Картинки символы времен года: Рисунки символы 4 времен года

Картинки на все времена. Каким был Новый год в советских открытках


Поздравить с Новым годом и Рождеством сейчас проще простого. В помощь – яркий стикер в соцсетях, смешная гифка или нашумевший видеоролик… Между тем, в почтовых отделениях своего ценителя ждут открытки. Простые, бумажные, но такие настоящие… Раньше несколько строк, аккуратным почерком выведенных на небольшом листике с красочным рисунком, летели к адресату сквозь города и километры. Открытки бережно хранились в семьях годами и десятилетиями, а вместе с ними – самые искренние слова от самых дорогих и близких людей.



«Привет» из прошлого


Модно ли дарить открытки сегодня? Скорее это эксклюзивно. Куда проще обратиться за помощью к мессенджерам, но лично мне приятнее обнаружить в почтовом ящике или найти в крафтовой подарочной коробке маленькую открытку с пожеланиями. И здесь меня точно поймут продавцы цветочных магазинов, которые по-прежнему крепят к букетам маленькие карточки. Как рассказали почтальоны, к Новогодним и Рождественским праздникам по миру всё еще разлетается много открыток. Не осталась в праздники без открыток и я. Разбирая старые ящики получила «привет» из прошлого от бывшего хозяина моего частного дома. В старых больших конвертах лежали стопки открыток. Раньше их покупали заранее десятками и отправляли почтой по разным городам и весям.


Ретро-открытки СССР – это вообще особый пласт изобразительной культуры настоящий арт-объект. Разглядывать советские новогодние открытки, пусть адресованные и не мне, было весьма интересно. Оказалось, в обычной почтовой карточке таится гораздо больше смысла, чем это может показаться на первый взгляд. Найденных открыток порядка 80 штук. Самой старой открытке около 70 лет. Настоящая находка для филокартии! Открытки создали настроение праздника и какого-то неподдельного детского счастья. С волшебных картинок улыбались добрый Дедушка Мороз и скромная, но безумно красивая Снегурочка, розовощёкие советские ребята, весёлые лесные звери, космонавты, солдаты и даже… активисты БАМа. На обратной стороне открыток из года в год почти одинаковые, но такие заветные пожелания: здоровья, счастья, удачи, любви и семейного уюта.


Поздравляли и словом, и рисунком


Если обратиться к истории открыток, то она берёт начало в далёком 1843 году, когда Генри Коул послал друзьям праздничные поздравления в виде небольшого рисунка на картоне. С тех пор традиция закрепилась по всей Европе и постепенно добралась до России. Первую русскую открытку к Новому году нарисовал Николай Каразин в 1901 году или библиотекарь из Петербургской академии художеств Фёдор Беренштам. По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Виток в история новогодних открыток началась в 1935 году, после Октябрьской революции, когда вновь начали отмечать Новый год и небольшие типографии стали печатать поздравительные карточки. Раньше на открытках были образы Рождества и религиозные символы, но в новой стране все это попало под запрет. С Новым годом не поздравляли, разрешалось поздравлять товарищей только с первым годом Октябрьской революции. Усыпить внимание цензоров можно было только детскими сюжетами. Однако и таких открыток печатали очень мало, поэтому карточки, выпущенные до 1939 года, представляют большую ценность для коллекционеров. До начала Великой Отечественной войны на открытках часто изображали куранты и звезды Кремля. В военные годы появились открытки с поддержкой защитников Родины. В 40-ые годы также можно было получить открытку с изображением Деда Мороза, который выгоняет фашистов, или Снегурочку, которая перевязывала раненных. Примерно с 1940 года издательство «Изогиз» начинает печатать тиражи новогодних открыток с изображением Кремля и курантов, заснеженных ёлок, гирлянд. После войны открытки стали ещё более популярными, ведь это был самый доступный способ поздравить родственника или друга, отправив по почте весточку в любой уголок страны.


Радость – в мелочах


В послевоенные 50-60-е годы в стране не было денег и люди научились радоваться самым простым вещам. Среди них были и открытки. В сюжетах главной темой был мир и победа: использовались символы победы над фашизмом, изображении дедушек с внуками, детей с мамами. В 1953 году в СССР было налажено массовое производство открыток. С Новым годом поздравить друзей и близких открыткой считалось обязательным. Их было так много, что из карточек стали делать поделки. Ещё моя мама рассказывала, что отличным подарком были шкатулки и уголочки для хранения писем, сделанные из открыток.


Вскоре «Гознак» начал печатал открытки с рисунками выдающихся русских художников. Помимо традиционных курантов, на открытках появились самолёты и поезда, сказочные герои, зимние пейзажи, утренники в детских садах, дети с кульками конфет, папы, несущие домой елку… В 1956 году на советские экраны выходит известный фильм «Карнавальная ночь». На открытках становятся символом Нового года сюжеты из фильма и изображение актрисы Людмилы Гурченко. Самая старая открытка в стопке найденных мною, датируется именно 1956 годом, но на ней изображена не актриса, а дети на лыжах.


Шестидесятые годы открываются с полёта Гагарина в космос и, это было нашло своё отражение на новогодних открытках. Видели бы вы, какие бравые космонавты в скафандрах шлют привет с открыток тех времён! Как стремятся в космос ракеты с надписью «С Новым годом!»! В этот период расширяется тематика поздравительных карточек, они становятся более яркими и интересными. Изображают не только сказочных персонажей, детей, но и быт советских людей.


Картинки на все времена


Рассказывая о советской новогодней открытке, нельзя не упомянуть имя выдающегося художника и мультипликатора Владимира Ивановича Зарубина. Практически все те милые, трогательные рисованные открытки, созданные в СССР в 60-70-х гг. созданы его руками! Основной темой открыток были сказочные персонажи – веселые и добрые животные, Дед Мороз и Снегурочка, счастливые дети. Помимо Зарубина в истории изобразительного искусства и миниатюры остались творения Ивана Яковлевича Дергилева, который был назван классиком современной открытки и основоположником постановочной. Им созданы сотни изображений, напечатанных миллионными тиражами. Среди новогодних, можно выделить открытку 1987 года, изображающую балалайку и елочные игрушки. Эта карточка была выпущена рекордно большим тиражом в 55 миллионов копий! Не менее известен Евгений Николаевич Гундобин, советский художник, классик открыточной миниатюры. Его стиль напоминает советские фильмы 50-х, добрые, трогательные и немного наивные. На его новогодних открытках только дети – на лыжах, наряжающие ёлку, получающие подарки, а также дети на фоне процветающей советской промышленности, летящие в космос на ракете. Помимо изображений детей, Гундобин рисовал красочные панорамы предновогодней Москвы, знаковые архитектурные приметы – Кремль, здание МГИМО, статую Рабочего и Колхозницы с новогодними пожеланиями. Еще один художник, работавший в стиле, близком Зарубину, – Владимир Иванович Четвериков. Его открытки были популярны в СССР и вошли буквально в каждый дом. Он изображал мультяшных животных и забавные сюжеты. Например, Дед Мороз в окружении зверей играет на балалайке для кобры.


В 70-х в стране актуальной темой становится спорт. На многих карточках изображают людей на лыжне и катке. СССР в 80-ом принимает Олимпиаду, которая дала новый толчок к развитию сюжетов. Также становится популярным жанр фото открытки с Новым годом. Обычно они изображали ёлочные ветки, шары и гирлянды, бокалы шампанского. В конце советского периода на открытках появляются изображения животного символа: фотографии и картинки.

Все открытки прошлых лет такие разные… Листая яркие картинки, отметила, что они отражали веяния и достижения времени. Неизменным всегда оставалось одно: тёплая и душевная атмосфера. Новогодние открытки советских времён по сей день продолжают согревать сердца людей, напоминать о стеклянных игрушках, волшебном запахе ели, беззаботном детстве и празднике, который дарил и дарит волшебство.

Чайковский. «Времена года» (Les Saisons, Op. 37b)

12 характеристических картин для фортепиано

«Времена года» Чайковского — это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь<…> Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа».

Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIX века, петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

12 пьес — 12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

«У камелька». Январь:

И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела.

А. С. Пушкин

«Масленица». Февраль:

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир.

П. А. Вяземский.

«Песня жаворонка». Март:

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

А. Н. Майков

«Подснежник». Апрель:

Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином…

А. Н. Майков

«Белые ночи». Май:

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

А. А. Фет

«Баркарола». Июнь:

Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять.

А. Н. Плещеев

«Песнь косаря». Июль:

Раззудись, плечо
Размахнись рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!

А. В. Кольцов

«Жатва». Август:

Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.

А. В. Кольцов

«Охота». Сентябрь:

Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах.

А. С. Пушкин

«Осенняя песнь». Октябрь:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят…

А. К. Толстой

«На тройке». Ноябрь:

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши.

Н. А. Некрасов

«Святки». Декабрь:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали.

В. А. Жуковский

Возникновение цикла «Времена года», ор.37-bis непосредственно связано с историей взаимоотношений Чайковского с семьей петербургских музыкальных издателей Бернард и их журналом «Нувеллист», основанном в 1842 году. Старший из семьи Матвей Иванович Бернард (1794-1871), основатель нотоиздательской фирмы и журнала «Нувеллист» был также пианистом, композитором. Продолжателем дела стал его сын Николай Матвеевич (1844-1905), также известный музыкант. Редактором журнала был брат основателя фирмы Александр Иванович (1816-1901), известный пианист и композитор. «Нувеллист» знакомил публику с новыми сочинениями русских композиторов, музыкантов — любителей, а также зарубежных авторов. Помимо нотных текстов в нем печатались сведения о новинках оперных сцен, концертах в России, Западной Европе и Америке.

Чайковский сотрудничал с «Нувеллистом» с 1873 года, сочинив для журнала несколько романсов. Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда, полученный Чайковским в письме (не сохранилось), очевидно, в ноябре 1875 года. Однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пиэсу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пиэсками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно названия пьес, то есть сюжетов — картинок были предложены композитору издателем.

В декабрьском номере журнала «Нувеллист» за 1875 год уже появилось объявление для подписчиков об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского и перечень названий пьес, соответствующих каждому месяцу года и совпадающий с названиями, выставленными позже композитором в рукописи цикла.

О ходе сочинения цикла сведений крайне скудны. Известно, что в момент начала работы над ним в конце ноября 1875 года, Чайковский находился в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пиэсы. Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» (там же, № 426, c. 425). Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом.

При издании «Времен года» в «Нувеллисте» пьесы получили поэтические эпиграфы каждая. Два из них вписаны в автографы пьес № 1 и № 3 и принадлежат, судя по почерку, Н. М. Бернарду, который был большим знатоком русской литературы и поэзии и даже автором литературных сочинений. По-видимому, именно издатель был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского. Знал ли Чайковский об этом заранее, согласовывались ли с ним стихи при издании — неизвестно. Но все прижизненные издания включали эти стихотворные эпиграфы, следовательно, Чайковский так или иначе их принял и одобрил.

Хотя названия пьес были заранее известны Чайковскому, в рукописи он внес в двух случаях свои дополнения: пьеса № 8 «Жатва» получила подзаголовок Скерцо, а № 12 «Святки» — Вальс. Эти подзаголовки сохранялись в изданиях Бернарда, но были утрачены в более поздних изданиях П. И. Юргенсона.

Название цикла «Времена года» впервые появляется при первом издании всех пьес вместе, осуществленном в конце 1876 года Н. М. Бернардом, после завершения журнальной публикации. Оно же перешло во все последующие издания, хотя с некоторыми различиями в подзаголовке. У Бернарда значится: «12 характерных картинок». В прижизненных изданиях П. И. Юргенсона: «12 характерных картин», позже — «12 характеристических картин».

Подготовка первого издания пьес в «Нувеллисте» началась 13 декабря 1875 года, когда Чайковский выслал в Петербург две первые пьесы, о чем свидетельствует письмо композитора.

Журнал выходил ежемесячно, первого числа. Пьесы Чайковского открывали каждый номер, за исключением сентябрьского. В этом номере первой была помещена пьеса композитора В. И. Главача, постоянного автора «Нувеллиста» «Сербская походная песня» («Радо иде србин у войнике») в обработке для фортепиано, как отклик на актуальные в то время события войны на Балканах, в которой Россия принимала участие. В журнале № 9 появилось объявление, что подписчики в конце года получат в качестве премии отдельное издание всех 12 пьес. Н. М. Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием «Времена года». Обложка была с 12 картинками — медальонами и названием «Времена года».

Сведений о первом публичном исполнении всего цикла или отдельных пьес не сохранилось. Отсутствуют и отклики прессы на издание. Однако очень скоро «Времена года» стали необычайно популярными и у музыкантов — любителей, и у профессионалов, а впоследствии одним из самых знаменитых фортепианных произведений всей русской музыки.

«У камелька». Январь

Камелек — это специфически русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические. В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.

Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически — мечтательным настроением. Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости. О таком эмоциональном состоянии можно встретить в письмах Чайковского: «Это то меланхолическое чувство, которое является вечерком, когда сидишь один, от работы устал, взял книгу, но она выпала из рук. Явились целым роем воспоминания. И грустно, что так много уж было, да прошло, и приятно вспомнить молодость. И жаль прошлого, и нет охоты начинать сызнова. Жизнь утомила. Приятно отдохнуть и оглядеться.<…> И грустно и как-то сладко погружаться в прошлое». Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы. После него следует третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает…

«Масленица». Февраль

Масленица или масленая неделя — праздничная неделя перед Великим постом. Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами. А в домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь. В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.

«Масленица» — это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.

«Песня жаворонка». Март

Жаворонок — полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни. Картина весеннего русского пейзажа нарисована очень простыми, но выразительными средствами. В основе всей музыки лежат две темы: напевная лирическая мелодия со скромным аккордовым сопровождением и вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием. В органичном переплетении этих двух тем и различных оттенков настроений — мечтательно-грустного и светлого — заключается покоряющая прелесть всей пьесы. Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме. Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.

«Подснежник». Апрель

Подснежник — так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.

Пьеса «Подснежник» построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души, чувство надежды на будущее и затаенного ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

«Белые ночи». Май

Белые ночи — так называются ночи в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем. Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением. Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников и стихах русских поэтов. Именно так — «Белые ночи» — называется повесть великого русского писателя Федора Достоевского.

Музыка пьесы передает смену противоречивых настроений: горестные раздумья сменяются сладостными замираниями переполненной восторгами души на фоне романтического и совершенно неординарного пейзажа периода белых ночей. Пьеса состоит из двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и создают обрамление всей пьесы. Вступление и заключение — это музыкальный пейзаж, образ белых ночей. Первый раздел строится на коротких мелодиях — вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье. Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный. Волнение души настолько возрастает, что приобретает восторженно-радостный характер. После него идет постепенный переход к заключению (обрамлению) всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи в величественном и строгом в своей неизменной красоте Петербурге.

Чайковский был привязан к Петербургу. Здесь прошла его юность, здесь он стал композитором, здесь он пережил радость признания и артистического успеха, здесь и завершил он свой жизненный путь и был похоронен в Петербурге.

«Баркарола». Июнь

Барка — это итальянское слово, означает лодка. Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески весел. В русской музыке первой половины XIX века получили большое распространение баркаролы. Они стали неотъемлемой частью русской лирической вокальной музыки, а также нашли свое отражение и в русской поэзии и в живописи.

«Баркарола» — еще один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского «Времена года». Даже своим названием пьеса обращена к картинам водных каналов и многочисленных речек, на берегах которых расположена северная столица России. Тепло и выразительно звучит широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как бы «раскачивается» на волнах сопровождения, напоминающего традиционные для баркаролы гитарные, мандолинные переливы. В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным, словно даже слышатся быстрые и шумные всплески волн. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная, упоительная по своей красоте мелодия, теперь уже в сопровождении не только аккомпанемента, но и второго мелодического голоса. Звучит как бы дуэт двух певцов. Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки — словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.

«Песнь косаря». Июль

Косари — это преимущественно мужчины, которые рано-рано утром выходили в поле косить траву. Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы. Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело. Косьба — также очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.

«Песнь косаря» — это сцена из народной деревенской жизни. Основная мелодия содержит интонации, напоминающие народные песни. В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру. Хотя первая и третья части — это и есть, собственно, песня косаря, крестьянина, который весело и энергично косит луг и поет во весь голос широкую и, вместе с тем, ритмически четкую песню. В среднем эпизоде, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов. В конце на более широком звучании сопровождения вновь звучит песня, словно после небольшого перерыва крестьянин с новыми силами принялся за работу. Чайковский любил эту летнюю пору в деревне и в одном из писем писал: «Отчего это? Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России в деревне по полям, по лесу, вечером по степи, бывало приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнемождении от наплыва любви к природе».

«Жатва».

Август

Жатва — это сбор с поля созревших хлебов. Жатвенная пора в жизни русского крестьянина — важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели. «Жатва» — это большая народная сцена из крестьянской жизни. В рукописи композитор сделал подзаголовок «Скерцо». И в действительности, «Жатва» — это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян. В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы. В связи с этим музыкальным фрагментом вспоминается высказывание Чайковского: «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж…»

«Охота». Сентябрь

Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты о романе Л.Толстого, рассказах и повестях И. Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.

«Осенняя песнь». Октябрь

Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но были и другие моменты осени — это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни. Умирание в природе в канун зимы — это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.

«Осенняя песнь» занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы. Октябрь, «Осенняя песнь» — это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. В средней части возникает некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным «вздохам», и уже к совершенно безнадежному полному умиранию. Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.

Вся пьеса — это лирико-психологическая зарисовка. В ней пейзаж и настроение человека слиты воедино. «Каждый день отправляюсь на далекую прогулку, отыскиваю где-нибудь уютный уголок в лесу и бесконечно наслаждаюсь осенним воздухом, пропитанным запахом опавшей листвы, тишиной и прелестью осеннего ландшафта с его характеристическим колоритом», — писал композитор.

«На тройке». Ноябрь

Тройка — так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен. Появление этой пьесы в цикле Чайковского воспринимается, хотя и в достаточно элегическом тоне, но как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей — вот символы продолжающейся жизни. Ноябрь в России — это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. «Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами», — писал Чайковский.

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия — песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

«Святки». Декабрь

Святки — время от Рождества до Крещенья. Праздник, в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими. На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье. Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.

Заключительная пьеса цикла — «Святки» — имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

П. Е. Вайдман


Двенадцать пьес публиковались в журнале «Нувеллист» ежемесячно на протяжении 1876 года (В конце того же года весь цикл вышел в свет отдельным изданием под общим названием «Времена года».). Они задуманы композитором как последовательный ряд картин русской природы и быта, подчиненных естественному годичному круговороту тепла и холода, расцвета и увядания. Глубокая поэтичность и проникновенная лирическая теплота доставили заслуженную популярность большинству пьес этого цикла, принадлежащих к лучшим фортепианным сочинениям Чайковского. Написанные без притязаний на виртуозный блеск и эффектность, они отличаются пленяющей мелодической выразительностью и тонкостью фортепианного письма. Каждая отдельная пьеса представляет собой самостоятельную по характеру законченную миниатюру, вся цепь которых воспринимается как задушевное, идущее от глубины сердца повествование о бесконечно дорогом и близком композитору.

Интимный лиризм и яркая образность музыки сочетаются в таких пьесах, как меланхолическая «Песня жаворонка» (март), с звукоподражательными фиоритурками и форшлагами (щебетание весенней птицы), расцвечивающими певучую мелодическую линию, или нежный и хрупкий «Подснежник» (апрель) в гибком и свободном вальсовом ритме без акцентуации первой доли такта, что придает музыке особую легкость и изящество. В пьесе «Белые ночи» (май) обращают на себя внимание тонкие колористические штрихи, передающие ощущение таинственно-прозрачного воздуха петербургских белых ночей. В широком мелодизме русской задумчивой «Баркаролы» (июнь) с ее плавно поступенно вздымающейся, а затем мягко уступчато ниспадающей темой ощущается одновременно и чувство страстного восторженного любования миром, и какая-то скрытая затаенная грусть; в репризе трехчастной формы возникает выразительный диалог между верхним мелодическим и свободно имитирующим его «теноровым» голосом, усиливающий экспрессивную напряженность звучания. Характерным для Чайковского примером мелодизации фортепианной фактуры является одна из самых излюбленных пьес цикла — элегическая «Осенняя песня» (октябрь), музыкальная ткань которой непрерывно живет и дышит в сплетении самостоятельных поющих голосов.

Другую группу пьес представляют написанные броским и крупным штрихом жанровые сцены: веселая разгульная «Масленица» (февраль), удалая «Песня косаря» (июль), оживленная размашистая «Жатва» (август), шумная «Охота» (сентябрь) с перекличкой рогов и общей радостной суетой. К этому же типу принадлежит и широко популярная пьеса «На тройке» (ноябрь), снискавшая заслуженное внимание многих пианистов. В красочной и полной лирического воодушевления музыке этой пьесы Чайковский передает и могучую широту народного напева, рожденную далью родных пространств, и стремительность бега, и веселый звон колокольчика — все, что связано в нашем представлении с этим образом, обретшим столь емкое символическое содержание у русских писателей и художников XIX века.

Открывающийся уютной мечтательной сценкой «У камелька» (январь), цикл «Времен года» завершается картиной самого радостного зимнего праздника «Святки» (декабрь), написанной в форме увлекательного вальса.

Ю. Келдыш

  • Фортепианное творчество Чайковского →

Ссылки по теме

  • «Времена года» на сайте о Чайковском

Four Seasons Icons – Illustrationen Und Vektorgrafiken

Grafiken

  • Bilder
  • Fotos
  • Grafiken
  • Vektoren
  • Videos

DurchstERN SIE 3.

712 . Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder und Vektorarbeiten zu entdecken.

Sortieren nach:

Am beliebtesten

vier jahreszeiten-symbol mit 4 farbigen symbolen – frühling, sommer, herbst und winter – иконы Four Seasons Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Vier Jahreszeiten-Symbol mit 4 farbigen Symbolen – Frühling,…

ein satz von vier jahreszeiten-symbole. – четыре сезона иконки сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Ein Satz von vier Jahreszeiten-Symbole.

Saisonale набор иконок блоков – иконки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы

Saisonale набор иконок блоков

Eine Reihe saisonalen Blocksymbolen. Handgezeichnet с текстом.

vektor-saison-symbolsatz – иконки четырех сезонов сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vektor-Saison-Symbolsatz

eine reihe von jahreszeitensymbolen. летний, травяной, зимний и frühling. Vier Jahreszeiten вектор-набор-символ. – четыре сезона иконки сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Eine Reihe von Jahreszeitensymbolen. Лето, Хербст, Зима и…

Ein Set Jahreszeiten Symbole. Зоммер, Хербст, Винтер и Фрюлинг. Vier Jahreszeiten Векторзац-Символ. Вектор 10 ЭПС.

силуэт иконки сезона – иконки четырех сезонов сток-графика, клипарт, мультфильмы и символ

Saison Icons Silhouette

набор мокрых-линий-иконок – большая упаковка 70 мокрых графических элементов, сон, волк, реген, шней, ветер, регенбоген – значки четырех сезонов сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Wetter-Linie- Набор иконок – большой пакет 70 Wettervorhersage…

Vektor-Natursammlung – Wetter, Bedingungen, Jahreszeiten auf Weiß isoliert

jahreszeiten kalender symbole – иконы Four Seasons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Jahreszeiten Kalender Symbole

ein satz von vier jahreszeiten-символ. – четыре сезона иконки сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Ein Satz von vier Jahreszeiten-Symbole.

Ein Satz von Vier Jahreszeiten-Symbolen. Die Jahreszeiten – Зима, Frühling, Sommer und Herbst.

от Four Seasons – Four Seasons Icons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Das Four Seasons

Ein buntes Symbol, das in vier Abschnitte unterteilt ist, einen für jede Jahreszeit

waldbäume Winterherbst im Summer. 4 jahreszeiten vektorillustration – иконки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Waldbäume Winterherbst im Sommer. 4 Jahreszeiten…

vier jahreszeiten-icon-set. 4 графических элемента векторной графики, зима, frühling, лето, herbst darstellt. schneeflocke, blume, sonne и кленовый лист – иконки четырех сезонов, графика, клипарт, мультфильмы и символы

Vier Jahreszeiten-Icon-Set. 4 Grafikelement Vektorgrafiken,…

горизонтальный баннер. – четыре сезона иконки сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Горизонтальный баннер.

jahreszeiten — зима, frühling, sommer und herbst. – значки четырех сезонов: графика, клипарт, мультфильмы и символы

Jahreszeiten – Winter, Frühling, Sommer und Herbst.

Four Seasons – Four Seasons Icons Stock-Grafiken, Клипарт, Мультфильмы и Символы -grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Векторный набор иконок von Feuer, Wasser, Erde und Luft…

set von vier jahreszeiten (зима, frühling, sommer, herbst). – иконки четырех сезонов: графика, клипарт, мультфильмы и символы

Set von vier Jahreszeiten (Winter, Frühling, Sommer, Herbst).

Set aus vier Jahreszeiten (Winter, Frühling, Sommer, Herbst).

wetter-icons – иконки Four Seasons Stock-Grapiken, -Clipart, -Cartoons und -Symbole

Wetter-Icons

Wettersymbole for Print, Web или Mobile App и -символ

Four Seasons

Symbole für die vier Jahreszeiten. Иллюстратор eps- и jpg-Dateien verfügbar.

набор цветных иконок – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Jahreszeiten набор цветных иконок

Sonnenschein-мультфильм-символ. morgensonne logo, einfache sommer-sanburst-clipart. векторное изображение – четыре сезона иконки сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Sonnenschein-Cartoon-Symbol. Логотип Morgensonne, einfache Sommer-Sun

Солнечная мультяшная икона. Логотип Morgensonne, einfacher Sommersonnenschliff. Изолированный вектор иллюстрации Symbole Bild Sonne heller Sonnenstrahl

влажный и яркий инфографик с цветными иконками set – четыре сезона иконки stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Wetter und Jahreszeiten Infografik mit flachen Icons set

Four Seasons – Four Seasons Icons set Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Four Seasons

Иконки для Frühling, Sommer, Herbst и Winter.

Four Seasons – Four Seasons Icons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Four Seasons

Baum in vier Jahreszeiten – Frühling, Sommer, Herbst, Winter. Векториллюстрация. Isoliert auf weißem Hintergrund.

jahreszeiten – зима, frühling, лето и трава. – значки четырех сезонов: графика, клипарт, мультфильмы и символы

Jahreszeiten – Winter, Frühling, Sommer und Herbst.

blatt-form-linie-symbole – значки четырех сезонов сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Blatt-Form-Linie-Symbole

векторный набор иконок – четыре сезона иконки графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

векторный набор иконок Jahreszeiten

цветной, зимний, летний, травяной, frühling. vektorsymbolvorlage – значки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vier Jahreszeiten, Winter, Sommer, Herbst, Frühling….

flaches und einfaches federillustrationsset – значки четырех сезонов сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Flaches und einfaches Federillustrationsset

Flaches und einfaches Feder-Illustrationsmaterial-Set

grünen baum wächst in der natur-vektor-icon-set – четыре сезона иконки сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Grünen Baum der wächst in der natur-vektor-icon-set Natur-Vektor-icon-set

Выращивание деревьев lizenzfreies Vektor-Interface-Icon-Set. Diese beitbare Vektordatei wächst Baumsymbole Symbole auf weißem Hintergrund. Die Schnittstellensymbole sind in Zeilen angeordnet und können als App-Interface-Symbole, online als Internet-Webschaltflächen sowie in Digital- und Printmedia verwendet werden.

vier natur jahreszeiten farbquadrate – иконки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vier Natur jahreszeiten Farbquadrate

japanische pflanzen und blumen iconen – иконки четыре сезона сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Japanische Pflanzen und Blumen Ikonen

Saison Lange Schatten Flach – Four Seasons Icons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Saison Lange Schatten Flach

Saisonlanger Schatten Flach, Vektorssymbole

muttertag aquarell touch blume herz design – значки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Muttertag Aquarell Touch Blume Herz Design

saison-symbole – значки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Saison-Symbole

vier saison sechseck-symbol mit sonnenzeichen für sommer-blumenschild für frühling schneezeichen für den winter und ahornblatt für herbst vektor-design – иконы четырех сезонов сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vier Saison Sechseck-Symbol mit Sonnenzeichen für Sommer-Blumensch

Vier Symbole der natur-saison – Four Seasons Icons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Vier Symbole der Natur-Saison

Verschiedene Farben vier Naturjahreszeitoli Kreisert auf Weiß

Климатическая установка и контроль – Sonne und schneeflocke – Four Seasons Icons Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole

Климатическая установка и контроль – Sonne und Schneeflocke

Климатическая установка от Heiß zulimsier Kalt – halb Schneeflocke, Klimatsier kalt Веттерунтершидссимвол. Вектор-иллюстрация

гранж четыре сезона – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Гранж четыре сезона

Vier Symbole, jede Jahreszeit auf einem Grunge-Farbspritzerhintergrund darstellen.

japanische muster set2 – значки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Японский набор 2

vektorsatz jahreszeitensymbolen. enthält die symbole winter, frühling, sommer, herbst. пиксель идеальный. – четыре сезона иконки сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vektorsatz von Jahreszeitensymbolen. Enthält die Symbole Winter,…

erde und umwelt symbole – значки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Erde und Umwelt Symbole

Erd- und Umweltsymbole. EPS 10-Датеи. Transparenzeffekte, die für Hervorhebungselemente verwendet werden.

