Рисунок на тему былины – 80 фото
Богатырь Илья Муромец и Соловей разбойник
Три поездочки Ильи Муромца
Рисунок к былине Илья Муромец и Соловей разбойник
Три поездки Ильи Муромца
Иллюстрация к былине Вольга и Микула Селянинович
Алёша Попович и Тугарин змей раскраска
Три поездочки Ильи Муромца
Илья Муромец Ильины три поездочки
Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска к былине
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Раскраски Алеша Попович и Тугарин змей Юлий
Раскраска Илья Муромец и Соловей разбойник
Детские иллюстрации к былинам
Микула Селянинович раскраска
Рисунок на тему защитники земли русской
Алёша Попович и Тугарин змей раскраска
Рисунок на тему былины
Богатырь раскраска для детей
Иллюстрация хождение за 3 моря
Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска для детей
Тугарин Змеевич три богатыря
Рисунок к былине Илья Муромец
Рисунок к былине Вольга и Микула Селянинович
Богатырь Микула Селянинович рисунок
Илья Муромец раскраска для детей
Соловей разбойник Былина
Александр Невский древний Новгород
Владимир Перцов иллюстрации
Былинные богатыри защитники земли русской
Рисунок богатыря Добрыня Никитич
Богатырь рисунок
Добрыня Никитич и змей Горыныч рисунок
Рисунок к былине Илья Муромец и Соловей разбойник
В. Васнецов “богатыри” (три богатыря)
Разукрашка Илья Муромец богатырь
Князь Владимир раскраска
Иллюстрация к былине Добрыня Никитич
Алеша Попович разукрашка
Иллюстрация к былине Садко
Васнецов Богатырская застава
Иллюстрация к былине Волга и Микула Селянович
Иллюстрации к эпосу Манас
Иллюстрация к опере былине Садко
Илья Муромец раскраска для детей
Князь Владимир мультфильм
Три богатыря Васнецов
Илья Муромец Палех
Илья Муромец рисунок
Книжка малышка былины
Былина об Илье Муромце
Раскраска “Илья Муромец” багатырь
Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска к былине
Иллюстрация к былине Илья Муромец
Кочергин Николай художник открытки
Пера богатырь
Рисунок Георгия Победоносца карандашом
Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска для детей
Царевна Моревна
Раскраска богатырь Илья Муромец
Сказки о богатырях
Добрыня и змей рисунок
Илья Муромец и Соловей разбойник рисунок
Иллюстрация к былине Святогор богатырь
Богатыри. Раскраска
Картина богатыри
Иллюстрация по былине про Илью Муромца
Михайло Потык богатырь
Добрыня и змей раскраска
Три богатыря Добрыня Никитич
Про Добрыню Никитича и змея Горыныча
Святогор и Микула Селянинович
Раскраска Илья Муромец и Соловей разбойник раскраска
Сказка Садко
Портрет богатыря рисунок
Святогор и Микула Селянинович
Богатырская симфония рисунок
Святогор богатырь и Илья Муромец
Рисунок к опере Руслан и Людмила
Былина Илья Муромец и Соловей разбойник
Добрыня из былины
Комментарии (0)
Написать
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
👍 Былина: Алёша Попович и Тугарин Змеёвич 🐱
Порекомендовать к прочтению:
Поставить книжку к себе на полку
Страницы: 1 2
з славного Ростова красна города
Как два ясные сокола вылетывали —
Выезжали два могучие богатыря:
Что по имени Алешенька Попович млад
А со молодым Якимом Ивановичем.
Они ездят, богатыри, плечо о плечо,
Стремено в стремено богатырское.
Они ездили-гуляли по чисту полю,
Ничего они в чистом поле не наезживали,
Не видели они птицы перелетныя,
Не видали они зверя рыскучего.
Только в чистом поле наехали —
Лежат три дороги широкие,
Промежу тех дорог лежит горюч камень,
А на камени подпись подписана.
Взговорит Алеша Попович млад:
— А и ты, братец Яким Иванович,
В грамоте поученый человек,
Посмотри на камени подписи,
Что на камени подписано.
И скочил Яким со добра коня,
Посмотрел на камени подписи
Расписаны дороги широкие:
Первая дорога в Муром лежит,
Другая дорога — в Чернигов-град.
Третья — ко городу ко Киеву,
Ко ласкову князю Владимиру.
Говорил тут Яким Иванович:
— А и братец Алеша Попович млад,
Которой дорогой изволишь ехать?
Говорил ему Алеша Попович млад:
— Лучше нам ехать ко городу ко Киеву,
Ко ласковому князю Владимиру.
Во Киеве беда там случилася:
Покорился Киев Тугарину Змеевичу,
Поклонился Тугарину поганому.
Опоганил он церкви православные,
Осмердил девиц, молодых вдовиц,
Истоптал он конем всех малых детей,
Попленил Тугарин всех купцов-гостей.
В те поры поворотили добрых коней
И поехали они ко городу ко Киеву.
Не доехавши они до Сафат-реки,
Становились на лугах на зелёныих:
Надо Алёше покормить добрых коней;
Расставили тут два бела шатра,
Что изволил Алёша опочив держать.
А и мало время позамешкавши,
Молодой Яким со добра коня
Стреножимши в зелен луг пустил;
Сам ложился в свой шатер, опочив держать.
Прошла та ночь осенняя,
Ото сна Алёша пробуждается,
Встает рано-ранешенько,
Утренней зарею умывается,
Белою ширинкою утирается,
На восток он, Алёша, богу молится.
Молодой Яким сын Иванович
Скоро сходил по добрых коней,
А сводил их поить на Сафат-реку.
И приказал ему Алёша
Скоро седлать добрых коней.
Сели они на добрых коней
И поехали ко городу ко Киеву,
Ко ласковому князю Владимиру.
А и будут они в городе Киеве
На княженецком дворе,
Скочили со добрых коней,
Привязали к дубовым столбам,
Пошли во светлу гридницу,
Молятся спасову образу
И бьют челом, поклоняются
Князю Владимиру и княгине Апраксеевне
И на все четыре стороны.
Говорил им ласковый Владимир-князь:
— Гой вы еси*, добры молодцы!
Скажитеся, как вас по имени зовут —
А по имени вам можно место дать,
По изотчеству можно пожаловать.
Говорит тут Алеша Попович млад:
— Меня, государь, зовут Алешею Поповичем,
Из города Ростова, сын старого попа соборного.
В те поры Владимир-князь обрадовался,
Говорил он таковы слова:
— Гой еси, Алеша Попович млад!
По отечеству садися в большое место,
В большое место, в передний уголок,
В другое место богатырское,
В дубову скамью против меня,
В третье место, куда сам захошь.
Не садился Алеша в место большее
И не садился в дубову скамью —
Сел он со своим товарищем на палатный брус.
Мало время позамешкавши,
Несут Тугарина Змеевича
На той доске красна золота
Двенадцать могучих богатырей,
Сажали в место большее,
И подле него сидела княгиня Апраксеевна.
В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
Промежу плечей — косая сажень,
Промежу глаз — калена стрела.
Тут повары были догадливы —
Понесли яства сахарные и питья медвяные,
А питья все заморские,
Стали тут пить-есть, прохлаждатися.
А Тугарин Змеевич нечестно хлеба ест,
По целой ковриге за щеку мечет —
Те ковриги монастырские,
И нечестно Тугарин питья пьёт —
По целой чаше охлёстывает,
Которая чаша в полтретья ведра.
И говорит в те поры Алеша Попович млад:
— Гой еси ты, ласковый государь Владимир-князь!
Что у тебя за болван пришел?
Что за дурак неотесанный?
Нечестно у князя за столом сидит,
Княгиню он, собака, целует во уста сахарные,
Тебе, князю, насмехается.
А у моего сударя-батюшки
Была собачища старая,
Насилу по подстолью таскалася,
И костью та собака подавилася —
Взял ее за хвост, да под гору махнул.
От меня Тугарину то же будет!-
Тугарин почернел, как осенняя ночь,
Алеша Попович стал как светел месяц.
И опять в те поры повары были догадливы —
Носят яства сахарные и принесли лебедушку белую,
И ту рушала княгиня лебедь белую**,
Обрезала рученьку левую,
Завернула рукавцем, под стол опустила,
Говорила таковы слова:
— Гой еси вы, княгини-боярыни!
Либо мне резать лебедь белую,
Либо смотреть на друга милого,
На молода Тугарина Змеевича!
Он, взявши, Тугарин, лебедь белую,
Всю вдруг проглотил,
Еще ту ковригу монастырскую.
Говорит Алеша на палатном брусу:
— Гой еси, ласковый государь Владимир-князь!
Что у тебя за болван сидит?
Что за дурак неотёсанный?
Нечестно за столом сидит,
Нечестно хлеба с солью ест —
По целой ковриге за щеку мечет
И целу лебёдушку вдруг проглотил.
У моего сударя-батюшки,
Фёдора, попа ростовского,
Была коровища старая,
Насилу по двору таскалася,
Забилася на поварню к поварам,
Выпила чан браги пресныя,
От того она и лопнула.
Взял за хвост, да под гору махнул.
От меня Тугарину то же будет!
Страницы: 1 2
Поделитесь ссылкой на сказку с друзьями:
Поставить книжку к себе на полку
Распечатать сказку
Находится в разделе: Русские былины, Сказки с картинками
Читайте также сказки:
Алеша Попович и Тугарин Змей
Алеша Попович, сын попа Левонтия из Ростова, младший из трех главных «богатырей» (средневековых странствующих рыцарей). Как это обычно бывает с самыми младшими персонажами, он самый острый на язык, ловкий, лихой и хитрый, и в этом его сила.
