Платок раскраска | kartik.ru
Раскраска платок – это произведение искусства русских мастериц. В былые времена на Руси девушки самостоятельно ткали шикарные разноцветные платки, а потом носили их как украшение. Девушка могла иметь несколько разных платков и сочетать их по цвету с одеждой. В настоящее время платки уже не так актуальны. Одна из крупнейших в России мануфактур по производству платков находится в Павловском посаде. Павлопосадские платки очень красивы и разнообразны. Рисунок часто состоит из цветов и орнамента, также популярны восточные узоры. Возьми яркие краски и сделай платок на этой странице таким красивым, чтобы он мог украсить гардероб любой модницы.
kartik.ru
Раскраска — «Павловопосадский платок» —
Раскраска — «Павловопосадский платок»
Интересную книжку придумали из серии «Русские народные промыслы» —
«Посмотри и раскрась. Павлопосадский платок».
Это раскраска с цветными образцами «Павлово-Посадский платок». Она предназначена, как для детей от 6 лет, так будет интересна и взрослым, интересующимся историей промыслов, и в частности, павловопосадскими платками.
Очень занимательное и увлекательное занятие поможет сблизиться детям и родителям за совместным творчеством, а также поближе познакомиться с элементами павловопосадских платков.
Эта интересная раскраска скоро ожидается в продаже!
street-fashion-guide.ru
Узоры Славянской Души. Павловопосадский платок. Часть 1.: mtv59
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.
В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) – один из старейших российских текстильных центров. В XVIII – первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Изначально павловопосадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.
Павловопосадская мануфактура – единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII – начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.
В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках.
Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века – фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года – город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.
Яков Иванович Лабзин (1827-1891)
Василий Иванович Грязнов (1816-1869)
Яков Иванович Лабзин (1827-1891) – купец-благотворитель. С 1849 г. он возглавлял платочную мануфактуру в г. Павловском Посаде Богородского уезда Московской губернии. Однажды он пришёл к местному святому Василию Грязнову за каким-то советом. Первое общение с Грязновым произвело на купца сильное впечатление, он увидел перед собой человека, живущего святой жизнью. Он предложил Василию стать его товарищем в деле, и тот согласился. Вскоре они стали друзьями.
Василий Иванович Грязнов (1816-1869). Родился в простой семье в деревне Евсеево (в настоящее время Павлово-Посадский район), получил домашнее образование, унаследовал от родителей глубокую веру и любовь к Богу.
Но когда поступил работать на фабрику, наивный деревенский юноша окунулся в мир порока и страстей, начал пить вино, попал под воздействие дурной компании. Однако со временем он сумел перебороть свои слабости и стать на путь исправления.
После знакомства с купцом Я.И. Лабзиным и вступлением в дело Грязнов продолжил вести жизнь святого подвижника. Когда у него появилось больше денег, он тратил их на помощь бедным и на благоугодные дела. Василий вместе с Яковом Лабзиным и сестрами Якова строили школы и богадельни. Василий мечтал построить в городе Павловском Посаде мужской монастырь, но не успел. Благодаря Якову Лабзину и его сестрам в 1874 г. в Павловском Посаде был построен храм на месте захоронения святого Василия. В 1894 г. на месте храма был открыт Покровско-Васильевский монастырь.
Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных – Праведный Василий Павлово-Посадский.
Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.
Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павловопосадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в “восточном” духе либо с яркими цветочными композициями.
После Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.
Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.
Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.
Павловопосадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми “турецкими” огурцами, “опахалами”, картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…
Павловопосадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.
Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.
Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павловопосадских платков.
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.
Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павловопосадских платков – тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.
Все эти замечательные модели придумали и выполнили мастерицы Алёна, Валентина Давыдова (valentin-ka), Ираида Соловей
Павлово посадский платок настолько узнаваем, что, кажется, трудно найти человека, никогда его не видевшего. Подмосковная павлово посадская шаль давно стала одним из символов русской традиционной культуры. Вспомним купчих в ярких шалях с полотен Кустодиева и Малявина. Рисунки на павловские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: “манер” и “цветок”.
Несмотря на то что в 1870-х гг. была куплена пирротина – машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павловопосадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов. С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться.
Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал. Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х гг. По краю павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.
С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Печать по шаблону позволяет наносить неограниченное количество цветов, получать на ткани тонкий изящный контур, точно совмещать отдельные элементы рисунка.
