Дымковская игрушка барыня раскраска: Раскраска дымковская барышня шаблон – 76 фото

Глиняная игрушка XIX – XX вв.


Дымковская игрушка. Конец XIX в. – 1930-е годы.


В Сергиево-Посадском музее-заповеднике собрана большая коллекция народной глиняной игрушки: дымковской, каргопольской, городецкой, жбанниковской, филимоновской, орловской, скопинской и др. Можно считать, что это одна из лучших коллекций в России. Много веков и тысячелетий существует на земле гончарство. И, наверное, столько же – глиняная игрушка, своеобразная и в чем-то загадочная область народного творчества. Из глубокой древности в двадцать первый век пронесла она искусство малых пластических форм с декоративной росписью, раскраской, орнаментальными украшениями. Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. Многие лепные и раскрашенные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Игрушками их называли и называют поныне условно, по традиции.


Пожалуй, самой большой известностью пользуются глиняные игрушки из Дымковской слободы под Вяткой (в городе Кирове). Они широко представлены во многих музеях. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Творчество дымковских мастериц уходит своими корнями в глубину веков. Самые старые образцы, которые можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в XIX веке, очень редки. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове.

Барыни и дамы; военные и всадники; барышни и кавалеры, гуляющие и катающиеся в лодке; няньки-кормилицы; водоноски, доярки и наездники; звери и птицы, реальные и сказочные, – таковы многочисленные и разнообразные персонажи дымковских игрушек этого и более позднего времени. В основном, они представляют собой отдельно стоящие фигурки; сравнительно немного было в это время композиций, объединенных общей пластиной-основанием. Самая многочисленная группа – игрушки-свистульки.


В указателе Вятского кустарного отдела, опубликованном в конце 1890-х годов, мы впервые встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чье творчество стало широко известно. Самые ранние игрушки Мезриной, известные по музейным собраниям – дамы, барыни под зонтиками, барыня и кавалер на прогулке, няня с детьми, водоноска. Их отличают тонкослойность глины, изящество и грация поз, несколько сумрачная, но изысканная в цветовых сочетаниях раскраска. Благодаря общему интересу к народной игрушке и трудам Алексея Ивановича Деньшина (1893 – 1948), художника, популяризатора и руководителя дымковского промысла в 1930-х годах, конец 1910-х – 1930-е годы стали временем расцвета творчества и славы Анны Афанасьевны Мезриной.

Художник по образованию, уроженец Вятки, А.И. Деньшин большую часть своей жизни отдал изучению и популяризации дымковской игрушки. Три книги, изданные Деньшиным, его рисунки, воспоминания о дымковских мастерицах, отдельные статьи в журналах и газетах – все это является тем фундаментом, без которого не может обойтись ни один исследователь дымковской игрушки. Сейчас книги А.И. Деньшина являются раритетом. Первое издание вышло в 1917 году в Москве. Своеобразная книжка тиражом всего в триста экземпляров включает рисованный текст и пятьдесят таблиц с изображением игрушек, каждое из которых было раскрашено А.И. Деньшиным от руки по отлитографированному контуру. В 1926 году уже в родной Вятке Деньшин выпускает новое издание своей книги, в котором текст уже не рисованный, а наборный, но рисунки выполнены, как и раньше, от руки. Это издание дополнено и переработано. В нем впервые появляется очерк об Анне Афанасьевне Мезриной. В нем уже совершенно уверенно говорится о глиняной игрушке, как об одной из лучших ветвей народного искусства. Наконец, в 1929 году в Москве выходит новая книга с рисунками А.И. Деньшина и текстом А. В. Бакушинского. Здесь рисунки исполнены уже литографским способом. Непреходящую ценность работ А. И. Деньшина составляют многочисленные факты жизни и творчества дымковских мастериц, основные сюжеты и названия игрушек, которые он старался зафиксировать как можно точнее.