Богатырь Алеша Попович, русский странствующий воин, прославился своими подвигами во имя Родины и Великого Князя. Правителю никогда не приходилось просить своих богатырей об одолжении, и это ключевой момент в жанре былин — они предлагали свои услуги стране и выбирали врагов, с которыми хотели сражаться. Более того, молодой богатырь не только действует самостоятельно, но даже дразнит великого князя киевского в «былине» об Алеше Поповиче и Тугарине Змее. Все это делает его образ более ярким и человечным.
Бой между Алешей и Тугариным Змеем – яркое и запоминающееся событие, где Алеша демонстрирует свойственный ему жизнелюбие, находчивость, лукавство и даже наглость. Борьба со змеем («змей» — русское название змея) — архетипический сюжет, существующий в народных эпосах многих стран. Тугарин Змей олицетворяет стихию огня и грозит Алеше задушить его дымом и бросает в него огненные искры. Исследователи предполагают, что этот популярный сюжет постепенно переосмыслялся в Древней Руси после реальных сражений с кочевым племенем, что сближает Тугарина из этой былины с собирательным образом половецкого хана. Главное его отличие от русских в том, что он не уважает нравы, не молится Богу и похож на собаку.
Главное оружие Алеши Поповича в этой истории — остроумие и дерзость. Видя, как он бесцеремонен за великокняжеским столом, богатырь Алеша начинает дразнить Тугарина Змея, чем провоцирует драку. Тут-то и выясняется, что, помимо огромной силы, у Тугарина есть секретное оружие — летающий конь с бумажными крыльями. Однако вера Алеши крепче; его молитвы вызывают дождь, который губит бумажные крылья тугаринского коня, а исход битвы определяется находчивостью и ловкостью Алеши. Важно, чтобы вмешательство высших сил не умаляло достоинства победителя; напротив, в народных сказках он служит подчеркиванию важности его подвига.
Противопоставление двух персонажей в этой трехмерной мозаике выделено контрастными цветами. Цветовая гамма одежды Алеши достаточно приглушенная, а у его соперника – яркая и кричащая. Это достигается за счет сочетания ярко-синего лазурита, используемого для брюк, и исключительно яркого родонита, используемого для кольчуги. Крылья тугаринского коня заслуживают особого внимания; благодаря изысканной резьбе, технике они выглядят как пульсирующая мембрана из бумаги.
Отрывок из народной песни Алеша Попович и Тугарин Змей
…Молитва Алеши была угодна Богу.
Господь послал с неба сильный дождь,
Бумажные крылья Тугарина промокли,
Господь бросил собаку на сырую землю.
Еким Иванович пришел,
И сказал Алеше Поповичу
Что видел Тугарина на сырой земле.
И вскоре Алеша оделся,
Вскочил на своего верного коня,
Взял одну саблю
И отправился в бой Тугарин Змеевич.
И как Тугарин увидел Алешу Поповича,
Он кричал и вопил во всю глотку:
«Здравствуй, юный Алеша Попович!
Должен ли я сжечь тебя своим огнем?
Мне растоптать тебя своим конем?
Убить тебя копьем?»
А Алеша Попович ответил:
«Здравствуй, молодой Тугарин Змеевич!
Вы сделали ставку
Сразиться со мной один на один,
Но у тебя нет сил
Бороться со мной, Алеша Попович.
Тугарин оглянулся,
Алеша прыгнул на него
И отрубил ему голову,
И она упала в сырую землю, как пивной котел.
Алеша Попович и Тугарин Змей
Мастерская Алексея Антонова
2012
Дизайн: Алексей Антонов
Мастера: Алексей Антонов, Константин Кожухов, Вячеслав Бабинцев, Игорь Павохвастов 90: Golokhvastov 90: Golokhvastov 90:0003
Материалы: родонит, кварцевая порода, яшма, халцедон, ископаемое дерево, уваровит, лабрадорит, долерит, бронза, серебро, золото
Размеры: 53 × 80 × 47 см
Змеи и чудовища русских былин
Одними из злейших врагов богатырей русских былин – Змея, судя по описаниям, были еще ящерицы, так как у него были лапы. Если верить сказителям, эти чудовища умели летать, извергать пламя, часто были многоголовыми.
Дракон и Кощеев Бессмертный. Новосибирск
Змей в парке «Кудыкина гора», Липецкая область
При этом былинные сюжеты часто переплетаются со сказками русских народных сказок, такие Змеи также являются противниками богатырей, с ними не борется былинный богатырь.br >
Эта иллюстрация не Никитич и не Алеша Попович, а Иван крестьянский сын
Змеи и ящерицы в русских летописях и в записках иноземцев какие-то хроники. Так, в одной из летописей под Г. 1092 записано:
“Были темные тучи, и простирался за ними великий змей, голова в огне, и три головы, и вышел от него дым, и начался шум, подобный грому”.
В данном случае мы, вероятно, имеем описание полета большого метеорита – огненного шара.