Печатные шаблоны готовятся с помощью уникальной установки прямого гравирования, наносящей под управлением компьютера капельки расплавленного воска на поверхность покрытой фотоэмульсией сетки.
Печатные краски готовятся на автоматической красковарке, где все процессы выполняются без участия человека. Здесь впервые в мире была внедрена плазмохимическая обработка ткани перед печатью вместо вредного хлорирования.
В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.
За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.
Именно с рисунка (крока) начинается работа над каждым новым изделием. Все подготовленные кроки рассматриваются и утверждаются художественным советом, на который приглашаются заслуженные художники предприятия, представители Министерства культуры РФ и экспертного совета Московской области по народным художественным промыслам.
Как только рисунок утвержден, к работе над ним подключаются колористы. Их задача — подобрать рецепты печатных красок, добиваясь точного воспроизведения с помощью текстильных красителей авторского рисунка, выполненного гуашью.
Основная сложность работы колористов состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром.
Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах. В зависимости от сложности рисунка применяются различные способы его нанесения на ткань.
Печать осуществляется на печатных столах с автоматическими печатными каретками и многокрасочных печатных машинах. Самые ответственные операции выполняются вручную.
В цехе готовой продукции
Работа с бахромой
Работница мануфактуры демонстрирует готовое изделие
До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.
«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать “pas de chele”, — вспоминает Е. И. Раевская. — Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях”. Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль -соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обмотывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук Танец с шалью требовал грации и изящества. Дама медленно поворачивалась к публике то лицом, то спиной, поднимая поочередно то правую, то левую руку сзажатым в ней концом шали. Каждое новое движение начиналось с вытянутого носка правой или левой ноги. В начале 19века это мог быть и парный танец, но впоследствии он стал сольным дамским танцем. Чтобы шаль была послушной, в ее концы вшивались тяжелые золотые, серебряные или кораловые шарики. Сначала танец назывался а-ля грек, новое название появилось ближе к 30-м годам. Это танец-импровизация, где особое значение имела игра с шарфом и движения рук. Дама выходила на середину зала и, подбрасывая вверх легкий шарф, ловила его, проделывая с ним различные грациозные движения. Все внимание приковывалось к плавности и красоте движений рук. В царствование Александра I воспитанниц женских учебных заведений начали обучать танцу с шалью. Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.
Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.
Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.
Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павловопосадские платки тому подтверждение.
Фотохудожник Лара Кантур (Lara Kantur)
Рисунок павловопосадского платка. Почтовая марка России, 2013 г.
…
Серия сообщений “=Painting”:
Часть 1 – Бескрайняя летняя синева… Художник Кристиан Жекель / Christian Jequel (Франция, 1935)
Часть 2 – Первый признак весны – не капель и не певчая птица…
…
Часть 46 – Современные художники – наивисты.
Часть 47 – Дайте повару продукты…. И тогда ждет вас вкусная еда! Художник Vickie Wade.
Часть 48 – Узоры Славянской Души. Павловопосадский платок. Часть 1.
mtv59.livejournal.com
Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Методическая разработка “Павлопосадский платок” | скачать бесплатно
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад №83 компенсирующего вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
Непосредственно образовательная деятельность с детьми
Тема:
«Павлопосадские шали».
Задачи:
- Развивать у детей навыки творческого воображения , обогащать эстетический вкус на материале народных промыслов.
- Учить детей элементам рассказывания при восприятии предметов народного творчества.
- Учить наносить изображение с помощью печатей на ткань.
- Упражнять в соотнесении различных элементов.
- Формировать интерес к искусству оформления павлопосадских шалей и расширять представления детей о городе Павловский Посад, о труде работников платочной фабрики.
Коррекционные задачи:
- Тренировать зрительное внимание детей
- Закреплять умение рассматривать объект
- Развивать мелкую моторику
- Развивать координацию движений
- РАСД
- Развитие цветовосприятия.
Оборудование:
- Набор иллюстраций « Павловский Посад»
- Карта России
- Шали (разные по цвету и рисунку)
- Набор ленточек
- Иллюстрации Б. Кустодиева « Купчиха»
- Разрезные картинки « Платки»
- Ткань для рисования
- Пальчиковая гуашь, обычная гуашь, печати-штампы(листья и цветы)
- Музыкальные композиции по теме, и для игр.
- Изображения цветов, узоров.
- Фланелеграфы, мольберты, подставки.
1.Беседа с детьми. Дети знакомятся с историей Павлово-Посадского платка, с элементами, характерными для росписи.
Дети сидят на полу, вокруг платка.
– Географическое положение г. Павловский Посад;
– История возникновения шали;
– Работники платочной фабрики;
– Названия различных шалей.
Рассматривание угла Павловского платка (1/4): фон, изображение цветов, оттенки цвета в каждом цветке, кружевные узоры и другое.
2.Игра « Собери шаль».
Игра развивает зрительное внимание детей и аналитико-синтетическую деятельность. Цветные изображения платков в двух вариантах, один из которых образец.
3.Стихотворение « Посадские платки».
(дети ( 6 человек) заранее учат стихотворение)
Разноцветные платки,
Набивные шали
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали.
Научились мастера
Павлова посада
Рисовать узор из трав
Леса, луга, сада.
Длинных нитей переплёт
В узелки вязали –
Бахромою из кистей
Кромку украшали.
А как девицы пойдут –
Расцветает улица,
Лишь плечами поведут –
Хочется зажмуриться.
Разбегаются глаза
От такого дива,
Засмущается душа –
Чей платок красивей.
Скольких женщин на Руси
В праздник украшали
Разноцветные платки,
Набивные шали!.
4. Музыкальная игра с платком.
Играющие встают в две шеренги лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Выбирают двух водящих, в руках у каждого из них платок. Остальные играющие прячут ручки за спину.
Под первую часть музыки («Камаринская») – ведущие бегут за своими шеренгами и вкладывают платок в руку любого ребёнка и с окончанием музыки встают в шеренгу.
Под вторую часть музыки – дети, в чьих руках оказался платок, выбегают на середину и начинают танцевать с платком, остальные хлопают. Затем игра повторяется с новыми ведущими.
5.Игра « Цвета сбежали».
Подбери ленточку по цвету.
6. Дефиле
Девочки демонстрируют шали.
7.Рисование на ткани.
Детям предлагается самим создать павлопосадский платок на ткани с помощью печатей – цветов и листьев.
Объяснить детям: как наносить узор с помощью печати.
(под русскую народную мелодию дети начинают печатать).
Посмотрите на платок, на платке расцвёл цветок!!!
Красный, жёлтый, голубой, удивительный такой!
Посмотрите на платок:
Вот зелёненький листок,
Завитки как кружева,
Словно мягкая трава.
На платке богат узор –
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!!!
8.Подведение итогов:
- рассматривание готовых «платков»;
- оценка деятельности детей;
- впечатления детей от выполненных заданий и игр;
- рассматривание рисунков – узоры (раскрашенные детьми ранее)
Вывод:
Мода приходит и уходит, но шали остаются художественной ценностью, которая не зависит от капризов моды.
nsportal.ru
символы узоров на павловопосадских платках – Ярмарка Мастеров
Павловопосадский платок – это самобытный, колоритный и исконно русский аксессуар. Яркий набивной рисунок на платке – словно целый сад цветов!
Уникальный цветочный узор или орнамент на платке получается путем сложной технологии. Главную роль в создании рисунка играет, конечно же, художник. Именно он творит чудо, воплощая его в жизнь!
Раньше узор переносился на ткань при помощи деревянных резных форм. Деревянные формы назывались «цветками» и «манерами». С помощью досок «цветки» на ткань наносились узоры. Досками «манеры» набивался контур орнамента или узора.
Сейчас используются производственные трафаретная печать и нейлоновые шаблоны. Сегодня на один платок может быть нанесено до 23-х красок!
Особую культурную ценность России представляют павловопосадские платки, рисунок которых набит вручную. Это по-настоящему эксклюзивные модели!
Годом создания павловопосадских платков считается 1795 год, когда государственный предприимчивый крестьянин Иван Лабзин организовал производство платков из шёлковой нити. Шелковые нити Иван Лабзин покупал на ярмарках и привозил в свою деревню, которая позже вошла в поселение Павлово Посад (сейчас город Павловский Посад).
Цветочные узоры – это традиционный рисунок на павловопосадских платках.
Самым популярным цветком и главным элементом в цветочной композиции платка является РОЗА. Роза – символ любви, нежности и красоты. Цвет розы – также имеет значение. Красный цвет – символ страстной любви; белый цвет – цвет чистоты, невинности и смирения; розовый цвет – символ элегантности, восхищения, благодарности и симпатии. Это также может быть намеком на более глубокое чувство; жёлтые розы – это не символ разлуки, как многие считают, это символ дружбы и уважения; оранжевые розы – символ энтузиазма и горячих чувств; зелёные розы – символ изобилия и щедрости, а синие розы – символ таинственности.
Павловопосадский платок «Русская красавица»
Высшим уровнем мастерства художника считается умение изобразить розу на платке так, что когда девушка идет в платке, издалека кажется, будто её украшают настоящие живые цветы.
Розы редко встречаются на платке в одиночестве. Обычно они сочетаются с другими цветами.
Лилия – символ чистоты и непорочности. С лилиями делают букеты невесты, чтобы подчеркнуть её невинность, а платки с лилиями часто выбирают на венчание.
Павловопосадский платок «Первое свидание»
Другим наиболее распространённым цветком на платке, после розы, считается Георгин. Богата палитра оттенков этих цветов. Георгины символизируют и силу жизни, и признательность, а могут выражать мимолетное увлечение и каприз.
Павловопосадский платок «Миндаль»
Пион – символ роскоши, богатства и веселья. Одним из популярных и роскошных платков является «Розы и пионы», старинный рисунок которого восстановлен В. Зубрицким.
Павловопосадский платок «Розы и пионы»
Тюльпан – Разные цвета бутонов тюльпана символизируют разные отношения между людьми. Так, красный тюльпан – начало отношений, страсть; белый тюльпан – обман и предательство, желтый тюльпан – безответная любовь и расставание. Напомню, что это касается только цвета ТЮЛЬПАНОВ!
Павловопосадский платок «Нежное прикосновение»
Но не только садовые цветы можно встретить в рисунках павловопосадских платков, но и полевые цветы: ромашка, василёк, колокольчик, незабудка. Словно русское поле раскинулось на ткани платка! Полевые цветы придают яркости, красочности и неповторимости, ну, и конечно, придают платкам национальный колорит и Дух России.
Павловопосадский платок «Лужок»
Фотографии платков взяты с сайта «Павловопосадская платочная мануфактура»
Выбирая павловопосадский платок, обратите внимание на внешность:
Брюнеткам с карими глазами прекрасно подойдут платки, на которых изображены голубые и синие георгины, белые ромашки, разбросанные по контрастному полю. Блондинкам к лицу будут розы на тёмном фоне. Рыженьких украсят платки с васильками и фиолетовыми георгинами.
Сегодня павловопосадский платок (или изделие из павловопосадского платка) в сочетании с живым букетов цветов – это незабываемый, уникальный и эффектный подарок дорогой женщине (маме, родственнице), любимой девушке или уважаемой коллеге.
Дарите подарки со смыслом! Храните русские традиции!
С уважением, Ольга Лаврентьева, дизайнер и специалист по работе с мехом и кожей.
www.livemaster.ru
Мастер-класс “Красота павлово-посадских платков”
Разделы:
Технология
Цель:
- Ознакомление с историей и технологией развития производства
павлово-посадских платков и их художественными особенностями. - Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной
Розочки из орнамента павловопосадских платков. - Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.
Ход мастер-класса
Оформление кабинета. Приложение 1.
1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.
2. Всё о павловопосадских платках:
- выступление обучающихся;
- танец с павловопосадскими платками;
- песня «Павловопосадская шаль»;
- показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
- резюме педагога.
3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента
павловопосадских платков:
а) этапы работы.
4. Анализ работы.
1. Приветствие педагога дополнительного образования:
– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем
мастер – классе «Красота павловопосадских платков».
Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов
обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые
занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного
образования детей «Художественная роспись».
Цель занятия:
- Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских
платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного
искусства. - Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной
«Розочки» из орнамента павловопосадских платков. - Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.
Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.
Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности
производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли
ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)
2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города
Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада
– один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались
изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится
центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск
шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный
национальный характер.
Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России
знаменитые павловские платки
– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение
2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых
дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И,
конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей
России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз
не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы
сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном,
золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и
поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!
– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано
павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские
хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.
Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая
многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка
использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.
Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки
Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие
награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям.
Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с
восточными узорами.
– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались
хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного
набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском
Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают
работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна
известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца
1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология
производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с
помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс
изготовления.
– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных
методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских
шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и
особенности композиции.
– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение
3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям,
шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века,
живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется
набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не
только в России, но и во многих странах мира.
– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и
шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и
почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.
Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)
– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы…
В каждой нитке Россия родная живёт!..
Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток!..
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…
Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии
художественной росписи «Палитра»:
– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских
платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка
помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров
нашей страны
– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.
С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке
появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в
ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как
повседневного так и праздничного наряда.
– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду
талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они
создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции
народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов,
вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно
вплетаются в повседневный быт простого народа.
– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские
платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и
восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых
шалей…
– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и
павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и
античные вазы.
Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.
– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на
виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани
рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с
отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.
Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся
музыкально-театральной студии «Куликово болото»
Приложение 4
– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность
женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами
русской природы.
Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:
– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из
старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.
– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах,
иногда даже сложенным на руке, как украшение.
Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают
от холода, сохраняя тепло и здоровье.
– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на
плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение
11)
Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек»
в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной
Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазахКрасив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.
– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин
своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает
настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом
свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят
традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда,
сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом
плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки
носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно
накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.
Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:
– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых
изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор
для фантазии.
– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему
женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают
женскому облику особое очарование. Приложение 6
– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным
растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным
украшением для любого женского гардероба. Приложение 7
– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка
или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно
сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий
загадочно-романтический образ. Приложение 8
– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом
моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах
российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на
плечах.
Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его
непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и
дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал
одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного
народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни
возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам,
так и юным красавицам.
3. Практическая часть
Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами
выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских
платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после
чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся
работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером
12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.
«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём
роспись. Приложение 9
1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами
рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную
бумагу (копирование рисунка).
2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и
поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.
К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый
цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на
рисунке 2 (тонирование).
3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на
рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10
4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2
оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему
добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим
цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри
рисунок 2 (тонирование).
Приложение 13
5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок,
добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3
(тонирование).
6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а)
Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к
тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим
тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание).
Рисунок 4.
7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора
(роспись тычинок). Рисунок 5.
Приложение 12
8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый
и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на
рисунке 5 (роспись бликов).
Вот и завершили цветовое решение.
9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это
делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги,
размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной
стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы).
Рисунок 6.
У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на
свои работы! Приложение 14.
Приложение 15 – Фото мастер-класса.
4. Анализ работы
Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с
историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным
звучанием промысла.
А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике
павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.
Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого
профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную
ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые.
Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет
художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении
мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды,
использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности
выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид
декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную
сферу.
А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.
Русское чаепитие с пирогами и баранками.
15.04.2012
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Павлопосадский платок | Страна Мастеров
А известно ли Вам какой путь они проходят от кисти художника до появления на ткани платка или шали?
В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную, такой способ назывался набивкой или набойкой. Многочисленность композиций и цветовое разнообразие платка основано на виртуозном мастерстве граверов-резчиков, которые изготавливали специальные деревянные формы с рельефными узорами для набивки рисунка, а также искусстве колористов-набойщиков.
Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска – «цвéтка». Учитывая необычайное разнообразие расцветок узоров павлопосадских платков, для набивки одного платка могло быть использовано до нескольких десятков «цвéток». «Манеры» служили для нанесения контуров рисунка платка, их изготовление было более сложным делом – ведь рисунок на древесине сначала нужно было прожечь на определенную глубину, а затем залить свинцом. При набивке форму, покрытую краской, накладывали на натянутую шерстяную или шелковую ткань и ударяли по ней чугунным молотком. Чтобы рисунок на платке был ярче, его дополнительно могли расцвечивать кистью вручную.
И так с каждым платком..
Мастера-набойщики Павлопосадской платочной мануфактуры работали обычно парами, каждый набивал свой угол платка. После набивания каждой краски платок или шаль подсушивали, переворачивали и продолжали набивку. Отдельно набитые детали рисунка составляли в полноценную художественную композицию и, только после этого, набивался контур, который скрывал следы стыковки отдельных элементов. Ручной способ набивки павлопосадских узоров был очень трудоемким и требовал огромной силы, выносливости и внимательности от мастеров-набойщиков, поэтому возникла потребность автоматизации производства платков.
Еще деревянная форма. Будете пробовать вырезать что-то подобное? 🙂
Источники:
stranamasterov.ru