japanische kalender – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ -cartoons und -symbole

Mit Aufbau für eine ðµñ mit Aufbau für eine ° ñ ñ

4 Jahreszeiten Icons gesetzt. Натурконцепт. Вектор

herbst-flat-design-icon-set – иконки четырех сезонов сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbole

Herbst-Flat-Design-Icon-Set

herbst-set1 – иконки четырех сезонов стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы

Herbst-Set1

herbst japanisches muster2 – иконки четырех сезонов стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы

Herbst japanisches Muster2

vier набор иконок jahreszeiten bunte – иконки четыре сезона сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Vier Jahreszeiten bunte Icon Set

frühlings-gourmet-aquarell-illustrationsset – иконки четыре сезона сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и символ

Frühlings-Gourmet-Aquarell-Illustrationsset

Frühling Gourmet Aquarell Illustration Set

четыре сезона символ – четыре сезона иконки сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Четыре сезона символ

zwei niedliche charätere ausbltlichen aus. – четыре сезона иконки сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Zwei Niedliche Charaktere aus herbstlichen Ahornblättern.

Dies ist eine Иллюстрация от herbstfarbenen Blättern.

кифернзапфен. в стиле эйнем флахен. – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Кифернзапфен. In einem flachen Stil.

Panda Bär Wetter Kawaii Cartoon Set – Four Seasons Icons stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole набор векторных иконок – иконки четырех сезонов сток-графика, клипарт, мультфильмы и символы

Reisefrequenz-Saasons & Types Outline Style Vector Icon Set

die ganze saison symbol. зима-schneeflocke, frühlingsblume, sommer, sonne, – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Die ganze Saison Symbol. Winter-Schneeflocke, Frühlingsblume,…

Ganzjahressymbol. Winterschneeflocke, Frühlingsblume, Sommersonne, Herbstregen Wetterzeichen. Линейный Стиль.

jahreszeiten bunte symbole gesetzt. jahreszeiten – frühling, sommer, herbst, зима. – четыре сезона иконки сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Jahreszeiten bunte Symbole Gesetzt. Jahreszeiten – Frühling,…

Jahreszeiten bunte Symbole setzen. Jahreszeiten – Frühling, Sommer, Herbst, Winter.

saisonal wiederkehrend – иконки четырех сезонов stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole Umwelt-, Wetter-,

более влажный набор иконок для редактирования – набор иконок для четырех сезонов, графика, -клипарт, -мультфильмы и символы

набор иконок для редактирования влажных иконок

эмблема для четырех сезонов. holz als die jahreszeiten im kreis mit den buchstaben. – четыре сезона иконки сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ

Эмблема четырех сезонов. Holz als die Jahreszeiten im Kreis mit den…

Emblem für Business, Cafe, Hotel, Restaurant, Online-Shop, Label oder Verpackung.

фон 62

символов четыре сезона иллюстрации, Фотография, картинки и изображения с низким бюджетом. Рис. ESY-020062768

Купите это изображение по цене от

10 долларов США

Всего за 0,27 доллара США при максимальном разрешении с easySUBSCRIPTION

См. наши планы подписки

Royalty Free License

Выберите наиболее подходящее разрешение

0}”>

С
1 МБ
А8
591 х 591 пикселей
20,8 х 20,8 см
72 $10.00
М
6 МБ
А6
1448 х 1448 пикселей
12,3 х 12,3 см
300 20 долларов США
л
26 МБ
А4
3015 х 3015 пикселей
25,5 х 25,5 см
300 25 долларов США
XL
50 МБ
А3
4180 х 4180 пикселей
35,4 х 35,4 см
300 $30.00

Эти цены действительны для покупок, сделанных в Интернете

Купи сейчас

Добавить в корзину

ДОСТАВКА: Изображение сжато как JPG

Код изображения:

ESY-020062768

Фотограф:

Коллекция:
Фотопоиск ЛБРФ

Пользовательская лицензия:

Низкий бюджет без лицензионных отчислений

Наличие высокого разрешения:

До XL
50 МБ
А3

(4180 х 4180 пикселей –
13,9″х 13,9″ –
300 точек на дюйм)

Специальная коллекция:

Низкий бюджет

Доступно для всех разрешенных видов использования в соответствии с нашими Условиями лицензирования бесплатного визуального контента.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *