Мусоргский. Картинки с выставки – Избушка на курьих ножках или Баба-Яга
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ
«Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга»
Первым произведением, появившимся вслед за «Борисом Годуновым», в год первой постановки его, была сюита «Картинки с выставки». Когда после смерти Гартмана Стасов устроил в Петербурге выставку его работ, Мусоргский, вдохновившись ею, написал сюиту и посвятил ее памяти умершего друга.
Это — самое крупное и одновременно самое значительное из всех произведений для рояля, сочиненных Мусоргским. Свое изумительное искусство рисовать в звуках реальные жизненные сценки, воссоздавать облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыки, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.
Он очень вольно подошел к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки. Впервые разнообразные стороны жизни получили такое широкое и красочное воплощение в русской фортепианной музыке.
Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит, наконец, в финал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка», присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передает звучание хора. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик. Она звучит то спокойно, то напряженно, то светло, то скорбно, в зависимости от того, с какими образами она сопоставляется. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. При всем разнообразии, каждая из них, однако, отмечена характерным для Мусоргского восприятием жизни.
В девятой «картинке» образ полон жизни и движения — «Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Однако фантазия Мусоргского изобразила совершенно другое — мощный динамичный образ Бабы-Яги. В начале пьесы слышны какие-то стуки, сердитые выкрики, ворчание. Помните, как в сказках: «Баба-Яга вышла из избушки, сердито крикнула, костылем постучала — и подъехала к ней ступа с пестом и метлой; села Яга в ступу, пестом погоняет, помелом след заметает; свист поднялся в лесу от полета страшной Яги, деревья до земли гнутся, птицы и звери от страха разбегаются». Все это замечательно передано в музыке Мусоргского. Здесь уже нет песенных мелодий, они неуклюжи и резки, как и сам страшный образ злой Яги. Вот уже начался ее полет, музыка становится быстрой, порывистой — мчится свирепая Яга и все сокрушает на своем пути. Затем наступает совершенно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков — то ли полёт, то ли ночной лес. В третьей части резко врывается повтор первой темы, и завершается пьеса переходом без перерыва в финальную пьесу — «Богатырские ворота».
Сюита долго не исполнялась в концертах, пианисты считали ее очень трудной. Первое концертное исполнение состоялось в 1903 году — с большим успехом ее сыграл молодой пианист Г. Н. Беклемишев, впоследствии — профессор Киевской консерватории.
С тех пор «Картинки с выставки» прочно вошли в концертный репертуар пианистов всего мира.
Но признание широкой публики пришло лишь после того, как Морис Равель по той же редакции Римского-Корсакова создал в 1922 свою известную оркестровку, а в 1930 вышла её первая грамзапись. И только в 1931 году, в пятидесятилетнюю годовщину со дня смерти композитора, «Картинки с выставки» были выпущены в соответствии с авторской рукописью в академическом издании «Музгиза», и затем они стали неотъемлемой частью репертуара советских пианистов. В 1975 году увидело свет факсимильное издание рукописи Мусоргского.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки:
«Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга». Прогулка, mp3;
«Избушка на курьих ножках» или «Баба-Яга» (в 2-х вариантах исполнения: в симфоническом и фортепианном), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.
М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга): история, содержание, интересные факты
М.П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)
Баба-Яга. Этот колоритный персонаж русских народных сказок всегда привлекал внимание поэтов, художников и композиторов. Она упоминается в первых строфах гениальной поэмы «Руслан и Людмила» Александра Сергеевича Пушкина. Её живописно в своей картине отобразил художник Виктор Михайлович Васнецов, а композитор Александр Константинович Лядов портрет злой волшебницы красочно нарисовал музыкальными звуками в симфонической миниатюре. Не обошёл своим вниманием всемогущую вещую старуху и Модест Петрович Мусоргский. Он воссоздал образ Бабы-Яги в композиции, которая вошла в его знаменитую сюиту «Картинки с выставки».
Историю создания «Избушки на курьих ножках» Мусоргского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
В последнее десятилетие жизни великому русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому не часто улыбалась удача и над ним то и дело сгущались мрачные тучи. Всё началось с того, что он получил послание от директора императорских театров Степана Александровича Гедеонова об отказе в постановке оперы «Борис Годунов» и вследствие этого композитору необходимо было срочно подготовить новую редакцию произведения, которая в дальнейшем тоже была отвергнута. В результате работа над задуманной им новой исторической оперой «Хованщина» откладывалась на неопределённый срок.
Помимо неудач на композиторском поприще, Модест Петрович получал тяжёлые удары судьбы от потери дорогих его сердцу людей, одним из которых был художник Виктор Александрович Гартман. С этим необычайно талантливым человеком, отличавшимся беспредельным остроумием и артистизмом, Мусоргского познакомил Владимир Васильевич Стасов. Уже с первой минуты знакомства Модест Петрович воспринял Виктора, как близкую себе по духу родственную душу. Впоследствии они часто встречались, чтобы вместе обсудить те или иные события культурной жизни или творческие планы друг друга.
И вот ушёл из жизни любимый Витюша, которому было всего тридцать девять лет. Для Модеста это стало огромным ударом, вылившимся в безмерное горе. Прошло много месяцев, но душевная боль от потери друга у Мусоргского не утихала, и только новость, которую принёс Стасов, его немного успокоила и оживила. Владимир Васильевич известил композитора о том, что намечается проведение выставки художественных работ Виктора Гартмана.
Модест Петрович, будучи одним первых посетителей экспозиции, был растроган и восхищён. Все представленные на вернисаже экспонаты привели его в восторг, однако были произведения, которые заслужили особого внимания композитора, как например изящные часы, выполненные в форме избушки Бабы-Яги, то есть они были на курьих ножках.
После посещения выставки угрюмое настроение Мусоргского заметно изменилось и он, находясь под впечатлением от увиденного, в творческом порыве, за двадцать дней сочинил сюиту, состоящую из десяти миниатюр, объединённых связующей интермедией с названием «Прогулка». В фортепианный цикл вошла яркая пьеса «Избушка на курьих ножках. Баба-Яга». Её фольклорный сюжет композитору навеяли представленные на вернисаже сказочные часы.
После завершения сочинения цикла, Модест Петрович, не мешкая, представил его своим соратникам по «Могучей кучке», а выслушав одобрительные отзывы, приободрился и с душевным подъёмом приступил к работе над «Хованщиной».
Сюита, впоследствии названная Мусоргским «Картинки с выставки», впервые увидела свет лишь спустя пять лет после смерти композитора. Она вышла из печати в 1886 году с редакционными поправками Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Интересные факты
- Свою сюиту «Картинки с выставки» Модест Петрович Мусоргский посвятил умершему другу архитектору Виктору Гартману, выставка творческих работ которого вдохновила композитора на создание этого произведения.
- На выставке работ Гартмана, организованной инициативной группой во главе с Владимиром Васильевичем Стасовым, было представлено около четырёхсот творческих работ, которые были созданы Виктором Александровичем не только в России, но и во время его четырёхлетних странствий по странам Европы. Экспозиция была представлена в феврале и марте 1874 года в помещении Академии художеств.
- Сюита «Картинки с выставки» была написана Модестом Петровичем Мусоргским для фортепиано, однако широкая публика впервые познакомилась с этим произведением в оркестровом варианте осенью 1891 года. Премьерное исполнение цикла на фортепиано состоялось лишь в 1903 году. Его первым исполнителем был Григорий Беклемишев, впоследствии известный пианист и профессор Киевской консерватории.
- Первое издание сюиты «Картинки с выставки» вышли из печати под редакционной обработкой Римского-Корсакова в 1886 году, однако к 50-ти летней годовщине со дня смерти Мусоргского был выпущен оригинальный авторский вариант произведения, который многими известными пианистами, к примеру Святославом Рихтером, признаётся более интересным.
- Выдающийся советский мультипликатор Инесса Алексеевна Ковалевская, разработав тематику, основанную на шедеврах музыкальной классики, в 1984 году выпустила замечательный мультфильм, использовав в нём три композиции из сюиты «Картинки с выставки». Эпизод, озвученный музыкой пьесы ««Избушка на курьих ножках» получился весьма впечатляющим.
Содержание «Избушки на курьих ножках» (Баба-Яга)
«Избушка на курьих ножках». На выставке работ Виктора Гартмана этот экспонат представлял рисунок, отображающий элегантные часы в форме сказочной избушки, стоящей на куриных ногах, однако Мусоргский, взяв за основу данный эскиз, весьма фантазийно его переосмыслил. Композитор в своей одноимённой музыкальной миниатюре, которая в цикл «Картинки с выставки» вошла под номером девять, проиллюстрировал не изящное жилище сказочной волшебницы, как было показано на наброске, а устрашающий образ её хозяйки – злой Бабы-Яги. Будучи искусным мастером изобразительности, Модест Петрович в своей миниатюре, в стиле русских сказок, музыкальными звуками нарисовал фантастическую картинку, в которой над таинственным лесом, размахивая помелом, пролетает страшная Яга. От свиста проносящейся ступы деревья прогибаются до земли, птицы разлетаются в разные стороны, да и звери разбегаются от страха.
