Русский национальный костюм
Народный костюм – предмет гордости для любой нации. Каждая деталь языком цвета, формы и орнамента рассказывает о культурных особенностях своего народа. Русский национальный костюм не стал исключением – он не просто защищал от холода и жары, а мог поведать о статусе своего владельца, семейном положении и откуда он родом.
Русский национальный костюм, как считают специалисты по истории моды, окончательно сложился к XII веку. Одежду в определённых канонических традициях носили все слои населения – от зажиточных правителей до бедных пахарей. Указом Петра I в XVIII веке сарафаны и рубахи сменились европейской одеждой для полноценного культурного обмена с развитыми странами (однако скорее всего этот шаг был обусловлен не политическими, а личными предпочтениями императора). А до этого все детали костюма говорили о народе-труженике, который веками возделывал поля в условиях короткого лета, а бесконечными зимними вечерами ткал и вышивал.
Рубаха
Главным элементом традиционного наряда являлась рубаха – составная или цельнокроеная, холщовая или из льна (а у богачей из шёлка), украшенная орнаментами по географическому положению. Например, в Тульской и Курской областях рубахи вышивали красными нитями, а близ Воронежа – чёрные простые узоры. В северных и центральных губерниях преобладали синие цвета, иногда использовался золотой. Нередко вышивали обереги и знаки от сглаза. У простых крестьян сорочка служила верхней одеждой, знать же носила её как бельё. Как правило, даже у самых бедных крестьян в сундуках хранилось несколько рубах – их надевали в зависимости от работы, которую надо выполнить. Были «посевные», «пожнивные» и «рыболовные» рубахи, но самую нарядную, практически праздничную, носили на жатву.
Сарафан
Неотъемлемым предметом одежды женского образа был сарафан. Впрочем, в деревнях это слово персидского происхождения («саран па» – «через голову») звучало редко – такое платье обычно называли костыч, штофник, кумачник, синяк или косоклинник. Интересно, что изначально это был элемент мужского наряда – парадное княжеское облачение шили с длинными рукавами из парчи или шёлка, обильно украшали камнями и вышивкой. Обжившийся в женском гардеробе сарафан был нескольких разновидностей: распашным – из соединяющихся красивыми пуговицами двух полотнищ, прямым на лямках и глухим косоклинным со скошенными вставками по бокам. Как правило, одеяния были тёмно-вишнёвого, красного, голубого или синего цвета. Праздничные наряды шили из шёлка или парчи, на каждый день годились и ситцевые. Этот элемент русского национального костюма носили как вельможи, так и простолюдинки – разница была в материале, отделке, украшениях, а также в верхней одежде: барыни для пущей важности кутались в шубы или летники с длинными рукавами, а крестьянки надевали телогрейки. Замужние женщины чаще носили понёву – юбку из полушерстяной ткани с вышивкой.
Мужской гардероб
Мужчины – как в деревнях, так в городах – носили рубахи. Бояре выбирали шёлковые ткани, у крестьян одежда была из льна и хлопка. Форма ворота была разнообразной – круглая горловина, «стойка», косоворотка. Мужской костюм не отличался особым разнообразием и деталями: рубаху украшали вышивкой и подпоясывали, добавляли свободные штаны, сапоги или лапти и отправлялись в поле. Знать поверх надевала кафтан, парадный ферязь с длинными рукавами или долгополую однорядку. Крестьяне утеплялись напоминающим шерстяной халат армяком.
Головные уборы
Немаловажной составляющей наряда были головные уборы. Мужчины носили тафьи – маленькие круглые шапочки, зимой надевали треухи – прототипы ушанки – или высокие мурмолки. Куда большее разнообразие было у женщин. Замужние прикрывали волосы полотняными повойниками и платками даже дома, а на улице поверх водружали кокошники или кички. Девицы ходили в широких вышитых венчиках с лентами. Были и сложные головные уборы, в состав которых входило до 12 элементов!
Отличительной чертой русского национального костюма была многослойность – носить одновременно менее трёх элементов одежды считалось неблагопристойным. «Прорубленное окно в Европу» принесло невиданные доселе парики, корсеты и декольте, оставив сарафаны и кокошники деревням. Одно время за производство и продажу традиционной одежды даже налагались санкции, поэтому русский костюм залёг на дно – точнее, в сундуки, чтобы позднее стать частью истории и источником вдохновения для всех любителей модных тенденций.
Читайте также другие наши статьи по теме: «Узбекский национальный костюм», «Тюбетейка», «Японское кимоно», «Сомбреро — шляпа с историей», «Парео», «Индийская одежда», «Украинский национальный костюм», «Ханбок».
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Гостиничный комплекс «Подворье» – одно из первых строений, возведённых на территории ЭТНОМИРа, наряду с самой большой в мире Русской печью и избами этнодвора «Музей русской печи». Этот большой деревянный терем был спроектирован и построен в 2007 году российскими архитекторами, которые совместили традиции русского деревянного зодчества и современные экотехнологии. Благодаря последним «Подворье» является уникальным отелем с «умными», «дышащими» стенами. В нём комфортно в любое время года: прохладно в летнюю жару и тепло в зимнюю стужу.