В 1934 году на фабрике гипсовых изделий в Дымкове открыли цех глиняной игрушки. Яркая страница истории дымковской игрушки 1930 – 1940-х годов связана с творчеством Елизаветы Александровны Кошкиной (1871 – 1953) и Елизаветы Ивановны Пенкиной (1882 – 1948). Обе они потомственные мастерицы, но каждая обладала своим творческим почерком. Елизавета Александровна Кошкина, как все дымковские дети, с восьми лет лепила и красила игрушки. Но лишь с 1934 года можно проследить ее творческий путь. У Кошкиной совершенно особая авторская манера, ее игрушки не спутаешь с другими. Устойчивые приемы лепки и росписи, не менявшиеся с 1943 года до конца жизни, были усвоены и ее дочерью, З.Ф. Безденежных, которая также с 1934 года постоянно помогала матери сначала только красить игрушки, а с 1942 года – и лепить. Разнообразием сюжетов Кошкина уступала А.А. Мезриной. В 1937 году упоминается коллекция игрушек Е.А. Кошкиной из сорока разновидностей. Среди них есть традиционные темы и новые композиции, созданные ей самой или перефразированные с работ других мастериц и существовавших образцов. Самыми традиционными сюжетами были барыни, няньки – кормилицы и водоноски. Кошкина создала свой собственный типаж, выражавший своего рода эталон женской красоты. Ее дамы всегда статны, горделивы и величавы. В них есть свой нрав и характер. Женские персонажи у Кошкиной одеты празднично и нарядно. Даже водоноска с ведрами на коромысле в клетчатой юбке, кофте в талию, с серьгами и рядами бус не выглядит буднично. В окраске мастерица чередует яркие пятна – синие, малиновые, желтые, зеленые. Чаще они соединялись по контрасту. Раскраска сочеталась с росписью по белому фону, активному в общем цветовом решении. Юбки и передники, как правило, украшает орнамент из кружков, горошин и колец в самых различных комбинациях размеров и цвета, а иногда это обычная клетка наподобие крестьянской пестряди. Орнамент подчеркивает гладко окрашенные детали.


Младшей современницей Е.А. Кошкиной была Елизавета Ивановна Пенкина. С семи лет она помогала матери, училась делать свистульки: уточек, петушков, гусей, баранов. В молодые годы Пенкина перебрала много профессий, но в 1935 году вновь обратилась к глиняной игрушке. Игрушек Е. И. Пенкиной в музейных собраниях немало. В отличие от работ Е.А. Кошкиной произведения Е.И. Пенкиной не столь однородны. Дореволюционных игрушек ее мы не знаем. Крайние даты известных нам произведений – 1935-1946 годы. Таким образом, творческий путь мастерицы занимает немногим более десятилетия. Почерк Е.И. Пенкиной, вероятно, сложился еще в дореволюционные годы. Но определенную эволюцию ее творчества можно наметить, тем более, что ее работы более всего несут на себе печать времени, поисков нового, а подчас и отступлений от канонов местного искусства. Для ранних работ 1930-х годов Е.И. Пенкиной характерна раскраска с преобладанием темных тонов – темно-зеленой, черной, коричневой, с редким добавлением фуксина и желтого. Фигурки приземисты и коротконоги – это характерная особенность многих работ мастерицы. Поразительно разнообразие деталей в лепке и росписи этих фигур. В каждой из них неистощимая фантазия Е.И. Пенкиной находит новые варианты костюма, рисунка орнамента на платьях, построенного обычно из излюбленных мотивов колец, кругов, овалов.


Игрушки Пенкиной, сделанные, вероятно, с 1938 года, нужно считать особым периодом ее творчества и расценивать как работу в соавторстве с двумя мастерицами – Е.И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л.Н. Никулиной (1906-1961). Екатерина Иосифовна Косс-Деньшина – единственная из числа лауреатов Государственной премии имени И.Е. Репина (1967), кто не принадлежал ни к одной из династий мастеров дымковской игрушки, однако многие из созданных ею образов органично вошли в круг дымковской пластики. В 1930-е годы она начала помогать Е.И. Пенкиной окрашивать игрушки, а с 1936 года, когда зрение старейшей мастерице почти совсем отказало ей, уже сама красила все её изделия.


При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е.А. Кошкина и Е.И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сесты Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е. И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.


В 1943 году на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве коллектив дымковских мастериц – Е.А. Кошкина, Е.И. Пенкина, О.И. Коновалова, Е.И. Косс получил первую премию «За образцы творческих работ». В 1944 году Екатерина Иосифовна Косс принята в члены Союза Художников СССР. Новый этап в творчестве самой Екатерины Иосифовны начинается в 1950-е годы. Больше внимания она уделяет лепке, созданию образов барынь, нянек, водоносок, всадников и других традиционных персонажей.


Как и у Мезриной, игрушки Косс-Деньшиной впечатляют своей пластической завершенностью, они обладают определенными художественными достоинствами и без росписи. Женские фигуры у нее впечатляют также особой статью. В их пластике сочетается условность дымковской лепки с общей анатомической правильностью, скульптурной выразительностью в передаче женского тела, подобно старинным игрушкам XIX века. Игрушки Е.И. Косс-Деньшиной можно узнать без труда. За годы работы в промысле она создала свой оригинальный стиль. Ее работы выделяет особенная точность глаза художницы, умеющей подчеркнуть в образе именно те черты, которые характерны для того или иного персонажа.


При всей разнице авторских манер и понимания местных традиций, Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина оставили большой след в дымковском искусстве. Многое, созданное в ответ на требования времени, осталось в арсенале его выразительных средств: укрупненные размеры, повороты и жесты фигур, некоторые приемы лепки и росписи, новые сюжеты и композиции. Если А.А. Мезрина своим огромным талантом в значительной мере определила развитие всего дымковского искусства, хотя, кроме дочерей, не оставила учеников-наследников, то Е. А. Кошкина и Е. И. Пенкина впервые специально обучали молодежь и стали непосредственным связующим звеном между старой дымковской игрушкой и современными мастерицами. У Е. А. Кошкиной было четыре ученицы, и все связаны с ней родственными узами: ее дочь Зинаида Федоровна Безденежных, сноха – Елизавета Захаровна Кошкина, вторая сноха – Мария Ермиловна Ворожцова, племянница Анисья Николаевна Ворожцова, дочь ее сестры Марии Александровны Ворожцовой, также лепившей игрушки. У Е.И. Пенкиной училось четверо: Екатерина Иосифовна Косс, Зоя Васильевна Пенкина (жена ее брата), племянница Лидия Николаевна Никулина и Тоня Шельпяхова, впоследствии оставившая занятия игрушкой.


Каргопольская игрушка. 1930-е – 1970-е годы.


К самой многочисленной группе среди собрания глиняной игрушки СПМЗ относится коллекция каргопольской игрушки. Её основу составляют работы мастеров из д. Гринево Каргопольского района Архангельской области: Ивана Васильевича и Екатерины Андреевны Дружининых, их однофамильцев Егора Ивановича и Ульяны Егоровны Дружининых с дочерью Любовью, Анастасии Евдокимовны Бархатовой, М. И. Вороновой, Н. Я. Замятиной, А.В. Бабкина – всего 362 предмета, выполненные осенью – зимой 1936 – 37 годов. Каргопольская игрушка, как и некоторые другие игрушечные промыслы (например, вятский), вполне достигла того высокого уровня, когда в изделия мастеров «играют» не только дети, но и умудренные отцы и деды. Она получила название по месту своего возникновения в деревнях близ старинного города Каргополя Архангельской области (бывшая Олонецкая губерния). В 1930-е годы в стране шла работа по восстановлению многих очагов традиционного народного творчества, которая коснулась и Каргополья. В это время открылись широкие возможности для развития творческих индивидуальностей народных мастеров. Таким талантливым самородком, по существу, создавшим каргопольскую игрушку, был в те годы Иван Васильевич Дружинин (1887-1949), потомственный гончар из деревни Гринёво. Его роль для промысла трудно переоценить. Именно благодаря ему и его супруге Екатерине Андреевне (1899-1978), которая расписывала вылепленные мужем формы, нам известна каргопольская игрушка с раскраской, то есть «классическая каргопольская». Именно такими образцами располагают сегодня крупнейшие музеи страны и собрания частных коллекционеров. Работы И.В. и Е.А. Дружининых являются одними из лучших не только в Каргополье, но и в России. Для них характерна монументальная пластика и роспись с тонкой цветовой разработкой орнамента. Как и в игрушках других районов, мы встречаем здесь изображения птиц, коней, оленей, медведей, козлов, баранов, собак; сюда же относятся также некоторые варианты женских фигур.


Игрушка И.В. Дружинина отмечается особым обилием фантастических животных, необычных по экспрессивности образных характеристик. Некоторые сценки довольно сложны по композиции. К примеру, собака, подстерегающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собачками; крестьянин, кормящий утку и т.д. Ни один музей не обладает таким богатым жанровым материалом, необычным по сюжетам и характеру образов. Кровная связь с земледельческой культурой в какой-то степени объясняет и определенную архаичность форм каргопольской игрушки, ее особое место среди народных глиняных игрушек. 

В 1970-е годы самой известной мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Бабкина. Роспись ее игрушек лаконична: у человеческих фигурок белым выкрашены открытые части тела: голова и руки; большими цветовыми пятнами – одежда и уже сверху «нарисован», «писан» узор. Фигуркам животных белила морды, тычком кисти ставила глаза, иным рисовала даже брови, цветную каемочку обводила вокруг рогов, хвоста, ног. На спинах писала узор елочкой, на боках – большие красные круги и косые кресты. В последние годы жизни она работала в основном клеевой темперой и гуашью, значительно реже – акварелью, то есть тем, что присылали и привозили ее многочисленные гости и заказчики.


Городецкая игрушка. 1930-е – 1980-е годы


Городецкий район Нижегородской области широко известен как центр резьбы по дереву. Изготовление глиняных свистулек – «дудок» – из разряда малоизвестных народных промыслов Городецкого района. Самое удивительное то, что здесь это самобытное искусство обнаруживает тесную взаимосвязь с народными росписями по дереву. Очевидно, игрушечный промысел в деревнях Жбанниково, Прокурино, Рыжухино, Роймино, Язвицы, Крутец и других существует с незапамятных времен, как и большинство других народных художественных ремесел, точную дату возникновения которых установить невозможно. Он сопутствовал гончарному производству, которое здесь было развито издавна. Центром изготовления глиняных игрушек традиционно считается деревня Жбанниково, имя которой дало название всему промыслу. В начале 1930-х годов новое лицо жбанниковской свистульке создал молодой мастер Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941). В эти годы его имя уже неотделимо от городецкой глиняной игрушки. Лариона Потатуева в лепке игрушек привлекала возможность создания новых форм, а не повторение старых. Этому поистине народному художнику нравилось быть именно творцом, а не ремесленником. Он старался нешаблонно подходить к форме, всякий раз доводить до совершенства традиционные изображения животных. Например, у потатуевских коньков-свистулек сохраняется характерная форма свистульки, но изящный изгиб крутой шеи и маленькая головка создают совершенно иной силуэт. Несмотря на то, что некоторые фигурки Потатуева несколько увеличены в размерах и тяжеловаты по пропорциям, у них выразительные очертания с подчеркнутой могучей грудью и плавной линией спины, постепенно переходящей в длинный конический свисток. Другая форма коней, поставленных на четыре ноги, – уже, по существу, скульптура. Такие сказочные кони, хранящиеся сейчас в собраниях некоторых музеев, безусловно, являются лучшими творениями Лариона Потатуева. Работая над свистульками, мастер обращался порой к более сложной, чем в традиционных изделиях, расчлененной форме, создавая, например, петушков, или соединяя форму конусообразной свистульки с формой человека.


В 1980-е годы в Жбанникове плодотворно трудился потомственный мастер-игрушечник Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создавал более сложные формы птиц-свистулек, дополняя их рельефными налепными крыльями и веерообразными хвостами.


Особняком на промысле стоит лепная «мелочь» – фигурки птичек размером не более спичечного коробка, которые всегда изготовляли в Городецком районе и продолжают изготовлять сейчас сотнями.


Свистульки-петушков, баранчиков, коров и прочих животных, лепила в 1950 – 1980-е годы одаренная народная мастерица – Прасковья Степановна Тимофеева (1925 г. р.) из деревни Рыжухино. Она редко прибегала к укрупненным формам, в основном делала небольшие игрушки, которые выгодно отличались от других местных фигурок пластичностью и разнообразием.


Сохранились до настоящего времени и приемы украшения городецких свистулек: вылепленные игрушки расставляют тесными рядами на доски и в течение нескольких дней сушат в тени. Затем обжигают, а после обжига расписывают каждую фигурку звонкими эмалевыми красками – в красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий цвета. Все тулово игрушки покрывается сплошь одним цветом. Рога, уши, копытца, конец хвостика – свистка, у птиц – гребешки, серебрятся алюминиевой краской. После этого тычком наносится несколько пятен эмалевой же краской, но другого цвета (красные пятна по желтому фону, молочно-белые по красному и т. д.). Продолжают расписывать игрушки и «под Хохлому».


Филимоновская игрушка. Конец 1950-х – 1970-е годы.


Искусство мастериц из крупного центра глиняной игрушки – деревни Филимоново Одоевского района Тульской области. Филимоновские игрушки второй половины 1950 – 1970-х годов представляют собой типичные народные творения, в которых во всей полноте и чистоте отразились традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русского крестьянства. Впервые наши современники смогли познакомиться с филимоновскими игрушками на выставке русской народной игрушки, состоявшейся в Москве в 1959 году. Высокие барыни в широких юбках колоколом, с осиными талиями и несоразмерно маленькими головками, всадники на причудливых лошадях, похожих на жирафов, фантастические полосатые звери сразу привлекли к себе внимание посетителей. Необычные яркие игрушки, украшенные геометрическими узорами малинового, желтого, синего и зеленого цвета, очень отличались от уже широко известных дымковских барынь, водоносок и всадников. Они стали откровением не только для многих любителей русского искусства, но и для большинства специалистов. В их силуэтах, формах, орнаменте прослеживается тысячелетняя традиция. Они очень похожи на глиняные фигуры X – XI веков, найденные археологами при раскопках в Киеве. Но, пожалуй, больше всего филимоновские игрушки напоминают и по лепке, и по росписи древнегреческую терракотовую скульптуру.


Как правило, изготовление глиняных игрушек неотделимо от гончарного ремесла. Когда стали заниматься гончарством в Филимонове – неизвестно. Есть предание о горшечнике Филимоне, который начал здесь «глиняное дело». Прибыл он сюда по велению жены князя Воротынского – Анастасии, а было это при Иване Грозном. От старика Филимона будто бы и название деревни пошло, и гончарное дело зародилось. Однако, судя по всему, филимоновская игрушка явно связана с более глубокими пластами истории. Безусловный факт, что филимоновский промысел возник на территории бассейна Оки, где в древности обитали племена вятичей. Поэтому можно предположить, что в облике глиняных фигурок из Филимонова закрепились черты племенной магии. Ведь известно, что в далекие времена, практически повсеместно, глиняные фигурки носили культовый характер, а затем они утратили свое религиозное назначение, став любимой детской забавой или украшением жилища.


Немногочисленные образцы старых филимоновских изделий (середина XIX века – начало 1930-х годов), которые есть теперь в собраниях всего нескольких музеев, позволяют судить о том, что период с середины XIX века до конца 20- х годов XX века являлся расцветом для филимоновского промысла. Старые игрушки Филимонова привлекают внимание своеобразной пластикой и блеклой полосатой раскраской в два цвета по фону белой глины. Современная филимоновская игрушка в музеях и частных собраниях представлена, в основном довольно широко, произведениями конца 1950 – 1970-х годов. Игрушки, созданные в 1950-е – 1970-е годы, количественно превосходят редкие образцы рубежа XIX и XX веков. Поэтому на их примере можно полнее представить ассортимент старых изделий. Самые характерные персонажи – барыни, солдаты, всадники и крестьянки, все – несколько увеличенных размеров (более 20 сантиметров, иногда даже 30 – 35). Несмотря на это, в их формах по-прежнему ощущается определенное изящество, плавность, грациозность линий и особая пластичность лепки, обусловленная мягкостью и податливостью глины, а также профессионализмом мастериц, свободно владеющих местными приемами ремесла. Почти все филимоновские игрушки, независимо от сюжета, – свистульки. Образ птицы, любимый и распространенный во всех игрушечных промыслах, многократно и довольно разнообразно повторяется в Филимонове. Здесь существует много вариантов исполнения «уточек», «петушков» и «курочек». До наших дней донесли самобытный художественный стиль филимоновской пластики уроженки деревни, старейшие мастерицы: А.Г. Карпова (1911 – 1992), члены Союза художников СССР: А.Ф. Масленникова (1910 – 1970), А.И. Дербенева (1909 – 1990). Ныне традицию филимоновской игрушки продолжает Е.А. Орлова (внучка А.И. Дербеневой и А. Ф. Масленниковой).


Орловская и Курская игрушки. 1970-е годы.


Ни курские глиняные свистульки, сделанные в 1930-е годы, ни, скажем, игрушки орловских мастериц 1960-х годов, внешним обликом не свидетельствуют о времени своего создания. Несмотря на какие-то новые детали, это исконные символы крестьянского творчества, в которых продолжают воплощаться древние традиции.

Самое раннее упоминание о промысле встречается в газете «Орловские губернские ведомости» за 1866 год: «Горшечное производство в… Плешково Ливенского уезда»; в «Указателе промыслов по Орловской губернии» за 1880 год сказано: «Промысел давний». В сюжетном отношении творчество плешковцев не отличается особым многообразием. Фигурки, вылепленные обеими мастерицами, представляют собой излюбленные крестьянские персонажи – барыни, всадники, коровы, петухи.


Игрушки выглядят так архаично, словно перед тобой не изделия XX века, а древние археологические находки. Манера их исполнения несколько грубовата, формы – округлые, мягкие, с нечетким, как бы оплывшим, контуром. При единстве стиля, мастерицы подходят к созданию образов по-разному. Свистульки О.Д. Малютиной – небольшие по размеру, у А.М. Иваниловой они крупнее и ассортимент их разнообразнее. Любимые персонажи Малютиной – кони и барыни. Иванилова, кроме коней и барынь, лепит собак, коров и баранов. Ее фигуры, хотя и грубоваты, но обладают особой выразительностью, позволяющей узнать руку этой мастерицы.


  


Воронежские и курские фигурки, исполненные в 1970-е годы, по своей крестьянской сути близки к свистулькам из села Кожля Курской области, которые продолжали там лепить в 1970-е годы сестры Ульяна Ивановна Ковкина и Ольга Ивановна Дериглазова и мастерица Валентина Венедиктовна Ковкина.


По рассказам старожилов, свистульки изготавливали в Кожле с незапамятных времен, делали их многие, поэтому на местных воскресных базарах и ярмарках (их было пять в году) продать игрушки было трудно. Излюбленные цвета курских мастериц – самые активные: синий, красный, желтый, зеленый. Из красных оттенков особым предпочтением пользуется малиновый. Независимо от времени создания, все эти игрушки по существу своего изобразительного языка относятся к характерным крестьянским произведениям, которые обычно называют «крестьянским примитивом». 


Скопинская игрушка. Конец XIX века; 2003 г.


Заслуженную славу и известность городу Скопину, расположенному на юге Рязанской области, на левом берегу реки Верды, принесли оригинальные декоративные керамические сосуды, известные со второй половины XIX века и представляющие главное направление деятельности современного скопинского промысла. Игрушка Скопина представлена, в основном, выразительными фигурками животных, среди которых больше всего медведей и всадников – «солдат». Реже встречаются композиции на подставочках, очевидно, предназначенные скорее для украшения комодов, чем для игры детей. Дореволюционные скопинские изделия в коллекциях музеев, в том числе игрушка, имеют общую датировку, как предметы второй половины (или конца) XIX- начала XX веков. Лепили их из местной высококачественной беложгущейся глины и, подобно посуде, покрывали разноцветными блестящими поливами: зеленой, желтой, темно- коричневой. Ноги и хвост-свисток сохраняли цвет глины (белый, с розоватым оттенком) – иначе при обжиге могли закупориться помещенные здесь отверстия для свиста. В таком облике скопинские игрушки сохранились до наших дней и такими мы привыкли их воспринимать.


Начало комплектования коллекции Скопинской игрушки в Сергиево-Посадском музее было положено в 1937 году, когда в связи с организацией на территории Лавры Музея Народных художественных ремесел (МНХР) были переданы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея несколько десятков глиняных игрушек, в том числе скопинские.


Основные персонажи, включающие домашних животных и птиц, медведя, всадников и барынь, типичны для любой народной игрушки. Но в Скопине, как и повсюду, сложились чисто местные приемы компоновки фигурок, их лепки, декоративного оформления. Скопинская игрушка своеобразна и оригинальна, их не спутаешь с другими.


Изготовление игрушек стало по настоящему возрождаться только на современном этапе развития промысла (с конца 1980-х годов). Во время экспедиции в октябре 2003 года, Сергиево-Посадским музеем-заповедником приобретено у современных скопинских мастериц И. А. Якушкиной и Т.А. Киселевой несколько работ, выполненных по образцу старинных изделий. Особенно хороши дымчато-серые задымленные птицы. Мастерицы также пробуют украшать игрушки обваркой, применяя разные составы (мука, молоко, квас, и даже пиво), чтобы варьировать цвет (от светло-бежевого до красно-коричневого).

Древние образы в современном народном искусстве. Дымковская игрушка

Похожие презентации:

Увековечение имени А. С. Пушкина в названиях городов, улиц, площадей, скверов

Наурыз Праздник

Русская культура во второй половине XIX века

British traditions and customs

Массовая культура

Русская национальная кухня

Традиции Узбекистана

Культура и искусство в 20-30-е гг. XX века. (11 класс)

Ренессанс. Эпоха возрождения

Культура и традиции Казахстана

Древние образы в современных
народных игрушках.
Дымковская игрушка
1
Особенности народных
глиняных игрушек
Дымковская
игрушка
Происхождение
Материал,
Форма
Орнамент
Цветовая гамма
Дополнительная
информация
2
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка «родилась» в Кирове.
Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково,
куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России.
Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела,
которые на новом месте развернули активную деятельность по производству
игрушек.
3
Дымковская игрушка
Традиционные образы дымковских игрушек — барыня, домашние животные,
индюк. Все они выполнены в ярких цветах, призывающих показать радость
жизни. Коллекционеры ценят фигурки, при помощи которых можно создавать
определенные сюжетные композиции.
4
Дымковская игрушка
Самые популярные образы:
Индюк — красочный, словно
павлин, с характерной бородкой.
Размеры могут быть разными:
от
крошечных
5
см
до
внушительных 40 см.
5
Дымковская игрушка
Самые популярные образы:
Барыня — это и изысканная городская
дама, и традиционная барышня в
кокошнике. Рядом с ней могут быть дети.
6
Дымковская игрушка
Самые популярные образы:
Барашек — фигурки этого
животного могут быть с разным
размером рогов. Отличительной
чертой является их позолота.
Барашки бывают обычными или же
в нарядных потешных одеждах.
7
Дымковская игрушка
Самые популярные образы:
Лошадка — традиционное
изображение животного в яркоголубых тонах или же «в яблочко».
8
Дымковская игрушка
Самые популярные образы:
Мужские образы в дымковской игрушке обыгрываются чаще всего в виде
всадника на коне, гуляющего городского или деревенского «кавалера».
Популярны фигурки свинок, птичек, колокольчиков.
9
Дымковская игрушка
Процесс создания дымковской
игрушки состоит из двух этапов:
формирование фигурки и ее раскраска.
Для создания фигурки используется
глина и речной песок. По правилам, это
должна быть вятская красная глина.
Каждая деталь игрушки создается
отдельно: из шарообразного комка
глины формируется тело, на которое
«собираются» остальные части (ножки,
ручки, голова, аксессуары и
т. д.). Все детали должны скрепляться с
плавными переходами.
10
Дымковская игрушка
Готовый образ сушиться на открытом воздухе несколько суток. Затем
обжигается на огне. Раньше для этого использовали русскую печь. Сегодня —
муфельную, где температура достигает 1000С. Когда заготовка остывает, ее
отбеливают темперными красками. Наши предки для этой цели использовали
молоко. Для росписи используются только чистые цвета без смешивания. В
старину для этого брали естественные красители на основе яиц, молока, сажи,
уксуса, темперы. Сегодня есть готовые акриловые краски. Главное
требование: яркость и естественность.
11
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ радости, жизненной силы. Орнаменты,
которые на ней изображены — это гладкая роспись в сочетании с
геометрическими узорами. Цвета подобраны по принципу контрастности и
выгодного подчеркивания друг друга. Хвосты птиц, рога животных, детали
гардероба людей покрываются медной поталью (в старину для этого брали
тонкие листы сусального золота).
Традиционные цвета дымковской игрушки: синий, красный, желтый,
изумрудный, голубой, зеленый, оранжевый. Белая и черная краска
используются в минимальном количестве для придания акцента на
отдельных участках.
Каждый цвет, который задействован в дымковской игрушке, имеет свое
значение: белый — символизирует чистоту; черный — ложь; зеленый —
природу; красный — силу, здоровье; синий — небо.
12
Дымковская игрушка
Давние мастера разводили краски на яичном желтке. Рецепты хранились в
секрете. Раскраска велась в строгой последовательности:
волосы;
глаза и брови;
рот и щеки;
головной убор;
орнаменты на одежде.
13
Дымковская игрушка
Узоры в дымковской игрушке тесно связаны с оберегами, символикой
природы. Есть солнечные и лунные знаки как символ зарождения жизни;
ромбы — как знак плодородия; волны — как знак неба и влаги.
Окончательным штрихом в росписи было нанесение сусального золота.
Сегодня дымковская игрушка продолжает свое развитие. Появляются новые
технологии, рождаются свежие идеи. Но традиции производства остаются
неизменными.
14
Дымковская игрушка
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!)
Использованные источники:
1. https://schci.ru/dymkovskaya_igrushka.html
2. https://yandex.ru/images/search?p=2&text=дымковская%20игрушка&lr=27555
15

English    
Русский
Правила

: Изобразительное искусство :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр

Красочные дымковские фигурки, в том числе свистульки, представляют собой самые известные и одни из древнейших глиняных промыслов России.

Название этих своеобразных игрушек происходит от слободы Дымково, ныне района города Вятки (Кирова). Оно появилось из любви к гончарной традиции вятских земель в древности. По мнению многих исследователей, появление дымковской глиняной игрушки было связано с обрядовым весенним праздником Свистопляски (т. Чтобы принять участие в празднике, нужен был глиняный свисток, чтобы издавать звуки, и раскрашенный глиняный шар, чтобы бросать друг другу.

Свистульки изготавливались в виде различных тотемных животных, таких как медведь, коза, овца, олень, но на самом деле были довольно простыми, выполняя скорее магическую, чем декоративную функцию. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистульек, можно заметить некоторую иронию, с которой мастера их конструировали. Так, медведь-свистун мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а коза могла быть в забавных штанах. Такие глиняные свистульки делали исключительно женщины и девушки, готовившиеся к празднику заранее.

В 19 веке праздник превратился в шумную ярмарку, обязательно со свистом. Магический смысл праздника был утерян. Свистульки остались и приобрели более причудливые декоративные черты. Если раньше главным сюжетом были животные, то в 19 веке появились игрушки, изображавшие наряженных женщин с младенцами, или корзины с пирогами, или корзины с ведрами, сидящие на скамейках или в лодках. Позже дымковские мастера игрушки перешли к городским сюжетам, с щегольскими дамами, горожанами, офицерами, торговками и скоморохи (бродячие менестрели-клоуны).

Что бы ни изображала дымковская игрушка, она всегда отличается неповторимым витиеватым колоритом. Очень жизнерадостно смотрятся на белом фоне темно- и светло-голубой, зеленый, желтый, оранжевый и малиновый цвета. Может быть до десяти цветов вместе. Орнамент всегда достаточно простой, с клетками, полосами, кружками, точками, ромбиками, зигзагами в различных сочетаниях. Однако эти простые геометрические узоры несут определенную информацию. Так, например, синяя волнистая линия обозначает воду, перекрещивающиеся полосы обозначают бордюр, а круг со звездой посередине символизирует Солнце или другие небесные тела.

Способ изготовления дымковских игрушек тоже кажется достаточно простым: игрушка лепится вручную из местной красной глины, смешанной с речным песком. Свистульки протыкаются специальной палочкой. Фигурка сделана по частям. Отдельные детали скрепляются жидкой глиной, стыки заглаживаются мокрой тряпкой. Игрушку сушат и запекают, а затем белят мелом, разведенным в молоке. После этого красится.

Каждая дымковская игрушка изготовлена ​​вручную и уникальна, существует в единственном экземпляре. Каждый мастер вносит свою манеру и колорит. Дымковский игрушечный промысел до сих пор не имеет серийного производства, что отличает его от других народных художественных промыслов.

В настоящее время российская культура переживает тенденции, сходные с западными, этнические мотивы становятся неотъемлемой частью творчества скульпторов, художников, дизайнеров и модельеров. Есть надежда, что дымковская игрушка не будет забыта, а, наоборот, будет развиваться, переосмысливаться и осмысливаться на новом уровне. Уходящий корнями в древнее языческое мировоззрение, он может служить неисчерпаемым источником вдохновения для творческого человека.

Сегодня попробовать сделать дымковскую игрушку может любой желающий, будь то ребенок или взрослый. Главное, что вам нужно, это глина и фантазия. В противном случае яркая свистулька, привезенная из России, может стать потрясающим сувениром и подарком.

Купить русские сувениры

 

Источники :
традиции.ру
ruschudo.ru
samoffar.ru

Народные глиняные игрушки из России

Многодетная мать Дымковская кукла, 1960-70-е, Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, Москва

Один из самых милых сувениров, которые можно привезти домой из России, — керамическая народная игрушка. Их много, но самые живые и самые тополиные игрушки из Вятки. Их называют дымковскими игрушками, потому что изначально они производились в селе Дымково Слобода. Дымковской игрушке почти пятьсот лет. Статуэтки традиционно изготавливались женщинами и детьми, работающими вместе в семейных группах, разделяя работу в соответствии с навыками, необходимыми для каждого шага. Каждый человек специализировался на определенной части тела или аксессуарах. Все части соединялись между собой, швы затирались влажной тряпкой или мокрым пальцем, после чего фигурки откладывались сушиться на несколько дней.

После окрашивания фигурки обжигали на открытом огне, а затем помещали в раствор молока и меловой крошки, чтобы сделать ровную белую основу для краски. Краски были шести цветов: синего, желтого, зеленого, оранжевого, малинового и черного. Иногда также включались оттенки и смеси голубого, розового и коричневого цветов. Роспись представляла собой геометрический орнамент из кругов, клеток и точек разных цветов и размеров.
Большинство фигурок женщин, мужчин, детей и животных отражали деревенскую жизнь. Массивные, абстрактные и несколько гротескные формы игрушек подчеркивались рюшами, воротниками-фонариками и другими деталями. Сначала они были игрушками, но позже стали забавными предметами коллекционирования и давали возможность крестьянам, которые их делали, получать дополнительный доход.

В конце 19 века ремесло пришло в упадок, так как дымковские игрушки были вытеснены с рынка фабричными лепными гипсовыми статуэтками, имитировавшими фарфоровые изделия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *