Настольно-печатные и дидактические игры по побучению дошкольников ПДД, | Методическая разработка по окружающему миру по теме:
Настольно-печатные и дидактические игры.
«Найди одинаковые предметы»
Материал: картинки с изображениями предметов (легковых, грузовых машин, светофоров, домов). Ход игрового упражнения: Ребенку предлагается среди нескольких предметов найти два одинаковых.
Усложнение: ребенку предлагается найти предмет (машинку, дом, светофор) по силуэтному изображению.
«Найди отличия»
Материал: картинки с изображением улицы города, отличающиеся друг от друга деталями. Ход игрового упражнения: Ребенку предлагается внимательно посмотреть на две картинки и рассказать, чем они отличаются.
«Раскрась предметы»
Материал: таблицы с изображениями домов, грузовиков.
Ход игрового упражнения: Ребенку предлагают рассмотреть таблицу и рассказать, как он раскрасит дома (грузовики).
«Заштрихуй дома»
Материал: таблица с изображениями домов, заштрихованных разным способом.
Ход игрового упражнения: Ребенку предлагается рассмотреть дома и определить, как должны быть заштрихованы оставшиеся дома.
«Довези машину до гаража»
Материал: рисунок.
Ход игрового упражнения: Ребенку предлагается последовательно соединить цифры от 1 до 9 и найти несколько путей к гаражу.
«Помоги водителям довезти машины до гаражей» Материал: план-схема улицы города.
Ход игрового упражнения: Ребенку предлагается рассмотреть план-схему улицы и рассказать, как должна доехать машина до гаража (наметить путь).
Нарисуй недостающие части грузовику»
Материал: рисунки грузовиков, цветные карандаши или фломастеры.
Ход игры: Детям раздаются рисунки грузовиков, на которых грузовику не хватает какой-то важной детали (части). Дети рассматривают внимательно картинку и дорисовывают грузовику недостающую часть (кузов, кабину, колеса, руль и т. д.)
«Какие предметы спрятаны в рисунке?»
Материал: рисунок, на котором нарисовано несколько видов транспорта вперемешку (их силуэтное изображение).
Ход игрового упражнения: Ребенку показывается рисунок, в котором «спрятаны» несколько видов транспорта. Ребенок должен определить и назвать, какой транспорт « спрятался» в рисунке.
«Запомни транспорт»
Материал: 10 картинок с изображением транспорта.
Ход игрового упражнения: Ребенку предлагают 10 картинок с изображением транспорта. Дают рассмотреть эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки которые ему удалось запомнить.
«Чего не стало?»
Материал: 4-5 и более игрушечных машин.
Ход игрового упражнения: Перед ребенком на 1 минуту выставляется 4-5 игрушек, изображающих транспорт. Затем просят ребенка отвернуться и убирают одну игрушку. Повернувшись, ребенок должен сказать, какой игрушки не стало. Число игрушек постепенно увеличивается.
«Что изменилось?»
Материал: 4-5 и более игрушечных машин.
Ход игрового упражнения: Перед ребенком выставляются игрушки. Он их внимательно рассматривает. Далее ребенку предлагают отвернуться и меняют игрушки местами. Повернувшись, ребенок должен сказать, что изменилось и расставить игрушки по своим местам.
«Кто скорее соберет?»
(самодельная)
Материал: картинки с изображением транспорта.
Ход игры: На столе перед ребенком выкладываются картинки с изображением разного транспорта и предлагается в одну сторону отобрать весь пассажирский транспорт, а в другую – весь грузовой. Ребенок называет весь транспорт, который он отобрал.
«Волшебный мешочек»
Материал: игрушки, изображающие транспорт, мешочек.
Ход игры: Перед игрой дети рассматривают игрушки, изображающие разные виды транспорта: самолет, вертолет, катер, грузовик и др. Затем все эти предметы кладутся в мешочек. Ребенок должен на ощупь определить, что это за игрушка (транспорт) и описать ее. Игра повторяется без предварительного показа предметов. В мешочек добавляются другие игрушки.
Если в игре заняты несколько детей, то один угадывает предмет, не называя, описывает его, а другие должны зарисовать эту вещь по предлагаемому описанию.
«Ремонтная мастерская»
(самодельная)
Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта.
Ход игры: Детям предлагается «отремонтировать» транспорт, т. е. сложить из частей целую картинку, назвать вид транспорта и из каких частей он состоит.
«Сложи знак»
(самодельная)
Материал: разрезанные на части картинки с изображением дорожных знаков (в конвертах).
Ход игры: Детям говорится, что злой волшебник украл все дорожные знаки и разрезал их на кусочки. Жители этого города в панике! Они просят детей помочь сложить им дорожные знаки из частей. Дети складывают из частей дорожные знаки и называют, что они обозначают.
Лото «Загадки и отгадки» (транспорт)
(самодельная)
Материал: большие карты с изображением разного транспорта, маленькие цветные карточки с загадками.
Ход игры: Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и закрывают маленькими цветными карточками картинки-отгадки на больших картах.
«Волшебное зеркальце»
(самодельная)
Материал: волшебное зеркальце и набор дорожных знаков.
Ход игры: В волшебном зеркальце по очереди появляются дорожные знаки, дети их называют и объясняют их значение.
«Волшебный круг»
(самодельная)
Материал: два картонных диска, соединенных в центре винтом. На нижнем круге вдоль края приклеены обозначения дорожных знаков. На внешнем круге у края вырезается окошко по размеру чуть больше дорожных знаков; картинки с изображением дорожных ситуаций.
Ход игры: 1-й вариант: Детям показывается знак на круге, они должны назвать его и объяснить его значение.
2-й вариант: Детям называется знак, они должны найти его на круге и объяснить его значение.
3-й вариант:
Детям показывают картинку, изображающую ситуацию на дороге, они должны найти дорожный знак, который здесь необходимо поставить («Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Железнодорожный переезд без шлагбаума» и т. д.)
Дидактическая игра по правилам дорожного движения для детей старшего и подготовительного возраста «Правила дорожного движения с профессором Почемушка» | Учебно-методический материал по ОБЖ (старшая группа) на тему:
Дидактическая игра
по правилам дорожного движения для детей
старшего и подготовительного возраста
«Правила дорожного движения с профессором Почемушка»
МБДОУ Высокогорский детский сад «Бэлэкэч»
Воспитатель: Халиуллина Чулпан Нурисламовна
Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма. Основной причиной является то, что дети не знают правил безопасности на дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.
Безопасность детей на дороге в первую очередь зависит от взрослых. Недостаточно просто рассказать, что у светофора три цвета, а переходить дорогу нужно только на зеленый сигнал. Самое важное – это личный пример и наличие знаний, опыта.
Чаще всего Правила дорожного движения очень сложно привить, потому что они не увлекают ребенка, они ему не интересны. Поэтому предлагаю вам дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения!
Аннотация: Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения с профессором «Почемушка» представляет собой картонную папку, обклеенную самоклеющейся бумагой. На странице папки имеются кармашки с карточками, в которых собрана информация для развивающих занятий с детьми. Предназначено для детей старшего и подготовительного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять, дети могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Цель игры: Формировать у детей представление о правилах дорожного движения, умения применять свои знания в практической деятельности.
Задачи:
– Формировать у дошкольников знания по правилам дорожного движения в занимательной форме, прививать умения и навыки правильного поведения на дорогах.
– Развивать логическое мышление и память путем отгадывания загадок, конструирования дорожных знаков, решением проблемных ситуаций на дорогах и заучиванием стихотворений о ПДД
-Воспитывать стремление и желание соблюдать правила дорожного движения.
Данная игра может быть использована для детей старшего и подготовительного возраста, в эту игру дети смогут играть самостоятельно друг с другом, так же и с помощью взрослого.
Такое пособие научит юных пешеходов правильно вести себя в различных дорожных ситуациях, познакомит с дорожными знаками. Эту игру можно использовать для более углубленного изучения правил дорожного движения, так же как и демонстрационный материал.
В него входит 8 развивающих занятий:
- Стихи
- Загадки
- Лабиринты
- «Собери и назови дорожный знак»
- Найди отличия
- Дорожные ситуации
- «Дорожные знаки»
- Настольная игра «Путешествие по городу»
По мере заучивания данный материал подлежит замене.
«Стихи»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание, речевую активность, воспитывать дорожную культуру юного пешехода.
Материал: карточки со стихами.
Ход игры: воспитатель заучивает с детьми стихотворения по ПДД. Затем можно провести конкурс чтецов среди детей.
«Загадки»
Цель: развивать логическое мышление, воображение и память.
Материал: карточки с загадками.
Ход игры: воспитатель зачитывает загадку, а дети отгадывают ее, называют значение данного понятия.
«Лабиринты»
Цель: закрепление знаний дорожных знаков, развивать умение двигаться в ограниченном пространстве.
Материал: карточки «Лабиринты»
Ход игры: в этом лабиринте легко запутаться, но нужно обязательно найти безопасную дорогу.
«Собери и назови дорожный знак»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках ПДД; развивать логическое мышление, внимательность; воспитывать культуру безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
Материал: разрезные дорожные знаки.
Ход игры: Дети складывают знаки из частей (пазлы). Через 3-4 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда или ребенок. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает фишку.
«Найди отличия»
Цель:Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).
Материалы:картинки с отличиями
Ход игры: Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.
«Дорожные ситуации»
Цель: развитие у дошкольников соревновательного духа, проверка знаний правил дорожного движения, развитие логического и образного мышления.
Материалы: карточки-картинки с нарушениями правил дорожного движения.
Ход игры: участники игры получают карточки – картинки; каждый игрок должен за определенное количество времени найти определенное нарушения на своей карточке и объяснить их. Затем карточки можно положить картинками вниз, перемешать и снова раздать участникам.
«Дорожные знаки»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, развивать мышление, внимание, наблюдательность.
Материал: карточки с дорожными знаками.
Ход игры: все изученные знаки расставляют на расстоянии друг от друга. Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку и встать рядом с ним или взять нужный знак.
Настольная игра «Путешествие по городу»
Цель: Познакомить детей с опасностями, которые подстерегают детей на дороге. Учить ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей. Учить обсуждать опасные ситуации из личного опыта.
Материалы: игровое поле, кубик, фишки
Ход игры: На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до финиша.
Визуальный поиск — DMV Калифорнии
Дополнительные форматы
Сканирование
Сканирование окружения (непрерывное движение глаз) включает в себя соблюдение безопасного расстояния вокруг автомобиля. Когда другой водитель совершает ошибку, вам нужно время, чтобы отреагировать. Дайте себе время на реакцию, оставив достаточно места со всех сторон автомобиля. Это пространство даст вам место для торможения или маневра в случае необходимости.
Знайте, что впереди
Чтобы избежать маневров в последнюю минуту, сканируйте дорогу за 10–15 секунд до вашего автомобиля, чтобы вы могли замечать опасности заранее. Постоянно смотреть на автомобиль или дорогу прямо перед вашим автомобилем опасно. Когда вы сканируете вперед, следите за транспортными средствами вокруг вас. Используйте свои зеркала. Знайте, что позади вас, чтобы вы могли подготовиться к тому, что впереди.
Знайте области вашего автомобиля. Зеленый – что впереди? Синий – это то, что на вашей стороне? Желтый — слепые зоны/без зон. Красный – это то, что позади вас?
Взгляните на сцену целиком. – Если вы посмотрите только на середину дороги, вы пропустите то, что происходит на обочине и позади вас. Сканирование поможет вам увидеть:
- Автомобили, мотоциклы, велосипеды, пешеходов и животных, которые могут оказаться на дороге к тому моменту, когда вы доберетесь до них.
- Знаки, предупреждающие о проблемах впереди.
- Знаки, указывающие направление.
Перед перестроением посмотрите в зеркало заднего вида на наличие поблизости транспортных средств и через плечо, чтобы проверить наличие слепых зон (см. желтую область на изображении выше).
Заштрихованные области — ваши слепые зоны.
Следите за опасностями – Смотрите за транспортное средство впереди вас. Не развивайте «фиксированный взгляд». Посмотрите в зеркала заднего вида, чтобы знать положение транспортных средств рядом с вами. На трассе будьте готовы к изменениям условий движения. Следите за сигналами других водителей. Ожидайте слияния транспортных средств на съездах и развязках. Будьте готовы к резким изменениям дорожных условий и транспортного потока. Знайте, какие полосы свободны, чтобы при необходимости использовать их.
Не будь задницей!
Многие водители следуют слишком близко (задняя дверь) и не могут видеть вперед так далеко, как должны, потому что впереди идущее транспортное средство загораживает им обзор.
Если транспортное средство приближается к вам слишком близко, уберите ногу с педали акселератора. Это дает пространство между вами и транспортным средством впереди, без необходимости резко тормозить или сворачивать на другую полосу. Чтобы избежать отставания, используйте «правило трех секунд»: когда транспортное средство впереди вас проезжает определенную точку, например знак, считайте «тысяча один, тысяча два, тысяча три». Это занимает приблизительно 3 секунды. Если вы проходите ту же точку до того, как закончите считать, вы слишком внимательно следите.
У вас должно быть больше места, когда::
- За вами едет дальнобойщик. Оставьте дополнительное пространство впереди и не тормозите резко. Постепенно снижайте скорость или выезжайте на другую полосу, чтобы предотвратить столкновение с задним бортом!
- Езда по скользкой дороге.
- Преследование мотоциклистов или велосипедистов по мокрым или обледенелым дорогам, металлическим поверхностям (например, решеткам мостов, железнодорожным путям и т. д.) и гравию. Мотоциклисты и велосипедисты могут легко упасть на эти поверхности.
- Водитель позади вас хочет проехать. Оставьте место перед вашим автомобилем, чтобы у водителя было место, чтобы двигаться перед вами.
- Буксировка прицепа или перевозка тяжелого груза. Дополнительный вес затрудняет остановку.
- Следуйте за большими транспортными средствами, которые блокируют обзор впереди. Дополнительное пространство позволяет вам видеть вокруг транспортного средства.
- Вы видите автобус, школьный автобус или транспортное средство с табличками на железнодорожном переезде. Эти транспортные средства должны останавливаться на железнодорожных переездах.
- Выезд на автостраду.
Знай, что рядом с тобой0013 или
введите свой путь или полоса движения пересекает другую, вы должны посмотреть на левую и правую стороны своего автомобиля, чтобы убедиться, что никто не приближается. Всегда смотрите по сторонам от вашего автомобиля на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах.
На перекрестках:
- Смотрите в обе стороны, даже если у других участников движения горит красный сигнал светофора или знак остановки.
- Сначала посмотрите налево, так как автомобили, едущие слева, ближе к вам, чем автомобили, едущие справа.
- Посмотрите направо.
- Взгляните еще раз налево на случай, если вы не заметили пешехода, велосипедиста или транспортное средство.
- Не полагайтесь на сигналы светофора. Некоторые водители не слушаются сигналов светофора. Прежде чем выехать на перекресток, посмотрите налево, направо и вперед на приближающийся транспорт.
Чтобы обеспечить достаточно места с каждой стороны вашего автомобиля:
- Не оставайтесь в мертвой зоне другого водителя. Другой водитель может не видеть ваш автомобиль, изменить полосу движения и ударить вас.
- Избегайте движения рядом с другими транспортными средствами на многополосных улицах с движением в противоположном направлении или без него. Другой водитель может перестроиться на вашей полосе или перестроиться, не глядя, и врезаться в вас. Двигайтесь впереди или позади другого транспортного средства.
- Если это возможно и безопасно, уступайте место транспортным средствам, выезжающим на автострады, даже если у вас есть преимущественное право проезда.
- На выездах с автомагистралей не двигайтесь рядом с другими транспортными средствами. Водитель может решить внезапно съехать или свернуть на автостраду.
- Обеспечьте расстояние между своим автомобилем и припаркованными автомобилями. Кто-то может выйти из-под них, дверь автомобиля может открыться, или автомобиль может внезапно выехать.
- Будьте осторожны при движении рядом с мотоциклистами или велосипедистами. Всегда оставляйте достаточно места между вашим автомобилем и мотоциклистами или велосипедистами.
Знайте, что позади вас
Очень важно проверить, что позади вас, прежде чем вы:
- Перестроиться. Оглянитесь через плечо, чтобы убедиться, что вы не мешаете транспортным средствам на той полосе, в которую вы хотите въехать.
- Сбавь скорость. Быстро взгляните в свои зеркала. Кроме того, смотрите в зеркала, когда готовитесь свернуть на боковую дорогу или подъездную дорожку, а также когда останавливаетесь, чтобы въехать на парковочное место.
- Спуск с длинного или крутого холма. Следите за большими транспортными средствами, потому что они могут очень быстро набирать скорость.
- Резервное копирование. Резервное копирование всегда опасно, потому что трудно увидеть позади вашего автомобиля. Когда вы выезжаете с парковки задним ходом:
- Перед тем, как сесть, проверьте, что впереди и сзади автомобиля.
- Знайте, где ваши дети. Перед началом движения убедитесь, что они находятся далеко от вашего автомобиля и находятся на виду.
- Если поблизости находятся другие дети, убедитесь, что вы их видите, прежде чем отступить.
- Не полагайтесь только на свои зеркала или только на то, что смотрите в боковое окно.
- Повернитесь и осмотрите свое правое и левое плечо, прежде чем начинать движение задним ходом. В качестве меры безопасности снова смотрите через правое и левое плечо при движении задним ходом.
- Медленно назад, чтобы избежать столкновений.
Часто проверяйте движение позади вас, чтобы знать, не едете ли вы сзади (другой водитель слишком близко следует за вами). Если вас преследуют, будьте осторожны! Медленно тормозите перед остановкой. Слегка нажмите на тормоз несколько раз, чтобы предупредить водителя, что вы замедляетесь. «Потеряйте» заднюю дверь, как только сможете. Смените полосу движения и позвольте водителю обогнать вас или снизьте скорость, чтобы между вами и автомобилем впереди вас было достаточно места. Если это не сработает, съезжайте с дороги, когда это будет безопасно, и пропустите водителя заднего хода.
Как хорошо ты умеешь останавливаться?
Если что-то стоит на вашем пути, вам нужно вовремя увидеть это, чтобы остановиться. Предполагая, что у вас хорошие шины, тормоза и сухое дорожное покрытие:
- При скорости 55 миль в час требуется около 400 футов, чтобы отреагировать и полностью остановить автомобиль.
- При скорости 35 миль в час требуется около 210 футов, чтобы отреагировать и полностью остановить автомобиль.
Регулируйте скорость движения в соответствии с погодными и дорожными условиями (см.