карандашом, красками, из мультика «Ледниковый период», из сказки о Царе Салтане, в дупле на дереве, с орехом, по клеткам в тетради, 3Д белка, маска белки
Содержание
Маленькая рыжая белочка — персонаж, которого часто можно встретить в сказках и мультфильмах. Неудивительно, что дети, которые занимаются изобразительным искусством, выбирают белку героиней своих картин. Часто в этом процессе им помогают родители. Но не все знают, как нарисовать белку поэтапно для детей.
Пошаговые уроки помогут нарисовать не только простые, но и сложные изображения белки.
Как нарисовать белку поэтапно для детей
При помощи простой техники можно легко нарисовать белку поэтапно, даже если ребенок не знает, как нужно рисовать.
Этот урок специально разработан учителями рисования для детей:
- Карандашом на альбомном листе нарисовать два овала — верхний должен быть в два раза меньше, чем нижний. Верхний овал можно нарисовать под наклоном на бок. Это будет голова будущей белочки.
- С левой стороны, начиная с нижней части большого овала нарисовать пышный хвостик, ушко с маленькой кисточкой,глазик и левую лапку.
- От середины второго овала нарисовать полукруг — это разделение для ножек белочки.
- Нарисовать пару ножек и шапочку от желудя.
- Нарисовать второе ушко, носик и ротик. Дорисовать желудь, который белочка крепко держит обеими лапками.
- Нарисовать в глазках с ресничками по маленькому овалу и закрасить все, кроме него, черным цветом.
- Разукрасить белочку по желанию. Это может быть, например, рыжевато-оранжевый цвет.
Простой рисунок для маленьких детей
Простой, описанный далее рисунок, легко нарисует ребенок, который только осваивает навыки рисования:
- Сверху листа, где будет располагаться рисунок, нарисовать большой круг. Можно нарисовать от руки или воспользоваться циркулем.
- От низа круга нарисовать кривую линию до нижней трети круга. Внизу линии нарисовать 2 кружка — один внутри другого. Это носик белочки.
- Пририсовать к кривой линии 2 круга — среднего и маленького размеров. На нижнем круге среднего размера нарисовать с правой стороны пышный хвост. На маленьком круге, между большим и средним, нарисовать верхнюю лапку.
- Разделить большой круг кривой линией. Слева, прямо с краю левой части круга, нарисовать один глаз овальной формы, а посередине второй части круга — второй. Сверху круга дорисовать ушки с острым концом.
- На нижнем круге нарисовать продолговатую дугу — это нижняя лапка белочки.
- Стереть лишние штрихи от карандаша.
- Техникой вертикальной штриховки пририсовать мех. Дорисовать реснички, бровки, усики, два выпирающих зубика.
- Нарисовать веточку с листочками под нижней лапкой белочки.
- Разукрасить белочку цветными карандашами, фломастером или красками.
Рисунок белочки для детей для срисовывания
Есть еще одна, более сложная техника, разработанная для детей и начинающих художников, которые не знают, как нарисовать белку поэтапно:
- На середине листа нарисовать 1 круг и один большой овал и соединить их средним овалом.
- На верхнем круге нарисовать две перекрестные линии. С краев горизонтальной линии нарисовать крупные миндалевидные глазки. Снизу вертикальной линии у края кружка пририсовать носик, который затем нужно будет закрасить черным цветом. Сверху круга нарисовать ушки.
- Дальше рисуем крупный пышный хвост, который начинается с низа от крупного овала.
- На среднем круге дорисовать лапки. Для того чтобы они выглядели естественно, нарисовать их в изогнутой форме.
- На большом овале рисуем полукруг. Это разделение для ножек. Нарисовать ножки, также изогнуто, как и лапки.
- Стереть лишние линии, нарисованные карандашом. Дорисовать белочке пушистые реснички, брови и усики от носика.
- Нарисовать на левой лапке 4 ноготка, а на правой — 3.
- Методом вертикальной штриховки нарисовать мех белочки.
- Раскрасить белочку по своему желанию.
Как нарисовать белку из мультика «Ледниковый период»
Смешная белка из “Ледникового периода” сразу покорила сердца зрителей. Поклонники мультфильма, которые занимаются изобразительным искусством, наверняка пытались не раз ее нарисовать. Представленная техника поможет легко изобразить любимый персонаж на открытке или любой другой поверхности.
Так как белка из мультфильма постоянно гонится за орехом, то и на рассматриваемом рисунке персонаж будет со своим любимым лакомством.
Поэтапная инструкция рисования веселой белки:
- Циркулем основу рисунка — круг. Затем крупные круглые глаза со зрачками и длинную, необычную для белки, морду. К мордочке пририсовать нижнюю челюсть, зубы и нос.
- У белки в мультфильме острые зубы. Для того чтобы отметить это, нужно закрасить область между зубами. Пририсовать зверьку небольшие острые ушки.
- Под мордочкой нарисовать крупный жёлудь. Для этого следует нарисовать кривые, которые показывают поверхность объекта. Нарисовать шапку и заполнить её крупными по возможности кружочками. Стоит обратить внимание на размер, так как большие элементы приближают объект к зрителю, а маленькие, наоборот, отдаляют.
- Нарисовать верхние лапки, которые обнимают жёлудь, а затем лапы и хвост.
- Стереть ненужные линии и раскрасить рисунок как в мультфильме.
Рисуем белку из сказки о Царе Салтане
Часто детям задают нарисовать иллюстрацию к пройденному произведению. Нарисовать сказочный персонаж белку с поэтапной инструкцией для детей будет не только интересно, но и полезно. Белочка из сказки о царе Салтане ожила благодаря советским мультипликаторам.
Пошаговый урок поможет воспроизвести белочку, которая сидит в хрустальном замке:
- При помощи линейки нужно нарисовать домик — прямоугольник с треугольником наверху. Затем добавить по прямоугольнику с левого края рисунка.
- Спереди и сбоку пририсовать колонны.
- Разделить домик на три секции. На верхней будет сидеть белка. На второй будет вход в замок в форме арки и от арки спуск в виде детской горки. Для этого от арки необходимо нарисовать косой прямоугольник, длина которого выходит за пределы домика.
- Нарисовать на верхней секции силуэт белочки — туловище в форме овала, голова в форме кружочка, ушки кисточкой и пышный хвостик.
- Стереть 2 линию, которая находится под аркой. Украсить замок узорами.
Как нарисовать белку в дупле на дереве
Чтобы нарисовать белочку, сидящей около дупла, можно воспользоваться простой техникой и дорисовать часть дерева с окружностью. А можно применить более сложную схему. Для этого рисунка нужно разделить альбомный лист на 4 части.
Чтобы красиво нарисовать белку, необходимо придерживаться поэтапной инструкции.
Инструкция:
- В правом прямоугольнике в левом углу нарисовать неполный овал — голову будущей белочки.
- Нарисовать ушки, глазик, ротик и носик, который затем нужно закрасить черным цветом.
- В нижнем правом прямоугольнике нарисовать верхнюю лапку в продолговатой форме.
- Нарисовать кривую линию, которая проходит через левые верхний и нижний прямоугольники. Это спинка белочки.
- Нарисовать под верхней лапкой дугу — разделение для ножек.
- Соединить дугу и кривую, изображающую спинку плавной линией, дорисовав в конце нижнюю лапку.
- Рисуем крупный пышный хвост.
- Дорисовать верхнюю лапку и вставить в лапки гриб или желудь.
- Дорисовать нижнюю лапку.
- Раскрасить рисунок по желанию.
Поэтапно нарисовать белочку с орехом
Если ребенок освоил навыки рисования животного в простых техниках, то можно перейти к реалистичному изображению зверька:
- Для начала следует нарисовать туловище зверька в грушевидной форме. Наверху “груши” нарисовать голову белочки с носиком.
- Дорисовать два прижатых друг к другу ушка, верхние и нижние лапки и большой, пышный хвост. Для создания реалистичной картинки весь силуэт белочки необходимо завершить вертикальными штрихами.
- Отметить на туловище разделения для верхних и нижних лапок, нарисовать маленькие черные глазки и носик.
- Пририсовать небольшой орешек в лапках.
- Раскрасить рисунок по желанию.
Белка по клеткам в тетради
Дети, которые уже знакомы с цифрами и бегло считают, могут рисовать по клеточкам. Графический диктант поможет развить мелкую моторику рук, внимание и логику и закрепить навыки счета.
Диктант — рисование лучше начинать снизу рисунка и постепенно переходить наверх.
Диктовать нужно так:
- Отступить одну клетку слева.
- Нарисовать черту длиной в 5 клеток.
- 1 клетка вверх.
- 3 клетки вправо.
- ….
С детьми старше 9-10 лет можно попробовать выполнить схемы посложнее.
Как нарисовать белку 3Д
youtube.com/embed/yrBGXGYQVgU?wmode=transparent&rel=0&feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>
В последнее время все большую популярность среди художников набирают рисунки с эффектом 3Д. Этот эффект достигается за счёт необычной техники рисования, а в некоторых случаях, вырезания отдельных элементов рисунка и складывания.
Представленный видеоурок и пошаговая инструкция позволят легко овладеть искусством трехмерной графики:
- Для начала необходимо нарисовать кусок льда с застрявшим внутри желудем. Белочка Скратти пытается её вытащить. Рисовать старайтесь лёгкими движениями, без надавливания на карандаш.
- Повторно обвести силуэт, дорисовать зрачки и острые зубы.
- Закрасить вертикальными штрихами весь рисунок, а затем слегка пройтись резинкой для равномерности цвета.
- Затем затемнить спинку белки, правую сторону хвоста, низ орешка. Прорисовать тень белки от куска льда до хвоста.
- Используя тонкие ножницы, вырезать лишнюю бумагу вокруг мордочки и хвоста. Сложить лист пополам. Поставить рисунок на нижнюю часть.
Рисуем маску белки поэтапно
Маска №1
Маска № 2 шаблон-основа
Шаблон — мордочка и ушки
Готовая маска
Детям нравится примерять на себя различные маски. Одной из них может стать маска белочки. Рассмотренные техники помогут легко и быстро создать маску для детей. Это также просто как нарисовать белку в альбоме.
Для поэтапной работы понадобятся:
- лист белой бумаги;
- лист оранжевого картона;
- цветная картинка с мордочкой белочки;
- клей;
- ножницы;
- скрепки;
- резинка (но можно обойтись и без нее).
Ход работы:
- От листа бумаги отрезать 2 одинаковые полосы шириной 4 см.
- Сложить листы друг на друга и обернуть вокруг головы и закрепить скрепкой.
- Обрезать лишний конец, оставив 3-4 см бумаги после скрепки.
- Приклеить картинку к оранжевому картону и вырезать мордочку по контуру.
- Аккуратно приклеить мордочку к ободку и склеить края ободка. Маска готова.
Для более сложной модели маски понадобятся:
- 2 шаблона маски — основа и ушки с мордочкой;
- цветной картон разных цветов;
- ножницы;
- простой карандаш;
- клей;
- метровая резинка.
Ход работы:
- Вырезать необходимые элементы с шаблона. Обвести мордочку с ушками на белой бумаге, а основу на оранжевой. Вырезать их.
- Аккуратно вырезать два больших отверстия для глаз и два маленьких для резинки на оранжевой основе.
- Отмерить резинку от уха до уха и отрезать, прибавив к необходимой длине 5 см.
- Продеть и закрепить резинку в необходимые отверстия.
- Приклеить мордочку и ушки, чтобы скрыть отверстия от резинки.
- Чёрным фломастером или гуашью нарисовать носик. Маска готова.
Сложный и реалистичный пример белки
Поэтапная инструкция:
Опытные художники могут переходить к более сложным и детальным рисункам белки:
- Используя твердый карандаш, следует нарисовать контур белочки.
- Методом вертикальной штриховки прорисовать ушки и мех на хвосте. Там, где хвост соприкасается со спинкой, нужно сильно затемнить штрихи.
- Используя мягкий карандаш, затемнить уши, область вокруг глаз, лапы и хвост. Повторно затемнить место, где хвост соприкасается со спинкой. Этим же карандашом затемнить землю, вокруг белки.
- Методом штриховки, используя твёрдый карандаш, нанести основной тон. Штрихи должны быть короткими и почти незаметными.
Представленные уроки не только показывают, как нарисовать белку поэтапно для детей, но и мотивируют начинающих художников двигаться к новым вершинам изобразительного искусства от простого к сложному.
Видео: как нарисовать белку
Как нарисовать белку, поэтапный видео-урок:
youtube.com/embed/e_qyMNv_ghE?wmode=transparent&rel=0&feature=oembed” frameborder=”0″ allow=”accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture” allowfullscreen=””>
Как нарисовать белку из «Ледникового периода», смотрите в видео-ролике:
Как нарисовать милую белку карандашами, фломастерами и не только
30 января 2021
Ликбез
Сделай сам
12 способов, с которыми справится даже начинающий художник.
Как нарисовать мультяшную белку карандашом или фломастером
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Что понадобится
- Бумага;
- фломастер или карандаш.
Как рисовать
Проведите дугу, как на этой картинке:
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
В нижнем конце дуги нарисуйте нос, похожий на ромб с закруглёнными краями. От носа продолжите линию слегка вниз и уведите её вправо. Это голова зверька. Дополните её нижней челюстью, проведя внизу волнистую черту.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Возле правой границы верхней дуги нарисуйте заострённое ухо. Добавьте внутри три штриха, сходящиеся к одной точке.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Изобразите глаз белки — овал с маленьким круглым бликом внутри. Нарисуйте правое ухо. Его край виднеется из‑за головы над глазом и напоминает треугольник.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Закрасьте глаз, оставляя блик белым. Придайте глазу миндалевидные очертания, пусть он сужается к уголкам. Добавьте возле рта белки пару точек. Ниже головы проведите дугу — верхний контур лапки.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Под дугой схематично нарисуйте три пальца и от них проведите дугообразную линию вверх и вправо, дорисовывая лапку. На конце зигзагом изобразите шерсть.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Зигзагообразной линией от нижней челюсти вниз нарисуйте мохнатую грудь белки. Справа, под передней лапой, добавьте полукруг. Это согнутая задняя лапа.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Двумя дугами дорисуйте голову и туловище.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Добавьте ступни, с тремя пальцами на каждой.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Из‑под задней лапы вверх проведите изогнутую линию хвоста. Закрутите её на конце спиралью.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Дорисуйте верхнюю границу хвоста. Сделайте его широким и длинным, чтобы ваша белочка получилась красивой.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
Дайте зверю в лапку жёлудь. Для этого сначала изобразите его шляпку и черешок.
Кадр: Simple Kids Drawing / YouTube
А потом дорисуйте ту его часть, которая виднеется за лапками.
Весь ход работы вы можете увидеть здесь:
Какие ещё есть варианты
Попробуйте нарисовать белку, сидящую на пеньке:
youtube.com/embed/zBlp9hSakPY” frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>
Вот ещё одна сидящая белочка:
А вот зверёк, стоящий на задних лапах:
Как нарисовать белку из «Ледникового периода» цветными карандашами
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Что понадобится
- Бумага;
- чёрный линер или карандаш;
- цветные карандаши.
Как рисовать
Нарисуйте линером или чёрным карандашом две маленьких окружности на одном уровне и короткий штрих между ними. Это заготовки для глаз.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Добавьте зигзагообразными линиями мех между окружностями и перемычкой. В центре одного из глаз нарисуйте круг, а внутри него — ещё один, зрачок. Закрасьте последний, оставив небольшой белый блик.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Повторите то же с другим глазом. Нарисуйте под глазами мех.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
От меха под глазами проведите вниз линии мордочки, соедините их плавным закруглением. Внутри нарисуйте овальный нос.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
В его центре изобразите двумя линиями волну. Закрасьте весь нос, кроме этой фигуры.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Зигзагообразными движениями добавьте шерсть на щёки. Она начинается от середины мордочки и доходит до боковых частей обоих глаз.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Такими же слегка зигзагообразными контурами изобразите шерсть на груди зверька. Она должна быть длиннее мордочки.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Проведите линии вниз от щёк и закончите их на уровне середины груди. Продолжите черту слева, рисуя бедро с зигзагами шерсти. Дуга заканчивается чуть ниже контура груди и переходит в наклонную линию ступни с тремя пальцами на конце. Внутренняя сторона бедра рисуется почти параллельно линии груди.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Нарисуйте левую заднюю лапу белки. Она тоже состоит из дуги бедра, ступни с тремя пальцами и внутренней линии бедра. Эта лапа чуть меньше первой по размеру.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Нарисуйте зажатый между пальцами левой ноги жёлудь. Начните с хвостика, вокруг него изобразите овальную шляпку, а под ней полумесяцем — сам жёлудь с маленьким штрихом на кончике.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
От глаз белки вверх проведите четыре линии, как показано на рисунке. Это передние лапы.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Нарисуйте произвольную ветку, где белка будет висеть. Лапы слегка расширяются возле дерева, образуя ладошки. Над верхней линией ветки маленькими овалами изобразите по три пальца.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Между задними лапами нарисуйте большой, пушистый, изогнутый хвост. Некоторые его части может быть не видно за беличьими ногами.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Неравномерно покрасьте туловище, лапы и щёки белки жёлтым карандашом.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Оранжевым затонируйте мордочку и ступни. Добавьте штрихи такого же цвета на бока, бёдра и передние лапы. Слегка прорисуйте края щёк и обведите контуры вокруг зрачков.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Хвост раскрасьте серым, но не равномерно, а чередуя серые и белые полосы. Делайте короткие, мягкие, параллельные штрихи, чтобы имитировать фактуру шерсти.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Положите серым карандашом тени на бока, щёки и вокруг глаз. Красно‑коричневым цветом добавьте тени на боковые поверхности мордочки, под глаза и на бока. Делая короткие штрихи, нарисуйте полоски более тёмной шерсти на задних и передних лапах белки.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Добавьте несколько коричневых чёрточек вокруг зрачков. Закрасьте ветку, на которой висит белка, тёмно‑коричневым или чёрным цветом.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Чередуя оранжевый и светло‑зелёный, придайте нужные оттенки жёлудю.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Дополните цвет плода светло‑жёлтым поверх остальных цветов. Тёмно‑красным нарисуйте на нём тени и сетку на шляпке.
Кадр: Рисуем Просто / YouTube
Посмотрите видео, если что‑то осталось непонятным:
Какие ещё есть варианты
Белка из «Ледникового периода», стоящая на задних лапах:
Как нарисовать реалистичную белку цветными карандашами
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Что понадобится
- Бумага;
- простой карандаш;
- ластик;
- цветные карандаши.
Как рисовать
Тонкими линиями наметьте верхние очертания головы. Сначала проведите небольшую дугу. Чуть правее её середины нарисуйте торчащее заострённое ухо, а у правого конца — второе, примерно втрое шире первого. Вдоль левого края уха проведите закруглённую линию.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Наметьте идущую вправо и вниз от левого уха линию загривка. Обозначьте волнистой чертой нижнюю часть мордочки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Мордочка плавно переходит в грудь. В середине между спиной и грудью начните рисовать лапку, уведите её влево и закончите тремя пальчиками. Не нужно чётко прорисовывать детали. Это только набросок, который вы потом закрасите цветными карандашами.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Нарисуйте спину зверька. Она слегка изгибается влево там, где расположена передняя лапа, а потом так же немного — в противоположную сторону.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Нарисуйте контур живота. Белка должна получиться довольно округлой. Наметьте кончики задних лап.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Под передней лапой проведите дугу, которая закругляется влево и резко уходит вниз и вправо. Справа от неё проведите ещё одну плавную линию, переходящую в контур спины, как на картинке, — это согнутая в колене задняя лапа.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Несколькими штрихами набросайте, где будет хвост.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Начиная от передней лапы, проведите вниз линию древесного ствола. Выпустите её и вверх — между ушами белки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Граница ствола слева упирается белке в спину там, где заканчивается передняя лапа. Наметьте ветки дерева над хвостом и головой зверька.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Под хвостом и задними лапками обозначьте ветку, на которой белка сидит. Добавьте пару ростков слева от ствола.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Сотрите слишком яркие карандашные контуры и переходите к рисунку в цвете. Обведите белку светло‑коричневым карандашом. У живота и на кончиках ушей обозначьте штрихами шёрстку.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Нарисуйте глаз, расположенный примерно на одинаковом расстоянии от обоих ушей. Он представляет собой две окружности, вписанные одна в другую. Вторую слегка заштрихуйте внутри, обозначая контур зрачка. На острие мордочки обозначьте нос. Продолжайте закрашивать тело белки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Неплотно затонируйте светло‑коричневым карандашом верх головы, переднюю и заднюю лапы, спину. Проведите линию спины и лёгкими длинными штрихами слева направо начните рисовать шерсть хвоста.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Более тёмным, красно‑коричневым карандашом проведите изгиб хвоста более чётко и добавьте новые штрихи. Также слегка пройдитесь этим цветом по лапам и спине белки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Добавьте на лапы и спину оранжевых штрихов. Прорисуйте этим цветом шёрстку, которая виднеется сбоку от беличьего живота.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Серым карандашом наметьте тень на животе белки. Этим же цветом подведите нос, добавьте тёмный штрих в середине уха и закрасьте зрачок, оставляя белые блики. На зрачок и кончик носа можно добавить немного чёрного цвета.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Насыщенным коричневым прорисуйте детали: обведите ухо и внешний контур глаза, рот белки и коготки. Добавьте дополнительные штрихи в хвост, а на мордочку — точки, из которых будут расти усы.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Тёмно‑красным карандашом подчеркните рот белки. Слегка пройдитесь этим цветом по шёрстке и хвосту, а затем там же — тёмно‑серым. Чем больше оттенков, тем интереснее выглядит рисунок. Остро заточенным чёрным карандашом нарисуйте торчащие в разные стороны усы.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Если где‑то получились резкие переходы, смягчите их светло‑коричневым карандашом. Для этого удобно сфотографировать рисунок на телефон: на экране вы увидите то, чего не заметили на бумаге.
Серым обведите контур дерева. Наметьте тени: сильно на карандаш не давите, линии должны быть мягкими.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
В нижней части ствола рваными штрихами обозначьте рельеф коры, на этот раз сильно нажимая на карандаш.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Сделайте такие же штрихи в верхней части ствола. Прорисуйте ветку. Внизу она в тени, поэтому нижний контур будет шире и темнее, чем верхний.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Схематично зелёным карандашом обозначьте увивающий дерево плющ. Нарисуйте одну торчащую веточку над хвостом белки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Добавьте растущие слева из ствола зелёные побеги на красно‑коричневых стебельках.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Более чётко прорисуйте рельеф и тени на дереве. Добавьте тень под веткой, на которой сидит белка.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Дорисуйте ещё одну ветку позади белки.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Придайте новой ветке шершавости, закрашивая её неравномерными серыми штрихами. В зелень на стволе дерева добавьте немного жёлтого цвета.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Можно добавить жёлтого и в зелень около новой ветки. Проверьте рисунок ещё раз. Добавьте зелени разных оттенков, а также жёлтых бликов и серых теней везде, где они, на ваш взгляд, нужны.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Можно сделать композицию более гармоничной и изобразить ещё одну ветку слева, как показано на рисунке.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Не забудьте этот новый элемент тоже украсить зелёными листьями.
Кадр: Trupti’s Art Gallery / YouTube
Если у вас есть белый карандаш, то добавьте на шёрстку финальные штрихи. Все подробности — в видео:
Какие ещё есть варианты
Попробуйте нарисовать карандашами такую белку с орешком:
Как нарисовать реалистичную белку с орехами фломастерами
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Что понадобится
- Бумага;
- карандаш;
- ластик;
- чёрный линер;
- белая гелевая ручка;
- цветные маркеры.
Как рисовать
Проведите на бумаге линию под наклоном примерно 45 градусов из левого нижнего в правый верхний угол. Используя её как ось симметрии, нарисуйте овал.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Разместите поверх получившегося тела голову с небольшим нахлёстом. Её контуры слегка расширяются книзу.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Чуть изогнутой линией, идущей от головы к телу, наметьте очертания груди.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Из середины овала‑туловища проведите вправо полукруглую линию задней лапы. Под ней нарисуйте две закруглённые ступни.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
От уровня плеча белки проведите две слегка сходящиеся наклонные линии до ступней, это правая передняя лапа. Закончите её небольшой ступнёй. Нарисуйте левую переднюю лапу от уровня груди зверька.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Наметьте контур широкого хвоста, изогнутого влево.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Изобразите глаза белки. Они находятся на средней линии головы и расставлены широко по бокам. Ниже наметьте нос и рот. Уточните контур головы, добавив выступающие щёки.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Уши сделайте довольно длинными. Внутри каждого проведите прямую линию, показывая складку.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Вокруг белки изобразите рассыпанные орехи разного размера. На самых крупных нарисуйте поясок в месте, где соединяются скорлупки.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Обведите рисунок линером. Хвост, уши и грудь оформляйте не сплошной линией, а прерывистыми вертикальными штрихами, имитируя фактуру шерсти. Сотрите ластиком все карандашные наброски.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Закрасьте почти всю фигуру белки светло‑коричневым маркером, оставляя белыми часть мордочки, грудь, живот, внутренние части лапок и пространство вокруг глаз.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Более тёмным коричневым цветом проработайте затенённые места: уши, лоб, складки шеи, лап, заднюю часть белки и хвост. Поверх последнего делайте короткие тонкие штрихи, чтобы показать шерсть.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Белые места закрасьте светло‑серым.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Более тёмным оттенком серого прорисуйте на этих участках тени — на шее белки, на животе и под мышкой.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Тёмно‑коричневым нанесите тени внутри ушей и на их кончиках, под носом и ртом. Обозначьте пальцы на лапках. Проработайте штрихующими движениями хвост.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Тёмно‑серым закрасьте глаза, дополните чёрточками этого цвета кончики ушей и шерсть хвоста. Добавьте серой окраски задней части тела белки и середине хвоста. По контуру последнего пройдитесь светло‑серым, чтобы смягчить границу.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
На тело добавьте оранжевый цвет — шерсть станет рыжей.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Если хотите сделать шубку зверька ещё колоритнее, добавьте на затенённые участки ярко‑розового.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Поверх розового нужно ещё раз затонировать шерсть тонким слоем оранжевого.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Светло‑коричневым закрасьте крупные орехи, оставляя на них белые пятна сверху справа.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Заполните бежевым цветом эти блики и верхушку фундука. Коричневым проведите по диаметральным линиям на крупных орехах.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Продольными чертами проработайте скорлупу грецких орехов и тени на ней от остальных. Тёмно‑коричневым закрасьте мелкие орешки, оставляя белые блики.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Сделайте блики светло‑коричневыми. Фундук неравномерно закрасьте коричневым и затонируйте рыжим.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Добавьте тёмно‑серые тени, падающие от белки и орехов. Прорисуйте линером мелкие детали: усы зверя, торчащую шерсть на ушах, отдельные волоски на спине.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Белой гелевой ручкой или карандашом добавьте блики в глазах белочки и на орехах, волоски в хвосте и на мордочке.
Кадр: Volha Sakovich / YouTube
Если остались вопросы, посмотрите это видео:
Как нарисовать мультяшную белку красками
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Что понадобится
- Бумага;
- гуашь;
- кисти;
- палитра;
- стакан с водой.
Как рисовать
Смешайте синюю краску с белой, чтобы получить голубой, или воспользуйтесь готовой краской этого цвета. Покройте ею ¾ листа. Оставшуюся часть закрасьте коричневым — это ствол дерева.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Протяните от дерева линию влево. Кисточкой формы «ласточкин хвост» или двумя обычными, скреплёнными вместе, проведите по стволу растушёванные жёлтые линии.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Красно‑коричневой краской нарисуйте над веткой чуть сужающийся вверх и влево овал и закрасьте его. Не нужно делать это равномерно, вы ещё вернётесь к этой части рисунка. Изобразите ещё один овал, примыкающий к узкому участку первого. Это будет голова белки.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Сформируйте плавный переход от головы к телу. Нарисуйте зауженную книзу мордочку. Лёгкими штрихами тонкой кисточкой наметьте заострённые уши с торчащей шерстью.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Изобразите хвост белки. Он лежит вдоль спины, примерно повторяя её контур.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Между туловищем и веткой изобразите заднюю лапу: короткое широкое бедро и длинная тонкая ступня. Добавьте переднюю конечность. По толщине она примерно такая же, как ступня. Используйте оранжевый цвет, чтобы части тела не сливались: сделайте несколько штрихов вдоль хвоста, выделите лапы.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Между левой верхней лапой и головой добавьте правую. Она должна быть темнее первой, так как находится в тени. Наметьте толстую часть ветки, но не прорисовывайте пока детали.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Добавьте в коричневую краску немного чёрной и нарисуйте ветку. Доведите её до края бумаги и закрасьте. Если вы нечаянно попадёте на ногу белки, ничего страшного. Просто подождите, пока краска высохнет, и поверх дорисуйте лапу заново.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Тем же цветом, какой использовали для ветки, изобразите неровности древесины на стволе. Добавьте в оттенок белой краски и сделайте несколько штрихов поверх ветки. Возьмите охру, смешайте с жёлтым и проведите ещё несколько линий по ветке и стволу. Этим же цветом высветлите мордочку и хвост. Чтобы лучше показать структуру меха, работайте полусухой кистью.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Добавьте немного белой краски к смеси охры и жёлтого и нарисуйте лёгкими штрихами светлую шёрстку на шее, груди и животе белки. Выделите светлый кончик левого уха.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Нарисуйте тёмно‑коричневым пальцы на всех лапах. Этим же цветом обозначьте более тёмную шерсть на спине, под хвостом и на ушах. Добавьте пару тёмных и светлых штрихов на заднюю лапу, чтобы ступня не сливалась с веткой.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Нарисуйте круглый чёрный глаз. Дождитесь, пока краска высохнет, и обведите его охрой с добавлением белил. В центре поставьте белую точку. Изобразите круглый чёрный или тёмно‑коричневый нос. Добавьте светлых бликов на верхние части передних лап, спинку и щёки.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Кисточкой формы «ласточкин хвост» или двумя обычными, скреплёнными вместе, нарисуйте торчащую из‑за веток зелень. Не берите много краски, инструменты должны быть полусухими.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Добавьте другой оттенок зелени, темнее или светлее предыдущего. Поверх пройдитесь буквально несколькими штрихами жёлтой краской.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Нарисуйте в стволе тёмно‑коричневое дупло и обведите его охрой пополам с белилами.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Когда краска высохнет, добавьте в дупло несколько светлых и тёмных штрихов. Нарисуйте под лапками белки крупный орех тем же коричневым цветом, что и дупло.
Кадр: Артмимишки Ира Рудницкая / YouTube
Охрой и чёрным добавьте на орех точки.
Все подробности показаны в этом видео:
Какие ещё есть варианты
Волшебная белка с украшенным хвостом:
И пушистая акварельная белка:
youtube.com/embed/ITkjutpaDzs” frameborder=”0″ allowfullscreen=”allowfullscreen”>
Читайте также 🎨🐶🦄🦔
- 5 способов нарисовать сказочных единорогов
- 29 способов нарисовать оленя, с которыми справится даже не художник
- Как нарисовать снегиря фломастерами, карандашами или красками
- Как нарисовать собаку тем, кто вообще не художник
- 19 способов нарисовать ёжика пастелью, красками и не только
“Все забудется, и время закончится.
..”
«Царь Берендей — это портрет Николая Андреевича [Римского-Корсакова]».
Из письма Анны Врубель Надежде Забеле-Врубель. 29 июля 1909 г.*г.
* Из письма Анны Врубель Надежде Забеле-Врубель. 29 июля 1909 г.*
Композитор Николай Римский-Корсаков (1844-1908) и художник Михаил Врубель (1856-1910) были одними из величайших русских художников Серебряного века. Однако они принадлежали к разным поколениям — вся деятельность Врубеля укладывалась в этот исключительный период русской культурной жизни, тогда как Римский-Корсаков начал писать музыку еще в 1860-х годах. Тем не менее, композитор достиг своего расцвета и создал свое лучшее произведение именно в ту эпоху, в конце 19 века.го до начала 20 века.
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царь Берендей . 1898-1899
Майолика, рельеф, многоцветная роспись. 46 × 34 × 16 см. © Музей-заповедник «Абрамцево»
Так же, как и его друзья композиторы Модест Мусоргский и Владимир Стасов, Римский-Корсаков лично знал многих известных русских художников; в отличие от своих друзей, Римский-Корсаков не особо интересовался их искусством. Так, Римский-Корсаков познакомился с Василием Верещагиным, ставшим впоследствии известным военным художником, когда они оба учились в Морском кадетском корпусе. Илья Репин завоевал любовь Римского-Корсакова как человек представительный и прекрасный собеседник (знаменитый 189 Репин).3 портрет Римского-Корсакова сейчас находится в Русском музее в Санкт-Петербурге). В дальнейшем Римский-Корсаков ценил творчество Виктора Васнецова и позировал Валентину Серову, создавшему два прекрасных портрета композитора маслом и рисунком. И все же Врубель был единственным художником, с которым Римский-Корсаков завязал художественную связь. Врубель оформил декорации к нескольким оперным постановкам Римского-Корсакова в Русской частной опере Саввы Мамонтова, а жена Врубеля Надежда Забела исполнила почти все партии лирического сопрано в операх Римского-Корсакова, в том числе главные партии в «Снегурочке», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Царская невеста», «Богородица Вера Шелога» и «Кащей Бессмертный». Она также выступила в «Майской ночи», «Псковитянке» и сокращенной концертной версии «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а также спела в концертах многие романтические песни композитора. Неподражаемый голос Забелы вдохновлял Римского-Корсакова на создание множества новых музыкальных образов.
Надежда Забела-Врубель в роли Волховой в опере Римского-Корсакова «Садко». 1900
Фото: А. Пацетти. Надпись на фото: «Из глубины морской и души моей, на память дорогому Николаю Андреевичу Римскому-Корсу. Княгиня Волхова Надежда Забела. 21 апреля 1898 года»
Врубель видел в музыке всепоглощающую силу природы, а не развлечение или источник наслаждения. Ведь не случайно ключевым сюжетом его творчества стала опера Антона Рубинштейна «Демон», которую молодой художник увидел на сцене в Киеве. Не столько музыка Рубинштейна или игра Иоакима Тартакова, по многим отзывам выдающаяся, в главной роли оставили такой след во Врубеле, но сюжет и образы этой хорошо принятой оперы.
Музыкальный вкус Врубеля был весьма утонченным: он преклонялся перед Римским-Корсаковым, был равнодушен к Чайковскому, любил Глинку, обожал Вагнера, особенно «Тристана и Изольду» и «Кольцо Нибелунга». Жена Врубеля, профессиональная оперная певица, была поражена правдивостью и точностью комментариев, которые он делал, когда она репетировала новые арии, а также его необычайной способностью запоминать ноты и фактически исполнять партитуры нескольких любимых опер с начала. до конца. А потом были последние счастливые минуты в конце жизни, когда художник, слепой и полубессознательный, слушал тихое пение жены.
Врубель искренне любил музыку Римского-Корсакова, и тому подтверждением является тот факт, что он посетил около 90 спектаклей «Садко». Когда Забела, прекрасно исполнившая партию Морской царевны, спросила мужа, не надоела ли ему эта музыка, Врубель сказал ей, что всегда рад слушать прекрасные мелодии моря. Наименее любимой из опер Римского-Корсакова была «Царская невеста», хотя именно голос Забелы вдохновил композитора при написании произведения, а роль главной героини предназначалась именно ей. Не восторженное отношение Врубеля к «Царской невесте» может быть связано с тем, что действие происходит в реальной жизни, в основе которой лежат человеческие страсти. Врубеля тянуло в другой мир; по его собственным словам, «искусство делает все возможное, чтобы создать воображаемый, иллюзорный мир, в котором обитает человеческая душа, и возвысить ее над тривиальным и обыденным своими возвышенными образами».[1] Примечательно, что эти слова из письмо художника к сестре перекликается с собственным убеждением Римского-Корсакова в том, что только «необыкновенное» может лежать в основе хорошего оперного сюжета: «только действительно невероятное и необыкновенное может быть передано необыкновенными средствами». .”[2]
Впервые Врубель встретился с Римским-Корсаковым на рубеже 20-го века, в 1898 году, но влияние композитора на его творчество, вероятно, началось гораздо раньше, возможно, в 1884 году. Именно тогда Врубель создал серию рисунков для Римского-Корсакова. Тональная поэма Корсакова «Садко» после посещения спектакля в Императорской Академии художеств. В 1898 году Врубель написал композитору, что он приписывает «доброму влиянию» последнего его решение «всецело посвятить свое искусство русской сказке»[3]. В результате Врубель написал своего «Пана» (189).9), который был гораздо больше похож на славянского Лешего, лесного духа и сородича персонажей «Снегурочки».
Врубель определял музыку Римского-Корсакова как, главное, «музыку, написанную человеком цельным, а не человеком, находящимся в конфликте с абстрактными представлениями регламентированного, раздробленного и бледного Запада».[4]
Кто бы мог подумать, что Врубель, «неисправимый декадент» в глазах публики и даже Владимир Стасов разделял бы эстетику с Римским-Корсаковым, главой русской национальной музыкальной школы и, по распространенному мнению, «традиционалистом»? Что общего было у создателя «Садко» с создателем «Демона»?
Римский-Корсаков характеризовал свое художественное мировоззрение как «осознание Вселенной».[5] Прежде всего, он сосредоточил свое внимание на самых величественных ее проявлениях (небо, Солнце, звезды и моря), а также на самых важных событиях в жизни человека, таких как рождение, любовь и смерть. Когда композитор говорил об искусстве, его любимыми словами были «созерцание», «художественное размышление», «высшая ясность»; говоря о музыке, он употреблял такие термины, как «звуковое созерцание» и «музыкальная пластика». По воле случая сохранились случайные заметки Римского-Корсакова об эстетике; вот вступительная фраза: искусство есть «созерцательное занятие», где предметом созерцания является «жизнь человеческого духа и природы, раскрывающаяся в их взаимных влияниях»[6]. Со всеми ними согласился бы Врубель, и его Свидетельство тому — собственные слова в письме 1885 года Василию Савинскому из Венеции: «Столько красоты в России! А знаете, что лежит в основе этой красоты? Это форма, которую природа создала навсегда. Она не имеет сертификата международной эстетики, но, тем не менее, бесценна, потому что это сосуд для души, который откроется тебе одному и расскажет о твоей [душе]»[7]. не постеснялся использовать следующее изречение Римского-Корсакова для характеристики своего искусства: «Понятие красоты чрезвычайно сложно». [8]
Основанные на мифологических сюжетах и сказках оперы Римского-Корсакова явно разделяли художественный «пульс» «русских» полотен Врубеля. Действительно, прекрасные декорации и костюмы Васнецова к «Снегурочке» в основном подходили к оперным сказочным и народно-парадным пассажам, а все остальное в музыке, особенно в финальной сцене, когда тает Снегурочка, больше созвучно врубелевскому. таинственные образы, будь то «Царевна-Лебедь» Римского-Корсакова и «Царевна-Лебедь» Врубеля или 33 богатыря из «Сказки о царе Салтане» и «Богатыря» Врубеля.
На рубеже ХХ веков у Римского-Корсакова было много друзей и связей в различных кругах московского общества. Он был связан с Частной русской оперой и Большим театром, дружил со своим любимым дирижером Василием Сафоновым, который был директором Московской консерватории, композитором и педагогом Сергеем Танеевым и многими другими. Тем не менее, глубокая личная связь Римского-Корсакова с семьей Врубелей была для него особенно значимой.
Естественно, композитор ценил и уважал талантливых артистов, исполнявших его музыку. Однако он, конечно же, не ценил «новые обработки», «интерпретации» или «версии» своих произведений, любое вмешательство в его партитуру или попытки некоторых певцов «декламировать» по ней или переигрывать. Он возмущался дирижерами, вроде очень популярного Артура Никиша, которые самовольно меняли темп музыки и так далее. Композитор даже неоднозначно отнесся к Федору Шаляпину — насколько он ценил масштаб таланта певца, Римский-Корсаков считал, что были случаи, когда одно присутствие Шаляпина на сцене мешало выступлению, отвлекая публику от музыки.
Римский-Корсаков часто говорил, что он был бы рад, если бы его назвали лирическим композитором, и огорчил бы, если бы его назвали драматическим.[9] Например, он пытался остудить энтузиазм своих друзей по поводу только что вышедшего «драматического» «Моцарта и Сальери», уговаривая их еще раз послушать «лирическую» «Царскую невесту». Для Римского-Корсакова и голос Надежды Забелы, и сценическое мастерство олицетворяли лирическую стихию в искусстве, поэтому естественно, что он выделил именно ее. Они регулярно общались на репетициях и во время спектаклей, в театре и на концертах. Римский-Корсаков также был частым гостем в московской резиденции, которую Забела делила с Врубелем, и приглашал их в свой дом в Санкт-Петербурге, что давало композитору много шансов увидеть художника. Кроме того, Врубель работал художником-постановщиком всех опер Римского-Корсакова в Мамонтовском театре и Частной Русской опере, начиная с «Садко» и заканчивая «Кащей Бессмертный». Художник создал множество произведений в различных техниках, в том числе картины, рисунки и скульптуры, в основу которых легли сюжеты опер Римского-Корсакова.
Композитор не считал себя знатоком изобразительного искусства и поэтому воздерживался от публичного высказывания своего мнения. Исключением был Врубель: Римский-Корсаков чувствовал, что творческая связь артиста и певицы неразрывна, и осознавал, сколь многое в пении Забелы обязано влиянию ее гениального мужа. Римскому-Корсакову явно нравилось общество исключительно образованного Врубеля, и он не мог не чувствовать благодарности, когда художник выражал свое восхищение творчеством композитора, что Врубель делал и в разговоре, и в письме.
Врубели воздали Римскому-Корсакову заслуженное уважение к его творчеству, что, как ни странно, случалось с ним не так часто, хотя публика в подавляющем большинстве восхищалась его музыкой и отмечала вехи его жизни пышными мероприятиями. Естественно, многие из близких композитора дорожили его музыкой, но старые и верные друзья (такие, как Владимир Стасов и Семен Кругликов) и даже некоторые более молодые, включая биографа композитора Василия Ястребцева, до сих пор толком до конца не понимали – порой выходя так что же до отбрасывания – какую музыку сочинял Римский-Корсаков. Истинное, философски глубокое понимание и соразмерная оценка, а лучше сказать, обожание его музыки исходили от Владимира Бельского, писавшего либретто к поздним операм Римского-Корсакова, может быть, от некоторых других молодых людей и от Врубелей.
Забела и Врубель вместе с Бельским были не просто друзьями Римского-Корсакова: они стали соратниками и союзниками. Они мотивировали его творчество – Бельский непосредственно, как его либреттист, а Забела и Врубель косвенно, своим прекрасным голосом и своими костюмами и сценографиями. В целом Римского-Корсакова не привлекало новаторское искусство движения «Мир искусства»; тем не менее, «Богатырь» Врубеля произвел на него большое впечатление, хотя Сергей Дягилев изначально отказался показывать картину. Рядом со своим письменным столом Римский-Корсаков хранил подарок Частной русской оперы — юбилейную открытку, украшенную его портретом Врубеля, на котором художник изобразил композитора в образе античного барда. Не раз Врубель создавал скульптуры легендарного русского барда Бояна, очень похожего на Римского-Корсакова, о чем Забела упоминает в своих воспоминаниях. Композитор всегда был благодарен, когда Врубель работал над декорациями к своим операм, хотя публика не всегда была в восторге от них.
Когда Врубель серьезно заболел, Римский-Корсаков помог Забеле получить место в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Он лично обратился в правление Императорских театров, умолял влиятельных знакомых и смог добиться прослушивания, которое прошло успешно: Забела присоединилась к труппе. Однако до триумфа было далеко. В Мариинском Забеле доставались второстепенные роли, такие как Сирин в «Сказании о невидимом граде Китеже и деве Февронии», и в основном она выступала с концертами. Забела также часто появлялась на регулярных музыкальных вечерах, которые Римский-Корсаков устраивал у себя дома, где исполняла его музыку и музыку его учеников Николая Черепнина, Михаила Гнесина, Максимилиана Штейнберга и Александра Спендиарова, а также многих других московских музыкантов. , включая Сергея Рахманинова, который был поклонником таланта Забелы. Благодаря этим занятиям Забела разработала новый камерный репертуар и первой исполнила партию Февронии, когда «Сказание о невидимом граде Китеже» исполнялось в домашней обстановке. Монолог Февронии из первого акта оперы Забела также включила в свои концертные выступления. Можно с уверенностью предположить, что Римский-Корсаков вдохновлялся голосом Забелы, когда писал музыку к вокально и драматургически сложной партии Февронии, хотя было очевидно, что Забела не сможет спеть ее на большой имперской сцене, где она премьера.
Находясь в больнице, на последней стадии болезни, Врубель писал образы, перекликающиеся с таинственными, «мистическими» сценами из «Сказания о невидимом граде Китеже», погружением города в озеро Светлояр, пением Сирина и Алконоста. вход Февронии в невидимый град, и преображение Китежа в финале оперы: «Все забудется, и кончится время…»
- Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков, Врубель: Переписка; Вспоминая художника [Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике], (Москва, 1976), с. 95. (ниже: Врубель )
- Н. А. Римский-Корсаков, Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка, . Собрание сочинений: литературное творчество и переписка. 134.
- «Письмо Николаю Римскому-Корсакову» 8 мая 1898 г., [«Письмо Н.А. Римскому-Корсакову от 8 мая 1898 г.»] в: Врубель , с. 88.
- Там же. 57.
- Н.А.Римского-Корсакова, Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка, (т. II), с. 63-64.
- Там же. 62.
- Врубеля, с. 5.
- Там же. 64.
- Примером может служить его письмо к Михаилу Врубелю от 5 ноября 1898 г.: «Уверяю вас, что я думаю о музыке как о лирическом искусстве в своей основе, и если бы меня назвали лирическим [композитором], это сделало бы меня гордым, но если бы Меня называют драматическим композитором, я бы немного обиделся», в: Врубеля, с. 102.
Иллюстрации
Партитура оперы «Садко» с автографом Римского-Корсакова, картина II.
Национальный музей имени Глинки Консорциум музыкальной культуры, Москва
Надежда Забела-Врубель в роли Марфы в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Общество оперных певцов Российской частной оперы, Москва. 1899 г. Фото: В. Чеховский
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Афиша к опере Римского-Корсакова «Садко». Русская частная опера Мамонтова, Москва. 1897
Опера «Сказка о царе Салтане». Сцена из второго акта. 1900
Царевна-лебедь: Надежда Забела-Врубель, Гвидон: Антон Секар-Рожанский, Милитриса: Елена Цветкова. На переднем плане дирижер Михаил Ипполитов-Иванов. Фото.
© Театральный музей Бахрушина, Москва
Плакат к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Общество оперных певцов Российской частной оперы, Москва. 1900
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царь Салтан. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Премьера оперы, дирижёр Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёр Михаил Лентовский. Общество оперных певцов Российской частной оперы, Москва. 1900
Карандаш графитный, акварель, бронзовая краска на картоне, на картоне. 19,4 × 9,6 см
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Царь Салтан. Эскиз костюма к опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» .
Премьера оперы, дирижёр Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёр Михаил Лентовский. Общество оперных певцов Российской частной оперы. Москва, 1900. Графитный карандаш, акварель, бронзовая краска на картоне, наклеенном на картон. 19 × 6 см
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Принц Гвидон. Эскиз костюма (для Антона Секар-Рожанского) .
Опера Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Премьера оперы, дирижёр Михаил Ипполитов-Иванов, режиссёр Михаил Лентовский. Общество оперных певцов Российской частной оперы. Москва, 1900 г. Графитный карандаш, акварель, бронзовая краска на картоне, наклеенном на картон. 19.4 × 9,6 см
© Театр-музей имени Бахрушина, Москва
Михаил ВРУБЕЛЬ. Терем (Палата). Эскиз декорации к опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста»
Общество оперных певцов Российской частной оперы. 1899. Бумага, карандаш, акварель. 16,5 × 25 см
© Музей-заповедник «Абрамцево»
Михаил ВРУБЕЛЬ. Улица в Александровской Слободе Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова «Царская невеста»
Акт II. Премьера оперы, режиссер Василий Шкафер, дирижер Михаил Ипполитов-Иванов. Общество оперных певцов Российской частной оперы. Москва, 1899. Картон, акварель, белила, графитный карандаш. 33 × 45,1 см
© Театральный музей имени Бахрушина, Москва
Материалы Президентской библиотеки в центре внимания «певец русской жизни» Иван Билибин
16 августа 2019 г. исполнилось 143 года со дня рождения Ивана Билибина (1876–1942), художника, бывшего мастер национальной формы в искусстве, открывший мир русских сказок нескольким поколениям детей. В театре он оформил знаменитый балет «Жар-птица в Париже» на музыку Стравинского. Создал эскизы костюмов и декораций к операм А. П. Бородина «Князь Игорь» и Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Он ярко заявил о себе на сценах Египта, Франции, Чехословакии. Но самые высокие его достижения принадлежат книжной графике.
Иван Яковлевич родился в Тарховке под Сестрорецком в семье военного врача. Будущий толкователь русского фольклора с детства был окружен преимущественно прагматичными юристами, математиками и учеными. Иван успешно окончил полный курс права в Санкт-Петербургском государственном университете. Однако он понимал, что его настоящее призвание лежит совсем в другой области. Еще учась в старших классах Петербургской 1-й гимназии, Билибин брал уроки у известных художников, впоследствии шесть лет был учеником Ильи Репина.
Он не боялся быть забавным. За неделю до смерти, ожидая в блокадном Ленинграде 1942 года, профессор Академии художеств прочитал своим друзьям, полным веры в завтрашний день, веселую оду.
Кстати, основной массив материалов для календаря Президентской библиотеки предоставил Ивангородский музей – филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Музейное агентство». В доме, где он расположен, когда-то жила семья Билибиных. Будучи большим эстетом и знатоком культуры, Иван Яковлевич наполнил свой родовой дом в Ивангороде предметами искусства: живописью, гобеленами, фарфором и прочим антиквариатом; переданная городу коллекция семьи Билибиных положила начало музейной экспозиции. Коллекция музея насчитывает более 100 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства самого Билибина и его жены-художницы. Не так давно его экспозицию пополнили акварели тончайшей билибинской разработки из цикла «Крымские пейзажи».
Выставка произведений В. М. Васнецова в залах Академии художеств (1898 г.) произвела большое впечатление на Билибина.
В 1899 году Билибин посетил деревню Егны Весьегонского уезда Тверской губернии и открыл для себя непроходимые дремучие леса, настоящее «берендейское царство». Здесь он впервые создает иллюстрации в знаменитом впоследствии билибинском стиле к своей первой книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке». В 1902, 1903 и 1904 годах Билибин побывал в Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерниях, куда по заданию этнографического отдела Музея Александра III изучал деревянное зодчество. Он впервые видит Кижский деревянный ансамбль и восхищается им, о чем напишет, вернувшись к упомянутой выше статье «Народное творчество Русского Севера» («Мир искусства», 1904, № 11).
На портале Президентской библиотеки представлены наиболее известные его произведения из цикла, состоящего из шести сказок, в том числе «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: его книги похожи на расписные шкатулки, которые можно долго рассматривать; есть не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные элементы, орнаменты, сложные шрифты с завитушками…
В электронных фондах Президентской библиотеки есть и другие издания, выпущенные Билибиным, в том числе действительно уникальные книги. К последним относится «Запись и иллюстрированный сборник Дома Романовых», подготовленный в честь празднования 300-летия династии. Сегодня это издание признано шедевром типографского искусства: страницы сборника украшают цветные заставки, концовки, цветная фотоцинкография. Не менее ценны для ценителей такие раритеты, как выполненные при участии Билибина: «Онежские былины, записанные А. Князьков» и другие редкие издания.
Национально-романтическое течение в живописи захватило его как сторонника и продолжателя «контурной линии», которая затем была насыщена тончайшими акварелями — они стали визитной карточкой художника.
«Пряничные» композиции Билибина пронизаны лукавой иронией, идущей из популярного паба, а его политическая карикатура воспринимается совсем иначе. Придерживаясь антимонархических, близких к либеральным убеждений, художник охотно сотрудничал с сатирическими журналами «Жупел» и «Адский пост» — ровесниками первой русской революции 1905. Его политические гротески были беспощадны к существующей системе. Однако вскоре после революции, которой он поначалу симпатизировал, Билибин покинул Россию. Жил и работал в Каире, Праге, Париже…
Художник породил многочисленных подражателей – так называемый балласт билибинского стиля, как называл его сам художник. Однако историческое значение этого стиля неоспоримо. Критики определяют его как «дисциплинирующий».