки на игрушке – значит делать ее не просто потешкой, украшением, а кодировать на ней важную, сакральную информацию.
Цветовая палитра
Цвета мастер подбирает по принципу контрастности, так, чтобы при рисовании один цвет подчеркивал другой. Для Дымково роспись стала визитной карточкой: кони и петухи, нарядные барышни и кавалеры с синими, красными, желтыми, изумрудными, голубыми и оранжевыми узорами узнаваемы и любимы народом.
Каждый цвет передает в работе свой смысл: белый означает чистоту, черный может говорить о лжи, зеленый символизирует природу, красный – здоровье и силу, синий – небо. В старину мастера разводили краски на яичном желтке, а все рецепты были секретны.
Материалы
Если мы захотим сделать дымковскую лошаку, например, создание ее предполагает несколько этапов: лепку, сушку, обжиг, побелку, роспись. Лепят игрушку по частям. Берут жирную промытую глину, разбавленную песком, и из нее катают шарики. Потом шарики сплющивают для плоских лепешек, из них делают корпус игрушки. А уже к корпусу прикрепляют более мелкие детали.
Затем игрушку ожидает сушка и обжиг, побелка. И лишь после высыхания поверхности мастер приступает к росписи. Все яркие узоры, украшающие петуха или барыню, просты и незатейливы. Именно поэтому очень любят процесс росписи дети-дошкольники. Ребенку нравится делать белую фигурку яркой, оживлять ее краской. Но сначала узоры дымковской росписи, представленные для детей, прорабатываются на бумажных заготовках. Дети учатся орнаменту, работают с основными цветами.
Потому материалы для будущей игрушки могут быть разными: и глина, и акриловые краски, и гуашь, и бумага. Детский труд предполагает самый простой набор материалов и инструментов – плотная акварельная бумага, гуашь, кисти. Старшие дети могут работать с папье-маше, то есть расписывать уже объемные фигурки.
Мастер-класс росписи дымковской барыни
Рассмотрим роспись красочной дымковской барыни на примере детских работ. В данном случае можно взять не глину, а более доступный и комфортный для ребенка пластилин. Для работы понадобятся пластилин, доска для лепки, стеки, пластиковая бутылка, гуашь, кисти беличьи, маркер и ватные палочки.
План действий:
- Из пластилина любого цвета нужно раскатать валик. Сверху отступив место на голову, приминаем пластилин так, чтобы получилась шея. Голову и туловище слепить можно и из двух частей.
- Если отрезать от небольшой пластиковой бутылки верхнюю часть, это будет хорошей заготовкой для юбочки. Туловище барыни (пластилиновое) нужно прикрепить сверху пластиковой заготовки.
- Обмазываем всю конструкцию пластилином, из двух пластилиновых валиков делаем руки и лепим кокошник, не забываем сплести и пластилиновую косу.
- Готовую барыню покрываем белой гуашью, очень плотным слоем. Нужно дождаться, пока фигурка высохнет.
- Теперь начинается самый интересный этап – роспись. Предполагается, что ребята уже потренировались основам дымковской росписи на бумаге: элементы росписи для детей можно изучать по специальным прописям. Можно сделать и эскиз на бумаге, опираясь на который ребенок будет расписывать уже объемную фигурку.
- Действовать нужно поэтапно: точки и круги очень удобно рисовать ватными палочками, которые служат своеобразными штампами. Глазки и брови удобно нарисовать черным маркером, а ротик – красным.
- Заранее ребята инструктируются, какие цвета они могут использовать в росписи. Можно проговорить и значения цветов, и символизм элементов. Так ребенок изображает не абстрактную картинку, а как истинный мастер вкладывает в работу смысл, передает какое-то послание.
Пример росписи дымковской барыни, вы можете увидеть в представленном видео.
Изучение народных промыслов очень нравится ребятам: хохлома, гжель, дымковская игрушка, жостовский поднос впечатляют детей красочностью, понятностью, яркостью. Из готовых расписных барынь преподаватель может сделать целую выставку, к каждой работе прикрепив описание, название. Подобные занятия продлевают век промысла, а также способствуют развитию художественного мышления ребенка.
Удачных стартов!
Группа расписных дымковских игрушек из глины село Дымково, Россия, 1930-е годы
Предыдущий лот
Все лоты
Следующий лот
Лот удален с сайта, за дополнительной информацией обращайтесь в службу поддержки клиентов
Лот 7015
Группа дымковских расписных глиняных игрушек
Деревня Дымково, Россия, 1930-е годы ст.
7 сентября 2014 г.,
10:00 по тихоокеанскому времени
Лос-Анджелес
Группа дымковских расписных глиняных игрушек
Деревня Дымково, Россия, 1930-е годы
Включает в себя три барьяни или женские фигурки, две фигурки, вылепленные в виде фольклорных персонажей, и пять свистульек в виде различных животных и других фольклорных персонажей, все ярко раскрашенные с темперой и декором сусальным золотом
самая высокая высота 22 см (8 11/16 дюймов) (11)
Контакты
×
Впервые на Bonhams онлайн?
Регистрация
Войти
Адрес электронной почты
Забыли адрес электронной почты?
Пароль
Забыли свой пароль?
Я прочитал, понял и согласен с политикой конфиденциальности Bonhams и условиями использования веб-сайта.
Закрыть
Войти
Виды деятельности
Условия продажи
Вид
Перейти к русской живописи и произведениям искусства
Идти
Информация об аукционе
Этот аукцион завершен. Если вы заинтересованы в отправке на будущие аукционы, пожалуйста, свяжитесь со специализированным отделом. Если у вас есть вопросы по лотам, купленным на этом аукционе, обращайтесь в службу поддержки клиентов.
Обязательства покупателей
ВСЕ УЧАСТНИКИ ЗАЯВОК ДОЛЖНЫ СОГЛАСИТЬСЯ С ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРОЧИТАЛИ И ПОНЯЛИ BONHAMS’ УСЛОВИЯ ПРОДАЖИ И СОГЛАСНЫ СОБЛЮДАТЬ ИХ И СОГЛАСНЫ УПЛАЧИТЬ ПРЕМИИ ПОКУПАТЕЛЯ И ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ РАСХОДЫ, УКАЗАННЫЕ В УВЕДОМЛЕНИИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ . ЭТО ВЛИЯЕТ НА ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРАВА УЧАСТНИКОВ УЧАСТНИКОВ.
Если у вас есть какие-либо жалобы или вопросы об условиях продажи , обратитесь в ближайший отдел обслуживания клиентов.
Премии и сборы с покупателей
Для всех категорий продаж, кроме оружия и доспехов, монет и медалей, автомобилей, мотоциклов, вина и виски
27,5% на первые 25 000 долларов от цены молотка;
26% от цены молотка на сумму свыше 25 000 долларов США до 1 000 000 долларов США включительно;
20% от цены молотка сумм свыше 1 000 000 долларов США до 6 000 000 долларов США включительно;
и 14,5% от цены молотка любой суммы, превышающей 6 000 000 долларов США.
Уведомления о платежах
Оплата покупок может быть произведена (a) наличными, (b) кассовым чеком или денежным переводом, (c) личным чеком с одобренным кредитом, выписанным в банке США, (d) банковским переводом или другим способом немедленный банковский перевод или (e) кредитная, платежная или дебетовая карта Visa, MasterCard, American Express или Discover только для постоянных клиентов. Обратите внимание, что количество наличных банкнот и их эквивалентов, которые могут быть приняты от данного покупателя, может быть ограничено.
Уведомления о доставке
Если вы запросили стоимость доставки, мы отправим ее вам по электронной почте в течение 5 рабочих дней после окончания аукциона.
Обратите внимание, что наши расценки на доставку рассчитываются индивидуально и требуют особого внимания и обращения со стороны нашей команды и грузоотправителей. Доставка будет забронирована после получения оплаты. Пожалуйста, подождите 7-14 рабочих дней с момента бронирования для упаковки и отправки, в зависимости от выбранного вами способа доставки. Если ваша покупка зависит от времени или вы хотите изучить другие варианты, ознакомьтесь с нашим списком альтернативных сторонних грузоотправителей в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, которые могут вам помочь.
Если у вас есть какие-либо вопросы, свяжитесь с нашей службой поддержки клиентов.
Новости
Загрузка…
Дата закрытия: [[ headline.expiry_date ]]
;
Посмотреть все новости
Видео
Загрузка…
Дата закрытия: [[ headline. expiry_date ]]
;
Посмотреть все видео
Похожие товары
Дымковская роспись. Элементы дымковской росписи
Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного творчества. Именно она дает уникальную возможность проследить, как это народное искусство развивалось на протяжении длительного времени, сменив многие поколения и династии мастеров.
Дымковская роспись: история
Родоначальником этого народного промысла был небольшой поселок Дымково (отсюда и название), расположенный недалеко от города Кирова.
Изначально в процессе росписи дымковской игрушки использовались только анилиновые краски, которые требовалось подсаживать. Для этого использовали перекисный квас или уксус. Кисть изготавливалась самостоятельно и представляла собой холщовый лоскут, намотанный на деревянную палку. Такой самодельный художественный инструмент использовали, когда требовалось провести линию. Для того чтобы нарисовать пятнышко мастер использовал обух ровно обрезанного стержня.
Производство дымковской игрушки
Эти игрушки и по сей день полностью рукотворные. Каждый представитель – работа одного мастера. Для изготовления фигурки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким песком. Фигурки лепятся по частям, затем готовые части соединяются и долплеваются.
Перед обжигом готовых фигурок их необходимо предварительно просушить. Этот процесс занимает от 2 до 20 дней. Обжигайте изделия в духовке при температуре от 700 до 800 градусов. Затем поверхность игрушки покрывается белилами специальной температуры. В старину для этих целей использовали мел, разведенный молоком.
На этом процесс изготовления игрушки завершен. Далее идет дымковская роспись. Это совершенно уникальный национальный стиль.
Элементы дымковской росписи
Для росписи этих игрушек мастера всегда использовали строгий геометрический орнамент. Дымковская роспись представляет собой сочетание кругов, зигзагов, строгих прямых или волнистых линий. Всегда есть круглые пятна, клетки и просто точки.
К элементам дымковской росписи относятся также ромбы из сусального золота или литые, которые наклеиваются поверх уже нанесенного рисунка.
Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигуру в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и в разных сочетаниях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто узором, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Именно поэтому среди всего многообразия дымковских игрушек найти две одинаковые фигурки просто невозможно.
Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к истине, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Тумана связаны с природой и различными амулетами.
Каждый элемент изображения имеет свой скрытый смысл. Итак, волнистая линия – это символ воды. Перекрещенные прямые полосы означают колодезное бревно, а круг со звездой посередине – солнце. В дымковской росписи, изображения которой вы можете увидеть чуть ниже, присутствуют и различные растительные элементы: зерна, ягоды, листья и цветы.
Форма дымковской игрушки
Классическими для дымковской игрушки являются фигурки всадников, петухов и лошадей. Женские фигуры имеют расширяющиеся юбки в форме колокола и высокие головные уборы – кокошники. Здесь особое значение имеет выразительность деталей: изящность прически и головного убора, всевозможные оборки, пелерины, зонтики, сумочки и прочие дамские аксессуары.
Раскрашивание человеческих фигурок имело определенную последовательность. Сначала черные волосы были нарисованы с волосами, бровями и глазами. Три оранжевых или красных пятна, нанесенные на лицо игрушки с помощью личинки, означали рот и щеки. Затем красили шляпку и, в крайнем случае, яркую юбку.
Характеристика анималистической росписи
Роспись дымковской игрушки имеет свои особенности. Каждый пластилиновый персонаж раскрашен особым образом. Традиционные фигурки всадников, петухов и других народных любимых персонажей раскрашены очень ярко, даже фантастично: у коня могут быть ярко-синие яблоки на боках, у индюка — феерически красочный веерообразный хвост, а у козла — красный с позолоченным рогом. .
Утки-«крылатки» имеют отличительную черту: горизонтальный ряд крыльев. Когда смотришь на такую уточку, кажется, что она носит два фартука с лепным жабо. Кроме того, роспись игрушки предусматривает определенную последовательность нанесения рисунка. Первой наносится широкая полоса, переходящая на грудь уточки, от шеи расходятся более узкие полосы, и только позже идут поперечные линии, образующие традиционный клетчатый узор.
Роспись свистков в виде коньков сочетает в себе вертикальные полосы с рядами разноцветных горошин. Используемые оттенки не обязательно гармонируют друг с другом.
Утки и лошадки – самые популярные изображения животных, использованные при создании дымковской игрушки. Гораздо реже встречаются козы, коровы, овцы и свиньи, а также домашняя птица. Анатомических подробностей, как правило, не наблюдается, поэтому все животные чем-то напоминают дымковских лошадей. Только форма морды дает возможность понять, кто перед нами. Окраска этих животных представлена продольными рядами точек темного цвета или мелкими горошинами, имеющими разные оттенки.
Дымковские краски
Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синие, красные, оранжевые, желтые, малиновые, изумрудные и зеленые оттенки являются основными цветами, используемыми в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются только в небольших количествах.
Следует отметить, что выбранные тона также имеют свои собственные символические значения. Зеленый цвет в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда — это, конечно, белое. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является воплощением здоровья, силы и красоты. Синий — цвет неба.
Украшение
Завершающим этапом декорирования игрушки является нанесение позолоты. Именно это отличает дымковскую игрушку, привнося ее уникальные черты. На Руси для этих целей использовали настоящее сусальное золото, представляющее собой очень тонкую золотую пластинку, переложенную бумажными лентами (это не позволяло золоту слипаться).