А вот в «Повести о Словене и Русе» (начальная часть Патриаршей летописи «Сказание о начале земли русской и сотворении Новиграда и где лечеса родились князья словенские»), датируемая второй половиной XVII век) все гораздо сложнее и сказочнее. В ней рассказывается о некоторых племенных вождях Словении и Русе, сестре Руси – Алмере, в честь которой названо озеро Ильмень, сообщается об основании берега «мутной» реки Волхов из города Великого Словенска – предшественника Новгорода. . Но в данном случае нас больше интересуют сведения о старшем сыне разгильдяя, Вольге, «бесогонском волшебнике», умевшем превращаться в ящерицу, поедающего людей, не желающих ему поклоняться. Местные жители называли его «живым богом» и приносили в жертву черную курицу, а по особому случаю — даже девушек. После смерти этого странного князя его с великими почестями похоронили под высоким курганом, но земля под ним рухнула, оставив глубокую яму, которая еще долго оставалась несесянной.
Древние крокодилы: кони, покрытые корой
Современные исследователи связывают эту легенду с многочисленными свидетельствами о знаменитых «крокодилах», которые на севере России и в Литве появлялись даже в XVII веке (у крокодилов у этих существ не было отношения, дословный перевод — «конь, покрытый корой»).
В словах хвалебных Роману Галиции (Галицко-Волынская летопись, запись под 1200 г.) Указано:
“Злой ж был, как рысь, и Гобасе еси и Крокодил , и предом их земли, яко орел, храбрый Бо баа еси и кругом.”
Но в Псковской летописи под 1582 годом можно прочитать:
“В том же году явились звери крокодилов из реки, и был очень популярен; много людей ели, и люди боялись и молились Богу по всей земле». как бы пенаты (домашние духи), некоторые змеи с четырьмя короткими ногами, похожие на ящериц с черным и толстым телом, имеющих не более 3 пядей в длину и называемые гивитем. В положенные дни люди убирают свое жилище и с некоторым страхом, всей семьей благоговейно поклоняются им, подползая к еде. Несчастья приписывают тому, что божество змея плохо кормили»9.0003
Джером Хорси (Sir Jerome Horsey), купец и дипломат, живший в России во второй половине XVII века, писал в «Записках о России»:
«Когда мы перебрались через реку, на берегу она лежала ядовитые мертвецы были змеем-крокодилом. Мои люди пронзили его копьями. Когда ты распространил такой ужасный запах, я отравился и долго болел».
В Великих рукописях Синодальной библиотеки говорится, что в Волхове была поймана «окаянная вещь», которую местные иноверцы (речь идет о XVII веке!) закопали в «высокой гробнице» (кургане), а затем отпраздновали пир .
Еще в начале XVIII века в Арзамасском городском архиве есть интересная запись:
«Лето 1719 июня 4 дня в уезде великая буря, смерч и град, и много скота и зверей пало. небо змей, гнев Божий опаленный, и вонючий противный.И помня Указ Божий по Государевой милости нашего Российского Петра I от лета 17180 Кунсткамера и собирание для нее диковин разных, монструо и уродов, камней и прочих небесных чудес, змий это бросали в бочку с крепким двойным вином…”
Согласно описанию, составленному земским комиссаром Василием Штыковым, у этой «змеи» были короткие ноги и огромная пасть, полная острых зубов. До Петербурга зверь, по-видимому, не добрался, никаких следов арзамасской «змеи» больше не обнаружено.
Змей как предок героя
Теперь вернемся к былинам и посмотрим, какие сведения о Змеях поведают сказители.
В былине «Волх Всеславьевич» Змей представлен как отец главного героя:
В саду зеленом
Гуляла юная княжна
Марфа Сеславина
Наступила на змею лютую.
Окутанные свирепыми змеями,
О себоте зеленом Марокко
О шелковых чулках,
Хобот (хвост) имеет белые бедра
Что когда-то Принцесса зачала,
Зачала и в свое время родила.
Неудивительно, что рожденный от Змея герой был не просто героем, а оборотнем:
Стал Волхом взрослеющим
Научилась я Волху многим премудростям:
Щука-рыба ходить,
Волха синего моря,
Серый волк рыскать по темным лесам,
Каштан тур-Золотой рог, рыскать по полю,
Ясный сокол летать под тучей.
Большинство исследователей связывают этого персонажа с полоцким князем Всеславом, который, по свидетельству некоторых летописцев, родился от «чар», и в год своего рождения имел на Руси «знамение Змиево на небе».
Подробнее о принце говорится в статье.
Змей Тугарин
Если вчитаться в тексты былин, то сразу отметим, что называя противников богатырями Змеями (или – славянами), рассказывая о множестве голов и «хоботе» (имеется в виду хвосты), сказители далее описывают их как обычных, хотя и очень крупных и сильных людей.
Вот, например, описывается Змей Тугарин (в других вариантах – Тугарин славянский):
«Как Змей Тугарин в чертоге белокаменном».
Тугарин он и есть, не ползает, но допустим, что он ящер, и у него есть лапы.
Однако далее сообщается, что “между плечами у него косая сажень”.
Потом:
Садится за дубовые столы, за пищевым сахаром.
Да, ставит Принцесса на коленочки свои.
Согласитесь, даже ящера сделать сложно.
В свою очередь Принцесса Апракса говорит:
“теперь пир и беседушка
С милым другом Змеем-драконом!”
А всем известно, что “гость” князя Владимира – Тугарин. Следовательно, дракон в данном случае является титулом (и по-славянски, соответственно, должен означать Князь).
Позже мы узнаем, что на поединок с Алешей Поповичем Змей Тугарин выезжает верхом. Вот как пытался разрешить это противоречие один из иллюстраторов:
Мы видим крылатую ящерицу, но в некоторых кадрах эпоса сообщается, что крыльев не было у Тугарина и его коня (это древний Беллерофонт с Пегасом) . Гораздо правдоподобнее выглядят эти иллюстрации:
Тугарин на крылатом коне, иллюстрация к былине
Тугарин Славянский
Многие исследователи считали былинные Коршуны воплощением вражеского войска, каждая голова этого Змея, по их мнению, означает Тюмень или тьма – 10 000 вражеских воинов. С. Плетнева считала, что змеями русских былин изначально были именно половцы. В статье мы уже говорили, что эпос, в котором речь идет о борьбе русских воинов со змеями, может в завуалированной форме говорить о войне с кочевыми половцами. Во главе Союза стояло половецкое племя «кай», название которого переводится как «змей». Арабские и китайские авторы неоднократно упоминают, что кыпчаки-половцы употребляют поговорку «у змея семь голов» (основные племена) – вот возможная разгадка многоголовых змей русских былин. И русские летописцы, кажется, знали, что о победе Владимира Мономаха над половцами в 1103 г. в нем говорится:
“Чистая голова Славия”.
Всеволод Миллер впервые предположил, что под именем «Тугарин» русских былин скрывается половецкий хан Тугоркан. Его дуэль с Алешей Поповичем, по мнению этого автора, является воспоминанием о победе над половцами под Переяславлем в 1096 году. Русскими войсками тогда командовали Владимир Мономах (князь Переяславский) и Святополк II Киевский (князь Киевский). Погибшего в бою Тугоркана Святополк приказал захоронить «ака испытания своего» под Киевом.
Дракон Русские былины
Кстати, в былине про Добрыню Никитича мы узнаем, что дракон – христианин! Алеша Попович сказал князю Владимиру:
“змей крест Добрынский брат”.
Этот дракон христианин и брат Филлипса Добрыня Никитич? И. Билибин, дракон
Кто мог окрестить доисторическую рептилию? До этого даже бездарным создателям современных мультфильмов «про героев», не хватило ума. А вот половецкие ханы иногда крестились. И даже старший сын Батый-хан Сартак (сестра Александра Невского) был христианином (вероятно, несторианцем).
В этой эпопее Змей (часто Змей, как в следующем отрывке) предлагает Добрыне заключить настоящий дипломатический договор:
“Составляем великую заповедь:
Не езди на девять гор Сорочинских
Не топай сюда малый спидискаф
Не набирай полного русского Да
И говорю тебе сестричка будет меньшая,
Я не летаю Да Святая Русь,то
И не бери больше Полония Да Русского.”
Трудно ожидать этого от некоторых рептилий. Но если такая инициатива исходит от одного из половецких князей, все становится на свои места.
Былина “Добрыня и Змея”
Теперь пора более подробно остановиться на былине “О Добрыне и Змее”, которая является одной из самых распространенных русских эпических песен – насчитывается более 60 записей. Тем более, что начало этой былины входит в состав каких-то песен, а не в киевский цикл: свой первый подвиг (встреча со Змеем на Пучай-реке) Добрыня совершает не по приказу киевского князя, исходный пункт путешествие его есть Рязань, и он тоже возвратился в Рязань.
Старая Рязань в период расцвета реконструкции
Сказители иногда подчеркивают древность событий:br>
“Доселе Рязань была деревней, ныне город Рязань имеет славу”.
А вот во второй части герой уже в Киеве. А дракон до сих пор не выполнил своего обещания и улетел в Россию. Но украл он теперь не простую девушку, а племянницу киевского князя – Забаву Путятишну.
Дракон с похищенной девушкой
Владимир узнает об этом на пиру: как обычно – правда, где же еще и быть киевскому князю, по рассказчикам? Он поворачивается, чтобы преподнести героям предложение отправиться на поиски Забавы. Исполины энтузиазма не выказывают, и Владимир прямо обращается к Алеше Поповичу:
“Здравствуй, Алексей Леонтьевич!
Мош, если сможешь достать у нас Веселую дочку Патетико
Из пещеры змей был?”
Алеша тоже воевать со Змеем не хочет, но знает кого надо туда послать:
“Ой, милый Владимир солнцевский!
Слыхал я был на этом свете,
Добрынский змей крестный брат;
Дай тогда змия проклятого
Юный Добринище Никитич
Без боя, без боя хромолит
Немедленно, монахиня Весёлая дочь Патетико».
Принц, что был так же добр и нежен с другими героями, не осмеливаясь даже им прямо приказывать, чтобы Добрыня рисовался необычайно сурово:
“Ты получишь ка монахиня Веселая дочка Патико
От падервского была змея.
Не пойми ты Веселая дочка Потециональ
Скажи тебе, Добрыня, хак разума».
В связи с этим пора поговорить о происхождении героя. Единого мнения здесь нет. Сказители часто говорят, что отец в кино – купец.Но в двух былинных записях о битве в кино Илье Муромце и в одной записной былине о Добрыне и Алеше Поповиче сказано, что матерью богатыря была царевна.Однако он сказал, что Добрыня спасла Забаву Путятишну:
“Ты добрая кагенечка, а там какая-то христианка”.
И. Билибин Добрыня Никитич освобождает от дракона Забавы Путятишна
Поскольку Забава явно не мусульманин и не язычник, интерпретировать эти слова лишь как признание героя крестьянского происхождения. Косвенным подтверждением может служить информация о том, что Добрыня не получает никакой награды за освобождение племянницы князя. Вопреки традиции, герой не женится на отпущенной им девушке, Князь дарит ему торжественную встречу, не любитель золота, серебра, жемчуга – сказка обычно кончается, назад, Добрыня насыпает лошади зерна, и он ложится спать . Вероятно, впервые узнавший о Добрыне князь Владимир, до сих пор относится к нему как к слуге-простолюдину и не готов принять его как героя. В некоторых вариантах Владимир устраивает пир в честь богатыря, что можно считать своего рода ритуальным признанием Добрыни княжеским членом.
Имеются и другие косвенные данные о нетнетнете Добрыни. Итак, при первой встрече со Змеем он как-то оказывается безоружен — ни меч, ни щит, ни копье. И пусть он использует «шапку греческой земли».
На самом деле бой на самом деле происходил не в реке, Добрыня должен был выйти на берег, а где его мощное оружие? Некоторые сказочники пытаются выйти из положения, сообщая, что лошадь с оружием убежала. Но неужели Добрыня был так неосторожен, что даже не привязал его?
К слову о “шапке земли греческой”: что это такое и как она выглядела? Самая достоверная версия – головной убор христианских паломников в форме колокола. Паломникам часто нашивали на эту шляпу морскую раковину: в этом случае удар действительно мог быть весьма ощутимым и болезненным. А вот Добрыня, видимо, пользуется шапкой, которую насыпает песком, «помогала шапка песочная желтая».
Первая схватка в фильме со змеем Горынычем, кадр из диафильма
Существует еще один вариант «греческой шапки» — шлем, иногда называемый греческим клобуком.br>
Греческий шлем (Греческий чехол), Оружейная палата, XIV век
Но орудовать таким шлемом, полным песка, не очень удобно. Разве что вот он: как метательный снаряд – одноразовый:
Но вернемся к указанию Принца принести домой Забаву Путятишну. Позже выясняется, что в «змеиных норах» томилось огромное количество русских и иностранных пленников. Но они киевского князя не интересуют: если Змей согласится выдать свою племянницу – хоть в этих норах останешься. И сказители не осуждали Владимира, не находя в этом отношении племени ничего особенного.
Что такое Добрыня? Былины сообщают, что, узнав о приказе князя, он вдруг «растерялся, ей стало грустно». Почему? Боитесь новых встреч со Змеем? Сказочники передают жалобу матери Добрыни:
“И накинула на нас служба была такая великая
Владимир Солнце солнцевский,
И достать было Весело дочери Патико
И из нее была пещера змея.
Монахиня неа , в фильме добрый конь,
Монахиня не присутствует на добрыне копьем очи открыты
Не то, что я Поехал на гору Сорочинскую,
То был змей девять на ругань».
Добрыня ни коня, ни оружия! Понятно теперь, почему в первый раз у него была шапка, чтобы дать отпор. даже не думайте вооружать своих “поединок”.А что такое роковая битва Добрыни,каким оружием?
Вторую битву со Змеем иллюстраторы изображают так:
Виктор Васнецов, Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем
Добрыня и Змей, иллюстрация Г.Алимовой
На самом деле все было иначе.br>
В былине “Добрыня и Марьинка” (которая описана в статье) сказано, что мать в фильме была ведьмой (ладно , волшебница). И здесь мы снова находим подтверждение этому неожиданному для многих читателей факту, что мать дарит герою волшебный платок, утирание которого восстанавливает силы, и семь шелковых плетей – хлещет коня «между ушами и между ног», чтобы он был сброшен с копыт змей, и побил главного Змея:
Ах да чертову змею бить было.
Ай вспомнил наказание родителя,
Достал плетку у дельца.
Да, у змеи есть хлыст.
Прирученный змей-аки скотинин,
аки скотинин Да крестьянской.
Конь Добрыни тоже был не боевой: то ли отцы, то ли даже деды, стояли в конюшне по колено в навозе.
И змея побеждена, кровь ее брызжет кругом, но земля не принимает ее. Добрыня бьет о землю копьем (но не своим, о котором в былинах ничего не сказано, а трофеем – «неверным»), и кровь уходит в образовавшуюся дыру.
В дальнейшем Добрыня становится вторым по значимости русским богатырем – то ли высокой благосклонностью, то ли поздние сказители «облагораживали» его образ, приписывая боярскому или даже княжескому происхождению.
В образе в кино, помимо мужества и силы могучего, большое значение имеет «творение»: он умеет вести себя в любых обстоятельствах, изображен как человек «поцессивный» и учтивый. Илья Муромец говорит об этом:
“Знает богатырь он должен приехать, знает богатыря и честь воздаст”.
Так и в других былинах Добрыня часто выполняет дипломатические поручения князя Владимира.
Историки о былине Змей Дракон
А как интерпретируют эту эпопею историки и исследователи русского фольклора?
Орест Миллер, исходя из того, что внешний вид 3мея дракона «как дождь делает дождь» и «как гром», предположил:
«Пещера, гора и сам змей — все это разные мифы одного и того же — облака, обитающие в небесных водах и летающие в небесных водах».
Всеволод Миллер считался добрыньским купанием в реке как символом крещения.
В. А. Марков, позже «уточнил», что первая часть былины повествует о крещении Добрыни и Киева. Во второй части, по мнению этого автора, говорится о насильственном крещении новгородцев, когда «Путята крестил меч, а Добрыню огонь».
В. В. Стасов (работа «О происхождении былин») сравнил змееборца Добрыню с борьбой индуистского бога Кришны с многоглавым царем змей Калей.
Вот что сказано в «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана» — комментарий к «Веданта-сутре»), ведическом произведении, создание которого приписывается Вьясадеве:
«Желая очистить воды Ямуны , отравленный ядом Калии, Господь Кришна забрался на дерево кадамба на берегу реки и прыгнул в воду. Калий был возмущен тем, что Кришна посмел нарушить границы его владений. Бросившись к Господу, змей ужалил Его в грудь. ”
Кришна и царь Калия
Потом Калий связал кольца Кришны, но:br>
“Кришна начал увеличиваться в размерах и заставил змея ослабить хватку и освободить Его. Тогда Кришна начал резвиться и танцевать на калии , наступив на тысячу капюшонов так восторженно и страстно, что вскоре силы покинули змея… увидев, что жизнь вот-вот покинет Калий, его жена, Нагапатнам, склонилась к лотосным стопам Господа Кришны и начала возносить молитвы. Господу в надежде, что Он доставит их моему мужу… Счастливых молитв Нахапети, Господь Кришна высвободил Калий».
Немного похоже на первую битву Добрыни со Змеем, не так ли?
Д. С. Лихачев, как и многие другие, считал Змей русских былин символом внешнего врага.
Некоторые историки считают, что песни о битве Алеши Поповича с Тугариным вторичны по отношению к былине о Добрыне. Н. Дашкевич, например, и все считали, что
“на Алешу просто перенесли подвиг Добрыни”.
А. В. Христенко также считал, что «Тугарин» — не имя, а собирательный образ врага, от слова «тяжелая» беда. Но под влиянием песен о Добрыне Тугарин «принял черты змей».
Некоторые исследователи считают, что под личиной «Свирепого Змея, Черного Змея, многоголового», у которого «тысяча голов, тысяча хвостов», скрывается Чернобог, на котором изображен негр с серебряными усами.
Позже в русских сказках появляется многоголовое Чудо-Юдо. Многие считают, что это другое название Змея-дракон.
Чудо-Юдо, иллюстрация к сказке
Другие исследователи, указывая на то, что слово “чудо” раньше означало всякого великана (не обязательно змеевидного), соотносят этого персонажа с Идолом хламом.
Ян Осмос как возможный прототип Никиты Кожемяки
Еще одна песня киевского цикла, в которой речь идет о состязании богатыря со Змеем – всем известной сказки «Кожемяка Никиты». Описанные в нем события стали сюжетом русских, украинских и белорусских сказок. В этой эпопее очередной Змей похищает у Принца (в сказках – царскую) дочь и насильно женится на ней. Спасающий ее герой оказывается не героем, а обычным горожанином, ремесленником, чаще всего его зовут Кожемяко, но иногда и кузнецом или Швецом. Так как силы русского поединка по имени Никита (иногда Илья, Кирилл или Кузьма) и силы Змея равны, то они делят землю. Считается, что таким образом сказка объясняет происхождение знаменитых Змеиных валов, о которых молчаливые летописи – змеиные стены только упоминаются в них, как уже существовавшие: «проидоха вал», «когда пришли к валови», « Исидор стрелец из вала», «Сто пределов Паломы» и так далее.
Земля змеиного вала, современное фото
Прообразом героя былины стал юноша, побежденный в 992 году печенежским богатырем (Повесть временных лет, «Повесть о юноше Кожемяко ).Сходство сюжетов налицо.Владимир против печенегов и встречает их
” на Трубеже у брода где ныне Переяславль… И погнал печенежского князя на реку,позвал Владимира и сказал ему: «Пусть твой муж, а я его — пусть борются. Если твой муж оставит мою землю, то мы не будем воевать три года; если Аве наш муж бросит твою землю, мы тебя три года погубим».
И ушел.
Владимир, вернувшись в лагерь, разослал глашатаев по лагерю со словами:
“нет ли мужа, который смешался бы с печенегом?”
И нигде не был найден. Наутро пришли печенеги и привели мужа, а нашего не было. И стал Владимир огорчаться, послав все войско, и пришел к князю один старец, и сказал ему: «Князь! У меня есть один младший сын дома; я пошел с четырьмя, а он остался дома. одного отбросило на землю. Однажды я его отругала, но он сжал кожу, так он рассердился и разорвал кожу руками». Услышав это, князь обрадовался, и послал за ним, и привел его к князю, и князь все рассказал.
Он ответил: “Принц! Я не знаю, смогу ли я схватить его, проверьте меня, есть ли большой и сильный бык?”
И нашел быка, большого и сильного, и приказал взбесить его; наденьте на него раскаленное железо и дайте. А бык пробежал мимо него и схватил быка за руку в сторону и сдернул шкуру с мясом, чем захватил руку. И Владимир сказал ему: “Можешь с этим бороться”.
На следующее утро пришли печенеги, стали звонить: “Есть ли муж? Вот наш готов!” Владимир приказал той же ночью надеть оружие, и обе стороны сошлись. Отпустили печенеги мужа: был он очень большой и страшный. И сделала ее мужем Владимиром, и увидела его печенега и засмеялась, ибо он был среднего роста. И измерил расстояние между обоими войсками, и поставил их одно против другого. И схватили, и начали крепко трясти друг друга, и задушили печенежин руками насмерть. И бросил на землю. Был крик, и побежали печенеги, а русские догнали их, били их и отгоняли. Владимир обрадовался, и заложил город у того брода, и назвал его Переяславлем в заимствованную славу, отрок. И сделал ему Владимира великим мужем и отцом…”
Позднейшая Никоновская летопись называет имя этого юноши: Ян Осмос (“тот, кто шьет кожу”).
Г. И. Угрюмов Испытание на прочность Яна Усмарья. 1796
Место обитания коршунов
А где обитал Змей былины русские? Сказители часто сообщают, что «Змеиная нора» находилась «вне матки-Волги». Иногда указывают более точное местонахождение: «гора Сорочинская» (по названию реки, которая ныне называется Королевой, является правым притоком реки Волги, в настоящее время протекающей по территории современного Волгограда).
Река Королева, архивное фото
Исток этой реки в настоящее время – микрорайон Волгограда “Горьковская”, там находится улица Сорочинская.
Исток реки Королева, село Горькое, Волгоград
В некоторых былинах говорится, что змей охраняет Калинов мост к Огненной реке, которую многие исследователи считают входом в мир мертвых.
Умбра и имаго, И. ожиганов
Огненный Змей
Есть и другие Змеи, упоминаемые в славянских легендах и сказках. Например, Огненный змей (Огняник, Листья), описывающий крылатого и трехголового. Он также имел внимание женщин и девушек, но только тех из них, которые тосковали по умершему мужу или жениху. Чаще всего этот Змей, которого звали Любава, Красноленточка, Люботен, летал во время войны, когда в городах и деревнях было много вдов. Они видели змея, принявшего облик покойника, все остальные могли видеть только бессмысленные искры. При этом вдовам на Руси запрещалось без нужды горевать об умерших мужьях, а другие члены семьи старались все время находиться рядом, не допускать, чтобы случались измены (вероятно, речь шла о онанизме). Жрецы считали, что этот Змей является жёнами для всех неправильных обрядов поминовения.
В древнерусской «Повести о Петре и Февронии» (написанной в середине XVI века священником Ермолаем, в монашеской жизни Эразмом) герой убил Змея, который, вопреки обычаям, пришел на жена его живого брата Пола. Из-за крови чудовища, пришедшего к Петру, его тело покрылось язвами. Вылечить князя могла только «мудрая дева Феврония».
Князь Петр убивает Змея, клеймо (фрагмент) иконы XVII века
Змей “Повесть о Еруслане Лазаревиче”
Еще одного Змея мы видим в «Повести о Еруслане Лазаревиче» (XVII век), главный герой которого поначалу напоминает Василия Буслаева о новгородских былинах: «Кого возьмет в руки — в руки вытащит, а кто в ногу — ногу сломает», в результате «умолили князей и вельмож: Или нам в царстве жить, или Еруслану».