«Подворье» – идеальный вариант для семейного отдыха в экостиле!
Понравилась статья – поделись с друзьями!
Северный русский народный костюм » Перуница
Северный русский народный костюм
конца XIX — начала XX ВЕКА из собрания Архангельского государственного музея
деревянного зодчества и народного искусства.
Комплект из восемнадцати открыток.
Славу заповедника народной культуры и ее национальных традиций снискали Северу многочисленные памятники народного крестьянского искусства. Среди них ярким самобытным элементом является народный костюм. В нем наиболее полно воплотилось незаурядное мастерство северных женщин.
Собрание северного народного костюма представлено в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства материалами конца XVIII — начала XX веков. Этнографическая направленность музея определила принципы формирования коллекции. За 20 лет существования музея многочисленные экспедиции изучали народный быт в Каргопольском, Коношском, Пинежском, Мезенском, Красноборском, Ленском и других районах области. Собраны костюмные комплексы, отдельные предметы, всевозможные дополнения: головные уборы, украшения, обувь, всего более 3 тысяч единиц хранения.
Достаточно полно в коллекции представлена крестьянская одежда конца XIX — начала XX веков.
Преобладает женская. По сравнению с мужской она ярче выявляет черты местного своеобразия костюма. Материалы коллекции дают возможность изучить типичные для Севера черты, выявить региональные особенности, проследить изменения в одежде, происходящие на рубеже веков.
Характер северного костюма соответствовал крестьянской эстетике. Северорусский комплекс с сарафаном складывался и видоизменялся на протяжении многих веков. В конце XIX — начале XX века он имел множество вариантов. Состоял он по-прежнему из рубахи, сарафана, пояса, головного убора, обуви. Иногда его дополнял передник. Одежда была тесно связана с обычаями и традициями деревни. Неписаными законами было установлено, какую одежду носить в будни, какую по воскресным дням, в престольные праздники, на свадьбу, по случаю траура.
Будничный костюм был удобным и прочным. Наиболее архаичной частью его была рубаха. Туникообразный, свободный крой с ластовицами не стеснял движения. Региональные различия можно проследить на примере каргопольских, пинежских, Вологодских рубах, имеющихся в коллекции. Разнообразны будничные сарафаны, представленные в коллекции. Наиболее древний, косоклинный, до начала XX века бытовавший в Пинеге, соседствовал с более поздним прямым, распространенным в других регионах области. Материалом для будничной одежды служили льняное полотно, пестрядь, набойка. Позже они были вытеснены ситцем.
Одежда несла не только утилитарные и эстетические функции. Отзвуки древних языческих представлений о мире сохранились в костюме. Одежда оберегала человека от внешней среды, и каждая деталь ансамбля имела определенный смысл. Обережную роль играл пояс. Коллекция дает представление о разнообразных техниках их изготовления, бытовавших на Севере.
Важную роль играли головные уборы. Девичьи оставляли теменную часть и волосы открытыми, а женские их полностью скрывали. Они подчеркивали не только изменение семейного положения, но и имущественного состояния. Украшенные жемчугом и золотым шитьем кокошники, повязки занимают особое место в коллекции. Сохранились комплексы обрядовой одежды.
Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле.
Наиболее выразительна в художественно-образном решении праздничная одежда. Костюм сохранял традиционный покрой, но шили его преимущественно из более дорогих, покупных шелковых тканей. Он больше испытывал городское влияние.
Городской костюм также представлен в коллекции музея Он сформировался в последней четверти XIX века и следовал дворянской и европейской моде.
Данное издание — первая публикация материалов коллекции, как результат экспедиционной работы музея. При подготовке использованы материалы научного архива музея, собранные Н. Власихиной, Н. Лютиковой и другими научными сотрудниками.
Комплексы костюмов составлены на основании научной реконструкции Л. Калининой. Учтена возможность сосуществования отдельных частей костюма: хронология, регион бытования, возрастные различия и назначение одежды. Представленный в экспозиции музея вместе с другими экспонатами народный костюм помогает понять духовный мир прошлого, богатую культуру русского народа.
А.И.Иванова
ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Каргополье.
Рубаха. Льняное полотно, ткачество.
Сарафан-набивальник. Лен, кумач, тесьма, набойка.
Юбка. Лен, гарус, браное ткачество.
Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Традиционный комплекс костюма с сарафаном иногда дополняла нижняя юбка. Как самостоятельная часть одежды юбка входила в сенокосный костюм. Тяжелый браный узор покрывал всю поверхность ее нижней части, поподолицы. Классически строгий колорит, построенный на сочетании красного узора и белого льняного полотна был характерен для всех регионов Севера. Только в Каргополье поподолицы расцвечивали яркими гарусными нитями. Орнамент распадался на отдельные, резко ограниченные друг от друга полосы. Завершали отделку юбки махры из разноцветных шерстяных нитей. К концу XIX — началу XX века рубаха сохраняла традиционный для народного костюма Каргополья покрой: широкие до локтя рукава, глубокий присобранный ворот. В данном комплексе костюма верхняя часть — воротушка— и нижняя часть — стан— изготовлены из льняного полотна.
Широкий, прямой по покрою, сборчатый сарафан кроился здесь на длинных узких лямках.
Будничным головным убором служил платок из ситца. Большое распространение в конце XIX века получили ситцы, изготовленные в Карабанове Александровского уезда, Владимирской губернии.
ЖЕНСКИЙ ЖАТВЕННЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века Олонецкая губерния, Каргополье.
Рубаха. Льняная пестрядь, кумач, ситец, браное ткачество.
Сарафан. Льняная пестрядь.
Жатва была особым трудовым праздником крестьян. От урожая зависело благополучие семьи землепашца. Богатая орнаментация жатвенной одежды служила знаком уважения к кормилице-земле. Ромб — символ солнца, знак плодородия, господствовал среди других простейших геометрических фигур. Поставленный углом, с гребешками-отростками, сливающийся в сложные композиции, он был воплощением неистощимой фантазии мастериц. Красный цвет в костюме также был посланцем солнца.
Обрядовая рубаха сохраняла традиционный для Каргополья покрой и состояла из стана и воротушки. Но воротушка скроена из более легкой, покупной ткани. Нижнюю часть по-прежнему шили из ткани домашнего изготовления. В отделке поподолицы появились поздние элементы: оборка из яркого ситца, кумачовая прошва.
Сарафан на длинных лямках — региональный вариант прямого сарафана. Пестрядь для сарафанов делали в более крупную клетку, чем для стана рубахи.
Детский костюм обычно повторял в покрое и орнаментации взрослый, но был менее сложен в исполнении и шили его из остатков материала.
ДЕВИЧИЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Каргополье.
Рубаха. Лен, пестрядь.
Сарафан-кумачник. Кумач, холст, ситец, вышивка тамбуром.
Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Основу комплекса составляет сарафан-кумачник традиционного звучного красного цвета, украшенный вышивкой тамбуром. Узор календари связан с основным занятием крестьян Каргополья — хлебопашеством. Все знаки имели определенный смысл. Лепестки и кудри обозначали месяцы, круг над верхним лепестком (январем) — символ нарождающегося солнца, петельки с внешней стороны месяца соответствовали дням, связанным с годичным кругом полевых работ, круги — это земледельческие праздники и дни, когда гадали на урожай.
Сарафан входил в комплекс жатвенного костюма. К началу XX века календарь часто воспринимался как чисто орнаментальный мотив. Его символика постепенно забывалась, узор упрощался.
Платок из карабановского ситца, получивший на Севере название аглицкий, дополнял комплекс.
ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX — начало XX века. Пинега
Рубаха-мышница. Льняное полотно, кумач, вышивка в набор.
Сарафан-пестрядинник. Х/б, лен, пестрядь.
Пояс. Шерсть, плетение.
Платок. Ситец, фабрика Баранова.
Название рубаха мышница идет от вышитых в набор красными нитями оплечий-мышников. Аастовки (полики) из красного кумача придавали рубахе особую нарядность. Пазушники (ластовицы) также кроили из кумача С помощью магических линий, зашифрованных в рисунках орнамента, человек надеялся защитить себя от злых сил. Орнамент располагался там, где край одежды граничил с незакрытым телом: по вороту, рукавам, по подолу.
Пестрядь, цветную клетчатую ткань, изготовляли из льняных нитей домашнего прядения с добавлением цветных хлопчатобумажных. Пестрядинник, вытканный из покупных нитей, считался более дорогим сарафаном. Простейший вид узорного тканья имел свои особенности в разных регионах. Сложная, некрупная, холодных тонов клетка характерна для Мезени, Пинеги. Синий и белый цвет преобладал над неярким красным.
Пояс подвязывали высоко под грудью. Плетение вручную было трудоемким занятием. Узоры, образующие радужные переливы, были очень нарядны.
ДЕВИЧИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX века. Вологодская губерния, среднее течение реки Вычегды.
Рубаха. Льняное полотно, кумач, браное, выборное ткачество.
Сарафан троелишный. Лен, набойка, кумач, вышивка.
Косынка-косяк. Льняное полотно, браное, выборное ткачество.
Пояс. Лен, шерсть, стеклярус, поволока, тканье в бердышке.
Костюм выполнен в традициях одежды Вологодской губернии. Ворот — короткую рубаху шили на архаичной туникообразной кокетке с подкладом и воротником-стойкой. Застежка на планке. Орнаментация ворота в виде полосы браного ткачества, пристроченной по линии кокетки. В этой же технике декорированы нижняя часть рукавов и манжеты. Сочетание густого узора в виде городчатых ромбов и свастик с разреженным орнаментом в виде стилизованных растений является особенностью оформления одежды этих мест. Полоса орнамента на косяке позволяет объединить две детали костюма в единый ансамбль.
Трехцветная набойка сарафана делала его живописным. Такие сарафаны называли троелишными. Узор “рябинки” наносили оранжевой масляной краской. По низу сарафана — полоски кумача с вышивкой крестом синими, сиреневыми, зелеными нитями.
Женские пояса здесь отличались сложностью завершения концов. В оформлении использовали проволоку, стеклярус Местные жители различали пояса с прибасками, с королечками, с кисточками. Ансамбль отличался сочностью красок, яркостью. Все детали комплекса выполнены из ткани домашнего изготовления.
ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало ХХ века. Верховья реки Пинеги.
Рубаха-ворот. Лён, пестрядь, бранное ткачество.
Сарафан-косоклинник. Хост, кумач, набойка.
Пояс. Шерсть. Тканье в бердышке.
Ткани фабричного производства не пользовались популярностью
только у стариков. Старообрядцы говорили про такие наряды: легкие, шутовы, ненастоящие. Старое поколение носило одежду своей молодости.
В повседневный костюм пожилой женщины входила традиционного покроя пестрядинная рубаха-ворот с ластовицами и прямыми поликами. Рукава сужены к кисти, что характерно для Пинеги.
Косоклинный сарафан сшит из кубовой набойки. Архаичный покрой его сохранился до XX века. Узор наносили при помощи досок-манср, покрытых специальным раствором. Белый рисунок как бы выплывал из глубинного темно-синего фона. Комбинации орнаментальных мотивов разнообразны и декоративны.
Набойка применялась до 30-х годов XX века Манеры продавали на ярмарках и узоры распространялись по всей России.
ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX — начало XX века. Пинега.
Рубаха-полурубашье. Миткаль, тюль.
Сарафан. Шелк, тесьма.
Полушубок. Парча, позумент, холст.
Головной убор-повязка. Кумач, галун, фольга, бисер, бахрома из золотных нитей.
Платок. Шелк.
Наличие в комплексе нескольких рубах и сарафанов характерно для народного костюма. Чем дороднее казалась крестьянка, тем красивее она считалась. Когда пинежская девушка шла на метище, годовой праздник, из-под подобранного яркого верхнего сарафана должен был быть виден другой. Верхнюю рубашку-полурубашье, короткую, без стана, шили из покупной базарской ткани с широкими рукавами. Рукава перехватывали яркой лентой у локтей. Под лямками сарафана и полушубка подвязывали два пурпурно-красных платка. Концы платков выпускались по сторонам рукавов. Они развевались на ветру, словно крылья птицы. Расшитая золотными нитями повязка завершала девичий костюм. Красивая линия абриса головного убора придавала величие молодому лицу. Пояс в этом случае подвязывали под сарафан.
ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Вторая половина XIX века. Мелентьевская волость.
Кофта-казачок. Репс, ситец, машинное кружево, тесьма.
Сарафан-атласник. Атлас, ситец, галун.
Головной убор-перевязка. Галун, кумач, кружево, шелк, шитье перламутровыми плашками, низание бисером
Влияние городской моды отчетливо проявилось в комплексе костюма “казачок с сарафаном атласником”, бытовавшем на границе Вологодской и Олонецкой губерний как праздничная одежда. Шили его из покупных тканей.
Традиционный прямой, сборчатый сарафан на длинных узких лямках дополнялся распашной приталенной кофтой городского покроя – казачком. Шили его на ситцевом подкладе. Отрезные, пышные у плеч рукава заканчивались широкими манжетами. Силуэт создавался за счет рельефов и вытачек. На верхней полочке заложены мелкие складки. Застежка на пуговицы с левой стороны. Использование оборок из машинного кружева создавало особую выразительность наряда.
Завершал костюм девичий головной убор — перевязка. Она выполнена из позумента. Сзади ее украшали кружевом и шелком, спереди расшивали перламутровыми плашками. Надо лбом шла густая поднизь из бисера.
ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Мезень.
Платье гарнитурное. Шелк, миткаль, машинное кружево.
Шаль. Шелк.
Туфли. Кожа.
Распространение городской моды прежде всего наблюдалось в поморье, на Мезени. Суровые климатические условия не позволяли выращивать лен. Женские ремесла не получили здесь развития. Шитье одежды производилось самими женщинами, но из привозных тканей. Их приобретали на ярмарках, у приезжих купцов, а также за границей в Норвегии, Голландии. Большой популярностью пользовались переливчатая тафта, штоф, шанжан (на Мезени — гарнитур).
Платье по старинке называли здесь сарафаном. Сшито оно на подкладке. Защипы и рельефы создают приталенный силуэт наряда. В отделке костюма использованы как традиционные, так и новые городские элементы: широкие полосы плоско нашитого машинного кружева на подоле и пышная оборка из широкого зубчатого кружева на лифе.
Наплечные шали с кистями отличались мягкостью тонов и служили прекрасным дополнением городского костюма.
ЖЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
Конец XIX — начало XX века. Архангельск.
1. Костюм-парочка. Кофта, юбка Х/б ткань, тюль.
Косынка. Шелковые нити, сцепное кружево.
Полусапожки. Кожа, х/б ткань.
2. Костюм-парочка.
Кофта, юбка Шелк, штоф, бархат, миткаль.
Платок. Шелк, 1251.
Туфли. Кожа.
Ансамбль-парочка — из юбки и кофты стал доминирующим в одежде женщин провинциальных северных городов в конце XIX — нача\е XX веков. Обе части костюма шили из одинаковой ткани. Приталенный силуэт костюма создавался за счет множества вертикальных рельефов, застроченных мелких складок. Сложный крой дополнен большим количеством деталей объемной орнаментации: оборки, защипы, рюши из тюля и машинного кружева, баски. Праздничный комплекс костюма дополняли косынки из сцепного кружева и шелковые платки.
МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА
Начало XX века. Архангельская губерния.
Рубаха. Конопля, крашенина, ремизное ткачество.
Порты. Лен, пестрядь.
Пояс. Лен, шерсть, тканье в кроснах
Рубаха, штаны, пояс, головной убор и обувь повсеместно входили в состав мужского костюма. Наряду с косовороткой бытовали рубахи с разрезом ворота посредине. Грубая, сшитая из конопляной крашенины, рубаха была удобной и долговечной.
Порты были однообразны по внешнему виду. Различия касались только некоторых деталей покроя. Наиболее традиционные приемы кроя использовались в данном комплексе. Полотнище перегибали вдвое по основе. Для клиньев его складывали и разрезали по диагонали. Держались порты при помощи вздежки — гасника, пропущенного в опушку. Иногда использовали застежку на пуговицу.
Пояс несколько раз опоясывал талию. Чаще такой пояс носили с верхней одеждой.
МУЖСКАЯ БУДНИЧНАЯ ОДЕЖДА
Начало ХХ века. Пинега.
Рубаха. Лён, льняное полотно, пестрядь.
Порты. Лён, многоремизное ткачество
Пояс. Х/б, шерсть, плетение.
Местные различия прослеживались в мужской одежде значительно слабее, чем в женской. Повседневную одежду шили из домотканой клетчатой или полосатой мелкой пестряди, набойки и почти не украшали.
Наиболее древней частью костюма была туникообразная рубаха. Она мало подвергалась конструктивному изменению. Застежку на планке чаще делали с левой стороны. Такую рубаху называли косоворотка.
Ворот — невысокая стойка. Как обычно, рубаху шили на подоплеке. Под спину и грудь подшивался с внутренней стороны кусок ткани.
Фактура ткани данных портов — косые рубчики в елочку. Толстая льняная ткань по своей прочности и цвету напоминает джинсовую ткань.
ЖЕНСКИЙ БУДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Архангельская губерния.
Кофта, атлас, ситец, кружево.
Сарафан. Кумач, холст, тесьма.
Повойник. Кумач.
Платок. Кашемир, набойка, Павлов Посад
Сарафан на кокетке с прямой сборчатой юбкой не получил на Севере широкого распространения. По покрою он представлял собой полуплатье. Кокетка — с выкройными проймами и плечиками-лямками. Нижняя часть сарафана заложена в мелкие складки и пришита к кокетке выше линии груди.
Будничные головные узоры женщин — повойники — в виде шапочки из ситца, не украшали. Комплекс дополнял павлово-посадский платок из красного кашемира, с набивным рисунком. Широкая кайма с узором из красных, синих, желтых цветов и зеленых листьев покрывала почти всю поверхность платка. Набивные шерстяные шали как нельзя лучше соответствовали русской традиции костюма скрывать форму женского тела. В последней четверти XIX — начале XX века они прочно вошли как в городской, так и в деревенский быт.
СЕНОКОСНАЯ ОДЕЖДА
Конец XIX века. Пинега
Женский костюм. Рфаха-исцельница. Льняное полотно, кружево,
вышивка строчкой, росписью.
Пояс. Лен, мулине, тканье в бердышке.
Мужской костюм. Рубаха Льняное полотно, тесьма.
Порты. Льняное полотно.
Пояс. Лен, шерсть, тканье в бердышке
По древнему обычаю все крестьянские работы делились на женские и мужские. Только сенокос был единственным праздником в
совместном труде. Специально предназначенная для сенокоса одежда была удобной и практичной; широкий край ее не стеснял движения, белый цвет отпугивал гнуса.
Длинная туникообразная женская рубаха-исцельница скроена из цельного полотнища льняной ткани. Широкие, длинные рукава сужены у кисти и заканчивались обшлагами. Украшением их служила вышивка строчкой и росписью, выполненная белыми льняными нитями, а также кружева, сплетенные на коклюшках. Отсюда второе название рубахи – коклюшница.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ
Начало XX века. Вологодская губерния.
Кофта-рукава. Шерсть, лен, бархат, сатин, тесьма, ремизное ткачество.
Сарафан-дольник. Шерсть, крашенина, машинное кружево, тесьма, ткачество.
Передник. Гарус, сатин, ситец, тесьма.
Головной убор-сборник. Холст, картон (основа), кумач, ситец, шитье золотными нитями.
Платок. Ситец, фабрика Баранова
В комплексе данного женского костюма проявлялась взаимосвязь различных групп населения.
Бытование в этих местах сарафана—дольника — отголоски одежды служилых людей, выходцев из западных регионов России — однодворцев. Полихромный узор дольника состоял из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане.
Распашная кофта до талии — рукава — изготовлена из полушерстяной ткани ремизного ткачества. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. Отделка черным бархатом, сложный крой кофты с втачными рукавами — свидетельство проникновения в деревенский быт элементов городской моды. Передник шили преимущественно из покупной ткани и завязывали высоко под грудью.
ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX — начало XX века Пинега
Рубаха-коклюшница. Льняное полотно, кружево, вышивка перевитью по выдергу, росписью.
Сарафан-синяк. Лен, крашенина, тесьма, шерстяной шнур
Наиболее архаичный тип сарафана — косоклинник сохранился на Пинеге до начала XX века Покрой сарафана, вертикальное расположение тесьмы, имитирующей застежку, придавали женской фигуре стройность и величавость.
Широкие, длинные, легко спадающие рукава рубахи-коклюшницы сужены у кисти. Отделкой служит вышивка перевитъю по выдергу и росписью, выполненная белыми нитями.
Костюм выглядел строгим и лаконичным благодаря сочетанию белого и темно-синего цветов. Синяк и коклюшница являлись как праздничной, так и обрядовой одеждой пинежских крестьянок. В разных деревнях региона они входили в венчальный, а также погребальный комплексы костюма.
ДЕВИЧИЙ ГОРОДСКОЙ КОСТЮМ
Конец ХIХ века. Яренск.
Платье. Ивановский ситец, холст, тесьма.
Косынка. Шелковые нити. Сцепное кружево.
Туфли. Кожа.
Влиянию городской моды прежде всего было подвержено купеческое и мещанское население провинциальных городов. Уже в конце XIX века появились крестьяне, приписанные к мещанскому сословию. Многие из вычегодских крестьян уходили в отход, в Петербург. Их называли питереки. Первоначально это влияние выражалось в использовании фабричных тканей, новых головных уборов. Затем изменились формы одежды, манера носить различные дополнения.
Ситец в мелкий растительный рисунок прочно вошел в деревенский быт и использовался в одежде небогатых горожан. Платье из этой ткани по-прежнему шили на подкладе, что позволяло сохранить форму и делало наряд более долговечным. По покрою оно отрезное по линии талии. Застежка лифа спереди на пуговицы. Пышный подол собран в густую мелкую сборку у талии. Расположение отделки традиционное: в нижней части подола и рукавов. Используется объемный декор — пышные сборки, заложенные в байтовые складки.
ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ
Конец XIX — начало XX века. Олонецкая губерния, Каргополье.
Рубаха. Х/б ткань, кумач, вышивка, браное ткачество.
Сарафан. Шелк, ситец, бахрома из золотных нитей.
Коротсна. Парча, ситец.
Кокошник. Галун, кумач, миткаль, шитье бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, низание жемчугом.
Платок. Миткаль, золотное шитье
Стремление придать костюму пышность и величавость проявлялось в каждой детали праздничного комплекса. Прямого, широкий сборчатый сарафан пришел на смену косоклинному. Изменились пропорции костюма. Горизонтальная полоска бахромы из золотных нитей утяжеляла низ костюма Ощущение пышности создавал подклад, подведенный под шелк.
Коротена, нагрудная одежда, вместе с сарафаном представляла единый ансамбль. Трапециевидный силуэт ее создавал дополнительный объем, поддерживал ритм костюма.
Кокошник Каргопольщины в виде шапочки на твердой основе искусно расшит бисером, жемчугом, перламутровыми плашками, спереди украшен густой поднизью. Поверх кокошника в самые большие праздники одевали золотой плат. Вышитый золотными нитями белый плат еще больше подчеркивал богатство головного убора. Кокошники и золотые платы имели женщины из состоятельных семей, носили в первый год замужества и хранили для своих дочерей.
Автор текста и составитель А. Иванова
Фото Н. Аряев
Оформление и макет М. Патрушева
© Архангельский государственный музей деревянного зодчества
© Оформление и макет М. Патрушева
© Текст А. Иванова
Народный русский танцевальный костюм «Аленка»
Лучший русский танцевальный костюм! Этот русский костюм состоит из белой кофточки и сарафана. Первоначально русские костюмы отличались от одного региона к другому. В этом платье-сарафане не только стильно, но и удобно заниматься народными танцами, не ограничивая свободу движений. Узор и фасон этого платья-сарафана хранит старинные традиции и знаки вышивки.
Все наши русские костюмы изготавливаются вручную и могут быть изготовлены на заказ для любого шоу.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА РАЗМЕР | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наш размер (детский возраст) | 1 год | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | 7 лет | 8 лет | 9 лет | 10 лет | 11 лет | 12 лет | |
Высота | дюймов | 34 | 36 | 38½ | 41 | 43 | 45½ | 48 | 50 | 53 | 55 | 57½ | 60 |
см | 86 | 92 | 98 | 104 | 110 | 116 | 122 | 128 | 134 | 140 | 146 | 152 | |
Сундук | дюймов | 21½ | 22 | 22½ | 23 | 23½ | 24 | 24½ | 25 | 26 | 27 | 28 | 30 |
см | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 62 | 64 | 66 | 68 | 72 | 76 | |
Талия | дюймов | 20 | 20½ | 21 | 21¼ | 21½ | 22 | 22½ | 23 | 23¼ | 24 | 25 | 25½ |
см | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 61 | 63 | 65 |
673 Wearing a Russian National Dress Стоковые фото, картинки и изображения
Slav or slavonian people character in ethnic Clothing vector setPREMIUM
Дети и национальности мира вектор: европа набор 2 из 2. набор из 22 символов одетых в разные национальные костюмы .PREMIUM
Девушки в традиционной русской одежде танцуют на полеPREMIUM
Россия, Москва, 27 августа 2017 г. Измайловский парк. международный фотофестиваль.ПРЕМИУМ
Женщина с набором флагов разных стран мира смотрит в камеру. серьезная и уверенная в себе молодая женщина в красном платье на желтом фоне. политический союз и концепция объединенияPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старинный боярский костюм в darl studioPREMIUM
Портрет красивой женщины в русском стиле. красивая русская девушка в традиционной одежде. Русский стиль.ПРЕМИУМ
Портрет красивой женщины в русском стиле. красивая русская девушка в традиционной одежде. русский стиль.ПРЕМИУМ
Молодая улыбающаяся женщина в традиционной русской одежде с большим красным шарфом на голове на фоне заката. PREMIUM
Девушка в русском традиционном костюме. женщина в старинном боярском костюме в стиле ретро в студии darlPREMIUM
Улыбающаяся женщина в традиционной национальной одежде на фоне яркого закатаPREMIUM
Красивая молодая женщина в русской аутентичной национальной красной одежде с орнаментомPREMIUM
Улыбающиеся люди в традиционной русской одежде идут поле – мужчина держит балалайкуPREMIUM
Россия, Белоруссия, Украина. мужчины и женщины в национальной одежде. набор европейских людей, одетых в этническую одежду. герои мультфильмов в традиционных костюмах. восточная европа.PREMIUM
Русская красавица, эмоциональная девушка в традиционном русском костюме и головном уборе очаровательно улыбается и смеетсяPREMIUM
Пара персонажей в национальной одежде алеутов для вашего проекта и др.PREMIUM
Цветочный узор. обои барокко, дамаск. бесшовный векторный фон. черный орнаментPREMIUM
Набор векторных иллюстраций людей из разных стран в национальной одежде. представление о национальности и культуре. векторная иллюстрация в плоском стиле.PREMIUM
Красивая счастливая женщина в традиционном русском платье в зимнем парке. бесшовный векторный фон. белый и золотой цветочный орнамент. графический векторный узорPREMIUM
Славянский или славянский персонаж мужчина и женщина в векторном наборе этнической одежды. ПРЕМИУМ
Девушка в русской народной шали стоит на берегу Белого моря зимой. смехПРЕМИУМ
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Славянский или славянский персонаж мужчина и женщина в векторном наборе этнической одеждыPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро боярский наряд в студии darlPREMIUM
Славянский персонаж в векторном наборе этнической одеждыPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Люди, одетые в костюмы разных стран. дети в национальных костюмах мультяшный векторPREMIUM
Портрет девушки в русской аутентичной национальной красной одежде на деревянном фонеPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Славянский или славянский персонаж в векторном наборе этнической одеждыPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде танцуют и поют песни на открытом воздухе на фоне традиционной старинной деревянной ветряной мельницы. группа счастливых людей в национальной финно-угорской одежде. ПРЕМИУМ
Девушка, стоящая в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Славянский или славянский персонаж в векторном наборе этнической одежды. ПРЕМИУМ
Молодая женщина в традиционной русской одежде стоит в лесу и вскидывает руки. ПРЕМИУМ
Портрет красивой женщины в русском стиле. красивая русская девушка в традиционной одежде. русский стиль.PREMIUM
Славянин или славянский персонаж в векторном наборе этнической одеждыPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Две молодые привлекательные женщины в традиционной русской одежде поют в лесу. одна из них играет на балалайке. PREMIUM
Девушка в русском традиционном костюме стоит. женщина одета в старинный боярский костюм в darl studioPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старинный боярский костюм в darl studioPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро боярский наряд в студии darlPREMIUM
Славянин или славянин персонаж в этнической одежде стоит и улыбается векторный наборPREMIUM
Славянин или славянин персонаж в этнической одежде векторная иллюстрацияPREMIUM
Привлекательная женщина в шарфе и традиционной русской одежде стоит на небольшой пирс у озера, выглядит правильно, позирует для фотоPREMIUM
Молодая женщина в традиционной русской одежде стоит под деревом и смотрит вверхPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде танцуют и поют песни под открытым небом на фоне традиционной старинной деревянной ветряной мельницы. группа счастливых людей в национальной финно-угорской одежде.PREMIUM
Традиционные детские пары персонажей мира одевают девочек и мальчиков в разные национальные костюмы и милые маленькие дети национальности одеваются векторные иллюстрации. PREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский наряд в студии darlPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде сидят на лужайке – один из них играет на аккордеоне.PREMIUM
Векторный эскиз от руки. замечательная молодая блондинка в шарфе и народной жилетке мило улыбается, держит корзину со спелыми сочными фруктами: яблоки, груши, сливы, виноград и сноп колосьев ПРЕМИУМ
Молодая улыбающаяся женщина в традиционной русской одежде танцует на поле – мужчина играет на балалайке на заднем планеPREMIUM
Молодая женщина в традиционной русской одежде стоит под деревом и держит косичкуPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский костюм в студии darlPREMIUM
Маленькая девочка в красном сарафане и кокошнике, ребенок в национальном костюме россии красочная векторная иллюстрацияPREMIUM
Красивые женщины танцовщицы стриптиза, исполняющие русский традиционный народный танец в сверкающих серебряных костюмах, изолированные на белом фонеPREMIUM
Славянка или славянка в векторной иллюстрации этнической одеждыПРЕМИУМ
Портрет красивой женщины в русском стиле. красивая русская девушка в традиционной одежде. русский стиль.PREMIUM
Красивые танцовщицы стриптиза исполняют русский традиционный народный танец в сверкающих серебряных костюмах, изолированные на фоне белого.PREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старый ретро-боярский костюм в студии darlPREMIUM
Векторная мультяшная девочка в традиционном русском костюме. смешная русская народная женщина иллюстрация.ПРЕМИУМ
Славянский или славянский персонаж в этнической одежде векторная иллюстрацияPREMIUM
Славянский или славянский персонаж в этнической одежде векторная иллюстрацияPREMIUM
Портрет красивой женщины в русском стиле. красивая русская девушка в традиционной одежде. русский стиль.PREMIUM
Девушки в национальных костюмах разных стран вектор большой наборPREMIUM
Русские девочки в традиционных костюмах россии поздравления приветствуя праздник с улыбкой счастливый хиджаб вуаль исламPREMIUM
Девушка стоит в русском традиционном костюме. женщина одета в старинный боярский костюм в студии darlPREMIUM
Русская красавица, эмоциональная девушка в традиционном народном русском костюме и головном уборе, очаровательно улыбающаяся и смеющаясяPREMIUM
Красивые женщины-танцовщицы стриптиза, исполняющие русский традиционный народный танец в сверкающих серебряных костюмах, изолированные на белом фонеPREMIUM
Две женщины танцуют в кругу людей – одна из них играет на аккордеоне и поетPREMIUM
Женщины в традиционных костюмах стоят и улыбаются векторный наборPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде идут по полю – мужчина держит балалайкуPREMIUM
Красивая молодая женщина в традиционной русской шляпе и сверкающем бикини, рождественский костюмPREMIUM
Славянин или славянин персонаж в этнической одежде векторная иллюстрацияPREMIUM
Дети в национальных костюмах разных стран набор милых мальчиков и девочек в одежде, представляющей национальностьPREMIUM
Взрослая улыбающаяся женщина в традиционной народной одежде на фоне заката. PREMIUM
Красивая счастливая женщина в традиционной русской одежде в зимнем парке.
Красивая молодая женщина в традиционной русской шляпе и сверкающем бикини, рождественский костюмПРЕМИУМ
Славянка или славянка в векторной иллюстрации этнической одеждыПРЕМИУМ
Две молодые женщины в традиционной русской одежде стоят в поле, одна из них сидит. PREMIUM
Красивая украинская девушка в венке из цветов на фоне деревянных ветряных мельниц в белой этнической рубашке в музее национальной архитектуры в Пирогово. киев, украинаPREMIUM
санкт-петербург, россия – 24 мая 2016 г.: турист позирует с парой в традиционных русских костюмах в петергофском дворце. PREMIUM
люди в традиционной русской одежде стоят на поле на фоне яркого заката – женщина танцыПРЕМИУМ
Русские дети в традиционной одежде.PREMIUM
Мужчина в традиционной русской одежде играет на балалайке, а женщина танцует на поле. женщина одета в старый ретро-боярский костюм в студии darlPREMIUM
Славянка или славянка персонаж в этнической одежде векторная иллюстрацияPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде сидят на лужайке и разговаривают – один из них играет на аккордеоне и улыбаетсяPREMIUM
Люди в традиционной русской одежде разговаривают на поле и веселятся – один из них играет на аккордеоне и поет.