Мусоргский заключил композицию в трёхчастную форму и выбрал для неё тональность До мажор. Это может показаться странным, однако автор тематический материал пьесы обильно обогатил альтерированными ступенями и тем самым впечатляюще окрасил его мистическими мрачными красками. Темповые указания «Allegro con brio, feroce» и динамические оттенки фортиссимо и сфорцандо придали музыке залихватский и пугающий характер.
Пьесу открывают резкие аккорды. Изначально они звучат редко, но затем учащаются, как будто имитируют разгон ступы, в которой Баба-Яга поднимается в небо. Здесь нет мелодической линии, а только ломаные зигзагообразные мотивы с неравномерно расставленными акцентами, которые придают фантастическому образу особую злобную свирепость.
В следующем далее среднем разделе характер композиции резко меняется. Тихая, но в то же время тревожная тремолирующая музыка, наполненная таинственными шорохами, изображает Ягу, которая вернулась в свою избушку и над огромным котлом ворожит над колдовским зельем. Вскоре все умолкает и наступает загадочная тишина.
В заключительной части вновь возвращается энергичная первая тема. Она динамично развивается и подводит к каденции, которая представляет собой волну нисходящих, а затем восходящих попеременных октавных звуков.
«Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Эта красочная миниатюра, в которой не только создан яркий образ фольклорного персонажа, но и колоритно отображён эпизод из русской сказки, является ярким примером мастерства музыкальной изобразительности великого русского композитора Модеста Петровича Мусоргского.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Модест Петрович Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга)
703 Баба Яга Стоковые фото, картинки и изображения
Концепт-арт иллюстрация дома ведьмы на деревеPREMIUM
Фотография злой ведьмы фэнтези старомодная древняя деревянная входная дверь хижины и забор из деревянных бревен.PREMIUM
Концепт-арт иллюстрация дома ведьмы на деревеPREMIUM
Набор предметов славянской мифологии, избушка бабы яги на курьих ножках, череп со светящимися глазницами, мухоморы PREMIUM
Баба яга старая ведьма в ступе и избушка на курьих ножках. русская народная сказка открытая книга. изолированные на белом векторная иллюстрация шаржаПРЕМИУМ
3D иллюстрация домика на куриных ножках. русские сказки. дом бабы яги. Сцена диорамы новогодних праздников. 3d иллюстрация высокого качестваPREMIUM
Деревянный домик из волшебной сказки в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.PREMIUM
Сказочный деревянный старинный лесной дом на сваях vectorPREMIUM
Деревянный дом из волшебной сказки в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.ПРЕМИУМ
Деревянный домик из волшебной сказки в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.PREMIUM
Портрет Бабы Яги, ведьма с метлой,PREMIUM
Львов, Украина – 2 января 2022: сказка Ивасыка Телесика в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой.PREMIUM
Деревянный сказочный домик баба яга в краснокутском парке, харьковская область, украинаPREMIUM
Деревянный домик из волшебной сказки в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.PREMIUM
Избушка на курьих ножках идет через болото. персонаж славянских сказок. векторная иллюстрация в классической технике ручной работы тушью. ПРЕМИУМ
Львов, Украина – 2 января 2022 года: сказка Ивасыка Телесика в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой. ПРЕМИУМ
Деревянный сказочный домик бабы яги в краснокутском парке, харьковская область, украинаPREMIUM
Деревянный сказочный домик бабы яги в краснокутском парке, харьковская область, украинаPREMIUM
Львов, украина – 2 января 2022 сказка сказка телесик в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой. PREMIUM
Деревянный сказочный домик бабы яги в краснокутском парке, харьковская область, украинаPREMIUM
Львов, украина – 2 января 2022: сказка Ивасик телесик в исполнении актеров театра театр Марии Заньковецкой.ПРЕМИУМ
Избушка на курьих ножках идет в туманном болотном лесу. мультфильм изолированные векторные иллюстрации. дом славянских сказок.ПРЕМИУМ
Деревянный сказочный домик бабы яги в краснокутском парке, харьковская область, украина. , 2022: сказка Ивасыка Телесика в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой.PREMIUM
Самара, Россия – 13 июня 2021: скульптура сказочного персонажа бабы яги в городском паркеPREMIUM
Портрет лохматой, взлохмаченной и разъяренной ведьмы с палкой в рукахPREMIUM
Избушка на курьих ножках дом бабы яги персонаж из традиционной русской народной сказкиPREMIUM
Львов, украина – 2 января 2022: сказка автора ивасик телесик в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой.ПРЕМИУМ
Портрет лохматой, взлохмаченной и разъяренной ведьмы с палкой в рукахПРЕМИУМ
Избушка на курьих ножках в лесу ночьюПРЕМИУМ
Львов, Украина – 2 января 2022: сказка Ивасыка Телесика в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой. ПРЕМИУМ
Декор дома бабы яги из русской сказки. комната дома в готическом стиле.ПРЕМИУМ
Дом Бабы Яги. старая ведьма из славянского фольклора. сказочная избушка на курьих ножках. vector illustration.PREMIUM
Избушка на курьих ножках — дом бабы-яги, ведьмы из славянского фольклора. страшные истории на хэллоуин. рисованная иллюстрация. антураж с черепами, черной кошкой и пауком.ПРЕМИУМ
Абрамцево, близ города Сергиев Посад, Московская область, Россия, 24 апреля 2021 г.: деревянная беседка из бревенчатого дома под названием “избушка на курьих ножках”, построенная в 1883 году, музей абрамцевоPREMIUM
Деревянная беседка из бревенчатого дома под названием “избушка на курьих ножках” Куриные ножки», построенный в 1883 году, музей абрамцево, абрамцево, близ города сергиев посад, московская область, россияPREMIUM
Самара, россия – 13 июня 2021: скульптура сказочного персонажа бабы яги в городском паркеPREMIUM
Деревянный дом из волшебная сказка в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.ПРЕМИУМ
Портрет юной и дерзкой ведьмы с растрепанными от зимнего ветра волосами и метлой в рукахPREMIUM
Сказочный декоративный домик бабы яги в парке в лесном массиве в натуральную величинуPREMIUM
Горбатая злая ведьма бродит зимой по Лес молодых елейPREMIUM
3d иллюстрация дом на курьих ножках. русские сказки. дом бабы яги. Сцена диорамы новогодних праздников. 3d иллюстрация высокого качестваPREMIUM
Деревянный домик из волшебной сказки в лесу. 3d иллюстрация сюрреалистической хижины бабы яги на куриных ножках в дереве. модель сверхъестественного деревенского коттеджа. славянский фольклор, русская мифология. графический дизайн.ПРЕМИУМ
Ведьма перед пряничным домиком. персонаж немецкой сказки «Гензель и Гретель» (нем. hã¤nsel und gretel). векторная иллюстрация. ПРЕМИУМ
Старая баба-яга, ведьма с белыми волосами и в шляпе на велосипеде на фоне летнего зеленого поля. ПРЕМИУМ
Цыганка с картами смеется глядя в окно под снегомPREMIUM
Масляные краски на холсте. картина с фото, имитация живописи. иллюстрация. сказочный сруб и рынок теплых вязаных вещейПРЕМИУМ
Бревенчатая баня, засыпанная снегом, стоит среди деревьев в солнечный зимний день. здоровый образ жизниPREMIUM
Горбатая злая ведьма бродит зимой по лесу молодых елейPREMIUM
Портрет лохматой, взлохмаченной и разъяренной ведьмы с палкой в рукахPREMIUM
Злая ведьма летит на метле с летучими мышами. плоский векторный силуэт на белом фоне. PREMIUM
Бесшовный узор из куриных ножек. лес, метла, паутина, ведьма, череп, ворон атрибуты колдовства традиционная русская сказкаPREMIUM
Избушка на курьих ножках. деревянный дом фея бабушка яга в лесуPREMIUM
Львов, Украина – 2 января 2022: сказка Ивасик Телесик в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой. PREMIUM
Львов, Украина – 2 января 2022: сказка ивасик телесик в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой.ПРЕМИУМ
Портрет лохматой, взлохмаченной и разъяренной ведьмы с палкой в рукахПРЕМИУМ
Старый традиционный дом в Казанской областиПРЕМИУМ
Горбатая злая ведьма бродит зимой по лесу молодых елейPREMIUM
Избушка на курьих ножках vectorPREMIUM
Баба-яга летит в ступе с метлой в руках. ведьма из русских сказок. мультфильм на белом фоне. vectorPREMIUM
Абрамцево, близ города сергиев посад, московская область, россия, 24 апреля 2021 г.: деревянная беседка из бревенчатого дома под названием “избушка на курьих ножках”, построенная в 1883 году, музей абрамцевоPREMIUM
цыганка с карточками смеется, выглядывая окно под снегомPREMIUM
Портрет лохматой, растрепанной и разъяренной ведьмы с палкой в руках. ПРЕМИУМ
Бревенчатая баня, засыпанная снегом, стоит среди деревьев в солнечный зимний день. ЗОЖПРЕМИУМ
Мягкая игрушка ведьма с цветком. персонаж русских сказок баба яга.PREMIUM
Сказочная милая избушка на белом фоне. нарисовано акварелью.PREMIUM
Цыганка с тыквой и старой книгойPREMIUM
Ведьма сидит на деревяшке в польской деревнеPREMIUM
Черный силуэт ведьмы на метле. векторная икона для хэллоуина.PREMIUM
Львов, Украина – 2 января 2022 года: сказка ивасика телесика в исполнении актеров театра Марии Заньковецкой.PREMIUM
Ведьма, сидящая на деревяшке в польской деревнеPREMIUM
A ведьма с красными глазами сидит на деревяшке в польской деревне. PREMIUM
Ведьма летит на метле. векторная иллюстрация на белом фоне. ПРЕМИУМ
Баба-яга — отрицательный персонаж славянского фольклора. сказочный персонаж на вотчине деда мороза.PREMIUM
Красноглазая ведьма, сидящая на спиле PREMIUM
Баба-яга — отрицательный персонаж славянского фольклора. сказочный персонаж на вотчине деда мороза.PREMIUM
Избушка на курьих ножках сказочной старухи бабы яги на лесной тропинке. PREMIUM
ИзбушкаPREMIUM
Злая баба яга в ступе с волшебным веником в руках собирается взлететьPREMIUM
Баба-яга (старая ведьма из славянского фольклора) с метлой в руках сидит на большой деревянной ступе. векторная иллюстрацияPREMIUM
Модель сказочной хижины на курьих ножках. дом бабы ягиPREMIUM
Сказочная азбука. буква ю. баба яга из русских народных сказокPREMIUM
Рыжеволосая девочка сидит на крыльце избушки бабы яги.PREMIUM
Крупный план игрушечного деревянного домика на курьих ножках в саду на фоне зеленой травы в теплый летний день. дом бабы яги из сказокPREMIUM
Баба-яга — отрицательный персонаж славянского фольклора. сказочный персонаж на вотчине санта-клауса. ПРЕМИУМ
Избушка на курьих ножках дом бабы яги сказочный персонаж гравировка векторная иллюстрация. имитация стиля скретч-борда. рисованное изображение.PREMIUM
ХижинаPREMIUM
Ведьма сидит на деревяшках в зеленой травеPREMIUM
Кто-то в противогазе сидит вокруг хижины с щипцами в руках -иллюстрацияPREMIUM
Модель сказочной хижины на курьих ножках. дом бабы ягиPREMIUM
Россия, усадьба абрамцево 1 марта 2020 года, вид на дом бабы яги, фото сделано пасмурным зимним днемPREMIUM
Баба яга – отрицательный персонаж славянского фольклора. сказочный персонаж на вотчине санта-клауса.PREMIUM
Ведьма, сидящая на деревяшке в польской деревнеPREMIUM
Старинный русский сказочный персонаж домовойPREMIUM
Мультяшная славянская ведьма (баба-яга), летящая на метле в поза йоги.PREMIUM
Винтажный русский сказочный домовойPREMIUM
Старая ведьма с тенью силуэта метлы на текстурированном фоне. страшная улыбающаяся тень ведьмы. Хэллоуин фон.ПРЕМИУМ
Хижина стоит на курьих ножках. деревянный дом фея бабушка яга в лесуPREMIUM
Россия, усадьба абрамцево 1 марта 2020 года, вид на дом бабы яги, фото сделано пасмурным зимним днемPREMIUM
Баба Яга – Энциклопедия всемирной истории
Баба Яга ведьма из славянского фольклор, которая живет в волшебной хижине в лесу и либо помогает, либо заключает в тюрьму, либо ест тех, кто встречается на ее пути. Она является одним из самых известных персонажей славянских сказок и в наши дни нашла поклонников среди тех, кто видит в ней воплощение женской силы и независимости.
Ее имя часто означает «Бабушка-ведьма», хотя это оспаривается, и нет единого мнения о значении Yaga . Впервые она упоминается в книге по русской грамматике в 1755 году, но считается, что она существовала в устной традиции славянских сказок гораздо раньше. Хотя она обычно является злодеем в любом произведении, в котором она появляется, она также может предложить помощь и понимается скорее как персонаж-обманщик, который поощряет трансформацию, чем стандартная фигура злой ведьмы.
Удалить рекламу
Реклама
Баба Яга, вероятно, наиболее известна по рассказу Василиса Прекрасная , в котором она непреднамеренно освобождает героиню от тирании мачехи и сводных сестер, но также фигурирует в других известных сказках, таких как Царевна-лягушка и Баба Яга и Добросердечная девочка , в которой она играет аналогичную роль. Ряд ее сказок следуют парадигме истории Золушки , где она играет роль Феи-крестной, но с явно зловещим поворотом.
Поскольку она живет вне норм общества и всегда по своим правилам, она стала олицетворением концепции женской силы и эмансипации в современную эпоху. Книги, фильмы и телешоу упоминают ее сегодня в этой роли, и, хотя она сохраняет свой угрожающий характер, ее все чаще считают источником мудрости и силы, а не олицетворением зла.
Удалить рекламу
Реклама
YouTube
Следите за нами на Youtube!
Изображение, возможное происхождение и имя
Баба Яга изображена в виде огромной уродливой старухи, которая живет в избушке, построенной на четырех высоких куриных ножках, которые могут поворачиваться или перемещаться по команде. Ее часто видят драпированной над печью или полулежащей в избе по всему пространству, касаясь большим носом потолка. Когда она выходит из дома, она едет в ступе, приводимой в движение пестиком, в одной руке, а в другой держит метлу, которой стирает любые следы своих следов.
Баба-Яга обычно означает «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.
Она обычно покидает свою хижину утром, возвращается вечером и командует стаей черных гусей, которые кружат по небу в поисках детей. В рассказе Черные гуси Бабы Яги двое непослушных детей, Ольга и Сергей, ускользают из дома, пока их мать находится на рынке – после того, как она предупредила их не выходить, пока летят гуси, – и Сергея похищают. подняли и отнесли к бабе-яге в избушку обедать. Ольга может спасти своего брата с помощью магических предметов, и они усваивают урок о том, что не слушают свою мать.
Любите историю?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
В этой истории, как и во многих других, Баба-Яга — могущественная ведьма, которая питается детьми, но, согласно ученому Андреасу Джонсу в его обширной книге на эту тему, она, возможно, изначально была славянской богиней и Матерью-Землей. Джонс цитирует ученого Михаила Чулкова, который отмечает значительное сходство между Бабой-Ягой и древней богиней смерти, известной как Ягайя-баба:
.
Славяне почитали под этим именем богиню подземного мира, представляя ее устрашающей фигурой, сидящей в железной ступе, с железным пестиком в руках; они приносили ей кровавую жертву, думая, что она кормит ею двух приписываемых ей внучек и что она сама наслаждается пролитием крови. (16)
Упоминание Чулковым внучек Ягая-бабы отражает еще одно сходство между богиней и более поздней ведьмой в том, что Баба-Яга иногда изображается с двумя дочерьми или двумя сестрами. Некоторые ученые, по сути, называют фигуру во множественном числе Бабой-Ягой, по сути, все это одно и то же существо, только их различия самые поверхностные.
Удалить рекламу
Реклама
Другие ученые считают, что изначально она была олицетворением природы, которая поочередно может быть жестокой или доброй, или грозовой тучей или бурей, в то время как другие утверждали, что она олицетворяет плуг, который ломает (ранит) землю, чтобы можно было сажать, удобрять и рост сельскохозяйственных культур. Джонс цитирует ученого Мэтью Гатри, который, кажется, отвергает интерпретацию плуга в пользу теории Богини Смерти, утверждая, что Баба Яга является славянской версией греческой богини Персефоны.
Избушка Бабы Яги
Иван Билибин (общественное достояние)
Согласно легенде, она происходит от дьявола, по словам ученого Василия Левшина, цитируемого Джонсом:
Желая состряпать самую совершенную сущность зла, дьявол сварил в котле двенадцать гадких женщин. Чтобы уловить суть, он собрал пар во рту, а затем, не задумываясь, сплюнул в котел. Из этой смеси вышла Баба Яга, самое совершенное зло. (13)
Обычно ее изображают в этом духе, независимо от того, что хорошего может произойти из ее действий, и поэтому можно утверждать, что то, что могло вдохновить фигуру, не имеет значения, поскольку она стала известна как олицетворение зла. Ни одна интерпретация ее происхождения не является общепризнанной, и то же самое относится и к ее имени. Johns пишет:
Удалить рекламу
Реклама
В древнерусском языке слово баба могло относиться к повивальной бабке, колдунье или гадалке, а стандартное современное русское слово «бабушка» ( бабушка ) происходит от него. Баба в современном русском языке также является уничижительным термином для женщины … Происхождение и значение Яга гораздо более неясны и вызвали несколько различных интерпретаций среди лингвистов. (10)
Среди многих предлагаемых вариантов: болезнь, болезнь, ужас, холод, злая лесная нимфа, ведьма, злая женщина, ярость, ярость, гнев, пытка, боль и тревога, змея, змея, жена дяди, мачеха, тетя и мать. Джонс цитирует ученого Брайана Купера, который утверждает, что «имя предполагает олицетворение удушающего угнетения», и заключает, что «несмотря на неясное происхождение, имя Бабы Яги хорошо известно по всей России. Как и слово «ведьма», иага использовалось сельскими жителями как нелестное обозначение «старых, сварливых и некрасивых женщин» (11). Таким образом, это имя обычно можно понять как означающее «Бабушка-ведьма», даже если это не прямой перевод.
Хотя она похищает и ест детей и, кажется, охотится за ними в течение дня, чтобы поужинать, Баба-Яга также служит катализатором перемен. Есть ряд сказок, в которых она действует как агент трансформации, помогая героине или герою в самореализации и завершении поиска. В этих сказках и даже в других, где она изображена как злодейка, Баба Яга олицетворяет мифологический архетип трикстера.
Фигурка Трикстера
Трикстер фигурирует в мифологии культур по всему миру, но следует помнить, что эти «мифологии» когда-то понимались как религиозные верования, столь же значимые, как и любые существующие в наши дни. Трикстер был признан богом или эманацией верховного божества, который вмешивался в жизнь других божеств, людей и мира природы — по какой-то причине или вообще без причины — поощряя трансформацию. Каким бы неприятным ни был опыт общения с трикстером, человек был вынужден выйти из своей зоны комфорта в новое состояние — часто повышенное состояние — осознания себя и мира.
Удалить рекламу
Реклама
Один из самых известных персонажей-обманщиков — Локи из скандинавской мифологии, который постоянно враждует с богами Асгарда, но несет ответственность за ряд их самых ценных магических предметов, включая молот Тора и копье Одина. Однако трикстер появляется во многих других системах верований, в том числе как Койот в системах верований коренных американцев, как Эсу в религии йоруба в Западной Африке и как Далекая Богиня / Око Ра в древнеегипетской религии.
Баба Яга
Иван Билибин (общественное достояние)
Великий швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (р. 1875-1961) отметил сходство этих и других систем убеждений и предположил, что трикстер является проявлением другого психологического архетипа, Тени, темного и неизвестного аспекта личности. и общинная личность, обычно отвергаемая или подавляемая. Тень появляется в снах, видениях, религиозных сказаниях и легендах, представляя то, чего человек боится или, по крайней мере, находит в себе неприятным. Комментарии Юнга:
[Обманщик] — предтеча спасителя и, как и он, Бога, человека и зверя одновременно. Он одновременно недочеловек и сверхчеловек, звериное и божественное существо, главной и наиболее тревожной чертой которого является его бессознательное. Из-за этого его покидают его (очевидно, люди) товарищи, что, кажется, указывает на то, что он упал ниже их уровня сознания. (263)
Баба-Яга точно подходит под это определение, поскольку она воплощает в себе как недочеловеческие, так и сверхчеловеческие качества в отказе от сознания социальных норм и способности действовать свободно — бессознательно — вне их. Она одновременно звериная в своей охоте за добычей и божественная в своих сверхъестественных способностях полета, изменения формы и магических заклинаний.
Василиса Прекрасная
Баба-Яга как обманщик наиболее ярко выражена в самой известной из ее сказок Василиса Прекрасная . Василиса счастливо живет с матерью и отцом, пока ей не исполнится восемь лет, когда ее мать заболевает и зовет ее на смертное ложе, давая ей волшебную куклу, которая помогает ей в жизни. Она должна всегда держать куклу при себе, в секрете от всех остальных, и предлагать ей еду и питье всякий раз, когда она сталкивается с какой-либо проблемой, чтобы получить помощь. После смерти матери ее отец женится на женщине с двумя дочерьми, которая завидует красоте Василисы и оскорбляет ее, давая ей тяжелые задания, с которыми ее отец ничего не может поделать, так как находится в командировках. Василиса может выполнять эти задачи только с помощью своей куклы.
Как только Василиса и ее сводные сестры достигают брачного возраста, мачеха отказывает всем женихам Василисы, говоря им, что она не может выйти замуж, пока ее старшие сестры не найдут себе мужей. В надежде избавиться от Василисы мачеха все время отправляет ее в лес с поручениями:
.
Теперь в глубине этого леса была зеленая лужайка, на которой стояла убогая избушка на курьих ножках. В этом доме жила Баба Яга, старая бабушка-ведьма. Никто не смел подойти к избушке, потому что Баба Яга ела людей. Мачеха Василисы отправляла ее в лес в надежде, что она встретит ведьму и будет съедена. Однако куколка показала ей, где растут кусты, цветы и ягоды, и не подпустила к избушке на курьих ножках. Каждый раз, когда Василиса возвращалась целой и невредимой, мачеха ненавидела ее все больше и больше. (Вигинтон, 26)
Наконец, Василису отправляют прямо к избушке Бабы-Яги просить огня. Она видит, как мимо проносятся три всадника — белый, красный и черный — которые несут сумерки, рассвет и ночь соответственно, и прибывает к избушке Бабы Яги незадолго до наступления темноты:
Хижину окружала стена из человеческих костей, увенчанная черепами. Ворота в стене имели петли, сделанные из костей человеческих ног, и замки из челюстных костей с острыми зубьями. Василиса в ужасе замерла при виде этого зрелища… Вдруг лес наполнился страшным шумом — стоны деревьев, скрипели их ветки и шуршали листья. Баба Яга прилетела из леса. Она ехала в большой железной ступе и гоняла ее пестиком. Подойдя, она замела за собой след кухонной метлой. (Вигинтон, 28-29)
Баба-яга требует объяснить, почему девочка здесь, и соглашается отдать ей огонь в обмен на работу. Она поручает Василисе невыполнимые задания, которые та может выполнить с помощью своей куклы. Василиса какое-то время остается с ведьмой в качестве ее служанки, и ей становится любопытно несколько вещей, но Баба-Яга предупреждает ее, что «не каждый вопрос ведет к добру», даже если она позволяет ей спрашивать, что она хочет. Василиса понимает подразумеваемую угрозу и спрашивает только о всадниках, по-видимому, приводя в ярость Бабу-Ягу, которая требует знать, почему она не будет спрашивать больше. Василиса отвечает, что делает только то, что предложила Баба-Яга, а затем еще больше приводит ведьму в бешенство, когда ее спрашивают, как она смогла выполнить все задания. Она осторожно отвечает, что благословение матери позволило ей, и Баба-Яга, отвергнув все благословение, велит ей уйти.
Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем.
Баба-яга отправляет ее домой с черепом, содержащим огонь, за которым ее послали принести, и, как только он вносится в дом, он сжигает злую мачеху и сводных сестер дотла. После этого Василиса и ее кукла покидают дом, она становится швеей и с помощью куклы производит такое сильное впечатление на короля, что он влюбляется в нее, и они женятся и живут долго и счастливо.
В этой сказке, как и в других, таких как Царевна-лягушка и Мария Моревна , Баба Яга действует как катализатор трансформации. Кукла выполняет все невыполнимые задания, данные Василисе, но именно Баба-Яга поручает их, предостерегает девочку от лишних вопросов (и тем самым уберегает ее от слишком далекого прощупывания опасной территории) и дает ей череп. что освобождает ее от жестокой тирании мачехи.
Вывод
В Царевна-Лягушка Баба Яга и ее сестры играют ключевую роль, помогая князю Ивану воссоединиться со своей сбежавшей принцессой после того, как он предал ее доверие, а в Мария Моревна, именно Баба Яга невольно обеспечивает Принца Алексей с лошадью, которая позволяет ему освободить из плена свою настоящую любовь Марию. Она никогда не изображается доброй, любящей или гостеприимной — за исключением тех случаев, когда она думает, что встречает свой ужин, — но всегда вызывает перемены в жизни центрального персонажа или персонажей и обеспечивает необходимые элементы для их трансформации и освобождения.
В истории Бабы Яги и доброй девочки молодая девушка и ее отец-вдовец наслаждаются днями вместе, пока он не женится во второй раз, а мачеха заканчивает их совместную жизнь и жестоко обращается с ребенком без ведома отца. Как и в сказке о Василисе, мачеха отправляет девочку в лес, надеясь, что Баба-Яга убьет ее, но по пути она проявляет доброту к различным стихиям в лесу, которые помогают ей сбежать, когда она достигает хижины, где Баба-Яга пытается сделать из нее еду. Как только она возвращается домой и отец заставляет ее объяснить, где она была, мачеху выгоняют из дома, а отец и дочь возвращаются к своей прежней совместной жизни.
Баба Яга Васнецова
Виктор Михайлович Васнецов (общественное достояние)
В этой сказке, как и в других упомянутых, Баба Яга выступает катализатором перемен. Хотя Баба-Яга традиционно изображается как фигура, связанная с тьмой, злом, каннибализмом и смертью, по сути, она является преобразователем. Ее неприятие социальных норм позволяет ей бессознательно действовать в соответствии со своими желаниями, и при этом она меняет жизнь тех, кто входит в ее сферу влияния.