Иван крестьянский сын картинки: Картинки из сказки Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо (40 картинок) 🔥

Сказка “Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст”

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь; у этого царя на дворе был столб, а в этом столбе три кольца: одно золотое, другое серебряное, а третье медное. В одну ночь царю привиделся такой сон: будто у золотого кольца был привязан конь — что ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц. Поутру встал он и приказал клич кликать: кто этот сон рассудит и коня того достанет, за того свою дочь отдам и половину царства в придачу. Собралось на царский клич множество князей, бояр и всяких господ; думали, думали — никто не может сна растолковать, никто не берется коня достать.

Наконец доложили царю, что у такого-то нищего старичка есть сын Иван, который может сон растолковать и коня достать. Царь приказал призвать его. Призвали Ивана. Спрашивает его царь: «Рассудишь ли ты мой сон и достанешь ли коня?» Иван отвечает: «Расскажи наперед, что за сон и какой тебе конь надобен?» Царь говорит: «В прошлой ночи привиделось мне, будто у золотого кольца на моем дворе был привязан конь — что ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц». — «Это не сон, а быль; потому что в прошлую ночь на этом коне приезжал к тебе двенадцатиглавый змей и хотел царевну украсть». — «А можно ли достать этого коня?» Иван отвечает: «Можно — только тогда, как минет мне пятнадцать лет». В то время было Ивану только двенадцать годочков; царь взял его во дворец, кормил и поил до пятнадцати.

Вот как минуло Ивану пятнадцать лет, сказал он царю: «Давай, государь, мне коня, на котором можно б доехать до того места, где змей находится». Царь повел его в конюшни и показал всех своих лошадей; только он не мог ни одной выбрать по своей силе и тяжести: как наложит на которую лошадь свою богатырскую руку, та и упадет. И сказал он царю: «Пусти меня в чистое поле поискать себе под силу коня». Царь его отпустил.

Иван крестьянский сын три года искал, нигде не мог сыскать. Идет со слезами обратно к царю. Попадается ему навстречу старичок и спрашивает: «Что ты, парень, плачешь?» Он ему на спрос грубо отвечал, просто-напросто от себя прогнал; старик молвил: «Смотри, малый, не помяни меня». Иван немного отошел от старика, подумал сам с собою: «За что я старика обидел? Стары люди много знают». Воротился, догнал старика, упал ему в ноги и сказал: «Дедушка, прости меня, со кручины тебя обидел. Я плачу вот о чем: три года ходил я по полю по разным табунам — нигде не мог сыскать по себе коня». Старик отвечает: «Поди в такое-то село, там у мужичка на конюшне стоит кобыла, а от той кобылы народился паршивый жеребенок; ты возьми его и выкорми: он тебе будет под силу». Иван поклонился старику и пошел в село.

Приходит к мужику прямо в конюшню, увидал кобылу с паршивым жеребенком и наложил на того жеребенка руку. Жеребенок нимало не поробил; он взял его у крестьянина, покормил несколько времени, приехал к царю и рассказал ему, как добыл себе коня. Потом стал сряжаться в гости к змею. Царь спросил: «Сколько тебе, Иван крестьянский сын, надобно силы?» Отвечает Иван: «На что мне твоя сила? Я один могу достать; разве только для посылок дай человек шесть». Дал ему царь шесть человек; вот они собрались и поехали.

Долго ли, коротко ли они ехали — никому не ведомо; ведомо только то, что приехали они к огненной реке, через реку мост лежит, а кругом реки огромный лес. В том лесу раскинули они шатер, достали разных напитков, начали пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын говорит товарищам: «Давайте, ребята, каждую ночь поочередно караулить: не будет ли кто проезжать через эту реку?» И случилось так: кто ни пойдет из его товарищей караул держать, всякий напьется с вечера пьян и ничего не видит.

Наконец пошел караулить Иван крестьянский сын; смотрит: в самую полуночь едет через реку змей о трех головах и подает голос: «Нет мне ни спорщика, ни наговорщика; есть разве один спорщик и наговорщик — Иван крестьянский сын, да и того ворон в пузыре костей не заносил!» Иван крестьянский сын из-под моста выскочил: «Врешь ты! Я здесь». — «А если здесь, то давай поспорим». И выехал змей против Ивана на коне, а Иван выступил пеший, размахнулся своей саблею и срубил змею все три головы, а коня себе взял и привязал у шатра.

На другую ночь Иван крестьянский сын убил шестиглавого змея, на третью ночь девятиглавого и побросал их в огненную реку. А как пошел караулить на четвертую ночь, то приехал к нему двенадцатиглавый змей и стал говорить гневно: «Кто таков Иван крестьянский сын? Сейчас выходи ко мне! Зачем побил моих сыновей?» Иван крестьянский сын выступил и сказал: «Позволь мне наперед сходить к своему шатру; а после сражаться будем». — «Хорошо, ступай!» Иван побежал к товарищам: «Ну, ребята, вот вам таз, смотрите в него; когда он полон нальется крови, приезжайте ко мне». Воротился и стал против змея, и когда они разошлись и ударились, то Иван с первого раза срубил у змея четыре головы, а сам по колена в землю ушел; во второй раз разошлись — Иван три головы срубил, а сам по пояс в землю ушел; в третий раз разошлись — еще три головы отсек, сам по грудь ушел; наконец одну срубил — по шейку ушел. Тогда только вспомянули про него товарищи, посмотрели в таз и увидели, что кровь через край льется; прибежали и срубили у змея последнюю голову, а Ивана из земли вытащили. Иван крестьянский сын взял змеиного коня и увел к шатру.

Вот прошла ночь, настает утро; начали добрые молодцы пить, есть, веселиться. Иван крестьянский сын встал от веселья и сказал своим товарищам: «Вы, ребята, меня подождите!» — а сам оборотился котом, пошел по мосту через огненную реку, пришел в тот дом, где змеи жили, и стал дружиться с тамошними кошками. А в целом доме осталось в живых только сама змеиха да три ее снохи; сидят они в горнице и говорят между собою: «Как бы нам злодея Ивана крестьянского сына сгубить?» Малая сноха говорит: «Куда б ни поехал Иван крестьянский сын, сделаю на пути голод, а сама оборочусь яблоней; как он съест яблочко, сейчас разорвет его!» Средняя сказала: «А я на пути их сделаю жажду и оборочусь колодцем; пусть попробует выпить!» Старшая сказала: «А я наведу сон, а сама сделаюсь кроватью; если Иван крестьянский сын ляжет, то сейчас помрет!» Наконец сама свекровь сказала: «А я разину пасть свою от земли до неба и всех их пожру!» Иван крестьянский сын выслушал все, что они говорили, вышел из горницы, оборотился человеком и пришел к своим товарищам: «Ну, ребята, сряжайтесь в путь!»

Собрались, поехали в путь, и в первый раз на пути сделался ужасный голод, так что нечего было перекусить; видят они — стоит яблоня; товарищи Ивановы хотели нарвать яблоков, но Иван не велел. «Это, — говорит, — не яблоня!» — и начал ее рубить; из яблони кровь пошла. Во второй раз напала на них жажда; Иван увидал колодец, не велел пить, начал его рубить — из колодца кровь потекла. В третий раз напал на них сон; стоит на дороге кровать, Иван и ее изрубил. Подъезжают они к пасти, разинутой от земли до неба; что делать? Вздумали с разлету через пасть скакать. Никто не мог перескочить; только перескочил один Иван крестьянский
сын: вынес его из беды чудесный конь — что ни шерстинка, то серебринка, а во лбу светел месяц.

Приехал он к одной реке; у той реки стоит избенка. Тут попадается ему навстречу мужичок сам с перст, усы на семь верст и говорит ему: «Отдай мне коня; а коли не отдашь честью, то насилкой возьму!» Отвечает Иван: «Отойди от меня, проклятый гад, покудова тебя конем не раздавил!» Мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сшиб его наземь, сел на коня и уехал. Входит Иван в избенку и сильно о коне тужит. В той избенке лежит на печи безногий-безрукий и говорит Ивану: «Послушай, добрый молодец — не знаю, как тебя по имени назвать; зачем ты связывался с ним бороться? Я не этакий был богатырь, как ты; да и то он у меня и руки и ноги отъел!» — «За что?» — «А за то, что я у него на столе хлеб поел!» Иван начал спрашивать, как бы назад коня достать? Говорит ему безногий-безрукий: «Ступай на такую-то реку, сними перевоз, три года перевози, ни с кого денег не бери; разве тогда достанешь!»

Иван крестьянский сын поклонился ему, пошел на реку, снял перевоз и целых три года перевозил безденежно. Однажды случилось ему перевозить трех старичков, они дают ему денег, он не берет. «Скажи, добрый молодец, почему ты денег не берешь?» Он отвечает: «По обещанию». — «По какому?» — «У меня ехидный человек коня отбил; так меня добрые люди научили, чтоб я перевоз снял да три года ни с кого денег не брал». Старички сказали: «Пожалуй, Иван крестьянский сын, мы готовы тебе услужить — твоего коня достать». — «Помогите, родимые!» Старички были не простые люди: это был Студенец, Обжора и колдун. Колдун вышел на берег, нарисовал на песке лодку и говорит: «Ну, братцы, видите вы эту лодку?» — «Видим!» — «Садитесь в нее». Сели все четверо в эту лодку. Говорит колдун: «Ну, легкая лодочка, сослужи мне службу, как прежде служила».

Вдруг лодка поднялась по воздуху и мигом, словно стрела, из лука пущенная, привезла их к большой каменистой горе. У той горы дом стоит, а в доме живет сам с перст, а усы на семь верст. Послали старики Ивана коня спрашивать. Иван начал коня просить; мужичок сам с пёрст, усы на семь верст сказал ему: «Украдь у царя дочь и привези ко мне, тогда отдам коня». Иван сказал про то своим товарищам, и тотчас они его оставили, а сами к царю отправились. Приезжают; царь узнал, почто они приехали, и приказал слугам баню истопить, докрасна накалить: пусть де задохнутся! После попросил гостей в баню: они поблагодарили и пошли. Колдун велел наперед Студенцу идти. Студенец взошел в баню и прохладил; вот они вымылись, выпарились и пришли к царю. Царь приказал
большой обед подавать; множество всяких яств на стол было подано. Обжора принялся и всё поел. Ночью собрались гости потихоньку, украли царевну, привезли к мужичку сам с пёрст, усы на семь верст; царевну ему отдавали, а коня выручали.

Иван крестьянский сын поклонился старичкам, сел на коня и поехал к царю. Ехал, ехал, остановился в чистом поле отдохнуть, разбил шатер и лег опочив держать. Проснулся, хвать — подле него царевна лежит. Он обрадовался, начал ее спрашивать: «Как сюда угодила?» Царевна сказала: «Я оборотилась булавкою да в твой воротник воткнулась». В ту ж минуту оборотилась она опять булавкою; Иван крестьянский сын воткнул ее в воротник и поехал дальше. Приезжает к царю; царь увидал чудного коня, принимает доброго молодца с честию и рассказывает, как у него дочь украли. Иван говорит: «Не горюй, государь! Я ее назад привез». Вышел в другую комнату; царевна оборотилась красной девицей. Иван взял ее за руку и привел к царю. Царь еще больше возрадовался, взял себе коня, а дочь отдал замуж за Ивана крестьянского сына. Иван и поныне живет с молодой женою.

Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо » Страница 3 » Для детей и родителей

Отвечает ей змеиха:
– И ты хорошо придумала! Ну, невестки мои любезные, если вы их не сгубите, то завтра я сама догоню их и всех троих проглочу.
Выслушал Иван – крестьянский сын все это и вернулся к братьям.
– Ну что, нашел ты свой платочек? – спрашивают братья.
– Нашел.
– И стоило время на это тратить!
– Стоило, братцы!
После того собрались братья и поехали домой.Едут они степями, едут лугами. А день такой жаркий, что терпенья нет, жажда измучила. Смотрят братья – стоит колодец, в колодце серебряный ковшик плавает. Говорят они Ивану:
– Давай, братец, остановимся, холодной водицы попьем и коней напоим.
– Неизвестно, какая в том колодце вода, – отвечает Иван. – Может, гнилая да грязная.
Соскочил он со своего коня доброго, начал этот колодец мечом сечь да рубить. Завыл колодец, заревел дурным голосом. Вдруг спустился туман, жара спала, и пить не хочется.
– Вот видите, братцы, какая вода в колодце была! – говорит Иван.

Поехали они дальше.
Долго ли, коротко ли – увидели яблоньку. Висят на ней яблоки спелые да румяные.
Соскочили братья с коней, хотели было яблочки рвать, а Иван – крестьянский сын забежал вперед и давай яблоню мечом сечь да рубить. Завыла яблоня, закричала…
– Видите, братцы, какая это яблоня? Невкусные на ней яблоки!
Сели братья на коней и поехали дальше.
Ехали они, ехали и сильно утомились. Смотрят – лежит на поле ковер мягкий, и на нем подушки пуховые.
– Полежим на этом ковре, отдохнем немного! – говорят братья.
– Нет, братцы, не мягко будет на этом ковре лежать! – отвечает Иван.
Рассердились на него братья:
– Что ты за указчик нам: того нельзя, другого нельзя!

Иван в ответ ни словечка не сказал, снял свой кушак и на ковер бросил. Вспыхнул кушак пламенем – ничего не осталось на месте.
– Вот и с вами то же было бы! – говорит Иван братьям.
Подошел он к ковру и давай мечом ковер да подушки на мелкие лоскутки рубить. Изрубил, разбросал в стороны и говорит:

– Напрасно вы, братцы, ворчали на меня! Ведь и колодец, и яблонька, и ковер этот – все чудо-юдовы жены были. Хотели они нас погубить, да не удалось им это: сами все погибли!
Поехали братья дальше.
Много ли, мало ли проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, загудел: летит за ними сама старая змеиха. Разинула пасть от неба до земли – хочет Ивана с братьями проглотить. Тут молодцы, не будь дурны, вытащили из своих котомок дорожных по пуду соли и бросили змеихе в пасть.
Обрадовалась змеиха – думала, что Ивана – крестьянского сына с братьями захватила. Остановилась и стала жевать соль. А как распробовала да поняла, что это не добрые молодцы, снова помчалась в погоню.
Видит Иван, что беда неминучая, – припустил коня во всю прыть, а братья за ним. Скакали-скакали, скакали-скакали…
Смотрят – стоит кузница, а в той кузнице двенадцать кузнецов работают.
– Кузнецы, кузнецы, – говорит Иван, – пустите нас в свою кузницу!
Пустили кузнецы братьев, сами за ними кузницу на двенадцать железных дверей закрыли, на двенадцать кованых замков.
Подлетела змеиха к кузнице и кричит:
– Кузнецы, кузнецы, отдайте мне Ивана – крестьянского сына с братьями! А кузнецы ей в ответ:
– Пролижи языком двенадцать железных дверей, тогда и возьмешь!

Принялась змеиха лизать железные двери. Лизала-лизала, лизала-лизала – одиннадцать дверей пролизала. Осталась всего одна дверь…
Устала змеиха, села отдохнуть.
Тут Иван – крестьянский сын выскочил из кузницы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сыру землю. Рассыпалась она мелким прахом, а ветер тот прах во все стороны развеял. С тех пор все чуда-юда да змеи в том краю повывелись, без страха люди жить стали.

А Иван – крестьянский сын с братьями вернулся домой, к отцу, к матери, и стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать.
И сейчас живут.

Страницы: 1 2 3

Сказки с картинками

Русские Чудесные Сказки Поста Уиллера


Русский
Чудесные сказки
Post Wheeler

Таблица
содержания

Форвард

Царь
Салтан

Василиса
красивая

Конек-Горбунок

Царевич
Иван, Жар-птица и Серый волк

Мария
Моревна

Мартин
Крестьянский сын

Перо Финиста Сокола

Лягушка-Царевна

Шмат-Разум

Маленькая
Сын Медведя

Василий
Несчастливый

Царевич
Петр и Волшебник


Русский
Сказки Главная страница

СурЛаЛун
Главная страница сказок

 

Вперед

THE Русские сказки (сказац = рассказать)
составляют массу народных сказок, широко распространенных по всей России.
Передаваясь путем постоянного повторения из поколения в поколение,
владение, общее крестьянской избе и княжескому дворцу того времени, когда
истории не было, они сегодня, от Архангельска до Черного моря,
и от Сибири до Балтики, почти такая же часть жизни
люди как сам язык. Их приключения связаны с сотней
фразы в просторечии; их герои вглядываются с каждой страницы славянского
литература; и копающийся в исторических развалинах находит каждый посеянный слой
толстый от осколков сказки до самой основы легенды.

Для случайного взгляда сказки, помимо
их незнакомая номенклатура, кажется, не сильно отличается от
сказки других народов. У дикой и чудесной машины есть все хитрости
которые принадлежат к массе фольклора, принадлежащей индоевропейскому народу.
группа наций. Здесь, однако, внешнее сходство в большом
мера прекращается. Видно, что истинный «волшебный» элемент делает
не преобладают. Не только отношения между человеком и духовным
мир другой, но сам этот духовный мир менее знаком.
поле сказок – не столько сказочная страна, сколько природная страна чудес,
приближаясь по своему разнообразию и великолепию к удивлению “Империи
«Тысяча ночей и одна ночь». Кто сочинил эти сказки?
В каких формах они впервые появились? И как объяснить огромное
количество их разновидностей и влияние, которым они обладают на миллионы
славянской расы, которые каждый день рассказывают их своим детям?

Россия долго не задавала себе эти вопросы.
Еще немногим более века назад она считала сказки маленьких
интерес к миру культуры. Ранние русские писатели считали
их с легким любопытством, и не имел представления об их происхождении. Первое
печатные коллекции были созданы только в конце восемнадцатого века,
а следующий наполовину ушел до “научного” коллекционера
появился. Затем стал проявляться активный интерес к ним, и это
незадолго до того, как серьезное изучение убедило студентов литературы
что мало того, что эта скрытая выдумка народа восходит к
самого начала славянской расы, но что ее сказки были прямыми потомками
мифов о первобытной природе и что их варианты сохранились в
обличье чудесных сказок для ребенка, сохранившиеся фрагменты великого
оригинальный эпос, в свое время изображавший языческую мифологию
старославяне: что предполагаемая цель менее детской выдумки, на самом деле,
выводил свое высокое происхождение от самих древних богов.

Эти старые значения для кассира исчезли
много веков назад. Единственные вещи сказки картины, которые являются общими
русской деревенской жизни сегодня — это то, что в России никогда не меняется —
широкая, продуваемая всеми ветрами степь и дремучий лес, любовь к животному миру и
товарищество коня, страх и ужас долгой зимней стужи,
и страстный прием весеннего солнца. Что угодно
они могут сказать, что студент говорит на языке, теперь непонятном крестьянину,
кто менее всего сознавал, что в этих многовековых повторениях
были переданы новой эре картины неизгладимые, хотя и размытые
и неясный, древний век, времена, обычаи, религия и божества
уже не свой.

Для начала сказки надо
восходят к тому далекому времени, когда ранние славяне, расставшись с
родительского стада в Средней Азии, добрались до Руси, развивая там свои
мифомасса и создание своей иерархии языческих богов. Эти боги, хорошо
и зло, были олицетворением сил природы. Религия
средоточием которых они были, была, таким образом, религия природы, и на ней
привили систему поклонения предкам, мало чем отличавшуюся от других
Восточные формы. И представления расы об этих богах и материальных
мир, душа, рождение и уход человеческой жизни, индивидуальное
отношения к божествам и своим собратьям, а также разнообразные обряды
в которых закреплялись верования и обычаи, воплощались в массе
мифы, все более или менее вариации первичного солнечного мифа, с которым
все нации, кажется, начали свои космогонии.

Заря христианства-поздно на Руси-ознаменована
закат этих древних божеств. Новая византийская вера в своей непреодолимой
прогресса, либо полностью уничтожили их память, либо перенесли
атрибуты сохранению христианских святых, оставив их мифы
борьба за существование против постоянно растущего веса иностранной легенды.
И по мере того как форма старой языческой религии все более и более сливалась с
новые, эти мифы погрузились под поверхность повседневной жизни
народ, а первобытная мифология с ее символикой была забыта.

Демиург стал первым просто сверхъестественным
существо, приспешник или слуга человека и эфирная обитель старых богов
просто таинственная верхняя страна за видимым небом, населенная
волшебные существа, изображенные в группе сказок, которые являются славянскими
эквиваленты истории «Джек и бобовый стебель». В следующий
шагу эти сверхъестественные существа спустились в плоскость псевдоисторического,
и, наконец, слились с реальным, став старыми чемпионами
новую веру, как, например, сподвижники Владимира, которые ввели
Христианство на Руси. Наконец, они растворились в чисто воображаемом.
Благодаря этому славянский бог-громовержец (Перун) постепенно затонул.
степени к Христиану Паладину, к условному «Иван-царевичу»
сказки, и в последнем шаге к дружелюбному зверю-жар-птице,
героический конь, помогающий волк и медведь, постоянное появление которых
придает рассказам такое удивительное разнообразие происшествий. Божества
зло претерпело аналогичный процесс, превратившись в Кощея, Бабу Ягу и
множество злобных существ, которых побеждает герой сказки.

Со временем форма мифа тоже
ухудшилось, как и содержание. Сказки потеряли связность, став
разделены на эпизоды, которые, в свою очередь, распались на сборники
просто осколки. Они стали локализованы в разных версиях, каждая из
которая сохраняла или отбрасывала детали по своему провинциальному усмотрению, в результате
являясь невероятным повторением вариантов одного и того же фундаментального
сказка. Одновременно шел и противоположный процесс: подобные фрагменты
слились и сгруппировались вокруг одной оси инцидента, в конечном
увеличивая умножение. Чтоб сказки, как они сегодня появляются,
представляют собой не набор отдельных сказок, а сложную мозаику,
чьи фрагменты цвета и инцидента современный адаптер (например, Пушкин
или Ershoff) производит различные и сильно окрашенные рисунки на калейдоскопической
принцип.

Такова, вкратце, родословная русского
сказки, от поэтической символики первобытной религии до презираемой
Золушки художественной литературы, от почитаемой драмы высших богов до группы
крестьянских “бабиных сказок”.

К сожалению, англоязычный
мир имеет плохую маленькую возможность познакомиться с этими наивными,
старосветские истории, хотя они ничуть не страдают по сравнению с
немецкий Marchen, о котором существует такая внушительная литература
по-английски. «Русские народные сказки» г-на В. Р. С. Ралстона, изданные в 1873 г.,
был прежде всего не сборником, а трактатом о славянском фольклоре,
и, возможно, по этой причине его захватывающая и научная ценность не
добиться для сказок популярности, которой они вполне заслуживают. И помимо этого,
насколько мне известно, но имеется еще одна известная коллекция.
В 1874 году историк Петр Николаевич Полевой опубликовал тридцать шесть
сказок Афанасьева (за единственным исключением ни одна из них не цитировалась
в работе г-на Ралстона), по-разному рекомбинированные и разработанные, в томе
предназначен для детей, и из этих версий двадцать пять были переведены на английский язык.
г-н Р. Нисбет Бейн.

Двенадцать сказок, из которых состоит настоящий том.
состоят, отчасти, в результате попытки выбрать типы тех
мотивы широчайшего распространения по всей России, с учетом
учитывать количество различных вариантов и массу населения, чтобы
которые известны каждому. Также была предпринята попытка объединить родственные
варианты и согласовать детали — результат в каждом случае будет в некотором смысле
составной – и относиться к каждому в той или иной степени методом и манерой
народные сказки Западной Европы.

Слово, пусть краткое, о современных сказках было бы неполным без
ссылка на Билибина, чьи совершенно очаровательные иллюстрации в последнее время
годы придали им своеобразный художественный характер. Нет художника-декоратора
в России так присоединился к движению, которое снова привело к
знакомо использовать яркие и характерные условности русского искусства
средневековья; и можно сказать, что он никоим образом не стал более милым
себя русскому народу, чем изысканной простотой метода
и прекрасную оценку художественных ценностей, которые он привнес в свое лечение
сказки. В этих картинах он снова зажег старые мифы.
в современных волшебных сказках, которые так свежи и прекрасны, часть молодежи
русского ребенка, доставшегося ему из того волшебного прошлого и того
заколдованная земля, воспоминания о чудесах которой двигали карандашом Пушкина, когда
он написал:

“Есть русская душа! Самая
запах России!
Там был и я, и пил его медовый напиток!
Я видел зеленый дуб у синего моря-океана,
Под ним я уселся, чтобы перечислить пока ученый кот
Рассказывал мне свои истории!”

КОЛЕСО СТОЛБА.
Санкт-Петербург,
20 августа 1911 года.


текст пришел из:

Уилер, почта. Русские Чудо-Сказки .
Нью-Йорк: The Century Company, 1912 год.
Купить книгу в мягкой обложке
.

Подробнее об изменениях, внесенных в
текст и различные издания этой книги см. в моих примечаниях
Об этой книге.


В наличии
с Amazon.com

 

© Хайди
Энн Хайнер, SurLaLune Fairy Tales
Электронная почта: [email protected]
Последнее обновление страницы: 8 мая 2005 г.
www.surlalunefairytales.com

Иван III | Биография, факты, прозвище, определение и достижения

Иван III

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
22 января 1440 г.
Москва
Россия
Умер:
27 октября 1505 г. (65 лет)
Москва
Россия
Дом / Династия:
Рюриковичи 9 династия0187

Известные члены семьи:
отец Василий II
сын Василий III

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Иван III , он же Иван Великий или русский Иван Великий , прозвище Иван Васильевич , (род. 22 января 1440, Москва — умер 27 октября 1505, Москва), великий князь Московский (1462–1505), которые покорили большую часть великорусских земель путем завоевания или добровольной верности князей, снова отвоевали части Украины у Польши и Литвы и отказались от прежнего подчинения татарам монгольского происхождения. Он также заложил административные основы централизованного Российского государства.

Молодость и царствование

Иван родился в разгар гражданской войны, бушевавшей между сторонниками его отца, великого князя Московского Василия II, и сторонниками его мятежных дядей. Его ранняя жизнь была драматичной и бурной: когда его отец был арестован и ослеплен своим двоюродным братом в 1446 году, Ивана сначала спрятали в монастыре, а затем контрабандой вывезли в безопасное место, но позже в том же году предательски передали похитителям отца; вскоре после освобождения отца, в том же году, Иван был торжественно обручен — по чисто политическим соображениям — с дочерью великого князя тверского, на которой женился в 1452 г. В последние годы царствования отца он приобрел опыт в искусстве войны и правительства. В возрасте 12 лет он был номинально назначен командующим военной экспедицией, направленной для борьбы с остатками внутренних врагов его отца на крайнем севере; а в 18 лет возглавил успешный поход против татар на юг. Василий II умер 27 марта 1462 года, и ему наследовал Иван на посту великого князя Московского.

Еще из Британники

Россия: Иван III

Мало что известно о деятельности Ивана в начале его правления. Помимо серии спорадических и в основном успешных походов против его восточных соседей, казанских татар, очевидно, не было ничего, кроме рутинного управления, чтобы занять его. Но его личная жизнь вскоре коренным образом изменилась. В 1467 году его невеста детства умерла (возможно, отравлена), оставив ему только одного сына. Ввиду примитивного состояния московской медицины и явного нежелания братьев Ивана видеть, что царская линия продолжалась дольше, чем это было необходимо, вероятность того, что сын умер раньше отца и, таким образом, лишил его наследника, казалась слишком реальной, и другая жена пришлось искать. Любопытно, что инициатива, похоже, исходила извне; в 1469 г.Кардинал Виссарион написал из Рима, предлагая Ивану руку его подопечной и ученицы Зои Палеолог, племянницы последнего императора Византии. Прошло три года, прежде чем Зоя, которая, въехав в Москву, сменила имя на Софию (а может быть, и веру на православие), вышла замуж за Ивана в Кремле.

Среднее княжение

К моменту воцарения Ивана многие великорусские земли еще не были под властью Москвы; Украина и верховья Оки входили в состав польско-литовского союза, а сам Иван, по крайней мере номинально, был данником золотоордынского хана. Он поставил перед собой задачу отвоевать у Польши-Литвы украинские владения своих предков. Но прежде надо было присоединить или покорить самостоятельные великорусские земли и отказаться от порабощения татарам.

После того, как Казанская Орда на его восточном фланге была временно бессильна рядом походов (1467–1469), Иван попытался подчинить себе Новгород и его огромную северную империю. Он неоднократно вторгался в Новгород, формально принуждал его принять его суверенитет (1478 г.), лишил его последних остатков политической свободы, секуляризировал большие участки его церковных земель, аннексировал его колонии и заменил многих его граждан надежными элементами из своего собственного домены. К 1489 году Новгород больше не мог сопротивляться Ивану. Из оставшихся русских земель, еще технически независимых в 1462 г., Ярославль и Ростов были присоединены по договору (1463 и 1474 соответственно). Тверь оказала небольшое сопротивление и смиренно уступила Москве в 1485 году. Только Рязань и Псков сохранили свою независимость ценой жалкого подчинения своему виртуальному сюзерену.

Освобождение от подчинения золотоордынскому хану Ахмеду пришло в 1480 году. Чтобы уравновесить дружбу Ахмеда с Польшей и Литвой, Иван заключил бесценный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем. После победоносного похода Ивана в 1480 г. Ахмед вывел свои войска из владений Ивана, и хотя сыновья Ахмеда продолжали беспокоить Москву и Крым до своего окончательного поражения в 1502 г., Иван с 1480 г. уже не считал себя вассалом хана и вступил в поле европейской дипломатии как независимого суверена. Тактом и дипломатией ему удалось сохранить дружбу с Менгли и избежать серьезных неприятностей в Казани до конца своего царствования.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подписаться сейчас

В 1480 году Ивану также пришлось столкнуться с опасностью восстания двух его братьев Андрея и Бориса, которые были возмущены его своевольным присвоением имений их покойного старшего брата. Они дезертировали со своими армиями к западным границам, но в конце концов вернулись и признали территориальные приобретения и первенство Ивана.

Позднее царствование

В 1490 году от подагры умер старший сын Ивана от первой жены. Его неумело лечил врач-еврей, привезенный в Россию братом Софьи, и Иван заподозрил нечестную игру. Теперь ему предстояло решить вопрос, кто будет его наследником — сын старшего сына Дмитрий (род. 1483) или старший сын от Софьи Василий (род. 1479).). Семь лет он колебался. Затем, в 1497 году, он назначил Дмитрия наследником. София, стремясь закрепить за своим сыном трон, планировала восстание против мужа, но заговор был раскрыт. Иван опозорил Софью и Василия и венчал Дмитрия великим князем (1498 г.).

Однако в 1500 г. Василий вновь восстал и перешел на сторону литовцев. Иван был вынужден пойти на компромисс. На том этапе войны с Литвой он не мог рисковать полным отчуждением сына и жены. И вот, в 1502 году он дал титул Василию и заточил Дмитрия и его мать Елену.

Домашняя политика Ивана заключалась в централизации управления путем лишения удельных князей земли и власти. Что касается бояр, то они были лишены большей части своей власти и быстро казнены или заключены в тюрьму, если подозревались в измене. В царствование Ивана было положено начало системе поместий , по которой слуги великого князя получали вотчины на основе пожизненного владения и при условии верной службы.

Последние годы Ивана были годами разочарований. Война против Литвы не закончилась так убедительно и удовлетворительно, как он ожидал, — большая часть Украины все еще находилась в руках странно жизнерадостного врага; его церковные планы секуляризации церковных земель были сорваны на Соборе 1503 г., и Казанское ханство, столь тщательно нейтрализованное при Иване, начало избавляться от московской опеки. Иван умер осенью 1505 г.

Наследие

С точки зрения политического успеха, великий князь XV века Иван III был величайшим из всех потомков Рюрика, известного основателя России. Ни один правитель Московии до Петра I Великого, два века спустя, не сделал больше для закрепления и развития достижений своих предшественников, для укрепления власти монарха или для закладки основ централизованного государства. Посредством хитрой дипломатии и проницательно рассчитанной агрессии Иван не только сделал Московию великой державой, с которой считались правители и дипломаты Европы, но и привел в движение отвоевание Украины у Польши и Литвы.

Несмотря на свои великие достижения, Иван умер неоплаканным и, казалось бы, нелюбимым. На редкость мало известно о нем как о человеке. Он был высоким и худым, с небольшой сутулостью. Говорят, что женщины падали в обморок в его присутствии, настолько они пугались его устрашающего взгляда. Его единственными известными удовольствиями были постель и стол. Современники умалчивают о его достоинствах. Однако мало кто из ученых недооценил роль Ивана в создании Русского государства, и никто не оспаривает значение его дипломатических и военных успехов. Может быть, чрезмерная осторожность его характера, отсутствие порыва и гламура, а также самая тупость этого человека помешали историкам повсеместно признать прозвище «Великий», впервые приписанное ему австрийским послом в семье его сына.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *