русская народная сказка. Читать онлайн.
Снегурочка (Снегурушка) — русская народная сказка про девочку, вылепленную дедом и бабой из снега… На нашем сайте Вы сможете ознакомиться с двумя вариантами этой народной сказки.
Снегурочка читать
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
— А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
— Давай, — говорит старуха.
Надел старик шапку, вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежной ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок.
Глядь — а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет — заслушаешься.
Прошла зима. Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
— Что с тобой, дочка? — спрашивает старик. — Что ты такая невеселая стала? Иль тебе не можется?
— Ничего, батюшка, ничего, матушка, я здорова.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
— Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять, песни петь, плясать.
Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха ее уговорила:
— Поди, дочка, повеселись с подружками!
Пришли девушки со Снегурочкой в лес. Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. Только одной Снегурочке по-прежнему невесело.
А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Позади всех и Снегурочка встала.
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Только и услышали подружки, как позади простонало что-то жалобно: «Ау!» Обернулись они — а Снегурочки нет.
Стали они кликать её:
— Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу и откликнулось.
(Илл. Е.Вихорева, Ю.Исайкин)
Сказка Снегурушка читать
(Померанцева, записано в селе Ахлыстино Покровского района Башкирской АССР от Е.И.Кононовой в 1948 г.)
Жили-были старик со старухой; у них не было ни сына, ни дочери. Вот они лежат на печи, а дед и говорит бабке: «Я что придумал: поди принеси снегу». Принесла бабка в решете снега. Толкли, толкли они снег и вытолкли Снегурочку. Посадили ее в печурочку, она высохла и стала расти не по дням, а по часам. Быстро выросла — к весне уж девушка. Узнали в деревне, что у деда с бабкой Снегурочка, и пришли две девушки: «Отпустите Снегурушку в лес по ягоды». Раз двадцать просили. Сжалился наконец дед: «Ну, ладно, идите». Бабка дала ей чашечку, шанежку, и пошли девушки в лес. Пришли они, сели есть, а Снегурушка рвет ягодки и в чашечку кладет. Смотрят, полная у Снегурушки чашечка, а у них ничего нет. Обидно стало, и убили они Снегурушку. Убили, чашечку разбили, ягоды разделили, шанежку съели. Тело же закопали под кусточком и еще прутиком пристегнули. Ну и пришли домой. «А где наша Снегурушка?» — «Не знаем, потерялась». Поплакали, поплакали дед с бабкой — делать нечего.
Вдруг по этому лесу ехал купец, а с ним сынок маленький. Увидел — прутик под кусточком растет: «Папа, срежь прутик, сделай мне дудочку, я на ней играть буду». Срезали ему прутик, сделали дудочку, он начал на ней играть, а она и запела:
Дяденька, помаленьку,
Свет родной, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кусточком схоронили,
Чашечку раскололи,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули.
Прутиком пристегнули!
Ехали, ехали, мальчик все играет и играет. К деревне подъехали, вздумали отдохнуть, как раз к деду с бабкой и заехали. Дедушка накормил лошадей, бабушка самоварчик поставила. А мальчик сидел на крылечке. Взял он эту дудочку, заиграл, она и запела песенку:
Дяденька, помаленьку,
Свет родной, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку раскололи,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Вот бабушка слушает: «Ох, как хорошо играет! Дай и я попробую». Взяла — а дудочка:
Маменька, помаленьку,
Свет родная, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку разбили,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Старуха как услышала, так и обомлела: «Ох, что такое? Старик, поиграй!» Старик взял дудочку — она и заиграла:
Батюшка, помаленьку,
Свет родной, потихоньку!
Две меня подружки убили,
Под кустиком схоронили,
Чашечку разбили,
Ягодки разделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули!
Народу собралось, все слушают, и подружки те тоже прибежали. Бабушка одной из них и дает дудочку, а она как хватит дудочку о землю: «Не буду я играть!» Дудочка разбилась, а в ней Снегурушка живая сидела… Дед с бабкой обрадовались — сколько для них радости! Подружек же тех отправили в лес зверям на съеденье.
А купец с сыном напился чаю и поехал дальше в город на ярмарку.
Снегурочка — описание, образ, мифы, васнецов, картинки, песня, мультфильм, стихи
Главная » С
СНЕГУРОЧКА — дочь или внучка Мороза. Представлялась в виде девушки-красавицы, белолицей и печальной. Снегурочка добрая. К ней ласкается все лесное зверье. Иногда она живет с людьми, детям приносит подарки. Но у нее холодное, неспособное любить, хотя она к этому и стремится, сердце. И если она полюбит, то неизбежно погибнет, т. к. сердце ее должно растаять, растопиться. Тает она и от лучей возбуждающего любовь Ярилы-солнца.
Новогодние сценарии про Снегурочку можно найти на сайте «Все сценарии»
Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.
Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка».
В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.
В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.
Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.
Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т. е. на самую главную ёлку Советского Союза).
Откуда взялась Снегурочка
Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей русских народных сказок.
Белокожая, белолицая Снегурочка с белыми ресницами, бровями и косой может соперничать по красоте, чистоте и свежести с самой снежной хозяйкой, Богиней Мареной. Дочь Лады, Мара-Марена очень любит девушку Снегурочку и пестует ее, как свою Родную дочь.
У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.
Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как Деда Мороза или Карачуна. А Бог Карачун, как известно, является одним из воплощений (инкарнации) Премудрого Бога Велеса.
В наше время Снегурочка относится к самым известным и самым загадочным новогодним персонажам. Вместе с Карачуном-Дедом Морозом она пользуется огромным и неизменным успехом, как у самых маленьких детей, так и у взрослых. Сегодня мы уже не можем себе представить Деда Мороза без своей верной спутницы Снегурочки.
По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.
- образ дочери Мороза
- образ Костромы
- символ застывших вод
1. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).
Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…
Читать также Трескунец, мороз Трескун
Это интересно
Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…
2. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.
Происхождение Снегурочки
Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба.
Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.
По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного.
Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.
Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.
В одной из обрядовых песен поется так: “Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла”.
Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.
Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома.
Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе.
Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса.
Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.
Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.
Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.
Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.
Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.
Читать также 10 странных существ из славянского фольклора, о которых знают далеко не все
Образ Костромы связан с празднованием “Зеленых святок” — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.
Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.
3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.
Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
Родина Снегурочки
В России родиной сказочной снежной девочки считается древняя Кострома.
Само название города говорит о родстве со Снегурочкой. По популярной версии, название города произошло от славянского обряда похорон и воскрешения сезонного духа растительности — Костромы, который явился прообразом сказочной героини — Снегурочки — ледяной девушки, растаявшей от любви.
В 1873 году драматург Александр Островский, пребывая в своем костромском имении Щелыково, на основе народных сказаний, написал «весеннюю сказку» о Снегурочке. А в 1968 году кинорежиссер Павел Кадочников по пьесе Островского снял в Костроме полный лиризма и душевного тепла фильм-сказку «Снегурочка». Специально для съемок сказки был выстроен деревянный город — избы и терема.
Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове — имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.
В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.
Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.
Васнецов «Снегурочка»
Художник Виктор Михайлович Васнецов создает свою картину маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.
Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.
Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…
Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.
Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.
Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.
«Снегурочка» советский мультфильм 1952 г.
Советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1952 года по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Мультфильм показывался в кинотеатрах. Один из первых советских фильмов, выпущенных на видео в начале 80-х годов.
Песня «Расскажи Снегурочка…»
Расскажи Снегурочка где была — новогодняя песня для детей из новогоднего выпуска первого советского мультсериала «Ну, погоди!»
Читать также Световид
Текст:
— Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела? — За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слез. — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ты меня, любезная, извини, И свою любовь ко мне Сохрани. — Как же не любить тебя, Милый дед?! — Сколько зим потрачено, Сколько лет! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди! — Ждет мои подарочки Ребятня. И тебе достанется От меня! — Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек — это ты! — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи! — Нет, Дед Мороз, погоди!
Показать больше
Показать меньше
Стихи про Снегурочку
Татьяна Гусарова
Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.
Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.
В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.
Еще другие стихи — кликни чтобы раскрыть
Елизавета Тараховская Я Снегурочку слепила У подъезда, на площадке Собрала я снег лопаткой. Хоть не много снега было, Я Снегурочку слепила. В коридор поставила, А она … растаяла! |
*** Я Снегурочка из сказки, Я живу в Стране чудес! Привезу я на салазках Для зверят подарки в лес! |
Е.Благинина Снегурка Я вылепил снегурку, Стоит моя царевна В парчовой душегрейке Она мой сад оставит, Но кликну — отзовётся То лебедью, плывущей |
Ольга Беляевская Снегурочка Снегурочка! Ау! Ау! |
Елена Григорьева Снегурочка Ночью Дед Мороз колдует, Увидала внучка, Засмеялся дедушка: Заплакала Снегурочка, Даже Дед развел руками: Так с тех пор и повелось, |
Андрей Парошин Снегурочка Гирлянды сосулек на крышах, Две лыжи по снегу несутся, |
Елена Стеквашова Снегурочка Внучка Дед Мороза, А за нею следом Собрались под елкой |
Красивая Снегурочка — картинки, редкие открытки и фото
мороз Снегурочка
Снегурочка: Сказки тип 703*
Снегурочка: Сказки тип 703*
фолталы типа 703*
под редакцией
Д. Л. Эшлимана
© 2010
- Снегурочка (Россия).
Ссылки на дополнительные переводы этого рассказа (сайты открываются в новых окнах):
- Снежное дитя. Джон Т. Наак, Славянские сказки: собраны и переведены с русского, польского, сербского и чешского языков (Лондон: Генри С. Кинг и компания, 1874 г.), стр. 9.-16.
- Снегурка. CJT [Чарльз Джон Тиббитс]. Фольклор и легенды: русский и польский (Лондон: WW Gibbings, 1890), стр. 22-27.
- Снежинка. Эндрю Лэнг, Розовая книга фей (Лондон: Longmans, Green, and Company, 1897), стр. 143-47.
- Снегурочка. Джорджина Фолкнер, Старинные русские сказки: пересказ для детей (Чикаго: Догадей и компания, 1916), стр. 62-74.
- Снежный образ: Детское чудо (Натаниэль Хоторн). Эта ссылка ведет на внешний сайт, который открывается в новом окне.
- Дочь Снега и Сын Огня (Буковина).
- Юки-Онна (Япония).
- Ссылка на Википедию Статья о Снегурочка: Весенняя сказка , опере Николая Римского-Корсакова.
- Ссылка на Снеговика Фрости (в исполнении Джина Отри; слова Уолтера «Джека» Роллинза и Стива Нельсона). Эта ссылка ведет на внешний сайт, который открывается в новом окне.
Вернитесь к фольклорным текстам Д.Л. Эшлимана , библиотеке сказок, фольклора,
сказки и мифология.
Россия
Много лет тому назад в далекой русской деревне жили-были крестьянин по имени Акем с женою Машей; они жили в маленькой деревянной хижине, где проводили дни в любви и согласии; но у детей их не было. Это было очень больно у них обоих, они сидели у окна или у двери своей избушки, глядя на играющих соседских детей, и желали, чтобы у них были свои; но, обнаружив, что желать бесполезно, они в конце концов загрустили в старости.
В один холодный зимний день, когда на неровных проселочных дорогах лежал толстый снег, а деревенские мальчишки бегали, бросали снежки, чтобы согреться, и лепили снеговиков и баб, старики Акем и Маша сидели у окна и молча смотрели на них. . Вдруг Акем посмотрел на жену и сказал, смеясь: «Маша, что ты скажешь на то, чтобы выйти на дорогу и слепить из себя снеговика или бабу, как вон те мальчишки?»
Маша тоже смеялась, это казалось таким странным в их возрасте! “Да, если хотите,” ответила она; “пойдемте, это может нас немного развеселить; но я не понимаю, зачем нам лепить снеговика или бабу, давайте лучше сделаем из снега ребенка, так как провидение, кажется, не желает, чтобы у нас была настоящая один!”
— Я думаю, что ты на старости лет совсем умничаешь, Маша! Пойдем же, давай за работу.
Пожилая пара ушла, все время смеясь над собой, и, конечно же, они начали лепить снежного ребенка! Они сделали ноги, руки, кисти, ступни и снежок вместо головы.
— Что, во имя чуда, ты задумал? — воскликнул прохожий, внезапно остановившись перед двумя стариками.
“Снежный ребенок!” — засмеялась Маша, начиная все объяснять незнакомцу.
«Да помогут тебе святые!» сказал он, как он пошел своей дорогой.
Когда ноги, руки, кисти, ступни и голова были скреплены вместе, Акем начал делать нос, две дырочки для глаз и как раз чертил маленькую линию для рта, как вдруг, к своему большому удивлению, , почувствовал теплое дыхание, исходившее из него. Он быстро убрал руку и, взглянув на две дырочки, сделанные для глаз, увидел два настоящих, красивых голубых глаза; губы стали пухлыми и розовыми, а что касается носа, то это был милейший носик, какой только можно было видеть.
«Боже мой! Что это значит? Это искушение лукавого?» — воскликнул Акем, несколько раз перекрестившись, а снежный ребенок обвил руками его шею и поцеловал его, как живого.
«О Акем! Акем!» — вскричала Маша, дрожа от радости. — Провидение сжалилось наконец над нами и послало нам этого ребенка, чтобы повеселить нас в старости.
Она уже хотела было обнять снежного ребенка и обнять его, как, к удивлению и старика, и женщины, снег сошел, и на руках у Маши осталась красивая девочка.
«Ах, моя Снегурочка! Голубушка моя!» — вскричала счастливая Маша, вводя милое дитя в их избушку. Тем временем Акем не мог совладать со своим удивлением. Он потер голову и был сильно озадачен; он не знал, спит ли он или бодрствует, но чувствовал себя почти уверенным, что где-то с ним что-то не так.
Но вернемся к Снегурочке (так ее любила называть Маша). Она росла очень быстро, не только ежедневно, но и ежечасно, в высокую, красивую и грациозную девушку; мужики были в восторге от нее — Акем пришел к заключению, что все в порядке, — их изба теперь всегда была в постоянном веселье. Деревенские девочки и мальчики были частыми гостями; они играли, читали и пели со Снегурочкой, которая все понимала досконально и всячески веселила окружающих. Она говорила, смеялась и вообще была так весела и добродушна, что все ее нежно любили и старались всячески угодить ей, — в то же время лучше и послушнее дочери не было никогда. У нее была чудеснейшая белая кожа, как снег; глаза ее были как незабудки, губы и щеки как розы; на самом деле она была воплощением здоровья и красоты; с прекрасными золотыми волосами, спадающими ей на спину, она была похожа на семнадцатилетнюю девушку, хотя ей было всего несколько дней от роду.
«Акем, — сказала однажды Маша своему мужу, — как благосклонно к нам было провидение, как осветила нас Снегурочка в эти несколько дней, и как злы мы были, что ворчали».
— Да, Маша, — отвечал Акем, — мы должны благодарить Провидение за все, что Он сделал для нас, и благодарить Его за то, что у нас в нашем маленьком доме вместо уныния веселье.
Прошла зима, возликовали небеса, выглянуло весеннее солнце, стали летать ласточки, и трава и деревья снова зазеленели.
Милые русские крестьянские девушки собрались вместе и встретили своих молодых кавалеров под деревьями в лесу, где они танцевали и пели свои красивые русские песни. Но Снегурочке было скучно.
— Что с тобой, мой милый? спросила Маша; — Ты больна? Ты всегда такая веселая и веселая, как правило, а теперь вдруг такая унылая. Кто-нибудь дурной человек тебя околдовал?
«Нет, матушка моя, ничего со мной, голубушка», — ответила Снегурочка, но все-таки продолжала быть скучной и мало-помалу потеряла свой прекрасный румянец и стала печально обвисать, к большому беспокойству окружающих. вокруг нее.
Сошел последний снег, зацвели сады, зажурчали реки и озера, весело запели птицы; на самом деле весь мир казался счастливым; а наша маленькая Снегурочка поникла и выглядела грустной.
Она сидела, сложив руки, в самой прохладной части хижины. Она любила холодную зиму, она была ее лучшим другом, но эту ужасную жару она ненавидела. Она была рада, когда шел небольшой дождик, тогда еще не было палящего солнца. Она не боялась зимнего солнца, но летнее солнце было ее врагом; и вполне естественно, бедняжка, когда она родилась зимой в снегу! Наконец настало большое летнее пиршество, к Снегурочке пришли деревенские юноши и девицы и просили ее погулять с ними по лесу, умоляли Машу отпустить ее с собой. Сначала Маша отказывалась, но девочки так умоляли, что, наконец, подумав, она согласилась, так как думала, что это подбодрит Снегурочку.
«Но, — сказала она, — позаботься о ней, потому что она моя зеница ока, и если с ней что-нибудь случится, я не знаю, что мне делать!»
«Хорошо! хорошо! мы о ней позаботимся, она нам так же дорога!» — кричали молодые люди, взяв Снегурочку и убегая с нею в лес, где девушки плели себе венки, а юноши собрали палки и сложили их в кучу; а на закате их подожгли, а потом выстроились все в ряд друг за другом, мальчики и девочки, и приготовились прыгать через горящую кучу. Наша Снегурочка была последней в ряду.
— Смотри, — сказали ей девушки, — не отставай, а прыгай за нами.
Один! два! три ! и они ушли, перепрыгивая через пламя в великом восторге. Вдруг они услышали пронзительный крик и, оглянувшись, обнаружили, что Снегурочки нет.
— Ах, — закричали они, смеясь, — она опять затеяла одну из своих проделок и, вероятно, куда-то ушла и спряталась. Пойдем, поищем ее.
Все они попарно разбежались в разные стороны, но нигде не могли найти своего пропавшего товарища. Их счастливые молодые лица вскоре стали очень серьезными, а их радость сменилась печалью и тревогой. Наконец они встретились на дороге за лесом и стали спрашивать друг друга, что им лучше сделать.
“Может быть, она убежала домой,” сказал один.
Это казалось счастливой мыслью; вот и побежали к избушке, а Снегурочки там нет. Искали ее весь следующий день и ночь, и третий, и четвертый. Искали ее в деревне, хижина за хижиной, и в лесу, дерево за деревом, куст за кустом; но все напрасно, нигде не могли ее найти. Что же касается бедных Акема и Маши, то нечего и говорить, что их горе было слишком велико для слов, никто не мог их утешить. День за днем, ночь за ночью бродила бедная Маша в лесу, крича, как кукушка: «Ах, моя Снегурочка! Ах, моя голубушка».
Но на ее зов не было ответа, ни слова от этого сладкого голоса не услышала Маша в ответ. Снегурочки не найти, это несомненно, но как она пропала и куда делась? Неужели ее съели лесные звери? или птица-разбойница унесла ее в синее море? Нет, это были не звери и не птица-разбойник, а — когда наша маленькая подружка прыгала через пламя вслед за своими товарищами, она испарилась тонким облачком и полетела к небесным высотам.
- Источник: Эдит М.С. Ходжеттс, Рассказы и легенды из царской страны: Сборник русских рассказов , 2-е издание (Лондон: Гриффит Фарран и компания, 1891), стр. 46-52.
- Вернуться к содержанию.
Дочь Снега и Сын Огня
Буковина
Жили-были мужчина с женой, а детей у них не было, что было для них большим горем. Однажды зимним днем, когда ярко светило солнце, пара стояла возле своего коттеджа, и женщина смотрела на маленькие сосульки, свисавшие с крыши.
Она вздохнула и, повернувшись к мужу, сказала: «Хотел бы я иметь столько детей, сколько там висит сосулек».
«Меня тоже ничто не порадовало бы больше», — ответил ее муж.
Тогда крошечная сосулька отделилась от крыши и упала в рот женщине, которая проглотила ее с улыбкой и сказала: «Может быть, я сейчас рожу снежного ребенка!»
Ее муж посмеялся над странной идеей жены, и они вернулись в дом.
Но вскоре женщина родила девочку, белую, как снег, и холодную, как лед. Если они подносили ребенка к огню, он громко кричал, пока его не клали обратно в какое-нибудь прохладное место. Маленькая служанка прекрасно себя чувствовала и через несколько месяцев могла бегать и говорить. Но она была не совсем легка в воспитании и доставляла родителям много хлопот и беспокойств, ибо все лето настаивала на том, чтобы проводить в погребе, а зимой спала на улице в снегу, и чем холоднее было, тем счастливее она была. казалось. Отец и мать называли ее просто «Наша снежная дочка», и это имя закрепилось за ней на всю жизнь.
Однажды ее родители сидели у огня, обсуждая необыкновенное поведение своей дочери, которая развлекалась в бушующей на улице метели.
Женщина глубоко вздохнула и сказала: «Хотел бы я родить Сына Огня!» Когда она произнесла эти слова, искра от большого костра упала на колени женщины, и она сказала со смехом: «Возможно, теперь я рожу Сына Огня!»
Мужчина посмеялся над словами жены и подумал, что это хорошая шутка. Но он перестал считать это шуткой, когда его жена вскоре после этого родила мальчика, который пламенно кричал, пока его не поднесли совсем близко к огню, и который чуть не вскрикивал в припадке, если Снежная Дочь приближалась к нему. Сама Снежная Дочь избегала его, как могла, и всегда забивалась в угол как можно дальше от него.
Родители назвали мальчика просто «Наш Огненный Сын», и это имя закрепилось за ним на всю жизнь.
У них тоже было много хлопот и забот с ним; но он очень быстро развивался и рос, и еще до того, как ему исполнилось год, он мог бегать и говорить. Он был красный, как огонь, и такой же горячий на ощупь, и всегда сидел у очага совсем близко от огня и жаловался на холод; если его сестра была в комнате, он чуть не сползал в огонь, в то время как девушка со своей стороны всегда жаловалась на сильную жару, если ее брат был где-то поблизости. Летом мальчик всегда лежал на солнышке, а девочка пряталась в погребе: так случилось, что брат и сестра очень мало соприкасались друг с другом, — более того, они старательно избегали этого.
Как только девочка выросла красивой женщиной, ее отец и мать умерли один за другим.
Тогда Сын Огня, выросший за это время в прекрасного, сильного юношу, сказал своей сестре: «Я ухожу в мир, ибо какой смысл оставаться здесь?»
«Я пойду с вами, — ответила она, — потому что, кроме вас, у меня нет никого на свете, и я чувствую, что если мы отправимся вместе, то нам повезет».
Сын Огня сказал: «Я люблю тебя всем сердцем, но в то же время я всегда замерзаю, если ты рядом со мной, и ты чуть не умираешь от жары, если я приближаюсь к тебе! к другому?”
— Не беспокойтесь об этом, — ответила девушка, — я все обдумала и приняла решение, которое сделает нас способными терпеть друг друга! Смотрите, я заказала себе меховую накидку. для каждого из нас, и если мы наденем их, я не буду чувствовать так жары, а ты холода».
Итак, они надели меховые плащи и весело отправились в путь, впервые в жизни совершенно счастливые в обществе друг друга.
Долго скитались по свету Огненный Сын и Снежная Дочь, а когда в начале зимы пришли в большой лес, решили остаться там до весны. Сын Огня построил себе хижину, в которой всегда поддерживал огромный огонь, а его сестра, почти не раздетая, оставалась на улице день и ночь.
Случилось однажды, что царь страны устроил охоту в этом лесу и увидел Снежную Дочь, бродящую по открытому небу. Ему очень стало интересно, кем может быть эта красивая девушка, одетая в такие одежды, и он остановился и заговорил с ней. Вскоре он узнал, что она не выносит жары, а ее брат не выносит холода. Король был так очарован Снежной дочерью, что попросил ее стать его женой. Девушка согласилась, и свадьба прошла с большим размахом.
Король приказал сделать для своей жены под землей огромный ледяной дом, так что даже летом он не растаял. А для своего зятя он построил дом с огромными печами вокруг него, которые топят день и ночь. Сын Огня был в восторге, но вечная жара, в которой он жил, так разжигала его тело, что было опасно подходить к нему слишком близко.
Однажды король устроил большой пир и пригласил своего зятя среди других гостей. Сын Огня не появлялся до тех пор, пока все не собрались, а когда он появился, все выбежали наружу, на открытый воздух, настолько сильным был жар, который он излучал.
Тогда царь очень рассердился и сказал: «Если бы я знал, сколько неприятностей ты доставишь, я бы никогда не взял тебя в свой дом».
Тогда Сын Огня ответил со смехом: «Не сердись, дорогой брат! Я люблю тепло, а моя сестра любит холод. Подойди сюда и позволь мне обнять тебя, и тогда я сразу пойду домой».
И прежде чем король успел ответить, Сын Огня схватил его в крепких объятиях. Король громко закричал в агонии, и когда его жена, Снежная Дочь, укрывшаяся от брата в соседней комнате, поспешила к нему, король лежал мертвый на земле, сгоревший дотла.
Когда Снежная Дочь увидела это, она повернулась к своему брату и бросилась на него. Затем началась драка, подобной которой еще не видывали на земле. Когда люди, привлеченные шумом, поспешили на место, они увидели, как Снежная Дочь растворилась в воде, а Сын Огня сгорел дотла.
Так закончились несчастные брат и сестра.
- Источник: Эндрю Лэнг, Желтая книга фей (Лондон: Longmans, Green, and Company, 1906), стр. 206-208.
- Буковина – историческая область, в настоящее время разделенная между Румынией и Болгарией.
- Вернуться к содержанию.
Япония
В деревне провинции Мусаси жили двое
лесорубы: Мосаку и Минокити. В момент
о котором я говорю, Мосаку был стариком; а также
Минокити, его ученик, был восемнадцатилетним парнем.
Каждый день они ходили вместе в лес, расположенный около
в пяти милях от их деревни. По дороге в тот лес
есть широкая река, которую нужно пересечь; и есть паром.
Несколько раз на месте переправы строили мост; но
мост каждый раз уносило наводнение. Нет
общий мост может сопротивляться току там, когда
река поднимается.
Мосаку и Минокичи возвращались домой, один
очень холодный вечер, когда сильная метель настигла
их. Они добрались до парома; и они обнаружили, что
Лодочник ушел, оставив свою лодку на берегу.
другая сторона реки. Это был не день для купания;
и лесорубы укрылись в хижине перевозчика,
думая, что им повезло найти хоть какое-то убежище.
В избе не было ни жаровни, ни места в
что бы развести костер: это была всего лишь хижина из двух циновок, с
одна дверь, но без окна. Мосаку и Минокити
заперли дверь и легли отдыхать со своей соломой
плащи поверх них. Сначала они чувствовали себя не очень
холодно; и думали, что скоро будет буря
над.
Старик почти сразу заснул; но
мальчик, Минокити, долго не спал, слушая
Ужасный ветер и постоянный хлесткий снег
против двери. Река шумела; и хижина
качался и скрипел, как джонка в море. Это был
Страшная буря; и воздух был каждое мгновение
становится холоднее; и Минокити вздрогнул под его
плащ дождевик. Но в конце концов, несмотря на холод, он тоже упал
спящий.
Его разбудил снежный ливень в его
лицо. Дверь хижины была взломана; а также,
при свете снега (юки-акан) он увидел женщину в
комната, женщина вся в белом. Она наклонялась выше
Мосаку и дула на него своим дыханием; И ее
дыхание было похоже на яркий белый дым. Почти в
В тот же момент она повернулась к Минокичи и наклонилась.
за ним. Он попытался закричать, но обнаружил, что может
не произносить ни звука. Белая женщина наклонилась
над ним все ниже и ниже, пока ее лицо почти
коснулся его; и он увидел, что она очень красива,
хотя ее глаза заставляли его бояться.
Ненадолго
она продолжала смотреть на него; потом она улыбнулась и
— прошептала она. — Я собиралась обращаться с тобой, как с другим
человек. Но я не могу сдержать жалости к тебе,
потому что ты так молод. . . . Ты красивый мальчик,
Минокити; и я не причиню тебе вреда сейчас. Но если ты
когда-либо рассказывать кому-либо – даже вашей собственной матери – о
что ты видел этой ночью, я узнаю;
и тогда я убью тебя. . . . Помни, что я говорю!»
С этими словами она отвернулась от него и прошла
через дверной проем. Затем он обнаружил, что может
шаг; и он вскочил и выглянул. Но
женщины нигде не было видно; и снег был
яростно влетает в хижину. Минокити закрыл
дверь, и закрепил ее, закрепив несколько деревянных заготовок
против этого. Он задавался вопросом, не унесло ли его ветром
открытым; он думал, что он мог быть только
мечтая, и мог ошибиться в блеске
снежный свет в дверном проеме для фигуры белого
женщина: но он не мог быть уверен.
Он позвал Мосаку и испугался, потому что старик
не ответить. Он протянул руку в темноте и
коснулся лица Мосаку и обнаружил, что это лед!
Мосаку был суров и мертв. . . .
К рассвету буря кончилась; и когда перевозчик вернулся на свою станцию, вскоре после восхода солнца, он
нашел Минокичи лежащим без чувств рядом с замороженным телом
Мосаку. О Минокити немедленно позаботились, и
скоро пришел в себя; но он долго оставался больным
от последствий холода той страшной ночи. Он
был сильно напуган также стариком
смерть; но он ничего не сказал о видении
женщина в белом.
Как только он снова поправился, он
вернулся к своему призванию, каждое утро отправляясь в одиночку
в лес и возвращаясь с наступлением темноты со своими узлами
дерева, которое мать помогла ему продать.
Однажды вечером, зимой следующего года, как
он шел домой, он обогнал девушку, которая
случайно ехал по той же дороге. Она была
высокая, стройная девушка, очень хорошенькая; и она ответила
Приветствие Минокити таким же приятным для слуха голосом, как
голос певчей птицы. Затем он пошел рядом с ней;
и они начали говорить. Девушка сказала, что ее зовут
было 0-Юки [это имя, означающее Снег , не редкость]; что она недавно потеряла обоих родителей; и что она собиралась в Эдо, где она
у меня были плохие родственники, которые могли бы помочь
ей найти положение слуги.
Минокити вскоре почувствовал
очарован этой странной девушкой; и тем более он
смотрел на нее, тем красивее она казалась. Он
спросил ее, была ли она еще обручена; и она
ответила, смеясь, что она свободна. Затем в ней
свою очередь, она спросила Минокити, женат ли он или
обещал жениться; и он сказал ей, что, хотя он
должна была поддерживать только овдовевшая мать, вопрос о
“благородная невестка” еще не была
считал, так как он был очень молод. . . .
После этих откровений они долго шли без
Говорящий; но, как гласит пословица, ки га арба,
m mo kuchi hodo ni mono wo iu : «Когда желание
там глаза могут сказать столько же, сколько и рот.”
К тому времени, как они добрались до деревни, они стали
очень довольны друг другом; а потом Минокичи
попросил 0-Юки немного отдохнуть у него дома. После некоторого
робкое колебание, она пошла туда с ним; и его мать
встретил ее и приготовил для нее горячую еду.
0-Юки вела себя так хорошо, что мать Минокичи взяла
внезапная фантазия к ней, и убедил ее отложить ее
путешествие в Эдо. И естественный конец дела
было то, что 0-Юки вообще никогда не ходил в Эдо. Она повторно
в доме, как “почетный
Невестка.”
0-Юки оказалась очень хорошей невесткой. Когда
Через пять лет умерла мать Минокити.
ее последними словами были слова любви и похвалы за
жена сына. И 0-Юки родила Минокити десять
дети, мальчики и девочки, красивые дети все
они, и очень светлая кожа.
Сельские жители считали О-Юки замечательным человеком,
по своей природе отличные от них самих. Большинство из
крестьянки рано стареют; но 0-Юки, даже после того, как
стать матерью десятерых детей, выглядела как молодая
и свежа, как в тот день, когда она впервые пришла в
деревня.
Однажды ночью, когда дети уже легли спать,
0-Юки шила при свете бумажной лампы; а также
Минокити, наблюдая за ней, сказала: «Увидеть, как ты шьешь там, со светом на голове».
лицо заставляет меня думать о странной вещи, которая произошла
когда я был парнем восемнадцати лет. Я тогда увидел кого-то
такая же красивая и белая, как ты сейчас; действительно, она
был очень похож на тебя». . . .
Не отрывая глаз от работы, 0-Юки
ответил: «Расскажи мне о ней… Где ты видел
ей?”
Тогда Минокичи рассказал ей об ужасной ночи в
хижине перевозчика, и о Белой Женщине, которая
наклонился над ним, улыбаясь и шепча, и
о тихой смерти старого Мосаку.
И он сказал: “Спит или бодрствует, это был единственный раз, когда я
видел такое прекрасное существо, как ты. Конечно, она была
не человек; а я ее боялась, очень
сильно боится; но она была такой белой! . . . Действительно, я
никогда не был уверен, был ли это сон, что я
пила, или Снежная женщина». . . .
0-Юки бросила шитье, встала и
склонился над Минокичи, где тот сидел, и завопил в
его лицо: “Это был я – я – я! О-Юки, это был! И я сказал тебе
тогда я убью тебя, если ты хоть одно слово скажешь
об этом! . . . Но для тех детей, которые там спят, я
убил бы тебя в этот момент! И теперь тебе лучше
заботиться о них очень, очень хорошо; если они когда-нибудь
есть основания жаловаться на вас, я буду относиться к вам как к
ты заслуживаешь!”…
Даже когда она кричала, ее голос стал тонким,
как плач ветра; затем она растворилась в ярком
белый туман, который устремлялся к кровельным балкам и содрогался
прочь через дымоход. . . . Больше никогда не было
она видела.
- Источник: Lafcadio Hearn, Kwaidan: Stories and Studies of Strange Things (Leipzig: Bernhard Tauchnitz, 1907), стр. 123-32.
- Примечание Хирна об источнике этой истории:
“Юки-Онна”, сказал мне фермер из Тёфу,
Нишитамагори, в провинции Мусаси, как легенда о его
родная деревня. Было ли это когда-либо написано на
Японский не знаю; но невероятная вера
которые он записывает, безусловно, существовал в большинстве мест
Японии, и во многих любопытных формах. (стр. 9) - Вернуться к содержанию.
Вернитесь к фольклорным текстам Д. Л. Эшлимана, библиотеке сказок, фольклора, сказок и мифологии.
Отредактировано 14 июля 2010 г.
Русские Сказки Снегурочка
Снегурочка или
Снегурочка , в современной русской традиции, внучка Деда Мороза, эквивалент Деда Мороза. Она помогает Дедушке Морозу принести детям подарки на русское Рождество. Она также является центральной фигурой как минимум в двух сказках.
Одна из нескольких версий этой истории…
Жили-были дровосек и его старая жена. Они были бедны и не имели детей. Старик рубил в лесу бревна и носил их в город; таким образом он зарабатывал себе на жизнь. По мере взросления они становились все печальнее и печальнее из-за того, что у них нет детей.
“Мы так стареем. Кто о нас позаботится?” жена время от времени спрашивала.
“Не волнуйся, старуха. Бог нас не оставит. Он вовремя придет нам на помощь”, – ответил старик.
Однажды, в разгар зимы, он пошел в лес рубить дрова, и его жена пришла ему на помощь. Холод был сильный, и они почти замерзли.
«У нас нет детей», — сказал дровосек жене. “Сделаем маленькую снежную девочку, чтобы развлечь нас?”
Они вместе стали катать снежки и в скором времени сделали «снегурочку» — снегурочку, такую прекрасную, что никакое перо не может ее описать. Старик и старуха посмотрели на нее и погрустнели еще больше.
“Если бы только Господь послал нам маленькую девочку, чтобы разделить нашу старость!” сказала старуха.
Они так сильно думали об этом, что вдруг произошло чудо. Смотрели они на свою снегурочку, и поражались увиденному. Глаза снегурочки заблестели; диадема, усыпанная драгоценными камнями, сверкала на ее голове, как огонь; накидка из парчи покрывала ее плечи; на ногах появились вышитые сапоги.
Пожилая пара посмотрела на нее и не поверила своим глазам. Потом туман дыхания раздвинул красные губы Снегурочки; она вздрогнула, огляделась и сделала шаг вперед.
Пожилая пара стояла в изумлении; они думали, что спят. Снегурочка подошла к ним и сказала:
“Добрый день, добрые люди, не бойтесь! Я буду вам хорошей дочерью, отрадой старости вашей. Я буду почитать вас как отца и мать”.
“Дочь моя, пусть будет так, как ты хочешь,” ответил старик. “Пойдем с нами домой, наша желанная девочка!” Взяли ее за белые руки и повели из леса.
Пока они шли, сосны качались на прощанье, прощаясь со Снегурочкой, своим шелестом желая ей благополучного пути, счастливой жизни.
Пожилые супруги привезли Снегурочку домой, в свою деревянную избушку, свою избу, и она начала с ними свою жизнь, помогая им по хозяйству. Она всегда была очень почтительна, она никогда не противоречила им, и они не могли ни похвалить ее, ни уставать смотреть на нее, так она была добра и так красива.
Снегурочка, тем не менее, насторожила приемных родителей. Она была совсем неразговорчива и личико ее всегда было бледно, так бледно. Казалось, в ней не было ни капли крови, но глаза ее сияли, как звездочки. И ее улыбка! Улыбнувшись, она зажгла избу, как дар рублей.
Так они прожили вместе один месяц, два месяца; время прошло. Пожилая пара не могла нарадоваться на свою маленькую дочь, подарок Божий.
Однажды старуха сказала Снегурочке: “Доченька моя, что ты так робеешь? Ты друзей не видишь, ты всегда остаешься у нас, стариков; это тебе, должно быть, утомительно. Почему ты не выходишь и играть с друзьями, показывать себя и видеть людей? Вы не должны проводить все свое время с нами, стариками.
“Мне не хочется выходить, дорогая матушка”, – ответила Снегурочка. «Я счастлив здесь».
Пришло время карнавала. Улицы были полны колясок, с пением с раннего утра до поздней ночи. Снегурочка наблюдала за весельем сквозь замерзшие оконца. Она смотрела… и, наконец, не могла больше сопротивляться; она уступила старухе, надела свой плащ и вышла на улицу, чтобы присоединиться к толпе.
В том же селе жила-была девица по имени Купава. Она была настоящей красавицей, с волосами черными, как вороново крыло, кожей цвета крови и молока и изогнутыми бровями.
Однажды через город проходил богатый торговец. Его звали Мизгир, и он был молод и высок. Он увидел Купаву, и она ему понравилась. Купава совсем не стеснялся; она была дерзкой и никогда не отказывалась от приглашения прогуляться.
Мизгирь остановился в деревне, позвал всех девиц, дал им орехи и хлеб с пряностями, и с Купавой станцевал. С этого момента он никогда не уезжал из города и, надо сказать, вскоре стал любовником Купавы. Там Купава, красавица города, расхаживала в бархатах и шелках, угощала юношей и девиц сладким вином и жила радостной жизнью.
В день, когда Снегурочка впервые вышла на улицу, она встретила Купаву, которая представила ей всех своих друзей. С тех пор Снегурочка чаще выходила и смотрела на твое. Молодой мальчик, пастух, угодил ей. Его назвали Лель. Снегурочка тоже ему понравилась, и они стали неразлучны. Когда девушки выходили гулять и петь, Лель бежал к избе Снегурочки, стучал в окно и говорил: «Снегурочка, милая, выходи и танцуй». Как только она появилась, он уже не отходил от нее.
Однажды Мизгирь пришел в деревню, когда девушки танцевали на улице. Он присоединился к Купаве и всех рассмешил. Он заметил Снегурочку, и она ему понравилась; она была такая бледная и такая хорошенькая! С этого момента Купава казалась слишком темной и слишком тяжелой. Вскоре она показалась ему неприятной. Между ними вспыхивали ссоры и сцены, и Мизгирь перестал с ней видеться.
Купава была опустошена, но что она могла сделать? Силой ни угодить, ни возродить прошлое нельзя! Она заметила, что Мизгирь часто возвращался в деревню и ходил в дом старых родителей Снегурочки. Прошел слух, что Мизгирь просил руки Снегурочки.
Когда Купава узнала об этом, ее сердце дрогнуло. Она побежала к избе Снегурочки, упрекала ее, оскорбляла, называла ехидной, предательницей, устроила такую сцену, что пришлось заставить ее уйти.
“Я пойду к царю!” воскликнула она. «Я не потерплю этого бесчестия. Нет закона, который позволил бы мужчине скомпрометировать девушку, а затем выбросить ее, как бесполезную тряпку!»
Итак, Купава пошла к царю просить его о помощи против Снегурочки, которая, как она настаивала, похитила ее любовника.
Царством этим правил царь Берендей; это был добрый и милостивый царь, любивший правду и наблюдавший за всеми своими подданными. Он выслушал Купаву и велел привести к нему Снегурочку.
В деревню прибыли царские послы с воззванием, предписывающим Снегурочке явиться к своему господину.
“Добрые подданные Государя! Послушайте хорошенько и расскажите нам, где живет девица Снегурочка. Царь зовет ее! Пусть готовится скорее!
Старые дровосеки были полны страха. Но слово царя было законом. Они помогли Снегурочке собраться и решили проводить ее, представить ее царю.
Царь Берендей жил в роскошном дворце со стенами из массивного дуба и коваными дверями; большая лестница вела в большие залы, где полы были покрыты бухарскими коврами и стояли гвардейцы в алых кафтанах с блестящими топорами. Весь огромный двор был заполнен людьми.
Оказавшись внутри роскошного дворца, старики и Снегурочка стояли пораженные. Потолки и своды были покрыты росписью, драгоценная тарелка была выставлена на полках, вдоль стен шли лавки, покрытые коврами и парчой, и на этих лавках сидели бояре в высоких шапках из медвежьего меха, отороченных золотом. Музыканты играли на своих тимпанах замысловатую музыку. В дальнем конце зала прямо восседал на своем позолоченном и резном троне сам царь Берендей. Вокруг него стояли телохранители в белых как снег кафтанах с серебряными топорами в руках.
Длинная белая борода царя Берендея упала ему на пояс. Его меховая шапка была самой высокой; его кафтан из драгоценной парчи был весь расшит драгоценными камнями и золотом.
Снегурочка испугалась; она не смела сделать ни шагу, ни поднять глаза.
Царь Берендей сказал ей: “Подойди сюда, девица, подойди поближе, кроткая Снегурочка. Не бойся, ответь на мои вопросы. Ты совершила грех, разлучив двух влюбленных, похитив сердце возлюбленного Купавы? флиртуешь с ним и собираешься выйти за него замуж? Обязательно скажи мне правду!”
Снегурочка подошла к царю, низко поклонилась, преклонила перед ним колени и сказала правду; что она не виновата ни телом, ни душой; что правда купец Мизгир просил ее замуж, но что он ей не угодил, и она отказалась от его руки.
Царь Бенендей взял Снегурочку за руки, чтобы помочь ей подняться, посмотрел ей в глаза и сказал: «Я вижу по глазам твоим, прелестная девица, что ты говоришь правду, что ты ни в чем не виновата. Иди теперь с миром домой и делай не расстраивайся!”
И царь отпустил Снегурочку с приемными родителями.
Когда Купава узнала о решении царя, она обезумела от горя. Она разорвала свой сарафан, сорвала жемчужное ожерелье с белой шеи, убежала от своей избы и бросилась в колодец.
С этого дня Сегурочка становилась все грустнее и грустнее. Она больше не выходила на улицу прогуляться, даже когда Лель умолял ее прийти.
Тем временем вернулась весна. Славное солнце поднималось все выше и выше, растаял снег, проросла нежная трава, зазеленели кусты, запели и вили гнезда птицы. Но чем больше светило солнце, тем бледнее и грустнее становилась Снегурочка.
В одно прекрасное весеннее утро Лель подошел к окошку Снегурочки и умолял ее выйти с ним, хоть разок, хоть на минутку. Долго Снегурочка отказывалась слушать, но, наконец, сердце ее не выдержало более против мольбы Леля, и она ушла с возлюбленным на окраину села.
“Лель, о мой Лель, сыграй на своей флейте только для меня!” она спросила. Она стояла перед Лелем, еле живая, ноги звенели, на бледном лице ни капли крови!
Пусть достал флейту и заиграл любимый мотив Снегурочки.
Она слушала песню, и из ее глаз катились слезы. Затем ее ноги растаяли под ней; она упала на сырую землю и вдруг исчезла.
Лель не видела ничего, кроме легкого тумана, поднимающегося с того места, где она упала. Пар поднимался, поднимался и медленно исчезал в голубом небе…
Еще одна история о Снегурочке…
Жили-были старик и женщина. У них была хорошая жизнь, но они всегда сожалели, что у них нет детей. В один прекрасный зимний день пара увидела соседских детей, играющих в снегу, и разочарование от того, что у них нет собственного ребенка, причиняло им большую боль, чем когда-либо. Старик повернулся к жене и сказал: «Давай выйдем на улицу и построим снежную девочку — она будет похожа на дочь, которой у нас никогда не было». Итак, двое построили снежную девочку, тщательно сформировав ее руки и ноги, ее милый носик, рот, подбородок…
Через несколько секунд после того, как они закончили, губы Снегурочки внезапно покраснели, а глаза начали открываться. Она тепло улыбнулась пожилой паре, стряхнула с себя хлопья и вышла из сугроба хорошенькой девчонкой!
Обрадовались старики, взяли ее в свою хижину и назвали Снегурочкой. Снегурочка росла быстро, не по дням, а по часам. Вскоре она стала довольно красивой, и пожилая пара души не чаяла в ней. Снегурочка была ребенком-мечтой. Она всегда выполняла свои обязанности, никогда не жаловалась и была очень ласковой. Когда она пела мелодию, казалось, что ангел с неба поет именно для них.
Снегурочка много времени проводила на природе. Ей нравилось ощущать прохладный ветерок на своей светлой коже, и ей нравилось проводить время с маленькими лесными существами.
Но зима скоро прошла, и теплое весеннее солнце начало согревать землю. Теперь девушка впала в депрессию.
«В чем дело?» — спрашивала пожилая пара. — Ты плохо себя чувствуешь?
«Нет, мама, нет, папа, я в порядке», — отвечала она.
Но нельзя было отрицать, что что-то не так. По мере того, как растаял последний снег, когда на лугах зацвели цветы, когда запели жаворонки, девочке стало еще грустнее. И пряталась от солнца при каждом удобном случае.
Однажды проплыли темные тучи, принеся с собой шквал града. Радовалась девушка, глядя на градины, как на гигантские жемчужины. Но вскоре град растаял, и девочка заплакала.
Наступило лето, и однажды к Снегурочке обратилась группа девушек: “Пойдем с нами в лес гулять!”
Снегурочка не хотела идти, но родители уговаривали ее, говоря: “Иди поиграй с ними, дорогая. Тебе будет весело”.
И она пошла с девочками, которые начали собирать цветы, петь песни и танцевать. Однако Снегурочка к ним не присоединилась и не слишком хорошо проводила время.